Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4014

За два кризисных года количество турагентств в России сократилось на 30%

Снижение спроса на отдых за рубежом, сокращение или сворачивание чартерных программ, закрытие двух самых популярных направлений – далеко не полный список причин, по которым турбизнес в последние два года теряет клиентов. Как следствие – сокращение агентского рынка, которое началось в 2014 году, а зимой 2015-2016 вышло на новый виток.

За два кризисных года агентский сектор в разных регионах России сократился на 30%. Это в среднем. А диапазон потерь по разным городам – от 10% до 50% турагентств. «Количество турфирм в регионах снижается, причем довольно серьезно», – признает гендиректор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная. По ее словам, за последние два года число партнеров оператора сократилось примерно на треть.

По оценке руководителя Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Натальи Куцевол, отраслевой рынок Новосибирска за время кризиса потерял около 40% своих участников. Похожие данные по Екатеринбургу у исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева: «До начала летнего сезона 2014 года в городе работало не менее 800 турагентств, а сейчас, думаю, их едва ли больше 600. А в уральском регионе в целом потеряли работу в турфирмах более трех тысяч человек».

Директор крупнейшей на юге России агентской сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян считает, что самые серьезные потери рынок понес с осени 2015 года, после закрытия Египта, а затем и Турции: «Это был очень сильный удар по отрасли. По моим ощущениям, только за последние месяцы примерно на 20% сократился рынок в Краснодарском крае, на 25% – в Ростовской области и на 30% – в Волгоградской. Если в летнем сезоне еще можно будет найти замену Турции – например, Крым, Болгария, Греция, Кипр и т.д., то минувшей зимой ни Вьетнам, ни Гоа, ни Таиланд в нашем регионе не смогли стать альтернативой отдыху в Египте. Большинство агентств подкосило именно это».

Точных сведений о количестве турагентств в том или ином регионе нет, оперировать приходится только приблизительными цифрами. Косвенно можно судить по числу договоров у крупных операторов, а также по региональным бизнес-справочникам. И их данные подтверждают: агентский рынок сжимается.

2ГИС – одна из крупнейших «справочных» интернет-компаний в России. Базируется в Новосибирске, с 1999 года выпускает электронные справочники с картами городов. Сравнивая данные по разделам «Туристические агентства» на начало 2013 и 2014 годов, мы еще видим некоторый рост по числу турфирм, а вот после, за редким исключением, только спад.

Из пяти крупнейших городов России (таблица 1) в процентном отношении больше всего потерял агентский сектор Новосибирска: на январь 2015 года там работали 675 агентств, а в январе 2016 – уже 590 (-12,6%). В Москве в январе 2016 года работало на 272 агентства меньше, чем в январе 2014-го, однако по сравнению с этим же месяцем 2015 года случился небольшой прирост – 0,2%. В Санкт-Петербурге за два года стало на 137 агентств меньше, в Ростове-на-Дону – на 42. В Екатеринбурге только за последний год справочник похудел на 36 строчек.

 

 

Таблица 1

Данные по количеству агентств во всех таблицах взяты из справочников 2ГИС соответствующих городов и близлежащих населенных пунктов и приведены с учетом филиалов и дополнительных офисов.

По словам пресс-секретаря 2ГИС Максима Бугаева, разница в цифрах не всегда означает, что именно столько турагентств открылось или закрылось за определенный период. На их количество в справочнике влияет большее количество факторов. Например, если колл-центр сервиса, обновляющий информацию о компаниях, не может дозвониться до фирмы в течение длительного времени, она будет временно удалена из базы данных. Закрылась она или у нее изменился телефон, позже выяснят специалисты по сбору информации, которые обходят город. Новые организации появляются на 2gis.ru каждый день, но необязательно сразу после открытия.

«Нередко о новых точках нам сообщают пользователи, за что им большое спасибо. Тем не менее, основной источник наших данных – это специалисты по сбору информации и операторы колл-центра, – рассказал RATA-news Максим Бугаев. – В городах, где 2ГИС хорошо известен, фирмы нередко сами информируют о своем появлении. Конечно, везде постоянно что-то меняется, но мы, в любом случае, стремимся, чтобы справочники отображали 95% компаний в соответствующих городах».

Таблицы, которые приведены ниже, отображают ситуацию на агентском рынке, о которой говорили операторы. Во многих городах количество турагентств снизилось заметнее с января 2015 по январь 2016, нежели за предыдущие периоды, которые мы охватили. С января 2014 по январь 2015 кое-где еще был виден даже небольшой прирост.

По оценкам собеседников RATA-news, в январе и феврале 2016 года агентства продолжали закрываться. Исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций Светлана Фоменко рассказала, что недавно их специалисты обзвонили все 590 агентств, офисов и филиалов, которые были в справочнике 2ГИС в январе 2016 года, и примерно с 20% из них связаться не смогли: «Мы не можем утверждать, что все они закрылись, потому что в кризис многие сократили сотрудников вплоть до одного человека, который, возможно, отлучился, либо агентство перешло на надомный режим работы. Но какая-то часть из этих 20% – точно ушла с рынка». Вообще турбизнес полагает, что данные справочника за январь 2016 года «льстят» сегодняшней ситуации.

 

 

Таблица 2. Центр, Поволжье и Урал

 

Таблица 3. Юг и Кавказ

По словам Анны Подгорной, особенно заметно поредели списки партнеров в Сибири. Таблица 4 наглядно показывает, что во многих городах более серьезное сокращение произошло за период с января 2015 по январь 2016 года. Например, в Кемерово за это время из справочника 2ГИС исчезли 43 фирмы, в Омске – 72, Иркутске – 55. В десяти сибирских городах, включая Новосибирск, за последний год из списка пропали почти 400 агентств. Но даже эта цифра, по мнению региональных экспертов, вряд ли соответствует действительности: скорее всего, фирм, которые перестали существовать, еще больше.

 

 

Таблица 4. Сибирь

 

Таблица 5. Дальний Восток

По словам собеседников RATA-news, большая часть агентств, которые в последние время закрылись, сделали это цивилизованно. «Скандальных уходов с деньгами клиентов немного, – рассказал Михаил Мальцев. – Мы их знаем и следим за развитием событий. За 2015 год было от силы пять громких случаев с привлечением прессы и правоохранительных органов, когда пострадали десятки человек. Три из них дошли до суда, в двух случаях руководители, вероятно, получат реальные сроки. Остальные решили проблемы в досудебном порядке».

По словам Алексана Мкртчяна, на юге России за последнее время был только один громкий случай ухода агентства с деньгами. Обошлось без скандалов и в Новосибирске, сообщила руководитель офиса «Тез Тур» Галина Машухова.

А вот по наблюдениям Анны Подгорной количество случаев, когда агентства исчезают с деньгами клиентов, в последнее время выросло: «Уходят и с долгами, и с деньгами туристов. И нередко отвечать перед клиентами, в том числе в суде, приходится туроператорам».

С началом кризиса с рынка уходили, в первую очередь, агентства с небольшим опытом, открытые случайными людьми, а сейчас под этот «каток» попадают все. «Не выдерживают даже агентства с историей, – рассказала г-жа Подгорная. – Причины могут быть самые разные, и порой они не связаны напрямую с проблемами отрасли. Есть, например, города, где закрываются градообразующие предприятия. Виновато ли агентство, что у него стало меньше платежеспособных клиентов?».

«Как в любое кризисное время, уровень внутреннего напряжения растет, и никто не может предсказать, кому будет тяжелее, а кто выдержит, – говорит Наталья Куцевол. – И далеко не всегда это зависит от опыта фирмы, гораздо чаще – от личности руководителя и цели, которую он перед собой ставит. Есть активные молодые люди, которые закончили профильные вузы и хотят развиваться в сфере турбизнеса. Не факт, что они уйдут, столкнувшись с первыми трудностями. А вот фирмы, которые уже многое пережили, очень даже могут сойти с дистанции, потому что запал уже не тот, другие ценности и желания».

Любопытно, что сначала уменьшение числа турагентств отрасль воспринимала как тенденцию вполне позитивную: мол, уходят лишние, рынок очищается от непрофессионалов. Сегодня таких голосов все меньше.

«До кризиса мы говорили о проблеме бесконтрольного роста рынка и даже думали, как бы сдержать этот процесс, – напомнил Михаил Мальцев. – Сейчас «медаль» повернулась другой стороной. Без работы остаются замечательные специалисты, и нередко это настоящие человеческие драмы. И мы бы не тревожились, если бы эти люди могли устроиться на работу, пусть даже в другой сфере, но это, к сожалению, не так».

По мнению Михаила Мальцева, для решения проблемы нужна программа переквалификации туристических кадров, которая позволила бы направить их в смежные отрасли: «В Уральскую ассоциацию туризма входят крупнейшие вузы региона, и сейчас мы с ними обсуждаем эту тему: думаем, какие курсы и программы можно запустить, чтобы обеспечить занятость оставшихся без работы людей».

В компании «Пегас Туристик» на кризисной волне заработала программа «Агент 001» для менеджеров, которые лишились рабочего места, но имеют активную клиентскую базу. Такой специалист может заключить прямой гражданско-правовой договор с оператором и бронировать своих клиентов через дружественное агентство в своем городе, разделив с ним комиссию. «Представьте: менеджер отработал 15 лет в хорошей фирме, но директор не смог свести концы с концами, ему стало нечем платить аренду и зарплату, агентство закрывается, – рассказала Анна Подгорная. – Специалист с колоссальным опытом и клиентской базой остается на улице, а клиенты, которых он вел все эти годы, продолжают ему звонить. Наше предложение выводит фрилансеров в правовое поле, а агентство, к которому он прикрепится, получит дополнительных туристов. Вряд ли директора турфирм заходят иметь дело с незнакомыми и непроверенными людьми, такое сотрудничество возможно только на обоюдном доверии. Но в первую очередь это шанс продолжать работу тем, для кого туризм стал делом жизни».

Собеседники RATA-news прогнозируют: весной уход турагентств с рынка, скорее всего, затормозится. Возможно даже, что некоторые вернутся в строй хотя бы на летний сезон. Но осенью процесс сокращения, вероятнее всего, продолжится. Многое будет зависеть от экономической ситуации в стране, курсов валют и других, в том числе политических факторов. Но пока участники рынка не видят серьезных предпосылок для выхода из кризиса. «Главное, чтобы было как можно меньше скандалов, невыполнения обязательств перед клиентами. Это подрывает имидж отрасли и подталкивает туристов к самостоятельному бронированию», – считает Михаил Мальцев.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Светлана Баранова: «Услышать умиротворяющую музыку на берегу озера Песно – это настоящее волшебство»

Псковское бюро путешествий «Континент» работает с 2003 года, это одна из самых крупных компаний по приему в регионе. Две программы оператора в 2015 году были отмечены всероссийской туристической премией «Маршрут года»: «Территория Победы» – гран-при в номинации «Лучший военно-исторический маршрут», «Усадьбы Псковщины» – третье место в номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут». У нас есть собственный загородный отель на берегу Псковского озера – «Плесков». Компания входит в Северо-Западное региональное отделение РСТ. В рамках проекта «Просто Россия» на вопросы RATA-news отвечает директор компании Светлана Баранова.

- Что вы можете сказать о ситуации с приемом туристов в регионе? Ощущаете ли в последнее время рост интереса к внутреннему туризму?

- Еще в прошлом году спрос продемонстрировал глубину продаж и затронул буквально все сегменты рынка – короткие и многодневные программы, событийные, тематические, межрегиональные туры. Рост количества принятых в 2015 г. у нас составил 20%. Благодаря участию в проекте «Родные просторы» – это воркшопы в разных городах России с целью продвижения внутреннего туризма, география продаж псковского турпродукта заметно расширилась. У нас появились заявки из Череповца (турфирма «Жак Паганель»), Твери (турфирмы «Ника» и «Комильфо»), Ханты-Мансийска, Краснодара Тулы, и других городов. В общем въездном потоке в регион увеличилась доля автобусных туров из российских регионов и Беларуси.

А чаще всего туристы приезжают к нам по путевкам от московских партнеров: «Алеан», «Вокруг света», «Магазин путешествий», «Дельфин», «Мультитур», «Клуб 8 путешествий», «Ванд», «ТурГлобусСоюз», «Фелиция», «Виадук-тур», «Корал», «БиблиоГлобус», «Нисса» и другие, петербургские фирмы «Петротур», «Ладья». Причем не обязательно это жители Москвы или Питера.

Немало гостей приезжает семьями или компаниями. Для них мы разработали этнографические, водные, авторские программы. Например, водный семейный маршрут с рыбалкой в реке Сороть, которая проходит по территории Пушкинского заповедника. В конце – разумеется, уха и возможность полюбоваться видом на родовое имение Пушкина.

Самостоятельные туристы могут присоединиться к нашей сборной группе или заказать индивидуальное обслуживание. Они довольно часто обращаются в нашу компанию, поскольку у нас есть собственный загородный отель. Многие покупают просто экскурсии.

- Что вы предлагали в зимнем сезоне? Какой из зимних продуктов вашей компании наиболее популярен?

- Традиционным спросом пользуются наши новогодние и рождественские программы. Например, популярен тур «В гостях у скобарей». В этом туре объединены основные псковские достопримечательности – Пушкинский заповедник, Изборская крепость, а день 1 января проходит в музее Н.А. Римского-Корсакова, где туристы принимают участие в инсценировке «Ночи перед Рождеством», угощаются блинами и шашлыками. А уж если повезет с погодой – то катаются на ледяной карусели и с ледяной горки. (для справки – «скобарями» называют псковичей, памятуя, что именно у псковских кузнецов Петр I заказывал скобы для первых русских кораблей).

А к встрече 2016 года мы сделали новую программу «В Пскове быть – сбитню не пить» – наш реверанс летнему «Медовому фестивалю». Как ни странно, но в нашем регионе много пасек, вот на одну из них мы отправлялись с туристами 1 января. В подарок они получали вкуснейший сбитень, приготовленный в Стобушенском скиту.

Очень любим нашу праздничную программу «Рояль в кустах». Каждый день туристов ждет неожиданный сюрприз – полет нашей фантазии. Это может быть посещение кузнечного двора и чеканка сувенирной монеты или вдруг домашний торт в форме рояля. И кто ж знает, что мы придумаем в следующем году.

- Что вы обычно предлагаете летом? Появится ли у вас к ближайшему летнему сезону что-нибудь новое?

- Каждый наш сезон – это новые идеи и новые маршруты. Какие-то становятся регулярными сборными турами, как «Лукоморье» или «Усадьбы Псковщины», какие-то, увы, уходят в историю, как «Провинциальные пейзажи», какие-то остаются в предложениях для заказных групп, например, «Грибы и гении живут в провинции».

Наше желание разнообразить познавательный материала совпало с созданием новых пешеходных зон во Пскове, с его обустройством в целом. Например, сегодня возможно пройти, пробежать или проехать на велосипеде по периметру всего старого города. Это очень удобно для экскурсии, позволяет взглянуть на крепостные стены под другим углом, по-новому услышать легенды и истории. Наш новый пешеходный маршрут называется «Прогулки по Пскову», будем предлагать его гостям каждую пятницу весь летний сезон.

В связи с ростом спроса пришлось увеличить и количество летних многодневных туров. Это насыщенные экскурсионные программы, которые начинаются на юге области, охватывают просторы Пушкиногорья, изборские дали, Псков. Туристы действительно получают вдохновение от посещения имений Мусоргского, Пушкина, Римского-Корсакова, дворян Львовых. Знаете, услышать звуки музыки в умиротворяющей атмосфере на берегу озера Песно – это настоящее волшебство.

Еще у нас появился новый тур «Душевный отдых и не только....», в котором культурно-познавательная часть совмещается с отдыхом в великолепном гостиничном комплексе «Изборск». Он получил премию «Звезда Travel.ru» как лучший загородный отель России. Можно просто погулять по Изборско-Мальской долине, поездить на велосипеде или поучиться готовить компот из тыквы. Не пробовали? Очень рекомендую.

В рамках проекта «Серебрянное ожерелье» мы создали новые межрегиональные маршруты – «На страже северо-западных земель», «Истории и тайны дворцов Петербурга и крепостей Пскова», «Классический Петербург, великий Новгород и средневековый Псков», «Северо-западная панорама» и другие.

- Как вы оцениваете имеющуюся в регионе базу размещения? Какие дома отдыха и пансионаты пользуются наибольшим спросом?

- Высоким спросом пользуются гостиницы в Пскове: фешенебельные «Двор Подзноева» или Old Estate, винтажный гостевой дом «У Покровки», отель «Золотая набережная», расположенный ровно напротив Кремля. Популярны гостиницы, расположенные в непосредственной близости от исторических достопримечательностей. Например, в Старом Изборске их три. «Имение Алтунъ» (фото) в Новоржевском районе – в списке лучших гостиниц мира по версии World Luxury Hotel Awards.

В летний сезон или период новогодних праздников очень популярны загородные отели, в том числе и наш собственный «Плесков». Для размещения групп комфортны большие гостиницы – «Рижская», «Октябрьская», «Ольгинская».

Но не скажу, что совсем нет дефицита отелей. Высокий сезон у нас продолжается с мая по ноябрь, много гостей приезжает в новогодние праздники – и тогда остро ощущается нехватка гостиничных мест.

- Назовите основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в работе.

- Несмотря на великолепное географическое положение Пскова – до Петербурга 290 км, до Москвы 730 км – транспортная доступность региона является серьезной проблемой. Железнодорожное сообщение есть только с Москвой, но билеты на фирменный поезде Псков – Москва дорогие – купе 3700-4700 рублей. Сравните с билетом в Казань: купе от 2300 рублей. Не хватает плацкартных вагонов для бюджетной перевозки, в первую очередь, школьных групп.

И для Пскова совершенно невыполнимо требование, касающееся возраста автобусов для перевозки организованных групп детей – не старше 10 лет. Автобусный парк в регионе, в основном, в руках частных предпринимателей, больших автобусов моложе 10 лет у них не более пяти, этого недостаточно. «Псковпассажиртранс» получил четыре новых автобуса, но они используются для регулярного междугороднего сообщения.

- Где лично вы предпочитаете отдыхать?

- Для отдыха в выходные дни – наш загородный отель «Плесков»: берег озера, сосновый бор, отличный релакс. Или Изборск с завораживающими пейзажами Изборско-Мальской долины. С удовольствием повторила бы визит в Тобольск – мне кажется, в этом сибирском городе я оставила свое сердце. А для полноценного отпуска – Крым, это просто бесконечность: море и дворцы, парки и горы, отдых для души.

www.pskovcontinent.ru

Туроператоры по Германии надеются, что этот год будет лучше предыдущего

Национальный туристический офис Германии представил итоги за 2015 год. По данным Федерального статистического ведомства (StBA), число ночевок в стране впервые превысило отметку в 79,7 млн. и выросло по сравнению с показателями 2014 года на 4,1 млн. (+5,4%). Как сказала глава правления НТО Германии DZT Петра Хедорфер, это – существенный отрыв страны от европейских показателей и приближение к мировым индексам. На европейские страны в Германии приходится 73,4% от общего объёма въездного турпотока. Они составляют девять из десяти участников топ-10. Лидер рейтинга – Нидерланды (11,2 млн. размещений, рост 1,6%). Затем с большим отставанием идут Швейцария и США.

Россия никогда не входила в число лидеров по въезду в Германию, однако последние десять лет были в целом стабильные. Тем не менее в 2015 году число «наших» ночевок уменьшилось на 29,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014. С таким показателем Россия опустилась до уровня 2011 года. Драматическое падение потока почувствовал не только российский турбизнес, но и немецкий. По данным WirtschaftsWoche Online, из-за оттока туристов из России Германия потеряла не менее 275 млн. евро.

По словам туроператоров, главная причина падения спроса – не столько политическая, сколько экономическая. Она же вынудила многих туристов отказаться от услуг турфирм и заняться самостоятельной организацией путешествий, поэтому турбизнес столкнулся с более ощутимым снижением объемов. По словам генерального директора компании «Чайка-тур» Александра Турченко, по сравнению с 2014 годом, продажи упали в два раза.

Руководитель отдела Германии и стран Бенилюкса компании «Ванд Тревел» Светлана Жучкова согласна с такой оценкой: «Объемы по групповым турам снизились почти вдвое». По ее словам, направление «подкосили» скачки валюты, дорогое евро, политическая напряженность, а также уход немецкого принимающего туроператора Alpha Travel. Нельзя сбрасывать со счетов и постоянно обсуждаемые российской прессой новости о беженцах, якобы заполонивших Германию. «Мы недавно объехали чуть ли не всю Германию именно на предмет «наличия беженцев». В реальности ситуация не имеет ничего общего с той картинкой, которую мы регулярно получаем по телевидению. Все спокойно, нормально. Никакой напряженности нигде, тем более в туристических зонах», – рассказала она RATA-news.

Сейчас во многих компаниях фиксируют оживление спроса на Германию. «Хорошо продаются и групповые туры, и индивидуальные. Востребованы Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Дрезден. Есть заявки на Баден-Баден, Бад Кисинген. В любом случае, объемы продаж гораздо выше, чем в январе», – сообщила RATA-news ведущий менеджер «ДВМ-Тур» Ольга Варова. По ее мнению, туристы уже привыкли к новому курсу рубля, к тому же он укрепился в последний месяц.

Как сказала руководитель европейского отдела компании «Веди Тургрупп» Ольга Юхник, сейчас более востребованы туры на ближайшее время, но в целом глубина продаж достигает сентября: «Мы почувствовали изменение ситуации, как только евро откатился от отметки в 80 рублей». О положительной динамике говорят и в «Ванд Тревел». Правда, по словам Светланы Жучковой, активизировались в основном индивидуальные и корпоративные туристы. «Спрос на групповые экскурсионные туры меньше, чем хотелось бы. Бюджетный туризм за прошедший год серьезно сократился, и я пока не вижу явных признаков его восстановления», – пояснила собеседница.

При этом, по ее словам, если положительная динамика закрепится, поток в Германию восстановится довольно быстро. И дело не только в том, что страна очень популярна у российских туристов. «Несмотря на кризис, немецкие партнеры не отказались от нашего рынка. Наоборот, они нас очень поддержали в трудную минуту. Мы видим большое к себе внимание и желание продолжать сотрудничество. Курорты, отели, музеи делают сейчас очень интересные предложения. Многие региональные офисы по туризму работают просто отлично, особенно офисы Саксонии, Баден-Вюртемберга, Баварии. Это – тот резерв, который позволит быстро нарастить прежние объемы», – уверена Светлана Жучкова.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Греческое лето с компанией «Карлсон Туризм»

Компания «Карлсон Туризм» не наблюдает падения продаж на дорогие туры в Грецию, причем, не только по количеству туристов, но и по деньгам. «Мы еженедельно обновляем статистические данные и видим, что показатели соответствуют уровню прошлого года», – сообщила руководитель греческого направления компании «Карлсон Туризм» Светлана Семенова на презентации, посвященной особенностям островных курортов Родоса и Крита.

Заместитель генерального директора Мария Малышева порекомендовала российским отпускникам не задерживаться с выбором, так как в этом году на курортах Греции будет много местных и европейских, туристов, которые из соображений безопасности не поедут в Турцию. «То, что где-нибудь в июне или вообще за две недели до вылета можно будет на август купить номер в желаемом отеле да еще по выгодной цене, это иллюзия», – поддержала коллегу Светлана Семенова, добавив, что на рынках Великобритании, Германии и Франции наблюдается большая глубина продаж. Граждане этих стран уже сейчас активно выкупают август, в том числе и на греческих курортах. Тем более что скидки на раннее бронирование отели продлили до 30 апреля.

На рабочую встречу с компанией «Карлсон Туризм» пришли представители 50 турфирм Москвы. Светлана Семенова познакомила их с полётной программой в Афины, Аттику, Халкидики, на Пелопоннес, острова Крит и Родос. Летать туда будут авиакомпании «Аэрофлот», Aegean Airlines и Ellinair. Проведя короткий экскурс по основным отелям, она подчеркнула, что оператор готов выполнить любые требования туристов – организовать индивидуальные экскурсии и трансферы, арендовать виллу и автомобиль премиум класса и даже самолёт.

Интересной новинкой предстоящего сезона станет индивидуальный тур, приуроченный к Пасхе. Проведя три ночи в Афинах, туристы увидят, как отмечают один из главных православных праздников в Греции. Вместе с гидом посетят вечернюю пасхальную службу в церкви, затем их ждет традиционный пасхальный ужин в прибрежном отеле. Запланирована также экскурсионная программа по святым местам. Вылет из Москвы 30 апреля.

Менеджер отдела круизов компании «Карлсон Туризм» Светлана Пославская напомнила турагентам, что Греция – это не только пляжный отдых и экскурсии по историческим достопримечательностям, но и круизы по Средиземноморью. Г-жа Пославская представила, в частности, маршруты на парусниках компании Star Clippers. Один из них – круиз из Афин в Венецию с остановками на греческих островах, а также в Хорватии и Черногории. Он стартует в предстоящие майские праздники.

Исполнительный директор греческой принимающей компании Beleon Tours Дионис Ангелидис рассказал об особенностях чуть ли не каждого отеля Крита и Родоса – стоит ли он на пляже или с морем их разделяет дорога, подходит ли семейным парам с детьми или предпочтителен для желающих побыть в романтическом уединении.

Со знаменитым Domes of Elounda 5*, одним из лучших мест для отдыха с детьми, познакомила представитель Ledra Hotels and Villas в России и странах СНГ Валентина Егармина. Она отметила, что 35% его гостей – русскоговорящие, много англичан, немцев и французов. «В новом летнем сезоне на курорте откроется миниклуб для детей», – добавила Валентина Егармина. Она поделилась деталями подготовки к открытию нового курорта Domes Norus в Ханье на Крите. Первых туристов, причем, исключительно взрослых, он примет, по ее данным, уже этим летом.

 

Любовь Булгакова, RATA-news

«Алеан» покажет Сочи туроператорам из Китая

Особой популярностью у китайских туристов пользуются экскурсионные поездки в Москву и Санкт-Петербург. Однако представители турбизнеса Китая, высоко оценивая потенциал нашей страны, стремятся к расширению ассортимента и углублению сотрудничества с российскими коллегами. Результатом этих усилий стал ознакомительный тур с акцентом на Сочи.

Китайские специалисты уверены, что отдых на Черноморском побережье России – перспективное направление, они ожидают, что туры в Сочи будут пользоваться хорошим спросом на туристическом рынке Китая. Организатором рекламного тура выступает один из лидеров в сегменте туризма по России – туроператор «Алеан».

Руководитель департамента по въездному туризму Ольга Ковалевич рассказала RATA-news, что компания не первый год занимается приемом китайских туристов в России. Сотрудничество с партнерами из Китая по организации ознакомительных туров началось в июне 2014 года, когда «Алеан» участвовал в туристической выставке в Пекине. Первый рекламный тур в Сочи совместно с администрацией города был организован в январе 2015 года. Помимо туристических компаний, Сочи тогда посетили журналисты, что способствовало популяризации России как туристического направления.

Нынешний рекламный тур проходит с 15 по 20 марта. Начался он в Москве, где группа из КНР увидела все главные достопримечательности и прогулялась по Старому Арбату. Сегодня гости прибыли в Сочи. Первый день полностью посвящен возможностям активного отдыха в горах – группу ждет посещение Красной Поляны, подъем на вершину «Роза Хутор», знакомство с Олимпийскими объектами, посещение музея ретро-автомобилей и автодрома «Формула-1». Второй день ориентирован на экотуризм и рекреационные возможности региона: гости увидят сочинский дендрарий, дачу Сталина, самые северные чайные плантации в Уч-Дере, где смогут продегустировать чай и посмотреть фольклорные выступления. На третий день их ждет исторический центр Сочи, променад по приморской набережной от Зимнего театра до Морского вокзала, экскурсия в собор Архангела Михаила и прогулка по парку «Ривьера».

В программе тура также осмотры московских и сочинских отелей.

Большинство поездок за рубеж жители Иркутска бронируют менее чем за неделю до вылета

Согласно статистике сервиса Level.Travel, который продает туры онлайн от 20 ведущих туроператоров, с ноября 2015 года самое популярное направление отдыха жителей Иркутска – курорты юго-восточной Азии. Около 55% иркутских туристов выбрали для отдыха Таиланд, 25% – Вьетнам. На третьем месте по популярности – Арабские Эмираты (10%). Российские курорты попали только на четвертое место (5%), замыкает пятерку лидеров спроса Индонезия (3%).

Средняя стоимость туров, которые приобретают жители Иркутска, составляет 82 500 рублей. При этом тур в Таиланд (Паттайя) с вылетом из Иркутска на сайте Level.Travel в марте начинается от 36 тыс. рублей на человека на неделю – с перелетом, трансфером, проживанием и завтраками. Аналогичный тур во Вьетнам стоит от 47 тыс. рублей на человека. Недельный тур с перелетом, трансфером, проживанием и завтраками в ОАЭ обойдется в сумму от 68 тыс. рублей на человека. Недельный тур в Адлер на черноморском побережье Краснодарского края в марте для сибиряков начинается от 25 тыс. рублей на человека – с перелетом и проживанием. Тур в Индонезию в марте предлагается по цене от 107 тыс. рублей на человека, включая перелет, проживание и питание.

Подавляющее число (64%) жителей Иркутска выбирают путевки на две недели. На неделю и меньше едут 35% отпускников. Более двух недель готовы провести на курорте только 1% туристов. Выбирая длительный отдых, сибиряки, тем не менее, приступают к поиску тура буквально накануне вылета. С одной стороны, это связано с нестабильной ситуацией в стране. С другой, накануне вылета можно поймать тур со скидкой. Согласно статистике, «горящие» предложения ищут более половины жителей Иркутска – 52% поездок бронируется менее чем за неделю до вылета. Примерно за месяц до предполагаемой поездки, планируют свой отпуск 19% жителей города, 16% – ищут туры за 1-2 недели.

19 марта – открытие международной туристической выставки «Интурмаркет»

Два дня осталось до открытия международной туристической выставки «Интурмаркет-2016», которую специалисты отрасли и путешественники традиционно воспринимают как главное профессиональное событие года.

В Москве 10 марта закончился первый этап отбора удивительных призов, которые будут разыграны среди участников Первой межрегиональной конференции «Развитие туризма в малых исторических городах России» (19 марта в 14.00, зал № 1). Победителями конкурса призов признаны эксклюзивное подарочное издание в двух томах «История России в акциях, паях и облигациях», VIP пропуск на два лица на юбилейный вечер легенды российского рока, актера театра и кино Петра Мамонова в Театр эстрады, оберег «Душа деревни Тыгыдым» (обладатель гран-при фестиваля «Туристский сувенир»), набор авторских этюдов «Мини-Город». Призы учреждены банком «Центрокредит», компанией «Междуречье», туркомплексом «Деревня Тыгыдым» и предприятием «Мини-Город».

Получите бесплатный пригласительный билет на выставку «Интурмаркет» прямо сейчас.

Выставка работает с 10 до 18.

До встречи на выставке «Интурмаркет» в «Крокус Экспо» (станция метро «Мякинино»).

Премьера «Интурмаркета» – круглый стол по развитию туристической сувенирной продукции

В рамках выставки «Интурмаркет-2016» пройдет круглый стол «Основные тенденции современного развития туристической сувенирной продукции». Будут обсуждаться следующие темы:

- критерии и стандарты туристического сувенира;

- ценовая политика на рынке сувенирной продукции;

- основные направления развития сувенирного рынка для туристов;

- взаимодействие производителей туристической сувенирной продукции и точек реализации.

Вести мероприятие будут директор Департамента туризма и региональной политики Минкультуры России Ольга Ярилова и основатель всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» Геннадий Шаталов.

В дискуссии примут участие президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ) Олег Алексеев, управляющий туристическим комплексом «Золотые ворота», член ассоциации «Народные художественные промыслы России» Александр Бадалов, партнер компании «Русский сувенир» Игорь Каверзин, руководитель координационного центра проекта «Узоры городов России» Елена Сургуладзе и другие эксперты.

Встреча состоится 19 марта в конференц-зале № 2. Начало в 13.00.

Министерство туризма Израиля ждёт вас на выставке MITT-2016

С 23 по 26 марта Министерство туризма Израиля примет участие в крупнейшей в России международной туристической выставке MITT-2016. В этот раз на израильском стенде, площадью 480 кв. м, одном из самых больших на выставке, будут представлены 30 компаний и организаций, делегаты от которых познакомят посетителей с возможностями пляжного, активного, религиозного, экскурсионного и других видов туризма, а также расскажут о ювелирной, косметической, винной индустрии своей страны.

Впервые курортом-партнером выставки станет Эйлат. Расположенный на самом юге Израиля, на берегу Красного моря, город обладает огромным преимуществом как конкурентное туристическое направление. На стенде можно будет узнать о планах по развитию инфраструктуры города, его туристических возможностях, актуальных предложениях по отдыху.

В рамках выставки с первым официальным визитом Москву посетит министр туризма Израиля Ярив Левин. Он примет участие в пресс-конференции, посвященной развитию туристической индустрии Израиля, а также даст ряд интервью. Кроме того, пройдут индивидуальные встречи между представителями официальной делегации Израиля и органами власти РФ, а также представителями российского туристического рынка, в рамках которых стороны обсудят вопросы российско-израильского сотрудничества в сфере туризма.

Даты проведения выставки совпадают с одним из самых веселых праздников Израиля – Пуримом. В качестве развлекательной программы на стенде запланированы карнавал, выступление музыкантов и актеров, а также разнообразные викторины с ценными подарками.

Глава департамента Министерства туризма Израиля в России и СНГ Ксения Кобякова отметила, что в 2015 году министерством было сделано очень многое для развития и продвижения Израиля как туристического направления. «Завершившийся год мы по праву можем считать успешным, – заявила она. – Кроме того, мы уже начали реализовывать многочисленные идеи на текущий год. С нетерпением ждем возможности поделиться нашими достижениями, а также рассказать о грядущих планах, ответить на вопросы и выслушать советы, обсудить возможность сотрудничества и вместе весело отметить Пурим с посетителями нашего стенда. До скорой встречи!»

Стенд Израиля № В 140 в павильоне 2, зал 1.

Для бесплатного посещения выставки получите электронный билет.

Мальта приглашает на выставку MITT-2016

Мальта в очередной раз примет участие в выставке MITT в Москве, которая пройдет с 23 по 26 марта. Ее стенд № С-175 расположен во втором зале второго павильона.

На стенде будут работать Мальтийское управление по туризму, авиакомпания Air Malta, мальтийские принимающие компании Leisure 1st, Maltabooking Travel, Travel Services, гостиница Paradise Bay Hotel и агентство международного образования «Инсайт-Лингва». Они расскажут всем желающим услышать о возможностях Мальты как туристического направления, ответят на вопросы и предоставят разнообразные буклеты на русском языке, плакаты, карты, различные справочники и путеводители, сувениры.

«Туртранс-вояж»: семинар на «Интурмаркете» и новый каталог на MITT

Туроператор по экскурсионным и автобусным турам приглашает агентства:

- на «Интурмаркет» – семинар 19 марта в 13.30, в зале 4. Вы узнаете о новых экономичных решениях и предложениях сезона, специальных программах и турах за рубли;

- на MITT – с 23 по 26 марта, стенд № H230 в павильоне 8, в зале 1. Схема. Здесь можно получить свеженапечатанный каталог «Весна-лето 2016» и пообщаться. Пока каталог печатается в типографии, можно полистать его электронную версию.

Увидеть все новинки, новый формат экономичного отдыха в Италии – 7 или 9 ночей на море от 299 у.е., и даже отдых low-cost за 295 у.е., бюджетный отдых на горных тропинках польских Татр или на песчаных пляжах польской Балтики. Экскурсионные туры в Беларусь и отдыхом на озере – за рубли, линейку туров с отправлением из Минска и образовательные туры для школьников. Особенные туры туроператора – с глубоким «погружением», на праздники и события в Европе, тематические программы. В новом каталоге найдется все!

 

«Туртранс-Вояж»: 8 (495) 970-01-22, www.tourtrans.ru

В Санкт-Петербурге пройдет конференция «E-travel Commerce»

В отеле «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик» 12 апреля состоится конференция «E-travel Commerce», посвященная электронной коммерции и технологиям в туризме. В качестве спикеров и участников панельных дискуссий на ней выступят ведущие эксперты рынка бронирования и продажи перевозок и туристических услуг и онлайн-технологий.

В программе:

- продажа перевозок и трэвел услуг: события и мнения;

- услуги и продукты рынка и технологии продажи;

- сайт агентства как инструмент продажи;

- технологии электронной коммерции в трэвел-индустрии;

- технологии поиска в технологиях продажи трэвел-услуг;

- пакетирование трэвел-услуг: новые технологии и возможности;

- искусство продвижения и социальные медиа;

- собирается ли эквайринг помогать низкими комиссиями туристическому рынку;

- зарубежный опыт и практика трэвел-агентств;

- «уберизация» бизнеса путешествий;

- мобильные технологии: новые возможности для участников рынка;

- туристическая Россия в интернете: Санкт-Петербург и Северо-Запад России.

Среди участников конференции руководители и эксперты трэвел-агентств и онлайн-сервисов, представители метапоисковиков, транспортных компаний, туроператоров, а также технологических компаний, специализирующихся на разработке продуктов для трэвел-индустрии.

Регистрация на сайте www.smasol.ru.

Справки по телефону 8 (915) 187-07-37 или по адресу info@smasol.ru.

«Веди Тургрупп»: экскурсионные туры в Казань, Карелию, Адыгею и Краснодарский край

Не упустите шанс показать туристам все богатства нашей страны, откройте для них родные просторы вместе с «Веди Тургрупп». Помимо уже имеющихся программ в Сочи, Кавказские Минеральные воды и Алтай, в ассортименте компании появились туры в Казань, Карелию, Адыгею и Краснодарский край.

Казань:

- заезды с 1 апреля по 30 сентября, «Жемчужины Татарстана: Казань – Болгар», 4 дня/3 ночи, от 10 700 руб. на человека;

- заезды с 5 февраля по 25 марта, «Добро пожаловать в Казань!», 3 дня/2 ночи, от 7 420 руб. на человека;

- заезды с 1 апреля по 30 сентября, «Встречай, Казань!», 3 дня/2 ночи, от 6 680 руб. на человека.

Адыгея:

- «Легенды гор Адыгеи», 7 дней/6 ночей, от 20 900 руб. на человека. В стоимость входит: трансфер аэропорт – отель – аэропорт, гостиница (питание по программе), экскурсии, питание, входные билеты в музеи и другие экскурсионные объекты. Подробная программа здесь.

Карелия:

- заезды с 15 мая по 18 сентября, «Карельские узоры», 7 дней/6 ночей, от 26 820 руб. на человека. В стоимость входит: гостиница (питание по программе), экскурсии, транспортное обслуживание, питание.

Краснодарский край:

- заезды с 29 апреля, «Кубанский разгуляй», 7 дней/6 ночей, от 25 500 руб. на человека. В стоимость входит: гостиница (питание по программе), трансфер, экскурсии, питание, входные билеты. Подробная программа здесь.

 

«Веди Тургрупп»:

в Москве 8 (495) 725-43-65

в Санкт-Петербурге 8 (812) 677-91-65

8-800-700-43-65 – бесплатный звонок по России.

www.veditour.ru

Pac Group: акция «Открывая Францию» – бонус к впечатлениям

Pac Group приглашает туристов в новый эксклюзивный экскурсионный тур «Открывая Францию» и дарит отличный бонус к ярким впечатлениям от программы – до 31 марта скидка 20% на все заезды сезона «Лето 2016».

«Открывая Францию» – это необычная авторская программа для тех, кто еще не бывал во Франции или бывал только в Париже, и хочет за одно путешествие увидеть самые интересные регионы страны, получить максимум впечатлений за разумную цену.

Тур предлагает уникальный набор экскурсий. Всего за неделю туристы смогут открыть для себя Париж и четыре легендарные французские провинции – Бургундию, Нормандию, Шампань и Долину Луары, посетить их знаменитые города, полюбоваться красотой замков и оценить качество вина именитых виноделен. В течение всей поездки ее участники будут размещаться только в одном комфортабельном апарт-отеле, удобно расположенном около Венсенского парка, рядом со станцией метро, ведущей в центр Парижа. Авиаперелеты по программе будут выполняться регулярными рейсами авиакомпании Air France по субботам.

Спешите бронировать! Первый заезд состоится уже 16 апреля.

Не упустите возможность открыть Францию по выгодной цене вместе с ведущим туроператором направления.

Условия акции смотрите здесь.

«Карлсон Туризм»: майские праздники в Греции и Франции

Компания «Карлсон Туризм» приглашает ярко и интересно встретить майские праздники. Специальная подборка туров во Францию и Грецию с гарантированным перелётом, проживанием в лучших отелях и виллах с набором индивидуальных услуг для самых взыскательных туристов.

Туры в Париж с гарантированным перелётом. Вылет 1 мая Москва – Париж SU2454, SVO-CDG, 10.10-13.10. Возврат 7 мая Париж – Москва SU2463, CDG-SVO, 15.55-20.30.

В Париж на майские праздники. Великолепный экскурсионный тур в Париж, который подойдёт как для первого знакомства со столицей Франции, так и тем, кто уже бывал во французской столице. Продолжительность – 6 ночей. Стоимость – от €681 на человека.

Диснейленд, 2 ночи + Париж, 4 ночи. Отличная возможность посетить знаменитый парк Disneyland и увидеть Париж во всей красе. Продолжительность – 6 ночей. Стоимость – от €920 на человека.

Каникулы в Disneyland Париж. Рекомендуем для поездки с детьми любого возраста. Семью ожидает увлекательное приключение в парках Disneyland Париж с катанием на аттракционах, весёлыми представлениями и красочным вечерним шоу. Продолжительность – 6 ночей. Стоимость – от €1 130 на человека.

Православная Пасха в Афинах. В этом году православная Пасха совпадает с майскими праздниками и специалисты компании «Карлсон Туризм» подготовили уникальный тур, который позволит увидеть, как отмечают один из главных праздников в Греции, а также прикоснуться к культуре этой неповторимой страны. Продолжительность – 3 и 7 ночей. Стоимость – от €153 на человека + экскурсионная программа от €780 + авиабилет.

Виллы в Афинах на майские праздники. Проживание на виллах «Арис» и «Тандо» на Афинской Ривьере – отличный вариант для отдыха семей с детьми и больших компаний. Продолжительность – 7 ночей. Размещение – до 9 человек. Стоимость – €2 750 + авиабилет.

Майские праздники на Крите. Специальное предложение на майские праздники от курорта Aldemar Royal Mare & Aldemar Royal Villas 5*. В стоимость включено проживание в номере Garden View, питание AI, групповой трансфер аэропорт – отель – аэропорт и медстраховка. Продолжительность – 9 ночей. Стоимость – от €1 252 на человека.

Авиабилеты на Крит на майские праздники. Перелёт из Москвы в Ираклион с 30 апреля по 9 мая на 9 ночей, Nord Star. Стоимость – €300.

Компания «Карлсон Туризм» приглашает вас на выставку MITT-2016. Посетите наш стенд D101 в павильоне № 2, в зале № 3, где вы сможете встретиться с менеджерами компании, получить каталоги и узнать последние новости.

 

«Карлсон Туризм»: (495) 580-75-75, www.karlson-tourism.ru

Компания Starhotels объявляет конкурс I am Star. Победитель поедет в Италию

Конкурс по бронированию отелей бренда Starhotels – I am Star проходит с 1 января по 1 ноября 2016 года. Вы можете стать победителем в одной из следующих номинаций:

- «Лучший туроператор»,

- «Лучшее туристическое агентство»,

- «Лучшее региональное туристическое агентство»,

- «Лучшее агентство по бронированию Starhotels в сегменте MICE».

Лидеров ждет увлекательная поездка продолжительностью 5 дней в Италию на двоих. Вы сможете почувствовать себя звездой в наших отелях в Риме, Милане и Венеции. Мы подготовим для наших лучших агентств уникальную программу. Мы возьмем на себя ваши транспортные расходы по перелету Москва – Рим – Москва и железнодорожному переезду между городами.

Условия конкурса I am Star:

- мы учитываем все каналы бронирования! Для участия в конкурсе достаточно присылать информацию о подтвержденных бронированиях отелей Starhotels, сделанных с 1 января текущего года, на адрес online@namen.ru.

Итоги конкурса будут подведены 1 ноября.

Бренд Starhotels объединяет 25 отелей категории «люкс», расположенных в Италии, Франции (Париж), США (Нью-Йорк) и Великобритании (Лондон). Штаб-квартира компании находится во Флоренции. Основные черты отелей – традиционное итальянское гостеприимство, продвижение итальянской культуры и образа жизни, высокие этические стандарты семейного бизнеса, утонченный дизайн.

Компания Namen – представительство Starhotels в России и СНГ, Андрей Варавин:

8 (495) 510-57-10, varavin@namen.ru

www.namen.ru, www.starhotels.com

Блины, матрешка и хоккей на московском стенде на ITB Berlin-2016

С 9 по 13 марта в Берлине проходила юбилейная 50-я международная туристическая биржа ITB-2016. В этом году она приняла более 170 тыс. посетителей, в том числе 112 тыс. специалистов. Свои стенды были у более чем 10 тыс. экспонентов из 189 стран мира.

Экспозицию Москвы, организованную Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, представляли ведущие московские турфирмы – «Интурист», «Свой ТС», «Мостурфлот», «Тари Тур», «Московский Спутник», гостиницы «Бета», Crown Plaza, «Измайлово Гамма – Дельта» и «Best Western Вега», а также Центр международной торговли, Московский Государственный музей-заповедник, флотилия Radisson Royal, «Москвариум» и другие.

Огромный интерес вызвала пресс-конференция руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимира Черникова. Он назвал десять причин, из-за которых необходимо посетить Москву именно сегодня, рассказал о новшествах, делающих российскую столицу не только популярным, но и востребованным направлением.

На объединенном стенде Москвы прошла обширная интерактивная программа, посвященная празднованию Масленичной недели – гостей угощали блинами, чаем из самовара и блюдами национальной русской кухни. Оргкомитет предстоящего Чемпионата мира по хоккею с шайбой в Москве представил брендированную настольную игру, поиграть в которую мог любой желающий. Государственный музей-заповедник провел мастер-класс по народным художественным промыслам, а флотилия Radisson Royal представила матрешку-морячка. Публике кукла настолько понравилась, что желающие сфотографироваться на ее фоне выстраивались в очередь.

Награды Baros Maldives

Два заслуженных «туристических» Оскара снова получил маленький роскошный отель Baros. Одного из них в Касабланке в декабре 2015 года вручил World Travel Awards в номинации «Самый романтичный отель в мире». Если бы велась подобная статистика, то можно было бы смело утверждать, что браки заключаются не на небесах, а на мальдивском острове Baros.

Премия Tripadvisor включила Baros в топ лучших отелей Азии в номинациях «Самый романтичный отель Азии» и «Самый лучший сервис», а также присудила почетное место в топе лучших отелей мира.

Отель Baros щедро награждают туристическими «Оскарами» с момента его открытия. И это вполне заслуженно, ведь 98% гостей мечтают вернуться сюда еще раз и 54% из них воплощают эту мечту в реальность!

Путешествие в Марокко: Касабланка

Продолжаем рассказ о путешествии корреспондента RATA-news в Марокко по приглашению Марокканского национального офиса по туризму.

 

Касабланка – один из крупнейших и популярнейших городов в Марокко, хоть и не входит в число «имперских». Население – больше 3 миллионов человек, с агломерациями – до 10 млн. Большая часть международной торговли страны проходит именно через нее.

Это город экономистов, небоскребов, деловых центров, элитных гостиниц, смотровых площадок, дорогих ресторанов, приветливых консьержей и вышколенных официантов… Любители мегаполисов, вам – сюда!

Здесь и гигантские шопинг-моллы, и самый большой мультиплекс в Африке (14 кинозалов), и строящийся парк развлечений «Синдбад» (нечто вроде местного «Диснейленда»), и шопинг, и великолепная набережная… Кстати, именно на набережной «припарковалось» еще одно чудо света – мечеть на воде. В прямом смысле слова: построена на платформе, вгрызающейся в океан, и волны Атлантики разбиваются о ее стены.

Мечеть – подарок одного из королей, Хасана II, мусульманскому миру. По величине она третья в мире, а минарет – самый высокий на планете: 210 метров. Площадь мечети – 200х100, внутри одновременно могут поместиться до 25 000 человек.

Кстати, это фактически единственная мечеть в Марокко, куда разрешен доступ иностранцам, все остальные лицезреть можно только снаружи.

Правда, местные жители перед величием сооружения особого пиетета, судя по всему, не испытывают: видать, привыкли. И «серфят» в соцсетях, удобно устроившись прямо в фонтанах для омовения.

Но вообще мечеть – конечно, сооружение удивительное. Семь лет, не покладая рук, этот шедевр архитектуры возводили десять тысяч рабочих. Задействованы были 2500 лучших ремесленников страны, большинство – из Феса, славящегося своими мастерами. Буквально каждый сантиметр поверхности – произведение искусства.

Логично, что у группы журналистов возник вопрос: кто оплачивал этот банкет? Влетела-то постройка в копеечку: по словам гида, потрачено 800 миллионов долларов.

Выяснилось – пожертвования. Оказывается, в мусульманском мире есть поговорка: «Кто помогает строить мечеть на воде, тому Аллах еще при жизни строит дом на небе». Желающих обзавестись законной жилплощадью в мире ином оказалось множество.

Так что даже безотносительно благотворительных дел народ здесь щедрый. И дружелюбный. Хитрый, изворотливый – не без того, – но при этом очень гостеприимный. Прямо как в историях «1001 ночи» про Харуна ар-Рашида. И прикоснуться ко всем этим сказкам – а то и почувствовать себя частью их, теперь можно в любой момент. Круглый год.

Потому что даже несмотря на то, что экономику России лихорадит, для наших соотечественников Марокко с каждым днем становятся доступнее.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news