№3028
Вниманию региональных туроператоров!
Осталось совсем немного мест на теплоходе «Президент», который в конце мая отправится в круиз-конференцию по Волге. Мы держим их для вас!
Туристическая компания «Самарские путешествия» при поддержке Российского союза туриндустрии проводит с 29 мая по 6 июня круиз-конференцию «Создание и продвижение конкурентоспособного регионального турпродукта». Это будет уже второе подобное мероприятие, и оно также состоится на теплоходе «Президент», который пойдет по маршруту Москва – Мышкин – Плес – Нижний Новгород – Чебоксары – Мариинский посад (Йошкар-Ола) – Казань – Ульяновск – Самара.
Напомним, что первая конференция с посещением волжских городов прошла в июне 2011 года. Она оказалась настолько интересна и полезна для участников и организаторов, что было решено сделать мероприятие ежегодным.
Конференция посвящена проблемам формирования конкурентоспособного регионального турпродукта для продвижения на внутреннем и внешнем рынках; изучению успешного, в том числе иностранного опыта; анализу состояния туристической инфраструктуры в российских регионах; определению приоритетных инвестиционных и инновационных проектов его развития; выработке на этой основе практических рекомендаций.
Приглашаем к участию региональные турфирмы, которые принимают у себя российских и иностранных туристов и заинтересованы в продвижении местного турпродукта, а также туроператоров, желающих предложить свои программы приволжским турагентствам.
Заявки уже прислали туроператоры из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Ижевска, Петрозаводска, Кирова и даже из далекой Находки! Организаторы будут рады видеть в числе участников туроператоров Центральной России, Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока и других. У всех будет возможность рассказать о туристических возможностях своих регионов, найти новых партнеров – и среди участников конференции, и в городах, где будет останавливаться теплоход.
В рамках конференции на борту теплохода «Президент» пройдут бизнес-тренинги, круглые столы, презентации, воркшопы. Кроме того, презентация и рабочие встречи состоятся в городах по ходу следования корабля, что особенно актуально в начале летнего сезона. Программа круиза сформирована так, что все его участники смогут и присутствовать на рабочих встречах, и посещать все экскурсии по маршруту.
Стоимость участия для членов РСТ – 10 тыс. рублей на человека, включая проживание в комфортабельной двухместной каюте с кондиционером, питание, участие в развлекательной и деловой программе. При одноместном размещении стоимость участия – 20 тыс. руб. Дополнительно оплачивается организация презентаций и участие в рабочих встречах с агентствами в городах следования.
Присылайте заявки: (846) 333-68-41, info@samtravel.ru, Наталья Воропаева.
РСТ против несогласованных с бизнесом поправок в закон
20 апреля в Госдуме РФ состоялось заседание Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству под председательством первого заместителя главы комитета Валерия Язева. На повестке дня стоял вопрос рекомендации к принятию законопроекта № 547123-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации « во втором чтении.
Как рассказал RATA-news вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, РСТ в целом поддерживает концептуальные предложения законопроекта, в частности, необходимость создания фонда по экстренной помощи туристам за рубежом. «РСТ считает, что при взвешенном подходе к введению механизмов оказания экстренной помощи туристам за рубежом будут повышены как ответственность участников туррынка, так и правовая защита потребителей турпродукта. В то же время, излишняя финансовая и административная нагрузка на туроператоров лишь снизит конкурентоспособность турпродукта и, в конечном счете, ляжет на плечи потребителя, что не отвечает целям законопроекта», – сказал он.
Как пояснил г-н Барзыкин, в результате доработки законопроекта в правительстве РФ, администрации президента РФ и Госдуме без участия представителей РСТ была увеличена финансовая нагрузка на туроператоров. В статье 113 на расходы, связанные с текущей деятельностью объединения туроператоров в сфере выездного туризма дополнительно установлены взносы до 0,05 % от объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации турпродукта. Правда, это – максимальный показатель, и объединение может устанавливать ставку ниже этой величины.
«Хуже то, что в статье 114 на формирование компенсационного фонда размер членских взносов определен в размере 0,1% от годового объема денежных средств, полученных туроператором от реализации турпродукта, но не менее 100 тыс. рублей. Ранее этой четко оговоренной суммы не было. В нынешнем виде поправка ставит в неравное положение абсолютное большинство участников рынка, которые должны будут платить по фиксированной ставке», – сказал Юрий Барзыкин. Все они, по его словам, относятся к категории малого и среднего бизнеса, чартерными перевозками не занимаются и, как показала практика, риски здесь значительно меньше, чем у туроператоров с объемом реализации свыше 100 млн. рублей.
РСТ не поддерживает также новое положение законопроекта, внесенное отраслевым комитетом Госдумы, согласно которому средства создаваемого компенсационного фонда могут быть инвестированы в дополнительные проекты. «Средства фонда, которыми располагает объединение туроператоров, должны быть достаточными, но не излишними. Мы решительно против нецелевого использования средств и возможного вложения их в другие проекты, ведь объединение задумывается как некоммерческая организация», – заметил г-н Барзыкин. Правовое управление Госдумы, по его словам, также указывает на то, что целевые средства фонда могут использоваться только по назначению.
Два последних заседания Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, где обсуждался законопроект по туризму, проходили в закрытом режиме, без участия представителей турбизнеса. В связи с этим РСТ 20 апреля обратился с письмом к заместителю председателя Госдумы РФ, руководителя фракции партии «Единая Россия» Андрея Воробьева с целью проинформировать руководство Госдумы о создавшейся ситуации и о позиции РСТ по этому вопросу.
Законопроект о туризме будет вынесен на рассмотрение Госдумы во втором чтении 24 апреля.
Светлана Ставцева, RATA-news
«Идеальный мир», которого нет
Вчера 50 туристам московской компании «Идеальный мир», которые намеревались из аэропорта «Домодедово» вылететь в Тель-Авив рейсом El Al, было отказано в регистрации. Как выяснилось, у них на руках оказались фальшивки, очень похожие на распечатку электронных авиабилетов. Номера «билетов» были без трех первых цифр, означающих код перевозчика, а номер брони – одинаковым у всех 50 человек и при этом несуществующим. Как пояснила RATA-news генеральный представитель авиакомпании EL AL в России Татьяна Токаренко, фамилий пассажиров, предъявивших на регистрации эти бумажки, в списках на рейс не оказалось, то есть туроператор даже бронировал для них перевозку.
На вечерний рейс в Тель-Авив, который отправляется из Москвы в 21.40, подошли еще 35 человек с такими же «билетами». Им также было отказано в перевозке. Многие из них попросили представителей авиакомпании сделать на «бумажках» отметку, что это не авиабилеты.
Попытки туристов дозвониться в компанию «Идеальный мир» результатов не дали. Да и не могли дать: вчера же съемочная группа одного из телеканалов обнаружила, что таблички с названием компании на дверях офиса уже сняты. Зато некоторые дозвонились в гостиницу в Израиле, где планировали разместиться. Выяснилось, что места были оплачены, а потом платеж отозвали из Москвы.
Чуть позже появилась информация, что 54 российских туриста, тоже клиенты компании «Идеальный мир», которые ранее прибыли в Израиль рейсами «Аэрофлота» и «Трансаэро», не могут вылететь в Россию. Судя по всему, туроператор обманул и их, предоставив перевозку в один конец. Брони на обратные рейсы авиакомпании в системе не обнаружили. К разрешению ситуации подключились сотрудники консульства РФ в Тель-Авиве.
По информации Ростуризма, еще 8 человек без обратных авиабилетов обнаружились в Аммане. В каких еще странах находятся туристы «Идеального мира», сколько и на какую глубину продано туров, вчера выяснить не удалось, поскольку связи с владелицей и директором компании Татьяной Кавалеровой нет.
Финансовая ответственность туроператора на сумму 30 млн. рублей оформлена в компании «Росгосстрах», договор действителен до сентября с.г.
Туроператоры, к которым RATA-news обратилась за комментариями, ничуть не удивились такому повороту событий. Как выяснилось, г-жа Кавалерова должна очень многим израильским партнерам, включая авиакомпании, которые давно перестали с ней работать. Возможно, поэтому «Идеальный мир» некоторое время назад открыл свою принимающую фирму в Израиле и активно использовал этот аргумент в рекламе. Впрочем, сотрудница этой компании в Израиле, с которой связались обманутые клиенты, устранилась от решения проблемы, сообщив, что с воскресенья она числится уволенной.
Как рассказывают коллеги, г-жа Кавалерова никогда не отличалась корректностью в ведении бизнеса, накапливала и не торопилась возращать долги. В последнее время туры «Идеального мира» предлагались на популярных дисконтных сайтах со скидкой 50%. Турагентам компания предлагала невиданную комиссию 30%, а также практиковала личное финансовое поощрение менеджеров за каждый проданный тур. В свое время такой же стимул использовал и скандально почивший «Капитал тур».
Ирина Тюрина, RATA-news
Сергей Ромашкин: «Мы считаем именно внутренний рынок самым перспективным в туризме»
Две недели назад на организованной РСТ пресс-конференции крупнейшие туроператоры по России заявили, что им банкротства не грозят. Мы попросили одного из участников встречи, генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина (фото), подробнее рассказать о том, чем схема работы на внутреннем рынке кардинально отличается от работы на рынке выездном.
– Ваше заявление о том, что банкротства на внутреннем рынке невозможны, было почти сенсационным. Неужели ваш бизнес до такой степени не подвержен рискам?
– Традиционно туроператоры теряют деньги в двух местах – в авиакомпаниях и отелях, заранее выкупая места и квоты. А компании по внутреннему туризму сейчас фактически отказались от этой схемы работы. Отель дает нам номера, но есть договоренность, что за 10-14 дней до заезда их можно вернуть без штрафов. Что касается чартеров, то в России эта технология по разным причинам не работает. Мы не видим для себя партнеров-авиаперевозчиков. Большой процент туристов самостоятельно садятся на автобус, самолет, поезд и собственный автомобиль. Мы им можем помочь взять билеты на регулярные рейсы, но перевозка носит вспомогательный характер для нашего бизнеса. В прошлом году четыре туроператора организовали автобусную перевозку на Черноморское побережье. Автобусы ходили ежедневно из Москвы, всего получилось 240 мест в неделю – это явно не те объемы, которые могут сделать погоду для бизнеса наших масштабов.
– Но разве для того, чтобы получить места в популярных отелях на выгодных условиях, не нужно выкупать их заранее, как это происходит на выездном рынке?
– После 2008 года мы последовательно сокращали количество коммитментов. Сегодня у нас из общего числа мест лишь 5-10% жестких блоков в самых популярных отелях, где, если не выкупишь жесткий блок, не возьмешь ничего. Но даже если мы не продадим эти места, наш убыток составит лишь несколько процентов от всего оборота.
Многие агентства и туроператоры после пресс-конференции сказали нам: да вы не настоящие операторы. По их мнению, настоящим может считаться только тот, у кого много выкупленных мест. У меня возражение: мы настоящие операторы, потому что живые. Лучше быть без коммитментов, но живым, чем с жесткими блоками, но мертвым, как «Капитал» или «Ланта».
Наш бизнес меняется: то, что работало пять лет назад, сегодня невозможно. Я считаю, что мы заняли менее рискованную нишу. Во многом это похоже на бизнес с индивидуальным бронированием, но раз люди к нам приходят, значит, им это нужно. Турист не покупает у нас некий «коммитмент», он и слов таких не знает. Ему нужны хороший ассортимент, удобство поиска тура, быстрота обслуживания, гарантии исполнения услуг на месте. Все это у нас есть.
– Количество тех, кто к вам приходит, растет или падает?
– Еще недавно лучшим годом для нас был 2008-й. Потом был спад, затем восстановление спроса. В 2011 году мы превзошли объемы 2008 года на 20%. Мы считаем, что это хороший результат, потому что немногие предприятия в российской экономике после кризиса смогли улучшить свои финансовые показатели. Я внимательно слежу за продажами автомобилей в России, так вот там, возможно, только в 2012 году произойдет возврат к уровню 2008 года.
– Восстановление стало результатом вашей собственной политики или благодаря улучшению качества российского продукта?
– Мне трудно ответить, что стало основной причиной. Рынок внутреннего туризма огромен, закрыт, и анализировать его сложно. Думаю, и усилия туроператоров, и улучшение турпродукта. В целом ситуация на курортах улучшается. Те, кто не был там 10 лет, имеют старые представления. Все курорты стремительно развиваются. Геленджик начал раньше и продвинулся дальше. Сочи даже еще не стартовал по-настоящему, старт отложен на 2014 год, по понятным причинам. Курорты находятся в разном состоянии с точки зрения качества отелей, сервиса, городской инфраструктуры. Но везде изменения значительны. За те годы, что мы ими занимаемся, сменилось целое поколение руководителей, менеджеров среднего звена, обслуживающего персонала. Сейчас бизнес ведут люди современные, до 40 лет, которые воспитывались при рыночной экономике и которым понятно, что, если ты обидел туриста в этом году, в следующем его не увидишь.
Изменение психологии я бы поставил на первое место по значимости. На курортах стали понимать, что отношение к туристу – основа благосостояния, что туристов обижает не отключение воды в номере, такое бывает и за рубежом. А то, что на вопрос, почему нет воды, им говорят: отстаньте, мы заняты. Вот это ушло в прошлое. Туристы все меньше жалуются на «совковое» отношение. В отельный бизнес наших курортов приходят международные гостиничные сети, что задает высокую планку сервиса в целом. Обычным стало наличие в отелях бассейнов, анимации, доступа в интернет. А с точки зрения инфраструктуры появились аквапарки, городские развлечения. То есть курорты движутся в правильном направлении.
– Есть ли у российских курортов потенциал для роста турпотока?
– Потенциал роста огромен, и мне он видится в увеличении транспортной доступности курортов. Нужны новые дороги, новые быстрые поезда, государственная поддержка внутреннего туризма в виде снижения стоимости проезда, дотирования билетов и т.д. Об этом мы не раз говорили. Транспорт – локомотив туризма!
А пока предложение превышает спрос. Опросы ВЦИОМ за последние пять лет показывают, что число отдыхающих на Черноморском побережье не растет – оно стабильно составляет 7% россиян. А количество объектов, то есть предлагаемых к продаже мест, выросло за те же пять лет процентов на 30, прежде всего, за счет частных отелей. Что происходит, когда количество мест растет, а туристов остается столько же? Падает загрузка. Поэтому те благословенные времена, когда отели стояли загруженными июль-август, прошли.
– Растут ли прямые продажи отелей? Зачем российскому отелю туроператор?
– Мы для отелей – хорошие оптовые покупатели, это пока выгодно для них. Понятно, что они не хотят отдавать нам 20% комиссии, им интереснее продавать самим и зарабатывать больше. Но они понимают, что дилерская сеть туроператора – это «кровеносная система» в туризме. «Дельфин» продает путевки в 550 городах – ни один отель не имеет такой возможности. Мы обеспечиваем доступ к покупателям в самых отдаленных уголках – например, «доставляем» путевки «Адлеркурорта» в городок рядом с Петропавловском-Камчатским. Туроператоры двадцать лет строили дилерские сети. Отели понимают, что для того, чтобы построить свои, нужно потратить годы жизни и вложиться в технологии.
Так что пока отели в нас заинтересованы. Как будет через 10 лет – не знаем. Может быть, все туристы будут покупать сами в интернете, и отели скажут, что мы им больше не нужны.
– Такие отели уже есть?
– Больше всего заинтересованы в туроператорах новые отели. Построили гостиницу – ее никто не знает. Директор приходит к нам, предлагает хорошие условия, мы ставим в прайс-листы, об отеле узнают агентства, он начинает загружаться. Один-два-три года загрузка растет, при этом каждый отдохнувший там турист распространяет информацию, что отель классный. Через 5 лет директор уже не дает нам 100% номеров, так как у него есть прямые продажи. Еще пара лет – спасибо, я заполняюсь хорошо, вы мне больше не нужны. Небольшой отель на 20-30 мест за 5-7 лет может уйти от операторов к прямой реализации и использовать только возвратных клиентов. Если отель огромный, как «Адлеркурорт», например, то это невозможно, нужна постоянная подпитка новыми туристами.
– Как же вы выживаете, если курортные гостиницы постепенно отказываются от ваших услуг?
– В одном только Краснодарском крае несколько тысяч отелей, на наш век хватит. Мы понимаем, и они тоже, что наше сотрудничество, возможно, не вечно. Но на место ушедшего отеля встанут десятки других, и, поскольку гостиницы строятся, мы друг друга находим. Летом 2014 года после Олимпиады на рынок будут выброшены несколько десятков тысяч номеров олимпийского фонда. Адлер мгновенно переполнится предложением. Эти новые отели обратятся к нам, чтобы загрузиться летом. Поэтому мы с нетерпением ждем 2014 года, чтобы купить «за три копейки» пятизвездочные отели.
– Но ведь инвесторам нужно будет вернуть деньги, почему вы думаете, что они «отдадутся» вам дешево? Владельцы будущих гостиниц уже приходят к вам с предложениями?
– Мы верим, что они придут к нам и предложат хорошие условия. С таким объемом новых номеров рынок Сочи никогда не сталкивался. Причем в 2014 отели сразу не заполнятся – нужна серьезная маркетинговая программа, которая даст отдачу не раньше 2015-16 годов. Думать об этом собственники и их бизнес-структуры должны уже сегодня, искать крупных туроператоров для заполнения мощностей. В следующем году мы сами начнем инициировать встречи с ними.
– Как обстоят дела в Красной Поляне?
– Уже сегодня это лучший горнолыжный курорт в России. Красная Поляна состоит из трех зон катания, которые в перспективе соединятся в один район. В газпромовской «Лауре» всегда много туристов, это хорошее место для уик-эндов. В комплексе «Горная карусель» пока маловато трасс, и с точки зрения лыжников они не очень неинтересны. Роза Хутор – ядро будущей олимпийской программы, там всю прошедшую зиму уже шли тестовые горнолыжные соревнования. Это самый интересный район, и там пока два отеля, которые запустились в марте. В 2013 здесь будет построена горная олимпийская деревня на 2600 мест. Интерес к Красной Поляне очень велик, хотя сейчас там не очень живописно из-за стройки. Правда, олимпийский сезон 2013-2014 годов не сулит туроператорам ничего хорошего – места будут отданы под спортсменов, судей и т.д.
В моем понимании, после строительства новых гостиниц в Поляне будут сбалансированы спрос и предложение. А внизу, в Адлере, такого числа номеров не нужно, как они будут загружаться, пока непонятно.
– В прошлом году вы говорили, что Олимпиада привлечет в Сочи туристов – люди захотят посмотреть, что там построено.
– Безусловно, летом 2014 года будет значительный рост турпотока в Сочи. Сейчас эффект олимпиады отрицательный – число запросов на отдых в Сочи в интернете за первый квартал года упало на 15%. Туристы знают о том, что там напряженная стройка и в Адлере, и в Сочи, что трудно проехать на своей машине по горной дороге с грузовиками. Туристы «переезжают» в Лазаревское, Туапсе, Анапу, Геленджик. Но в долгосрочной перспективе, когда стройка закончится, будет хорошо. Город получит поток «отложенных» туристов и тех, кто приедет посмотреть на «новый Сочи».
– Туроператоры по внутреннему туризму часто сетуют на то, что агентства не хотят продавать российский продукт. Вы с этим согласны?
– Агенты не формируют спрос – они продают то, что продается. Структура продаж агента, например, в Москве: 85% – заграничные туры, 15% – российские. На эти 15% ставят не самых сильных менеджеров, новичков, выпускников вузов. Из-за того, что обычно зарплата менеджера привязана к выручке, для них это, видимо, менее доходно, потому что туры дешевле. В среднем, стоимость тура по России в два раза ниже, чем на выезде, много туров недорогих: например, поездка во Владимир, Суздаль стоит 8 тысяч рублей, в Подмосковье на неделю – 10 тысяч. Менеджер, который продаст тур в Подмосковье за 10 тысяч, заработает меньше, чем если продаст путевку в Турцию за 30 тысяч. Думаю, что проблема в этом. В то же время в региональных агентствах основная масса туров – это Россия, и это наши лучшие продавцы.
– Есть ли какой-то способ стимулировать агентские продажи?
– На мой взгляд, перспективно в целом стимулировать туризм в России, что сейчас и делается на федеральном и региональном уровнях. Будет расти число туристов, число поездок по России – будет расти и агентский доход по нашим направлениям. Мы, туроператоры, также вкладываемся в маркетинг России и рассчитываем на рост продаж в этом году в пределах 20-25%. Мы считаем именно наш рынок самым перспективным в туризме.
Евгения Кареева, специально для RATA-news
Сибирякам предложен еще один вариант Вьетнама
Последняя новость от компании «Пегас Туристик», активно расширяющей свое присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке: из трех городов – Новосибирска, Красноярска и Иркутска – впервые будет осуществлена попытка организовать чартерные перевозки на вьетнамский курорт Дананг.
«Считаю, что это оправданный шаг, – сказала RATA-news генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. – Страна интересная, потрясающе красивая, поэтому мы решили расширить линейку наших предложений по Вьетнаму. Мы только-только заявили об этой программе, поэтому о продажах говорить пока рано. Но я, как всегда, настроена оптимистично».
С мая по сентябрь оператор планирует выполнить из каждого города по 13 рейсов на Boeing 767-300 авиакомпании Nord Wind (борт вмещает около 300 пассажиров). Объем всей сибирской программы в Дананг – почти 12 тыс. кресел.
Оптимизм оператора разделяют и в регионах. «Дананг уже начал пользоваться спросом, и мы сами активно предлагаем его нашим туристам», – рассказала специалист красноярского агентства «Атлантис» Зульфия Рыжова. Она объяснила, что интерес к Вьетнаму был подогрет все тем же «Пегасом», который поставил на весь зимний сезон цепочку в Нячанг и смог «раскатать» направление, несмотря на все сомнения. «Сначала мы настороженно смотрели на эту программу, но в итоге она состоялась, и люди, которые выбрали эту страну для отдыха, вернулись довольные. Я сужу не только по своим клиентам, но и по туристам моих коллег, – пояснила Зульфия Рыжова. – По соотношению цена-качество новый турпродукт составил идеальную конкуренцию Таиланду, который всем уже хорошо знаком. И как только появилось новое предложение по Вьетнаму, сразу начались бронирования. Дананг, думаю, будет пользоваться спросом. Смущает только то, что Вьетнам – не совсем летнее направление».
Другие турагенты опровергают эти опасения. «Дананг – это регион, где летом самая хорошая погода во Вьетнаме, – рассказала директор барнаульского агентства «ГЛЭМ-Тур» Ольга Ришко. – Москва летает туда летом и давно, отельная база там очень высокого уровня, а курортная зона похожа на европейскую. Но об этом у нас знают немногие, так как мало кто там был. Надеюсь, Дананг заинтересует сибирских туристов».
Генеральный директор иркутской компании «Фортуна турс & тревел» Алексей Крашенинников подтверждает, что зимняя программа в Нячанг «прошла на ура» и в Прибайкалье, но отмечает, что поездками довольны не все. «Туристам понравился сервис, – объяснил специалист. – Но в сравнении с Таиландом, по большому счету, там практически нет развлечений. И надо заметить, что по второму разу во Вьетнам сильно никто не рвется».
Директор турфирмы «Центральное бюро путешествий» Игорь Соловьев и вовсе сомневается, что в Новосибирске программа в Дананг будет пользоваться большим спросом: «Позволю себе прокомментировать итоги прошлого года, когда упомянутым оператором были заявлены рейсы на Майорку, в Коста-дель-Соль, на Сардинию, а перед началом полетов их отменили. Возможно, это такой метод маркетингового исследования – поставить рейсы и смотреть на спрос. Но при всем уважении к оператору, нужно трезво оценивать ситуацию. Лично я пока не уверен, что программа состоится».
Анна Вальцева, специально для RATA-news
Лучшие оздоровительные клиники Словении ждут гостей на MITF-2012
В Гостином дворе 18 мая, в рамках ярмарки путешествий MITF-2012, состоится презентация группы Slovenia Medical, объединяющей словенские медицинские учреждения высокого уровня.
Жемчужиной отдыха в Словении по праву считаются бальнеологические и климатические курорты. Мягкий климат, термальные воды и современная медицинская база по праву закрепили за Словенией лидерские позиции мирового медицинского туризма.
Лучшие оздоровительные курорты Словении объединились в единую группу Slovenia Medical, которая контролирует качество обслуживания всех входящих в нее центров и постоянно следит за эффективностью использования самых новейших эксклюзивных методик оздоровления.
Гости 12-й Московской международной ярмарки путешествий «Отдых из первых рук» смогут присутствовать на презентации группы Slovenia Medical, где получат информацию от ведущих профессионалов медицинского туризма Словении. Представитель группы в России и странах СНГ Лилия Вента не только расскажет о самых последних наработках в области медицинского и оздоровительного туризма, но и подробно охарактеризует словенские центры, специально адаптированные под российский рынок. Самую свежую информацию по специальным программам похудения, оздоровления и сохранения молодости представит директор по маркетингу компании Терме Крка Даринка Бобнар.
Кроме того, все гости мероприятия смогут приобрести льготные путевки на ведущие курорты страны. Среди них клиника легочных и аллергических заболеваний Гольник, клинический центр Марибор, лечебный курорт Рогашка Слатина, ортопедическая больница Валдолтра, реабилитационный центр Соча, Центры релаксации и спа – Терме Крка.
MITF: (495) 604-40-39, 695-63-62, факс (495) 783-95-55, mitf@mitf.ru, www.mitf.su
«Ривьера-Сочи»: ценопад в санаториях Сочи
Специальные цены на отдых и лечение в мае и июне в популярных санаториях Сочи по программе «Открытый юг». Снижение цен по сравнению с ценами стойки до 60%. Агентствам предоставляется комиссия (СПО 20).
В акции участвуют:
санаторий «Светлана» – до 15 мая от 1150 руб., с 16 мая от 1550 руб.;
СКК «Знание» – до 15 мая от 1150 руб., с 16 мая от 1300 руб.;
санаторий «Металлург» – до 15 мая от 1200 руб., с 16 мая от 1500 руб.;
санаторий «Южное взморье» – до 15 мая от 1330 руб., с 16 мая от 1500 руб.;
санаторий «СССР», пансионат «Олимпийский-Дагомыс» – с 15 мая 1500 руб.
Цены указаны с человека в сутки в 2-местном номере и включают трехразовое питание, лечение, пользование инфраструктурой санатория. Минимальный срок путевки – 7 дней. Из городов Москва, Самара, Казань, Екатеринбург возможно бронирование комплексного турпакета, включая авиаперелет и трансфер.
Все спецпредложения и акции в продаже
«Ривьера-Сочи»: (8622) 69-44-20, (495) 411-82-52, sale@rivsochi.ru, www.riviera-sochi.ru
«Атлантис Лайн»: круизы «Карнавал Средиземноморья» в августе – от $699
Туроператор по морским круизам «Атлантис Лайн», генеральный партнер самой популярной круизной компании в мире Carnival, сообщает о специальных ценах, установленных на летние круизы серии «Карнавал Средиземноморья» на новейшем лайнере Carnival Breeze. Экономия более $1000 на человека.
Стоимость раннего бронирования на 12-дневные круизы «Карнавал Средиземноморья» начинается всего от $699 с человека. Цены в долларах выводят круизы «Атлантис Лайн» «Карнавал Средиземноморья» в лидеры продаж в наступающем сезоне.
Цена включает размещение в комфортабельной каюте, высококлассное круглосуточное питание, всю разнообразную инфраструктуру великолепного лайнера. Русскоязычный сервис и экскурсии на русском делают круизы «Карнавал Средиземноморья» особенно популярными.
Забронировать круизы Carnival и русские экскурсии в портах захода можно только у официального генерального партнера Carnival – компании «Атлантис Лайн» и авторизированных агентствах «Атлантис Лайн». Проверяйте наличие отметки Booked By Atlantis Line Sea Cruises в оригинальном подтверждении.
Для агентств-партнеров «Атлантис Лайн» предлагает гибкую шкалу комиссионного вознаграждения на круизы, экскурсии, бронирование отелей до и после круиза, круизный поисковый модуль для установки на сайт, информационные материалы и обучающие программы.
«Бриз Лайн»: круизный семинар в Санкт-Петербурге
Компания «Бриз Лайн» приглашает на круизный семинар, который пройдет 18 апреля в Санкт-Петербурге, в гостинице Crown Plaza (Лиговский проспект, 16) с 11.00 до 17.00. Регистрация на семинар здесь.
Круизная конференция в Санкт-Петербурге c посещением лайнеров Queen Victoria 5-6* и Emerald Princess 5* состоится 17-18 мая. Спикерами на мероприятии выступят региональный менеджер по Европе Princess Cruises Натали Папутсоглу и заместитель генерального директора «Бриз Лайн» Илья Милитицкий.
В программе:
– 17 мая, с 10.00 до 15.00, посещение круизного лайнера Queen Victoria, презентация на борту, ланч;
– 17 мая, с 16.00 до 19.00, семинар «Новые цены на круизы лето-2012 с Princess Cruises – 13 дней от $999 с человека»;
– 18 мая, с 10.00 до 16.00, посещение круизного лайнера Emerald Princess, круизная конференция на борту с перерывом на чай и кофе.
Регистрация на конференцию здесь.
Для посещения лайнеров участникам необходимо иметь два паспорта – внутренний и заграничный.
«Поиск круизов» и online наличие мест и цены на круизы Princess и Cunard на сайте www.breeze.ru
«Бриз Лайн»: (495) 984-63-66, breezeline@breeze.ru, www.breeze.ru
«Музенидис Трэвел»: уникальный ретро-тур в Грецию «50+»
Ретро-тур «50+» разработан специально для людей элегантного возраста и представляет собой программу, которая совмещает интересный отдых и насыщенное времяпрепровождение.
По программе предусмотрены:
– экспресс-курс «Интернет каждый день», первые навыки работы в интернет-сети;
– творческая встреча с яркими звездами прошлых лет – народной артисткой России Натальей Гвоздиковой и заслуженной артистки РФ, диктором ТВ Татьяной Судец;
– неформальное общение в уютной атмосфере;
– ретро-кинозал (просмотр любимых кинофильмов прошлых лет);
– вечера поэзии при свечах (романсы, песни под гитару, караоке с песнями 70-80-х годов).
Божественный климат Греции, солнце и море, исцеляющее болезни и тревоги, увлекательные поездки – все это рассчитано на самый широкий круг людей элегантного возраста.
Заезд с 11 по 18 мая.
Стоимость от €585 за неделю. В стоимость входит: авиаперелет Москва – Салоники – Москва, проживание в отеле, питание, медицинская страховка, групповой трансфер аэропорт – отель – аэропорт, услуги русскоговорящего гида, гарантия от невыезда. В стоимость не входит виза.
Виза за 3 дня. Комиссия – €40.
Все перелеты регулярными рейсами авиакомпаний Astra Airlines, «Аэрофлот», «ВИМ-авиа» с бизнес-классом.
«Музенидис Трэвел»:
(495) 787-49-49 («Курская»)
(495) 787-94-00 («Проспект Мира»)
(495) 787-46-46 («Полянка»)
(495) 787-85-00 («Динамо»)
«СНП»: детский и молодежный центр Citta del Sole на Сицилии
Компания «СНП» представляет новый уникальный продукт – детский и молодежный лагерь на острове Сицилия (Италия). Впервые на российском рынке настоящий детский лагерь в Италии – с интересной авторской программой, обилием спортивных мероприятий, творческих конкурсов и экскурсий, с опытными русскоязычными вожатыми и директором лагеря.
Детский центр организован на базе клубного отеля Citta del Mare 3* (провинция Палермо) с обширной инфраструктурой для спорта и отдыха. Лагерь рассчитан на детей и подростков 10-17 лет, заезды на 15 и 22 дня.
Стоимость заездов на 15 дней от 45 тыс. рублей, включая авиаперелет в Палермо.
Комиссия агентствам – 10%.
Также мы предлагаем детские лагеря в Болгарии, Черногории, Турции, Анапе и Крыму.
«СНП»: (495) 995-58-60, www.snp.ru
«Ван Борк»: Маврикий – скидка 30%
Тропический остров Маврикий – излюбленное место отдыха европейской элиты. Именно поэтому компания «Ван Борк» позаботилась о том, чтобы предоставить своим агентствам самые престижные отели, включая роскошный One&Only Le Saint Geran 5*.
Отель находится среди пышного тропического сада у белоснежного двухкилометрового пляжа. One&Only Le Saint Geran славится не только безупречным сервисом, но и великолепной кухней. В меню представлены изысканные авторские блюда. Современный SPA-центр под управлением ESPA предлагает разнообразные процедуры. Для маленьких гостей открыт детский клуб, стилизованный под затонувший корабль.
Но главное – это привлекательная цена. При бронировании 10 ночей в номере Junior suite предоставляется скидка 30% на проживание + полупансион в подарок.
Перелет Москва – Маврикий – Москва: тариф Emirates – от 19 500 руб., «Трансаэро» – от 20 358 руб.
«Ван Борк»: (495) 380-33-55, info@vanbork.ru, www.vanbork.ru
«Астравел»: Иордания – майские туры со скидками
Гарантированные блоки мест «Майские туры». Заезды: 29 апреля – 6 мая, 1 – 8 мая (8 дней/7 ночей). Перелет Royal Jordanian Airlines. Дополнительная скидка на любой выбранный пакет по Special Offers – $50.
Тур «Релакс на Мертвом море» – $1694.
Тур «Майская феерия в Иордании отдых на Красном и Мертвом море» – $1562.
Тур «Майские праздники» – «Релакс на Красном море» – $1624.
Тур «Майские праздники в Иордании» – $1945.
Тур «Майские каникулы в Иордании» – $1880.
«Астравел»: (495) 781-27-00, jordan@astravel.ru, www.astravel.ru
«Альцес»: туры в Польшу на чемпионат Европы по футболу
Чемпионат Европы по футболу 2012 года стартует 8 июня на Национальном стадионе в Варшаве. В результате жеребьевки Евро-2012 определено, что Россия будет играть в одной группе с командами Чехии, Греции и Польши. Матчи группы А, а именно в ее состав вошла наша сборная, пройдут на стадионах Варшавы и Вроцлава.
Программы и цены туров на Евро-2012 здесь.
«Альцес»: (499) 237-70-70, www.polandtravel.ru
Что лучше для туриста – Крым или Краснодарский край
Когда-то Ялта и Сочи были мечтой любого советского отпускника. Сегодня ситуация изменилась: бывшие советские санатории не выдерживают конкуренции с заморскими отелями. Но потерявшие бюджетный Египет россияне все чаще обращают внимание на крымские и кавказские здравницы. И об этом говорит статистика ежегодно растущих туристических потоков на черноморское побережье. РИА «Новости» провели сравнительное исследование этих двух туристических регионов, существовавших в течение многих десятилетий примерно в равных условиях развития. Мы сравнивали эти два региона с точки зрения цены, сервиса и климата, и выяснили, что плюсы Крыма уравновешивают минусы Кавказа, и наоборот.
За комфорт надо платить. В 2011 году в Крыму отдохнуло около 6 млн. человек, из них 1,2 млн. россиян. Планка Краснодара почти в два раза выше – более 11 млн. туристов в год. Однако Черноморское побережье не знает отбоя от туристов, в основном, в пик туристического сезона. «В остальное время инфраструктура задействована лишь частично. А ситуация в мире меняется быстро, конкуренты в виде новых направлений появляются мгновенно, поэтому расслабляться нельзя», – говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.
Главное препятствие для привлечения платежеспособных туристов в Крым и на Кавказ – высокие цены, которые не соответствуют качеству сервиса, иногда откровенно хамского. Комфортный отдых в старом корпусе с пыльными дорожками, полуразвалившейся мебелью и необходимостью ежедневно бегать за горничной с просьбой прибраться – невозможен, какой бы потрясающей не была окружающая природа. «Мне стыдно за 200 санаториев из 240, которые есть в Крыму» – признает министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев, поясняя, правда, что остальными 40 можно гордиться.
Если сравнивать по удобству проживания для туристов Крым и Кавказ, то эксперты уверены: в целом туристическая инфраструктура на Кавказе в большей степени современна и модернизирована в силу внушительных бюджетных вливаний в краевую туриндустрию. Сейчас, как отмечает, Юрий Барзыкин, объектов для проживания в Краснодарском крае в два раза больше, чем в Крыму. Преимущество российского юга еще и в том, что в Сочи уже работает обязательная система классификации отелей – туристу, привыкшему к качественному сервису, проще ориентироваться и делать выбор.
Однако краснодарские плюсы обходятся путешественникам несколько дороже скромных условий в Крыму. Правда, разница в цене, по мнению Юрия Барзыкина, несущественна: «Если не учитывать расходы на дорогу, то турпакеты для обоих регионов соизмеримы, Крым – до $1000, Краснодарский край – до $1200 за отдых в пределах стандартных 10-14 дней», – считает эксперт.
Предстоящие в Сочи зимние Олимпийские Игры, по мнению экспертов, вряд ли как-то помогут туристу, ориентирующемуся на средние цены. Мест в отелях станет больше, но это не значит, что цены на них упадут. «Все новые объекты, строящиеся в рамках подготовки к Олимпиаде, рассчитаны на туриста не со средним кошельком», – говорит директор департамента российского туризма компании «Роза ветров» Юрий Блейз.
Единственный возможный выход для отдыхающих на черноморском побережье сэкономить – размещение в частном секторе, где цены в большинстве случаев намного ниже. Кстати, судя по преобладающему количеству самостоятельных путешественников и в Крыму и на Кавказе, частный сектор здесь популярен. Так, по оценкам Александра Лиева, только 10% всех туристов едут в Крым по путевкам, остальные самостоятельно. Что касается Краснодарского края, то по данным краевого департамента комплексного развития курортов и туризма, доля отдыхающих по путевкам на российском юге больше – примерно четверть от общего количества туристов.
Здоровье: климат или технологии? На Западе такого не найдешь. Несмотря на то, что оздоровительная индустрия Крыма и Краснодарского края серьезно пошатнулась в 90-е годы и до сих пор не может прийти в себя, эксперты уверены, что и Крым и юг России уникальны с точки зрения своего оздоровительного потенциала. Как в плане климата, так и в плане накопленного опыта.
«На зарубежных курортах просто нет ничего подобного тому, что создавалось в Крыму и на Кавказе в течение многих десятилетий», – говорит Юрий Барзыкин. Но для желающих поправить здоровье ответ на вопрос, куда лучше поехать: в Крым или в Сочи – нуждается в тщательном анализе, поскольку в каждом случае достоинства уравновешиваются недостатками и наоборот. «В Крыму более сухой климат, туда чаще едут люди с сердечными заболеваниями, на Кавказе субтропики, которые подходят людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата», – говорит Юрий Барзыкин.
По мнению Юрия Блэйза, Крым выигрывает в плане оздоровления, в первую очередь, своим природным потенциалом, а Краснодарский край – медицинскими технологиями. «Сакские и чокракские грязи, например, с большим лечебным эффектом, чем анапские и тамбуканские. Но в России более современное медицинское и диагностическое оборудование», – говорит эксперт.
Тем не менее, эксперты признают, что до качественных оздоровительных программ, как Крыму, так и Краснодарскому краю еще далеко. Часто отдыхающие самостоятельно подбирают себе имеющиеся оздоровительные процедуры, пользуясь лишь формальной помощью курортных медиков.
Наследие российской элиты и недооцененные сокровища Кавказа. Российский туризм начинался в Крыму. Крым в два раза старше нынешнего российского юга как туристическая дистинация и, по мнению экспертов, уникален на мировом фоне. «Что касается достопримечательностей – здесь безусловное преимущество принадлежит Крыму, который по количеству памятников архитектурного наследия уступает только Греции и Италии. В свое время вся культурная богема России отдыхала в Крыму и оставила свое творческое наследие», – напоминает Юрий Блэйз.
Юрий Барзыкин соглашается, что образ Крыма как места с культурно-историческим наследием ярче, отмечая, что разведанных и обустроенных территорий музейного уровня в Крыму больше.
Однако, по его мнению, российский юг может быть не менее интересным с экскурсионной точки зрения. «Античные города, например, располагались не только на территории современного Крыма, но и кавказского побережья. Оно тоже своего рода кладезь с не только сохранившимися античными памятниками, но и, например, с уникальной дольменной культурой, раннехристианскими храмами», – говорит эксперт, отмечая, что многие достопримечательности Кавказа не настолько раскручены, как крымские. «Это вопрос имиджевой политики, большей сосредоточенности на лечебно-оздоровительном и пляжном, детском отдыхе», – считает Барзыкин.
Единый бренд – для бизнеса и целостность восприятия – для туриста. Отправляясь в Крым или на Кавказ с экскурсионными целями, стоит помнить, что без услуг гидов здесь обойтись не всегда просто, и лучше продумать экскурсии заранее. Проблема во внутренних транспортных коммуникациях между районами, особенно, по мнению Юрия Барзыкина, это касается Крыма. Например, решив съездить из Судака в Коктебель, можно час простоять на пыльной дороге в ожидании автобуса. «Самостоятельно путешествовать туристу как в Крыму, так и на Кавказе тяжело: наша культура не предполагает, что турист может иметь свои пожелания по поводу экскурсионной программы», – замечает Юрий Блейз.
Кроме того, эксперты уверены, что, кроме развития внутренних транспортных коммуникаций, надо возрождать транспортную связь между Крымом и Кавказом, которая существовала в советское время. «Помню, в детстве родители меня отправляли на "Комете" (теплоход на подводных крыльях: ред) из Сочи, и дядя встречал меня в Ялте», – ностальгирует Юрий Барзыкин, замечая, что «Кометы» потом продали в Грецию. По его мнению, будущее за интеграцией Крыма и Краснодарского края как единого бренда, особенно, для иностранных туристов.
«У путешественника должна быть возможность без проблем за одну поездку посмотреть и Ботанический сад в Ялте и дендрарий в Сочи», – говорит Барзыкин. Крым и российский юг – конкуренты в туризме, но, по мнению эксперта, туры интегрированного характера могли бы иметь успех. Но пока таких туров нет, придется выбирать.
«Ямал» начинает выполнять регулярные рейсы Москва – Гетеборг
С 21 мая с.г. авиакомпания «Ямал» будет выполнять три еженедельных рейса из аэропорта «Домодедово» (Москва) в аэропорт Ландветтер (Гетеборг). Впервые западная Швеция будет связана прямым воздушным сообщением с российской столицей.
Открытие рейса – один из результатов продуктивного сотрудничества партнерства Goteborg Access (Swedavia – Goteborg Landvetter Airport, Goteborg & Co, Visit Sweden, West Sweden Tourist Board, Business Region Goteborg). «У наших партнеров давно существует спрос на прямое воздушное сообщение с Россией. Теперь столь привлекательный рынок открыт для нас», – заявила глава Goteborg & Co Сабин Сондерград.
«Ямал» будет использовать на линии самолет Bombardier CRJ 200 вместимостью 50 кресел.
«Домодедово» – крупнейшего аэропорта России и Восточной Европы, предлагает более 200 направлений на внутренних и международных линиях. В 2011 году он обслужил свыше 25 миллионов пассажиров. Домодедово.
Аэропорт Гетеборга – второй по величине в Швеции, обслужил 5 миллионов пассажиров в 2011 году. Аэропорт предлагает своим пассажирам более 50 направлений по Европе, среди них – Лондон, Манчестер, Париж, Брюссель, Цюрих, Рим и другие.
Гетеборг – второй крупнейший город Швеции, расположен на западном побережье королевства. Это экономический, туристический и промышленный центр Швеции. В городе расположена штаб-квартира компании Volvo.
Авиакомпания «Ямал» основана в 1997 году, головной офис расположен в Салехарде. В воздушном парке 18 судов. Авиакомпания летает по 40 направлениям. Гетеборг будет первым регулярным направлением в Западной Европе.
«Уральские авиалинии» открывают новый рейс Нижний Новгород – Симферополь
«Уральские авиалинии» открывают новый летний маршрут Нижний Новгород – Симферополь. Рейс будет выполняться по воскресеньям с 3 июня по 9 сентября 2012 года.
Билеты можно приобрести на сайте перевозчика www.uralairlines.com и в авиакассах. Все рейсы авиакомпании «Уральские авиалинии» выполняются на современных и комфортабельных авиалайнерах семейства Airbus.
«Уральские авиалинии» входят в десятку ведущих российских авиакомпаний. За 2011 год услугами перевозчика воспользовались более 2,5 млн. пассажиров. География полетов ежегодно расширяется и насчитывает более 120 направлений. Основу парка воздушных судов «Уральских авиалиний» составляют современные и комфортабельные самолеты Airbus. На сегодняшний день перевозчик эксплуатирует 24 зарубежные машины: 15 – А320 и 9 – А321.
Пикник на Марсе
Продолжаем рассказ об ознакомительном туре в Исландию, организованном в конце марта компанией Iceland Travel для российских туристических компаний.
Исландия – страна для гурманов. Сюда едут в поисках необычных ощущений, эмоций, захватывающих дух пейзажей. Только в этой стране можно пройтись по дну древнейшего океана, постоять на одном из главных тектонических разломов Земли, а после «прогулки» по ледникам окунуться в горячее термальное озеро. Здесь самая высокая плотность вулканов на душу населения при самой низкой плотности самого населения на кв. километр страны. Только здесь можно увидеть величайшие в мире лавовые поля любых форм и размеров – от мрачных гигантских плит, внезапно застывших на подступах к морю, до веселеньких полян, поросших желто-зеленым мхом.
Исландия, страна самых длинных, практически непроизносимых с первой попытки слов, – Оудаудахрейн, Киркьюбайарклейстур, Екюльсауртулоун. Здесь вы не услышите понятных всем интернациональных слов – исландцы берегут родной язык. Но проблем нет – английским владеют все.
Наконец, Исландия – страна самой здоровой и экологичной еды, ведь остров практически изолирован от внешнего мира. Здесь можно попробовать такие диковинки, как китовое, акулье мясо или настойку на мхе, знаменитую Jallagrassa. Ее же обычно везут в подарок домой, пьется легко, без каких-либо последствий, хотя вкус для алкоголя в 38 градусов совершенно необычный – грибной, земляной.
В ходе тура нам удалось оценить своеобразие исландской кухни, в том числе ее настоящих раритетов. Мне, как любителю хлеба, больше всего запомнился исландский «вулканический» хлеб. Вообще в Исландии продается в магазинах и подается в кафе и ресторанах хлеб, испеченный по старинным рецептам. Я привезла его домой и еще долго наслаждалась вкусами и ароматами этой поездки. Но вулканический хлеб – отдельная история.
Земля в некоторых местах Исландии такая горячая, что фактически заменяет духовку. Вот в нее исландцы в древности и закапывали форму с тестом. Именно такой хлеб предложили нам попробовать во время экскурсии по Долине гейзеров. Представьте, вокруг безлюдная марсианская равнина в серо-бежевых тонах, под ногами – пузырящиеся грязные лужицы и подозрительно булькающие лунки гейзеров, которые желательно обходить, чтобы не провалиться. И посреди этого оптимистичного пейзажа, под приятное завывание ветра и моросящий дождичек вдруг появляется крепкий исландский мужчина в поварском колпаке, фартуке и …с лопатой в руке. Побродив среди похожих друг на друга лунок, он решительно воткнул в одну из них лопату и начал копать. Через какое-то время из-под земли на свет появился большой белый мешок, который наш повар вытянул за веревочку.
Повар» понес его на столик, тоже неизвестно откуда взявшийся в этой пустыне. В мешке оказалась форма, а в ней хлеб, рыже-коричневый, как медовая коврижка и с таким же приятным вкусом. Из-за длительности процесса готовки, как объяснили нам, сахар в тесте карамелизируется и придает хлебу сладковатый вкус. И вот на этот хлеб, отдающий топленой сгущенкой, кладут обычную исландскую еду – селедку, лосось или яйца, сваренные вкрутую таким же дедовским методом в соседнем гейзерочке. И все это запивается бреннивином – исландским шнапсом.
Другой исландский деликатес, харкарл, оказался более суровым испытанием. Это – протухшее акулье мясо, традиционная исландская еда и, похоже, самое специфическое из кухни викингов блюдо. Как известно, мясо свежей акулы несъедобно и даже опасно для человека из-за избытка в нем аммиака. У акулы нет мочевыводящих проток, поэтому вся мочевина попадает в мясо. В Исландии пойманную акулу разделывают и укладывают на два месяца в землю или ящики со смесью песка и гравия. За это время мясо подгнивает, достигает нужной степени разложения и одновременно избавляется от излишков аммиака. Его вытаскивают, вешают на просушку на свежем морском воздухе еще месяца на три – и вот уже харкарл можно есть. В ресторанах его предлагают как истинный деликатес – крошечными кусочками, в отдельной мисочке, часто в сочетании с сушеной треской, основой всей исландской кухни.
Вкус акульего мяса неповторим, но, несмотря на все кулинарные ухищрения, по-моему, ужасен. Но, может, и соленое сало, предлагаемое русской или украинской кухней, иностранным туристам кажется не лучше?! Даже если его есть такими же маленькими кусочками, как акулу?
Среди экзотических блюд Исландии есть также свид – отварная овечья голова, которая подается половинками, с одним глазом. А еще есть хрутспунгур – маринованные яички ягненка, поджаренные особым способом. Нам этих чудес национальной кулинарии удалось избежать, и все наши заходы в местные рестораны ограничивались вполне европейским меню, правда, с исландским колоритом. Например, великолепный ресторан на побережье Fjorubud примерно в 60 км от Рейкьявика. Здесь вам подадут свежайших лобстеров, выловленных в Атлантическом океане рыбаками из соседней деревушки пару часов назад, с неожиданным, казалось бы, для морепродуктов гарниром – печеным картофелем. Но в Исландии, в отличие от Юго-Восточной Азии, такое сочетание – самое обычное.
Обычным для исландского меню считается и китовое мясо. Его готовят по-разному, но в любом виде оно довольно вкусное, нежное. И внешне, и по вкусу напоминает именно мясо, а не рыбу.
Рыба же, чаще всего треска – самый частый гость на столе и обычного исландца, и туристического ресторана. Ослепительно белого цвета, нежная и сочная, местная треска отличается от той, которую мы едим дома, как небо от земли. Еще один распространенный и активно предлагаемый иностранцам исландский продукт – скир, напоминающий взбитые сливки. Очень сытная и полезная штука, особенно на завтрак.
В Исландии масса мест, где можно вкусно поесть. Это может быть и придорожное кафе, как, например, «Анна» на пути к водопаду Сельяландфосс. Здесь готовят по-домашнему просто и вкусно.
Немало в Исландии и хороших ресторанов, например, уже упомянутый «Лава» в Голубой лагуне или фешенебельный ресторан в Харпер-центре в Рейкьявике. Он считается одним из самых пафосных в столице, здесь стильная атмосфера, превосходная кухня и великолепный вид на городской порт.
Принято считать, что в Исландии дорого все, а особенно еда. Это не совсем так, смотря, с чем сравнивать. Цены в Исландии действительно выше, чем, например, в Чехии, Испании или, тем более, странах Юго-Восточной Азии. Но тех, кто знаком с московскими или лондонскими ценами, эта страна вряд ли сильно удивит. Обед в хорошем ресторане из первого блюда и второго, например, включающего в большом количестве свежие королевские креветки и овощи, стоит 40-50 евро. То же самое, но в более скромном месте будет стоить не дороже 30 евро, а ресторанов, где подают морепродукты, в Исландии и особенно в Рейкьявике, масса.
Пиво даже в самых дорогих ресторанах, как нам удалось убедиться, стоит не более 200 руб. за бутылку или большой бокал. В ресторане отеля Hilton Nordica 4*, например, и того меньше – всего 120 руб. Понятно, что каждодневный рацион туриста – не креветки или седло барашка, поэтому если не питаться только в ресторанах, расходы на еду оказываются вполне разумными. В любом случае, на уровне многих европейских городов.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»