Сколько надо потратить, чтобы привлечь туристов на глобальном конкурентном рынке?
В 2019 году Турцию посетило 51 млн туристов, а доходы от туризма составили $34 млрд. Турция, По словам министра культуры и туризма Нури Эрсоя, страна планирует в 2020 году принять 58 млн иностранных граждан и увеличить доходы от этой отрасли до $40 млрд, а к 2023 году довести въездной турпоток до 75 млн человек.
Для достижения этих целей власти Турции серьезно наращивают бюджет на продвижение страны. в 2018 году на презентацию туристического потенциала было выделено $18 млн, в 2019 году сумму довели до $75 млн. В 2020 году она вырастет уже до $180 млн, в 2021 – до $200 млн, в 2022 – до $210 млн, а в 2023 – до $220 млн.
По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, эти данные – информация к размышлению. «Интересно посчитать, сколько Турция собирается тратить на привлечение одного нового туриста. Предположим, что весь бюджет рекламы в 2020 году, то есть $180 млн, пойдет только на новых туристов, то есть на 7 млн человек. Получается по $25,7 на человека», – пояснил он RATA-news. В реальности, полагает эксперт, часть прироста потока в силу инерции рынков достается бесплатно, а новые туристы обходятся дороже.
Траты серьезные, особенно, учитывая, что Турция сейчас на подъеме и очень востребована. «Тем не менее, планируемые турецким правительством рекламные траты близки к цифре $30-40 на человека, которые обычно фигурируют при обсуждении российского въездного туризма в профессиональной среде, – заметил г-н Ромашкин. – Дешевле привлечь туристов на конкурентном глобальном рынке сейчас невозможно. Пока Россия тратит, вероятно, в десятки раз меньше».
Кстати, нам не удалось найти в открытом доступе никаких данных о том, сколько в последние годы тратит Россия на продвижение своих туристических возможностей. Вместе с тем, г-н Ромашкин считает, что в стране на этот счет накоплен успешный опыт: «У нас достаточно кейсов по привлечению иностранных и российских туристов, но они как-то скрыты, и я не уверен, что обобщаются». В частности, надо везде приводить пример Приморского края, который смог довольно быстро и без чрезмерных затрат продвинуть регион и добиться увеличения въезда южнокорейских туристов более чем вдвое. Для этого власти региона привлекли авиакомпании, в том числе и корейские, которые прежде не работали в Приморье и вообще в России. В результате возникшей конкуренции цены на перелеты снизились, что и стимулировало въездной турпоток.
Однако традиционно власти регионов считают самым эффективным участие в ведущих российских и зарубежных выставках. Например, Алтайский край тратит большие средства на привлечение туристов из центральной части России и из-за рубежа, хотя гораздо более серьезную отдачу за меньшие деньги мог бы получить от продвижения в соседних регионах, так как именно оттуда едет 80% всех туристов.
«Очень важно понимать, откуда, кто и зачем едет в конкретный регион», – заметил г-н Ромашкин. Вот бывший мэр Сочи пытался привлечь в город китайских туристов. Но это изначально было обречено на провал, так как у китайцев нет культуры купания в море. «Сама эта традиция – европейская, и возродилась она не так давно, не более 100 лет назад, – заметил эксперт. – Китайцы к ней еще не подтянулись. Они едут за рубеж на известные бренды. Не говоря уже о том, что морских курортов у китайцев поблизости в изобилии, так что Сочи вряд ли их мог заинтересовать».
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»