Российский круизный туризм нуждается системных мерах поддержки
Члены комиссии РСТ по круизному туризму актуализировали предложения для включения в план мероприятий по реализации Концепции развития круизного туризма до 2024 года. Участники заседания также обсудили необходимые меры поддержки бизнеса, в том числе мероприятия по привлечению инвестиций в строительство судов и развитие круизной инфраструктуры. Об этом шла речь на заседании комиссии с участием представителей Российской палаты судоходства (РПС) и Минэкономразвития. По итогам заседания РСТ направил письмо в Минэкономразвития.
Правительство РФ в январе 2022 года одобрило план реализации Концепции развития круизного туризма до 2024 года. Согласно ему в стране должно увеличиться число морских и речных круизов и такие путешествия стать более доступными для граждан. Помимо этого, поручения по развитию круизного туризма по итогам заседания президиума Госсовета, который прошел 6 сентября 2022 года, дал и президент страны Владимир Путин. В разработке необходимых мер активное участие принимают эксперты Российского союза туриндустрии.
Прошлогодняя круизная кампания, по данным РСТ, прошла успешно, в том числе за счет программы кэшбэка. «Порядка 30-40% туристов, которые в 2022 году впервые открыли для себя круизы, забронировали туры на этот год. Ожидается, что в 2023 году загрузка судов составит 80-90%. Сегодня продажи идут на уровне прошлого года», – рассказал руководитель комиссии РСТ по круизному туризму Алексей Растегаев.
Однако чтобы круизный туризм продолжал оставаться «на плаву» необходимо комплексное развитие этого сегмента рынка и поддержка властей. По общему мнению участников заседания, в первую очередь, необходимо заняться реновацией и строительством круизных судов в России, а для этого надо субсидировать процентную ставку по соответствующим кредитам.
Директор по судоходной политике Российской палаты судоходства Анна Исаева рассказала об основных положениях Концепции развития круизного туризма, поставленных в ней задачах, предложениях судоходного сообщества для включения в План мероприятий по реализации Концепции, а также о поручениях президента РФ в данной сфере.
Как отметил Алексей Растегаев сейчас комиссия старается подробно расписать, что нужно сделать для развития круизного туризма на ближайшие годы: «Нужны комфортабельные теплоходы, а для этого важно активнее заниматься строительством и модернизацией. Нужны доступные цены, чему может помочь стабильность топлива и кэшбэк, о возобновлении которого мы уже неоднократно обращались к властям. Важен также комфорт вне теплохода, а это, прежде всего, причалы, которые позволяли бы посетить любой город. Далее качество туристических автобусов, которых сегодня не хватает в регионах. Плюс должна быть налажена транспортная логистика, парковочные места».
Вопрос реновации и строительства судов особенно остро стоит на Дальнем Востоке. Как отметил руководитель комиссии РСТ по приключенческому туризму, генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов, бизнес нуждается в грантах и субсидиях на строительство маломерных судов для обслуживания круизов. Он привел в пример дальневосточный завод полимерных изделий, который сейчас выпускает два вида каютных катамаранов на 10 и 14 метров.
«В 2023 году планируется реализация инвестпроекта по расширению производства и линейки полимерных судов, выпуск каютных катамаранов 18 и 24 метра. Реализация проекта позволит запустить круизы для небольших групп до 16 человек по реке Амур, морские круизы по акваториям Охотского, Японского морей. Суда манёвренны, обладают высокой скоростью, а их небольшие размеры позволяют упростить высадку на берег, в том числе на необорудованный. Завод обладает мощностями и технологиями, чтобы выпускать суда и до 35 метров. Но для реализации всех этих возможностей бизнесу необходима господдержка в виде грантов и субсидий», – подчеркнул г-н Мамонтов.
Министр туризма Тверской области Наталья Лукьянова в ходе встречи рассказала об успешном кейсе реализации в регионе туристско-рекреационного кластера «Волжское море». В рамках этого проекта ведется строительство порта, здания речного вокзала и новой железнодорожной ветки.
«После окончания строительства, пассажирский речной порт первой категории в Завидово будет иметь три причальных фронта, что позволит принимать до семи круизных судов одновременно, а среднесуточный пассажирооборот превысит тысячу человек. Речной вокзал станет важным элементом обеспечивающей инфраструктуры кластера, «входными воротами» для путешествий по Верхней Волге и в перспективе стартовой точкой для большинства круизов по Волге», – рассказала Лукьянова.
По итогам заседания РСТ направил письмо заместителю министра экономического развития Дмитрию Вахрукову. В обращении, подписанном президентом РСТ Ильей Уманским, говорится, что союз в целом поддерживает Концепцию развития круизного туризма, но текст документа необходимо актуализировать. Далее подробно изложены конкретные замечания по содержанию Концепции и предложения, которые обсуждались на заседании профильной комиссии РСТ.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»