Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 02.03.2005

Андрей Озолинь отдал ребенка в хорошие руки

Вчера владелец контрольного пакета акций Сети магазинов горящих путевок (МГП) Андрей Озолинь объявил о подписании документов по продаже этого бизнеса.

Покупателем.стал руководитель питерского партнера сети Андрей Шибаев и близкая к нему «Инвестиционно-финансовая корпорация TopUnion».

Согласно договору, с 1 марта 2005 года управление сетью осуществляется Андреем Шибаевым. Как рассказал RATA-news Андрей Озолинь, сделка носит сложный характер, рассчитана на полтора года. К 1 октября 2006 года стороны должны обеспечить окончательную смену прав собственности. Г-н Озолинь владел 69% акций в трех компаниях - ООО "Магазин горящих путевок", ООО "Сеть магазинов горящих путевок" и сервисной компании ООО "Сервис-карты". На первом этапе он продал 43%. Соглашение также предусматривает опцион на продажу еще 26%-й доли в компаниях до конца года, если г-н Озолинь пожелает это сделать.

Стоимость сделки сторонами не разглашается, по экспертным оценкам она составляет $2-3 миллиона.

Андрей Шибаев шесть лет назад открыл первый офис МГП в Санкт-Петербурге, и за эти годы ему удалось добиться лучшей производительности среди всех партнеров компании. Шесть офисов продаж в 2004 году оформили около 30 тыс. туристов. «Если Андрею Шибаеву удастся повысить производительность остальных участников хотя бы до сопоставимого уровня, то прибыльность МГП возрастет многократно, - считает Андрей Озолинь. - А если добиться прозрачности и централизации расчетов, то и капитализация компании будет существенно более высокой».

Сеть «Магазин горящих путевок»          началась 22 июня 1998 года с одного офиса, осенью того же года точек продаж было уже 4, а к весне 1999-го – 8. Во второй половине 1999 года началась реализация региональной франчайзинговой программ. Сегодня сеть объединяет 186 турагентств более чем в 100 городах России. В прямом управлении владельцев МГП находится 12 офисов. Контрольный пакет принадлежал Андрею Озолиню, остальные акции распределены между группой частных лиц и охранным предприятием "Боярд". В 2004 году сеть обслужила 220 тыс. туристов, выехавших за границу через московский авиаузел. По экспертным оценкам, оборот всей сети составил более $130 млн., а головной компании - около $10 млн.

В состав корпорации TopUnion входят страховая компания Top Insur, лизинговая компания Top Liasing и охранное предприятие "Фундамент". Также в сфере интересов корпорации строительный, риэлтерский и другие виды бизнеса

По словам Андрея Озолиня, его питерский партнер Андрей Шибаев еще несколько лет назад интересовался возможностью приобретения миноритарного процента акций. Как говорит сам г-н Шибаев, он полностью отдает себе отчет в том, что туристический бизнес прибыли приносит немного, зато дает большие возможности для самореализации. «Он умеет», - так определил Андрей Озолинь взаимоотношения своего партнера с бизнесом.

Владелец МГП уже делал попытки продать сеть агентств. В октябре 2002 года ему это не удалось, причем в соответствующих переговорах участвовала немецкая корпорация TUI. Осенью 2004 года сеть снова была выставлена на продажу, на этот раз в числе прочих возможность покупки рассматривал и «Туральянс-холдинг». Но Андрей Шибаев, по словам г-на Озолиня, предложил цену лучше. «Я рад, что МГП купил Шибаев, - говорит Андрей Озолинь. – Мы работаем вместе около 7 лет и хорошо знаем друг друга». Другие проекты Озолиня – WELL и mini7 - пока не проданы, но право приоритетной покупки также принадлежит Андрею Шибаеву. «Тонкости продаж» и доли в «Travel.ru» и «Travel-TV» г-н Озолинь оставляет за собой.

По словам Андрея Озолиня, он решил расстаться со своим основным бизнесом в России в связи с переездом в 2005-2006 гг. на постоянное жительство в Европу. В его планах - несколько новых интернет-проектов.

В беседе с корреспондентом RATA-news Андрей Озолинь признался, что после подписания документов о продаже сети испытывает смешанные чувства: «С

Если в туризме что-нибудь стабильно, то это выезд

Выездной турпоток из России в 2004 году увеличился почти на 880 тыс. человек. Более 400 тыс. – «на совести» Турции, более 200 тыс. прибавил Египет, и эти направления уже вряд ли нуждаются в комментариях. Прошлогодний рост составляет около 16% от уровня 2003 года. Увеличение выезда в 2003 году по отношению к 2002-му было почти таким же – 14%, что позволяет говорить о стабильности этого сегмента рынка.

Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма

(тыс. человек)

№ 2004

Страна

2004

2003

2002

1

Турция

1445815

1038593

690098

2

Китай

941032

687521

617130

3

Египет

586375

368405

239712

4

Финляндия

377067

327246

406236

6

Польша

322030

422003

635451

7

Германия

255954

278094

208977

8

Испания

190891

168360

227870

9

ОАЭ

175187

145796

172558

10

Италия

156093

118981

149710

11

Франция

138459

112149

87363

12

Чехия

104783

51420

46484

13

Кипр

104559

107290

139251

14

Греция

100309

91404

89713

15

Болгария

90949

73133

55485

16

Тунис

87777

60130

22298

17

Таиланд

80489

54803

40341

18

Великобритания

66892

51551

38996

19

Хорватия

50861

33493

44310

20

Австрия

43829

28811

24170

21

Швейцария

42352

44608

65684

22

Литва

33131

35586

128887

23

Индия

28342

12535

4231

24

Южная Корея

24113

16463

16723

25

Израиль

23641

26559

46469

26

Япония

23041

17558

17170

27

Нидерланды

22839

16348

16070

28

Швеция

20612

14017

9623

29

Латвия

19334

18963

25895

30

США

19142

12860

12875

31

Дания

17359

11909

12262

32

Венгрия

17060

12772

10792

33

Сербия и Черногория

16969

12880

18288

34

Мальта

16333

14492

30541

35

Эстония

16065

32981

6584

36

Норвегия

14964

17064

13967

37

Мальдивы

12914

2213

1276

Всего выехало с целью туризма

6557116

5678447

5051305

Общий выезд

24506946

20571903

20428365

Как видно из таблицы, резких взлетов и падений на дальнем зарубежье было немного, что подтверждает тезис о стабильности рынка. Судя по всему, ценовые и чартерные войны между операторами играют на руку потребительскому спросу. Мы уже много раз говорили о несовершенстве российской статистики в области туризма, однако надо отметить, что на этот раз данные Федеральной пограничной службы во многом совпадают с ощущениями участников рынка.

Лидером роста в прошлом году стали Мальдивы, прибавившие почти 500%. Генеральный директор группы «Путешествуй!» Илона Кузьмина прибавку по своей компании оценивает в 300%. По мнению г-жи Кузьминой, успех связан с тем, что Мальдивы всегда были в передовиках по числу репиторов – повторных клиентов, которые сыграли ключевую роль в раскрутке островов. А из-за объемов продаж Мальдивы при сравнении с другими островными курортами - Сейшелами, Маврикием, Таити и другими - явно выигрывают в цене, оставаясь при этом немассовым направлением. По словам Илоны Кузьминой, из-за декабрьского цунами спрос на Мальдивы упал на 40-50%, но, судя по нынешнему состоянию продаж, к середине лета поток должен восстановиться. Во всяком случае, огромный интерес к этому направлению проявляют турагентства: рекламные группы закрываются задолго до даты вылета.

Индия тоже прибавила значительно – более 125%, в основном, из-за курорта Гоа. Однако по сравнению со скачком в 300% темпы роста замедлились, что, наверное, нормально: резкое увеличение спроса долгим не бывает, к тому же объемы продаж могут ограничиваться емкостью рынка.

Чехия, по данным Росстата, подросла более чем на 100%, но туроператоры с этими цифрами не согласны. То есть, увеличение спроса на этом направлении они подтверждают, но только на 30-40% - и по объемом продаж, и по количеству вылетевших бортов, и по их загрузке. Как считает генеральный директор компании «Тревеллэнд» Елена Ермакова, спросу способствовала активная реклама Чехии, в том числе чешского пива. Большое значение имеет и то, что, по сравнению с другими европейскими странами, Чехия остается одной из самых дешевых - 300-350 евро за недельный турпакет. «И, конечно, очень важно, что консульство Чехии в Москве во второй половине 2004 года работало, как часы», - говорит Елена Ермакова.

Австрия дала прирост в 51% - прежде всего, за счет горнолыжных туров. По мнению коммерческого директора компании «Мондо турс» Любови Чистяковой, в прошлом году пики спроса проявлялись в конце февраля – начале марта и в ноябре-декабре. С этим согласен генеральный директор фирмы «Асент-тревел» Борис Бурыкин: Он считает, что Австрия перетягивает на себя тех лыжников, которые научились кататься в Андорре, Словакии, Болгарии и хотя испытать себя на более сложных трассах. Кроме того, на австрийском направлении работает довольно много активных фирм, из-за чего случается демпинг. «Это плохо для бизнеса, но хорошо для потребителей», - говорит г-н Бурыкин. Сходятся туроператоры во мнении и относительно летней Австрии. Если экскурсионка всегда продается неплохо, то отдых на озерах Каринтии так и не смог раскрутиться на российском рынке – наши соотечественники предпочитают море.

Тунис, прибавивший 46%, тоже «сбросил обороты»: в 2003 году страна показала рост почти на 270%. Генеральный директор компании «Капитал-тур» Инна Бельтюкова предположила, что предыдущий всплеск был вызван выходом на Тунис фирмы «Пегас туристик», а турецкие технологии всегда вызывают оживление на каком-либо направлении. А генеральный директор компании «ВКО-тревел» Эллада Пискова считает, что Тунис не провел в России рекламную кампанию, которую заявлял, и это снизило интерес к стране, которая пока еще недостаточно известна.

Спрос на Италию вырос на 31%. Генеральный директор компании «ПАК групп» Илья Иткин рост летних продаж по фирме оценил в 27%, а вместе с зимними – до 40%. Итальянское лето продвигается все активнее за счет расширяющегося ассортимента отелей на всех курортах. И, оценивая работу на этом направлении, туроператоры непременно говорят слова благодарности в адрес консульства Италии.

24,6-процентному росту спроса на Болгарию, по мнению генерального директора компании «Солвекс» Ирины Петровой, способствовало две причины. Во-первых - серьезное развитие туристической инфраструктуры в стране, в частности, активное строительство гостиниц и на морских, и на горных курортах, что увеличивает емкость рынка. Во-вторых – открытие консульств Болгарии в Екатеринбурге и Новосибирске, что дало дополнительный импульс в продвижении этого направление на региональном рынке. Рост болгарских продаж по «Солвексу» Ирина Петрова оценила в 28%.

Франция выросла на 23,6%, и пока, по мнению туроператоров, по-прежнему, прибавляет за счет туров в Париж и индивидуальных программ. Горнолыжная составляющая в структуре спроса стала меньше – из-за несоответствия цены и качества. Как считает Любовь Чистякова, склоны во французских Альпах великолепные, лучшие в Европе, но отели безумно дорогие. В результате стандартный лыжный тур во Францию получается в два раза дороже, чем в Австрию и Италию при одинаковых условиях размещения. В частности, в 2004 году отмечен резкий спад на курорт Куршевель – мода прошла.

В прошлом году, наконец-то, перестали падать и даже прибавили Финляндия (+15,2%) и Испания (+13,5%). Илья Иткин считает, что спрос на Финляндию вернулся, потому что на российском рынке не так уж много предложений по семейному зимнему отдыху. Тем более что цены на этом направлении в последнее время не росли, а круг почитателей Финляндии давно сформировался. Вернулся спрос и на Испанию - как говорит Эллада Пискова, синусоида пошла вверх. Способствовало этому, в частности, внедрение системы «все включено» во многих испанских отелях 3-4* – между прочим, в ответ на пожелания именно российских туристов. Более того, гостиницы в Испании взяли на вооружение и другие факторы турецкого опыта – например, большую территорию отелей, серьезные анимационные программы и т.д., и при этом последние несколько лет практически не повышали цены. Также операторы по Испании отмечают улучшение работы консульства в Москве после приезда нового консула осенью прошлого года.

Из тех направлений, спрос на которые снизился, отметим Германию - минус 11%. По большому счету, туроператоры снижения своих продаж не ощутили, но, тем не менее, отмечают трудности оформления визы. По некоторым оценкам, примерно 20-25% пожелавших посетить Германию отказываются от этой идеи из-за необходимости ехать в Москву на собеседование.

Совсем немного – 5,4% - сбавила, по данным Росстата, Швейцария, но даже с этим малозначимым показателям участники рынка не согласны. Любовь Чистякова, напротив, отмечает, что интерес к стране растет, соответственно швейцарские фирмы начали активно искать партнеров в России. Тем более что визу можно получить за 1-2 дня, и никаких проблем с набором документов. В основном, едут индивидуалы в экскурсионные туры – горнолыжный отдых в Швейцарии в три раза дороже, чем, например, в Австрии.

Глава представительства Швейцарской национальной туристической корпорации в России Мария Макарова, комментируя цифры Росстата, отметила, что российская методика обработки данных пограничных служб немного отличается от швейцарской. В Швейцарии все въезжающие считаются в какой-то степени туристами, ведь они живут в гостиницах, питаются в ресторанах или кафе, совершают покупки в магазинах и т.д. Например, российские бизнесмены, приезжающие в эту страну по делам, непременно остаются на несколько дней, чтобы отдохнуть. Поэтому Швейцарская национальная туристическая корпорация в своей статистике не выделяет отдельно туристические и деловые поездки. «Наш статистический отдел еще не подвел итоги 2004 года, но по оценкам швейцарских и российских экспертов количество туристов из России как раз увеличилось на 3-4 % по сравнению с 2003 годом, - говорит Мария Макарова. - А количество ночевок - для нас это наиболее важный показатель - выросло на 5-7%. То есть россияне стали не только больше ездить в Швейцарию, но и остаются на более долгий срок».

В заключение отметим Эстонию, которая удивляет нас второй год подряд. В 2003 году страна сделал резкий рывок вперед, прибавив сразу 400%. А в 2004 выезд туда снизился в два раза. Директор компании «Интерцентр Альфа» Наталья Федорова объясняет это несколькими причинами. Спрос может сдерживаться соотношением евро к доллару: эстонская крона традиционно была привязана к немецкой марке, и сейчас в стране все цены указываются в евро. Вообще эстонские курорты минимум в два раза дороже соседних прибалтийских. Кроме того, у России и Эстонии слабое транспортное сообщение: Из Москвы ходит только один поезд, а их Петербурга состав на Таллинн вообще отменили. Самолет же резко повышает стоимость тура. Эстонская виза, после того как отменили срочную, оформляется семь дней, что тоже не способствует интересу к этому направлению. И, наконец, есть еще причина: в летнем турпотоке в Эстонию доля россиян невелика, и все гостиницы продаются, прежде всего, скандинавским операторам.

Туризму нужны новые законы. Но не только

В Совете Федерации состоялся круглый стол «Совершенствование законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма». В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Госдумы, различных министерств и ведомств, отраслевых общественных организаций и турбизнеса, сообщает RBC-daily.

Вели заседание председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов и член Совета Федерации, глава подкомитета СФ по туризму Людмила Нарусова. С докладом о состоянии и перспективах развития законодательной базы в сфере туризма в Российской Федерации выступил директор научного центра РАН Марат Амирханов, сделавший акцент на необходимости государственной поддержки внутреннего туризма.

«Нам необходимо создать надежное правовое обеспечение, упорядочить отношения участников рынка», – заявил Виктор Шудегов. В частности, законодательство о туристической деятельности регулирует работу участников рынка, но не производителей услуг, то есть гостиниц, санаторно-курортных организаций. Г-н Шудегов сообщил, что подготовлены поправки к закону "Об основах туристской деятельности", направленные на устранение вышеназванных недостатков. Он призвал участников слушаний дать свою оценку ситуации в туристическом секторе и высказать предложения по активизации туризма в РФ.

Марат Амирханов рассказал об основных направлениях государственной политики в РФ в области туризма. Он счел недопустимой ситуацию, когда все "пущено на самотек" и свернута реализация государственной федеральной целевой программы в области туризма. Туризм России нужен, как особый сектор экономики, где создаются новые рабочие места. Г-н Амирханов отметил, что этот бизнес особо актуален для южных регионов России, где высокий уровень безработицы. Поэтому, сделал вывод докладчик, акцент в государственной политики должен быть сделан на развитие внутреннего туризма, на территории Российской Федерации. Это вопрос и социальный и экономический. В 2004 году, по данным докладчика, дисбаланс в пользу выездного туризма составил $8,5 млрд.

«Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, и весь потенциал, который есть в России, может быть использован, но это во многом зависит от государственного регулирования сферы, – сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. – Мы же видим, как хорошо развиваются регионы, где во главу угла поставлено развитие туристического потенциала».

Г-н Барзыкин также отметил, что сегодня рынку нужна не только защита, но и другой формат деятельности. По его словам, в новом законодательстве должны быть отражены разграничение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации, правовое положение общественных структур, которое позволит развивать саморегулируемые организации, а также общие принципы господдержки отрасли. «Сейчас это ставки субсидирования, льготы, но они должны быть унифицированы и закреплены в законе», – подчеркнул Юрий Барзыкин.

Также в новом законодательстве должны быть положения о разделении ответственности турагентов и туроператоров, гражданско-правовых спорах с привлечением общественных организаций, правовом режиме использования туристических ресурсов. Кроме того, по словам депутата, на этот год помимо принятия новой редакции профильного закона запланировано введение фингарантий (пока – как дополнение к лицензированию), разработка предложений в рамках проекта об особых экономических зонах и федеральной целевой программы по развитию туризма до 2015 г. В ней, по словам Юрия Барзыкина, должно быть предусмотрено финансирование для развития регионального туризма.

Практически все выступления в рамках круглого стола так или иначе касались внутреннего туризма. Вспомнили даже пресловутые «извивы» цен, при которых отдых в Подмосковье дороже, чем в Турции. Тем более что в ближайшее время, на взгляд экспертов, может сложиться ситуация, когда люди вновь начнут выбирать отдых за рубежом. «Нам кажется нецелесообразным сводить проблему развития внутреннего и въездного туризма к совершенствованию правовой базы и введению финансовых гарантий, – заявил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. – Вопрос защиты прав потребителей далеко не единственный, который необходимо решать». Г-н Шпилько рассказал, что сейчас РСТ заканчивает опрос туроператоров, принимающих туристов в России. Большинство респондентов отмечают в качестве негативных факторов рост цен на услуги, входящие в турпакет. Если на выездных направлениях они выросли на 5-10% за год, то на внутреннем рынке – на 19-20%.

Результатом этого может стать перераспределение турпотоков в пользу выездных направлений, а на внутренних курортах – в пользу частного сектора. Кроме того, г-н Шпилько отметил неэффективное привлечение инвестиций, не позволяющее активно развивать необходимую инфраструктуру. «Эти вопросы – в прямой компетенции государства, и решить их можно, приняв соответствующие подзаконные акты, – отметил президент РСТ. – Хотелось бы, чтобы, утверждая эти документы, власти не принимали политическое решение, а учитывали существующую ситуацию на рынке».

Raffles Best Agent 2005

Компания «Намен» - генеральный представитель отелей Raffles International Hotels & Resorts в России и на Украине – объявила конкурс Raffles Best Agent 2005. Его цель – выявить лучших партнеров по продаже услуг сети.

Номинации конкурса: «Лучший агент», «Лучшее агентство», «Самая успешная продажа отелей Raffles International в Европе», «Самая успешная продажа отелей Raffles International в ЮВА и Америке».

Конкурс начался 1 февраля и продлится до 1 сентября 2005 года. Главный приз - неделя на двоих в одном из отелей Raffles International в Европе, а также перелет авиакомпанией Lufthansa - будет вручен победителю в октябре на торжественном вечере в Москве, в Swissotel Krasnye Holmy. На церемонию будут приглашены все компании, принимавшие активное участие в конкурсе.

Для участия достаточно отправлять информацию о подтвержденных бронированиях отелей сети Raffles International по адресу bestagent@namen.ru. Более подробная информация о конкурсе - на сайтее www.namen.ru

Совмещаем Mitt-2005 с повышением квалификации

Центр подготовки кадров «Туриндустрия» с 25 по 27 февраля провел курс повышения квалификации для работников туристской отрасли. Участниками программы «Психология и технология эффективных продаж турпродукта» стали сотрудники компании «Солвекс», «Агентство на Цветном бульваре», «Ола-Тур», «КМП-групп», «Интерс», «Аврора Интур», «Эльф-СПб»,«Соцздрав».

По мнению руководителя отдела по работе с агентствами компании «Солвекс» Лидии Васильевой, курсы повышения квалификации, проводимые ЦПК «Туриндустрия», своевременны и крайне необходимой: «В течение нескольких лет мы направляли своих менеджеров на обучение и будем делать это в дальнейшем, так как видим реальные результаты».

Как рассказал корреспонденту RATA-news директор ЦПК Кирилл Кружалин, программа прошла очень удачно: «Группа подобралась сильная и профессиональная. Это накладывает на нас особую ответственность и является настоящей проверкой качества обучения. От компании "КМП-групп" курс прослушали сразу 5 сотрудников, от «Авроры Интур» - 2. Уже традиционно мы обучаем менеджеров компании «Солвекс». Наши преподаватели Александр Каминский и Владимир Золотарев стараются сделать все возможное, чтобы слушатели получили знания и навыки, которые реально повысят их профессиональный уровень».

После проведенного курса в ЦПК поступают заявки от фирм, прошедших обучение в этом и прошлых годах. Идет набор в группы на середину марта. По просьбе региональных компаний в дни работы Mitt-2005 - 25, 26, 27 марта - пройдет курс, ориентированный на представителей фирм, приехавших на выставку. А уже с 1 марта преподаватели Цента проводят курс повышения квалификации для турфирм Тюмени.

С программой курса можно ознакомиться на сайте Центраhttp://www.tourindustry.ru/1.html.

Заявки принимаются по адресуtouredu@mail.ru(укажите Ф.И.О. участника, должность, название компании, телефоны, является ли компания членом РСТ).

Получить дополнительную информацию можно по телефону (095) 506-88-86.

Туристическая сеть «Сибири» отмечает 5-летие

Пять лет назад открылись первые филиалы туристического агентства авиакомпании "Сибирь" в Кемерове, Барнауле и Томске. Сегодня туристическая сеть "Сибири" насчитывает три самостоятельных турагентства и пять филиалов.

Региональная туристическая сеть "Сибири" охватывает шесть городов Западной Сибири с головным офисом в Новосибирске. К уже названным городам добавились Новокузнецк и Омск, а филиалы в Москве и Иркутске преобразованы в самостоятельные турагентства авиакомпании.

«Авиаперевозки тесно связаны с туристической отраслью, поэтому многие авиакомпании в мире организуют собственные туристические офисы, - отмечает советник авиакомпании "Сибирь" по вопросам туризма Владимир Гаврилов. - Но наша сеть уникальна для России своим долголетием, разветвлённостью и географическим охватом, что даёт нам возможность максимально приблизить свои услуги к клиентам». (RIA-sibir.ru)