Геерт Буржуа: «Фландрия никогда прежде не видела такого роста турпотока, как сейчас из России»
Поток российских туристов во Фландрию, северный регион Бельгии, за последние пять лет вырос более чем на 50%. Такой рост, с учетом высоких трат россиян во время отдыха, заставил местные туристские власти обратить особое внимание на Россию. Год назад в Москве было открыто представительство Офиса по туризму Фландрии и Брюсселя (Tourism Flanders), а на прошлой неделе в Москве и Петербурге состоялись воркшопы, в которых приняли участие 14 компаний, среди которых – туроператоры, отели, офисы по туризму Брюсселя, Гента и Брюгге. Министр туризма Фландрии Геерт Буржуа (фото) рассказал RATA-news, чем привлекает россиян небольшой регион в самом центре Европы.
– Рост турпотока на 53% за пять лет действительно впечатляет. Но ведь абсолютные цифры невелики.
– За весь 2011 год во Фландрии побывало более 80 тыс. россиян, которые провели здесь 163 тыс. ночей. Но за 10 месяцев 2012 года число ночевок составило уже 166 тыс., а посетило Фландрию около 83 тыс. российских туристов. По итогам года мы ожидаем прироста в 17%. Мы никогда раньше не видели такого быстрого роста турпотока с зарубежного рынка. Я очень рад тому, что шесть лет назад выступил с инициативой продвигать Фландрию в странах БРИК, после чего мы открыли представительства в Индии, Китае и России.
Кроме того, туристы из России тратят во Фландрии больше, чем гости из любой другой страны. Как показали наши исследования, за день отдыха, включая размещение в отеле, рестораны, билеты в музеи, россиянин тратит €158. По объему покупок в системе Tax Free россияне находятся на втором месте после туристов из Китая. Российский рынок для нас очень важен, он занимает сегодня десятое место среди зарубежных рынков, а россияне составляют 1,3% от общего числа иностранных туристов.
– Сколько всего туристов ежегодно принимает Фландрия?
– Около 10 млн. человек. Туризм приносит 5% ВВП, в нем занято 6,3% работающего населения. В 2012 году прирост въездного туризма во Фландрии вдвое превысил средний показатель по Европе.
– Чем маленькая Фландрия привлекает такое количество туристов?
– В первую очередь, это экскурсионный туризм – у нас шесть исторических городов: Брюссель и 5 «городов искусств» – Антверпен, Гент, Брюгге, Мехелен и Левен. Второе – отдых на морском побережье. И третье – сельский туризм. Понятно, что два последних вида мы предлагаем, в первую очередь, для внутреннего потребления.
Есть еще один популярный и достаточно массовый «туризм памяти», посвященный сражениям на полях Первой мировой войны. По Фландрии в то время проходил западный фронт. Там сохранились окопы, траншеи, бункеры и другие укрепления, военные кладбища. После окончания войны уже в 1920 году британцы приехали в полностью разрушенную Фландрию, чтобы побывать на полях сражений. Сейчас уже четвертое поколение граждан стран Британского Содружества приезжает к нам, чтобы увидеть места, где дрались их прадеды. Приезжают из Канады, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, США, Германии, Франции. Истории первой мировой войны посвящен открывшийся недавно в городке Ипр музей In Flanders Fields – «На полях Фландрии».
Еще одно популярное событие, привлекающее туристов в сельскую местность – велогонка Tour of Flanders, которая проводится с 1913 года. Многие приезжают посмотреть на гонку, а кто-то – чтобы самому проехать маршрут или его часть. Велосипедный туризм во Фландрии развит не меньше, чем в соседних Голландии или Германии.
– Каковы предпочтения россиян?
– Как и большинство зарубежных туристов, они выбирают исторические города. Их посещают 88% российских туристов. Лишь 1% бывает на побережье и 10% – в сельской местности. Чаще всего туристы из России останавливаются в Брюсселе (Брюссель – отдельный регион, но одновременно столица Фландрии и всей Бельгии). В 2012 году россияне провели в отелях Брюсселя почти 82 тыс. ночевок. Затем идет Антверпен, где было зафиксировано 29 тыс. ночевок. Быстро растет Брюгге, он сейчас почти на том же уровне, что и Антверпен, – более 22 тыс. ночлегов. Российские туроператоры говорят, что Брюгге очень нравится туристам.
В среднем, россиянин проводит во Фландрии две ночи. 56% россиян приезжают сюда с целью отдыха, 28% – на конгрессы и семинары, 16% – с иными целями. Деловой туризм в основном сосредоточен в Брюсселе. Пока чаще всего россияне приезжают в составе автобусных групп, а туры во Фландрию комбинируются с Голландией. Но все больше туристов целенаправленно едут во Фландрию, проводят в стране 5-6 дней. Что-то похожее мы уже «проходили» с японцами и китайцами. 30 лет назад японцы приезжали только в группах, сейчас поехали индивидуально. Позже то же самое происходило с китайцами.
На мой взгляд, современный турист, в том числе российский, хочет получить все сразу: историю, музеи, выставки, шопинг, выпить хорошего пива или съесть вкусную шоколадку. Мы стараемся предоставить все возможности для этого. Бриллианты, индустрия моды, гастрономия, фестивали, прогулки на лодках по каналам средневековых Брюгге и Гента. Концентрация шести исторических городов на маленькой площади позволяет туристам за короткое время многое увидеть и многое попробовать.
– Как вы планируете дальше продвигать направление в России?
– В марте 2012 года мы открыли представительство Tourism Flanders с помощью компании TMI Consultancy. Традиционный способ продвижения направления – приглашение журналистов и блоггеров, которые бы писали о Фландрии. Сейчас мы сконцентрированы на Москве и Петербурге. Важно и то, чтобы были удовлетворены туристы, которые уже побывали у нас. Ежегодно мы опрашиваем туристов, насколько они довольны отдыхом. Очень высок процент тех, кто говорит, что получил больше, чем ожидал, и намерен вернуться.
– Чего вы ожидаете от российских туроператоров в плане продвижения Фландрии на рынок?
– Пока мы только начинаем работу и хотели бы наладить отношения с туроператорами, которые будут продвигать наше направление. На воркшоп в Москву приехали 14 компаний из Фландрии, мы считаем, что это много. Если российские туроператоры и агентства смогут дать туристам исчерпывающую информацию о нашем регионе, о событиях, стиле жизни, это будет очень хорошо. Еще лучше уговорить туриста пробыть во Фландрии больше времени, увеличить ее популярность как самостоятельного направления. Правда, более короткие поездки – это общемировая тенденция. Средняя продолжительность туров всех зарубежных гостей у нас составляет менее трех дней.
Евгения Кареева, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»