Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5356

С какими проблемами должен разобраться новый отраслевой закон

Текста нового закона о туризме еще нет, однако предполагается, что Госдума рассмотрит законопроект уже в осеннюю сессию. Турбизнес готовит свои предложения.

Вчера по этому поводу прошло заседание правового комитета РСТ. «Мы обсудили возможность вовлечения всех наших юристов в процесс подготовки нового закона, – рассказал RATA-news глава комитета Георгий Мохов. – Каждый из них специализируется на определенном правоприменительном участке, будь то отношения туроператоров и турагентов, детский туризм, экологический туризм и развитие природных территорий, судебная практика и договорные отношения. Поэтому им предстоит в своей сфере выделить проблемные места действующего закона, неточные формулировки, неэффективные нормы и предложить варианты решения».

Нынешний закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» действует с 1996 года и не учитывает многих актуальных моментов. Например, в нем обозначена необходимость оформления фингарантий для туроператоров по въездному туризму, хотя они не заключают с туристами прямых договоров, их клиенты защищены страховками отправляющих операторов. Практически не урегулирована продажа отдельных туруслуг во внутреннем туризме, нет норм, регулирующих деятельность гостевых домов и туристического жилья, да и в целом отсутствует институт надзора и контроля.

Разработки комитета по вопросам нового закона, как сказал г-н Мохов, будут вынесены на обсуждение с Экспертным советом РСТ, а также с Региональным советом, так как многие проблемы особенно остро проявляются на местах. Правовой комитет постарается подключить к этой работе как можно больше членов РСТ, выработать свои предложения и затем передаст их в Ростуризм.

Как пояснил юрист, текста законопроекта еще нет, есть лишь структура будущего документа – предварительно обозначено 15 глав. В начале июля рабочая группа, в которую входят депутаты Госдумы, представители турбизнеса и общественных объединений, провела первую встречу по проекту нового закона. По отдельным направлениям регулирования созданы редакционные подгруппы. Предложения только формируются. Приоритет отдается вопросам развития туристических территорий, проектам в сфере внутреннего туризма, госпрограммам поддержки предпринимателей.

«Так как отраслевой закон затрагивает не только туризм, но и многие смежные области, он оказывается очень масштабным и неизбежно влияет на законодательство в сфере перевозки, земельных отношений, развития заповедных территорий и других, – говорит Георгий Мохов. – Получается, что новый закон должен идеологически объединить правовые нормы, которые действуют в других областях, что потребует многих согласований. Это очень объемная работа, на которую даже при активных усилиях потребуется, на мой взгляд, не менее двух-трех лет».

Тем не менее, как пояснил г-н Мохов, готовящийся закон – не инициатива общественных организаций или Ростуризма, это плановый, правительственный документ, у него есть точные сроки реализации. В начале 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2021 год. В числе 153 законопроектов значится и новый закон «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации». Ростуризм должен представить документ правительству не позднее декабря 2021 года, в Госдуму – не позднее марта 2022 года. И предполагается, что законопроект могут внести в Госдуму уже в осеннюю сессию.

«Но это будет уже новый состав Думы после сентябрьских выборов. Вряд ли они будут сильно вникать в новый закон. Скорее всего, он может быть принят в первом чтении в некоем базовом виде, а потом детально дорабатываться», – заметил г-н Мохов.

При этом, по словам эксперта, турбизнесу уже «дышат в спину» практически готовый закон об электронной путевке, закон о федеральном реестре турагентов и только что принятый закон о деятельности гидов и экскурсоводов. По ним также много вопросов. «Получается, что мы должны уже идущий поезд переставить на другие рельсы. И не стоит забывать про правовую гильотину, через которую мы только что прогнали весь свод туристических законодательных норм. И они, понятно, базируются на действующем отраслевом законе. Проделана гигантская работа, и сейчас она переходит в следующую стадию», – говорит г-н Мохов.

По мнению почетного президента РСТ Сергея Шпилько, новый закон нужен, чтобы разобраться с наболевшими проблемами. Например, как решить вопрос форс-мажора, когда направления закрываются по инициативе государства, усовершенствовать систему финобеспечения туроператоров, отрегулировать деятельность агрегаторов и турагентов. А как обеспечить добросовестную конкуренцию между классифицированными отелями и «частным сектором» – жильем и апартаментами, на которые приходится все большая доля услуг размещения? Как наладить реальный надзор и контроль за соблюдением требований к классификации гостиниц, работе гидов и экскурсоводов? Это невозможно, не делегировав часть полномочий на региональный и муниципальный уровень. Как обеспечить комплексное туристическое освоение территорий, а, главное, прекратить разбазаривание рекреационных земель?

«Многие из этих проблем существуют годами и не случайно, поскольку находятся на пересечении серьезных корпоративных интересов, относятся к самым различным разделам права. Для их решения, помимо главного отраслевого, понадобится принятие целого ряда законов-спутников. Аппаратная спешка в этом деле может погубить задачу или придать новому закону косметический характер», – считает Сергей Шпилько.

По его словам, очень важно, как сработают подрядчики Ростуризма по разработке законопроекта, качественно сделать это на общественных началах малореально. «Хотя, конечно, мобилизовать бизнес-сообщество и экспертов на участие в этой работе необходимо. Чтобы новый закон помог рынку, а не создал еще больше проблем, бизнес должен мониторить его разработку, в том числе силами правового комитета РСТ», – отметил г-н Шпилько.

Предложения по содержанию нового закона можно направлять Георгию Мохову: ombudsman_tourism@mail.ru.

Светлана Ставцева, RATA-news

Сельский туризм обретает законные черты

Поводом для проведения круглого стола «Новые идеи для нового времени: сельский туризм» стали принятые Госдумой поправки в законы «Об основах туристской деятельности в РФ» и «О развитии сельского хозяйства». На встрече обсуждались вопросы организации и развития этого сегмента туристической отрасли. Организатором выступил научный центр изучения проблем сельских территорий при Минсельхозе России при поддержке рабочей группы РСТ по сельскому туризму.

Заместитель директора департамента развития сельских территорий Минсельхоза Рената Бибарсова отметила, что новым законом закреплено исключительное право сельскохозяйственных товаропроизводителей на деятельность в сфере сельского туризма. По ее словам, в ближайшее время будут приняты дополнительные нормативные акты – правила осуществления этой деятельности, требования к средствам размещения, меры государственной поддержки. «Сейчас ведется диалог с органами власти по поводу разрешения строительства объектов размещения на землях сельхозназначения. Также мы получили ряд предложений от фермеров и мелких товаропроизводителей включить выручку от сельского туризма в общий объем выручки от сельскохозяйственной деятельности, чтобы они не теряли права на господдержку», – рассказала Рената Бибарсова.

С 2022 года малые товаропроизводители смогут получить гранты на реализацию проектов по агротуризму: в зависимости от объемов средств, которые фермер готов вложить в проект, сумма составит от 3 до 10 млн рублей. В дальнейшем наиболее интересные проекты будут тиражироваться в регионах.

Запланирована разработка методик формирования сельских маршрутов, включение событийных мероприятий на сельских территориях в календарный план региона. «Будущее агротуризма связано с развитием инфраструктуры и благоустройством, поэтому планируем включать амбициозные проекты в комплексную программу развития сельских территорий», – подчеркнула г-жа Бибарсова.

Директор центра инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова заметила, что сейчас растет спрос на необычные услуги, аутентичность. Среди прочего, более 60% российских туристов хотели бы получать рекомендации по направлениям, где прирост турпотока может позитивно сказаться на местном сообществе. Растет и число туристов, желающих отдохнуть на отдаленных территориях, почувствовать себя местным жителем, попробовать подоить козу, собрать стог сена и т.д. Г-жа Захарова пригласила слушателей к участию во всероссийском проекте по созданию концептуальных маршрутов «Открой свою Россию», недавно запущенном АСИ.

В круглом столе участвовали и представители банковского сектора. В частности, Россельхозбанк представил первый в России агрегатор сельского туризма «Свое. За городом» и программу привлечения фермеров к сотрудничеству.

Как отметил основатель и президент фонда «Русские фермы», председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, в Евросоюзе более 30% дохода фермерские хозяйства получают от различного рода туристических услуг. «Считаю, что у нас в этом плане большой потенциал, россияне получат фантастический отдых», – уточнил он и пригласил к выступлению фермеров, уже имеющих опыт приема туристов. Свой турпродукт представили частные подмосковные предприятия: глэмпинг «Российские альпаки», ферма «Веселая корова», конно-спортивный клуб «Воронцово» и ферма «Былинкино».

Руководитель рабочей группы РСТ по винному туризму Елена Порман сообщила, что в союзе также создана и рабочая группа по сельскому туризму. «Работая с нашими винными производителями на юге России, мы видим, что одной из основных задач развития сельского туризма является налаживание эффективного взаимодействия между фермерскими хозяйствами и турбизнесом, чтобы у сельхозпроизводителей было понимание специфики создания и ведения туристических проектов», – сказала она. И рассказала, какие возможности дает агротуризм фермерскому хозяйству. Прежде всего, это мощный канал прямых продаж и продвижения продукции, формирование лояльных покупателей. Также развитие сельского туризма дает новые навыки в управлении и коммуникациях, предпринимательстве, расширяет рамки сезонности, помогает создавать комплексные туры, привлекая внимание к местным традициям и культурно-историческому наследию, что способствует укреплению идентичности региона.

«Помимо экскурсий на ферму можно предложить оздоровительные и спортивные услуги, например, сейчас в моде йога на виноградниках. Туристам интересны трекинги по окрестностям, мастер-классы по приготовлению еды из локальных продуктов, событийные и гастрономические мероприятия. Расширение предоставляемых услуг, налаживание партнерства с другими хозяйствами и объектами региона позволяет формировать программы выходного дня и многодневные туры», – уточнила Елена Порман. Рабочая группа вместе с Минсельхозом планирует проводить «Школы гостеприимства» для фермеров и регулярные вебинары по актуальным вопросам развития туризма на сельских территориях.

Туроператорам тоже дали слово. Руководитель отдела маркетинга сочинской компании «Ривьера» Анна Яшина объяснила, почему фермерам полезно сотрудничество с турбизнесом: «Мы работаем с фермерскими хозяйствами в Краснодарском крае, Ростовской области и Крыму, всегда заранее составляем и согласовываем программы, иногда на год вперед. Для начала взаимодействия много не надо, только обучить несколько сотрудников и поставить туалеты. И, конечно же, необходимо официально оформить свою деятельность». А чтобы ферма была интересна для посещения, нужно показывать не только хозяйство, но и еще, например, открыть небольшой музей, устраивать дегустации, гастрономические обеды. Тогда туристы будут возвращаться и рекомендовать место друзьям.

В конце мероприятия Александра Никанорова из АНО «Институт комплексного развития регионов» объявила результаты экспресс-анкетирования, проведенного во время круглого стола. Участие в нем приняли 25 человек, из них 32% уже имеют проект в сфере агротуризма, 16% – вынашивают такую идею или проект находится в начальной стадии разработки. Также участников спрашивали о том, какие образовательные направления им интересны. На первом месте – это пункт отметил 21 человек – меры господдержки в сфере сельского туризма. Вторую позицию поделили нормативно-правовая база развития сельского туризма и вопросы по сотрудничеству с турбизнесом и гидами по организации туров. И третье – вопросы, связанные с финансово-экономическим обоснованием проектов сельского туризма.

Наталья Панферова, RATA-news

Правительство утвердило правила субсидирования семейных авиаперелетов по России

Семьи с детьми смогут приобрести авиабилеты по специальным сниженным тарифам. Правила субсидирования этой льготы утвердил председатель правительства Михаил Мишустин.

Субсидировать перелеты планируется по 46 маршрутам. В перечень попали, в том числе, популярные у туристов Казань, Калининград, Нижний Новгород, Владивосток, Ярославль, Петрозаводск.

Стоимость билета со скидкой будет варьироваться в диапазоне от 4,6 до 10,9 тысяч рублей в зависимости от направления. Скидки будут доступны в рамках так называемой семейной поездки. Она предусматривает приобретение билетов с единым бронированием на ребёнка и взрослого, который его сопровождает.

Ожидается, что льготными билетами за год смогут воспользоваться не менее 50 тысяч пассажиров. Всего на эту меру поддержки в 2021 году предусмотрено 1,35 млрд рублей.

Субсидирование сделает семейные авиаперелёты доступнее, станет дополнительным стимулом для развития внутреннего туризма. «Сейчас сезон отпусков. Прошу министерство транспорта организовать работу максимально оперативно. Провести конкурс среди авиакомпаний, чтобы как можно быстрее открыть продажи билетов по специальному тарифу. И чтобы уже в августе наши граждане смогли воспользоваться льготными семейными авиабилетами», – сказал г-н Мишустин.

РСТ приглашает на семинар по кемпингам

Рабочая группа РСТ по сельскому туризму приглашает принять участие в онлайн семинаре «Кемпинги и кемпинговые стоянки как перспективное направление развития агротуризма». Он состоится сегодня, 20 июля, в 16.00.

Темы для обсуждения:

1. Целевая аудитория. Социальный портрет и увлечения автопутешественников и караванеров;

2. Винодельческие и агрохозяйства как точки притяжения;

3. Кемпинг и кемпинговая стоянка как универсальная и доступная модель сезонного средства размещения;

4. Основные требования к организации кемпинга, кемпинговой стоянки и в чем между ними отличия;

5. Опыт организации кемпингов и кемпинговых стоянок на территории винодельческих хозяйств Словении, Германии, Франции, Испании;

6. Каналы продвижения.

Спикер – Андрей Артюхов, президент общественной организации «Лига караванеров».

Регистрация по адресу winetour.russia@gmail.com. Сообщите фамилию и имя, название компании и регион.

На указанный вами адрес 20 июля придет ссылка для подключения к zoom.

ITS: парусная практика на заповедном Байкале

Петербургский туроператор ITS приглашает на Байкал. Ваш клиент хочет почувствовать себя «морским волком», чтобы ветер в лицо, чтобы штурвал в руках, чтобы впереди – неоглядный горизонт? Тур «Дорога ветров» как раз для такого случая. Вернувшись, туристы поразят вас пониманием значений слов «левентик», «галс», «оверштаг», «фордевинд»…

На Байкале в распоряжении морских романтиков будет быстрая гоночная лодка, укомплектованная по последнему слову спортивной техники, и опытный шкипер с опытом обучения.

Посадка на яхту – в поселке Листвянка. Несколько минут на знакомство с командой, инструктаж по технике безопасности, краткий рассказ об устройстве корабля – и в путь, на восточную сторону Байкала!

Яхта встанет в безопасном месте, укрывшись от возможных ветров. Утром – завтрак на палубе с видом на горы. Следующие остановки – в поселке Большие Коты, неподалеку от которого когда-то добывали золото, в одной из бухт на юге острова Ольхон и в районе прекраснейшей бухты Песчаной с ее чистейшей водой и песчаным пляжем в обрамлении таежной зелени. Нырять можно прямо с борта яхты.

Приобретенные навыки морехода туристы будут закреплять на просторах акватории Малого моря. Приятным бонусом станут греющиеся на солнце милейшие байкальские нерпы. Чаще всего их можно увидеть на острове Замогой – а это отличная причина, чтобы туда добраться.

За время путешествия туристы перестанут быть просто попутчиками, сплотятся в настоящую команду, ведь они все вместе шесть дней боролись со стихией, побеждали ветра и волны и даже иногда сами управляли лодкой.

ITS: +7 (812) 703-44-34, +7 (911) 929-86-60, info@its.com.ru

www.itsrussia.ru

«Донинтурфлот»: нескучный английский для детей на теплоходе «Максим Литвинов»

Только на теплоходе «Максим Литвинов» в круизе Москва – Ярославль – Москва с 29 августа по 4 сентября (7 дней/6 ночей) юные путешественники смогут замечательно отдохнуть с пользой для ума. Добро пожаловать в увлекательно-познавательный детский клуб изучения английского языка River English!

Ребенок не только получит новые знания в игровой форме, но и отлично проведет время в компании своих сверстников и молодого преподавательского состава. Пока взрослые будут наслаждаться панорамными видами, пить кофе и общаться с новыми знакомыми в уютном баре лайнера, малыши будут играть со сверстниками и учить слова на английском в клубе River English с талантливым преподавателем.

River English – нескучный английский для самых юных круизеров. Детям будет весело и увлекательно.

«Донинтурфлот»: +7 (863) 320-10-05, +7 (499) 943-85-61

www.donintuflot.com

В Архангельске открылся музей водорослевого комбината

В Архангельске открылся музей Водорослевого комбината, одного из старейших предприятий в регионе, история которого насчитывает уже более 100 лет.

В далеком 1918 году в столице Поморья начал работать йодный завод. Сегодня это единственное в России предприятие, которое занимается добычей и глубокой переработкой диких арктических водорослей. Их бережно собираются вручную, затем они проходят естественную сушку на солнце и свежем морском воздухе. Такой подход позволяет сохранить все полезные свойства этих морских растений. Предприятие выпускает фармацевтические субстанции, косметику, БАДы и пищевые добавки. За годы работы продукция из водорослей стала настоящим брендом Поморья и пользуется большой популярностью.

Северные водоросли обладают уникальными и целебными свойствами, они содержат в своем составе практически всю таблицу Менделеева и широкий набор витаминов. Музейная экспозиция рассказывает и об этом, и об истории поморского промысла, и о сегодняшних технологиях производства. На стендах представлены уникальные коллекции фотографий 20-30-х годов ХХ века, продукция из водорослей, орудия добычи и модели судов.

Выступая на церемонии открытия, заместитель председателя областного правительства Виктор Иконников сказал, что музей – это «хорошая возможность рассказать о продукции комбината и позиционировать Архангельскую область как регион, который обладает богатыми ресурсами и реализует уникальные производственные технологии». Генеральный директор водорослевого комбината Артем Иванов рассказал, что в следующем году предприятие планирует выйти на новые проекты в сфере здравоохранения и косметологии. «Суровый климат сделал беломорские водоросли способными защищаться от различных вредных воздействий, что и помогает человеку сохранить здоровье. Этими полезными свойствами мы и постараемся воспользоваться», – отметил он.

В свое время водорослевый комбинат в качестве туристического объекта вошел в брендовый маршрут «Архангельск: здесь начинается Арктика». По словам директора туристско-информационного центра Архангельской области Светланы Корницкой, экскурсии по музею будут доступны не только для групп, но и для индивидуальных туристов. После знакомства с музейной экспозицией все желающие смогут приобрести продукцию комбината в фирменном магазине.

В июне «Домодедово» обслужил более 2,4 млн пассажиров

Московский аэропорт «Домодедово» подвел итоги операционной деятельности в июне. В первый месяц лета пассажиропоток составил 2,4 млн человек. На внутренних рейсах перевезено почти 2,1 млн человек, это на 45% больше, чем в июне 2019 года.

Наибольший прирост трафика зафиксирован в Сочи, Симферополь, Калининград, Анапу и Геленджик. На этих маршрутах было перевезено 773 тыс. путешественников, что в два раза превышает показатель 2019 года. В топ самых популярных направлений вошли Симферополь, Сочи, Анапа, Санкт-Петербург и Калининград. Пассажиропоток в эти города вырос на 42% по сравнению с июнем 2019 года и составил 821 тыс. человек.

На международных рейсах в первый месяц лета было обслужено более 370 тыс. пассажиров.

В июне было возобновлено авиасообщение с Великобританией – British Airways выполняет два еженедельных рейса в Лондон. С 15 июня Uzbekistan Airways осуществляет полеты в Ташкент, авиакомпания перевела все свои рейсы в Домодедово. S7 Airlines начала выполнять полеты в греческие города Ираклион и Родос. Smartavia открыла регулярные рейсы в Саратов, а «Уральские авиалинии» запустили чартерные перелеты в Албанию. С 22 июня возобновлены рейсы в Турцию.