Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5297

Откуда возьмутся дополнительные возможности для студенческого туризма

В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин особо отметил необходимость «сформировать дополнительные возможности для студенческого туризма», а также «поощрить молодёжь, которая проявила себя в олимпиадах, волонтёрских и творческих инициативах, проектах платформы «Россия – страна возможностей». Для таких ребят программа частичного возврата средств за туристическую путёвку будет действовать и в каникулярный период, в каникулы, в так называемый высокий сезон».

Комментируя эту инициативу, директор АНО «Центр молодежного туризма» Вадим Кокорев сказал RATA-news, что необходимость более активного участия государства в поддержке студенческого внутреннего туризма обсуждается в профессиональном сообществе уже давно: «И какого-то универсального способа здесь и правда нет. В этом плане эксперимент с туристическим кэшбэком выглядит современно и амбициозно».

Как рассказал г-н Кокорев, исследования, которые проводит «Центр молодежного туризма» совместно с партнерами, показывают, что главный фактор, препятствующий путешествиям молодежи – банальная нехватка денег. Таковы, например, результаты опроса 2000 респондентов в рамках проекта «Маршруты России». 46% молодежи путешествует только один раз в год или вообще ни разу – это напрямую зависит от дохода. На поездку на выходные в другой город вместе с проездом и прочими тратами 76% опрошенных готовы потратить не более 10 тысяч рублей.

В этом плане реализация предложения президента о запуске пилотных проектов, включающих проживание в университетских кампусах и общежитиях других регионов, позволит снизить стоимость путешествий и подтолкнет к развитию межрегионального общения молодежи.

«Однако наш опыт работы со студентами от Калининграда до Сахалина показывает, что рука об руку с задачей снижения стоимости поездок должны идти качество турпродуктов и работа на мотивацию молодежи узнавать больше о России. Лучше всего это делать через вовлечение молодых людей в развитие туризма и своего региона, своей малой родины, – считает Вадим Кокорев. – С этой целью можно, например, информировать о разных проектах в регионах, как это делает наш подкаст «Давай останемся в России», или помогать молодым ребятам самим проявлять инициативу в сфере туризма и гостеприимства».

По словам г-на Кокорева, сегодня, 23 апреля, стартует экспедиционная поездка «Ночи над Волгой», в рамках которой эксперты со всей России в течение недели будут обучать молодежь Углича и Рыбинска создавать туристические и социокультурные проекты, направленные на развитие своих городов: путеводители, авторские экскурсии, чат-боты для путешествий и др.

Расширение горнолыжного кластера в Сочи оценили эксперты Travel-Russia

О том, что в Красной Поляне появится новый курорт «Долина Васта», инвестиционная компания «Интеррос» объявил 9 апреля, а уже через пять дней в «Розу Хутор» прибыла экспедиция медиа-сообщества Travel-Russia.

Его руководитель Мария Неласова поясняет эту оперативность так: «Сегодня сочинская горнолыжка работает на пределе возможностей, и строительство нового курорта – новость очень серьезная. Оценив, что можем быстро собрать серьезных экспертов и как раз успеваем на закрытие сезона, мы связались с представителями «Интерроса» организовали оперативный выезд на место будущих событий».

Озвученные планы по созданию «Долины Васта» впечатляют. Ожидаемый турпоток предполагает 1,5 млн гостей ежегодно, что принесет миллиардные налоговые отчисления, новые рабочие места, расширение возможностей малого бизнеса.

Помимо Марии Неласовой в группу экспертов вошли победитель конкурса «Лучшие фотографы России», неоднократный победитель международного фотоконкурса 35Awards Алексей Скалин, победитель фотоконкурса «Удивительная планета» Александр Сафронов, самый популярный русскоязычный видеоблогер горнолыжной тематики Денис Доропей и руководитель Краснодарского отделения сообщества Travel-Russia, известный спортсмен-экстремал Игорь Юдаков.

По словам Марии Неласовой, одной из самых чувствительных тем при строительстве нового курорта станет его расположение в Сочинском национальном парке. Это соответствует современным трендам и горнолыжным традициям. Среди очевидных примеров – всемирно известный болгарский курорт Банско на территории заповедника, за которым следит ЮНЕСКО, сербский Копаоник, канадский Лэйк Луиз в национальном парке Банф, крупнейший зимний курорт Японии Сига Коген, расположенный в сердце национального парка Дзёсинэцу.

Но подобное соседство потребует строгого соблюдения жестких природоохранных правил. При создании «Розы Хутор» эту задачу решить удалось. В соцсетях можно увидеть множество фото и видео туристов с оленями, косулями, медведями и даже горными леопардами. Последних создатели курорта специально разводили при участии экологов WWF.

Сегодня на «Розе Хутор» совместно с национальным парком разрабатывается уникальный «зеленый код». Он позволит оценить и свести к минимуму степень воздействия на окружающую среду, а также сократить потребление ресурсов, при этом сохранив комфортные и безопасные условия для отдыха. После тестирования в Сочи, новый зеленый стандарт будет использован во всей туристической индустрии России.

Участники экспедиции отмечают, что пока на Красной Поляне нет никаких признаков намеченного расширения сочинского горнолыжного кластера. Как отметила Мария Неласова, Travel-Russia будет внимательно следить за развитием событий, а общественный контроль за соблюдением экологических норм при создании объектов туриндустрии станет одной из стратегических задач медиа-сообщества.

Panorama 360 за три года приняла полтора миллиона гостей

На московской смотровой площадке Panorama 360 прошел туристический форум, на котором собрались представители департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, ВДНХ и московского зоопарка. С помощью телемоста к форуму присоединились топ-менеджеры Эйфелевой башни и Берлинской телебашни. Мероприятие прошло 21 апреля, в этот день Panorama 360 – самая высокая в Европе смотровая площадка – отметила три года со дня открытия.

За это время ее посетили свыше 1,5 млн гостей. Напомним, находится смотровая площадка на 89 этаже башни «Федерация» в Москва-Сити и входит в Международную федерацию высотных башен мира. На площадке расположены самые высокие в мире фабрики мороженого и шоколада, включенные в Книгу рекордов России.

Участники форума обсудили вызовы, с которыми туротрасль столкнулась в период пандемии, определили способы взаимовыгодного партнерства между объектами показа, обменялись опытом по выработке новых методов работы.

По словам генерального директора и управляющего партнера Panorama 360 Артура Шакаряна, в первом квартале этого года посещаемость площадки вернулась на допандемийный уровень: «С начала года нас посетили 90 тысяч гостей. И поток постепенно увеличивается, надеюсь, тенденции роста ничего не помешает. В этом году планируем принять 500 тысяч человек».

Несмотря на общее падение посещаемости мировых туристических и культурных площадок, Panorama 360 оказалось в более устойчивом положении, нежели ее зарубежные коллеги. Снижение по всему миру составило 75% по сравнению с 2020 годом, в то время как у Panorama 360 – 65%. Г-н Шакарян связывает это с тем, что она в значительной мере ориентирована на москвичей и жителей Подмосковья, а зарубежные площадки больше рассчитывают на туристов. «Благодаря нашему уникальному положению нам удалось гораздо лучше чувствовать себя в кризисное время. Мы изначально делали ставку на внутренний туризм», – подчеркнул он.

Привлекать новых туристов Panorama 360 собирается с помощью комбо-билетов. Туристы смогут выбирать варианты посещения, например, заплатить полную стоимость билета на смотровую площадку или со скидкой приобрести комбо-билет на несколько объектов показа. Уже есть опыт подобного взаимодействия с ВДНХ, красными двухэтажными экскурсионными автобусами, а в этом году планируется запуск акции с парком «Зарядье». В перспективе могут присоединиться Московская канатная дорога и флотилия Radisson Royal.

ВДНХ также столкнулась с довольно серьезным падением посещаемости за прошлый год. Старший советник генерального директора ВДНХ Юлия Скоромолова отметила, что выставочный комплекс принял порядка 10,5 млн гостей. «В этом году мы рассчитываем удвоить этот показатель, поставив себе планку 20 млн человек. В ближайшее время готовим серию гастрономических фестивалей и других мероприятий. Сейчас наша ключевая аудитория – это жители столицы и области, около 20% гостей приезжают из регионов», – уточнила она.

Как продолжила советник генерального директора по стратегическому позиционированию московского зоопарка Юлия Бекбулатова, для сохранения аудитории в период жестких карантинных ограничений множество мероприятий было проведено в онлайн-формате.

Заместитель генерального директора некоммерческой организации «Развитие человеческого капитала» Дмитрий Литвин рассказал, как объекты показа могут с помощью акции «День без турникетов» повышать посещаемость и осведомленность аудитории о своем продукте и бренде.

Своим опытом во время телемостов с Берлином и Парижем поделились зарубежные эксперты. Исполнительный директор Берлинской телебашни Кристина Джоанна Ауэ выразила надежду, что объект откроют уже в июле, правда, со снижением загрузки на четверть – для обеспечения социальной дистанции. До сих пор не принимает посетителей и Эйфелева башня в Париже. «До пандемии почти 80% наших гостей составляли иностранные туристы», – сказал генеральный директор Патрик Бранко Руиво.

Наталья Панферова, RATA-news

Петербургские отели не знают, чего ждать от сезона

Пока не откроются границы, крупные и сетевые отели, которые принимали туристические, прежде всего, иностранные, группы, продолжат нести потери. В более выигрышном положении оказались небольшие и несетевые отели премиального сегмента, которые традиционно более зависели от внутреннего туриста.

Петербургские отельеры получили рекордные убытки по итогам работы в 2020 году. Их выручка сократилась в среднем на 65-70%, согласно данным СПАРК. Как малый бизнес, так и крупные отели 3-5* пострадали одинаково сильно, полагает Президент ассоциации малых гостиниц Петербурга Владимир Васильев. Потери составили от 50 до 90%. Около 400 тыс. человек ушли из гостиничной и туристической отрасли. В основном закрылись малые и средние предприятия. Огромное количество малых гостиниц выставлено на продажу.

«Только 30% предприятий смогли получить льготные кредиты на выплату заработной платы. Хотя действует положение об отсрочке налогов и других бюджетных платежей, в 2021 году эти платежи должны быть совершены. Финансовая нагрузка на гостиничные предприятия в ближайшей перспективе остается», – сказал эксперт.

Среди опрошенных «Деловым Петербургом» представителей индустрии гостеприимства немало тех, кто отмечает падение выручки в 2-3 раза. Так, отель Grand Hotel Europe по итогам 2020 года получил убыток 281 млн рублей. Годом ранее, согласно данным системы «Контур.Фокус», чистая прибыль компании составляла 131 млн рублей. В гостинице "Адмиралтейская" выручка упала на 70%, чистый убыток составил 4,7 млн рублей. Издержки приходилось сокращать за счёт экономии коммунальных услуг, отказываясь от всех дополнительных затрат по обслуживанию здания.

У Academia Hotels, владеющей миниотелями 3-4* и апартаментами, падение выручки составило порядка 50%. Исполнительный директор оператора Алёна Куницина говорит, что сохранить все 16 отелей им помог сам формат бизнеса: издержки содержания мини–отелей значительно ниже, чем крупных гостиничных комплексов с большим спектром услуг.

«Кроме того, в 2020 году мы запустили строительство нового отеля в отдельно стоящем здании. Это флагманский отель нашей сети категории четыре звезды на Васильевском острове, который откроет свои двери уже в мае 2021 года. И мы запускаем строительство ещё одного отеля четыре звезды в центре Петербурга в июне этого года», – добавляет г-жа Куницина.

Директор бюджетной сети отелей и хостелов «Друзья» Сергей Морев рассказал, что их выручка упала вдвое. Чтобы оптимизировать работу, им пришлось просить скидки по аренде и тщательнее контролировать издержки. За последний год сеть закрыла лишь один объект и запустила один новый.

Тем не менее, есть и те, кто заработал в ковидную эпоху. Владелец и управляющий отелем «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал, что 2020 год они закончили с прибылью, хотя и меньшей, чем планировалось (18,3 млн, по данным «Контур.Фокус»). «Пандемия не оказала на нас разрушительного воздействия, менеджменту удалось представить такой антикризисный продукт, как долгосрочная аренда, – сказал он. – Мы продавали номера по цене аренды квартир бизнес-класса и смогли относительно плавно пройти пандемию».

Каким будет наступающий сезон, сказать трудно. Как отметил руководитель гостиничного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Максим Карауш, доля бронирований отелей в Петербурге на майские праздники по состоянию на 15 апреля составляет 20% от всех заказов по стране. Следом идут Москва с долей 14%, по 6% у городов Эстосадок (Сочи) и Казань.

Спрос на первую декаду мая в этом году в сравнении с 2019 годом увеличился на более 10%. Хотя генеральный директор гостиницы «Охтинская» Игорь Богданов говорит, что у них на майские праздники забронировано всего 40% мест. В доковидную эпоху было занято до 70% номеров. А уж когда в Петербург приезжали туристы из Китая, у отеля и вовсе была стопроцентная загруженность.

Генеральный директор гостиницы «Адмиралтейская» 3* Ольга Киселёва полагает, что при закрытых границах рассчитывать на полноценный туристический сезон не приходится. Статистика тоже не радует: по официальным данным, в 2019 году Петербург посетило более 10 млн туристов, а в 2021 году ожидается не более 3 млн.

«Сезон будет, но неполноценный, – согласен Сергей Морев. – Соответственно, и результаты за 2021 год тоже будут неполноценными. Никакой прибыли не ожидается, непонятно, как возвращать кредиты, взятые в 2020-2021 годах».

В Station Hotels полагают, что из-за полного отсутствия иностранных туристов в течение всего лета средняя стоимость гостиничных услуг на рынке будет ниже, чем до кризиса. Соответственно, и валовая выручка отелей, скорее всего, не достигнет показателей 2019 года. На полное восстановление потребуется, как минимум, ещё год.

Алёна Куницина из Academia Hotels настроена оптимистичнее. На рост туристического потока положительно повлияет совокупность факторов – огромный отложенный спрос на путешествия, программа кэшбэка от Ростуризма, лояльное ценообразование со стороны авиа- и железнодорожных перевозчиков. Плюс снятие ограничений и проведение многих крупных культурных, спортивных и деловых событий в Петербурге. Хотя, по ее словам, ожидать возвращения рынка к объёмам 2018–2019 годов, конечно, не стоит.

Юнис Теймурханлы говорит, что, пока не откроются границы, огромные потери будут нести крупные и сетевые отели, которые принимают организованные туристические группы: «Небольшие и несетевые отели премиального сегмента за счёт этого и выигрывают, что больше зависят от внутреннего спроса, прежде всего, из Москвы и Московской области, а он на подъеме».

В развитие туриндустрии Хакасии вложат 4 млрд рублей

Новые отели, яхт-клуб и центр травничества обещают построить инвесторы для развития туризма в республике. Подписанные с ними соглашения – главный итог первого дня международного форума, который проходит в Абакане.

Во многих регионов Сибири ограничения, введенные из-за пандемии, стали трамплином для развития внутреннего туризма. По предварительным данным, более пяти миллионов человек воспользовались ситуацией, чтобы открыть для себя новые места для отдыха, причем внутри страны, в соседних регионах. В борьбу за туриста вступила и Хакасия. Но пока результат оказался не таким радужным, как хотелось бы. И теперь учитывая полученный опыт, республика делает шаг вперед при помощи инвесторов. Главная ставка – на горнолыжные комплексы. К примеру, в развитие туристического комплекса в Приисковом Орджоникидзевского района будет вложено около 2 млрд рублей.

Чтобы бизнесмены вкладывались в развитие Хакасии, правительство приняло ряд решительных мер: налог на прибыль снижен вдвое, землю под строительство гостиничных комплексов, развлекательных аттракционов и любой недвижимости, которая потребуется для комфортного существования турбизнеса, отдают без торгов.

Столь лояльные условия привлекли еще одного инвестора – 2 млрд пообещала вложить компания из Приморского края в строительство и реконструкцию оздоровительного комплекса Шира. Инвест-проект на 500 млн рублей предложил местный бизнесмен, в его планах – открытие яхт-клуба вблизи Абакана. Об этом также сегодня было подписано соглашение.

А всего в соответствии с подписанными документами в Хакасии планируется построить:

- новый отель в поселке Приисковый – объем инвестиций составит 325 млн рублей;

- спа и других сервисов для получения статуса 5* для строящегося отеля All Inn, вложения составят 100 млн рублей;.

- отель Beeherb в селе Приисковое и Центр травничества и глэмпинг на одном из высокогорных озер в туристическом кластере «Горный», общий объем инвестиций – более 770 млн рублей;

- в строительство и реконструкцию оздоровительного комплекса на озере Шира будет вложено 2 млрд рублей;

- в развитие гостиничного комплекса «Муравейник КРАБ» в селе Приисковое планируется инвестировать 100 млн рублей;

- яхт-клуб Marina, инвестиции 475 млн рублей.

Туротрасль Алтая: минимум два года на восстановление

Туристической отрасли Алтайского края потребуется от двух до четырех лет, чтобы восстановиться после экономического удара из-за коронавируса. Об этом в ходе пресс-конференции сказал начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности Евгений Дешевых.

Во многом сроки восстановления будут зависеть от эпидемиологической ситуации, а также мер, предпринимаемых правительством.

Эксперт добавил, что в прошлом году снижение количества туристических компаний в крае было не более 1%. Из 1018 субъектов турбизнеса выжили 1008, учитывая всех участников рынка – операторов, агентов, гостиницы, отели, санатории, гостевые дома. Однако финансовое положение покачнулось у многих. Численность размещения отдыхающих снизилась почти на 42%. Алтайский край потерял 1,4 млрд рублей по сравнению с 2019 годом.

По словам Евгения Дешевых, сейчас регион открыт для туристов, гостиницы и другие средства размещения работают без ограничений. Справки об отсутствии контакта с больным коронавирусной инфекцией за последние 14 дней требуют только при заселении в санатории. Но санитарные правила соблюдают на всех объектах. За их нарушение предусмотрена административная ответственность.

«Интерес к отдыху на Алтае высокий. Мы подогреваем его различными выставками и презентациями. Надеемся провести всё, что запланировано. Но всё-таки восстановление будет постепенным», – сказал руководитель ведомства.

За первый квартал 2021 года численность размещённых гостей в Алтайском крае осталась на уровне прошлого года. При этом объём предоставляемых услуг вырос на 10%. Это говорит о хорошей динамике. Однако выйти на доковидный уровень 2019 года в этом турсезоне, скорее всего, не удастся, считает Евгений Дешевых.

Отдых гостей готовы обеспечить более 500 коллективных средств размещения. Среди них 41 санаторно-курортная организация, 170 турбаз, 319 гостиниц.

Как ранее сообщал amic.ru, в регионе на лето выкуплены или забронированы все средства размещения повышенной комфортности. Отмечается, что только одна гостиница на Алтае имеет статус 5*, ещё у 14 – 4*, более 30 отелей – 3*.

Уже сейчас фиксируют высокий спрос на программы постковидной реабилитации, гастрономический и активный отдых. Модным «морезаменителем» в 2021 году, по прогнозам, станут солёные озера Ярового, Завьяловского, Романовского районов. Пользуется спросом культурно-познавательный и экологический отдых в Горной Колывани, Чарышском и Курьинском районах.