Ежедневная электронная газета
Самые достоверные новости турбизнеса
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------
РАТА-новости от 21.10.2009
Топ-менеджер турфирмы бесследно исчез во время путешествия на пароме Silja Line
Уже более четырех месяцев числится в розыске руководитель департамента Юго-Восточной Азии туроператора «Асент Трэвел Инт.» 36-летний Дмитрий Гора. Он бесследно исчез при невыясненных обстоятельствах, во время путешествия на пароме Silja Line Symphony из Стокгольма в Хельсинки с группой туристов. Меры, предпринятые полицией Финляндии и Швеции для поиска исчезнувшего человека, результатов не дали. При этом компания Silja Line отказалась предоставить для просмотра запись установленных на пароме видеокамер, объяснив семье Дмитрия и представителям российского консульства, что она испорчена.
13 июня Дмитрий Гора вместе с супругой и группой туристов сел на паром Silja Line Symphony, отправлявшийся по маршруту Стокгольм – Хельсинки. Около 2 часов в ночь на 14 июня Дмитрий сказал супруге, что пойдет купить воды. В каюту он не вернулся. Его вещи, документы, мобильный телефон были на месте. Не появился Дмитрий и у автобуса, ожидавшего группу по прибытии парома в Хельсинки, не пришел и на вокзал к моменту отправления поезда в Москву.
Ничего не дал и осмотр судна, включая машинное отделение и инженерные комнаты, а также помещения для автомобилей. Причем супругу Дмитрия Марию Гора и руководителя туристической группы долго не пускали на корабль, чтобы они могли поискать пропавшего человека. Тогда Мария обратилась за содействием в консульство России в Хельсинки. Третий секретарь посольства Николай Кокко принял самое живое участие в проблеме соотечественников и благодаря ему паром был осмотрен. Дипломат поехал с Марией в полицию, переводил, помогал, объяснял. Следователь составил протокол, взял фотографии, после чего пообещал дать все ориентировки и приметы в финскую, шведскую и даже в эстонскую полиции и держать родных в курсе расследования.
Довольно странная история произошла с видеозаписью камер, установленных на корабле. Казалось бы, с их помощью можно было понять, выходил ли исчезнувший человек на палубу в определенный промежуток времени, а также разобраться, где, с кем и когда он общался на пароме. Но в Silja Line ответили, что камер, установленных на открытых палубах нет вообще, они контролируют только входы-выходы на палубы. Также камеры установлены на внутренних палубах, но возможности он-лайн просмотра нет. На просьбу предоставить запись было сообщено, что на ее обработку уйдет два дня. На шестой день после происшествия, уже находясь в Москве, Мария Гора с помощью российских дипломатов в Хельсинки получила информацию, что в видеозаписи произошел технический сбой, картинки настолько размыты, что не представляется возможности вообще что-либо на них увидеть. С тех пор – более четырех месяцев! – больше никаких сведений от полиции Финляндии не поступало.
По просьбе генерального директора компании «Асент Трэвел» Игоря Козлова президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько обратился за помощью в МИД России. «Только благодаря этому нам удалось узнать через сотрудников посольства России, что дело не закрыто, отдел преступлений против личности полицейского управления Хельсинки ведет расследование в связи с исчезновением нашего сотрудника. Но сама полиция, по-прежнему, никакой информации не предоставляет», – говорит Игорь Козлов.
Исчезновение человека на популярном судне и раскрученном маршруте, несомненно, подрывает репутацию компании Silja Line. А нежелание полиции Финляндии давать информацию о ходе расследования и вообще вступать в контакт с семьей и коллегами Дмитрия Горы вызывает серьезные сомнения в безопасности этого туристического направления. Компания «Асент» поставила в известность о происшедшем московское представительство VisitFinland. Его сотрудники передали письмо в посольство Финляндии в Москве и руководству Центра по развитию туризма Финляндии. Знают о происшествии и в представительстве Silja Line в России. Российский союз туриндустрии обратился туда через петербургских туроператоров, работающих с этой компанией, но никакого встречного движения не последовало.
Что случилось с Дмитрием Гора на пароме Silja Line Symphony в ночь с 13 на 14 июня? Упал за борт в открытом море? Но на открытых палубах высокие ограждения, даже при росте 183 см Дмитрию они были по грудь. Ему «помогли» упасть? Но мог ли такой инцидент остаться абсолютно незамеченным? Или на судне произошло что-то другое? Почему полиция Хельсинки не опрашивает пассажиров, находившихся в ту ночь на пароме? Что скрывает компания Silja Line, утверждая, что судовая видеозапись утрачена?
В ГУВД Москвы Марии Гора в открытии уголовного дела отказали. Ее обращение в прокуратуру также ни к чему не привело: полномочий по розыску на территории другой страны они не имеют.
«Полагаю, мы сделали все возможное, чтобы сдвинуть с места этот ком вопросов и загадок. Мария обращалась даже в финский Красный Крест. Мы достаточно долго ждали хоть каких-нибудь результатов. Нам остается только вынести происшедшее в средства массовой информации, – говорит Игорь Козлов. – Дмитрий Гора – известный в туризме человек, всю жизнь работает в отрасли, руководил отделами в компании «Турбюро Москва», потом в «Асент Трэвел», активно сотрудничал с Финляндией. Он выступал экспертом во всех ведущих туристических изданиях, преподавал туризм в МГПИ им. Ленина. Но дело даже не в этом. На территории Финляндии пропал человек, гражданин нашей страны. Мы не верим, что невозможно хоть что-то узнать о его судьбе».
«Асент трэвел» не открывает вакансию руководителя отдела ЮВА. Обязанности Дмитрия разделили его подчиненные. И весь коллектив надеется на возвращение коллеги.
Мария Гора тоже работает в туризме и воспитывает пятилетнюю дочь.
Сергей Шпилько: «Гостеприимство навязать нельзя»
Прошедший в Санкт-Петербурге XII съезд Российского союза туриндустрии завершил очередной этап в работе самого крупного в отрасли предпринимательского объединения. Президентом РСТ вновь, уже в 15-й раз, единогласно избран Сергей Шпилько(фото). О настроении рынка, о проблемах турбизнеса и о планах союза Сергей Павлович рассказал в интервью RATA-news.
- Сергей Павлович, только что прошел съезд РСТ. Каково настроение представителей отрасли в различных регионах, учитывая все особенности нынешнего момента? И вообще, какое у Вас осталось ощущение?
- Судя по выступлениям делегатов с трибуны съезда и по общению в кулуарах, настроение у игроков рынка не пораженческое. Хотя было немало критики в адрес новых размеров финансового обеспечения, в том числе на заседании Комиссии Северо-Западного отделения РСТ по въездному туризму. Хотя то, что фингарантии на въезд хотя бы не повысились, было отмечено как положительный факт. Вопрос стоял так: за что платим, если нет страховых случаев. То же говорили и многие регионы в отношении уже всей системы фингарантий в сфере международного туризма. Складывается впечатление, что в десятках субъектов РФ за время действия фингарантий страховых выплат либо не было вообще, либо они носили единичный характер и суммы были небольшие.
Впрочем, беспокоят участников рынка и другие проблемы. Например, срыв детских каникул в смысле выезда за рубеж школьных групп, хронический демпинг на ряде направлений, высокая стоимость перевозки, которая, в частности, сдерживает развитие внутреннего туризма. Размеры тарифов страхования ответственности туроператоров особенно волнуют региональные компании. Загородные объекты размещения беспокоятся по поводу увеличения налога на землю после перехода на ее кадастровую оценку. Гадает бизнес, во что ему обойдутся обязательные мероприятия по защите персональных данных, вступающие в силу с 1 января будущего года, и как быть с хакерскими атаками, жертвами которых все чаще становятся интернет-ресурсы крупных туроператоров.
Проблема снижения объемов продаж тоже обсуждалась: спад наблюдается почти везде, за исключением тех объектов и продуктов, на которые до кризиса в высокий сезон спрос значительно превышал предложение. Например, на ведущие здравницы. Удержали турпоток и страны, где гостиницы вовремя снизили цены, а власти стимулировали турпоток с помощью либерализации визового режима и иных преференций. Динамика и оценки снижения рынка приводились разные. По данным сети МГП, например, спрос упал на 10-15%, а не на 30-40%, как считается в среднем по рынку. Впрочем, здесь надо учитывать возможность перераспределения продаж в пользу более сильных игроков, у них и цифры получаются оптимистичней. Большинство выступающих говорили о том, что в августе, сентябре и октябре спрос стабилизировался и появились первые признаки оживления ситуации на корпоративном рынке.
Что касается РСТ, то съезд оценил его работу, как удовлетворительную. По мнению делегатов, свою миссию Союз выполняет, хотя есть немало резервов повышения эффективности работы. А по поводу ощущений – благодарен всем, кто в это непростое время нашел силы и время участвовать в работе съезда. Признателен за поддержку администрации Санкт-Петербурга, отдельная благодарность Северо-Западному региональному отделению РСТ, на которое легла основная нагрузка по проведению съезда. Назову официальных партнеров и спонсоров съезда: ГТК «Россия», пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад», Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, ООО «Петра», «Аккорд ТТ», «ТурЭкспертСервис Северо-Запад», «Санкт-Петербург Экспресс», Eventconcept, 122 МСЧ, отели «Амбассадор» и «Азимут», турфирмы «Мир», «Ника», «Балтик Тревел Компани» и «Арктур Тревел».
- То есть с организационной точки зрения мероприятие удалось?
- Думаю, за последние годы это был самый представительный туристический форум. Пленарное заседание в актовом зале Смольного, прием в Петропавловской крепости от имени губернатора Санкт-Петербурга, отличное размещение, бесплатный перелет для региональных членов РСТ из тех городов, куда летает ГТК «Россия». Всего для участия в съезде зарегистрировались 539 делегатов и 79 гостей. Накануне, 12 октября, в гостинице «Амбассадор» прошло совместное заседание Правления и Регионального совета РСТ, в котором приняли участие более 100 представителей туриндустрии из более 20 регионов страны. А на следующей день после съезда началась ознакомительная программа для туроператоров и агентств по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, открылась крупнейшая на Северо-Западе международная туристическая выставка Inwetex – Cis Travel Market. В рамках выставки прошла международная конференция по подготовке кадров для туриндустрии, состоялись расширенные заседания комиссий РСТ по автобусному и въездному туризму. Все очень четко, конкретно, по-деловому.
- Что было решено на съезде и какие задачи ставит перед собой РСТ на ближайшее время?
- Во-первых, на съезде обычно решаются организационные вопросы: выборы нового состава руководящих органов, размеров членских взносов и другие. Во-вторых, это место и время для сбора наказов самому союзу с точки зрения его дальнейшей работы. В частности, съезд единогласно поддержал необходимость внесения в федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» поправок, касающихся наделения субъектов РФ полномочиями по развитию туризма с соответствующим финансированием. Кроме того, состоялось серьезное обсуждение ключевых вопросов развития отрасли, поднятых в отчетном докладе.
Участники съезда, в частности, выразили поддержку позиции РСТ в отношении механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров, занятую Союзом в ходе внесения изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». По мнению РСТ, закон вообще нуждается в комплексной переработке с учетом накопленного опыта применения финансовых гарантий.
С каждым годом возрастает административно-финансовая нагрузка на бизнес. Не успели перейти на новые размеры фингарантий, а впереди уже расходы на проведение мероприятий по защите персональных данных в соответствии с законом 152-ФЗ «О защите персональных данных». Добавьте к этому плату за публичное исполнение авторских произведений в гостиничных номерах и каютах круизных судов, налоги. А что творится в регионах с налогом на землю после перехода на кадастровую ее оценку! Если этот налог будет так расти, неизбежен массированный вывод из оборота рекреационных земель и их дальнейшая распродажа под коттеджную застройку и другие цели. В общем, надо «тормозить» все, что ведет к увеличению «непроизводственных расходов» туриндустрии, потому как практика показывает: если вовремя этими вопросами не заняться, аппетиты контролирующих органов и уполномоченных структур могут зайти слишком далеко. Это не значит, что мы будем откладывать в долгий ящик вопросы саморегулирования, изменений в законодательстве, совершенствования подготовки кадров, квалификация которых играет все большую роль в конкурентной борьбе на рынке. Мы этим занимаемся постоянно, но решение их требует больше времени и согласований.
Подобных вопросов в отчетном докладе поднималось много. И еще больше добавилось после выступлений делегатов съезда. Собственно, как сказано в докладе, надо делать отдельные подпрограммы развития по каждому виду или хотя бы по основным видам туризма плюс региональные программы. Тогда в концепции и федеральной программе развития внутреннего и въездного туризма найдут свое отражение действительно актуальные проблемы отрасли.
- Что вы подразумеваете под комплексной переработкой закона «Об основах туристской деятельности»?
- Комплексная переработка закона означает внесение в него изменений, которые касались бы не только сумм финансового обеспечения, но и механизмов действия фингарантий, понятийного аппарата, всего комплекса правоотношений, возникающих на различных этапах создания, продвижения и реализации турпродукта, в том числе между туроператорами и агентствами, продавцами турпродукта и клиентами и т.д. Необходимо узаконить более адекватный баланс прав и ответственности участников рынка. А то сейчас, что бы в мире ни происходило – цунами, эпидемии, массовые волнения в той или иной стране, крайними оказываются туроператоры, а то и турагентства.
Вопросы страхования в сфере туризма, по уму, надо вообще выносить в отдельный закон. Это работа не на один день, и ее надо делать вместе с Минспорттуризмом и депутатами. Иначе замучаешься согласовывать авторские наработки. А потом, мне кажется, рынку было бы неплохо год-другой отдохнуть от чехарды законов. Не считая, конечно, необходимости решения таких вопиющих проблем, как фиктивность, по сути, страхования ответственности туроператоров в сфере въездного туризма и других подобных «ноу-хау» регуляторов предпринимательской деятельности.
- Но решение многих перечисленных вопросов зависит не только от РСТ.
- И не только от Минспорттуризма и Ростуризма. Решение большинства наиболее сложных проблем отрасли находится в ведении других министерств и ведомств: Минтранса, МИДа, Минэкономразвития, Минфина и др. Вот и надо с ними работать сообща. И у нас есть такой опыт. Это касается и истории с поправками в закон «Об основах туристской деятельности», в работе по которым мы тесно взаимодействовали с Минспорттуризмом, Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития. И принятых изменений в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», упростивших процедуру регистрации иностранцев в гостиницах. И поправок в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которым режим безвизового 72-часового пребывания был распространен на туристов, прибывающих в страну на морских паромах. Сейчас мы плотно работаем с Росохранкультурой по вопросу сборов за публичное исполнение авторских произведений в гостиницах, с Росграницей – по ситуации на погранпереходах, сотрудничаем с ФАС, Минрегионом, депутатами Госдумы и Совета Федерации, региональными администрациями и органами управления туризмом.
- Что Вы думаете по поводу создания саморегулируемых организаций в туризме?
- Вопрос этот на съезде обсуждался. Мы – за развитие саморегулирования, в том числе в самом РСТ. Но превращать полностью Союз в СРО пока не спешим. Надо понять, каков будет реальный механизм взаимодействия СРО с госорганами, смогут ли они действительно отстаивать права предпринимателей. И мы, конечно, против идеи навязывания обязательного членства участников того или иного сегмента туристического рынка в одной саморегулируемой организации. В нынешних условиях это открывает слишком большие возможности для административного произвола в самой СРО или по отношению к ней со стороны органов власти. Поэтому РСТ готов поддержать процесс создания СРО и на федеральном, и на региональном уровнях. И пусть их будет достаточно для того, чтобы туроператоры, турагентства, гостиницы и другие участники рынка могли выбирать, что им больше подходит. Важно, чтобы процесс создания СРО шел снизу, а не навязывался сверху. И чтобы инициаторы создания СРО отчетливо понимали, какие потребуются на его поддержку затраты и чем конкретно организация будет заниматься.
- А что вы можете сказать по поводу текущих проблем РСТ?
- Главная из них – стать более полезной организацией для каждого ее члена. Пока мы больше работаем, как «пожарная команда» в случае возникновения конфликтных ситуаций, как консалтинговый центр, обеспечиваем взаимодействие с госорганами власти, СМИ и т. д. Но когда при подготовке к съезду мы начали заниматься планом мероприятий на следующий год, поняли одну важную вещь. С учетом той работы, которая проводится в региональных отделениях и входящих в Союз ассоциациях, серьезные мероприятия с участием РСТ проходят чуть ли не каждый день. Решаются конкретные задачи, поднимаются важные вопросы, направляются письма в разные инстанции, наиболее актуальные проблемы освещаются средствами массовой информации. То есть ведется огромная работа, которой необходимо придать более системный и планомерный характер, в том числе в рамках общего информационного пространства. У нас уже есть несколько серьезных интернет-площадок – RATA-news, Санкуртур, Реестр турагентств и др. Начал работать основной портал РСТ http://www.rustourunion.ru/, который призван стать основным инструментом продвижения входящих в Союз компаний и обратной связи с отраслью.
- РСТ часто позиционируют как союз малого и среднего бизнеса. Вы с этим согласны?
- В той степени, в которой малый и средний бизнес по количеству предприятий объективно преобладает в отрасли. Хотя и бренды первой величины в наших рядах тоже представлены – посмотрите каталог. Просто мы считаем, что шанс найти свое место на рынке должен быть у любого добросовестного участника. И решать, какое это место, должен сам рынок, а не несколько его участников и, тем более, не чиновники. Так устроена туриндустрия большинства развитых стран. И Россия не должна в этом смысле быть исключением. Иначе серьезных позиций нам на мировом туристическом рынке не видать. Ведь речь идет о конкуренции в сфере услуг гостеприимства. А гостеприимство навязать нельзя.
Да и нельзя судить о бизнесе только по объемам продаж. Настоящее лидерство определяется совокупностью показателей, характеризующих в том числе финансовую устойчивость компании. Это и норма прибыли, и кредитная история, и доля репиторов в клиентуре, технологичность и т.д. Причем касается это не только туроператоров, но и агентств, гостиниц, санаториев. И в этом смысле костяк РСТ составляют действительно лидеры отечественной туриндустрии.
Росграницей приняты первые 9 автомобильных пунктов пропуска
Государственное имущество 9 автомобильных пунктов пропуска через государственную границу, ранее находившихся на балансе Федеральной таможенной службы России, переданы Росгранице на праве оперативного управления. По состоянию на 19.10.2009 года Росгранице переданы шесть автомобильных пунктов пропуска в Калининградской области и три в Курской области.
В настоящее время в Росимущество переданы документы еще по 44-м автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации. Непосредственно имуществом пунктов пропуска будет управлять ФГУ Росгранстрой – Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Распоряжениями Территориального управления Росимущества по Калининградской области №№ 1003-р и 1004-р от 14.10.2009 г. за ФГУ Росгранстрой закреплено на праве оперативного управления государственное имущество автомобильных пунктов пропуска – МАПП Советск, Пограничный, Багратионовск, Гусев, Мамоново, Морское.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Курской области № 01-01-03/432 от 16.10.2009 г. за ФГУ Росгранстрой закреплено на праве оперативного управления государственное имущество автомобильных пунктов пропуска – МАПП Крупец, Суджа, Теткино.
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) образовано в 2007 году и является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.
Финансирование обустройства пунктов пропуска осуществляется за счет средств предусмотренных ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)». Государственным заказчиком-координатором является Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница).
Thomas Cook нацелился на Россию и Китай
В настоящий момент компания Thomas Cook находится в завершающей стадии переговоров о приобретении бизнеса в Китае и России. Глава компании Мэнни Фонтенла-Новоа заявил, что в России сделка близка к завершению после нескольких месяцев серьезных поисков достойного партнера. Он также сказал, что рассчитывает подписать соглашение о покупке в Китае в первом квартале 2010 года, сообщает Tourism-Review.
Руководитель Thomas Cook не называет туроператоров, в которых заинтересован, но подтвердил, что обе сделки позволят компании получить главный пакет акций, предложив настоящим владельцам схему «выплаты по результатам» на ближайшие два-три года (способ покупки, при котором цена компании зависит от ее будущей прибыльности).
Г-н Фонтенла-Новоа сказал, что особенно рад возможности предложить россиянам, которые часто отдыхают в Турции и Египте, туры своей компании на этих направлениях, являющихся ключевыми для Thomas Cook.
Эти комментарии Мэнни Фонтенла-Новоа сделал, когда представлял окончательный вариант коммерческих корректировок компании Thomas Cook. В нем говорится, что рынок Великобритании работает достаточно эффективно, объем бронирований снизился на 10%, что соответствует и сокращениям емкости рынка. (Дарья Александрова, специально для RATA-news)
В рамках Inwetex прошла дискуссия о путях развития MICE индустрии
В рамках 17-й Международной выставки Inwetex – Cis Travel Market прошла конференция «MICE: инновационная индустрия в экономическом пространстве Северо-Запада России», организованная Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии, Гуманитарным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, РЕСТЭК Events, ННИУ «Выставочный научно-исследовательский центр», при поддержке Балтийской международной бизнес-школы индустрии делового туризма.
В последние три года интерес к MICE-туризму или индустрии деловых встреч постоянно рос – количество компаний-участников выставок и конференций в Санкт-Петербурге составляет от 50 до 200 (без учета гостиниц). Понятно, что в кризис ситуация несколько осложнилась. В России многие игроки рынка делового туризма отмечают уход большинства крупных конференций из центральных городов в регионы, а также в страны Прибалтики, что в первую очередь связано с ценообразованием. Сократилось количество участников мероприятий с 600-700 до 150-200 человек, в то же время возросло число мероприятий частного характера. В целом отрасль ощутила падение спроса примерно на 30-40%.
В Европе же в период кризиса 2008 года индустрия деловых встреч стала развиваться более интенсивно. По данным компании HorvatConsulting, в туристическом секторе это направление лидирует по экономическим показателям.
В настоящее время в Санкт-Петербурге ежегодно проводится около 250 выставочных и 600 деловых мероприятий различной направленности. Среди основных проблем развития отрасли в Санкт-Петербурге – отсутствие единого общегородского конгрессного бюро, что мешает завершению процесса формирования ее институционального строения. В связи с этим заместитель председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Анатолий Котов сообщил, что в настоящее время разрабатывается концепция по развитию конгрессной деятельности, которую планируют вынести на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга. Более того, Комитет готов к сотрудничеству с бизнесом, в том числе принимать конкретные предложения от туриндустрии с целью отражения их в данной концепции.
По мнению генерального директора компании «Мономакс» Александра Бойкова, наиболее сложный период в деловом секторе турбизнеса только наступает. Меняется политика финансирования государственных научных и исследовательских учреждений. Статьи, средства из которых идут на оплату регистрационных взносов участников конференций, командировочных, гостиниц серьезно сокращаются. Сокращают бюджеты и коммерческие структуры. Тем не менее, организаторы конгрессов рассматривают кризис, как мощный стимул, который заставляет пересмотреть свое положение и приоритеты, активно искать пути обновления, быть внимательнее к нуждам потребителей. Стратегически – это и развитие рынка, и развитие продукта.
С презентацией Центра инноваций и современных конгрессных технологий – «КБЦ «Петроконгресс» – выступила его генеральный директор Ирина Боброва. Новая уникальная площадка Санкт-Петербурга, предлагающая услуги организации и проведения конгрессных мероприятий на высоком международном уровне откроется в декабре 2009 года. Центр предлагает многофункциональный зал вместимостью до 300 человек, 17 конференц-залов и переговорных комнат с выделенной vip-зоной.
Начальник отдела туризма Комитета по туризму, спорту и молодежной политике Ленинградской области Татьяна Гаврилова в своем выступлении очень четко обозначила роль и место Ленинградской области на рынке MICE. Согласно мнению г-жи Гавриловой, Ленобласти незачем соперничать с Петербургом в части организации конгрессов, ее дело предложить рекреационные возможности.
Об инновациях в MICE образовании рассказала менеджер проекта EU Tempus Baltic MICE turism training Center Елена Васильева. По ее словам, MICE-технологии способствуют созданию инноваций путем формирования творческого мышления и активности у сотрудников компании в рамках корпоративных мероприятий.
Уже пять лет Государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича при поддержке СЗРО РСТ, представительства региона Стокгольм в Санкт-Петербурге и Международного Стокгольмского комплекса ведут разработку профессиональных образовательных программ для студентов и туроператоров по MICE-туризму. В результате этой деятельности в сентябре 2009 года в Санкт-Петербурге была учреждена Балтийская международная бизнес-школа индустрии деловых встреч. Её слушатели получают представление о международных и национальных тенденциях MICE-рынка, изучают теорию и технологии MICE, учатся проводить исследования и интерпретировать информацию на основе современных технологий.
Участники конференции высказали пожелание продолжить дискуссию и делать это на базе РСТ, накопившего богатый опыт в области поддержки делового туризма. Прозвучало также предложение организовать под эгидой РСТ некую систему образования, повышения квалификации. Участники конференции договорились в январе 2010 года в рамках выставки «Интурфест» продолжить разговор о путях развития MICE индустрии.
Обсуждаем концепцию развития внутреннего и въездного туризма
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности под председательством Юрия Барзыкина проводит очередное заседание. Будет обсуждаться концепция ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 г.г.)».
Заседание состоится 6 ноября в Малом зале Торгово-промышленной палаты РФ (ул. Ильинка, 6, комн. 324). Приглашаются туроператоры, представители органов управления туризмом, общественные организации, журналисты и другие заинтересованные лица.
Подтвердить участие необходимо до 3 ноября: (495) 620-04-45, факс 620-02-51, tomchak@tpprf.ru (Томчак Елена Владимировна, ответственный секретарь комитета).
Читайте свежий номер RATA-news Hotel&Resort
Вышел новый номер еженедельного приложения к газете RATA-news – Hotel&Resort. Напомним, что это совместный проект Российского союза туриндустрии и управляющей компании AMAKS Grand Hotels.
Читайте в номере:
Гибкие цены помогли сохранить российских клиентов в отелях Concorde;
Новые проекты российских управляющих компаний;
Ibis открыл 100-тысячный номер;
Знаменитый австралийский шеф дает гастроли в «Hilton Ленинградской»
Заказывайте каталог «Отели и санатории Республики Татарстан»
В Казани вышел в свет третий выпуск каталога «Отели и санатории Республики Татарстан-2009» («Гостеприимный Татарстан», фото). В издании принимали участие Ассоциация туристических агентств Татарстана, Туристско-информационный центр Казани и издательский дом «Мир без границ» при поддержке Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана.
В этом году помимо печатного варианта выпущена версия каталога на CD. Каждый объект размещения представлен фотографиями и подробной информацией на русском и английском языках. «Гостеприимный Татарстан» предлагается туроператорам по внутреннему и въездному туризму, отраслевым ассоциациям, национальным турофисам зарубежных стран в Москве. Основная часть каталога будет доступна специалистам турбизнеса на российских и международных выставках на стенде Татарстана и Казани.
Заказать бесплатную доставку каталога по России можно по телефону (843) 292-97-77 или по адресу atart@bk.ru
«Солвекс» оформляет своим туристам годовую визу в Болгарию
В преддверии горнолыжного сезона компания «Солвекс-Трэвэл» выходит на рынок с эксклюзивным предложением: туристы могут стать обладателями годовой болгарской визы, которая даст им возможность пребывать в Болгарии до 60 дней в течение каждого полугодия.
Получить многократное разрешение на въезд в Болгарию смогут туристы, бронирующие тур в компании «Солвекс», если в их паспорте уже есть хотя бы одна болгарская виза. Комплект необходимых документов аналогичен для получения обычной туристической визы.
Годовая виза открывает перед почитателями туристических достоинств Болгарии роскошные перспективы, позволяя им экономить то, что подчас стоит дороже всего – время и деньги. Единожды заплатив за мультивизу, которая, кстати, стоит столько же, сколько однократная, они могут за сезон пару раз съездить покататься на горных лыжах в Пампорово, Банско или Боровце. А потом еще и летом без лишних хлопот отправиться загорать на песчаные пляжи Черноморского побережья Болгарии.
В Австрии выпал снег. Период томительного ожидания для горнолыжников, сноубордистов и фристайлеров закончился. Австрийские горнолыжные курорты приглашают уже сейчас насладиться катанием (фото).
Первый, рассыпчатый снег в Австрии сигнализирует горнолыжникам и сноубордистам – быстрее доставайте снаряжение из чулана и отправляйтесь на склоны. Такой ранний обильный снег – настоящее зимнее чудо. В Планаи Шладминг, в Штирии, уже на этих выходных все пришло в движение. Сотни любителей зимних видов спорта смогли насладиться первыми спусками. Этот курорт известен тем, что здесь всегда особенно рано начинается зима. Самое раннее начало сезона в Планаи до сегодняшнего момента было отмечено 26 октября 2007 года, а в этом году это произошло на целых 10 дней раньше!
О прекрасном лыжном настроении снегопад позаботился и в тех регионах, где расположены ледники. В Туррахер Хое, что в Каринтии, сезон начался как никогда рано, здесь тоже начали кататься уже 16 октября. А в Мюльбах ам Хохкониг, что в Зальцбургском крае, первый подъемник начал свою работу 17 октября. Многие из тех, кто мечтал об этом, встали на лыжи.
Толщина снегового покрова на некоторых австрийских курортах – Туррахер Хое (Каринтия) 40 см, Планаи Шладминг (Штирия) 45 см, Мюльбах ам Хохкониг (Зальцбургский край) до 60 см.
«Ван Борк»: Австрия – гарантированные номера на Новый год
Новый год с компанией «Ван Борк» на горнолыжном курорте Целль-ам-Зее. Размещение в престижном отеле Salzburgerhof 5*: 2-12 января, Junior suite – 154 983 руб. (€3 490) на одного человека (проживание + HB) за весь период.
Перелет Москва – Инсбрук – Москва: тариф Austrian бизнес-класс от 55 000 руб. Перелет Москва – Зальцбург – Москва: тариф Lufthansa бизнес-класс от 55 000 руб.
Выставка ACTB’10 состоится с 24 по 26 января 2010 года в Вене в выставочном комлексе Austria Center Vienna. Зарегистрироваться на выставку могут сотрудники турфирм, активно работающие по направлению Австрия, а также странам центральной Европы.
ACTB (Austrian And Central European Travel Business) – совместный проект национальных туристических организаций Австрии, Венгрии, Словакии, Словении и Чехии, а также стран-участниц международного объединения «Дунай» (Германия, Хорватия, Сербия, Румыния и Республика Молдавия). Всего более 1000 партнеров.
Наряду с австрийским сектором, к услугам посетителей многонациональный раздел, представляющий туристические возможности Венгрии, Словакии, Словении и Чехии, и комбинированные программы. Ожидается широкая палитра предложений по горнолыжному отдыху, городским турам и турам в Дунайском регионе.
Дополнительно предлагаются претуры по Австрии и пост-туры в Чехию, Словению и Венгрию.
Стоимость участия (включая проживание, питание, вход на выставку и многое дургогое) – €300. Есть специальные предложения авиабилетов компании Austrian Airlines на прямые рейсы в Вену из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Екатеринбурга и Сочи.
Круизы «Три Америки» на лайнере премиум-класса Rotterdam стартуют 6 февраля,10 апреля и 23 октября 2010 года. На всех 15-дневных круизах на эти даты круизный центр «Нептун» организует русские группы.
Во время путешествия «Три Америки» из Сан-Диего можно увидеть доколумбовые цивилизации и памятники колониальной архитектуры, тростниковые индейские деревни на воде высокогорного озера Титикака и белые пляжи Мексиканской Ривьеры. Туристы посетят порты вдоль западного побережья Мексики, Гватемалы, Никарагуа, Панамы, Косты-Рики, Эквадора и Перу.
Можно заказать докруизный 6-дневный тур «Сан-Франциско – Лас-Вегас – Лос-Анжделес» и послекруизный 7-дневный тур «Империя инков».
Цены на 15-дневный круиз при двухместном размещении начинаются от $1499 (43 920 руб.), на 30-дневный – от $2999 (88 170 руб).
Награды круизных компаний от читателей журнала Conde Nast Traveller
На прошлой неделе в Нью-Йорке состоялась ежегодная церемония вручения наград лидерам международной туриндустрии на основании голосования читателей журнала Conde Nast Traveller. Эта награда считается одной из самых престижных в мире гостеприимства. Она отражает степень удовлетворенности услугами, с максимальным количеством в 100 баллов.
Анкета журнала предусматривает выбор всего самого лучшего, что только есть в мире туризма – от отелей и спа до аэропортов и авиакомпаний. Читателей просят проранжировать свой выбор по различным критериям – от сервиса до соответствия цены и качества. На основании ответов читателей рассчитывается средняя оценка по каждому критерию, и из этих оценок выводится средняя степень удовлетворенности (в %). По результатам всех этих оценок формируется список 100 лучших курортов, отелей, спа-комплексов, авиакомпаний и круизных компаний, в том числе.
В списке из 10 победителей среди круизных компаний в категории «Большие лайнеры» лидирует Cunard Line, получившая максимальную оценку за ночную жизнь и развлечения (93,91), сервис и персонал (92) и соответствие цены и качества (86,96).
Читатели журнала сочли Crystal Cruises лучшей компанией за декор и атмосферу на борту (89,97), Celebrity Cruises – за детские программы (90,91), а Holland America Line – за услуги на борту (90).
Итоговый список 10 лучших круизных компаний (цифры отражают уровень удовлетворенности):
«РВБ Алеан»: скидки за раннее бронирование новогоднего Подмосковья
Компания «РВБ Алеан» объявляет акцию по раннему бронированию новогодних и рождественских туров в Подмосковье. При бронировании и оплате туров до 1 ноября – комиссия турагентствам 15%. В акции участвуют объекты Подмосковья с гарантированными квотами.
«Фореста Тропикана» отель, даты заезда 30 декабря – 3 января, стоимость от 19 700 руб. с человека за заезд; даты заезда 3 – 10 января, стоимость от 19 600 руб. с человека за заезд.
«Фореста Фестиваль Парк» отель, даты заезда 30 декабря – 3 января, стоимость от 21 200 руб. с человека за заезд; даты заезда 3 декабря – 10 января, стоимость от 20 650 руб. с человека за заезд.
«Лесные поляны» пансионат, даты заезда 31 декабря – 4 января, стоимость от 16 300 руб. с человека за заезд; даты заезда 4 декабря – 9 января, стоимость от 15 тыс. руб. с человека за заезд.
«Яхонты» парк-отель, даты заезда 31 декабря – 3 января, стоимость от 19 350 руб. с человека за заезд; даты заезда 3 – 6 января, 6 – 10 января, стоимость от 12 420 руб. с человека за заезд.
С полным перечнем предложений можно ознакомиться на сайте www.alean.ru
«Ависта» расширяет субагентскую сеть по продаже авиабилетов
Ависта» является агентом крупнейшего национального перевозчика ОАО «Аэрофлот», аккредитована в ТКП и ИАТА.
«Ависта» приглашает турагентства к сотрудничеству по продаже авиабилетов на регулярные рейсы ведущих авиакомпаний и электронных железнодорожных билетов.
Заключение субагентского договора и подключение к системам бронирования Galileo, Sabre, Gabriel, Amadeus, «Сирена-Трэвел» дает возможность продавать авиабилеты и электронные железнодорожные билеты непосредственно в офисе турагентства.
Комиссионное вознаграждение выплачивается без уменьшения на сумму НДС.
Королевский сервис для гостей Paradisus Varadero и Paradisus Rio de Oro
В период кризиса необходимо делать все возможное для улучшения качества предлагаемых товаров и услуг, что особенно верно для индустрии туризма. В этой связи не кажется случайным, что престижная испанская гостиничная группа Sol Melia, лидер в Испании, Латинской Америке и странах Карибского региона, не сокращает расходы, а, напротив, осуществляет вложения в свои отели, в частности, на таком популярном для российского рынка направлении, как Куба.
Кубинское подразделение компании Sol Melia Cuba сообщает, что с конца этого года любители эксклюзивной уникальной концепции Royal Service смогут насладиться ею и в отелях Paradisus Varadero и Paradisus Rio de Oro. Напомним, гости, остановившие свой выбор на Royal Service, пользуются рядом неоспоримых преимуществ – услугами мажордома, ранним check-in и поздним check-out (при наличии свободных номеров), меню подушек, простыней и ароматов, туалетными принадлежностями класса люкс, персонифицированным мини-баром, банными халатом и тапочками, пляжными сумками, музыкальным диском от Sol Melia Cuba, правом приоритетного бронирования ресторанов и процедур СПА, приветственным и прощальным коктейлем (шампанское и влажные полотенца), приватными зонами для клиентов этой категории и многим другим.
«Музенидис Трэвел»: экскурсионная программа «Археа» начинается в Афинах
Компания «Музенидис Трэвел» предлагает уникальную экскурсионную программу «Археа» из Афин. «Археа» – от греческого слова arcaia, что означает «древность».
Афины – Дельфы – Метеоры – Фермопилы – Сунион – Эпидавр – Микены – Нафплион – Коринф – Немея, а также круиз по островам Саронического залива и другие увлекательные экскурсии.
Стоимость – от 15400 рублей на человека.
Круглогодичная «кольцевая» экскурсионная программа. Возможность присоединения к группе в любую дату вылета на продолжительность от 3 до 8 дней.
Гарантированные заезды. На заявки от 1 человека. Отели 3*-4*.
Специальное предложение для сотрудников турагентств «Съезди сам и получи деньги обратно!» – за каждого туриста компенсация в €20 к стандартной комиссии.
Крит встретил лидеров продаж сети отелей Aldemar Hotels & Spa
С 11 по 18 октября в отеле Aldemar Royal Mare (фото) на Крите состоялся Aldemar Sunny Time Top Tour. Его участники – российские туристические агентства (из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону) члены бонусной программы Sunny Time, показавшие лучшие результаты по продажам отелей сети Aldemar в сезоне-2009.
Эта неделя стала подарком и благодарностью за прекрасное сотрудничество. Отдых был дополнен процедурами в центре Талассотерапии, тематическими ужинами в разных ресторанах Aldemar отелей Крита, экскурсиями по острову по нестандартным маршрутам, показом мод фирменной коллекции Aldemar Shop, уроками танцев, ежедневными дискотеками в баре и ставшими традиционными для Aldemar играми в «Мафию». Полностью окунуться в атмосферу страны россиянам позволили бузуки, показавшие что такое «ночная жизнь по-гречески».
Aldemar приглашает туристические агентства зарегистрироваться в программе Sunny Time. Компания надеется на встречу с нынешними и новыми лидерами в 2010 году.
Людям всегда нравились истории о преступниках. Уникальный мексиканский музей рассказывает драматичные перипетии борьбы страны против наркокартелей. Музей открылся в 1985 году на седьмом этаже Министерства обороны Мексики, сообщает Tourism-Review.
Конечно, мексиканцы не хотели бы прославлять преступников, вовлеченных в процесс перевозки и распространения наркотиков. Музей наркотиков Мехико предназначен для военных и других официальных лиц, его основная задача – обучение персонала методам работы наркодилеров. Для публики экспозиция практически всегда закрыта.
В музее десять залов, в которых посетитель может познакомиться с борьбой против распространения наркотиков, а также с уникальными способами транспортировки наркотиков через границу, которыми пользуются изобретательные преступники. Среди экспонатов – автомобили с фальшивыми полами, рама картины Пресвятой Девы Гваделупы, набитая кокаином. Наркотики перевозились в людях, которых называют «человеко-мулами», в чучелах броненосцев. Наркодельцы очень умны, они часто пользуются ботинками с двойной подошвой, и даже пончики были приспособлены для преступных целей.
В одном из залов музея находится инсталляция, изображающая фермера охраняющего свой урожай на поле (легко догадаться, какие «сельскохозяйственные» угодья он так ревниво защищает). Другой зал демонстрирует, как наркокультура популяризировалась во многих голливудских фильмах о гангстерах. Здесь выставлены оружие, украшения, одежда, религиозные артефакты и другие личные вещи преступников. Например, один из экспонатов – кольт 45 калибра, украшенный рубинами и изумрудами, другой – кольт 38 с золотой рукояткой, есть еще покрытый золотом АК47. Уникальный экспонат – письмо в военное учреждение страны с угрозами и требованием оставить преступников в покое.
Наркотрафик – очень серьезная проблема Мексики. Несмотря на то, что президент страны Фелипе Кальдерон вел ожесточенную борьбу с наркокартелями, ожидаемых результатов эта война не принесла. Только в прошлом году около 5600 человек погибло из-за преступлений, связанных с наркотиками. По последним оценкам, как минимум 500 тыс. мексиканцев напрямую вовлечено в этот криминальный и смертельно опасный бизнес. (Дарья Александрова, специально для RATA-news)
Тенистые аллеи усадьбы Вихула
Центр развития туризма Enterprise Estonia организовал для московских и петербургских журналистов ознакомительную поездку по стране. Сегодня мы продолжаем рассказ об этом путешествии.
Бурная история Эстонии оставила потомкам весьма обширное наследство. Часть его – старинные замки, усадьбы и виллы. Многие сегодня отреставрированы, реконструированы и усовершенствованы в соответствии с запросами современных путешественников. Усадьбы Вихула и Палмсе – одни из них. Уникально само место их расположения – национальный парк Лахемаа, созданный в 1971 году и занимающий площадь более чем в 70 тыс. га на побережье Финского залива. Третья часть этого огромного пространства – море, две трети – лес с ягодами и грибами. Есть в парке и озера, где можно половить рыбку, и впечатляющие водопады, и прелестные источники с чистейшей водой, и глухие болота, и удивительно красивые растения, и разная живность – от скромных грызунов до медведей совсем не скромных размеров. В парке проложено множество специальных троп, по которым передвигаться можно либо пешком, либо на велосипеде, но никак не на машине.
Люди на территории, занимаемой ныне национальным парком, жили всегда. Как сообщается в сопроводительном тексте подаренной нам карты Лахемаа, «к началу летоисчисления здесь сформировались три центра заселения – Кахала, Палмсе и Вихула». Имения в Лахемаа появились еще в XV веке, а в XVIII-м здесь начали строить грандиозные барочные ансамбли, а затем, в XIX веке, они в угоду моде перестраивались уже в классическом стиле. Все это относится и к гостеприимно принявшим нас усадьбам или, если по-эстонски, мызам Палмсе и Вихула.
Мыза Вихула, первое письменное упоминание о ней относится к 1501 году. Большинство сегодняшних построек, а их сохранилось 26, относятся к веку XIX-му (фото).
Стоит усадьба на берегу живописного искусственного озера в окружении чудного парка, разбитого не в соответствии с канонами ландшафтного искусства, а в подчинении самому ландшафту (фото). Все очень романтично, немного таинственно и чуть грустно, как у Тургенева.
Показывавшая свои владения sales-менеджер Дина Киви, подвела нас к одиноко стоящему тополю и сказала, что ему больше двух сотен лет, и он наделен чудодейственной силой – нужно обнять шершавый ствол, прижаться к нему и шепотом перечислить все неприятности, от которых хотелось бы избавиться. Можно и не верить, конечно, но пусть останется хотя бы надежда на то, что существует все-таки возможность легкого решения всех проблем.
В парке проложено 7 км дорожек для пешего терренкура, велосипедных и конных прогулок. Среди деревьев прячутся Чертов мост (со своими легендами, как водится) и Башня поцелуев, в которой любят уединяться молодожены (фото).
Свадьбы в Вихуле проходят часто, может быть еще и потому, что в здешних лесах, как нам сказали, живет синяя птица счастья – маленькая пичужка с синим оперением и эстонским именем яаалинд (jaalind).
В усадебном СПА практикуют исключительно экологические процедуры – молочные ванны, медовые массажи… Есть свой яблоневый сад и пляж, находящийся в 4 км от усадьбы (фото).
Гости размещаются в 44 номерах, имеющих бесплатный интернет, спутниковое ТВ, мини-бар и сейф (фото).
Есть таверна «Ледяной погреб» и винный бар «Фон Шуберт». Кстати, местным фирменным напитком считается «бабушкин яблочный пирог». Почему так, не знаю, но про состав выяснила – крепчайший самогон, яблочный сок и корица.
Помимо свадеб усадьба готова принимать и бизнес делегации. Для работы им приготовлены конференц-залы, вмещающие до 120 человек. Банкеты можно проводить и в отдельно стоящем Пальмовом домике, и в небольшом Чайном домике (фото).
По словам Дины Киви, к Новому году и Рождеству разработаны праздничные программы, при составлении которых желания детей тоже учитывались. Г-жа Киви рассказала также, что среди зарубежных гостей основное место занимают немцы, итальянцы, финны и японцы. Россияне тоже приезжают, но пока еще в небольшом количестве, и проводят здесь в среднем два дня. (Любовь Булгакова, RATA-news. Фото автора и sales-службы усадьбы Вихула)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»