№5526
«Небо» и «Туса-Джуса» – что это такое? Экскурсия для туроператоров!
«Небо» – это спортивно-развлекательные центры в Москве площадью более 4500 кв. м каждый. «Туса-Джуса» – то же самое, но для детей. Компания, представляющая эти объекты (ООО «Ветер»), недавно вступила в Российский союз туриндустрии. Туроператоры, принимающие туристов в Москве и работающие с детьми, смогут ознакомиться с развлекательными центрами в рамках деловой экскурсии 31 марта.
Спортивные и экстремальные развлечения для взрослых и детей собраны под одной крышей. В каждом центре есть веревочный парк, скалодром, ниндзя-арена и кафе. Это отличное место не только для семейного отдыха и детских групп, но и для неформальных корпоративных мероприятий.
Помогают посетителям профессиональные инструкторы, они же внимательно контролируют безопасность гостей, рассказывают о развлечениях, активностях и секциях парка.
В «Тусе-Джусе» детишек ждут лабиринты, горки, сухие бассейны, вулканы, настенные игровые панели, форты с пушками. Состояние аттракционов проверяется ежедневно. Аниматоры проводят подвижные игры, где дети взаимодействуют друг с другом и придумывают выход из сложных ситуаций.
Для гостей работает кафе «Небо». В меню есть закуски, горячие блюда и даже десерты из собственной кондитерской.
Деловая экскурсия состоится в четверг 31 марта, начало в 12:00. Информация о том, какой именно парк посетят туроператоры, уточняется, но в любом случае это не спальный район.
Продолжительность экскурсии – около двух часов. Потом желающие смогут лично опробовать площадку, для этого понадобится спортивная одежда. В каждом парке есть раздевалки и душевые.
Заявки принимаются по адресу editor@ratanews.ru, в теме письма напишите: НЕБО.
Укажите, пожалуйста, название компании, ф.и.о. и должность заявителя, сайт турфирмы.
«Кэшбэк восстановил продажи, но непонятно, надолго ли»
«После начала спецоперации на Украине 24 февраля пошел спад продаж и бронирований на лето. У нас он составил примерно 60% – люди не понимали, что будет дальше. С началом программы кэшбэка продажи восстановились, пока неясно, надолго ли. Но могу сказать, что аннуляций, как было в пандемию, сейчас нет», – сказал на пленарном заседании в рамках выставки MITT генеральный директор управляющей компании Atelika Hotel Group Алексей Высоканов.
Участники рынка отмечают, что клиенты стали выбирать те отели, куда можно добраться на машине либо на поезде за 2-3-4 часа, чтобы, если что, быстро вернуться домой. Поэтому у загородных отелей сейчас нет проблем с загрузкой, а у курортных – есть.
«С началом спецоперации несколько отелей объявили, что останавливают продажи, чтобы пересмотреть цены. Это были единичные случаи, и я надеюсь, что их не будет много. Цены будут расти постепенно, надеюсь, но рост в курортных и загородных отелях мы прогнозируем как минимум на 10-30%. Гостиницы 4-5*, которых не хватает, будут дорожать больше. Так было и в пандемию: отели 2-3* дорожали на высоком спросе не так сильно, а 4-5* подняли цены чуть ли не в два раза. Но, например, в Анапе за последние годы открылось довольно много высококлассных отелей, поэтому там такого большого роста не будет. А вот Крым под вопросом», – рассказал эксперт.
По словам Алексея Высоканова, начавшаяся 15 марта программа кэшбэка стимулирует спрос, но и приводит к росту цен. «Тем не менее, продажи сегодняшнего дня показывают восстановление спроса по сравнению с серединой февраля и прошлым годом. Отсутствие конкуренции с зарубежными направлениями позволит увеличить загрузку и расширить сезонность. Мы свои курортные отели открываем с конца апреля, а раньше делали это только в конце мая. И думаю, что загрузка будет хорошей уже в мае. В прошлом году с кэшбэком май и июнь были загружены битком. Надеюсь, в этом году будет то же самое, но остаются риски, связанные с военными действиями. Плюс, если продлится закрытие южных аэропортов, это повлияет на загрузку отелей высокого уровня. А для 2-3*, куда многие едут на своих машинах, поездах, это не так важно», – напомнил эксперт.
Г-н Высоканов добавил, что кэшбэк больше влияет на продажи отелей невысокого уровня, так как максимальная сумма возврата составляет 20 тыс. рублей. Агентства, по его мнению, могут сейчас заработать на продажах курортных, а не загородных отелей: «Курортные отели заполняются через операторов и агентов до 80%. Только 20-40% максимум – это прямые продажи. Загородные отели на 80-90% заполняются частными гостями, агентский рынок здесь зарабатывает гораздо меньше».
Для решения проблем внутреннего туризма, по мнению г-на Высоканова, необходимо увеличение номерного фонда, развитие глэмпингов и создание отелей в быстровозводимых зданиях. «Голосую за появление новых курортных зон, построенных с чистого листа – как в Турции, где все сделано под туристов. А не как у нас в некоторых курортных городах, где смешаны отели разных категорий, магазины, шалманы. Но многие муниципалитеты взялись за то, чтобы эти шаманы разгребать, особенно активно в Анапе и Сочи», – рассказал он.
Говоря о ближайших перспективах, Алексей Высоканов подчеркнул, что все будет зависеть от проведения спецоперации, как она будет развиваться. «Сейчас люди начинают спокойнее к ней относиться, но все равно это явно будет влиять на спрос, особенно в Крыму. Но у нас страна северная, детей нужно вывозить на юга. Сколько бы не было катаклизмов за то время, что я работаю в туризме, детей все равно везли к морю. Надеюсь, сезон будет хорошим», – подытожил Алексей Высоканов.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news
Наземная граница с Белоруссией открыта
Как заявил премьер-министр России Михаил Мишустин, с 18 марта снимаются все ограничения на перемещения граждан между Россией и Белоруссией. Они были введены 16 марта 2020 года из-за угрозы распространения коронавируса.
С марта 2020 года движение через границу с Белоруссией было практически полностью закрыто. Ее можно было пересекать только в связи со смертью близкого родственника, отправляясь на работу, учебу или по причинам срочного или гуманитарного характера. Соответственно, под ограничения попали и туристические автобусные поездки, популярные не только у жителей соседних с Белоруссией российских регионов, но и других городов страны.
По словам директора по туризму компании «Туртранс-Вояж» Романа Руденко, это хорошая новость. «Раньше можно было добраться до Белоруссии только поездом или самолетом, наземный погранпереход был закрыт. Можно предположить, что снятие ограничений будет способствовать росту туризма, можно будет возродить, например, прямые автобусные туры из Москвы. В любом случае, это решение упростит логистику и удешевит туры, так как многим туристам удобнее отправляться в поездку не из аэропорта, а из центра города. Плюс белорусское направление меньше подвержено колебаниям курсов валют», – пояснил он RATA-news.
Тем не менее, по словам г-на Руденко, вряд ли стоит ждать особого всплеска спроса, пока полностью не стабилизируется политическая и экономическая ситуация. «Глобального влияния на туризм это решение не окажет. Можно пожелать только, чтобы политика открытых сухопутных границ распространилась и на другие страны СНГ. Например, на Азербайджан, который очень востребован, но туда нет перевозки. Или в Армению, где авиасообщение есть, но билеты подорожали так, что это уже тормозит туризм».
Светлана Ставцева, RATA-news
Поможет ли перерегистрация сохранить авиационный парк России
Перерегистрация самолетов – это не принудительный акт, чреватый их национализацией, а просто изменение места регистрации самолета, соответствующее международным правовым нормам в авиации.
«Перерегистрацию надо ускорять, она поможет сохранить наш флот», – сказал вчера на пресс-конференции руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. США и западные страны объявили санкции и закрыли для российских авиакомпаний свое небо. Россия в качестве ответной меры закрыла пролет над своей территорией. «Санкции против нас тяжелые, но закрытие нашего неба – еще более серьезный удар для европейской авиации. Из-за пандемии рейсов российских авиакомпаний в Европу было немного, не более 21% от общего объема, а вот европейцы летали через нас очень активно, в прошлом году они совершили 17 тыс. транзитных пролетов через территорию России. И уже в качестве своей ответной меры Европа начала задерживать наши лизинговые самолеты в третьих странах», – пояснил эксперт.
Исторически, еще с 90-х годов прошлого века, когда после распада СССР российские самолеты начали активно осваивать международное пространство и брать суда в лизинг, сложилось так, что регистрировали их чаще всего в Ирландии и на Бермудских островах. Это были своего рода «авиаофшоры», как сказал Роман Гусаров.
В итоге к моменту введения нынешних санкций примерно 5% арендованного российского авиапарка было зарегистрировано в отечественном реестре, и самолеты летали с российским сертификатом летной годности, а 95% – в иностранном реестре. Затем Европа отменила действие сертификатов о летной годности лайнеров российских авиакомпаний, а вскоре и Бермуды. По данным Минтранса на 11 марта, российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолетов, из них примерно 700-800 зарегистрированы на Бермудских островах.
Чтобы не оказаться без авиафлота, президент Владимир Путин подписал закон о возможности регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских перевозчиков. То есть выдавать сертификаты на полеты может сама Россия. По словам Романа Гусарова, это не имеет ничего общего с национализацией или экспроприацией.
«Собственник остается тот же. И российские авиакомпании по-прежнему будут платить за лизинг самолетов. Больше всего это похоже на перерегистрацию автомобиля, когда его снимают с учета в ГИБДД в одном городе России и ставят на учет в другом, не меняя при этом владельца», – пояснил он.
Новый закон о перерегистрации вносит поправки в действующий закон, позволяя сделать эту процедуру быстрее и удобнее. Так, срок регистрации самолета в России сокращен с 30 до 10 дней.
По словам г-на Гусарова, это правильное решение, так как выдача российских сертификатов летной годности позволит авиакомпаниям сохранить парк иностранных лайнеров. Причем это в интересах не только российских авиакомпаний, но и самих лизингодателей. Об этом косвенно говорит то, какими темпами идет сейчас перерегистрация, ведь совершить ее без разрешения лизингодателя нельзя. Но европейские компании, у которых россияне арендовали самолеты, вряд ли сильно возражают, так как сами оказались в затруднительном положении.
Из-за санкций им надо получить обратно сотни «российских» самолетов всего за 30 дней, хотя возврат даже двух-трех бортов обсуждается чуть ли не за год. Но если их даже вернут, то непонятно, куда девать 700 лайнеров при сильно упавшем спросе. Кроме того, инициатором расторжения лизинга стала Европа, значит она должна заплатить штраф. «В итоге вместо ежемесячных лизинговых платежей европейские компании получают сплошную головную боль и финансовые потери, так как самолеты надо содержать, обслуживать, хранить. На этом рынке заговорили о банкротстве», – заметил Роман Гусаров.
Так что, вполне возможно, западные лизингодатели откажутся от идеи забрать свои лайнеры, а сами санкции начнут постепенно давать задний ход. Но пока ситуация остается сложной и никто не знает, на что готовы пойти власти «недружественных» стран в противоборстве с Россией. Не исключено, что политическая воля окажется сильнее логических доводов.
Но есть другие пути обхода санкций. Например, полагает эксперт, так называемый «мокрый лизинг», когда самолет арендуется у третьей страны, которая продолжит сотрудничество с Россией.
Светлана Ставцева, RATA-news
Шесть российских авиакомпаний выполняют полеты в другие страны
Несмотря на введенные рядом зарубежных государств ограничения на использование своего воздушного пространства, российскими авиакомпаниями продолжаются международные авиаперевозки, сообщает Минтранс.
Шесть российских авиакомпаний выполняют полеты в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Киргизию, ОАЭ, Таджикистан, Турцию и Узбекистан с совокупной частотой около 250 рейсов в неделю. Для осуществления зарубежных рейсов используются воздушные суда, у которых отсутствует риск быть задержанными за рубежом, в том числе 147 российских самолетов Сухой Суперджет-100.
Кроме того, на сегодняшний день рейсы в Россию осуществляют 29 авиакомпаний из Алжира, Армении, Бахрейна, Белоруссии, Венесуэлы, Израиля, Индии, Ирака, Казахстана, Катара, Киргизии, Марокко, Монголии, ОАЭ, Сербии, Сирии, Таджикистана, Туркменистана, Турции и Узбекистана.
На фоне спецоперации на Украине резко выросло число командировок за рубеж
По данным исследования, проведенного специалистами компании «Аэроклуб», с момента начала специальной военной операции на Украине падение спроса на авиабилеты по России со стороны бизнеса составило 6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и 18% по сравнению с началом февраля текущего года. При этом с 24 февраля доля возвратов и обменов авиабилетов на внутренние рейсы составила 35%, годом ранее этот показатель равнялся 9%. Причем, в первые два дня после начала специальной военной операции количество возвратов авиабилетов по России выросло в 18 раз по сравнению с предшествующими днями, и ситуация до сих пор не нормализовалась.
Эксперты отметили рост числа командировок по России среди сотрудников предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности, а также энергетики на 22% по сравнению с началом февраля 2022-го и почти в два раза относительно 2021 года. Фармацевтические компании, сохранившие высокую командировочную активность по России, сократили перелеты своих сотрудников на 14% по сравнению с началом февраля и на четверть по сравнению с показателями 2021 года.
Сотрудники розничных компаний сократили свои командировки на четверть, что оказалось на 39% ниже, чем годом ранее. IT- и телеком компании стали на 22% реже отправлять своих сотрудников в командировки по России, а доля возвратов авиабилетов представителей этих компаний превысила 60%. Компании, осуществляющие поставку и ремонт технологического оборудования, на четверть сократили свои командировки по сравнению с началом февраля, при этом доля отмены авиабилетов по России у компаний этой индустрии достигла 69%. Финансовые и консалтинговые компании увеличили число командировок по России на 2% по сравнению с началом февраля и на 4% по сравнению с 2021 годом.
Продажи авиабилетов за рубеж, напротив, выросли с 24 февраля по сравнению с предшествующим периодом февраля на 64%, а относительно аналогичного периода 2021 года – в 7,5 раз. При этом доля авиабилетов в одну сторону составила 65%, из которых 21% был оформлен в салон бизнес-класса (16% в 2021). Причем, в первые дни после начала специальной военной операции число авиабилетов, приобретенных представителями бизнеса за рубеж, оставалось ниже среднего. Однако начиная с 28 февраля, когда зарубежные страны стали закрывать свое воздушное пространство для российских самолетов, спрос на авиабилеты за рубеж начал стремительно расти и к 5 марта достиг своего максимума, превысив средний показатель предыдущего периода в 2,5 раза. Пик спроса совпал с рекомендацией Росавиации о приостановке зарубежных рейсов, которой последовали «Аэрофлот» и другие российские авиакомпании с зарегистрированными в иностранных реестрах воздушными судами.
«Колебания спроса, которые мы наблюдаем сегодня, это мгновенная реакция бизнеса на происходящие события. Одни компании в срочном порядке возвращают своих сотрудников, другие вывозят из России экспатов или топ-менеджмент», – пояснила управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова.
С 24 февраля самыми востребованными зарубежными направлениями у представителей бизнеса стали Алматы (доля составила 17%), Стамбул (7%) и Дубай (6%). В первой половине февраля спросом пользовались Дубай (11%), Алматы (4%) и Минск (4%), который после 24 февраля переместился на 15 место. Самыми востребованными странами после начала специальной военной операции у представителей бизнеса стали Казахстан (+293% к началу февраля 2022), Турция (+390%), ОАЭ (-18%), Узбекистан (+71%), Франция (+367%), Израиль (+471%), Армения (+220%), Польша (+238%), Германия (+153%) и Азербайджан (+223%).
Тюменская область приняла участие в выставке MITT
Тюменская область приняла участие в выставке MITT, которая вчера завершилась в Москве. Регион представил свои туристические возможности на стильном интерактивном стенде, главный акцент в оформлении был сделан на уникальные тюменские термы.
В рамках выставки состоялось подписание соглашений о сотрудничестве Тюменской области с компанией «РЖД Тур». Уже летом этого года, в регион запустят новые железнодорожные круизные туры. Напомним, 5 марта из Москвы в Тюменскую область отправился первый железнодорожный круиз «В Сибирь по своей воле».
Также соглашение о сотрудничестве с Тюменской областью заключили представители Ингушетии и Санкт-Петербурга. С Ингушетия у региона открыто прямое авиасообщение, что дает возможность предлагать отдых жителям обоих субъектов.
Новым шагом в сотрудничестве с северной столицей станет запуск этим летом чартерной программы из Петербурга в Тобольск. Кроме того, на площадке MITT состоялись переговоры с федеральными туроператорами «Пегас Туристик» и «Интурист» по реализации чартерных проектов в Тюменскую область.
Делегация региона приняла участие и в деловой программе выставки. Директор областного департамента потребительского рынка и туризма Мария Трофимова выступила в секциях «Национальные туристические маршруты» и «Школа развития регионального туризма "8 шагов к успеху"». «Надо сказать, регионы смотрят на Тюменскую область как на некий успешный кейс, и мы готовы делиться опытом с коллегами», – отметила Мария Трофимова.
Традиционно стенд Тюменской области пользовался большой популярностью у посетителей выставки. Участники особенно интересовались термальными курортами Тюмени, Тобольским кремлем и экскурсионными маршрутами исторической столицы Сибири, а также событийным туризмом Ялуторовска. Каждый желающий мог угоститься тюменской минеральной водой, а также выпить кружечку «кофе с нефтью».
Работу на выставке оценили организаторы MITT: Тюменская область стала лауреатом в номинации «Лучшее представление туристического направления региона России».
В Кенозерье прошли традиционные «Зимние встречи»
Жители деревень и поселков Кенозерского национального парка и национального парка «Онежское Поморье» собрались в деревне Вершинино, чтобы обсудить развитие местных инициатив и подвести итоги проекта «Северное сияние». Более ста человек из девяти деревень четырех районов области, администрации Каргопольского округа и Приморского района, журналисты, общественные организации и гости из Алтайского края, Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа приехали в Кенозерье.
На открытии Зимних встреч директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская напомнила, что это мероприятие было задумано в 2006 году для того, чтобы совместно с местными жителями обсуждать планы по развитию парка, сообща определять, в каком направлении двигаться дальше. По словам г-жи Шатковской, за годы сотрудничества с жителями заповедных территорий были реализованы десятки очень важных социокультурных и природоохранных проектов, позволивших сохранить уникальное наследие парка, улучшить инфраструктуру деревень, привлечь сюда новых туристов. В 2020 году появился проект «Северное сияние», поддержанный Евросоюзом, который помог местным жителям воплотить в жизнь их собственные бизнес-инициативы. Несмотря на непростые «ковидные» годы, благодаря проекту в деревнях обновились пекарни, появились сыроварня и новые гостевые дома, открылись с десяток мастерских, развивается малое сельское хозяйство.
Начальник службы развития Кенозерского национального парка Александра Яковлева отметила, что за последние 7 лет туристический поток вырос на 82%, Кенозеро стало туристическим центром региона. Вместе с доходами парка росли и доходы местных жителей, потому что 80% всех турпродуктов и услуг на его территории осуществляются в партнёрстве с людьми. «В 2020 году весь этот успешный опыт логично воплотился в проект «Северное сияние», благодаря которому удалось поддержать около 40 местных бизнес-инициатив. – пояснила г-жа Яковлева. – Общая сумма выделенных парком инвестиций составила более 12 млн рублей, не считая софинансирование самих участников».
Участники проекта «Северное сияние» рассказали об истории своих проектов, о том, как они пробовали, учились и приходили к успеху. Супруги Любовь и Юрий Губаль открыли собственный гостевой дом в старинной деревне напротив Почезерского храмового комплекса.
Сыровар Александр Крехалев рассказал о своём проекте «Сыры Кенозерья», как учился готовить итальянские, грузинские, швейцарские сорта сыра и искал свой собственный, уникальный вкус.
Житель Морщихинской Николай Попов построил кузницу на деньги гранта, и сейчас она привлекает туристов, которые хотят самостоятельно выковать сувениры для своих близких.
«В этом году мы начинаем кенозерский ремесленный акселератор, где будем учить местных жителей делать их продукцию ещё привлекательней, откроем школу сельского отельера, которая поможет сделать частные гостевые дома комфортнее и уютнее», – отметила Александра Яковлева.
Завершились традиционные «Зимние встречи» мастер-классами по обустройству гостевых домов, экскурсией на сыроварню Александра Крехалева, юридическими консультациями и вручением благодарностей активным местным жителям Кенозерья и Онежского Поморья – всего более 200 человек.
Россияне предпочитают хранить сбережения в рублях
Всего два месяца назад хранить накопления в отечественной валюте считало допустимым минимальное с 2014 года количество россиян. Сейчас доверие к рублю выросло, а к доллару и евро, напротив, снизилось. В опросе сервиса SuperJob приняли участие 1600 экономически активных граждан.
В том, что сегодня стоит хранить сбережения в рублях, уверен практически каждый второй россиянин (47%), в долларах – каждый третий, в евро – 31% опрошенных. Расстановка сил поменялась. Еще два месяца назад лидирующие позиции были у американской валюты (46%), держать сбережения в евро считали целесообразным 44% россиян, в рублях – 41%.
В качестве лучшей валюты для хранения сбережений рубль сегодня называют более чем в два раза чаще, чем доллар (33% и 15% соответственно), у евро всего 8% голосов. В январе позиции рубля и доллара были равны (по 23%), а евро лучшим средством для сохранности накоплений называли почти в два раза чаще (15%).
Чем старше опрошенные, тем меньше доверия они демонстрируют к иностранным валютам. Среди россиян с доходом от 80 тыс. руб. два месяца назад было больше всего сторонников доллара и евро, сейчас же – сторонников вложений в другие валюты (фунты стерлингов, швейцарские франки, иены и проч.).
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»