РАТА-новости от 23.08.2004
Туроператоры по Мальте с тревогой ждут октября
Российские туроператоры серьезно обеспокоены грядущим введением визового режима между Россией и Мальтой, который планируется ввести в действие с 1 октября 2004 года.
Напомним, что с 1 мая 2004 года Мальта вступила в Евросоюз. Россияне пока получают мальтийскую визу-марку непосредственно в аэропорту по прибытии в страну. А вот граждане СНГ должны получать визу для поездки на Мальту в посольстве этой страны в Москве. Оформляя этих туристов, московские фирмы каждый раз сталкиваются с проблемами.
Во-первых, срок оформления визы составляет две недели. Во-вторых, консульство Мальты каждый раз меняет требования к пакету документов, поэтому фирмы перед отправкой курьера вынуждены созваниваться с посольством, чтобы уточнить список необходимых бумаг. Но и это не всегда помогает.
Например, консульство может вдруг потребовать гарантийное письмо, подтверждающее, что туристы являются прямыми клиентами фирмы и что тур ими полностью оплачен. Причем на английском языке. Листа бронирования, который входит в пакет документов, консульству недостаточно. А кроме того, получается, что оператор не может заносить паспорта клиентов, которые пришли через турагентства.
Или документы на визу могут не принять, если турфирма не предоставит ваучер от отеля на Мальте, хотя договор у российской компании подписан с мальтийским туроператором.
Отдельного упоминания заслуживает 4-страничная анкета (48 пунктов), которую заполняют туристы, чтобы получить визу. Она разослана посольством Мальты в компьютерном формате, который не только не позволяет заполнять ее в электронном виде, но даже не копируется. Поэтому региональные агентства вынуждены анкету распечатывать, заполнять от руки и отправлять туроператору Москву по факсу. Разумеется, проблемы с дозвоном и качеством факсового экземпляра гарантированы.
Надо подчеркнуть, что туристов из стран СНГ московские фирмы оформляют на Мальту единицы. Но если после 1 октября такой же порядок получения мальтийской визы распространится и на граждан России, то, как говорят туроператоры, не будет никакого смысла брать блоки мест на лето 2005 года, поскольку сезон можно заранее считать сорванным. Если с мая Мальта никак не может определиться со списком документов, и даже единичные визы консульство оформляет две недели, то что же будет, когда паспорта понесут десятки тысяч россиян?
«Самараинтур» закрывает экстрим-сезон
4 сентября в селе Ширяево, на берегу Волги состоится праздник закрытия летнего сезона в Самарской губернии. Организует его – уже в четвертый раз - компания «Самараинтур». И, как всегда, сценарий предполагает весьма активное действо участников. На этот раз гости примут участие в экстремально-игровом проекте «Знай наших!». Напомним, что предыдущие «игрища» проходили под девизами «Остаться в живых» и «Не последний герой».
На праздник приглашены представители администраций, торгово-промышленных палат Самары, Тольятти, Жигулёвска, турбизнеса и средств массовой информации Самарской области. Как всегда, гостей ожидают концерты, конкурсы, разнообразный экстрим (конно-верховые прогулки, байдарки, гидросамолет, джип-сафари, маунтингборды и маунтингбайки, дайвинг, картинг, пейнтбол и многое другое).
Победителям конкурса гарантированы призы и подарки, почет и уважение.
«Самараинтур» приглашает коллег и партнеров из разных городов на праздник. Заявки можно присылать по е-mail: maria@samaraintour.ru, телефон (8462) 79-20-60, факс 64-20-28.
Club Med – это идеология, философия и образ жизни
История Club Mediterranean, Средиземноморского клуба, началась более 50 лет назад. Бельгиец Жерар Блитц и француз Жильбер Тригано разработали новую концепцию организации отдыха, в основе которой – принцип клуба, собирающего под своей крышей людей, разделяющих одни и те же интересы.
Поначалу курортные городки Club Med представляли собой обыкновенные палаточные лагеря в горах или на море со спартанскими условиями проживания. По мере того как идея клубного отдыха в гостях у хороших и добрых хозяев становилась все более популярной, началось строительство основательных деревень, которые постепенно, начали распространяться далеко за пределами Средиземноморья. И если первым отдыхающим приходилось довольствоваться палатками, то сегодня для них выстроены прекрасные городки с ресторанами, дискотеками, центрами красоты и здоровья, бутиками, художественными студиями. Этих небольших уютных курортов насчитывается сейчас уже более 120, и 24 из них специализируются на зимних видах спорта. Работают они круглый год на 5 континентах, на территории 38 государств и способны одновременно принять до 84 тысяч туристов.
Городки Club Med делятся на 4 группы: от 1 до 4 трезубцев. Один трезубец – соломенные хижины с кроватью, удобства на территории городка; два трезубца – отель или бунгало с базовым уровнем комфорта, три трезубца – классические городки с роскошной кухней и комфортным размещением, четыре трезубца – городки самого высокого уровня комфорта. И все без исключения имеют три основных характеристики: прекрасное расположение, трехразовое питание по системе all inclusive (трехразовый шведский стол с вином и пивом), возможность занятий более чем 50 видами спорта с инструкторами и анимационные мероприятия. Кроме того, все курорты делятся еще на три категории: городки с детскими клубами (принимаются дети с 4 месяцев), без детских клубов (принимаются дети любого возраста) и городки только для взрослых (жизнь бьет ключом и днем и ночью). Есть и плавучий отель «Club Med 2», который курсирует, в зависимости от сезона, то по Средиземноморью, то по Атлантике, совершая дважды в год трансатлантические круизы.
У российских туристов возможность отдыхать по системе Club Med появилась восемь лет назад. Его предоставило им «Агентство на Цветном бульваре». Будучи эксклюзивным агентом Club Med в России, компания наладила за это время работу дилерской сети от Якутска до Ростова-на-Дону. Только в Москве работают 200 компаний-дилеров. Главное преимущество «Агентства на Цветном бульваре» – система мгновенного (on-line) бронирования в любом из 120 курортов Club Med. Введение с недавнего времени гибкой системы оплаты и «мягкой» брони еще выше подняло качество обслуживания клиентов. Кстати, сегодня для россиян отдых в Club Med обходится в среднем на 15% дешевле, чем для европейцев.
Согласно результатам опроса, 40% европейцев, отдохнувших в Club Med, хотели бы вернуться туда вновь. Среди россиян таковых оказалось 85%.
«Дагомыс» умеет все
Сочинский оздоровительный комплекс «Дагомыс» предлагает обширный пакет услуг по деловому туризму, спортивным и учебно-тренировочным сборам.
Помимо полностью оснащенных залов заседаний вместимостью от 50 до 1000 мест, современного оборудования – от демонстрационных стендов до мультимедийного проектора, в комплексе работает отдел конгрессного туризма, обладающий большим опытом в области планирования и проведения мероприятий различных сложностей, в том числе и с участием первых лиц государств.
ОК «Дагомыс»: (8622) 521-095, 524-053, факс 522-100, e-mail: sale@dagomys.ru, сайт www.dagomys.ru
Специальные предложения для любителей активного отдыха
Страховое общество «РЕСО-Гарантия» подвело итоги работы по страхованию туристов за первое полугодие 2004 года. Только за первые шесть месяцев 2004 года клиентами компании стали 269,9 тысяч путешествующих, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Высококачественную медицинскую помощь за рубежом через сервисную компанию CORIS International получили 2435 клиентов «РЕСО-Гарантии». Стоит отметить, что в первом полугодии 2003 года произошло на 212 страховых случаев меньше, чем в этом году. Это увеличение, естественно, повлекло за собой рост общей суммы страхового возмещения. «РЕСО-Гарантия» за шесть месяцев выплатила $718,9 тыс. – это практически в полтора раза больше, чем сумма страхового возмещения, выплаченная за тот же период 2003 года.
Значительно увеличилось количество тяжелых страховых случаев, которые влекут за собой выплаты крупных сумм страхового возмещения. В основном это связано с ростом числа горнолыжных травм, ведь в России у этого вида отдыха появилось большое количество поклонников. Поэтому в преддверии зимнего сезона специалисты «РЕСО-Гарантии» хотели бы напомнить, что для любителей активного отдыха компанией разработаны специальные предложения, учитывающие большой опыт в страховании туристов и новые тенденции в туризме.
Туризм и особо охраняемые территории
Продолжаем цикл публикаций, в которых анализируется состояние туризма в Байкальском регионе (RATA-news от 2,3,5,6,9-13,17-20 августа 2004).
Особо охраняемые территории федерального статуса в Иркутской области в настоящее время представлены двумя заповедниками - Байкало-Ленский и Витимский - и Прибайкальским национальным парком. Кроме этого существует 16 заказников. Но до сих пор в Иркутской области не создан ни один природный парк, которые в других регионах страны играют значительную роль в использовании и сохранении рекреационных ресурсов. Природные парки могли бы выполнять роль буферных зон для заповедников и национального парка, там заповедники зарабатывали бы деньги на туризме, чего не могут делать на своей территории.
Среди особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Иркутской области наибольшая роль в развитии туризма принадлежит Прибайкальскому национальному парку. Федеральная политика относительно ООПТ не выдерживает никакой критики, особенно в плане их финансирования. Несовершенство нормативно-законодательной базы сегодня не позволяет парку зарабатывать на туризме столько, сколько бы он мог, что делает его сегодня полностью зависимым от федерального бюджета. И это было бы нормальным явлением, если бы наше государство финансировало ООПТ так же, как, например, в США – на 100% всех потребностей.
Прибайкальский национальный парк должен иметь деньги, иначе неорганизованный («дикий») туризм прикончит остатки естественной окружающей среды на его территории, погребет рекреационные ресурсы под терриконами мусора и пепелищами.
По идее, национальные парки вообще-то не должны сами заниматься туризмом – их дело охрана, научная деятельность, биотехнические мероприятия, просвещение. Возить туристов должны фирмы-концессионеры, но реальная ситуация диктует иное….
Как же может национальный парк зарабатывать на туризме? Например, взиманием платы за пользование рекреационными ресурсами, и эту возможность необходимо узаконить. Ведь платим же мы Комитету по управлению муниципальным имуществом за аренду офисов и другого государственного имущества. Вот и национальным паркам государство передает в управление свое имущество, свои земли, свои рекреационные ресурсы с тем, чтобы их, во-первых, сберечь, во-вторых эффективно использовать в целях получения прибыли. Кроме того, туристы должны платить за пользование оборудованными стоянками, за дрова, за гостиницы, приюты и прочие услуги - так же, как мы платим, помимо квартплаты, за горячую воду, за лифт, за вывозку мусора.
Национальный парк мог бы зарабатывать на сдаче своей собственности (недвижимости) в аренду турфирмам, но у нас все, что ООПТ зарабатывают на аренде – должно поступать в федеральный (!) бюджет.
Будь иначе (впрочем, существуют разные варианты решения этой проблемы), то парк мог бы, например, договорившись с коллегами из Монголии, из Хубсугульского национального парка, или с губернатором Хубсугульского аймака и т.д., взять в лизинг несколько десятков юрт и сдавать их в аренду (концессию) на лето вместе с определенной территорией. И не просто сдавать, а на основе конкурса, или даже – аукциона.
Аукционы по распределению мест под сезонные туристские лагеря - это решение проблемы «экологических» лагерей, когда на территории национального парка зарабатывают деньги десятки временных «летних турфирм». Некоторые из них, получая средства (по конкурсу) от государства на организацию детского отдыха, еще берут и плату за путевки в эти лагеря. Они под видом общественных организаций или используя этот статус отказываются платить за пользование территорией национального парка.
Впрочем, платой за пользование территорией и имуществом парка могут быть не только деньги, но и обговоренные в конкретном договоре конкретные работы по благоустройству используемой территории, по ее рекультивации, по проведению биотехнических мероприятий. В крайнем случае – по просветительской деятельности среди туристов. В случае невыполнения какой-то «общественной организацией» своих обязательств она должна вноситься в «черный список»….
Иначе детские летние «экологические», «этнографические», «спортивные» и иные лагеря станут такой же проблемой для природы, как и «дикий» туризм. Примером может служить село Большое Голоустное, где местные жители уже готовы брать вилы и выдворять «экологов» с вытоптанных лугов, пастбищ, родовых земель.
Прибайкальский национальный парк сегодня должен серьезно озаботиться необходимостью срочной разработки комплексной схемы развития и зонирования территории парка, а также программы развития туризма на своей территории. Для сохранения рекреационных ресурсов необходим их кадастр, необходимы экстренные меры по поддержанию биоразнообразия - того сообщества растений и животных, которое делает неповторимым и привлекательным наш край. Парку необходимо приступить к разработке и созданию буферных зон, возможно – в виде природных парков, к созданию сети экологических троп, и в первую очередь – вокруг Листвянки.
Программа развития туризма в Иркутской области должна иметь в виду не только соответствующую работу на территории Прибайкальского национального парка (блок по ООПТ должен разрабатываться совместно со специалистами и руководством этих территорий), но и поэтапное создание сети природных парков в Байкальском регионе. А главам администраций районов Иркутской области нужно понять, что создание природных парков на территории этих районов значительно повысит их инвестиционную привлекательность с точки зрения туризма, а значит – увеличит вероятность поступления в бюджет средств от туризма.
Долина реки Голоустной, побережье Иркутского водохранилища, северные склоны хребта Хамар-Дабан в окрестностях городов Слюдянка, Байкальск и в долине реки Снежной, долина реки Олхи в районе скальников «Витязь», долина реки Китой в окрестностях Ангарска, реки Белой в окрестностях Усолья-Сибирского, реки Оки в окрестностях Зимы, реки Лены ниже Качуга, реки Витим в окрестностях Бодайбо, побережье Братского моря в окрестностях Братска, побережье Малого моря на месте разрыва территории Прибайкальского национального парка в районе Курмы – все это потенциальные природные парки, на которых можно развивать туризм. И, безусловно, такая программа должна быть увязана с соответствующими планами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, поскольку природа не признает административных границ, и оба субъекта Российской Федерации, Иркутская область и УОБАО, с точки зрения географии, представляют единый природный комплекс, единую экосистему.
Областной исполнительной и законодательной власти необходимо учесть, что, несмотря на федеральный статус, особо охраняемые природные территории, и, в первую очередь, Прибайкальский национальный парк – это неотъемлемая составная часть рекреационных ресурсов Иркутской области, это визитная карточка региона, повышающая его статус и туристскую привлекательность. (Владимир Бережных, Иркутск)
Система защиты российских туристов начинает работат
Создание Общественной приемной для российских граждан в китайском городе Суйфэньхэ дает первые результаты. Как сообщил корреспонденту информационного агентства "Дейта.RU" председатель Комитета по туризму администрации Приморского края Сергей Пысин, за месяц работы в приемную поступило 7 серьезных жалоб. Все они связаны с нападениями на российских граждан.
Инциденты случаются в магазинах, при обмене валюты и погрузке багажа. В одном из таких случаев, когда российского туриста на автовокзале ударил китайский грузчик, в дело вмешались власти КНР. В результате рабочий был уволен.
В другом случае из полиции удалось вызволить приморскую туристку, которая была арестована за скандал в магазине. Кто был прав – она или продавец – установить трудно. Российская гражданка отделалась небольшим штрафом.
Кроме этого, российские туристы по-прежнему жалуются на обслуживание в кафе, ресторанах, гостиницах, на негативное отношение китайских таможенников на российско-китайской границе и неучтивое поведение китайских водителей.
Латвия прогнозирует прием 3 миллионов туристов
В развитии латвийской туротрасли такой подъем наблюдается первый раз за последние годы. Министерство экономики Латвии прогнозирует, что к концу 2004 г. число посетивших страну туристов достигнет 3 млн. В этом случае рост по сравнению с 2003 г. составит 20%. Прогноз основан на данных Центрального статистического управления за первое полугодие и учитывает коэффициент сезонности. Кроме того, принят во внимание тот факт, что осенью 2004 г. полеты в Латвию начнет ирландская авиакомпания-дискаунтер Ryanair.
В прошлом году увеличение числа иностранных туристов, как передает gorod.lv, составило около 10% по сравнению с 2002 годом. В 2002 году прирост составлял 11,5 %, в 2001 году - 6,5 %. В первом полугодии 2004 г. Латвию посетили 1,2 млн. иностранных туристов, что на 13% больше, чем за тот же период 2003 г. Общее число туристов за прошлый год - 2,5 млн. - будет достигнуто в 2004 г. уже осенью.
Латвия по привлечению туристов из-за рубежа лидирует среди трех балтийских республик. В 2003 году рост числа туристов в Эстонии составил 3%, в Литве число туристов сократилось на 9%. (Turist.ru)
В России все меньше авиакомпаний
Количество авиакомпаний гражданской авиации России впервые стало меньше 200, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько. По его словам, в настоящее время в стране имеют действующие свидетельства эксплуатантов 199 компаний. За 7 месяцев этого года за выявленные нарушения было аннулировано 17 свидетельств эксплуатантов.
Как напомнил г-н Нерадько, в 1993 г. в России было 393 авиакомпаний, в 1999 г. их количество сократилось до 328. В России должно остаться не более 35 авиакомпаний, считают специалисты. Сокращение количества авиакомпаний, консолидация бизнеса позволит повысить их эффективность, качество предоставляемых услуг.
Продается ярославский аэропорт «Туношна»
В середине сентября должен состояться аукцион по продаже 74,9% акций ОАО "Аэропорт "Туношна". Администрация Ярославской области оставляет в областной собственности блокирующий пакет в 25,1% акций, чтобы контролировать процессы эксплуатации аэропорта и неизменность его профиля. Об этом сообщил ярославский губернатор Анатолий Лисицын. Инвестору будет предложено 2 млн. 960 тысяч 220 обыкновенных именных акций "Туношны" минимальной стоимостью 271,039 млн. рублей. Начальная цена пакета акций - 510 млн. рублей.
Конкретная дата аукциона пока не установлена, он состоится через 30 дней после официальной публикации объявления о продаже акций, которое планируется осуществить в ближайшие дни. Анатолий Лисицын отказался назвать потенциальных инвесторов. Доходы от аукциона поступят в бюджет Ярославской области и станут компенсацией тех вложений, которые были сделаны из казны в последние годы на развитие и модернизацию этого предприятия (около $20 млн.). Губернатор оговорился, что по требованию инвестора четверть полученной суммы область может использовать для развития аэропорта. (Avia.ru)
Bulgaria Air станет частной
Правительство Болгарии приняло решение о приватизации национальной авиакомпании Bulgaria Air. Тендер пройдёт в два этапа. Сначала преимуществом будут пользоваться болгарские фирмы, которые так или иначе связаны с воздушными перевозками и в последние три года имели оборот как минимум в 100 миллионов евро. Если они не проявят должного интереса, к конкурсу будут допущены и другие инвесторы.
Bulgaria Air была создана два года назад на обломках бывшего государственного авиаперевозчика Balkan Air. Он разорился вскоре после того, как его всего за $150 тысяч купила одна израильская фирма. Чтобы избежать повторения такого сюжета, правительство Болгарии постановило, что выставленная теперь на продажу авиакомпания в первые пять лет после приватизации не имеет права объявлять себя банкротом. Впрочем, пока ей неплатёжеспособность явно не грозит: по итогам прошлого года чистая прибыль составила, в пересчёте, более 750 тысяч евро, что для столь скромной по своим размерам фирмы весьма неплохо, сообщает "Немецкая волна".
Авиакомпания Bulgaria Air выполняет ежедневные рейсы из Москвы в Софию. (Travel.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»