№5103
Турбизнес и органы власти против законопроекта об электронной путевке
Несмотря на беспрецедентную критику законопроекта об электронной путевке лоббисты прикладывают максимум усилий, чтобы продавить его до конца весенней сессии. В понедельник комитет Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи вновь выносит законопроект на обсуждение в Совет Госдумы.
Напомним, Госдума 12 мая приняла в первом чтении законопроект о введении в России электронной путевки. Законопроект был внесен в Думу в ноябре 2019 года, его первое чтение несколько раз откладывалось. Против принятия документа активно выступали представители туристической общественности.
В частности, в апреле обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой отложить рассмотрение законопроекта на период, когда отрасль выйдет из кризиса, подписали президент РСТ Андрей Игнатьев, глава комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Юрий Барзыкин и руководитель комиссии по туриндустрии РСПП Сергей Шпилько.
С просьбой о введении моратория на нормотворческие инициативы, связанные с увеличением финансово-административной нагрузки на бизнес, в частности, на введение электронной путевки, предприятия индустрии туризма ранее обращались к президенту России Владимиру Путину. В коллективном письме туристических ассоциаций рассмотрение подобного рода законодательных инициатив в сложившейся ситуации названо кощунственным.
Руководители Российского союза туриндустрии (РСТ) и Ассоциации туроператоров России (АТОР) в мае 2020 обратились с совместным письмом Владимиру Путину с просьбой не допустить принятия закона об электронной путевке.
На фоне такого противостояния и в то время, когда туриндустрия переживает тяжелейший кризис, ответственный комитет Госдумы подготовил ко второму чтению поправки, которые кардинально меняют содержание документа, принятого в первом чтении. Причем готовился законопроект практически тайно, он до сих пор не размещен на специальном портале Госдумы «Система обеспечения законодательной деятельности»,
В начале июля настойчивые попытки протащить электронную путевку обсуждались на пресс-конференция в ТАСС.
В результате такой борьбы второе чтение, намеченное на 8 июля, было перенесено сначала на 15-е, а затем на 21 июля.
Примечательно, что на этот раз турбизнес и многие органы власти оказались по одну сторону баррикад. Приведем несколько примеров.
Против принятия законопроекта в нынешнем виде выступил Ростуризм. В письме руководителя ведомства на имя заместителя председателя правительства Дмитрия Григоренко сказано, что при внесении поправок в законопроект, принятый в первом чтении, изменилась сама его концепция, что противоречит регламенту Госдумы.
То есть вместо того, чтобы при доработке ко второму чтению учесть содержащиеся в официальном отзыве правительства от 1 апреля 2020 года замечания к документу, принятому в первом чтении, группа депутатов внесла в него поправки, ярко демонстрирующие намерения не останавливаться на сборе «туристских взносов». Инициаторы изменений явно стремятся в принципе перетянуть на себя регулирование туроператорской деятельности путем создания альтернативной системы финансовой ответственности.
В письме Ростуризма отмечается, что эти поправки не обсуждались ни с общественностью и экспертными организациями, ни с уполномоченным органом исполнительной власти в сфере туризма. Также Ростуризм отмечает, что создание гарантийного фонда в предлагаемом виде «может привести к существенному снижению уровня защиты имущественных прав туристов» и появлению дополнительных стимулов к «недобросовестному поведению участников туристского рынка». Ведомство считает целесообразности продлить время предоставления поправок к законопроекту до конца сентября и перенести его рассмотрение на более поздний срок.
С критическими замечания по законопроекту выступил Роспотребнадзор, также обратив внимание на изменение концепции документа, подготовленного ко второму чтению. В письме на имя заместителя руководителя аппарата правительства РФ Ильи Трунина глава ведомства указывает на правовую неопределенность «туристского взноса», который ближе всего к понятию сбора, но таковым в точном смысле этого слова не является. Отмечена неадекватность правовой конструкции гарантийного фонда, средства в который должны будут в конечном счете вносить потребители. А некой «некоммерческой организации» предоставляется возможность единолично распоряжаться этими деньгами, направляя их на инвестиционную, то есть предпринимательскую, деятельность и на содержание самой «уполномоченной организации».
В письме ведомства прямо говорится, что к заявленным в пояснительной записке целям, связанным с защитой прав потребителей туруслуг и обеспечением эффективных механизмов ответственности туроператоров, законопроект в предложенной редакции отношения не имеет. Роспотребнадзор законопроект не поддерживает.
Даже в заключении по проекту закона правового управления Госдумы говорится, что при предложенном порядке расходования средств гарантийного фонда «должная защита прав потребителей может быть не обеспечена».
И, наконец, комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности на заседании 13 июля, как следует из протокола, пришла к выводу о целесообразности переноса сроков рассмотрения законопроекта на осеннюю сессию, а также о возможности продления сроков подготовки поправок к законопроекту.
Напомним, что на уже упомянутой пресс-конференции было предложено создать на базе Ростуризма межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по реформированию системы финансового обеспечения ответственности туроператоров с учетом мнений различных министерств, ведомств, депутатов и представителей турбизнеса.
РСТ просит отменить запрет на работу музеев с туроператорами
Президент РСТ Андрей Игнатьев направил письмо главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой снять запрета на прием в музеях туристско-экскурсионных групп и реализацию соглашений с туристическими компаниями.
Рекомендации по предупреждению распространения коронавируса для музеев, музеев-заповедников и дворцово-парковых музеев ведомство выпустило 10 июня. В подробное описание профилактических мероприятий вклинились два пункта, касающиеся проведения экскурсий.
Один из них (пункт 10) допускает проведение индивидуальных экскурсий, а также групповых с количеством участников не более пяти и соблюдением социальной дистанции. А второй (пункт 11) прямо запрещает прием туристско-экскурсионных групп и реализацию соглашений с туристическими компаниями.
Таким образом фактически парализована работа туристических компаний с музеями. Хотя туроператоры могли бы организовать групповое посещение объектов культуры с соблюдением всех противоэпидемических требований. И даже последовательно проводить туристов по пять человек, хотя это и создало бы немалые сложности.
Тем более непонятно, чем с эпидемической точки зрения отличаются посетители музеев, которые покупают билеты напрямую, от тех, кого приводят туроператоры. Не говоря уже о том, что туроператоры заранее переводят музеям деньги за посещение, у многих зависли там немалые суммы, о возврате которых речь сейчас не идет.
На прошедшем 13 июля заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Владимир Путин отметил большие резервы России с точки зрения внутреннего туризма. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, в свою очередь, говорил, что правительство должно обеспечить единую социально ориентированную государственную политику в области культуры, в том числе, в части доступа к объектам показа.
Иными словами, государство признает стратегическое значение внутреннего туризма, а также необходимость скорейшего восстановления деятельности предприятий туриндустрии. Однако действующий запрет на работу туроператоров с музеями не позволяет формировать полноценный турпродукт с посещением объектов показа и ставит под вопрос выполнение поставленных задач в сфере туризма, говорится в письме.
Российский союз туриндустрии обратился в Роспотребнадзор с просьбой внести изменения в пункт 11 указанных рекомендаций, чтобы туристические компании вновь могли включить посещение музеев в свои экскурсионные программы.
С постепенной отменой ограничений, введенных 17 марта, музеи начали открываться с 16 июня. В частности, в Москве посетителей вновь стали принимать около 30% от общего числа объектов, а сейчас работает уже 80% музеев.
В полном объеме музеи Москвы откроются только к 1 сентября, а восстановление докризисной посещаемости ожидают только через год говорил ранее начальник управления музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы Антон Горянов.
Второй «Робинзон» ожидаемо покинул рынок вслед за первым
Российская компания «Робинзон Турс» – подразделение одноименного венгерского туроператора, в середине мая объявившего о банкротстве, также не устояла перед последствиями коронакризиса. 7 июля компания была исключена из федерального реестра и вскоре объявила о прекращении деятельности.
В своем письме к туристам туроператор предложил им обращаться в компанию «Лексгарант», с которой у него был заключен договор страхования ответственности на 50 млн рублей. «Был» – ключевое слово. Несмотря на то, что срок действия договора до 31 августа 2020 года, он прекращен досрочно – 7 июля.
Дело в том, что «Робинзон» исключен из реестра «в связи с представлением заявления о прекращении туроператорской деятельности», так написано в приказе № 199-Пр-20 Ростуризма. «А это значит, что компания остановила деятельность не в связи с невозможностью исполнения обязательств перед туристами, а по добровольной инициативе. В этом случае фингарантии не работают», – считает руководитель рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков Юлия Алчеева.
В соответствии со статьей 17.4 закона «Об основах туристской деятельности» основанием для выплаты страхового возмещения является прекращение деятельности «по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта». «Такой формулировки в приказе Ростуризма нет, значит случай «Робинзона» – не страховой, – поясняет г-жа Алчеева. – Соответственно платить страховая компания не должна. Туроператору придется решать проблему выплат своими силами».
Уход российского «Робинзона» был ожидаем на рынке, учитывая его «родство» с принимающей венгерской компаний Robinson Tours, которая объявила о прекращении деятельности в мае. Пока трудно оценить, насколько это окажется болезненным, особенно для российских партнеров принимающей компании, которых было немало: венгерский туроператор был одним из ключевых игроков рынка, ежегодно принимая большое количество туристов из России.
Венгрия сейчас закрыта для россиян, но, как мы уже сообщали, Роспотребнадзор включил страну в число «кандидатов для возобновления авиасообщения на этапе». «Последнее время появилось много информации, что Венгрия одна из первых откроет прием российских туристов. Ничего удивительного в этом не вижу, между нашими странами традиционно теплые политические отношения, Россия занимает заметную долю въездного рынка Венгрии. По моим оценкам, авиасообщение со страной возобновится с середины августа», – сказал RATA-news генеральный директор компании «Де Визу» Алексей Лебедь. Он полагает, что отложенный спрос будет значительным, прежде всего, потому что россияне высоко ценят курорты Хевиз, Шарвар, Хайдусобосло и не станут изменять своим привычкам.
Исполнительный директор компании «Ванд» Татьяна Ванд отметила, что клиенты Венгрию спрашивают, но туры по понятным причинам никто не продает. «Как только разрешал выезд, люди поедут за здоровьем. Впрочем, многое зависит от стоимости перелета. До кризиса билеты в Будапешт были дешевые, а сейчас «Аэрофлот» на следующий год объявил цену порядка 25 тысяч, это дорого», – считает она.
Уход Robinson Tours, по мнению г-жи Ванд, доставил неприятностей российским туроператорам: страховщик возвращает деньги только венграм, а отправляющие компании могут рассчитывать разве что на решение суда. «Но это не вариант, ни переносов, ни возвратов не будет», – считает Татьяна Ванд.
По словам менеджера европейского отдела компании «Веди тургрупп» Владимира Быкова, уход венгерского принимающего оператора не сильно изменит рынок. На это же рассчитывает генеральный директор компании «ДВМ-Тур» Владислав Салатов: «Насколько нам известно, оставшийся без конкурента оператор «1000 дорог» не планирует повышать цены. Возможно, появится и новый игрок».
Многие клиенты готовы лететь на венгерские лечебные курорты и в Будапешт сразу же, как откроют границу. «Но много и переносов на следующий год, планируют отпуск на март-апрель. Новых броней нет, выжидают и правильно делают, – уверен г-н Быков. – К тому же до сих пор не открыт визовый центр, а у многих закончились визы. Но запросы есть».
Алексей Лебедь подчеркнул, что уже сейчас имеет смысл бронировать курортные отели и санатории, а также авиабилеты. «При открытии границ ожидаем значительную загрузку рейсов не только туристами, все поедут с деловыми и гуманитарными целями, что приведет к росту стоимости перевозки. Так как точных дат вылета еще нет, предлагаем бронировать Венгрию без предоплаты, чтобы не возникало финансовых рисков», – уточнил г-н Лебедь.
Наталья Панферова, RATA-news
«Князь Владимир» ждет разрешения на выход в море
Первый круиз на теплоходе «Князь Владимир» запланирован на 19 июля. Однако компания «Черноморские круизы», официальный туроператор судна, пока не подтверждает эту дату. На рынке полагают, что теплоход стартует на неделю позже.
Круизы на «Князе Владимире» из Сочи в Крым начнутся с 19 июля. Об этом сообщила пресс-служба администрации Севастополя. То, что теплоход готовится к первому в нынешней навигации рейсу, RATA-news подтвердил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский: «Мы знаем, что подготовка идет полным ходом. В частности, доукомплектовывается экипаж. Первый рейс намечен на 19 июля, но он пока в подвешенном состоянии, а 26 июля и последующие даты продаются активно».
Эксперт объясняет возможную задержку выхода режимом повышенной готовности в связи с коронавирусом в Краснодарском крае, который действует до 21 июля. Соответственно лайнер сможет выйти 19 июля только в том случае, если этот режим отменят досрочно. Пока с этим ясности нет. «Черноморские круизы» реализацию туров на 19 июля притормозили.
Предполагалось, что нынешняя навигация станет для «Князя Владимира» самой продолжительной – с 1 марта до конца октября. Однако из-за пандемии «Черноморские круизы» перенесли старт сначала на 1 мая, затем на начало июня и в третий раз – уже на середину июля. Тем, кто уже оплатил поездку, предложили либо перенести дату с сохранением условий бронирования, либо получить деньги.
Теплоход совершает недельные морские походы по круговому маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи. Новинкой сезона должно было стать посещение порта Сухум в Абхазии. Но, как сообщили в Абхазском морском пароходстве, компания «Черноморские круизы» из-за сохраняющейся угрозы коронавируса отменила эти планы до конца 2020 года.
По словам Андрея Михайловского, круиз на лайнере «Князь Владимир» хорошо востребован у любителей и морских путешествий, и пляжного отдыха. «Турпродукт интересный, аналогов ему на нашем рынке нет. Плюс доступные цены. Август спрашивают активно, особенно в регионах. Много круизов было продано на май, мы все их перенесли на более поздние даты», – уточнил эксперт.
Светлана Ставцева, RATA-news
Сколько туристов нужно Крыму и как их посчитать
В течение года Крым может принять около 8 млн туристов, из них около 6 млн во время активного курортного сезона. Это идеальное число, которое не скажется на качестве предоставляемых услуг. Такое мнение высказала председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Стамбульникова.
От большего количества и новых «рекордов» эксперты предостерегают: по их мнению, это может сильно сказаться на качестве услуг и, соответственно, на желании туристов вернуться в следующие сезоны, сообщает РИА Новости Крым
«По итогам прошлого года некоторые представители туристической отрасли заявляли, что легко могут принять хоть 10, хоть 15 миллионов. К таким моментам нужно подходить здраво, потому что чем больше мы принимаем туристов, тем сильнее это сказывается на качестве предоставляемых услуг: мы будем наблюдать перегрузку инфраструктуры, и это на туристах будет сказываться очень негативно, даже если мы примем всего на 500 тысяч больше. И турист уедет недовольным – а это в будущем может сыграть свою роль», – пояснил доцент кафедры туризма Таврической академии Крымского федерального университета, кандидат географических наук Игорь Вахрушев.
Вместе с тем, по словам специалистов, в Крыму до сих пор не до конца отработана методика подсчета отдыхающих. «Мы можем говорить, что те показатели, которые предоставляет министерство, в принципе отвечают адекватному представлению о том, сколько у нас было туристов. Хотя нельзя говорить с точностью до 100 человек – есть расхождения, – отметил г-н Вахрушев. – Один из путей совершенствования системы подсчета – легализация многих объектов, получение у них статистики. Чем больше этих объектов войдет в законное русло, тем точнее будут показатели сезона».
С другой стороны, в туристы часто записывают тех людей, которые, будучи прописанными на материке, живут и работают в Крыму и Севастополе. В течение года они неофициально – жители, летом официально – отдыхающие.
«Если взять, например, Севастополь, то официальная численность населения там – около 400 тысяч человек. Но мы прекрасно понимаем, что жителей города, которые переехали с материка, намного больше, и общее число уже перевалило за миллион, – заявила Наталья Стамбульникова. – Этих людей, которые в течение месяца два-три раза выезжают на материк, тоже принимают за туристов и каждый раз считают».
Валаамскй Спасо-Преображенский собор начал принимать паломников и туристов
Вчера для однодневного посещения открылся Спасо-Преображенский собор и Центральная усадьба Валаамского монастыря, сообщает пресс-служба монастыря.
Традиционно сезон на острове продолжается около пяти месяцев – с мая по октябрь, так как в зимнее время природные условия не позволяют безопасно привозить сюда гостей. Но из-за пандемии в этом году остров с древней монашеской обителью начал прием посетителей только в конце июня. Большие круизные теплоходы и скоростные «метеоры» высаживали гостей в западной части архипелага, давая возможность увидеть скиты «Нового Иерусалима», укромные внутренние озера, прогуляться о лесным тропинкам.
Сейчас введенные для безопасности правила постепенно смягчаются, и гости острова смогут полюбоваться на монастырские постройки не только с борта теплохода. Высадившись на берег, они смогут познакомиться с памятниками архитектуры и ландшафтного дизайна, монастырскими садами и, главное, посетить Спасо-Преображенский собор.
Как уточнил «РИА Новости» игумен Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий, речь идет только об однодневном посещении, потому что пока нет возможности принимать паломников и туристов в монастырских гостиницах. Новая «Зимняя гостиница» еще не введена в эксплуатацию, а в остальных проходят обсервацию все прибывающие на Валаам, кроме туристов и местных жителей.
Также пока Валаам доступен только для организованных групп паломников и туристов вне зависимости от того, как они прибывают – на круизном теплоходе или монастырским флотом. Все они теперь могут посещать центральную усадьбу, где расположен главный монастырский храм – Спасо-Преображенский собор – и скиты. Но индивидуальным паломникам и туристам с палатками въезд на остров пока закрыт.
Запущен сервис для выплаты субсидий на профилактику коронавируса
ФНС России запустила сервис для выплаты субсидий на профилактику коронавируса.
С его помощью организация и ИП смогут самостоятельно проверить, имеют ли они право на получение такой субсидии, а также отслеживать ход рассмотрения уже поданного заявления.
Субсидии на профилактику коронавируса предоставляются компаниям и ИП, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях, а также социально ориентированным НКО. Они могут направить заявление на получение субсидии в ИФНС по месту нахождения юрлица или месту жительства ИП. Электронную форму можно представить по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Размер субсидии составляет 15 000 рублей, а также по 6 500 рублей на каждого сотрудника, работавшего на предприятии в мае 2020 года. Если у ИП нет наемных работников, то размер субсидии составит 15 000 рублей.
Рекламируйтесь на сайте РСТ!
Сайт Российского союза туриндустрии, старейшего и крупнейшего в России предпринимательского объединения в сфере туризма, готов участвовать в создании имиджа вашей турфирмы как серьезной и надежной компании.
Сайт www.rostourunion.ru – это:
- ограниченное количество рекламных площадей и высокие критерии отбора потенциальных рекламодателей, что повышает доверие к материалам;
- ньюсмейкер для средств массовой информации, что способствует увеличению посещаемости;
- целевая аудитория – профессионалы турбизнеса, федеральные чиновники, руководители региональных туристических администраций.
Тарифы для членов РСТ на 30% ниже, чем для остальных компаний
Рекламные предложения здесь .
Для заявок и вопросов связь по адресу adv@rostourunion.ru.
Продвигаемся и развиваемся вместе!
Проект «Открываем Россию» приглашает на вебинар по Крыму
Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС) проводит серию летних вебинаров «Открываем Россию». Вас ждут еженедельные незабываемые путешествия по нашей стране. Цель – показать турпродукт регионов России в формате B2C для широкой аудитории.
Ближайший вебинар начнется 22 июля в 11.00 по московскому времени. Тема: «Открываем Россию. Крым».
Спикеры:
- Елена Юрченко, директор Крымского туристического центра;
- Вита Саар, мастер управления впечатлениями;
- Наталья Солнцева, управляющий директор бюро проектов «Тема»;
- Елена Романова, руководитель департамента маркетинга туроператора «Кандагар»;
- Светлана Новодацкая, начальник управления туризма и социально-культурного сервиса объединения «Массандра»;
- Ираклий Матарадзе, продюсер Cezarov Production.
Модератор – Дарья Сиротина, руководитель направления повышения квалификации всероссийского центра туристского образования РГУТиС.
Япония – жизнь в движении
Все мы знаем и любим японскую кухню, слышали о восхитительной культуре Страны восходящего солнца, об утончённых гейшах и храбрых самураях, о нежно цветущей сакуре и сверкающих неоном неспящих мегаполисах. Но всё же главная ценность почти семи тысяч японских островов – изумительно разнообразная природа и потрясающие возможности для активного отдыха, что так актуально во времена социальной дистанции.
Представляем новое издание, посвящённое приключениям и путешествиям на природе, которое вдохновит вас и ваших туристов на поездку в удивительную страну Японию.
Подробности на Visitjapan.ru.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»