О преодолении кризиса на рынке делового туризма говорить рано
Прошлый год был действительно сложным для рынка делового туризма. Всем игрокам пришлось оперативно адаптироваться к новым условиям, которые диктовал им кризис. И не всегда это было просто. О том, как изменился рынок, позади ли уже трудности или ситуация продолжает усугубляться, мы беседуем с директором компании Nicko Travel Group Романом Гороховым (фото).
- Какие существенные изменения произошли на рынке делового туризма в 2009 году?
- Главным изменением стало значительное снижение объемов продаж - от 20% до 50% по сравнению с докризисным уровнем. Клиенты стали более чувствительны к ценам, что привело к сокращению расходов, в первую очередь, на высокомаржинальные услуги. Например, существенно снизилась доля креативной составляющей заказов. Сценарии стали не нужны. Заказчики сегодня ограничиваются минимальным пакетом самых необходимых услуг.
Одновременно компании переориентировались на проведение мероприятий в России. Если раньше заказчики стремились удивить своих сотрудников, клиентов и партнеров экзотическими направлениями, то в 2009 году единицы выезжали за пределы нашей страны, да и то, в основном, выбирали Турцию или Египет.
Еще одной тенденцией стало стремление клиентов работать с агентствами на условиях постоплаты, сроки поступления денег варьируются от 15 до 60 дней. В свою очередь, поставщики услуг - перевозчики, гостиницы, DMC - готовы предоставлять оптимальные условия для агентств и, соответственно, для самого клиента только в случае своевременной предоплаты. Получается замкнутый круг. Ситуация усугубляется еще и ужесточением административных требований со стороны заказчиков, в том числе к отчетной документации.
- Но, несмотря на это, многие сейчас говорят об успешном преодолении кризиса в сфере делового туризма. Действительно ли отрасль начинает оживать?
- Думаю, о преодолении кризиса говорить рано. В лучшем случае, наметилась некая стабилизация, что тоже в нынешних условиях можно считать успехом. Но характерные для прошлого года тенденции не сильно изменились в 2010 году. Одна из главных проблем заключается в том, что многие бюджеты на деловые поездки и мероприятия закладывались заказчиками еще в 2009 году, то есть были значительно урезаны ввиду кризиса. О существенном изменении ситуации можно будет говорить только тогда, когда клиенты начнут корректировать бюджеты. Думаю, картина станет яснее только к осени.
- Какой бы вы предложили выход из создавшейся ситуации? На что должны нацелиться ведущие игроки рынка в первую очередь?
- Самое главное сегодня, на мой взгляд, это наладить диалог между заказчиками, агентствами и поставщиками. Максимально открытый контакт позволит сделать бизнес-процессы более эффективными и, что очень важно, взаимовыгодными. Ведущие специалисты отрасли и их партнеры должны нацелиться на совместный поиск путей преодоления трудностей. Это, безусловно, ускорит процесс восстановления отрасли и выхода ее из кризиса.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»