№2664
Мы все держим кулачки за Инну Бельтюкову
Компания Good (ООО "Компания ГУД") в одностороннем порядке расторгает договор о сотрудничестве с туроператором «Капитал тур» в связи с невыполнением им своих обязательств. Решение было принято в пятницу 12 ноября, официальная информация должна быть сегодня размещена на сайте Good.ru. Сегодня же компания Good направит соответствующее уведомление ключевым авиаперевозчикам.
Напомним, в прошедшую пятницу туристы «Капитала» в аэропорту «Шереметьево» столкнулись с проблемами при регистрации на рейсы в Ларнаку, Дубай и Барселону. Как заявили в «Аэрофлоте», авиабилеты пассажиров не были оплачены. После некоторой задержки в Дубай и Барселону туристов все же отправили. В Ларнаку клиентам «Капитала» удалось улететь лишь на следующий день. При этом гостиницу застрявшим в Москве туристам из регионов туроператор предложил оплачивать самостоятельно.
Компания Good принимает более чем серьезное решение, которое может привести к необратимым последствиям. Именно через это агентство «Капитал тур» покупает авиабилеты «Аэрофлота» – напрямую перевозчик с туроператором не сотрудничает по тем же причинам, по которым расторг договор Good. «Капитал» летает на «Аэрофлоте» по 18 направлениям, включая Денпасар, Бангкок, Гоа, Пунта Кану, Дубай, Тель-Авив, Париж, Софию, Прагу, Барселону и т.д. В общей сложности это около 1500 мест в неделю.
Правда, Good принял еще одно важное решение: те билеты, которые уже выписаны «Капиталом», аннулированы не будут, несмотря на то, что они не оплачены. Глубина продажи туров «Капитала» достигает, как минимум, февраля – Новый год, зимние каникулы, горнолыжка. А билеты выписаны, по некоторой информации, до вторника 16 ноября. Что будет дальше?
Генеральный директор «Капитал тура» Инна Бельтюкова – личность, несомненно, неординарная и самая яркая в российском турбизнесе. У нее удивительный дар убеждения, потрясающее самообладание и, судя по всему, «адреналинозависимый» организм. Инна Владимировна не раз попадала в, казалось бы, тупиковые ситуации, но всегда находила выход из создавшегося положения.
В начале августа 2003 года, всего через 7 месяцев после скандального расставания (под Новый год!) со своим первенцем «Инной тур», чета Бельтюковых объявила о создании новой компании, и, по российским меркам, крупной – около 40 направлений, 115 сотрудников. Туроператор планировал за 2004 год отправить 45 тыс. туристов – и перевыполнил обязательства, обслужив более 52 тыс. человек. При этом компания сразу начала удивлять рынок беспрецедентными комиссионными (до 20%), щедрыми подарками лучшим агентствам (автомобиль) и прочими приманками.
По итогам первого же года работы «Капитал» занял 17-ю позицию из 50 в рейтинге туроператоров, которые с 2002 составляет газета «Туринфо». В 2005 году компания поднялась на 10 место. В 2006-м стала шестой, в 2007-м была седьмой. В 2008 поделила 4-5 место с «Натали турс». А в прошлом году стала третьей, пропустив вперед лишь группу OTI («Корал», «Санмар» и т.д.) и «Интурист».
Признаюсь, есть у меня ощущение, что Инна Бельтюкова обладает способностью гипноза, причем массового. С момента создания «Капитала» и вплоть до минувшей пятницы практически ни разу в печать не просачивалась негативная информация о туроператоре. Хотя кризисы в жизни компании случались, и нешуточные, и рынок активно это обсуждал. Правда, повторюсь, Инна Владимировна до сих пор все проблемы решала – надо отдать ей должное, защищать интересы своего бизнеса она умеет.
Сейчас «заговор молчания» вокруг «Капитала» нарушен, и не случайно – терпение кредиторов лопнуло (см. следующий материал). Эту проблему туроператору решить будет очень нелегко. Мы все держим кулачки за Инну Бельтюкову. Никому не нужно банкротство туроператора, тем более такого крупного. Ни туристам, купившим туры. Ни турагентам – для многих рикошет может стать катастрофой. Не хотят этого даже конкуренты, которым совсем ни к чему закручивание гаек в сфере турбизнеса. Да и «за державу обидно».
В 2009 году валовая выручка «Капитала» составила 16106,90 млн. рублей. Несложно подсчитать, что средний ежедневный оборот туроператора – более 44 млн. рублей. Финансовые гарантии ответственности предоставлены страховой компанией «Инногарант» - в объеме 100 млн. рублей. Это чуть более двух дней продаж. (Ирина Тюрина, RATA-news)
Счета «Капитал Тура» заблокированы из-за долгов
На прошлой неделе банковские счета туроператора "Капитал Тур" были арестованы. Об этом «Коммерсанту» сообщил председатель правления Московского кредитного банка (МКБ) Александр Николашин. Он пояснил, что до ноябрьских праздников туроператор должен был вернуть МКБ около 45 млн. руб., но так и не сделал этого. Поэтому банк в качестве обеспечительных мер добился в суде ареста счетов должника. Так, на открытый в «Мастер-банке» счет ООО "Капитал Тур" наложен арест в пределах 44,304 млн. руб., следует из постановления Останкинского отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Москве от 11 ноября.
Генеральный директор "Капитал Тур" Инна Бельтюкова подтвердила, что счета компании, открытые в «Мастер-банке» и других банках, действительно заблокированы по инициативе МКБ. "Уже в понедельник мы проведем переговоры с МКБ, чтобы урегулировать конфликт, и, надеюсь, сумеем найти компромисс", - сказала она. Г-н Николашин также отметил, что банк открыт для диалога.
О крайне тяжелом финансовом положении "Капитал Тур" на рынке заговорили еще в минувшем сентябре. Однако тогда банки-кредиторы уверяли, что поводов для беспокойства нет. Действительно, из имеющегося в распоряжении "Коммерсанта" протокола совещания кредиторов туроператора от 23 сентября следует, что тогда банки договорились воздержаться от односторонних действий, способных еще больше ухудшить финансовое состояние "Капитал Тур". Общая задолженность оператора перед девятью банками, в том числе «Мастер-банком», "Глобэксом", МФК, «Росбанком», на тот момент составляла $42 млн. (около 1,3 млрд. руб.). Сейчас, по информации RATA-news, эта сумма выросла до $48 млн. Крупнейшим кредитором, как указано в протоколе, является «Мастер-банк» (сумма не раскрывается). Известно, что в мае с.г. «Глобэкс» выдал «Капиталу» €3 млн. на полгода.
Но банки - не единственные кредиторы "Капитал Тур". В конце октября другая структура туроператора - ООО «Компания "Капитал Тур"» - заключила в арбитражном суде Москвы мировое соглашение с ЗАО "Ред Вингс", по которому оператор обязуется погасить авиакомпании Red Wings до конца ноября почти 14,6 млн. руб. задолженности. Еще 15,8 млн. руб. требует через суд с ООО "Капитал Тур" страховая компания "Москва"» (обеспечивает клиентов туроператора медицинскими страховками). Ну и «по мелочи» еще наберется. Например, по данным RATA-news, за прошедшую выставку «Отдых» туроператор до сих пор не заплатил 900 тыс. руб.
Финансовая ответственность «Капитал Тур» застрахована на 100 млн. руб. в ООО "Страховая компания "Инногарант"". При усредненной стоимости тура 31 тыс. руб. этих средств хватит на 3,2 тыс. человек.
Создается первая саморегулируемая организация турагентов
Вопрос создания саморегулируемых организаций (СРО) в сфере туризма обсуждается уже давно. В частности, эта тема была главной в повестке дня последнего заседания правления Российского союза туриндустрии. Ранее о необходимости создания агентской СРО говорил в своем выступлении на ХI съезде РСТ генеральный директор управляющей компании «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов. Мы поинтересовались у г-на Агафонова, делается ли что-то для реализации этого проекта, и выяснили, что процесс создания первой агентской СРО начался. Сейчас формируется состав учредителей из числа авторитетных участников этого сегмента рынка.
- Сергей, вы говорите о первой агентской организации. Полагаете, будут и другие? И сколько их может быть создано?
- Конечно, могут появиться и другие, почему нет? Закон их число в сфере туризма не ограничивает. И обязательного членства в них от участников рынка не требует. Возможно, появятся свои агентские СРО в регионах. Будет, с кем сотрудничать.
- Если членство в СРО необязательно, зачем спешить с его созданием?
- Судя по тому, что происходит в других отраслях, власть взяла твердый курс на развитие саморегулирования, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. И если создавать СРО все равно придется, лучше это делать не впопыхах. Тем более что процесс этот небыстрый, в том числе из-за множества юридических формальностей.
Но дело не только в позиции государства. Ситуация на агентском рынке накаляется, всему рынку известно, что это серьезная проблема. Надо искать эффективные формы и госрегулирования, и саморегулирования агентской деятельности, а точнее их органичного сочетания. Надо спокойно поработать над механизмом функционирования агентского СРО, продумать систему взаимодействия с органами управления туризмом. Надо сделать так, чтобы членство в СРО со временем стало еще одним критерием потребительского выбора, как это происходит сейчас с принадлежностью к агентским сетям. И, в то же время, важно, чтобы это членство было не слишком обременительным для агентов, большинство из которых относятся к категории микробизнеса. Найти такой алгоритм – дело непростое. На это тоже потребуется время.
- А сколько времени понадобится для регистрации СРО?
- Не менее полугода, но, полагаю, не больше года. Поэтому работать над решением поставленных задач мы начали уже сейчас.
- Кто-нибудь заявил уже о поддержке проекта?
- Заинтересованность проявили и агентские сети, и независимые агентства. Стратегическую и организационную поддержку обеспечивают издательский дом «Тонкости продаж», юридическое агентство «Персона Грата» и, естественно, РСТ. Сами они не могут быть членами СРО, поскольку агентской деятельностью не занимаются, но в попечительский совет представители войдут, и их практическая помощь, несомненно, будет весомой. Хочу подчеркнуть, что проект это отраслевой, он может осуществляться либо на основе реального партнерства, либо с помощью административного ресурса - власти могут погнать в СРО силком. Мы реализуем первый вариант.
Прокомментировать поддержку проекта агентского СРО мы попросили генерального директора юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова. «Для нас это продолжение работы, начатой в рамках создания генерального реестра турагентств, нашей повседневной профессиональной деятельности, в том числе в РСТ, - сказал г-н Мохов. - Надеюсь, и сам процесс создания СРО стимулирует активность агентского сообщества для коллективного поиска решений наиболее острых проблем».
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько на вопрос RATA-news по поводу создания агентского СРО ответил кратко: «Мы обещали на съезде и заседании правления поддерживать процесс развития механизмов саморегулирования. Что и делаем. Разумеется, с учетом интересов членов РСТ, в данном случае, турагентств.
Слухи о дефиците мест на Новый год преувеличены
Утверждения многих средств массовой информации о том, что новогодние туры за рубеж в Европу уже практически проданы, не подтверждаются. Как показал наш опрос, мест нет лишь на регулярных рейсах в популярные города, а также в самых востребованных гостиницах на горнолыжных курортах. Но в ассортименте операторов еще немало предложений по любым направлениям, причем на некоторых из них активные продажи начались лишь на прошлой неделе. Возможно, как раз благодаря преждевременным заявлениям о «новогоднем дефиците».
Игорь Козлов, генеральный директор «Асент Трэвел»: «У нас продано 90-95% горнолыжных туров на 2 и 9 января. На эти традиционно самые востребованные каникулярные даты выгодные по соотношению цена-качество гостиницы ушли давно, еще в октябре. Остались лишь наиболее дорогие или расположенные далеко от подъемников отели. Но еще немало турпакетов предлагается на вылеты 26, 28 и 30 декабря. В целом не продано еще 20-25% новогодних туров, но поскольку впереди еще полтора месяца, у нас нет сомнений, что все будет реализовано.
Что касается отдельных направлений, то в этом году Франция пользуется меньшим спросом и продается медленнее, чем Италия и Австрия. Италия вообще растет в последние три года очень бурно, и даже повышенный в сравнении с прошлым годом на 25% объем перевозки был успешно реализован. Австрия традиционно хорошо продается на праздники, в этом году на направлении все сбалансировано и нет особых проблем. В целом по Италии у нас объемы вырастут на 40%, по Австрии – на 15%, по Франции – на 10%. По Швейцарии мы в этом году приложили больше усилий, раньше начали продажи, поэтому ожидаем 20% роста. На а по Скандинавии после слияния с «Рострэвелом» наши объемы выросли не на проценты, а в разы. Особого демпинга на лыжных направлениях я не вижу. Все продают по себестоимости плюс небольшая прибыль».
Виктор Леонтьев, генеральный директор «Ван Борк»: «В дорогом горнолыжном сегменте мест действительно не хватает, но такая ситуация обычна для этого времени года. Сейчас еще можно найти номера, хотя их немного, в хороших горнолыжных отелях во Франции – в Куршевеле, Валь д’Изере. Правда, в основном на даты с конца декабря. На начало января есть места в Межеве. Пока есть комнаты в швейцарских Гштадте и Церматте. Правда, номера появляются, если вдруг кто-то отказывается от гарантий, в свободной продаже их нет. С европейской "экскурсионкой" вообще нет проблем - для индивидуалов, с которыми мы работаем, номера можно найти всегда.
Глубину продаж высокой не назовешь, но эту ситуацию мы наблюдаем уже два года. Правда, в последние две недели клиенты оживилась. Пошли заказы не только на Новый год, но и на посленовогодний период, на вторую половину января, февраль. В целом, объем продаж в этом году у нашей компании вырастет по сравнению с 2009 годом на 25-30%. Уже сейчас рост превышает 20%, и брони еще идут, в том числе, на ближайшие даты».
Операторы по Европе отмечают, что реальные проблемы с местами возникли на тех направлениях, куда летают только регулярные рейсы, и нет возможности поставить чартеры. Уже несколько лет самые популярные даты вылетов – сразу после Нового года, а не конец декабря, как это было раньше. Туристы предпочитают провести праздник дома, а потом лететь за рубеж. 2011 год не станет в этом плане исключением.
Татьяна Ванд, генеральный директор «Ванд Интернешнл тур»: «Там, где нет чартеров – Париж, Рим и т.д. – регулярные рейсы закрыты. В Прагу, Барселону, куда ставятся чартеры, места есть. Есть также места на регулярных рейсах в Афины, Лиссабон. Что касается горных лыж, на 2 января проданы вся Австрия и Италия, остались Франция и Андорра. В целом продаем мы больше, чем в 2009 году, но прибыльность снизилась из-за не просто демпинга, а супердемпинга на рынке. Количество чартеров растет вопреки всякому разуму».
Светлана Никифорова, директор по перевозке компании «Ланта-тур вояж»: «Какие-то даты действительно проданы, но далеко не все. Регулярные рейсы на Париж закрыты, и дополнительные места взять нельзя, но наш чартер на Лилль еще не продан. На Прагу также не хватило мест на регулярных рейсах, так что операторы ставят дополнительные цепочки на Пардубице. Поэтому в нашем ассортименте пока есть и Франция, и Чехия. Италия также вся есть. В этом году бронирование Нового года началось раньше, и по сравнению с прошлым годом объем вырос в 3-4 раза. Но, поскольку рейсов больше, чем нужно, идет большой демпинг по Гоа, Таиланду, Кубе».
Татьяна Зотова, коммерческий директор компании «Лабиринт»: «Новый год продается хорошо, я бы сказала, активнее, чем в прошлом году. Финляндия и Скандинавия вообще традиционно популярны на Новый год, хорошо продаются круизы по Балтике из Санкт-Петербурга. Но до завершения продаж еще далеко. По любым нашим направлениям – Финляндии, Скандинавии, экзотике, России – предложений много».
В Восточной Европе хороший спрос на туры в Чехию. Операторы продали свои регулярные блоки и ставят дополнительные чартерные цепочки на Брно и Пардубице.
Елена Ермакова, директор департамента восточной Европы «Русского Экспресса»: «Активные продажи Нового года начались только сейчас. У нас просто шквал заявок и звонков – больше, чем в прошлом году. Спрашивают, в основном, вылеты на 2 и 3 января, Новый год. Наши блоки на регулярных рейсах в Чехию уже почти закрыты, продаем чартерные рейсы на Пардубице 30.12-04.01, 4-8 января и 3-10 января.
Что касается наших горнолыжных программ, то курорты Словакии, Словении и Польши традиционно начинают продаваться позже, чем Альпы. Словакия закрывается даже позже Болгарии. Этот год не стал исключением. Тем более, из-за огромного спроса на вылеты 2-3 января самолеты на эти даты в дефиците, авиакомпании повысили на них цены, подтверждают в последний момент, это тоже способствовало позднему началу продаж. Сейчас продано около 50% запланированного объема – трех самолетов на Попрад, на которых туристы летят в польский Закопане и словацкие Высокие Татры.
В целом мы настроены очень позитивно – продажи идут по плану, спрос на отели вернулся к 2008 году: спрашивают более дорогие гостиницы, которые в кризис не были популярны».
Ирина Лурье, директор по туризму «Трэвел Систем»: «Пока проблем с местами у нас нет, хотя продажи идут лучше, чем в прошлом году. Если что-то продаем, берем дополнительные места. В Чехии мы продали 50% того, что планировали. Взяли дополнительный самолет на 29 декабря под лечебные туры в Карловы Вары, так как свои регулярные блоки на «Чешских авиалиниях» и «Аэрофлоте» продали. Пока динамика продаж чартера неплохая. Много мест взяли под экскурсионные туры – блоки на рейсах обеих авиакомпаниях, чартерные цепочки.
Во Франции мы также продали все свои места на регулярных рейсах и взяли дополнительные на чартере «Ланты» в Лилль. Чартер хорошо продается. Весь наш блок на Alitalia в Рим также продан. В Рим, к сожалению, дополнительных билетов взять негде. Австрия активно продается, но там места пока есть».
У автобусных операторов продажи идут спокойно, даже слишком, особенно в сравнении с летним сезоном. Пока все страны и туры в ассортименте есть, хотя на прошлой неделе туристы резко активизировались.
Роман Руденко, директор по туризму «Туртранс Вояж»: «Я тоже слышал, что билетов и отелей на Новый год не хватает. Возможно, для каких-то сегментов это справедливо, но у нас в целом продажи идут хуже, чем в 2009 году. Может быть, дело в том, что сегмент среднего ценового уровня меньше востребован, чем дорогой. Ажиотажа нет ни на одном европейском направлении. Могу сказать, что в июле-августе все продавалось гораздо лучше. На прошлой неделе оживились туристы, но это всегда после праздников происходит. Плюс курс евро упал на рубль, с 43 до 42 – для недорого тура разница 1 рубль за евро ощутима. Возможно, до этого туристы выжидали из-за высокого курса. Все, что мы заявили, рассчитываем продать, аннуляций не будет, но и сверхпродаж, думаю, тоже».
Ольга Санаева, генеральный директор «Анкор»: «Меня удивляют утверждения, что 2010 год превысит по объемам выезда 2008. Если весной и летом мы опасались плохих продаж, но получили неплохой результат, то про осень этого не скажешь. Никаких сверхпродаж нет, на докризисные объемы мы пока не вышли. Недавно я проехала по регионам и там тоже не увидела в агентствах бешеного спроса. Заявки идут, но в спокойном режиме. У нас пока есть любые туры, по визам туристы также еще везде успевают. Насколько я знаю, у коллег-автобусников и других операторов Новый год также далеко не весь продан». (Юлия Батырь, RATA-news)
АНТОР приглашает на конференцию по туризму для инвалидов
18 ноября в московском отеле «Holiday Inn Лесная» пройдут конференция и воркшоп, посвященные медицинскому туризму и туризму для людей с ограниченными возможностями, или, по терминологии Всемирной туристской организации, доступному туризму. Подобное мероприятие будет проводиться в России впервые, оно организовано Ассоциацией представителей национальных туристических офисов (АНТОР) в России. Особый упор организаторы делают при этом на туризм для инвалидов. Это совершенно новая и социально значимая тема для России, где, по данным Минздравсоцразвития РФ, насчитывается 14,5 млн. инвалидов, что составляет около 10% населения страны.
Заявляя новый проект, члены АНТОР ставят целью стимулировать интерес российской туриндустрии к новым для нее видам туризма. Возможно, благодаря этому люди с ограниченными возможностями смогут выезжать на лечение и реабилитацию в другие страны, а также совершать туристические поездки
На конференции и воркшопе представлены национальные туристические представительства, туркомпании, специализирующиеся на доступном и медицинском туризме, медицинские и реабилитационные центры, курорты, отели. Всего 43 участника из 13 стран: Венгрии, Германии, Дубая, Испании, Израиля, Каталонии, Южной Кореи, Литвы, Польши, Словакии, Таиланда, Эстонии и России. Странами-партнерами стали Литва и Венгрия, представившие наибольшее количество участников.
Инициатива АНТОР получила поддержку Всемирной туристской организации (UNWTO), Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Ростуризма, Российского союза туриндустрии, Всероссийского общества инвалидов, Ассоциации туроператоров России. Партнером воркшопа является выставка «Интурмаркет».
Программа мероприятия включает в себя конференцию (с 10:00 до 14:00), воркшоп и презентации участников (с 14:00 до 18:00). Начало регистрации посетителей в 9:30. Окончание работы мероприятия.
Совет АНТОР приглашает заинтересованные компании и организации принять участие в качестве деловых посетителей. Предварительная регистрация на сайте www.antor-region.ru
Миллиардер из Гонконга инвестирует строительство казино на Алтае
Один из богатейших бизнесменов Гонконга Альберт Юн проявил интерес к проекту игорной зоны «Сибирская монета» в Алтайском крае. Об этом сообщил заместитель губернатора Алтайского края Михаил Щетинин, который находится в Гонконге в составе российской делегации на инвестиционной выставке. Миллиардер Альберт Юн возглавляет корпорацию «Эмперор груп», которая ранее являлась соучредителем строительства казино в Макао и КНДР.
По словам г-на Щетинина, интерес к проекту «Сибирская монета» также проявили корейская и американская компании. Объем инвестиций в игорную зону оценивается в 763 млн. евро. Уже есть первый инвестор - кемеровская компания «Алти».
В рамках выставки в Гонконге состоялась презентация проектов «Сибирская монета» и близлежащей особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Как отметил Михаил Щетинин, эта турзона уже работает, в прошлом году ее посетили 250 тыс. человек.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»