Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5427

Неработающая Москва

Мэр Москвы Сергей Собянин во исполнение указа президента РФ о введении в России нерабочих дней принял решение объявить в столице нерабочими дни с 28 октября по 7 ноября.

В указе мэра говорится, что в этот период должна быть приостановлена работа всех предприятий и организаций на территории Москвы, за исключением организаций, обеспечивающих функционирование городской инфраструктуры, предприятий непрерывного цикла и некоторых других.

Перечислим пункты указа, так или иначе имеющие отношение к туриндустрии.

1. Приостанавливается работа предприятий и организаций сферы торговли, услуг, общественного питания, спорта, культуры, отдыха, развлечений, кинопоказа и других, за исключением продажи лекарств, продуктов питания и иных товаров первой необходимости.

Продажа товаров и оказание услуг дистанционным способом не ограничивается.

Рестораны и кафе могут работать на вынос и доставку готовых блюд. Не ограничивается работа корпоративных предприятий общественного питания и ресторанов в гостиницах при условии, что в них нет доступа посторонних лиц…

5. Театры и музеи могут продолжать работу. Однако их посещение будет возможно только при условии заполняемости помещений не более 50%, использования QR-кодов и защитных масок.

Федеральным органам власти рекомендуется принять аналогичные решения в отношении подведомственных им организаций культуры.

6. Запрещается проведение массовых культурных, зрелищных, спортивных, рекламных, развлекательных и прочих мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых по решению органов государственной власти, либо по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по гор. Москве.

По окончании нерабочих дней:

1. В связи с введением домашнего режима с 8 ноября 2021 г. для пожилых москвичей в возрасте старше 60 лет и хронически больных граждан будет приостановлен бесплатный проезд в общественном транспорте.

Однако блокировка социальных карт не коснется граждан, переболевших COVID-19 в течение последних 6 месяцев, либо прошедших вакцинацию. Разблокировка социальных карт будет проводиться сразу после вакцинации первым компонентом.

2. Театры и музеи продолжат работу с обязательным использованием QR-кодов, защитных масок и максимальной 70-процентной заполняемостью помещений.

3. Кроме того, с 8 ноября 2021 г. вводится обязательное использование QR-кодов и защитных масок при проведении концертных, развлекательных, культурных, зрелищных, спортивных и прочих мероприятий с одновременным присутствием более 500 человек. Организаторам мероприятий с числом участников менее 500 человек также рекомендуется принять аналогичные решения.

Полный текст указа мэра Москвы.

Россияне не хотят сидеть дома в нерабочие дни

По данным сервиса Туту.ру, спрос на перелеты по России в период с 29 октября по 7 ноября вырос в полтора раза после объявления о введении нерабочих дней. Выросло и количество возвратов авиабилетов, но их доля составляет не более 5% от продаж.

Среди тех, кто уже оформил авиабилеты на 29 октября – 7 ноября, 87,6% планируют путешествие по России, а 12,3% отправятся за рубеж.

По России больше всего перелетов забронировано в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Калининград, Краснодар, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Тюмень.

Власти Сочи ожидают максимальную загрузку курорта в предстоящие ноябрьские выходные, совпавшие с объявленными в России нерабочими днями. Как сообщил в своем телеграм-канале мэр города Алексей Копайгородский, предполагается, что отели будут заполнены на более 75%, а санатории – на 90%.

Среди зарубежных направлений больше всего бронирований, по данным Туту.ру, приходится на Узбекистан, Армению, Турцию, Киргизию, Азербайджан, Молдову, Беларусь, Кипр, Казахстан и Египет.

В Tez Tour после объявления нерабочими дни с 28 октября по 7 ноября зафиксировали 30-процентный рост объема бронирований туров в Египет, двукратный – на Мальдивы и в Турцию, сообщила RATA-news PR-директор компании Елизавета Тимошенко. При этом продажи по другим направлениям идут в плановом режиме без существенных изменений.

Как туристы и туроператоры реагируют на локдаун в Москве

Туроператоры, принимающие туристов в Москве, так или иначе ожидали новых антиковидных ограничений, поэтому очередной локдаун не застал их врасплох.

«Жаль, конечно, что это опять происходит накануне праздников. Но хуже, что большая часть туров на этот период была куплена по программе кэшбэка. Теперь туристы обеспокоены тем, что нельзя будет перенести даты поездки без потери этой скидки. Будем ждать решений властей по кэшбэку, – сказала RATA-news генеральный директор компании «Виадук-тур» Лариса Федорова. – В регионы информация доходит искаженная – мол, в Москве всё закрыто. Объясняем, что всё не так плохо, музеи, например, открыты для людей вакцинированных или с отрицательным ПЦР-тестом».

Также продолжат работу кафе и рестораны при отелях, значит, завтрак и ужин туристам гарантирован, а обед в ходе передвижения по Москве можно взять на вынос. «На мой взгляд, для туристов эта ситуация даже лучше, потому что в нерабочие дни метро разгружено, нет большого количества контактов в общественном транспорте. Туристам будет комфортнее в городе. Такой же расклад обычно бывает на майские праздники, когда все разъезжаются на дачи», – пояснила она.

Эксперт напомнила, что нынешние ограничения не такие суровые, как в марте этого года, когда были остановлены поезда, музеи закрыты и даже гостиничные кафе не работали. А сейчас вполне можно выполнить все обязательства перед туристами.

Такого же мнения придерживается генеральный директор компании «Магазин путешествий» Илья Кострикин: «Понятно, что группы будут меньше, поскольку все туристы должны быть с QR-кодами и ПЦР-тестами, но не менее 70% заявленного объема мы исполним, несмотря на ограничения». По его словам, аннуляции есть, некоторые экскурсии оператор отменяет сам. В то же время музеи и театры работают, много программ проходит на свежем воздухе, предусмотрено множество пешеходных экскурсий.

«Только рестораны закрываются. Странно, в предыдущие локдауны в первую очередь закрывались музеи, прямо как будто рассадник инфекции. Наконец, всем стало понятно, что в музеи не так много народу ходит», – заметил он.

Лариса Федорова с аннуляциями пока не столкнулась и надеется, что их не будет. В компании волнуются только из-за работы музеев. Например, вчера «Панорама 360» объявила, что закрывается на весь период локдауна.

Г-н Кострикин подчеркнул, что все активные москвичи уже привиты, а именно они составляют большую часть столичных экскурсантов. Введение ограничений почти не повлияло на туристов. «Если год назад все боялись, не понимали, что делать, то сейчас народ вообще меньше звонит и беспокоится. Некоторые туристы из регионов самостоятельно бронировали отели, а у нас брали экскурсионную программу, вот здесь могут быть аннуляции. Но панических настроений нет, люди ко всему привыкли, и даже вчера брони не прекращались», – сообщил он.

В компании «Маруссия» на осенние праздники было много запросов, собирались приехать группы. Но как только завели разговор об ограничениях, группы отменились. «Уже наконец-то разрешили ездить на экскурсии московским школьникам, многие планировали посещение музеев в дни осенних каникул, но в связи с тем, что объявили нерабочие дни, все группы аннулировались», – сказала генеральный директор Мария Меламед.

Отмены пошли раньше, чем столичные власти окончательно определились с ограничениями. Всплеск запросов на прием начался с последней недели сентября, но после 10 октября пошел постепенный отток школьных групп. «Это еще связано с запретами в регионах, где они уже давно введены. Если губернатор ограничивает все мероприятия, то и детские экскурсии тоже слетают», – отметила она. С другой стороны, если раньше вводили настоящий карантин и люди точно ничего не планировали, то сейчас очевидно, что все запреты – временные, поэтому экскурсии переносятся, запросы на зимние каникулы поступают. «Видно, что люди надеются на отдых – не сейчас, так на новогодние каникулы», – резюмировала г-жа Меламед.

Наталья Панферова, RATA-news

В России принята концепции развития яхтенного туризма

В России принята концепция развития яхтенного туризма до 2030 года. Теперь ее предстоит дополнить дорожной картой с планом конкретных действий.

Правительство РФ утвердило 19 октября концепцию развития яхтенного туризма в стране до 2030 года. Ее основные цели – популяризация и развитие яхтенного туризма на морских и речных объектах в России, а также разработка предложений по созданию сети марин и условий для расширения возможностей яхтенного туризма, водных видов спорта и прибрежного пассажирского судоходства. Плюс – создание комфортной и доступной рекреационной среды, рост внутреннего туризма в районах марин, так как, согласно международному опыту, они в итоге превращаются в новые курорты.

Как пояснил RATA-news президент Санкт-Петербургского парусного союза, председатель рабочей группы РСТ по яхтенному туризму Сергей Алексеев, сделать предстоит очень много, фактически придется создавать все с нуля. «Несмотря на большое количество озер, рек и морей, яхтенный туризм в России практически не развит. Нет ни инфраструктуры, ни флота, ни соответствующей законодательной базы. Мы неоднократно обсуждали эту тему в рамках РСТ», – сказал он.

Яхтенная индустрия нуждается и в инфраструктуре, и в кадрах, но прежде всего – в гармонизации законодательной базы, которая позволит создать единые правила для всех участников этого сегмента. А пока в разных регионах действуют разные нормы.

По словам г-на Алексеева, необходимо упростить заходы и выходы в порты. В некоторых регионах «главной» на воде оказывается пограничная служба, в итоге организовать регату из Краснодарского края в Крым практически невозможно. Во внутренних водах огромные проблемы со стоянками, причалами, заправками, туалетами. «Российским яхтсменам приходится сложно, но еще тяжелее иностранным гостям, которые решат зайти к нам на яхте. Например, отправившись из Санкт-Петербурга по северным морям через Беломоро-Балтийский канал, они вынуждены брать русскоязычного сопровождающего, потому что им предстоит шлюзование, а те, кто его проводит, никаких других языков, кроме русского, не знают», – говорит эксперт.

В российских законах, по словам эксперта, до сих пор нет определения термина «яхта», а ограничение по длине маломерного судна в 20 м отличается от принятого в мире стандарта 24 м. «Поэтому предстоит долгая монотонная работа по выстраиванию всего процесса. Пока мы имеем лишь концепцию, фактически просто признание необходимости развития яхтенного туризма. Но важно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Причем, в концепции учтены многие замечания РСТ, профессионалов яхтенного спорта и туризма», – отметил Сергей Алексеев.

Теперь надо на этой основе создать дорожную карту с конкретным планом действий. Как говорится в распоряжении правительства, утвердившего концепцию, сделать это должен Ростуризм в срок до марта 2022 года.

По данным г-на Алексеева, парусный спорт развивается в 44 регионах России, в 33 есть федерации парусного спорта. Есть также 74 госорганизации, которые занимаются развитием этого вида спорта. В Федерации парусного спорта России 6 тыс. членов. По данным чартерных компаний, яхтингом в нашей стране занимаются 15,7 тыс. человек. 150-200 тыс. россиян берут чартер-лодки за рубежом.

Парусный флот в России превышает 5 тыс. единиц, 1695 из них – каютного, туристического класса. По длине доступной береговой линии (8,5 тыс. км) Россия находится на четвертом месте в мире, на первом – Греция.

Светлана Ставцева, RATA-news

Петербург неизвестный, или чем еще можно удивить туристов

Великолепные дворцы и музеи мирового уровня в каком-то смысле не дают Санкт-Петербургу показать себя во всей туристической красе. Как правило, путешественники посещают город ради его имперского прошлого, а множество не менее интересных мест остаются «терра инкогнита» для большинства гостей.


«Подавляющее большинство операторов формируют программы, соблюдая золотое правило 80 на 20. То есть 80% – это классика, остальное отдано на все нестандартное и необычное, например, малоизвестные достопримечательности и музеи, новые тематические экскурсии и так далее, – пояснил RATA-news директор компании «Невские сезоны» Кирилл Соколов. – При этом доступных для осмотра объектов в Петербурге не так много, существует множество закрытых и полузакрытых дворцов и особняков, принадлежащих различным ведомствам. В большинство дворов и на крыши также сложно попасть, обычно это закрытая придомовая территория». Новые креативные пространства, зоны рекреации и развлечений, по его словам, в большей степени заточены под прием горожан и пользуются популярностью именно у них. Такие места посещают и гости города, но это небольшой объем, в дополнение к турам для тех, как уже много раз побывал в Санкт-Петербурге.


«Среди относительно новых, набирающих популярности объектов могу выделить музей Российских железных дорог и музей Фаберже. Мы постоянно водим туда туристов, но многие слышат о них впервые. В этом году активнее стали заказывать VR-экскурсии, которые проводятся в очках виртуальной реальности», – добавил г-н Соколов.

Директор компании «Русский город» Марина Любимова согласна с коллегой: топовые музеи – это объекты первого визита в город. А для повторных туристов делают особые программы, показывая места, которые они еще не видели. «Таких мест десятки, в одном только Петергофе тридцать музеев. Вряд ли многие бывали в мастерской скульптора Аникушина, в музее русского авангарда или прикладного искусства имени Штиглица. В музее истории города несколько филиалов, которые не видели даже большинство жителей Петербурга», – подчеркнула она.

В этом году было настоящее паломничество петербуржцев в крепость Орешек, хотя она как музейный объект существует несколько десятилетий. В сентябре появилась новая смотровая площадка в башне городской думы. «Важно, чтобы туристы влюбились в Петербург во время первого посещения, тогда они будут возвращаться и каждый раз заново открывать город. Надо раскручивать бренд "Петербург знакомый и незнакомый"», – считает г-жа Любимова.


По мнению генерального директора компании ITS Виктории Шамликашвили, туристам неизвестно около 80% всего, чем располагает Санкт-Петербург. Широко востребовано порядка десяти музеев, несколько театров, концертных площадок и три пригорода. Из большинства частных музеев популярны музей современного искусства Эрарта и музей Фаберже. «Например, почти никто не знает Зимний дворец Петра, который находится под Эрмитажным театром. Или музей «Русский Левша» в центре города, где хранятся работы ныне живущего мастера микроминиатюр Владимира Анискина», – заметила она.

Помимо Мариинки, Михайловского, Александринки, БДТ и МДТ оператор знакомит гостей города с театрами «Особняк», «КукФо», «Буфф», с отличными постановками для разной аудитории. «Мне всегда обидно слышать, что в Петербург ради театров народ не ездит, это совсем не так. С интересом посещают и нестандартные музыкальные площадки вроде лютеранской церкви Анненкирхе и концертного зала Яани Кирик, где проходят, в том числе, органные концерты. Возим гостей и в пригороды – в Ораниенбаум, Шлиссельбург, Марьино, Елизаветино, Знаменка, Михайлово. Во время пандемия даже петербуржцы стали чаще ездить по окрестностям города, хорошо окликаются на неизбитые предложения», – уточнила эксперт. Примерно половина любителей туров в Санкт-Петербург – это москвичи, повторно приезжают также из северо-западных регионов, например, из Калининграда.

Как отметила руководитель группы компаний «Серебряное кольцо» Анна Лупинова, спрос на нестандартные туры и экскурсии довольно высокий, но, в основном, у постоянных клиентов: «Бронируют «Храмы Петербурга» с посещением мечети, буддистского храма и синагоги, пешеходные экскурсии по островам Каменный, Елагин, экскурсию по местам, связанным с Довлатовым, «Великий ювелир Карл Фаберже» «Семья Нобель и нобелевские лауреаты» с музеем Бродского».

В компании «Тари тур СПб» к летнему сезону разработали линейку новых нестандартных туров – «Новая география Петербурга», «Город 812», «Инстаграм тур», включающих посещение весьма примечательных мест. «Мы убедились, что этот продукт востребован. Сюда же можно отнести и авторские маршруты – «Дворы, парадные и крыши» с посещением коммунальной квартиры, «Вкус Петербурга», «Время собирать лайки. Инстаграм места». Целевая аудитория – молодежь 20-25 лет или семьи с подростками 15-16 лет», – говорит заместитель генерального директора Оксана Лебедева.

Необычные экскурсии бронируются заранее – с глубиной от трех недель до четырех месяцев, это связано с ограничением количества человек в группах. Сегодня заметен рост продаж в этом сегменте. «У туристов все чаще возникает желание увидеть нераскрученные объекты, к примеру, музей «Неправды», «Дом вверх дном», «Музей фонарей под открытым небом» на Одесской улице или Малую Садовую, единственную отапливаемую улицу города. Хотят посмотреть необычные памятники – башню грифонов, кота Елисея, кошку Василису, чижика-пыжика, фотографа, петербургского ангела», – заключила г-жа Лебедева.

Все туроператоры подчеркнули, что экскурсионные программы формируются в строгом соответствии с соблюдением антиковидных мер безопасности.

Наталья Панферова, RATA-news

QR-коды – это надолго

Правительство Тюменской области с 15 ноября вводит QR-коды для посещения учреждений культуры и спорта. Они потребуются, в частности, в театрах, кинотеатрах, концертных залах, цирках и спортивных объектах.

С 30 октября QR-код будет необходим при заселении в гостиницы Мурманской области. По информации регионального оперштаба, внедрение нового механизма связано, в том числе, и с объявлением нерабочих дней во всей России с 30 октября по 7 ноября, что может привести к увеличению потока туристов в регион.

Власти Волгоградской области ужесточают ограничительные меры по коронавирусу. С 25 октября все предприятия общественного питания будут обслуживать посетителей только при наличии документов о вакцинации или отрицательного ПЦР-теста. С 18 октября без сертификата о вакцинации или справки о недавно перенесенном заболевании нельзя посещать фитнес-залы, музеи, кинотеатры, концертные и выставочные залы. Для работников гостиничного бизнеса и туризма обязательная вакцинация была объявлена еще в июле.

В Смоленской области с 21 октября при посещении торговых центров, физкультурно-оздоровительных комплексов, предприятий общественного питания при количестве посадочных мест 50 и более нужно предъявлять сертификат о вакцинации либо справку о перенесенном коронавирусе, отрицательный ПЦР-тест или справку о медицинском отводе от вакцинации.

Алтайский край пока еще только планирует ввести QR-коды. Они точно будут необходимы для посещения объектов с массовым пребыванием людей, например, крупных торговых центров, учреждений культуры и общепита. В ближайшее время будут определены и другие места, куда без QR-кода не пустят.

Рестораны, салоны красоты и кинотеатры Севастополя будут закрыты с 30 октября по 7 ноября. Губернатор Михаил Развожаев уточнил, что нерабочей в Севастополе будет только одна неделя. «Попробуем недельной остановкой, нерабочими днями изменить ситуацию. Идет усиленная вакцинация, люди пошли. Надеюсь, что в середине ноября ситуация поменяется, и мы сможем принимать уже более позитивные решения», – сказал он.

Власти Самарской области вводят дополнительные нерабочие дни, помимо установленных указом президента РФ – с 30 октября по 7 ноября. О каких именно днях идет речь не уточняется. Сообщается лишь, что документ, в котором определят сроки действия режима нерабочих дней в регионе и функционирование организаций и предприятий в это время, будет подготовлен и опубликован до конца текущей недели.

В Челябинской области посещать развлекательные, спортивные учреждения и организации сферы услуг в нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября можно только по QR-коду. С 30 октября без QR-кода нельзя будет попасть в торгово-развлекательные центры, базы отдыха и санатории. С 18 октября в учреждения культуры пускают только с QR-код.

В Липецкой области театры, филармония и краеведческий музей будут открыты в течение недели, объявленной нерабочей, но чтобы попасть туда необходимо предъявить QR-код. Остальные музеи перейдут на удаленный режим работы.

Власти Кировской области вводят QR-коды для доступа на зрелищные мероприятия, в кафе и рестораны, а также в гостиницы, фитнес-центры и иные объекты сферы услуг. Они будут действовать с 25 октября по 7 ноября. В число объектов, куда можно будет попасть по QR-кодам, включены гостиницы. В списке также значатся ночные клубы, кафе и рестораны, фуд-корты, кинотеатры, бассейны, детские игровые комнаты, а также развлекательные, зрелищные, культурные, спортивные, рекламные и иные мероприятия.

Сибирь – стратегический регион для Японии

Делегация Японской национальной туристической организации (JNTO) при поддержке Российского союза туриндустрии провела в Новосибирске первую с начала пандемии встречу с сибирским турбизнесом для обмена мнениями. Мероприятие прошло в отеле Marriott Novosibirsk в рамках воркшопа STI «Посольский двор. Перезагрузка», в котором также приняли участие представители национальных турофисов Таиланда, Польши, Чехии и Макао.


На приуроченной к воркшопу пресс-конференции руководитель московского офиса JNTO Валентин Шестак обозначил Сибирь как стратегический для Японии регион, выразил надежду на скорейшее восстановление прямого авиасообщения между Новосибирском и Токио. Он также рассказал журналистам, что эпидемиологическая ситуация в Японии улучшается и есть перспективы открытия страны для иностранных туристов.


Оформленная в осенних тонах японская экспозиция пользовалась большой популярностью у сибирских турагентов. Для работы на стенде JNTO пригласила представителей японской принимающей компании Frigate Aero Tours и местных туроператоров «Олимпия-Райзен-Сибирь» и «Глобус-тур». Гости активно обсуждали туристический потенциал страны, задавали вопросы, делились своими соображениями по поводу развития турпотока в Японию из сибирского региона, угощались зеленым чаем и японскими сладостями.