№4231
Ростуризм дал разъяснения по поводу новых требований закона
В конце прошедшей недели Ростуризм, отвечая на «многочисленные обращения туроператоров, а также общественных объединений в сфере туризма», подготовил разъяснения по поводу перечня, сроков и порядка представления документов, подтверждающих соответствие туроператоров новым требованиям осуществления туроператорской деятельности.
В документе говорится, что, в соответствии с требованиями новой редакции федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператорам в сфере выездного туризма до 31 января 2017 г. необходимо в «Турпомощь» внести взносы в фонд персональной ответственности и резервный.
Представить в Ростуризм уведомление о количестве туристов в сфере выездного туризма за 2016 г., общей цене турпродукта в сфере выездного туризма за 2016 г., о размере уплаченных в срок до 31 января 2017 г. взносов в фонд персональной ответственности и резервный. Уведомление должно быть составлено на бланке туроператора с печатью, подписано руководителем и главным бухгалтером.
Также надо направить в Ростуризм копию направленной в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 г., либо гарантийное письмо, содержащее следующие сведения:
а) обязательство (гарантию) представления туроператором в Ростуризм в срок не позднее 15 апреля 2017 г. копии направленной в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 г.;
б) подтверждение соответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения ответственности требованиям отраслевого закона, вступившим в силу с 1 января 2017 г.
Гарантийное письмо должно быть составлено на бланке туроператора с печатью, подписано руководителем и главным бухгалтером.
Эти документы можно направить в Ростуризм любым видом почтовой связи.
В срок до 15 апреля 2017 г. туроператоры вне зависимости от сферы деятельности должны предоставить в Ростуризм копию направленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2016 г.
Если по данным отчетности финансовое обеспечение туроператора не соответствует минимальным требованиям, одновременно с копией бухгалтерской отчетности за 2016 г. необходимо представить заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в едином федеральном реестре с приложением документов, подтверждающих наличие нового финансового обеспечения.
Также необходимо до 15 апреля 2017 года направить в Ростуризм документы, подтверждающие соответствие должностных лиц туроператора (руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора) требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1. закона № 132-ФЗ по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 № 780:
- справка о соответствии - отдельно в отношении каждого должностного лица;
- заверенные копии трудовой книжки или трудовых договоров;
- справка о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости (представляется по усмотрению туроператора);
- выписка из реестра дисквалифицированных лиц или справка об отсутствии запрашиваемой информации в реестре дисквалифицированных лиц (представляется по усмотрению туроператора).
Ростуризм предупреждает, что выявление в каких-либо предоставленных документах недостоверных сведений является основаниями для исключения туроператора из единого федерального реестра.
Татьяна Козловская: «Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
В Российский союз туриндустрии вступила ассоциация «Мостурпул» – объединение московских операторов по внутреннему и въездному туризму. Оно было создано осенью 2011 года. О том, что было сделано за эти пять лет, какие задачи ставит перед собой организация и какие проблемы еще предстоит решить, RATA-news рассказала глава объединения Татьяна Козловская (фото).
- Какие цели ставит перед собой «Мостурпул» и как бы вы оценили результаты пятилетней работы объединения?
- Когда создавался «Мостурпул», туристической столицей страны однозначно считался Санкт-Петербург, и мы определили для довольно амбициозную задачу – переломить эту ситуацию. Объединение разработало и успешно реализовало сборные туры в Москву. Сейчас даже один турист может приехать в любой день недели в столицу на любое количество дней и получить размещение и экскурсионное обслуживание по групповым ценам. Например, стоимость двухдневного тура, с проживанием в отеле 3*, с экскурсиями и завтраком «шведский стол» – от 4 тыс. рублей. Мы активно продвигаем Москву с помощью роад-шоу по стране, регулярных рекламных туров и т.д. И за первые 2,5 года этой работы количество региональных турагентств, предлагающих поездки в столицу, увеличилось в четыре раза. И сейчас уже питерские туроператоры, подхватив нашу инициативу, проводят роад-шоу «Добро пожаловать в Санкт-Петербург».
Мы предпринимаем серьезные усилия по развитию детского туризма, реализовали немало проектов. Наши экскурсионно-образовательные туры «Московские уроки» переросли в федеральную программу «Живые уроки», за один год в этот проект вступили 16 регионов России.
- Какие туроператоры входят сейчас в объединение?
- Это, в основном, известные туроператоры, занимающие внутренним туризмом – «Роза ветров», «Виадук-тур», НТК «Интурист», «Тари Тур», «На семи холмах», «Отечество», «Русский Ренессанс», «Четыре сезона путешествий», «Радонеж», проект «Ретропоезд». И, конечно, одно из подразделений группы компаний «Интерс» – компания «Интерс-Рус».
Мы считаем себя, прежде всего, общественно-производственным объединением, у нас нет освобожденного руководителя, мы все стараемся работать на общие цели и задачи и хотим, чтобы нас слышала власть. Многие из нас уже входят в РСТ, этому примеру решили последовать и остальные. Уверены, что совместно с РСТ мы можем выступать с консолидированной позицией по многим вопросам. Поскольку основное направление нашей деятельности – прием туристов в Москве, своими главными задачами мы считаем устранение причин, препятствующих развитию туризма в столице, и поиск новых возможностей для увеличения турпотоков. Все наши компании – московские, нам легче собираться для обсуждения тех или иных проблем. Нас не так много, в этом смысле мы очень мобильны.
- Как «Мостурпул» отработал высокий сезон в Москве – новогодние каникулы?
- Надо сказать, столичные власти постарались на славу, Москва была украшена просто сказочно, все сверкало и искрилось. Туроператоры «Мостурпула» приняли в среднем на 30% больше туристов, чем в прошлом году. Очень много было детских групп, увеличилось время пребывания в отелях. Год назад туристы приезжали в Москву в основном на два-три дня, то в этом – уже на четыре-шесть.
Но была и ложка дегтя, к сожалению, уже традиционная, это музеи Московского Кремля. Когда туризм передали в подчинение Министерству культуры, мы надеялись, что теперь-то начнем работать с музеями цивилизованно. Пока не получается.
- А в чем проблема? Это нежелание музеев сотрудничать с турбизнесом? Разве они не заинтересованы в росте посещаемости?
- В том-то и дело, что, в отличие от турбизнеса, большинство объектов культуры не заинтересованы в увеличении потока туристов. Зарплату они получают независимо от этого показателя. Яркое проявление такой позиции – пользующиеся повышенным спросом музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Они искусственно стараются сократить потоки туристов, ограничивая продажи групповых экскурсий для детей во время школьных каникул.
Особенно изощренно действуют музеи Московского Кремля, отказываясь заключать договоры с туроператорами по внутреннему туризму. После долгой борьбы нас все же «допустили» в систему онлайн-бронирования экскурсий, но – для частных лиц! А там, в отличие от системы бронирования для операторов по въездному туризму, не видно количество свободных билетов! Сколько появится в онлайн-системе экскурсий для взрослых, сколько для детей, знает только администрация музеев. И она до последнего дня держит это в секрете от туроператоров. В какой-то день их может быть 25, а в другой – только 5!
Представьте себе: бронировать экскурсии в музеи Кремля можно с 00:00 часов за 17 дней до даты посещения, в одинаковых условиях находятся туроператоры, турагенты, учителя, родители и просто клиенты. Так что в пиковые даты мы вынужденно участвуем в «компьютерных марафонах», карауля начало бронирования, потому что билеты на экскурсии для детей заканчиваются буквально через несколько секунд! Оплачивать экскурсии можно только с помощью банковской карточки и не более одной экскурсии на одну карточку. Безналичную оплату музеи Московского Кремля не признают, только карточка или наличные.
- Может быть, это как-то связано с режимным ограничением прохода в Кремль?
- В руководстве центра бронирования музеев действительно любят рассказывать туроператорам про ограничения пропускной способности территории Кремля со стороны ФСО. Но, зайдя на сайт музеев через личные кабинеты туроператоров по въездному туризму, можно обнаружить 2-3 тысячи показанных там свободных билетов. А в эти морозные зимние каникулы кассы музеев Московского Кремля решили просто прекратить выдачу «нулевых», то есть бесплатных билетов для детей, предлагая туроператорам выкупать для них взрослые билеты. То есть бесплатных билетов для детей нет, а за деньги – есть.
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе.
Из-за недоступности экскурсионных путевок большинство туроператоров вынуждены отговаривать группы от экскурсий в кремлевские музеи и предлагают детям только посещение территории Кремля и Оружейной палаты.
- Каким вы видите решение проблемы?
- Решение лежит на поверхности, и мы неоднократно это озвучивали на всех совещаниях разного уровня. Прежде всего, необходимо заключить договоры с туроператорами по внутреннему туризму, как это сделано с туроператорами по въездному. Надо, чтобы у каждой компании был «личный кабинет» на сайте музеев. Надо разрешить туроператорам, в случае нехватки штатных кремлевских экскурсоводов, привлекать аккредитованных гидов, которые проводят экскурсии для иностранцев. Они готовы работать с российскими детьми. Кроме того, надо начать обучение и аккредитацию экскурсоводов для детских групп, причем, они готовы оплачивать свое обучение. Перейти, наконец, на современный уровень бронирования билетов – принимать заявки на экскурсии для детей по электронной почте, и не за 17 дней до даты посещения, а по мере их поступления в систему бронирования туроператоров. Надо предоставить юридическим лицам возможность оплаты экскурсий по безналичному расчету.
Есть и несколько чисто организационных моментов. В частности, желательно увеличить количество школьников в организованных группах до 30+3 – 30 детей плюс три сопровождающих, разработать и внедрить в практику несколько маршрутов следования туристов по территории Кремля – сейчас он всего один. Хорошо бы в период школьных каникул продлить часы работы музеев и упразднить выходные дни.
- А есть ли какие-либо сдвиги в решении вопроса с парковкой туристических автобусов, которых тоже не хватало?
- Действительно, это еще одна наша головная боль. Во-первых, парковок крайне мало, во-вторых, они чрезвычайно дорогие – 1000 рублей в час. Хорошо, что в зимние каникулы они были бесплатными. Традиционно при работе с группами автобус отстаивается в среднем 6-7 часов – останавливается при выходе туристов к объектам осмотра во время обзорных экскурсий, стоит, ожидая туристов из музеев и т.д. Оплачивать по 6-7 тысяч в день ни у кого возможности нет, вот и ездят автобусы по кругу, увеличивая трафик в центре города.
Московские транспортники могли бы взять за основу опыт Парижа: иностранные автобусы, въезжая в город, оплачивают 60 евро за сутки, получают подтверждающий чек и могут стоять на любой парковке города. Для туристических автобусов с московскими номерами можно было бы установить щадящие тарифы и рассматривать оплату парковок в совокупности с разрешением ездить по выделенным полосам. Парковочные места для автобусов должны располагаться по маршрутам обзорных экскурсий, у отелей, объектов показа, объектов питания. Эти меры помогли бы снизить трафик центре Москвы и способствовали бы цивилизованному обслуживанию туристов.
- У вас есть ощущение, что туристическая отрасль воспринимается как некий довесок к экономике?
- Конечно, есть. Мы вообще живем в каком-то перевернутом мире: туристические администрации на местах не знают, кем они руководят и за что несут ответственность, а общественные организации вынуждены писать и корректировать законы! Отдельного министерства туризма нет. ТИЦы разрабатывают маршруты и формируют турпакеты, туроператоры должны заниматься реализацией этих турпакетов вместо турагентств, а турагентства вообще лишили самостоятельности, они должны работать «от имени и по поручению». Туроператоров выездного туризма обложили непомерной данью, в результате чего их количество сократилось более чем в три раза.
Зато ТИЦы растут как грибы. Для справки – в Париже действуют шесть информационных пунктов, которые относятся к Бюро по туризму и конгрессам города. Они предлагают бесплатный буклет «Париж для вас», книжку скидочных купонов в музеи, сувениры, билеты для посещения объектов показа, билеты на кораблик по Сене. При этом за 2015 год Париж принял 31 миллион туристов, то есть один информационный пункт обслуживает в среднем 6 миллионов иностранцев за в год. Туризм занимает 13% в экономике Парижа. А у нас по всей стране всего 50 млн туристов, да и эта цифра сомнительная, иностранных и того меньше, а ТИЦев более 200!
Вот они и начинают то маршруты разрабатывать, то участвовать в каких-то немыслимых конкурсах, то организуют события вроде «Дня ямщика» или «Доброго сала». При этом якобы собирают по 5-7 тысяч «туристов», которые, правда, не останавливаются в гостиницах, не заказывают экскурсий, просто приходят посмотреть на ряженых, скупают пирожки, сало и другие продукты. А чиновники отчитываются о развитии событийного туризма в регионе.
- Вы не считаете такие мероприятия событийным туризмом?
- Событийный туризм зародился в Европе для загрузки отелей в низкий сезон. Когда европейцы отчитываются о событийном туризме, они считают сколько ночей провели у них туристы, какую прибыль принесли местному турбизнесу и сколько налогов получила казна региона от этого события, а не сколько покупателей приехало на их рынки или в магазины. Поэтому надо прекратить этот ярмарочный «туризм» и заняться продвижением регионов через экскурсионные программы!
Экскурсионные туры – визитная карточка любого региона. Только разрабатывать их должны не ТИЦы, а туроператоры. В каждом субъекте РФ необходимо объединить усилия участников туристического рынка для выработки единой политики в формировании конкурентной цены турпродукта и эффективном его продвижении.
Ключевой фигурой в туризме должен быть туроператор, именно он разрабатывает туры, заключает договоры с объектами туристического рынка для формирования турпродукта, выстраивает систему сбыта и сотрудничает с тысячами турагентств. Он же ведет большую работу по анализу рынка и занимается продвижением своих турпродуктов в регионах России и зарубежных странах. По технологиям туроператоры намного опережают других игроков рынка, это надо грамотно использовать для развития туризма в России. Туристическая администрация должна создавать условия для развития туризма, а не наоборот!
- Вы сказали, что доля туризма в экономике Парижа составляет 13%. А можно ли достичь таких показателей в Москве?
- В свое время Москва пошла по наиболее правильному пути, выделив туризм в отдельный комитет вместе с гостиничным хозяйством, который осуществлял также аккредитацию экскурсоводов. Это самое удачное сочетание – туроператоры, отельеры и экскурсоводы. Все объединены одной целью – качественным обслуживанием туристов, и все заинтересованы в увеличении турпотоков. Сейчас туризм в Москве разбросан по разным департаментам.
Чтобы добиться экономической эффективности, помимо отелей и экскурсоводов, необходимо собрать все направления туризма – въездной, выездной, внутренний и все их виды – в одном специализированном Департаменте. Тогда можно будет получать и правдивую статистику, и корректную отчетность, и больше собирать налогов. При правильно выстроенной структуре и грамотном руководстве доля туризма в экономике Москвы в 10% вполне реальна.
Россия и ЮАР сделали реальный «туристический» шаг навстречу друг другу
На прошедшей неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал протокол о взаимном введении безвизового режима с Южно-Африканской Республикой. Россияне смогут находиться на территории ЮАР до 90 дней, не оформляя визового разрешения.
По словам президента компании «Килиманджаро» Марины Катковой, в посольстве ЮАР в Москве ей уже сообщили, что вступление протокола в силу ожидают не менее чем через 30 дней. «Мы ориентируемся на март-апрель. Как объяснили дипломаты, при прохождении контроля пограничники будут ставить в паспорте штамп, никаких денег при въезде в ЮАР взиматься не будет», – уточнила она.
В компании «Килиманджаро» ЮАР по итогам 2016 года стала единственной африканской страной, показавшей спад продаж. На майские праздники группу набрали, а вот на конец года впервые не собралось ни одного группового тура, хотя ежегодно на это время приходилось по нескольку таких выездов. По мнению г-жи Катковой, падение связано с тем, что страна стала очень доступным направлением, большинство туристов бронируют все напрямую. В интернете появилось много информации о ЮАР, народ читает блоги, отзывы и уже не боится ехать самостоятельно. «Мы теперь работаем больше с индивидуалы, как правило, это дорогие поездки, комбинированные с соседними странами», – добавила Марина Каткова. Некоторые постоянные клиенты, съездив несколько раз через оператора, в этом году решили сами забронировать проживание и авиабилеты, что получилось выгоднее. Все чаще оператор помогает туристам с экскурсионной программой и трансфером. Г-жа Каткова напомнила, что до кризиса и ввода только личной подачи документов на визу ЮАР посещали порядка 13 тыс. россиян в год. Потом турпоток сократился, особенно из регионов. Теперь же она не сомневается, что направление ожидает заметный подъем.
Начальник отдела продаж компании Oriental Discovery Наталья Дальбинова рассказала, что, как только клиенты узнавали о необходимости самим подавать документы, сразу же делали выбор в пользу других стран. Поэтому за два года направление фактически выпало из предложений компании. «А раньше клиентов присоединяли к группам и отправляли индивидуально. Страна, хоть и недешевая, но с огромным туристическим потенциалом. Думаю, отмена визы сыграет положительную роль, спрос на ЮАР вырастет в целом по рынку», – считает г-жа Дальбинова.
Менеджер по продажам ЮАР компании «Миракль» Динара Сафина обратила внимание, что клиенты из регионов довольно часто запрашивают эту страну, но лишь немногие могут приехать за визой в Москву, из-за чего турпоток в 2015 году заметно снизился. Минувший год прошел примерно на уровне предыдущего, видимо, все уже привыкли, что визы оформляют с личным присутствием. «Мы постарались смягчить прохождение визовой процедуры для наших туристов. Они приезжали в столицу, чтобы подать документы, и возвращались домой, а мы за них забирали паспорта», – сказала г-жа Сафина. Сейчас ЮАР за счет падения курса местной валюты – ранга – стала значительно дешевле, чем три-четыре года назад. И теперь, с отменой визового режима, пойдет только в рост.
На взгляд директора компании «Ультра Тревел Люкс» Михаила Муравьева, отмена виз с ЮАР – реальный шаг к увеличению турпотока, особенно из российских городов. «Значительный сегмент иногородних туристов был не задействован, а сейчас станет возможным выезжать не только в ЮАР, но и в соседние Намибию, Ботсвану и Зимбабве, это в целом увеличит турпоток в Африку. Ведь большинство перелетов в Намибию и Зимбабве осуществляются через Йоханнесбург, приходится получать транзитную визу ЮАР. Теперь будет гораздо удобнее, ждем отмашки от посольства», – подчеркнул эксперт.
В «Ультра Тревел Люкс» отмечают, что в 2016 году продажи ЮАР выросли на 15-20%, и сейчас спрос идет по нарастающей. Чтобы упростить подачу документов клиентам из дальних регионов, туроператор заранее подавал в посольство сканы паспортов. «Туристы прилетали в Москву за два дня до вылета в Йоханнесбург, сдавали паспорта и, поскольку все документы были уже проверены, быстро получали визы. В посольстве нам шли навстречу, так как тоже были обеспокоены снижением турпотока», – пояснил г-н Муравьев.
Наталья Панферова, RATA-news
Региональный спрос на летний зарубежный отдых возвращается к докризисному уровню
Туроператоры и авиакомпании сформировали программу вылетов из Перми на летний сезон-2017. В расписании аэропорта Пермь стоят рейсы в Анапу, Краснодар, Сочи, Симферополь, в зарубежном сегменте объявлены вылеты в Барселону, Ларнаку, Салоники, Ираклион, Бургас, Подгорицу и Анталью.
Чартеры в Турцию стартуют с апреля, а с начала мая будут выполняться ежедневно. Это направление из Перми курируют операторы «Пегас Туристик», Coral Travel и Sunmar. В расписание рейсов вернулись также закрытые в 2015 году греческие Салоники. В прошлом году туристический поток в Грецию увеличился вдвое. При этом до сих пор компании не объявили ни одного рейса в Тунис, хотя в прошлом году он продавался очень неплохо.
Во внутреннем сегменте произошло незначительное, по сравнению с прошлым годом, сокращение запланированных вылетов. Компания «ЮТэйр» будет летать из Перми в Анапу два раза в неделю, компания S7 в Краснодар – шесть раз в неделю. В Сочи с июня по сентябрь заявилась новая для пермского рынка компания «КрасАвиа» с рейсами на Як-42. Рейсы в Симферополь в новом летнем сезоне пока делят между собой «Икар» и «Россия».
Пермский аэропорт в прошлом году обслужил 1,124 млн пассажиров, что меньше аналогичных показателей 2015 года на 13% – тогда снижение составило всего 2,3% и произошло впервые за несколько лет. Продолжилось сокращение зарубежного потока – 62% против 42,8% в 2015 году. При этом на 10% выросло количество пассажиров, улетевших в Симферополь.
Представители регионального рынка отмечают, что турецкое направление еще не «разогналось», но уже показывает неплохие результаты. Так, по словам директора турагентства «Планета» Виктора Тюлина, на эту страну в его компании приходится треть всех бронирований. В некоторых случаях конкуренцию Турции составляют туры в Грецию и Кипр, по которым также стартовали продажи. По словам г-на Тюлина, выездной сезон обещает быть успешным в связи с тем, что курс валют постепенно стабилизируется. Директор агентства Port:Travel Евгений Громов согласен с коллегой: ценовая политика по зарубежным турам сейчас «очень адекватная» и за одинаковую сумму клиент получает больше, если выбирает отдых не на российском юге, а за границей.
По данным пермских туроператоров, цены на отдых в Турции начинаются от 21-23 тыс. рублей на человека на шесть ночей, отели по системе «все включено» предлагают цены от 25 тыс. руб. Стоимость туров в отели Греции также начинается от 23-27 тыс. рублей, однако размещение в сегменте 3*+ вырастает в цене уже до 30-40 тыс. рублей. В компании «Лагуна» отметили «самый большой рост продаж» в Грецию и Кипр за время существования агентства, однако до сих пор не зафиксировали ни одной заявки в Сочи.
Правда, как сказал «Коммерсанту» директор турфирмы «Солана» Данил Поздеев, ничего удивительного в заниженном спросе на отдых внутри страны нет. «Пик наступит ближе к февралю-марту, а сейчас еще очень активно берут отдых по зимним направлениям», – пояснил он. Юлия Анохина, директор туроператора «Интерспутник», который специализируется на курортах Крыма, уверена, что снижение продаж на этом направлении точно будет, потому что в прошлом году «многие были вынуждены» туда лететь. Но желающих съездить в Крым по-прежнему достаточно, так что полуостров сохранит популярность в сезоне-2017.
Куколки-скелетцы в национальном костюме
В краеведческом музее города Венева, что в Тульской области, открылась выставка «Куколки-скелетцы в национальном костюме». Ее посетители увидят деревянных куколок в мужских и женских национальных костюмах различных стран и эпох – тирольский мужской костюм, пестрое и многослойное сербское женское платье, наряд турецкого паши и одежда алеутов. Музей-усадьба «Ясная Поляна» знакомит на своей новой выставке с многообразием нарядов народов мира.
В 2015 году музей провел конкурс «Куколка-скелетец в национальном костюме» на лучший наряд для деревянной куклы-заготовки. В нем приняли участие 80 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Вспоминая творческие традиции семьи Толстых, участники конкурса шили русские, татарские, украинские, белорусские, сербские, немецкие, французские, шведские костюмы, платья народов азиатских и арабских стран, наряды народов России. Авторы самых ярких и самобытных работ удостоились звания победителей. Именно их творчество и не менее уникальные костюмы других участников и составили экспозицию выставки. К каждому экспонату прилагается краткое описание.
Куколки-скелетцы – традиционные для Ясной Поляны игрушки, придуманные Софьей Андреевной Толстой. Выглядят они как деревянные заготовки с тоненькими ручками и ножками, одетые в яркие костюмы. На Рождество Софья Андреевна и дети Толстых дарили этих куколок деревенским малышам.
Выставка продлится до 28 февраля.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»