РАТА-новости от 17.02.2005
Ростуризм принимает документы
В ответ на многочисленные вопросы о ситуации с лицензирование туроператорской и турагентской деятельности сообщаем, что Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) принимает документы на получение лицензий.
Вопросами лицензирования в Ростуризме занимается Управление совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристической деятельности, в структуру которого входит отдел лицензирования и работы с обращениями граждан. Возглавляет отдел Изо Виниевна Арахамия.
Информация о порядке лицензирования размещена на сайте Ростуризма www.russiatourism.ru
Документы можно отправить по почте (Москва, ул. Мясницкая, 47) либо принести непосредственно в Ростуризм. Запись на прием по телефонам (095) 207-71-36, 207-36-02.
Йошка Фишер взял на себя ответственность за послабление визового режима
Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил о том, что принимает на себя политическую ответственность за скандал, вызванный неожиданным послаблением правил выдачи туристических виз гражданам Украины и Беларуси. Из-за этого скандала на прошлой неделе ушел в отставку Людгер Фолмер, один из заместителей Фишера.
По новым правилам, для получения немецкой визы было достаточно заручиться обещанием гражданина Германии содержать иностранца во время визита. Этим пользовались иностранные преступные группировки. К примеру, таким образом получили визы 300 тыс. украинцев, которые в графе "цель визита" указали "осмотр Кельнского собора". Германская оппозиция заявляет, что многие из таких "туристов" на самом деле приехали нелегально работать, передает BBCrussian.com. В их числе и женщины, которых вынуждают заниматься проституцией.
Представители оппозиционных партий потребовали в этой связи отставки самого Йошки Фишера, но канцлер Германии Герхард Шредер поддержал своего министра иностранных дел, заявив, что полностью ему доверяет.
В 2002 году немецкий журнал Bild, ссылаясь на доклад, подготовленный МВД Германии, опубликовал информацию, согласно которой, посольство ФРГ в Киеве подозревается в причастности к махинациям с туристическими визами, по которым тысячи украинцев нелегально выезжали на работу в страны ЕС. Согласно докладу МВД Германии, этот бизнес приносил миллионные прибыли как посольским работникам, так и тысячам украинских турфирм, занимающихся "визовой поддержкой" нелегалов. Bild приводит данные о разоблачении ряда восточноевропейских криминальных организаций, занимавшихся оформлением немецких виз для граждан Украины, России и Румынии. При этом использовались недостатки немецкого законодательства, которые уже исправлены. По информации немецкого издания, только за период с июля 2001 года по февраль 2002 года немецкими посольствами в России, Румынии и Украине было оформлено 16062 туристические визы на людей, которые впоследствии "осели" на нелегальном рабочем рынке стран Европейского Сообщества. При этом шенгенские визы, позволяющие делать это, оформлялись через немецкие подставные турфирмы и торговые агентства.
Подавляющее большинство въездных документов были оформлены посольством ФРГ в Киеве, которое считается наиболее "дырявым" и уже не раз попадало в поле зрения органов юстиции. (Korrespondent.net)
Русский рынок - это не только Москва
Группа российских журналистов - членов FIJET побывала в Тунисе, где встретились с новым министром по туризму Хаддадом Тиджани, который одновременно является президентом Международной федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме (FIJET). Г-н Тиджани ответил на вопросы, касающиеся состояния и перспектив развития туриндустрии Туниса.
- Какие шаги Вы предпринимаете для увеличения потока туристов в вашу страну и как с этой точки зрения расцениваете российский рынок?
- Тунис рассматривает российский рынок как очень важный для развития индустрии гостеприимства в нашей стране. Мы уверены, что можем предоставить туристам из России максимум возможностей для интересного и полноценного отдыха. Не случайно все больше россиян приезжают к нам. В 2001 году их число приближалось к 30 тысячам, а в 2004 году составило уже более 100 тысяч человек.
А вообще для продвижения туристических возможностей Туниса мы стараемся предлагать наиболее разнообразные услуги в этой области. Например, сейчас много внимания уделяем развитию талассотерапии. Продукт для нас новый, но мы уже занимаем второе место в мире после Франции в этой сфере услуг. Сегодня в стране 29 центров талассотерапии, и все они пользуются большой популярностью. Мы также развиваем туризм по Сахаре, культурный туризм - знакомство с всемирно известными древними памятниками, гольф-туризм и, конечно, не забываем о море и солнце. Кроме того, продвигаем медицинский туризм. Надо отметить, что, создавая и развивая различные виды туруслуг, мы обращаем особое внимание на их качество.
Что касается России, то мы помним, что русский рынок - это не только Москва. Есть много других городов, и я уверен, что люди, живущие там, тоже хотели бы побывать в Тунисе. Так что мы будем активно рекламировать отдых в нашей стране по всей России, популяризируя его в средствах массовой информации, среди специализированной туристической прессы, в том числе с помощью ознакомительных туров. Мы собираемся много работать, чтобы как можно больше людей узнало о Тунисе и захотело бы сюда приехать.
- Существует ли программа по продвижению Туниса не только на европейском или российском рынках, но и в других странах?
- Это очень важный вопрос. Мы как-то сконцентрировались на европейском рынке, причем, главным образом, на западно-европейских странах. Конечно, этого недостаточно. У нас очень много отелей, которые могут принять большее число туристов. Именно поэтому мы усиливаем продвижение нашего турпродукта в восточно-европейских странах. Для нас это новый рынок, причем очень перспективный. Однако мы идем еще дальше. Например, стали уделять большое внимание арабским странам. Там многие увлекаются гольфом, а у нас есть замечательные возможности для любителей этого вида спорта. Или возьмем такую страну, как Китай. Она становится лидером во многих областях индустрии, в том числе и туризма. Мы оцениваем сейчас потенциал китайского туристического рынка в 5 миллионов человек, а через несколько лет эта цифра будет составлять около 100 миллионов. Так что мы должны быть готовы к этому грандиозному потоку туристов, разумеется, не забывая о гостях из всех других стран, о наших старых и новых партнерах.
Свечи на ветру
В RATA-news от 16 февраля 2005 мы начали публиковать впечатления нашего корреспондента, побывавшего в составе группы журналистов в Таиланде. Сегодня мы продолжаем рассказ.
На Пхукете журналисты провели несколько дней и осмотрели практически каждый пляж и многие отели на всем протяжении западного побережья, куда нанесла непрошенный визит гигантская волна. На самом южном пляже Nai Harn Beach находится шикарный Le Royal Meridien Phuket Yacht Club. Он располагается на холмистом склоне, и поэтому стихия не смогла добраться до его основных построек. Единственным пострадавшим оказался пляжный ресторанчик. Но все уже давно отремонтировано и никаких следов побывавшего здесь моря гости не найдут. В клубе 110 номеров de luxe и suites. Загружена гостиница на сегодняшний день только на 20%.
На пляже Karon Beach, лишь слегка задетом волной, восстановительные работы подходят к концу. Здесь делают что-то вроде узкого заградительного канала, в надежде, что, в случае необходимости, он станет естественной преградой на пути воды. В отеле Thavorn Palm, где журналисты провели два дня, море добралось лишь до бассейна. Ничто не мешает курортникам отдыхать в комфортных номерах, но в гостинице, способной принять не одну сотню гостей, жили на момент визита журналистов человек 50. Отель стоит в некотором отдалении от шумного прибрежного городка и всеми окнами смотрит на умиротворенное теперь море. Пляж с удивительным песком, скрипящим под ногами, как снег, практически пуст.
Пляже Patong - то самое место, которое таиландские власти хотят сделать образцово-показательным курортом. Patong Beach находится в глубине далеко врезающего в остров залива. Он всегда считался надежно защищенным от каких-либо катаклизмов, обычно здесь вызывали удивление даже легкие волны. Однако, по иронии судьбы, именно на этом берегу волна оставила самые сильные разрушения. Сегодня берег выглядит, конечно, не так, как в первые дни после стихии. Он очищен от мусора, уже выстроились вдоль всего берега яркие зонтики с пластмассовыми лежаками. Но окончательно курортный глянец не наведен. Возможно, в этой первозданной дикости, проглянувшей сквозь лоск цивилизации, кое-кто найдет определенную прелесть. Во всяком случае, американцы и голландцы, отдыхавшие на пляже в день приезда группы журналистов, пребывали в хорошем настроении.
В гостиницах, магазинах, банках и ресторанах, расположенных на первой линии, море затопило первые этажи. На второй линии разрушений и подтоплений не было. Несмотря на то, что восстановительные работы идут очень интенсивно, прибрежная инфраструктура функционирует пока не полностью. Стоит с заколоченными окнами «Макдоналдс», только ветер треплет полуоборванный плакат с надписью Happy new year. Вообще на набережной явно не хватает столь обычных для популярных курортов столиков перед многочисленными ресторанами и кафе, заполненных расслабленной публикой. Не работает гостиница Bay Thai, ее совсем недавно начали продавать на российском рынке. Закрыта маленькая, очень уютная гостиница Papaya. А вот весьма известный у нас Club Andaman Beach Resort не прекращал принимать постояльцев ни на один день, хотя его знаменитому парку с каскадом прудов был нанесен ощутимый урон. Стоящий несколько в глубине Novotel совсем не пострадал от стихии. Так же остался целехонек Holiday Inn, но его все равно закрыли на ремонт.
Вечером 1 февраля, когда на Пхукете состоялось чрезвычайное заседание Исполнительного совета Всемирной туристской организации, призвавшее мир содействовать восстановлению турпотоков в страны Юго-Восточной Азии, пляж Патонга озарился сотнями тысяч огоньков. Местные жители и гости острова зажгли свечи в память о погибших.
На пляже Surin Beach в пяти минутах ходьбы от моря стоит очень стильный и совсем новый отель Twinpalms. Ему, если можно так сказать, здорово не повезло. Едва открывшись в конце декабря 2004 года, он был «сбит с ног» стихийным бедствием. Сегодня из 77 номеров занято только 24, хотя волна не дотянулась даже до дверей гостиницы. А отель, поверьте, заслуживает самого пристального внимания. Его интерьеры выдержаны в совершенно неповторимом стиле, изящно сочетающем современный минимализм с легким модерном. Здесь даже раковины в туалетах весьма оригинальной формы. Номеров, подходящих под стандартную категорию, нет. Есть огромные de luxe и suites с собственными выходами к бассейну и, конечно же, фитнес-зал, spa- и wellness-центры, а также бары и рестораны с изысканной и очень вкусной кухней. (Продолжение следует)
Правовые рекомендации для достижения «послестихийной» гармонии
Продолжаем публикацию рекомендация для турбизнеса, касающихся правовых взаимоотношений между участниками туристического рынка и их клиентами в связи с событиями в Юго-Восточной Азии. Напоминаем, что материал подготовлен по заказу Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии специалистами юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - доктором юридических наук профессором Людмилой Галенской и кандидатом юридических наук Ириной Чеботаревой.
В тексте используются следующие обозначения:
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (1, 2, 3 части)
Закон о защите прав потребителей – Федеральный закон «О защите прав потребителей» (прим.: последняя редакция Закона - Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ опубликован 27.12.2004, т.е. после цунами)
Основы – Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Турфирма – турист
(Продолжение, начало см. RATA-news от 16 февраля 2005)
Туристы во время катастрофы до окончания отдыха были вывезены домой. Имеют ли они право на возмещение неиспользованной части своего тура?
При ответе на этот вопрос следует учитывать, что российская турфирма выполнила все свои обязательства. Досрочное окончание тура было вызвано форс-мажорными обстоятельствами, за которые российская сторона ответственности не несет. Но не несет ответственности и принимающая сторона, если ее государство заявило о наличии обстоятельств непреодолимой силы. Если же такого заявления не было, то можно предположить, что принимающая сторона берет на себя ответственность. А это означает, что она обязана была предпринять все меры, чтобы туристы не покинули страну и продолжили свой отдых, т.е. предложить другие районы и другие отели.
При любых обстоятельствах турист имеет право отказаться от продолжения тура и покинуть страну, в которой изменились обстоятельства или продолжение тура оказалось невозможным (разрушен отель, никаких предложений от принимающей стороны не поступило). При этом необходимо обращать внимание на позицию принимающего государства: если оно объявило себя зоной бедствия, то ответственность с принимающей фирмы снимается, если же не объявило, то принимающая фирма берет на себя всю ответственность перед туристом и направляющей фирмой.
Следует иметь в виду, что очень часто в договоры с туристами фирмы включают статьи о штрафных санкциях в случае отказа туриста от поездки. Данные условия в юридической практике расцениваются как положения, устанавливающие договорную неустойку. Неустойка относится к числу мер ответственности, следовательно, и ее взыскание с правовой точки зрения не представляется возможным (п. 2 ст. 330 ГК РФ).
В остальных случаях закон также на стороне туриста. Так, в соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ турист вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг (которым и является договор о туристическом обслуживании) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичные положения содержит Закон о защите прав потребителей: «потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги» (ст. 32 Закона в прежней редакции). «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору» (ст. 32 Закона в новой редакции).
Таким образом, хотя здесь имеет место односторонний отказ туриста от исполнения договора и, следовательно, можно ставить вопрос о его ответственности, однако взыскание договорной неустойки (о которой речь шла выше) ограничено законодательством суммой фактических затрат. Таким образом, при удержании с туриста сумм штрафа в размере, превышающем фактические затраты, в случае возникновения судебного разбирательства позиция турфирмы не найдет поддержки у суда.
Турфирмы должны понимать, что при обращении туриста в суд может быть поставлен вопрос не только о возмещении убытков, но и о компенсации морального вреда. Такая постановка вопроса возможна в том случае, если турфирма не предприняла мер по обеспечению безопасности туриста.
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом.
Продолжение следует.
Турбизнесу представили нового консула
15 февраля двери посольства Республики Болгария в Москве гостеприимно были открыты для руководителей турфирм России, работающих на болгарском направлении. Встреча была организована посольством и отделом по туризму и рекламе при Центре промышленности Болгарии в Москве. На нее приехали руководители и ведущие менеджеры более 35 турфирм.
Открыл встречу посла Болгарии в России Илиян Василиев. Он официально представил вновь назначенного заведующего консульской службой посольства Любомира Попова. Также г-н Василиев проинформировал собравшихся о новостях болгарского туристического рынка, о результатах его работы в 2004 году и перспективах на 2005 год.
Руководители туристических компаний, выступавшие на встрече, поставили актуальные вопросы развития турпотока из России в Болгарию. Речь шла о национальной рекламе Болгарии в России, о работе аэропортов в зимний и летный периоды, о проблемах обслуживания аэробусов Ил-86 в аэропортах Болгарии в 2005 году, о сервисе в гостиницах и ресторанах. Обсуждались консульские и визовые вопросы.
– начальник отдела туризма и рекламы при Центре промышленности Болгарии в Москве Владимир Димитров предложил с целью улучшения координации совместной работы с ведущими российскими туроператорами по Болгарии создать Консультативный российско-болгарский туристический совет. Учредительное заседание запланировано на начало марта 2005 года.
Россиян готовят к введению евро
Как стало известно «Коммерсанту», этой весной турецкие хэндлинговые компании Havas и Celebi, обслуживающие авиакомпании в аэропортах страны, переводят свои цены в евро. Хотя авиабилеты в Анталию из-за этого подорожают незначительно, участники туррынка видят в этом настораживающую тенденцию. По прогнозам туроператоров, уже следующим летом цены в евро, скорее всего, переведут и турецкие гостиницы.
После появления единой европейской валюты турецкие и российские турбизнесмены не стали отказываться от долларовых цен. Существенное подорожание отдыха в Европе, произошедшее после ввода в обращение евро, сделало долларовые турецкие курорты как никогда привлекательными. Однако мало кто сомневался, что постепенно евро вытеснит доллар из оборота турецкого турбизнеса: первое место по количеству посещающих турецкие курорты туристов традиционно занимает Германия, кроме того, Турция активно интегрируется в европейское экономическое пространство. И действительно, сегодня за свой отдых в Турции в долларах платят лишь россияне, жители стран СНГ, а также отдыхающие из арабских стран и Израиля.
По данным Министерства туризма Турции, в 2004 году страну посетили 1,6 млн. российских туристов, это на 25,27% больше, чем в 2003 году. Начиная с 2000 года число наших соотечественников, посещающих турецкие курорты, ежегодно растет в среднем на 20%.
В этом году за проживание в турецких гостиницах россияне, по-прежнему, будут платить в долларах. Однако туристическая инфраструктура страны постепенно переходит на евро, а сувениры и дополнительные услуги в гостиницах продаются за евро еще с прошлого года. На днях о переводе расценок на свои услуги в евро уведомили своих партнеров турецкие хэндлинговые компании Havas и Celebi. Вчера их представители подтвердили «Коммерсанту» эту информацию. А в Celebi даже уточнили, что изменения в ценовой политике компании произойдут как раз накануне начала туристического сезона - в апреле этого года.
Компания же Havas разослала своим партнерам новый прайс-лист. Если исходить из содержащихся в нем цифр, для российских туристов рост цен на хэндлинг обернется незначительным подорожанием стоимости авиабилетов. Коммерческий директор чартерной компании «Континентальные авиалинии» Надежда Савина оценивает "хэндлинговую надбавку" в $4-5 (билет на рейс Москва – Анталия - Москва этим летом будет стоить около $190). По мнению коммерческого директора компании «ТЕЗ тур» Александра Буртина, доплата составит $12-15.
Мнения участников туррынка о перспективах перевода в евро цен на гостиницы разделились. Туроператоры по Турции прогнозируют, что он состоится не раньше 2007 года. «В следующем году такой перевод может произойти, только если курс доллара внезапно обрушится, - утверждает Александр Буртин. - Поскольку это маловероятно, то, по нашим прогнозам, в течение ближайших двух сезонов цены на путевки в Турцию останутся в долларах». Однако большинство незаинтересованных экспертов уверено, что переход не евро состоится уже в следующем году. «Думаю, что в следующем году цены будут в евро. Неестественно, что они остаются долларовыми так долго», - считает председатель совета директоров сети турагентств «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. «Все говорит за то, что владельцы гостиниц переведут россиян на европейскую валюту к лету 2006 года», - утверждает председатель совета директоров турфирмы UTS group Алексей Крылов.
Переход на евро, скорее всего, негативно скажется на посещаемости Турции россиянами. «На испанском направлении в первый сезон после введения в обращения евро отток российских туристов был очень существенным - страна потеряла процентов 20 туристов из России. Думаю, что и на турецком направлении вполне может произойти что-то подобное, - полагает заместитель генерального директора компании «Детур» Геннадий Косарев. - По крайней мере, если бы смена валют произошла сейчас, отток был бы очень большим».
Для туроператоров очевидно, что реакция туристов будет зависеть и от коэффициента конвертации американской валюты в европейскую. Однако опыт конвертации, проведенной хэндлинговой компанией Havas, свидетельствует, что турецкие бизнесмены предпочитают конвертировать на повышение - цены Havas выросли на величину курсовой разницы между европейской и американской валютами. «Они перевели цены, что называется, один в один, - говорит Надежда Савина. - До сих пор наземное обслуживание самолета Ил-86 (услуги по приему лайнера, в частности его уборка, обслуживание пассажиров в аэропорту и др.) стоило $2600, теперь стало 2600 евро».
Заявки на повышение квалификации – кто больше?
Заявки на обучение по курсу «Психология и технология эффективных продаж турпродукта» в Центр подготовки кадров «Туриндустрия» уже прислали компании «Солвекс» (эта фирма на протяжении трех лет регулярно направляет сотрудников на обучение в ЦПК) «Агентство на Цветном бульваре», «Ола-Тур», а также «КМП-групп», направившая на повышение квалификации сразу шесть менеджеров. Заявки еще принимаются!
Центр подготовки кадров «Туриндустрия» с 25 по 27 февраля проводит курс повышения квалификации для работников туристической отрасли. В процессе обучения лекции по психологии и технологии эффективных продаж турпродукта чередуются с информационными блоками и практическими занятиями. Также в рамках курса проводятся тренинги, имитирующие реальное общение менеджеров с клиентами. Тренинг записывается на видеопленку, что позволяет его участникам подробно разобраться в созданной ситуации и сразу проделать «работу над ошибками».
Курсы читают специально приглашенные квалифицированные психологи, бизнес-тренеры с большим опытом работы в туризме, в том числе в качестве руководителей турфирм.
По окончании занятий слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
Напоминаем, что, в соответствии с положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, не реже чем раз в три года турфирма обязана повышать квалификацию своих сотрудников. Подтверждением повышения квалификации является удостоверение, свидетельство или диплом о переподготовки государственного образца.
Все чаще на деятельность ЦПК «Туриндустрия» обращают внимание крупные операторы и агентские сети, заказывая разработку и проведение индивидуальных программ повышения квалификации с учетом специфики своей деятельности. В частности, с 1 марта преподаватели Цента проводят курс повышения квалификации для турфирм Тюмени.
Стоимость участия - 8500 руб. Членам РСТ предоставляется скидка. С программой курса можно ознакомиться на сайте Центра http://www.tourindustry.ru/1.html.
Заявки принимаются по адресу touredu@mail.ru (укажите Ф.И.О. участника, должность, название компании, телефоны, является ли компания членом РСТ).
Получить дополнительную информацию можно по телефону (095) 506-88-86.
Не рады мы проказам матушки-зимы
Зимний туристический сезон - не менее горяч для компаний, занимающихся страхованием путешественников, чем летний. Нештатные ситуации в холодное время тоже бывают самые разные.
Многие отправляются в путешествие на автомобиле или берут машину в аренду на месте. И при этом забывают, что европейские дороги, конечно, лучше отечественных, но зима даже в относительно теплых странах – все равно зима. То есть, возможен и гололед, и туман, и осадки. Это тем более актуально, когда речь идет о путешествии к северным соседям. В такие поездки не стоит отправляться без надежного страхового полиса.
Путешествуя по Финляндии, клиент «РЕСО-Гарантия» попал в дорожно-транспортное происшествие. Находясь за рулем автомобиля в темное время суток, он не справился с управлением на скользкой дороге. Машина пересекла пустую встречную полосу и врезалась в деревья на обочине. Клиент был доставлен в госпиталь с серьезной травмой: его левая рука оказалась раздроблена до травматической ампутации. Врачи констатировали двойной перелом плечевого сустава и плечевой кости.
Больному была проведена операция по восстановлению кости с использованием аппарата Илизарова. После этого «РЕСО-Гарантия» организовала перевозку клиента в лежачем положении до российской границы, где он был встречен бригадой скорой помощи и госпитализирован в клинику Санкт-Петербургского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии. Расходы за операцию и медицинскую транспортировку застрахованного составили около 6 тыс. евро.
Взносы по социальному страхованию
Турфирма применяет «упрощенку». Поскольку фирма небольшая и сотрудники болеют редко, можно ли ей не уплачивать взносы в ФСС России?
Да, можно. Организациям, которые работают по «упрощенке», разрешено добровольно уплачивать в ФСС России страховые взносы на социальное страхование своих работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу 3 процента (он рассчитывается с той же базы, что и ЕСН). Так сказано в статье 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться полностью за счет средств ФСС России.
Если же турфирма откажется от такого страхования, то больничные будут оплачиваться за счет средств ФСС России только исходя из расчета 1 МРОТ (600 руб.) за полный календарный месяц. А свыше этого – за счет средств турфирмы. Это следует из статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ. (А.К. КРУПСКИЙ, налоговый консультант. Ответ опубликован в журнале «Учет в туристической деятельности» № 3, 2004).
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»