В рамках Inwetex прошла дискуссия о путях развития MICE индустрии
В рамках 17-й Международной выставки Inwetex – Cis Travel Market прошла конференция «MICE: инновационная индустрия в экономическом пространстве Северо-Запада России», организованная Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии, Гуманитарным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, РЕСТЭК Events, ННИУ «Выставочный научно-исследовательский центр», при поддержке Балтийской международной бизнес-школы индустрии делового туризма.
В последние три года интерес к MICE-туризму или индустрии деловых встреч постоянно рос – количество компаний-участников выставок и конференций в Санкт-Петербурге составляет от 50 до 200 (без учета гостиниц). Понятно, что в кризис ситуация несколько осложнилась. В России многие игроки рынка делового туризма отмечают уход большинства крупных конференций из центральных городов в регионы, а также в страны Прибалтики, что в первую очередь связано с ценообразованием. Сократилось количество участников мероприятий с 600-700 до 150-200 человек, в то же время возросло число мероприятий частного характера. В целом отрасль ощутила падение спроса примерно на 30-40%.
В Европе же в период кризиса 2008 года индустрия деловых встреч стала развиваться более интенсивно. По данным компании HorvatConsulting, в туристическом секторе это направление лидирует по экономическим показателям.
В настоящее время в Санкт-Петербурге ежегодно проводится около 250 выставочных и 600 деловых мероприятий различной направленности. Среди основных проблем развития отрасли в Санкт-Петербурге – отсутствие единого общегородского конгрессного бюро, что мешает завершению процесса формирования ее институционального строения. В связи с этим заместитель председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Анатолий Котов сообщил, что в настоящее время разрабатывается концепция по развитию конгрессной деятельности, которую планируют вынести на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга. Более того, Комитет готов к сотрудничеству с бизнесом, в том числе принимать конкретные предложения от туриндустрии с целью отражения их в данной концепции.
По мнению генерального директора компании «Мономакс» Александра Бойкова, наиболее сложный период в деловом секторе турбизнеса только наступает. Меняется политика финансирования государственных научных и исследовательских учреждений. Статьи, средства из которых идут на оплату регистрационных взносов участников конференций, командировочных, гостиниц серьезно сокращаются. Сокращают бюджеты и коммерческие структуры. Тем не менее, организаторы конгрессов рассматривают кризис, как мощный стимул, который заставляет пересмотреть свое положение и приоритеты, активно искать пути обновления, быть внимательнее к нуждам потребителей. Стратегически – это и развитие рынка, и развитие продукта.
С презентацией Центра инноваций и современных конгрессных технологий – «КБЦ «Петроконгресс» – выступила его генеральный директор Ирина Боброва. Новая уникальная площадка Санкт-Петербурга, предлагающая услуги организации и проведения конгрессных мероприятий на высоком международном уровне откроется в декабре 2009 года. Центр предлагает многофункциональный зал вместимостью до 300 человек, 17 конференц-залов и переговорных комнат с выделенной vip-зоной.
Начальник отдела туризма Комитета по туризму, спорту и молодежной политике Ленинградской области Татьяна Гаврилова в своем выступлении очень четко обозначила роль и место Ленинградской области на рынке MICE. Согласно мнению г-жи Гавриловой, Ленобласти незачем соперничать с Петербургом в части организации конгрессов, ее дело предложить рекреационные возможности.
Об инновациях в MICE образовании рассказала менеджер проекта EU Tempus Baltic MICE turism training Center Елена Васильева. По ее словам, MICE-технологии способствуют созданию инноваций путем формирования творческого мышления и активности у сотрудников компании в рамках корпоративных мероприятий.
Уже пять лет Государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича при поддержке СЗРО РСТ, представительства региона Стокгольм в Санкт-Петербурге и Международного Стокгольмского комплекса ведут разработку профессиональных образовательных программ для студентов и туроператоров по MICE-туризму. В результате этой деятельности в сентябре 2009 года в Санкт-Петербурге была учреждена Балтийская международная бизнес-школа индустрии деловых встреч. Её слушатели получают представление о международных и национальных тенденциях MICE-рынка, изучают теорию и технологии MICE, учатся проводить исследования и интерпретировать информацию на основе современных технологий.
Участники конференции высказали пожелание продолжить дискуссию и делать это на базе РСТ, накопившего богатый опыт в области поддержки делового туризма. Прозвучало также предложение организовать под эгидой РСТ некую систему образования, повышения квалификации. Участники конференции договорились в январе 2010 года в рамках выставки «Интурфест» продолжить разговор о путях развития MICE индустрии.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»