Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4937

Туроператоры Бурятии отмечают рост количества иностранных групп

Об этом корреспонденту RATA-news рассказали представители нескольких компаний в Улан-Удэ, где проходил круглый стол по продвижению туристического потенциала Бурятии.

«В прошлом году мы на один из зимних маршрутов набрали три группы, в этом – уже девять. Вообще прошлой зимой было восемь групп по Байкалу, а на предстоящую зиму – в два раза больше», – рассказал заместитель директора компании «Байкал Бурятия» Вячеслав Шерхоев. По его словам, в холодное время года едут в основном русские, а по летним турам у оператора есть договоренность с австрийским агентством, организующим группы из Австрии и Германии.


Директор туристической компании «Байкал Трэвэл» Вячеслав Дмитриев тоже отмечает рост интереса к Бурятии не только со стороны россиян, но и у иностранцев. «В прошлом году у меня была одна группа из Португалии, а в этом – четыре. Причина – в прошлом году прошел промотур по республике для представителей этой страны. Участникам все понравилось, и они включили направление в свой каталог», – пояснил г-н Дмитриев.


«Последние десять лет мы пытаемся донести до туристов информацию, что не только в Иркутской области, но и в Бурятии можно увидеть Байкал, а также познакомиться с другими природными и культурными объектами республики. В этом году за лето только наша компания приняла 5 835 туристов из разных стран. В турпотоке у нас преобладают азиаты – рядом Китай и Монголия. С 2014 года едет много монголов, их, в первую очередь, привлекают места, связанные с буддизмом. Иностранцы знают, что Россия интересное направление, к тому же недорогое – путешествие доступно от $300 без перелета», – комментирует генеральный директор компании «Абсолют Тур» Пагма Очирова.


По статистике, которую привел заместитель министра туризма Бурятии Денис Ивлев, в 2018 году в коллективных средствах размещения было зарегистрировано 391,02 тысячи человек, из них 60,75 тысячи – иностранцы. Около 42% – туристы из Монголии, 31% – китайцы, 4,1% – граждане Германии, 3,6% – Южной Кореи, 2,2% – Франции, 1,6% – Великобритании, 1% – Японии. Большинство гостей приезжают на отдых (63,5%).


«Основные тенденции рынка связаны с возрастающим турпотоком из стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Монголии, Китая, Республики Корея, а также ростом спроса по направлениям внутреннего туризма. Мы хотим сохранить поток из Монголии, Кореи и Китая, но и привлечь европейских туристов. В этом году провели инфотуры для корейцев и японцев. Только что завершился рекламный тур для европейских туроператоров. Также нам хотелось бы создать турпродукт на стыке Бурятии и Иркутска, чтобы показать не только Байкал, но и самобытную культуру нашего региона», – рассказал г-н Ивлев.

По мнению Пагмы Очировой, у региона есть большой потенциал, интересные маршруты, средства размещения, гиды, говорящие на английском и китайском языках. «Нам важно решить проблемы с транспортом, нужны качественные машины. Китайцы стремятся на Байкал, им нужен сервис, а японцы придирчиво оценивают транспорт», – пояснила г-жа Очирова.


Запросы туристов из Европы, по словам туроператоров, не слишком отличаются от потребностей россиян, хотя учитывать европейские стандарты приходится – транспорт, меню, где, например, обязательно должен быть кофе, и другое.

«Туристы из России, как правило, хорошо знают, чего хотят, какие маршруты им нужны, поэтому находят нас сами. С иностранцами больше работаем через агентства. Большая часть российских туристов, которые едут смотреть на Байкал со стороны Бурятии, подготовлены и хорошо разбираются в маршрутах, но путешествовать самостоятельно здесь довольно сложно. А приезжать можно и два, и три раза, даже в длинные туры по 15 дней – всегда будет, что посмотреть», – уверен Вячеслав Шерхоев.

Напомним, с 5 ноября по 8 декабря Федеральное агентство по туризму проводит ряд информационных туров для российских и зарубежных туроператоров, федеральных и зарубежных СМИ по продвижению туристического потенциала России. Организатор ознакомительных поездок – компания «Интерс-Рус».

Наталья Рудакова, специально для RATA-news
Фото автора

Спрос на Польшу растет, несмотря на действия чиновников и пограничников

Спрос в этом году на Польшу туроператоры оценивают как стабильный или с неплохим приростом. Сейчас уже продаются туры на зиму – экскурсионные и горнолыжные.

Генеральный директор компании «Жарков-тур» Андрей Жарков считает, что мода на Польшу возвращается. «Возможно, это просто цикличность популярности, но, думаю, также позитивно сказалась рекламная активность представительства Польской туристической организации, их региональные воркшопы и семинары», – подчеркнул он.

Впервые за много лет компания «Жарков-тур» предложила программы на католическое Рождество не в Варшаву и Краков, как обычно, а во Вроцлав. «Люди оценили новинку, спрос отличный – сам не ожидал. Также сделали тур Варшава – Краков – Познань – Вроцлав, тоже пользуется спросом. Чтобы хорошо предлагать туры в Закопане, надо самому увидеть курорт. Решил съездить, возможно, успею сформировать предложение на Новый год и каникулы», – рассказал эксперт. Г-н Жарков наблюдает двукратный рост польских объемов, прежде всего, за счет новых рождественских туров.


В компании «ТурТрансВояж» упомянули о приросте Польши на 10-15% по сравнению с прошлым годом. Летом раз в месяц набирались трекинговые туры в Татры, были востребованы поездки по северной Польше – в Поморье, Мазуры. Сейчас активно бронируют горнолыжный отдых. Оператор уже закрыл группу более шестидесяти человек на 1 января в Закопане. «Набираются и группы на Новый год в Краков, пока в прежних объемах. В Закопане в этом году и спрос выше, и группы больше, чем год назад», – уточнила заместитель директора по туризму Елена Киселева.


«У нас Польша выросла в объемах на 30%. Поскольку мы дочерняя компания «Уральских авиалиний», основные наши продажи идут из Екатеринбурга», – отметил заместитель директора компании Evroport Антон Потапов. По его словам, на рост сыграли два фактора. Во-первых, «Уральские…» в октябре 2017-го запустили прямой рейс в Калининград, откуда туристы продолжают путь в Гданьск, Гдыню, Сопот. На базе этого перелета оператор предложил туры с пятницы по понедельник в Гданьск, продукт пользуется спросом.

Во-вторых, оператор с апреля этого года начал продавать лечебные туры в Польшу с перелетом в Прагу. «Речь о курортах, расположенных близко к пражскому аэропорту, например, Кудова-Здруй. Трансфер из аэропорта удобный, немногим длиннее, чем в Карловы Вары. Все лето туры бронировали хорошо», – подчеркнул г-н Потапов. Закопане он считает, скорее, продуктом для самостоятельных туристов. Ближе всего к курорту аэропорт Кракова, но из Екатеринбурга рейсов в Краков с одной стыковкой нет, а лететь с двумя пересадками люди не желают. «Нужен прямой рейс. Но авиакомпании LOT, например, маленькие борта ставить не выгодно, а большие боятся не загрузить», – сказал эксперт.


Генеральный директор компании «СатМаркет» Ирина Сетун оценила нынешние объемы по Польше на прошлогоднем уровне – и предпосылок к росту пока не видит. «Когда встает вопрос по Закопане, выясняется, что на Booking.com забронировать курорт дешевле, чем у операторов. Польские здравницы не так раскручены, чтобы россияне захотели туда поехать. Доходит дело до визы, а предварительная запись в визовом центре на несколько дней вперед, еще 10 рабочих дней занимает оформление. Выходит до трех недель», – пояснила она.

При этом визовый центр Польши активно предлагает оформить срочную визу, навязывают дополнительные платные услуги в виде доставки документов в офис, смс-оповещений и т.д., заметила г-жа Сетун.

Операторы также отметили, что консульства в Москве и Санкт-Петербурге до сих пор требуют оригиналы электронного ваучера (e-voucher), что очень странно в условиях подачи документов онлайн. Отсутствие согласованных действий между консульством и визовыми центрами крайне затрудняет продажи направления. Также нарекания вызывает политика выдачи визовых разрешений строго на период поездки. «Сейчас практически все страны шенгена дают мультивизы, – поддержал разговор Андрей Жарков. – Ведь визы стоят недешево, оформление отнимает много времени. Люди рассчитывают, например, съездить в Польшу на Рождество, потом на майские. Получается, чиновники лишают свою страну возвратного туриста». Антон Потапов добавил, что оформление визы затрудняет также отсутствие аккредитации операторов в визовых центрах Польши.

Елена Киселева рассказала о длительных задержках автобусов на польской границе. В конце октября два автобуса с детьми крайне долго держали на пограничном переходе. «Очень тщательно осматривали чемоданы, рюкзаки и личные вещи каждого ребенка. Машину загнали на яму для дополнительной проверки. При этом никто не объяснил, с чем это связано и сколько продлится. В результате один автобус простоял на границе семь часов, другой – около шести. Это взрослым-то тяжело переждать, а тут дети», – посетовала она.

Естественно, оператор заранее направляет на границу информацию о группах, всегда сообщает количество туристов накануне высоких дат, например, перед майскими праздниками, Новым годом, школьными каникулами, чтобы облегчить работу польских пограничников.

Обычно на переход границы уходит в среднем четыре часа. Основную проблему, по мнению г-жи Киселевой, создает приоритет проезду рейсовых автобусов: «На некоторых границах хотя бы через одного пропускают. Хотя с экономической точки зрения туристические автобусы интереснее Польше, чем рейсовые. Мы платим за гидов, размещение, тратим деньги на месте. Но пока не можем добиться паритетных условий проезда».

Наталья Панферова, RATA-news

Россияне стали чуть чаще получать британские визы

Количество британских виз, выданных гражданам России с июля 2018 года по июль 2019-го, увеличилось на 3% по сравнению с тем же периодом 2017-2018 годов. Такую статистику привело в понедельник посольство Великобритании в Москве в своем Telegram-канале.

«С 1 июля 2018 г. по 31 июня 2019 г. мы выдали около 146 тыс. виз гражданам России (увеличение примерно на 3% в годовых показателях). Из всех заявлений 99% были успешными – один из самых высоких показателей в мире», – говорится в сообщении.

В дипмиссии отметили, что рассмотрение заявления на стандартную визу занимает 15 рабочих дней, а срочное рассмотрение – 3-5 рабочих дней.

Согласно статистике Погранслужбы, в 2018 году в Великобританию россиянами было совершено 134,2 тыс. туристических поездок – столько, сколько и в 2017 году. Вполне возможно, что нынешний год покажет прирост – с января по сентябрь 2019 года Погранслужба насчитала уже 115,3 тыс. поездок, что примерно на 15% больше, чем за то же время год назад.

В каких странах активнее всего покупают авиабилеты в Россию?

Второй год подряд больше всего путешественников по данным сервиса OneTwoTrip, прибывают в Россию из Беларуси. Интересно, что в 2019 спрос на авиабилеты из соседней республики снизился почти в два раза, однако на позицию в рейтинге это не повлияло.

На втором месте оказался Казахстан – по сравнению с 2018 годом поток из этой страны вырос более чем вдвое. Отметим, что из Казахстана в Россию в 2019 году много летали сразу из трех городов – Алматы, Нур-Султана (ранее Астана) и Караганды. Ранее вторую строчку рейтинга занимала Великобритания, которая за год опустилась на пятую позицию.

Третье место, как и в прошлом году, занимает Армения. Также в 2019 году в Россию часто прилетали туристы из Латвии, Чехии, Германии и Израиля. В 2018-м в топе также были Молдавия и Нидерланды, однако в этом году спрос на билеты из этих стран в Россию снизился.

Москву чаще всего посещают гости из Беларуси, причем за год турпоток в столицу изменился не так сильно, как в целом по России. А вот на втором месте стран, в которых самый большой спрос на авиабилеты в Москву, Армения, а не Казахстан, как в рейтинге по России. Он на третьей строчке, причем в столицу едут в основном из Алматы, другие города не вошли в топ-10.

Кроме того, Москву в 2019 году часто посещали путешественники из Латвии, Великобритании, Германии, Чехии, Израиля, Молдавии и Сербии. В 2018 году в топе также была Австрия, но за год поток из этой страны снизился. Кроме того, в 2019 году в Москву приехало меньше туристов из Германии – год назад в рейтинг также входил Дюссельдорф, а из Берлина летали чаще.

Анализ строился на основе данных о покупках на OneTwoTrip из-за границы, рассматривались авиабилеты туда-обратно, чтобы исключить поток россиян, возвращающихся домой из-за границы.

«Интурист» открывает офис в Нижнем Новгороде

Туроператор «Интурист» открывает в Нижнем Новгороде офис по работе с агентствами. Его адрес: проспект Гагарина, 27, бизнес-центр гостиничного комплекса «Ока», 12 этаж, офис 12061. Он станет девятым региональным подразделением компании, обеспечивающим взаимодействие с туристическими агентствами в регионах.

Нижний Новгород уже давно входит в список городов, откуда у «Интуриста» действуют собственные чартерные полетные программы. В этом году впервые была запущена круглогодичная цепочка полетов, и объемы перевозки уже дошли до целесообразности наличия офиса. Нижегородское отделение «Интуриста» будет заниматься развитием каналов продаж, продвижением продукта, стран и курортов.

Как отметил исполнительный директор «Интуриста» Сергей Толчин, туроператор планомерно усиливает свои позиции в Поволжье. «Мы видим большой потенциал в развитии продаж в Нижнем Новгороде, а это значит, что в зимнем и весеннем сезоне туристов и агентства города ждут интересные предложения по всем нашим ключевым направлениям», – пояснил он.

По всем рабочим вопросам обращайтесь к руководителю офиса туроператора «Интурист» в Нижнем Новгороде Наталье Масловой: +7 (920) 001-72-32, natalya.maslova@intourist.ru.

Tez Tour примет участие в выставке «Интурмаркет-2020»

Международный туроператор Tez Tour примет участие в выставке «Интурмаркет-2020», которая пройдет 12-14 марта в Москве в «Экспоцентре».

На площади 234 кв. м будет представлена экспозиция летних направлений туроператора, включающая в себя широкий ассортимент предложений в Турции, Греции, Испании, Италии, Болгарии, на Кипре и в других странах. Кроме этого, по традиции в даты проведения «Интурмаркета» на стенде компании состоятся деловые встречи с партнерами Tez Tour из разных стран мира.

«Участие в выставке является для нашей компании знаковым событием в году, поскольку «Интурмаркет» – это одна из ключевых площадок для диалога с профессионалами отрасли, встреч с нашими друзьями и партнерами из разных уголков мира, установления бизнес-контактов, заключения важных сделок и продвижения туристического продукта», – прокомментировал генеральный директор «Tez Tour Россия» Воскан Арзуманов.

Приглашаем посетить стенд Tez Tour № 88601 (павильон 8, зал 2).

До встречи на «Интурмаркете»!

www.tez-tour.com

Новые каюты «Комфорт» на теплоходах «Созвездия»: в чём плюсы для туристов

К навигации-2020 на теплоходах круизной компании «Созвездие» вводится новая категория кают «Комфорт». Масштабная кампания по их строительству уже началась, и будет завершена в межсезонье до начала навигации. Каюты, соответствующие уютным современным отельным номерам, туристы смогут выбрать для своего путешествия по рекам России на средних палубах двух теплоходов компании – «Лебединое озеро» (50 кают) и «Лунная соната» (36 кают).

Новая категория кают спроектирована так, чтобы во время круиза путешественник по-настоящему наслаждался отдыхом не только на палубах, в концертных залах, барах и ресторанах теплохода, но и в своем временном доме.


Важно! Стоимость «Комфорта» приближена по цене к «Стандарту», но по уровню удобств сравнима с «Полулюксом».

Площадь кают не изменится, но перепланировка будет сделана за счет смещения входной двери. В частности, увеличивается ванная комната. Теперь туда гармонично вписывается душевая зона, отделённая от основной части ванного помещения, чего нет в стандартных каютах.


«Комфорт» – это стильная дизайнерская отделка с яркими акцентами, современная мебель и текстиль, новая функциональная зона трюмо с письменным столом, зеркалом, пуфом и бра.

Кроме того, в каюте две односпальные кровати, холодильник, радио, два зеркала, телевизор с кабельным и спутниковым вещанием, фен, появится сейф.

Отличная новость – в новых каютах будет оптимальное количество розеток (в стандартах их две), в том числе и у изголовья кровати, что позволит пользоваться сразу несколькими устройствами. В «Комфортах» будет много естественного и искусственного света и в то же время – возможность затемнить каюту в любое время за счёт штор blackout.


Багаж теперь можно поместить под кровать. По-прежнему в каждой каюте шкаф, холодильник и фен, а для удобства гостей добавляется телефон. То есть сделать заказ в баре или решить любой вопрос, не выходя из каюты, становится просто.

Пройдут модернизацию и привычные для больших теплоходов системы кондиционирования – фанкойлы.

«Давно миновали времена, когда каюта теплохода воспринималась исключительно как место хранения вещей и ночевок в круизе, – прокомментировал генеральный директор круизного центра «Инфофлот» (генеральный партнер «Созвездия» по продажам) Андрей Михайловский. – Туристы становятся притязательнее, им важно ощущать удобство на протяжении всего отдыха, каждую минуту. Мы с партнерами стараемся соответствовать новым требованиям рынка». Каюты «Комфорт», по мнению г-на Михайловского, отличный продукт для продажи агентствам, так как в нём учтены все важнейшие пожелания туристов к круизному отдыху.

www.infoflot.com

«Карлсон Туризм»: дополнительный фиксированный бонус к вашей комиссии

Сезон экзотических бонусов – дополнительный фиксированный бонус к вашей комиссии!

При бронировании любого отеля в ОАЭ и Таиланде, на Мальдивах и Бали – дополнительный бонус $50 к вашей комиссии.

Условия акции действительны для новых бронирований на заезды в период с 12 ноября по 31 декабря и при бронировании через менеджеров FIT.


При запросе указывайте или называйте промокод EXOTIC-50.

Подробнее на нашей специальной странице.

«Карлсон Туризм»: +7 (495) 580-75-75, travel@karlson-tourism.ru, www.karlson-tourism.ru

В Армению – с картой JCB

Армения – удивительная страна, она известна всему миру своим радушием и гостеприимством, красивыми горными пейзажами и непревзойденной кухней. Самобытная культура, древние крепости и монастыри привлекают туристов со всего мира.

Отправляясь в Армению, нужно взять с собой карту JCB. Оплатить счета в ресторанах-партнерах программы на сумму свыше 10 000 драмов и получить бутылку изысканного армянского вина в подарок!


Период проведения кампании – до 15 апреля 2020 года.

Список ресторанов-партнеров.

Карты «Мир»-JCB в акции не участвуют. Перед оплатой необходимо предупредить официанта ресторана, что оплата будет произведена картой JCB.

Южная Корея – и лечение, и отдых

Южная Корея крайне интересна с точки зрения медицинского туризма, который в этой стране прекрасно сочетается с экскурсионным и историческим. Отправляясь на лечение в Корею, можно быть абсолютно уверенным в том, что попадешь в руки профессионалов. Корейские клиники оборудованы по последнему слову техники и применяют при лечении самые современные технологии.

Вместе с тем в Корее можно отлично совместить лечение и отдых, провести время с удовольствием и пользой и набраться новых впечатлений. Например, разработано множество оздоровительных программ, подразумевающих единение с природой. Силы природы помогают человеку достичь умиротворения и внутренней гармонии, отдохнуть душой и телом.

Самые привлекательные виды отдыха предлагаются в зависимости от времени года: летом – пляжи на побережье, осенью – наблюдение за красными кленами, зимой – отдых в горах, где есть целебные горячие источники, а весной – любование цветущей вишней.

Серр-Шевалье – самый большой курорт в Южных Альпах

Серр-Шевалье – самый большой курорт в Южных Альпах. По суммарной протяженности трасс – более 250 км. Северные склоны и тот факт, что верхняя точка катания расположена на высоте 2 800 метров, гарантируют хорошее качество снега даже весной. При весьма продолжительном сезоне – с декабря по конец апреля – это один из самых солнечных курортов Франции, безоблачная погода здесь, по статистике, возможна 300 дней в году.


Особенность курорта – постепенный переход его энергосистемы на полностью возобновляемые источники энергии. К 2021 году эта задача должна быть реализована на 30%. В рамках этой экостратегии на курорте продолжают появляться солнечные батареи прямо на конструкциях горнолыжных подъемников, число которых в этом сезоне увеличилось на два кресельных. Расширяется и номерной фонд. Новинка этого года – шале класса люкс Hogan.

Среди необычных горных развлечений в Серр-Шевалье – зимний кайтинг, снежный самокат, велосипед и квадроцикл, а также самые разные виды тягловой силы, которую могут использовать лыжники от собак и лошадей до купола парашюта.

Поездка в Серр-Шевалье – это отличная возможность многое узнать о культуре и истории Франции. Здесь в деревнях долины есть и настенная живопись XV века, и старинные солнечные часы на фасадах зданий. Крепостные сооружения Вобана в соседнем городе Бриансон внесены в Список наследия ЮНЕСКО.

Гастрономические откровения ждут гостей новых ресторанов курорта Le 15.9, La Cabane и L’Oree du Bois.

Особая точка притяжения Серр-Шевалье – термальный центр Монетье, построенный на природном горячем источнике температурой 45 градусов.

Добраться до курорта можно от аэропортов Турина (110 км), Гренобля (150 км) или Лиона (190 км).

www.ru.france.fr

www.serre-chevalier.com

Галисия, куда хочется вернуться. Часть вторая

Вопрос, где находится Галисия, порой повергает в ступор неискушенных туристов. Наверно, поэтому компания «Время-тур» уже второй раз организовала для турагентов поездку в эту испанскую провинцию – в просветительских целях. Тур прошел при поддержке Turismo de Galicia и отдела туризма посольства Испании.

Знакомство с провинцией Луго продолжилось недалеко от города Виверо. Турофис Галисии договорился, что наш автобус пропустят на охраняемую природную территорию Souto da Retorta. Это эвкалиптовый лес, в котором встречаются исполинские деревья. Один из них известен как «Дедушка» (Avo). Посажен он в 1880 году, росту в нем 67 метров, окружность – 10,5 метров.

Приехавших в гости к «Дедушке» россиян ждал «рояль в кустах» – народной ансамбль галисийской музыки.



На автобусе проехали еще несколько километров, которые нормальные туристы обычно проходят пешком. От скал, где машину пришлось оставить, живописная тропа ведет в очень красивое место.



На кромке леса открывается вид на полуостров в виде черепахи или горбатого кита. Вверх по горбу змеится деревянная лестница и опускается с другой стороны – к маленькому маяку.




В конце прогулки заморосил дождь. Мокрый эвкалиптовый лес тут же превратился в зал для ингаляций, жаль, не удалось задержаться для лечебной процедуры.


В Галисии много природных достопримечательностей, есть даже собственные фьорды. Очень похожи на норвежские – масштабы поскромнее, но виды не менее прекрасные. Убедиться в этом можно во время прогулки на катамаране по каньонам реки Силь в области Рибейра Сакра.


По солнечным склонам разбросаны виноградники. Еще одно отличие от норвежских собратьев.



Насмотревшись красот с реки, поехали в горы, чтобы полюбоваться этими же местами с другого ракурса. Это вид с обзорной площадки Mirador de Cabezoas.


Недалеко расположена еще одна площадка с вводящим в заблуждение названием – «Балконы Мадрида». На балконы действительно похоже, а вот испанской столицы с них не видать – только ущелье реки Силь.


В регионе Рибейра Сакра заночевали в католическом монастыре Св. Стефана. С XII века он был одним из самых значимых монастырей региона, но уже к концу XVI века пришел в упадок, в нем организовали Колледж искусств, а потом и вовсе продали в частные руки. В 2004-м старинный монастырский комплекс в романском стиле был превращен в Parador Santo Estevo de Ribas de Sil 4* – туристический комплекс с гостиницей, ресторанами и спа. Напомним, Paradores – это сеть отелей уровня от 4* до люксовых в исторических зданиях – замках, монастырях и прочих старинных помещениях, сохраняющих статус памятника архитектуры.




При входе в монастырь находится действующее кладбище. Тяжелые мраморные плиты скрывают входы в семейные склепы.

Внутреннее пространство обустроено с приятным глазу минимализмом, прежний «рельеф» помещений бережно сохранен. В путешествии по стране хотя бы раз надо заночевать в Parador, это испанская «фишка».




Монастырь окружен лесами с маркированными туристическими тропами разной длины и степени сложности. Вечерняя прогулка по одному из маршрутов показалась хорошей идеей. В лесу царила мертвая тишина, солнце быстро клонилось к закату, зеленые сумерки сгущались…



Одной в лесу становилось как-то не по себе, припомнилось, что Галисию в средние века считали логовом ведьм. Но вскоре на тропе появилась шумная компания туристов, явно спешивших в монастырь к ужину. Тут немного жутковатая атмосфера и рассеялась.



В галисийских лесах растут съедобные каштаны. До прибытия картофеля из Нового Света каштаны составляли значительную долю рациона местных жителей.


Кстати, о рационе. Еда в Галисии очень вкусна и питательна. С морепродуктами все ясно, тут и добавить-то нечего. Только ради моллюсков и ракообразных уже стоит приехать в эту провинцию, но есть еще два ключевых блюда. Знаменитый десерт Tarta de Santiago – миндальный торт Сантьяго. Это скорее сладкий пирог с миндальной мукой и лимоном. И Empanadas gallegas – сытные галисийские пироги с богатыми начинками, распространившиеся по всей Испании и далее в испаноязычных странах. Их пекут с мясом и луком, с осьминогом, морским гребешком, тунцом, треской, сардинами, мидиями, а также с овощами, грибами, колбасами чоризо и т.д. То есть практически со всем, что попадется под руку изобретательной хозяйке. Почти все виды мы попробовали.


Изображение эмпанады даже встречается в скульптурных композициях, к примеру, на портике славы собора в Сантьяго-де-Компостела оно появилось еще в 1188 году. Одна из скульптур изображает женщину, которая ест эмпанаду. Ее шею обвивает змея, потому что чревоугодие – смертный грех. Но туристов это не касается, им можно лакомиться любыми шедеврами галисийской кухни.


Продолжение следует.

Наталья Панферова, RATA-news
Фото автора