№5733
Гиды-проводники в тупике: им фактически негде пройти аттестацию на право работы
В соответствии с законом, вступившим в силу 1 июля 2022 года, все гиды-проводники в России должны пройти аттестацию и получить нагрудные карточки до 1 июля 2023 года. Однако заниматься этим фактически некому: в соответствующий реестр включены лишь три сертифицированные организации, которые могут проводить аттестацию, причем одна из них на Камчатке.
Но, по словам главы комитета РСТ по приключенческому туризму, генерального директора туроператора RussiaDiscovery Вадима Мамонтова, аттестация еще не началась, поскольку даже эти три организации появились в реестре только в конце декабря. Это Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга и Федерация альпинизма России.
«Остается верить, что в период между зимним и летним сезоном будет расширен перечень организаций, а инструкторы-проводники смогут пройти аттестацию и войти в реестр», – сказал г-н Мамонтов.
По мнению главы правовой комиссии РСТ, генерального директора юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, для решения этой задачи до 1 июля потребуется не менее 50 таких организаций. «Надеемся, что дату обязательности перенесут как минимум на полгода. Хотя никаких нормативных движений пока в этой части не видно, думаю, что мы без этого не обойдемся, иначе у нас с 1 июля гиды-проводники перейдут в незаконную фазу деятельности не по своей вине», – сказал он.
Георгий Мохов считает, что отложить обязательные требования по аттестации необходимо не только потому, что трудно уложиться в сроки: «Нужно продвигать необходимость прохождения аттестации. Важно понимать внутреннее сопротивление самих инструкторов-проводников, многие из которых не приняли новую форму аттестации либо вообще ничего о ней не знают. У них и раньше было много вариантов подготовки и аттестации, которые существовали в Федерации спорта. А сейчас им предлагают заново доказывать свое право на осуществление деятельности».
Кроме того, процесс аккредитации затягивается из-за жестких требованиям к самим уполномоченным организациям. «Они должны иметь образовательную лицензию и программы обучения, утвержденные в соответствии с образовательными стандартами. А у нас большая часть организаций, которые занимались подготовкой аттестации инструкторов-проводников, горных инструкторов – спортивные. И готовили они по спортивным стандартам, по стандартам МЧС. Получается, что им нужно либо получать образовательную лицензию, а это совсем не просто и не быстро. Плюс они должны иметь стаж этой деятельности не менее 5 лет, а также региональные филиалы, позволяющие осуществлять аттестацию на территории страны. Есть и другие требования, но эти самые сложные», – пояснил г-н Мохов.
Хорватия принимает заявления россиян на шенгенскую визу
Присоединившись к Шенгенской зоне с 1 января 2023 года, Хорватия после окончания новогодних каникул начала принимать заявления на шенгенскую визу. Речь идет только о краткосрочных – на период пребывания. Также у туристов остается возможность получить национальную хорватскую визу, которую выдают на один-два года.
В компании «Пакс» документы на визу в Хорватию подают только при бронировании полноценного тура. Пока туроператор ждет разъяснений от консульства по поводу сроков оформления и пакета документов. «К тому же сейчас у нас идет переаккредитация в визовом центре. В этой связи документы от первых туристов подаем не раньше февраля. Продукт уже сформирован и опубликован на нашем сайте, потихоньку начинают бронировать», – уточнила заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе Любовь Чучмаева.
Сейчас ни в один из регионов страны, включая столичный Загреб, прямой перевозки из России нет, лететь придется через Турцию или Сербию. Эксперт напомнила, что россияне очень любят Хорватию, поэтому она более чем уверена, что спрос на лето будет хороший – даже вне зависимости от наличия или отсутствия прямой перевозки.
По словам директора по рекламе PAC Group Надежды Найдис, компания полностью готова к подаче документов на шенгенские визы. В ближайшее время на сайте оператора появится весь спектр предложений по Хорватии: отели на море и в Загребе, трансферы, индивидуальные экскурсии и т.д. «Также мы добавили такую услугу, как сопровождение в посольство США в Загребе для желающих оформить американскую визу. Туристы смогут воспользоваться трансфером из отеля в посольство, а также услугами англоязычного ассистента для перевода на собеседовании», – пояснила она.
Спрос на направлении пока не очень активный, сейчас не сезон, но к марту в компании ожидают увеличение количества запросов на пляжный отдых. Пока же, в основном, поступают заявки на вакцинные туры, так как Хорватия ставит однокомпонентную Johnson/Janssen, весьма популярную среди наших путешественников.
Как добавила руководитель отдела компании «Ванд» Татьяна Маркова, по Хорватии практически только вакцинные туры и спрашивают, а вот на летний период даже запросов не поступало. Хотя и на вакцинацию спрос снизился, многие страны открылись для въезда туристов, не требуя прививок. «Буквально по пальцам можно пересчитать направления, где еще строго требуют сертификат о вакцинации, например, в Иране», – сказала она.
Эксперт считает, что шенгенская виза не даст особого эффекта для развития турпотока. В этом смысле долгосрочная национальная виза может быть даже интереснее – по ней туристам удастся посетить страну несколько раз. «В общем, пока непонятно, как стартует направление к лету. Напрямую ничего не летает, а через Стамбул уж очень дорого. И в этот раз хорваты даже не прислали нам цены, ощущение, что они как рынок Россию не рассматривают. Прежде летние расценки давали уже в ноябре», – сказала г-жа Маркова.
Наталья Панферова, RATA-news
Как турагенту стать драгоценным для «Русского Экспресса»
«Русский Экспресс» анонсировал обновление программы лояльности «Драгоценные агенты». Директор департамента развития агентских продаж холдинга Дарья Лосева рассказала RATA-news, какие изменения планируются в бонусной программе, чем они вызваны и что дадут турагентам.
Несколько лет назад «Русский Экспресс» для поощрения и мотивации агентских продаж разработал бонусную программу, которая быстро стала популярной благодаря яркой идее. «Драгоценные агенты» – такое название получила система лояльности. Было определено пять вариантов «драгоценных» – от «Топаза» до «Бриллианта». На каждом уровне агентам гарантировались определенные преференции, которые расширялись по мере роста объемов продаж.
Прошедший год стал рекордным для компании: продажи в среднем по холдингу увеличились в три раза. Выросло не только количество отправленных туристов, но и активно работающих турагентств. Число «драгоценных» впервые превысило 1000, и именно они дают до 55% всех продаж.
«Пришло время усилить программу. Задача – сместить фокус внимания на самую лояльную и преданную группу агентов. В рамках нынешней системы лояльности, учитывая количество ключевых партнеров, это сделать сложно. Мы уже расширили департамент развития, который ведет проект «Драгоценные агенты», запланировали множество новых активностей, увеличили бюджеты. Теперь решено, что три высших уровня бонусной программы – «Сапфир», «Изумруд», «Бриллиант» – получат максимум, потому что достигшие их агентства сами отдают «Русскому Экспрессу» максимальное количество бронирований», – комментирует Дарья Лосева.
По ее словам, количество «драгоценных» в 2022 году сильно выросло, и стало понятно, что на нынешнем этапе порог входа в эту категорию стал слишком низким. Было решено его повысить, одновременно усилив программу лояльности. Вторая причина обновлений – плановый переход холдинга на новый софт. «Нам важно сохранить систему, которую полюбили агенты, в то же время быстрый рост требует изменений в IT-структуре и внутренних бизнес-процессах», – пояснила г-жа Лосева.
В обновленной программе, в частности, остаются три уровня «драгоценных» – «Сапфир», «Изумруд» и «Бриллиант» – и добавляется Test Drive.
По аналогии с тем, как в автосалоне можно попробовать и оценить автомобиль, агенты холдинга получают возможность понять, в чем выгода и преимущества быть «драгоценным» у «Русского Экспресса». «Мы даем агентам возможность в полной мере оценить индивидуальный подход крупного туроператора. Компания предоставит персонального куратора, который будет на связи 24/7, если надо – и в офис приедет, и личную презентацию проведет. Мы повысим комиссию, драгоценный агент будет в приоритете при подтверждении в рекламные туры и на все мероприятия, а их у нас немало», – рассказала Дарья Лосева.
Она пояснила, как стать участником уровня Test Drive: «Если оборот агента за полугодие составляет 3 млн рублей по всем сервисам холдинга, то он может тестировать программу. В среднем это 500 000 рублей в месяц, что вполне под силу крепкому турагентству. Расчет оборота происходит по итогам полугодия, система автоматически переводит участников на каждый следующий уровень».
Помимо тестового доступа, который теперь будет доступен активным агентам, с прошлого года в холдинге успешно работает вип-программа «Партнеры».
«Эта программа особенная, ручная сборка. Мы приглашаем в нее только тех агентов, которые уже находятся на самом высоком уровне бонусной, то есть стали нашими «бриллиантами». Здесь заявки принимаем в индивидуальном порядке, анализируем историю сотрудничества с холдингом, оцениваем не только обороты агентства, но и взаимодействие с компанией в целом, – говорит г-жа Лосева. – Участники этой программы для нас – полноценная часть команды. Они лично знакомы с руководством и всеми ведущими сотрудниками, для них предусмотрены серьезные кредитные лимиты, поддержка по административным вопросам. В общем, особые условия».
Сейчас в «партнерской» программе 21 агент. Это «самый-самый вип» розницы туроператора, получающий максимальный приоритет, особое внимание, специальные условия. О первом мероприятии для участников программы «Партнер» планируется объявить на традиционном вечере награждения лучших агентов «Маэстро путешествий», который состоится 26 января в Москве в шикарном зале комплекса Soho rooms.
Люкс обесценивается, если он легко доступен. Чтобы не девальвировать саму идею «драгоценности», мы вводим новые пороги входа в программу лояльности. Уверены, наши партнеры оценят этот шаг, который только подчеркнет их исключительность, резюмируют в холдинге.
Подробнее ознакомиться с бонусной программой можно здесь.
Зачем и для кого «Инфофлот» проводит фестиваль круизов
С 30 января по 10 апреля пройдет II этап Всероссийского фестиваля круизов и выездная Академия круизов ProCruises. Организатором обоих мероприятий выступает круизный центр «Инфофлот». По словам генерального директора Андрея Михайловского, все агентства смогут бесплатно принять участие в любом из городов.
«Для нас это принципиально, – пояснил он RATA-news. – Мы берем все расходы на себя, потому что хотим зарабатывать не на организации мероприятия, а на продажах круизов. Поэтому максимально заинтересованы, чтобы пришло как можно больше агентств, чтобы им было интересно и полезно участие в фестивале. Мы тщательно отбираем контент, спикеров, экспертов, не рассказываем о круизах вообще, а выбираем самое главное и ценное для работы агента».
За многие годы «Инфофлот» накопил огромный профессиональный опыт, но главное, что компания хорошо знает, что нужно для успешного старта. То, что этот опыт помогает, говорят результаты первого этапа фестиваля: он прошел в 19 городах страны, его посетило более 2,5 тыс. турагентов.
Собственно и возник фестиваль практически по просьбе агентов, которые постоянно обращались к «Инфофлоту» с вопросами о том, что продавать на 2023 год. Это важный момент, ведь обычно считалось, что круизы – сезонный продукт, продается только летом. Но рынок за последние годы сильно изменился, появился новый клиент, готовый покупать круизы заранее. Значит и агентства должны быть готовы к ранним продажам. С этой точки зрения круизный отдых – продукт круглогодичный, уверены в «Инфофлоте».
Работа на круизном направлении – залог благосостояния для многих турагентств. «Агенты получают комиссию от 10%, и это действительно позволяет зарабатывать. Тем не менее, для большинства российских турфирм круизы остаются все еще малоизвестным продуктом. Помочь им осознать преимущества такого отдыха и освоить механизм продаж призван наш фестиваль», – говорит Андрей Михайловский.
Мероприятия фестиваля пройдут в 21 городе. Это Калининград, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Волгоград, Саратов, Сургут, Нижневартовск, Оренбург, Уфа, Магнитогорск, Барнаул, Кемерово, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Ярославль, Владимир, Тверь, Киров, Ульяновск.
«География расширяется, мы ориентируемся на города, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, где достаточно агентств и туристов. Как показал опыт, жители сибирских городов охотно путешествуют по рекам, и не только по своим рекам, но и в Центральной России. Прошлый раз мы добрались до Красноярска, и у нас уже есть брони из этого города», – пояснил собеседник.
Еще одна особенность Всероссийского фестиваля круизов – в нем участвуют эксперты не только «Инфофлота», но и других ведущих игроков рынка. Формат мероприятий предполагает живое общение с представителями круизных компаний – можно задавать вопросы, расспрашивать, по ходу дела углубляясь в тему.
Если участник фестиваля убедился в перспективности продуктов круизного рынка и готово с ними работать, его ждут на выездной Академии круизов ProCruises. Первые обучающие мероприятия конкретно по технологии продаж пройдут в восьми городах – Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде, Казани и Ростове-на-Дону.
Пройдя обучение и получив сертификаты, агентства будут во всеоружии уже к марту, когда традиционно активизируется спрос на круизы.
Светлана Ставцева, RATA-news
Сколько денег принес туризм экономике Петербурга за новогодние каникулы
Более миллиона туристов и экскурсантов посетили Санкт-Петербург в новогодние каникулы, их вклад в экономику города оценивается в 14 млрд рублей. В этот период особенно ярко проявились основные тенденции прошлого года – увеличение числа семейных и молодых путешественников, а также рост интереса к культурно-познавательному туризму. Об этом на вчерашней пресс-конференции сообщил председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Большой популярностью пользовались новые точки притяжения по новогоднему экскурсионному маршруту, разработанному Комитетом по развитию туризма, Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитетом по культуре. Он начинается от Дворцовой площади, ведет через Александровский сад, «Манеж», Конногвардейский бульвар, площадь Труда, Военно-морской музей, Новую Голландию, классическую и старую сцены Мариинского театра, Крюков канал, Семимостье, Никольские ряды, а затем по набережной реки Мойки через Рождественскую ярмарку, Конюшенную площадь и дворы Капеллы.
За зимние каникулы число пассажиров экскурсионных автобусов превысило 5 тысяч, а ежедневно поездку по Петербургу совершали почти 560 человек – на 12% больше, чем в прошлом году.
О новых предложениях в сегменте железнодорожных путешествий рассказал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин. По его словам, Петербург по-настоящему стал туристическим хабом, через который можно дальше поехать в любую точку России. Ключевым событием в новогодний период был поезд Деда Мороза, который провел рождественскую ночь в Новом Петергофе. Также на прошедших праздниках на популярном маршруте «Серебряное ожерелье России» между Петербургом и Выборгом был впервые запущен ретропоезд «Лахта», которым воспользовались 3200 пассажиров. Кстати, выборгское направление стало лидером по пассажиропотоку – с 31 декабря по 8 января было перевезено более 120 тысяч человек. Со 2 по 8 января 2023 года Музей железных дорог России посетили более 20 тысяч человек, а «Ледовый каток», открывшийся в конце года на территории музея, за первые две недели работы посетили 3,8 тысяч жителей и гостей северной столицы.
Средняя загрузка гостиниц 3* за весь период новогодних праздников в Петербурге составила порядка 70%, а с 3 по 5 января – 94%. Средняя загрузка отелей 48 и 5* составляла в праздничные дни 63% и 61% соответственно, а в период с 3 по 5 января достигала 87% и 82%.
Наиболее активными на праздниках были туристы из Москвы и Московской области, на них приходилось до 50% размещений в отелях 5*. Также было немало гостей из Казани, Екатеринбурга, Уфы, Самары, Калининграда.
В целом за 2022 год Петербург принял более 8 млн туристов, это на 33% больше, чем в 2021. В сравнении с 2019 годом общий турпоток в Петербурге восстановился на 77%. Иностранные гости в 2022 году составили не более 4% турпотока – 340 тысяч.
Число размещений туристов в отелях Петербурга в 2022 году увеличилось на 53% по сравнению с 2021 – 3,45 млн и 2,26 млн соответственно. Количество возвратных туристов приблизилась к допандемийным показателям и составила около 40%.
Впервые на Новый год Петербург и Казань связали двусторонние чартерные перелеты. Заезды состоялись 31 декабря, 3, 6 и 9 января.
Что происходит в сфере делового туризма
Эксперты компании «Аэроклуб», работающей в сфере делового туризма, по итогам 2022 года назвали основные тренды отрасли на фоне политической и экономической ситуации в России.
Исследование показало, что к наиболее значительным колебаниям спроса на командировки привели уход с российского рынка зарубежных компаний и трансформация международных брендов.
Среди глобальных компаний-клиентов «Аэроклуба» порядка 38% изменили название, отделились от головного офиса и существенно обновили внутреннюю политику. Около 22% также изменили название и отделились от головного офиса, но сохранили прежние корпоративные процедуры. 25% компаний объявили об уходе с российского рынка, но некоторые из них фактически сохраняют офис и штат сотрудников и находятся в режиме ожидания более устойчивой ситуации на рынке.
Только порядка 9% глобальных брендов в 2022 году увеличили объем деловых поездок по сравнению с 2021 годом, а 20% сохранили количество командировок на прежнем уровне. Преобладающее число зарубежных компаний, работающих на российском рынке (61%), снизили объем бизнес-поездок в среднем на 35% к 2021 году.
Вместе с тем существенно вырос объем услуг, заказанных российскими компаниями, – на 30% к 2021 году, что соответствует показателям «эталонного» 2019-го. Понятно, что в условиях санкций необходимо налаживать новые партнерства, выстраивать логистические цепочки и искать новые рынки сбыта.
Обеспечение максимального объема контента в условиях закрытия авиасообщения с Европой, выхода международных авиакомпаний из BSP Россия и блокировки российских карт стало главным требованием клиентов к агентствам делового туризма.
Устойчивость к внешним изменениям, наличие договоров с зарубежными партнерами в иностранных BSP, возможность не просто предлагать альтернативные сценарии поездки, но оформлять билеты любых авиакомпаний на востребованные маршруты и проводить любые платежи стало основным преимуществом поставщика на фоне санкций и гарантией обеспечения бесперебойной командировочной активности клиента. Этот год стал действительно уникальным с точки зрения поиска новых решений и расширения границ возможностей.
Новые стандарты коммуникации с клиентом – скорость, персонализация и омниканальность – требуют от агентств делового туризма новых подходов к сервису. Сегодня необходимо иметь возможность оформить заявку на командировку не только в онлайн-системе, по почте или по телефону, но и из любого мессенджера, будь то WhatsApp, Telegram или встроенный корпоративный чат. Сотрудники клиента не приемлют формальных ответов, поэтому эмпатия и человеческое общение стали неотъемлемой частью сервиса. А ответ должен быть не только максимально персонализированным, но и быстрым: пометка «срочно», означающая не более 15 минут на обработку запроса, в 2022 году стояла в 53% обращений.
Тренд на сокращение горизонта планирования командировок, появившийся в «пандемийном» 2020 году, сохранился и в 2022. В 2019 году 45% зарубежных и 31% внутренних командировок оформлялось более чем за 14 дней до планируемой даты поездки, а сейчас почти 60% деловых поездок оформляется менее чем за 7 дней до отправления.
Стремление бизнеса упростить процесс оформления командировок, сократить время работы сотрудников и, как следствие, оптимизировать расходы на деловые поездки привело к самому большому за последние годы всплеску спроса на автоматизацию бизнес-процессов – он составил 46% к 2021 году. Наиболее востребованными стали проекты, обеспечивающие передачу информации по API, интеграцию с кадровыми и бухгалтерскими системами клиента и переход на полностью «бесшовный» процесс оформления деловых поездок на одной платформе.
Среди перспективных трендов эксперты «Аэроклуба» прогнозируют рост запросов на новые финансовые инструменты, например, виртуальные карты, повышение спроса на квартиры и апартаменты для длительного проживания вместо отелей. Также предполагается новый для России тренд на «экологичные командировки»: внедрение соответствующих инструментов отчетности и контроля, так и расширение спектра безбумажных сервисов.
На MITT-2023 будет представлено Южно-Азиатское направление
Свое участие в MITT подтвердило государство Шри-Ланка, расположенное у берегов Индии. Главная ценность острова – древние города, в которых сохранились храмовые постройки, чья история насчитывает несколько столетий. Именно там, по легенде, жил и обрел просвещение его основатель Гаутама Будда. Любители живой природы оценят большое число животных и птиц, обитающих в заповедниках Шри-Ланки. В среде натуралистов остров известен тем, что на нем сохранилась самая большая на планете популяция диких индийских слонов.
О своем официальном участии заявило и министерство туризма Индии, представители которого поделятся информацией об актуальных направлениях для отдыха. В экспозиции будут представлены регионы страны, которые пользуются наибольшим спросом у туристов.
Гоа. Этот индийский штат давно стал меккой пляжного отдыха. Именно сюда приезжают туристы, чтобы отвлечься от жизни в шумных городах и прикоснуться к аюрведе и другим целительным практикам, традиционным для региона. Всемирную славу этому кусочку индийского побережья принесли легендарные вечеринки под открытым небом, на которых зародился целый электронный жанр, названный в честь региона – гоа-транс. Гостей штата ждут комфортные пляжи, протяженность которых может достигать нескольких десятков километров, а также хорошая транспортная доступность и отели на любой вкус и бюджет.
Керала – еще один штат, расположенный вдоль побережья Индостана. Белый песок пляжей и высокие пальмы соседствуют с нетронутыми лесами и холмистым рельефом. Это самый идиллический регион Индии, в котором отмечается наиболее спокойный уровень жизни. Благодаря этому здесь сосуществуют представители всех мировых религий, а курортная программа направлена на максимальное расслабление и единение с природой. Благодаря обилию зелени и близости моря, климат Кералы обладает особенной мягкостью и способствует отличному отдыху.
Посетите стенды Индии и Шри-Ланки на MITT-2023, чтобы узнать больше о богатствах Южной Азии.
Ждем вас 16-18 марта в МВЦ «Крокус Экспо».
Получите бесплатный билет по промокоду RATA.
В России появился сервис для бронирования отдыха на природе
В России появился сервис онлайн-бронирования жилья на природе Naturalist.travel: пользователи могут выбирать глэмпинг, кемпинг или эко-отель по виду активностей и источнику впечатлений, сразу бронировать и оплачивать свой выбор.
В основе идеи «Натуралиста» лежит желание создать проект, который заменит западные сервисы, и предоставит отечественному пользователю большой функционал самого современного инструмента бронирования. Проект разработан российской командой под руководством управляющего партнера Николая Сергунина.
Идеолог и сооснователь «Натуралиста» Вали Ковалевский поясняет: «Конечно, в интернете полно информации, почти у каждого глэмпинга есть свой сайт и соцсети, но надо потратить много времени, чтобы сделать свой выбор. Это именно то, с чем мы сами сталкивались много лет и что стало причиной создания сервиса».
На сайте размещены только проверенные партнеры. Для удобства пользователей есть готовые подборки по видам впечатлений: у костра, на воде, на велосипеде, на лошадях, с искусством, с романтикой, pets-friendly и другие.
Пилотную версию проекта успела оценить президент Ассоциации глэмпингов Жанна Кира: «Проект «Натуралист» от других подобных сервисов отличает ряд преимуществ, включая то, что можно выбирать не только глэмпинг или отель, но и активность. Также здесь очень точно подобран интерфейс для целевой аудитории, которая предпочитает такой вид отдыха и неформальный подход. Команда проекта – молодые предприниматели, которые отлично понимают смежные рынки и смогут очень грамотно развивать платформу. Это проект с новой парадигмой для нового уникального и быстрорастущего рынка. А значит, он будет лучше любых других сервисов».
В планах проекта на 2023-2026 годы – добавить в базу регионы России и страны СНГ, включить возможность бронирования проживания вместе с экскурсиями, развлечениями и необходимым для комфортного отдыха снаряжением.
Одна из приоритетных задач – перевод сайта на английский и китайский языки, а также предоставление возможности оплаты для туристов из-за рубежа.
Фото с сайта Naturalist.travel
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»