РАТА-новости от 02.03.2005
Андрей Озолинь отдал ребенка в хорошие руки
Вчера владелец контрольного пакета акций Сети магазинов горящих путевок (МГП) Андрей Озолинь объявил о подписании документов по продаже этого бизнеса.
Покупателем.стал руководитель питерского партнера сети Андрей Шибаев и близкая к нему «Инвестиционно-финансовая корпорация TopUnion».
Согласно договору, с 1 марта 2005 года управление сетью осуществляется Андреем Шибаевым. Как рассказал RATA-news Андрей Озолинь, сделка носит сложный характер, рассчитана на полтора года. К 1 октября 2006 года стороны должны обеспечить окончательную смену прав собственности. Г-н Озолинь владел 69% акций в трех компаниях - ООО "Магазин горящих путевок", ООО "Сеть магазинов горящих путевок" и сервисной компании ООО "Сервис-карты". На первом этапе он продал 43%. Соглашение также предусматривает опцион на продажу еще 26%-й доли в компаниях до конца года, если г-н Озолинь пожелает это сделать.
Стоимость сделки сторонами не разглашается, по экспертным оценкам она составляет $2-3 миллиона.
Андрей Шибаев шесть лет назад открыл первый офис МГП в Санкт-Петербурге, и за эти годы ему удалось добиться лучшей производительности среди всех партнеров компании. Шесть офисов продаж в 2004 году оформили около 30 тыс. туристов. «Если Андрею Шибаеву удастся повысить производительность остальных участников хотя бы до сопоставимого уровня, то прибыльность МГП возрастет многократно, - считает Андрей Озолинь. - А если добиться прозрачности и централизации расчетов, то и капитализация компании будет существенно более высокой».
Сеть «Магазин горящих путевок» началась 22 июня 1998 года с одного офиса, осенью того же года точек продаж было уже 4, а к весне 1999-го – 8. Во второй половине 1999 года началась реализация региональной франчайзинговой программ. Сегодня сеть объединяет 186 турагентств более чем в 100 городах России. В прямом управлении владельцев МГП находится 12 офисов. Контрольный пакет принадлежал Андрею Озолиню, остальные акции распределены между группой частных лиц и охранным предприятием "Боярд". В 2004 году сеть обслужила 220 тыс. туристов, выехавших за границу через московский авиаузел. По экспертным оценкам, оборот всей сети составил более $130 млн., а головной компании - около $10 млн.
В состав корпорации TopUnion входят страховая компания Top Insur, лизинговая компания Top Liasing и охранное предприятие "Фундамент". Также в сфере интересов корпорации строительный, риэлтерский и другие виды бизнеса
По словам Андрея Озолиня, его питерский партнер Андрей Шибаев еще несколько лет назад интересовался возможностью приобретения миноритарного процента акций. Как говорит сам г-н Шибаев, он полностью отдает себе отчет в том, что туристический бизнес прибыли приносит немного, зато дает большие возможности для самореализации. «Он умеет», - так определил Андрей Озолинь взаимоотношения своего партнера с бизнесом.
Владелец МГП уже делал попытки продать сеть агентств. В октябре 2002 года ему это не удалось, причем в соответствующих переговорах участвовала немецкая корпорация TUI. Осенью 2004 года сеть снова была выставлена на продажу, на этот раз в числе прочих возможность покупки рассматривал и «Туральянс-холдинг». Но Андрей Шибаев, по словам г-на Озолиня, предложил цену лучше. «Я рад, что МГП купил Шибаев, - говорит Андрей Озолинь. – Мы работаем вместе около 7 лет и хорошо знаем друг друга». Другие проекты Озолиня – WELL и mini7 - пока не проданы, но право приоритетной покупки также принадлежит Андрею Шибаеву. «Тонкости продаж» и доли в «Travel.ru» и «Travel-TV» г-н Озолинь оставляет за собой.
По словам Андрея Озолиня, он решил расстаться со своим основным бизнесом в России в связи с переездом в 2005-2006 гг. на постоянное жительство в Европу. В его планах - несколько новых интернет-проектов.
В беседе с корреспондентом RATA-news Андрей Озолинь признался, что после подписания документов о продаже сети испытывает смешанные чувства: «С
Если в туризме что-нибудь стабильно, то это выезд
Выездной турпоток из России в 2004 году увеличился почти на 880 тыс. человек. Более 400 тыс. – «на совести» Турции, более 200 тыс. прибавил Египет, и эти направления уже вряд ли нуждаются в комментариях. Прошлогодний рост составляет около 16% от уровня 2003 года. Увеличение выезда в 2003 году по отношению к 2002-му было почти таким же – 14%, что позволяет говорить о стабильности этого сегмента рынка.
Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма
№ 2004 |
Страна |
2004 |
2003 |
2002 |
1 |
Турция |
1445815 |
1038593 |
690098 |
2 |
Китай |
941032 |
687521 |
617130 |
3 |
Египет |
586375 |
368405 |
239712 |
4 |
Финляндия |
377067 |
327246 |
406236 |
6 |
Польша |
322030 |
422003 |
635451 |
7 |
Германия |
255954 |
278094 |
208977 |
8 |
Испания |
190891 |
168360 |
227870 |
9 |
ОАЭ |
175187 |
145796 |
172558 |
10 |
Италия |
156093 |
118981 |
149710 |
11 |
Франция |
138459 |
112149 |
87363 |
12 |
Чехия |
104783 |
51420 |
46484 |
13 |
Кипр |
104559 |
107290 |
139251 |
14 |
Греция |
100309 |
91404 |
89713 |
15 |
Болгария |
90949 |
73133 |
55485 |
16 |
Тунис |
87777 |
60130 |
22298 |
17 |
Таиланд |
80489 |
54803 |
40341 |
18 |
Великобритания |
66892 |
51551 |
38996 |
19 |
Хорватия |
50861 |
33493 |
44310 |
20 |
Австрия |
43829 |
28811 |
24170 |
21 |
Швейцария |
42352 |
44608 |
65684 |
22 |
Литва |
33131 |
35586 |
128887 |
23 |
Индия |
28342 |
12535 |
4231 |
24 |
Южная Корея |
24113 |
16463 |
16723 |
25 |
Израиль |
23641 |
26559 |
46469 |
26 |
Япония |
23041 |
17558 |
17170 |
27 |
Нидерланды |
22839 |
16348 |
16070 |
28 |
Швеция |
20612 |
14017 |
9623 |
29 |
Латвия |
19334 |
18963 |
25895 |
30 |
США |
19142 |
12860 |
12875 |
31 |
Дания |
17359 |
11909 |
12262 |
32 |
Венгрия |
17060 |
12772 |
10792 |
33 |
Сербия и Черногория |
16969 |
12880 |
18288 |
34 |
Мальта |
16333 |
14492 |
30541 |
35 |
Эстония |
16065 |
32981 |
6584 |
36 |
Норвегия |
14964 |
17064 |
13967 |
37 |
Мальдивы |
12914 |
2213 |
1276 |
Всего выехало с целью туризма |
6557116 |
5678447 |
5051305 | |
Общий выезд |
24506946 |
20571903 |
20428365 |
Как видно из таблицы, резких взлетов и падений на дальнем зарубежье было немного, что подтверждает тезис о стабильности рынка. Судя по всему, ценовые и чартерные войны между операторами играют на руку потребительскому спросу. Мы уже много раз говорили о несовершенстве российской статистики в области туризма, однако надо отметить, что на этот раз данные Федеральной пограничной службы во многом совпадают с ощущениями участников рынка.
Лидером роста в прошлом году стали Мальдивы, прибавившие почти 500%. Генеральный директор группы «Путешествуй!» Илона Кузьмина прибавку по своей компании оценивает в 300%. По мнению г-жи Кузьминой, успех связан с тем, что Мальдивы всегда были в передовиках по числу репиторов – повторных клиентов, которые сыграли ключевую роль в раскрутке островов. А из-за объемов продаж Мальдивы при сравнении с другими островными курортами - Сейшелами, Маврикием, Таити и другими - явно выигрывают в цене, оставаясь при этом немассовым направлением. По словам Илоны Кузьминой, из-за декабрьского цунами спрос на Мальдивы упал на 40-50%, но, судя по нынешнему состоянию продаж, к середине лета поток должен восстановиться. Во всяком случае, огромный интерес к этому направлению проявляют турагентства: рекламные группы закрываются задолго до даты вылета.
Индия тоже прибавила значительно – более 125%, в основном, из-за курорта Гоа. Однако по сравнению со скачком в 300% темпы роста замедлились, что, наверное, нормально: резкое увеличение спроса долгим не бывает, к тому же объемы продаж могут ограничиваться емкостью рынка.
Чехия, по данным Росстата, подросла более чем на 100%, но туроператоры с этими цифрами не согласны. То есть, увеличение спроса на этом направлении они подтверждают, но только на 30-40% - и по объемом продаж, и по количеству вылетевших бортов, и по их загрузке. Как считает генеральный директор компании «Тревеллэнд» Елена Ермакова, спросу способствовала активная реклама Чехии, в том числе чешского пива. Большое значение имеет и то, что, по сравнению с другими европейскими странами, Чехия остается одной из самых дешевых - 300-350 евро за недельный турпакет. «И, конечно, очень важно, что консульство Чехии в Москве во второй половине 2004 года работало, как часы», - говорит Елена Ермакова.
Австрия дала прирост в 51% - прежде всего, за счет горнолыжных туров. По мнению коммерческого директора компании «Мондо турс» Любови Чистяковой, в прошлом году пики спроса проявлялись в конце февраля – начале марта и в ноябре-декабре. С этим согласен генеральный директор фирмы «Асент-тревел» Борис Бурыкин: Он считает, что Австрия перетягивает на себя тех лыжников, которые научились кататься в Андорре, Словакии, Болгарии и хотя испытать себя на более сложных трассах. Кроме того, на австрийском направлении работает довольно много активных фирм, из-за чего случается демпинг. «Это плохо для бизнеса, но хорошо для потребителей», - говорит г-н Бурыкин. Сходятся туроператоры во мнении и относительно летней Австрии. Если экскурсионка всегда продается неплохо, то отдых на озерах Каринтии так и не смог раскрутиться на российском рынке – наши соотечественники предпочитают море.
Тунис, прибавивший 46%, тоже «сбросил обороты»: в 2003 году страна показала рост почти на 270%. Генеральный директор компании «Капитал-тур» Инна Бельтюкова предположила, что предыдущий всплеск был вызван выходом на Тунис фирмы «Пегас туристик», а турецкие технологии всегда вызывают оживление на каком-либо направлении. А генеральный директор компании «ВКО-тревел» Эллада Пискова считает, что Тунис не провел в России рекламную кампанию, которую заявлял, и это снизило интерес к стране, которая пока еще недостаточно известна.
Спрос на Италию вырос на 31%. Генеральный директор компании «ПАК групп» Илья Иткин рост летних продаж по фирме оценил в 27%, а вместе с зимними – до 40%. Итальянское лето продвигается все активнее за счет расширяющегося ассортимента отелей на всех курортах. И, оценивая работу на этом направлении, туроператоры непременно говорят слова благодарности в адрес консульства Италии.
24,6-процентному росту спроса на Болгарию, по мнению генерального директора компании «Солвекс» Ирины Петровой, способствовало две причины. Во-первых - серьезное развитие туристической инфраструктуры в стране, в частности, активное строительство гостиниц и на морских, и на горных курортах, что увеличивает емкость рынка. Во-вторых – открытие консульств Болгарии в Екатеринбурге и Новосибирске, что дало дополнительный импульс в продвижении этого направление на региональном рынке. Рост болгарских продаж по «Солвексу» Ирина Петрова оценила в 28%.
Франция выросла на 23,6%, и пока, по мнению туроператоров, по-прежнему, прибавляет за счет туров в Париж и индивидуальных программ. Горнолыжная составляющая в структуре спроса стала меньше – из-за несоответствия цены и качества. Как считает Любовь Чистякова, склоны во французских Альпах великолепные, лучшие в Европе, но отели безумно дорогие. В результате стандартный лыжный тур во Францию получается в два раза дороже, чем в Австрию и Италию при одинаковых условиях размещения. В частности, в 2004 году отмечен резкий спад на курорт Куршевель – мода прошла.
В прошлом году, наконец-то, перестали падать и даже прибавили Финляндия (+15,2%) и Испания (+13,5%). Илья Иткин считает, что спрос на Финляндию вернулся, потому что на российском рынке не так уж много предложений по семейному зимнему отдыху. Тем более что цены на этом направлении в последнее время не росли, а круг почитателей Финляндии давно сформировался. Вернулся спрос и на Испанию - как говорит Эллада Пискова, синусоида пошла вверх. Способствовало этому, в частности, внедрение системы «все включено» во многих испанских отелях 3-4* – между прочим, в ответ на пожелания именно российских туристов. Более того, гостиницы в Испании взяли на вооружение и другие факторы турецкого опыта – например, большую территорию отелей, серьезные анимационные программы и т.д., и при этом последние несколько лет практически не повышали цены. Также операторы по Испании отмечают улучшение работы консульства в Москве после приезда нового консула осенью прошлого года.
Из тех направлений, спрос на которые снизился, отметим Германию - минус 11%. По большому счету, туроператоры снижения своих продаж не ощутили, но, тем не менее, отмечают трудности оформления визы. По некоторым оценкам, примерно 20-25% пожелавших посетить Германию отказываются от этой идеи из-за необходимости ехать в Москву на собеседование.
Совсем немного – 5,4% - сбавила, по данным Росстата, Швейцария, но даже с этим малозначимым показателям участники рынка не согласны. Любовь Чистякова, напротив, отмечает, что интерес к стране растет, соответственно швейцарские фирмы начали активно искать партнеров в России. Тем более что визу можно получить за 1-2 дня, и никаких проблем с набором документов. В основном, едут индивидуалы в экскурсионные туры – горнолыжный отдых в Швейцарии в три раза дороже, чем, например, в Австрии.
Глава представительства Швейцарской национальной туристической корпорации в России Мария Макарова, комментируя цифры Росстата, отметила, что российская методика обработки данных пограничных служб немного отличается от швейцарской. В Швейцарии все въезжающие считаются в какой-то степени туристами, ведь они живут в гостиницах, питаются в ресторанах или кафе, совершают покупки в магазинах и т.д. Например, российские бизнесмены, приезжающие в эту страну по делам, непременно остаются на несколько дней, чтобы отдохнуть. Поэтому Швейцарская национальная туристическая корпорация в своей статистике не выделяет отдельно туристические и деловые поездки. «Наш статистический отдел еще не подвел итоги 2004 года, но по оценкам швейцарских и российских экспертов количество туристов из России как раз увеличилось на 3-4 % по сравнению с 2003 годом, - говорит Мария Макарова. - А количество ночевок - для нас это наиболее важный показатель - выросло на 5-7%. То есть россияне стали не только больше ездить в Швейцарию, но и остаются на более долгий срок».
В заключение отметим Эстонию, которая удивляет нас второй год подряд. В 2003 году страна сделал резкий рывок вперед, прибавив сразу 400%. А в 2004 выезд туда снизился в два раза. Директор компании «Интерцентр Альфа» Наталья Федорова объясняет это несколькими причинами. Спрос может сдерживаться соотношением евро к доллару: эстонская крона традиционно была привязана к немецкой марке, и сейчас в стране все цены указываются в евро. Вообще эстонские курорты минимум в два раза дороже соседних прибалтийских. Кроме того, у России и Эстонии слабое транспортное сообщение: Из Москвы ходит только один поезд, а их Петербурга состав на Таллинн вообще отменили. Самолет же резко повышает стоимость тура. Эстонская виза, после того как отменили срочную, оформляется семь дней, что тоже не способствует интересу к этому направлению. И, наконец, есть еще причина: в летнем турпотоке в Эстонию доля россиян невелика, и все гостиницы продаются, прежде всего, скандинавским операторам.
Туризму нужны новые законы. Но не только
В Совете Федерации состоялся круглый стол «Совершенствование законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма». В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Госдумы, различных министерств и ведомств, отраслевых общественных организаций и турбизнеса, сообщает RBC-daily.
Вели заседание председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов и член Совета Федерации, глава подкомитета СФ по туризму Людмила Нарусова. С докладом о состоянии и перспективах развития законодательной базы в сфере туризма в Российской Федерации выступил директор научного центра РАН Марат Амирханов, сделавший акцент на необходимости государственной поддержки внутреннего туризма.
«Нам необходимо создать надежное правовое обеспечение, упорядочить отношения участников рынка», – заявил Виктор Шудегов. В частности, законодательство о туристической деятельности регулирует работу участников рынка, но не производителей услуг, то есть гостиниц, санаторно-курортных организаций. Г-н Шудегов сообщил, что подготовлены поправки к закону "Об основах туристской деятельности", направленные на устранение вышеназванных недостатков. Он призвал участников слушаний дать свою оценку ситуации в туристическом секторе и высказать предложения по активизации туризма в РФ.
Марат Амирханов рассказал об основных направлениях государственной политики в РФ в области туризма. Он счел недопустимой ситуацию, когда все "пущено на самотек" и свернута реализация государственной федеральной целевой программы в области туризма. Туризм России нужен, как особый сектор экономики, где создаются новые рабочие места. Г-н Амирханов отметил, что этот бизнес особо актуален для южных регионов России, где высокий уровень безработицы. Поэтому, сделал вывод докладчик, акцент в государственной политики должен быть сделан на развитие внутреннего туризма, на территории Российской Федерации. Это вопрос и социальный и экономический. В 2004 году, по данным докладчика, дисбаланс в пользу выездного туризма составил $8,5 млрд.
«Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, и весь потенциал, который есть в России, может быть использован, но это во многом зависит от государственного регулирования сферы, – сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. – Мы же видим, как хорошо развиваются регионы, где во главу угла поставлено развитие туристического потенциала».
Г-н Барзыкин также отметил, что сегодня рынку нужна не только защита, но и другой формат деятельности. По его словам, в новом законодательстве должны быть отражены разграничение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации, правовое положение общественных структур, которое позволит развивать саморегулируемые организации, а также общие принципы господдержки отрасли. «Сейчас это ставки субсидирования, льготы, но они должны быть унифицированы и закреплены в законе», – подчеркнул Юрий Барзыкин.
Также в новом законодательстве должны быть положения о разделении ответственности турагентов и туроператоров, гражданско-правовых спорах с привлечением общественных организаций, правовом режиме использования туристических ресурсов. Кроме того, по словам депутата, на этот год помимо принятия новой редакции профильного закона запланировано введение фингарантий (пока – как дополнение к лицензированию), разработка предложений в рамках проекта об особых экономических зонах и федеральной целевой программы по развитию туризма до 2015 г. В ней, по словам Юрия Барзыкина, должно быть предусмотрено финансирование для развития регионального туризма.
Практически все выступления в рамках круглого стола так или иначе касались внутреннего туризма. Вспомнили даже пресловутые «извивы» цен, при которых отдых в Подмосковье дороже, чем в Турции. Тем более что в ближайшее время, на взгляд экспертов, может сложиться ситуация, когда люди вновь начнут выбирать отдых за рубежом. «Нам кажется нецелесообразным сводить проблему развития внутреннего и въездного туризма к совершенствованию правовой базы и введению финансовых гарантий, – заявил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. – Вопрос защиты прав потребителей далеко не единственный, который необходимо решать». Г-н Шпилько рассказал, что сейчас РСТ заканчивает опрос туроператоров, принимающих туристов в России. Большинство респондентов отмечают в качестве негативных факторов рост цен на услуги, входящие в турпакет. Если на выездных направлениях они выросли на 5-10% за год, то на внутреннем рынке – на 19-20%.
Результатом этого может стать перераспределение турпотоков в пользу выездных направлений, а на внутренних курортах – в пользу частного сектора. Кроме того, г-н Шпилько отметил неэффективное привлечение инвестиций, не позволяющее активно развивать необходимую инфраструктуру. «Эти вопросы – в прямой компетенции государства, и решить их можно, приняв соответствующие подзаконные акты, – отметил президент РСТ. – Хотелось бы, чтобы, утверждая эти документы, власти не принимали политическое решение, а учитывали существующую ситуацию на рынке».
Raffles Best Agent 2005
Компания «Намен» - генеральный представитель отелей Raffles International Hotels & Resorts в России и на Украине – объявила конкурс Raffles Best Agent 2005. Его цель – выявить лучших партнеров по продаже услуг сети.
Номинации конкурса: «Лучший агент», «Лучшее агентство», «Самая успешная продажа отелей Raffles International в Европе», «Самая успешная продажа отелей Raffles International в ЮВА и Америке».
Конкурс начался 1 февраля и продлится до 1 сентября 2005 года. Главный приз - неделя на двоих в одном из отелей Raffles International в Европе, а также перелет авиакомпанией Lufthansa - будет вручен победителю в октябре на торжественном вечере в Москве, в Swissotel Krasnye Holmy. На церемонию будут приглашены все компании, принимавшие активное участие в конкурсе.
Для участия достаточно отправлять информацию о подтвержденных бронированиях отелей сети Raffles International по адресу bestagent@namen.ru. Более подробная информация о конкурсе - на сайтее www.namen.ru
Совмещаем Mitt-2005 с повышением квалификации
Центр подготовки кадров «Туриндустрия» с 25 по 27 февраля провел курс повышения квалификации для работников туристской отрасли. Участниками программы «Психология и технология эффективных продаж турпродукта» стали сотрудники компании «Солвекс», «Агентство на Цветном бульваре», «Ола-Тур», «КМП-групп», «Интерс», «Аврора Интур», «Эльф-СПб»,«Соцздрав».
По мнению руководителя отдела по работе с агентствами компании «Солвекс» Лидии Васильевой, курсы повышения квалификации, проводимые ЦПК «Туриндустрия», своевременны и крайне необходимой: «В течение нескольких лет мы направляли своих менеджеров на обучение и будем делать это в дальнейшем, так как видим реальные результаты».
Как рассказал корреспонденту RATA-news директор ЦПК Кирилл Кружалин, программа прошла очень удачно: «Группа подобралась сильная и профессиональная. Это накладывает на нас особую ответственность и является настоящей проверкой качества обучения. От компании "КМП-групп" курс прослушали сразу 5 сотрудников, от «Авроры Интур» - 2. Уже традиционно мы обучаем менеджеров компании «Солвекс». Наши преподаватели Александр Каминский и Владимир Золотарев стараются сделать все возможное, чтобы слушатели получили знания и навыки, которые реально повысят их профессиональный уровень».
После проведенного курса в ЦПК поступают заявки от фирм, прошедших обучение в этом и прошлых годах. Идет набор в группы на середину марта. По просьбе региональных компаний в дни работы Mitt-2005 - 25, 26, 27 марта - пройдет курс, ориентированный на представителей фирм, приехавших на выставку. А уже с 1 марта преподаватели Цента проводят курс повышения квалификации для турфирм Тюмени.
С программой курса можно ознакомиться на сайте Центраhttp://www.tourindustry.ru/1.html.
Заявки принимаются по адресуtouredu@mail.ru(укажите Ф.И.О. участника, должность, название компании, телефоны, является ли компания членом РСТ).
Получить дополнительную информацию можно по телефону (095) 506-88-86.
Туристическая сеть «Сибири» отмечает 5-летие
Пять лет назад открылись первые филиалы туристического агентства авиакомпании "Сибирь" в Кемерове, Барнауле и Томске. Сегодня туристическая сеть "Сибири" насчитывает три самостоятельных турагентства и пять филиалов.
Региональная туристическая сеть "Сибири" охватывает шесть городов Западной Сибири с головным офисом в Новосибирске. К уже названным городам добавились Новокузнецк и Омск, а филиалы в Москве и Иркутске преобразованы в самостоятельные турагентства авиакомпании.
«Авиаперевозки тесно связаны с туристической отраслью, поэтому многие авиакомпании в мире организуют собственные туристические офисы, - отмечает советник авиакомпании "Сибирь" по вопросам туризма Владимир Гаврилов. - Но наша сеть уникальна для России своим долголетием, разветвлённостью и географическим охватом, что даёт нам возможность максимально приблизить свои услуги к клиентам». (RIA-sibir.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»