Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 18.03.2003

Появились первые отказы от поездок

Ситуация вокруг Ирака обостряется, и вчера МИД России порекомендовал российским гражданам покинуть эту страну и воздержаться от поездок туда. О том, как реагирует на вероятность военных действий на Ближнем Востоке европейский туристический рынок, мы уже рассказывали (RATA-news от 14.03.03). А что происходит в России?

Пока ничего особенного. Однако на отдельных направлениях некоторый спад спроса все же фиксируется и даже есть отказы от поездок. В частности, это касается ОАЭ. Генеральный директор компании «АРТ-тур» Дмитрий Арутюнов сообщил корреспонденту RATA-news, что вчера появились первые отказы от поездок в Эмираты. Правда, одновременно идет и бронирование туров, но обычно в марте клиенты бывают активнее, поскольку во время весенних школьных каникул из близких теплых направлений «действуют» только два – Эмираты и Египет. Но в этом году народ явно «застыл в ожидании», и заявок поступает меньше примерно на треть.

Затишье наблюдается и на египетском направлении. Как сообщил RATA-news генеральный директор «Турэнергосервиса» Александр Осинцев, в принципе, спрос на отдых в Египте есть, но такой, будто никаких школьных каникул не предвидится. В прошлом году все продажи были закрыты уже за две недели до каникул. Примечательно, что египетские отели начали снижать цены еще недели три назад, когда европейцы стали отказываться от бронирования. По словам г-на Осинцева, уже сейчас стоимость проживания на курортах ниже, чем прошлой весной.

Генеральный представитель компании «ТЕЗ-тур» Александр Синигибский подтвердил, что по Египту «все идет средне». Из семи еженедельных рейсов на этом направлении компания оставила пять, и это помогло закрыть продажу мест на каникулы.

Что касается Турции, то, по мнению г-на Синигибского, о ней пока говорить рано. На весенние каникулы туда обычно потока нет, небольшая раскачка начинается с первой-второй недели апреля. «У нас уже есть немного заявок на майские праздники, но сейчас это не показатель», - говорит Александр Синигибский. Он считает, что перспективы турецкого направления в сложившейся ситуации будут полностью зависеть от стоимости туров. Если война начнется, и будет необходимость снижать цены, турки сделают это быстро, и тогда россияне в эту страну поедут.

Куда еще отправятся отдыхать наши соотечественники в случае военных действий в Ираке? Здесь надо признать, что «каждый кулик свое болото хвалит». Греки, например, убеждены, что в сложившейся политической обстановке могут только выиграть. Во всяком случае, основываясь на данных по бронированию гостиничных мест, они прогнозируют увеличение въезда на 8-10% из Австралии, на 3% - из Франции. Генеральный директор компании «Музенидис тур» Владимир Музенитов не исключает увеличения турпотока в Грецию и из России – «в связи с сужением рынка предложений». Тем более что после введения консульством Греции в России 3-дневного срока выдачи виз у туристов практически нет проблем с оформлением документов. Кроме того, г-н Музенитов полагает, что греческие отели могут снизить цены на проживание, поскольку европейцы сейчас активно «освобождают» места, и гостиницы очень надеются на «непугливых» россиян.

Генеральный директор компании «ПАК-груп» Илья Иткин убежден, что война в Ираке не окажет значительного влияния на туристический рынок, если «уложится» в 1-1,5 месяца, то есть в период межсезонья. Если же военные действия затянутся, то это скажется на туризме во всех странах, хотя Европа пострадает меньше. Во всяком случае, Италия, Франция, Испания туристов не потеряют. «Мы, конечно, надеемся на увеличение потока в спокойную Северную Европу и соответствующий спрос на наши круизы по Скандинавии», - сказал Илья Иткин.

В любом случае, пока российские операторы своих планов не меняют, программы верстают в расчете на мирное время и перевозку заказывают соответственно. Хотя именно с авиаперелетами могут возникнуть проблемы. С одной стороны, как напомнил RATA-news глава представительства Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая Сергей Канаев, во время войны в Заливе в 1990-1991 гг. «Аэрофлот» осуществлял регулярные рейсы в ОАЭ по установленным безопасным коридорам в облет Ирака, которыми пользуется и по настоящее время. Впрочем, никто и не сомневается, что безопасные воздушные коридоры гражданским самолетам будут обеспечены. Проблемы в перевозке могут возникнуть чисто технические.

Дело в том, что самолеты, которые чаще всего выполняют рейсы в Турцию, Египет, Кипр и ОАЭ, то есть Ил-86 и Ту-154, могут лететь с полной загрузкой без дозаправки всего 5,5 часов. Если возникнет необходимость совершать облет, длительность рейса может увеличиться, и нужно будет садиться для дозаправки. А это, как минимум, неудобно для туристов и, к тому же, может повысить стоимость тура. Без дозаправки самолеты смогут долететь в отведенное им время только с неполной загрузкой, что тоже удорожает авиабилет, ведь общая цена рейса при этом не изменится. А более шести часов без дозаправки у нас могут лететь только самолеты Ил-62, рейсы которых очень дороги, Ил-96, которых всего около 10 в России, Ту-204, которых всего 6, и Ту-214, которых только 2. Хватит ли такого количества воздушных судов для перевозки россиян, пожелавших несмотря ни на что отдохнуть в вышеперечисленных странах, - это пока большой вопрос.

Минздрав будет проверять иностранцев, въезжающих в Россию

Всемирная организация здравоохранения впервые за последние 10 лет сообщила о появлении «всемирной угрозы» – атипичной пневмонии, которой заболели уже примерно 500 человек в США, Канаде и странах Азии. Зафиксировано девять смертельных случаев.

Как сообщает Reuters, вспышка неизвестной инфекции началась в феврале на территории китайской провинции Гуандун. Заявления о том, что респираторное заболевание распространилось на территории США и Канады, появились после того, как в минувшую субботу более половины пассажиров, летевших из Нью-Йорка в Сингапур, были сняты с рейса в аэропорту Франкфурта. ВОЗ не призывает правительства стран ограничить передвижение своих граждан, но настойчиво рекомендует сотрудникам авиакомпаний и самим пассажирам обращаться к медикам при обнаружении первых симптомов заболевания: кашля, повышения температуры, затруднения дыхания у себя или окружающих.

В понедельник, 17 марта, Минздрав распространил письмо, подписанное первым заместителем министра здравоохранения РФ и главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, в котором говорится о необходимости ужесточения контроля за пассажирами симптомами острого респираторного заболевания или пневмонии, прибывающими из-за рубежа и, прежде всего, стран Юго-Восточной Азии. При необходимости должна быть обеспечена их госпитализация в лечебно-профилактические учреждения. Кроме того, Геннадий Онищенко просит проинформировать экипажи и бортпроводников воздушных судов о сложившейся эпидемиологической ситуации и необходимости сообщать в санитарно-карантинные пункты или медицинские службы аэропортов о выявлении таких больных.

Как заявил г-н Онищенко, первым на борт самолета, прилетающего из Юго-Восточной Азии, должен прибывать санитарный работник, который дает добро на выход пассажиров в том случае, если бригада проводников официально заявляет, что больных в салоне нет. По сообщению главного санитарного врача, на данный момент заболевших этой инфекцией в России нет. Однако всем вернувшимся из Юго-Восточной Азии он рекомендует "обратиться в медучреждения, если они заметили у себя симптомы гриппа".

Питерская зима оправдала ожидания

Зимний сезон 2002-2003 года оказался для туристических компаний довольно спокойным. К такому выводу можно прийти, выслушав мнения ряда руководителей крупных петербургских турфирм. Само собой, имели место некоторые проблемные ситуации, которые, тем не менее, были предсказуемы и не стали серьезным потрясением для участников рынка.

Как известно, лидером среди массовых зимних направлений традиционно является Египет. Этой зимой чартерные рейсы из Петербурга отправлялись в Хургаду (один Ту-154 еженедельно и второй – раз в 10 дней) и в Шарм-эль-Шейх (раз в 10 дней - два Ту-154 и один Ил-86). В результате, общий объем египетских предложений, как и предполагалось еще осенью, оказался избыточным.

По словам генерального директора компании «Атлас» Дмитрия Смирнова, в целом, зимний сезон оставил позитивное впечатление, хотя чрезмерное количество перевозок по Египту, конечно, сказалось на работе фирм. Какое-то время казалось, что рынок этого просто не выдержит. Но реальный спрос оказался выше ожидаемого. Поэтому даже при значительном демпинге все оказалось не так уж плохо, и продажи выросли в несколько раз. Однако доходы турфирм при этом мало увеличились – иногда стоимость путевки не превышала $200, а ведь только авиабилет стоит дороже.

Вспоминая о «горящих» датах при реализации путевок в Египет, руководители турфирм отмечают, прежде всего, конец ноября и начало декабря – время традиционно не очень продуктивное. К середине сезона ситуация нормализовалась, а в новогодний период наблюдался заметный всплеск спроса (в некоторых компаниях практически в 1,5 раза по сравнению 2001-2002 г.). Свою роль сыграло и то, что один из самолетов Ил-86, выполняющих чартерную программу, был заменен на меньший – Ту-154. Отметим и еще один немаловажный аспект – в нынешнем сезоне операторы, работавшие на одном направлении, стремились достигнуть некоторой договоренности между собой. Как считает заместитель генерального директора компании «Солвекс-турне» Валентина Батуркина, операторы хотя бы отчасти решили проблему согласования перевозок по Египту. Скоординированность их действий привела к тому, что совершенно провальных дат по этому направлению все-таки не было. Однако заметим, что некоторые высказывали и противоположную точку зрения: отдельные фирмы шли на создание демпинговой ситуации вполне осознанно, и конкурентная борьба предполагалась изначально.

Если же говорить о других направлениях, то популярностью у петербуржцев, пользовались, например, Таиланд и Доминиканская Республика. Устойчивый спрос на ОАЭ также оправдал ожидания туроператоров – чартерный рейс туда был заполнен без каких-либо затруднений.

Что касается европейских туров, положительные результаты получили те турфирмы, которые отправляли туристов во Францию, Англию, Швейцарию, Чехию, успешно реализовывались путевки в Скандинавию. Удачными оказались и два чартера, которые были подняты на Андорру. Многие операторы отмечают высокий уровень продаж горнолыжных турпакетов, например, в Финляндию, Австрию и Болгарию. «Путевки для горнолыжников в Болгарию продавались достаточно активно, - говорит генеральный директор фирмы Alma Tour Любомир Христов. – Главную роль тут, конечно, сыграло то, что в авиакомпании «Пулково» сохранили прямой рейс на Софию – добираться до пункта назначения туристам стало гораздо удобнее. К тому же, не подвела погода, в течение всего сезона на всех болгарских курортах был отличный снег». («Газета для путешественников», Петербург, специально для RATA-news)

Работа – не благодаря, а вопреки

Активное развитие внутреннего туристического рынка России пока происходит, как говорится, не благодаря, а вопреки. О многочисленных проблемах, с которыми приходится сталкиваться фирмам, предлагающим отдых в нашей стране, мы беседуем с директором московской компании «Пилигрим» Людмилой Степаненко.

- Пожалуйста, для начала несколько слов о Вашей фирме.

- В январе этого года мы отметили 10-летний юбилей. Осваивать внутренний рынок начали одними из первых, а потом сделали его своим основным направлением. Специализируемся на Севере и Северо-Западе России, но есть у нас и маршруты на Байкал и Алтай. Работаем как туроператоры, но не отказываемся и от сотрудничества с местными фирмами, так как полагаем, что они лучше знают специфику своего региона.

У нас есть программы пляжного отдыха, но специализируемся мы на экскурсиях по России. И с этим, кстати, связана одна из проблем. Знающих, профессиональных гидов становится, к сожалению, все меньше и меньше. Причем, везде, не только в глубинке. Те скоропалительные курсы, которые декларируют «подготовку экскурсоводов», с задачей своей явно не справляются. Они пытаются научить слушателей сразу всему, но ведь это невозможно. На выходе получается гид-дилетант, знающий обо всем понемножку, а, по сути, ни о чем, и это заметно сказывается на качестве экскурсий. Молодые гиды порой на самые простые вопросы ответить не могут. Мы, конечно, стараемся держать марку, но делать это становится все сложнее.

- Вы много работаете с регионами. Как, на Ваш взгляд, там обстоят дела с развитием инфраструктуры?

- А вот это еще одна проблема. Если в Подмосковье, в Карелии, в Питере и области еще можно найти хорошую гостиницу, то на отдаленных территориях сделать это гораздо сложнее. И хотя наши туры не предполагают длительного проживания на одном месте, без приличной базы размещения не обойтись. Неплохо в этом смысле развиваются Алтай и Байкал. Сейчас там развернуто мощное строительство небольших гостиниц со всеми удобствами. Наконец-то пришло понимание, что нынешний турист стал весьма требовательным к условиям проживания. Но все равно, даже прислушиваясь к нашим пожеланиям, операторы умудряются совершать ошибки. На Алтае, например, на одной турбазе построили очень милые уютные деревянные домики, но удобства почему-то сделали на улице, причем примитивные (это в наше-то время!) и кровати везде зачем-то поставили двуспальные. Как прикажете размещать, если группа состоит не только из семейных пар?

- Наверное, и дороги в регионах плохи, и транспорт не ахти…

- Не везде и не всегда. И дороги есть классные, и автобусы под перевозку туристов предлагаются современные. Хотя, конечно, в некоторых регионах автобусный парк устарел. Вот Псков, например. Интереснейший город, экскурсии там потрясающие, а автобусы тарахтят и чадят. Ну нет там других! И обновлять автобусный парк пока не на что. Мы честно предупреждаем об этом наших туристов. Или взять вопросы питания. Сегодня нигде «пирожками с котятами» туристов, конечно, уже не кормят. Пища предлагается простая, но здоровая и наша, родная. Но и тут есть свои проблемы. Если пищеблок при гостинице принадлежит городу, то можно и алюминиевые ложки встретить, и сломанные вилки… В Суздале питание на человека обходится примерно в 150 руб., но готовят невкусно, и мы, когда экскурсия короткая, стараемся группы там не кормить, даже советуем брать «перекус» с собой. А в Ростове Великом питание стоит не дороже 80 руб., но предлагают такое, что пальчики оближешь. Конечно, когда едет компактная группа индивидуалов, все проблемы решать легче. Но мы-то, в основном, работаем с корпоративными клиентами.

- Не считаете ли Вы, что компании, специализирующиеся на внутреннем туризме, могли бы объединиться для решения глобальных проблем?

- Это обсуждается, но все только на стадии разговоров. К сожалению, разобщенность фирм, работающих на внутреннем рынке, действительно не позволяет решать серьезные задачи. Хотелось бы, чтобы было больше взаимодействия между нами. Взять, к примеру, проблему, которая связана с массовыми выездами туристов на праздничные дни в Псков или Великий Новгород. 42-й поезд, который один идет в этом направлении, не справляется с потоком туристов. Нужен чартерный поезд. Но одни мы его не загрузим, нужны совместные усилия. Будем рады, если кто-то из коллег откликнется на это предложение.

- Туризм пока трудно назвать обласканной сферой экономики. Вы ощущаете это?

- Конечно! Необходимо рекламировать Россию, и не только для иностранцев. Нам очень нужна поддержка. Например, норма прибыли во внутреннем туризме значительно ниже, чем на выездном. Значит, надо делать хотя бы цены на рекламные публикации в СМИ льготными для операторов по России. Это же очевидно: стоит какому-нибудь сюжету об интересном уголке нашей родины, пройти по телевизору, как количество звонков увеличивается на порядок. Даже состоятельные люди, «наевшись» заграницей, стали проявлять интерес к поездкам в российскую глубинку. Специально для них мы делаем нестандартные, индивидуальные туры. В связи с этим, хотелось бы упомянуть еще об одной проблеме, уже этического порядка. Приходилось наблюдать, как высокомерно и неуважительно по отношению к хозяевам ведут себя некоторые господа туристы. Стыдно за них бывает ужасно. Но… Гостеприимство жителей российской провинции, их радушие и широта души, согревают самые холодные сердца. Вчерашние снобы уезжают со слезами благодарности на глазах.

Уже можно думать о болгарском лете

Туристическая компания «Альтаир» начала активное продвижение летней программы отдыха школьников в Болгарии. В качестве базы размещения используется отель «Журналист» 2* на курорте Золотые Пески, который расположен в парке на берегу моря и имеет собственный двухкилометровый песчаный пляж. Здесь же находится горячий минеральный источник. На пляже постоянно работают спасатели.

Отель находится в 16 км от Варны. Комплекс имеет дискотеки, медицинский центр с массажным кабинетом, спортивные и детские площадки, бильярд, тренажерный зал, прокат оборудования для водных видов спорта. Территория лагеря огорожена и круглосуточно охраняется.

Размещаются дети в 3-местных номерах с удобствами, с видом на море. Питание: 4-разовое по меню. Запланированы экскурсии в города Несебр и Балчик, посещение национального ресторана.

Заезды начнутся с 15 июня, каждые две недели. Стоимость тура от 430 у.е. за 15 дней и от 540 у.е. за 22 дня. Комиссия агентствам – 30-45 у.е.

Компания «Альтаир»: (095) 200-37-91/23-11

"Норд-Ост" включают в турпакеты

Эта тенденция отчетливо проявилась на прошедшей международной туристической выставке ITB в Берлине, в которой представители российского мюзикла приняли официальное участие. Крупнейшие туроператоры из ФРГ, США, Польши, Турции, стран СНГ считают "Норд-Ост" достойным того, чтобы стать одним из ключевых пунктов в программе пребывания иностранных гостей в Москве.

Особым вниманием "Норд-Ост" пользовался у немецких туристических компаний еще и потому, что русскоязычная община только самого Берлина насчитывает сейчас около 200 тыс. человек, и для этого сегмента аудитории интерес к национальному российскому мюзиклу наиболее вероятен. В адрес "Норд-Оста" были также высказаны предложения об организации европейских гастролей.

Отрадно было то, что среди рядовых посетителей берлинской выставки неоднократно встречались те, кто уже побывал на "Норд-Осте". Эти люди с благодарностью и участием спрашивали о судьбе спектакля и с радостью воспринимали известие о его возрождении.

За информацией о сотрудничестве обращайтесь по телефонам: (095) 270-76-04, 784-77-87 или по e-mail: tourism@nordost.ru

В Челябинске пройдет Международный фестиваль гостеприимства

C 19 по 21 сентября 2003 года в Челябинске пройдет Международный фестиваль гостеприимства. Мероприятие приурочено ко дню рождения города. Его организуют Центр гостеприимства «Европа» и медиа-группа «Апельсин» при поддержке областной администрации.

Уральский регион всегда развивался в большей степени как промышленный центр, не обращая особого внимание на рекреационные ресурсы. Владея огромным природным потенциалом (богатые флора и фауна, красивейшие места отдыха и охотничьи угодья), владельцы компаний в сфере турбизнеса и гостеприимства не используют эти возможности даже наполовину. Поэтому одна из задач задуманного фестиваля – привлечение внимание к неосвоенным природным ресурсам и возможностям отдыха на Урале. Кроме того, организаторы ставят целью создание единой информационной среды для всех предприятий туристской инфраструктуры, включая рестораторов, поставщиков оборудования и продукции, обмен опытом в сфере ресторанного обслуживания и производства с помощью в мастер-классов, семинаров и профессиональных соревнований.

В рамках фестиваля планируется проведение конкурсов на звание лучшего пекаря, повара, бармена, официанта и т.д.; выставка оборудования и продуктов питания для ресторанного, гостиничного бизнеса и туризма; городской марш участников для жителей города и многое другое.

Организаторы фестиваля надеются, что их инициатива поможет развитию индустрии гостеприимства в Уральском регионе, поможет поднять уровень обслуживания на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса.

Штаб фестиваля: (3512) 34-75-88, e-mail: dkostic@mail.ru

Читайте в мартовском номере журнала «Мир без границ»

- «Когда отдых становится работой» – интервью с руководителем Департамента туризма Минэкономразвития России Натэлой Шенгелия

- Куда исчезают турфирмы.

- Покорение Антарктиды – дневник российской антарктической экспедиции

- Кто поможет отечественным курортам

- Татарстан приглашает. Обзор гостиничного рынка Казани

- Обзор предложений по отдыху в России

И многое другое!

Все желающие получить свежий номер межрегионального журнала «Мир без границ» приглашаются на стенд “Республика Татарстан” на Mitt-2003 (павильон 2, зал 2, G 401)

По вопросам подписки обращайтесь в редакцию: (8432) 721901, 348861, e-mail: root@journ.kazan.ru, mirbg@mail.ru