Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5175

Случайно ли Ростуризм исказил содержание указа президента по поводу Египта?

Вчера Ростуризм распространил предостережение для туроператоров и турагентов по поводу формирования и реализации туров в Египет.

Речь идет об указе президента РФ от 08.11.2015 № 553 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий». Документ появился вскоре после того, как самолет «Когалымавиа», выполнявший 31 октября 2015 года рейс 9268 из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение в небе над Синаем. На борту находились 224 человека, включая 25 детей и семь членов экипажа.

После этой трагедии авиасообщение между Россией и Египтом было остановлено, продажа туров прекращена. Возобновились полеты только в апреле 2018 года – «Аэрофлот» и Egypt Air начали выполнять регулярные рейсы между Москвой и Каиром. Прямые перелеты из России на курорты Египта запрещены до сих пор.

Напоминание Ростуризма вызвано тем, что в последнее время не менее десятка туроператоров стали предлагать туры на египетские курорты с перелетом через Каир или Стамбул. В условиях закрытых границ для турбизнеса это одна из немногих возможностей пережить тяжелые времена. Последнее из подобных предложений появилось буквально 21 октября – туры в Хургаду и Шарм-эль-Шейх с перелетом через Анталию. И тут возникло предостережение Ростуризма.

 В информации ведомства написано буквально следующее: «Формирование и/или реализация туристских продуктов, включающих воздушную перевозку (регулярную и (или) чартерную) в другие города Арабской Республики Египет (в том числе транзитную воздушную перевозку через г. Каир и (или) третьи страны) не соответствуют положениям Указа».

Однако в тексте указа, на который ссылается Ростуризм, «третьи страны» вообще не упоминаются. В документе говорится о запрете «осуществлять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет». А туроператорам «рекомендовано (!) воздерживаться (!) от реализации гражданам туристического продукта, предусматривающего воздушные перевозки (в том числе коммерческие) с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет».

Ни слова нет о третьих странах и в указе от 02.01.2018 №7, разрешающем возобновление рейсов в Каир. То есть формально продажа туров с перелетом на египетские курорты через Стамбул, Анталию и тем более Каир указам президента не противоречит.

Случайно ли Ростуризм исказил содержание указа? Вовсе нет. Ведомство настаивает, что подобный турпродукт может «представлять собой угрозу жизни и здоровью российских туристов, поскольку не обеспечивают защиту граждан Российской Федерации от возможных преступных и иных противоправных действий». Даже напоминает про «административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность». И эта «оговорка» – точно не случайность, потому что такие истории турбизнес проходил уже не раз.

После запрета полетов в Египет в 2015 году туроператоры пробовали делать программы на базе рейсов в Израиль, но были остановлены Ростуризмом, который уже тогда заявил о недопустимости продажи туров в Египет. В начале 2018 года, когда в целом обозначилось потепление в отношениях с Египтом, туроператоры возобновили такие попытки, но опять безрезультатно: Ростуризм выступил с очередным предостережением.

Подобные варианты перелетов – через Турцию, Израиль, Иорданию – возникали и позже. Рейсы в Каир неудобно использовать для массовой перевозки туристов на курорты, трансфер занимает 6-8 часов. Поэтому туроператоры продолжали искать способы отправки клиентов на Красное море через другие страны. Но ни одна программа долго не продержалась.

Нынешнюю попытку можно назвать жестом отчаяния. В условиях закрытых границ и на исходе турецкого сезона у туроператоров практически не остается доступных пляжных вариантов, востребованных зимой. Не случайно в числе тех, кто предложил сейчас туры в Египет, есть компании, которые никогда прежде этим направлением не занимались.

Единственный туроператор, который с 2018 года предлагает туры в Египет только через Каир с наземным трансфером, это «Тез Тур». Как сказал RATA-news заместитель генерального директора Владимир Каганер, в неделю они отправляют 120-150 человек, и при сегодняшнем состоянии рынка это очень неплохо. Но другие операторы, у которых есть такие же предложения, говорят, что желающих провести столько часов в дороге после перелета немного, большинство выбирают рейсы со стыковками.

А в целом, по словам туроператоров, продажи Египта пошли очень неплохо, регионы вообще были окрылены появлением таких предложений. Но сейчас все компании, за редким исключением, будут вынуждены снять этот продукт.

Самое обидное, что все эти запреты, предостережения и напоминания касаются только турфирм и их клиентов. Самостоятельные туристы могут лететь в Египет через любые «третьи страны». И их жизни и здоровью ничто не угрожает.

Ирина Тюрина, RATA-news

«Это счастье, если в месяц удается продать 8-9 путевок»

Более 60% россиян планируют провести праздничный день 4 ноября дома. Работать будут 16%, на природу или на дачу отправится всего 2% наших сограждан. Отправиться в путешествие по стране и пойти в гости решатся всего по 1%. Такие данные по результатам опроса приводит сервис Superjob.

Продлить отдых в даты до или после 4 ноября собираются 9% россиян. Год назад 4 ноября выпало на понедельник, поэтому отпуска и отгулы брали чаще (15%). Напомним, в этом году День народного единства пришелся на среду, дополнительных выходных вокруг этой даты не предусмотрено.

В турагентствах подтверждают отмеченную в исследовании тенденцию. Директор саратовской компании «Лагуна-тур» Дмитрий Анпилогов оценил текущие продажи, в том числе на праздничные даты, как очень слабые. «Народ донельзя запуган, все опасаются усиления пандемии. Но все же немного бронируют. У нас с 23 октября по первые числа ноября поставлено три заезда по России, пять броней в Турцию и одна в Танзанию. Раньше по 15-20 бронирований в день делали, а теперь столько за месяц набираем. В Турцию за лето и осень многие туристы съездили несколько раз, говорят, пока можно – надо ездить, а то не успеем. А по России мало заявок, люди самостоятельно бронируют те же санатории и пансионаты. По программе кэшбэка на ноябрьские броней нет, запрашивают более дальние даты. Сидим ровно, ждем весны», – рассказал он RATA-news.

О страхе россиян перед непредсказуемым развитием ситуации с коронавирусом упомянули все опрошенные эксперты. По их словам, люди больше всего опасаются внезапного закрытия границ или российских регионов. Выжидают, как сработают полетные программы туроператоров. «Вот взлетят на Кубу или Занзибар, тогда народ начнет покупать – за 3-4 дня до вылета, максимум за неделю, – уточнила генеральный директор компании «Лента странствий» Татьяна Лукашевич. – Спрос есть, но я сама отговариваю брать заранее, мы очень устали с переносами. В первую волну пандемии у нас было больше оптимизма, надеялись на ее скорое завершение». По России компания уже столкнулась с отказом. Клиенты за месяц взяли тур в Кисловодск на ноябрьские даты, а 7 октября Ставрополь ввел 14-дневный карантин для приезжих, исключая гостей санаторно-курортных объектов. «Хочется стабильности – либо все открыто, либо закрыто, чтобы было понятно и нам, и туристам», – заметила г-жа Лукашевич.

Генеральный директор компании «Элентур» Елена Лепаева уверяет, что россияне хотели бы поехать куда-нибудь на праздники или каникулы вместе с детьми, но из-за коронавируса вынуждены отказываться от планов. И без того сложную ситуацию усугубляет опасность сезонного гриппа. «Сейчас чаще самостоятельно выезжают в однодневные экскурсии по Подмосковью. Объединяются несколько семей, дружеские компании, посещают музеи, усадьбы. А школьные каникулы проходят мимо нас, детям рекомендовано сидеть дома», – подчеркнула собеседница.

В уфимской компании «Баштур Плюс» в этом месяце продажи упали на 60%. Как отметил директор Андрей Гавшин, противовирусные ограничения в Башкирии ужесточаются с увеличением процента заболевших. На период каникул заметен незначительный подъем продаж, но турпоток не сравнить с прежними показателями, когда по стране в этот период выезжали школьные группы, семьи с детьми отправлялись в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу. «Сейчас туристы немного бронируют по акции кэшбэка, как правило, местные санатории, Сочи и Крым. И, конечно, Турцию, но это всё единичные случаи. Коллеги говорят – это счастье, если в месяц удается продать 8-9 путевок», – рассказал г-н Гавшин.

По мнению руководителя отдела агентских продаж казанского оператора «Скайлэнд Трэвел» Ильнура Хисамутдинова, недавнее заявление российского президента о том, что повторного локдауна не будет, немного оживило спрос, а до этого был провал. «Кто очень хотел поехать – едут, приняв необходимые меры предосторожности. У нас есть заказы на экскурсионный Стамбул, пляжный отдых в Эмиратах и на Мальдивах, берут также туры в Москву, Питер, Калининград, принимаем туристов в Казани. Если и добавляют один-два дня к празднику, то на период до 4 ноября. На Мальдивах и в Эмиратах планируют провести 7-10 ночей, в Стамбуле – 4-6 ночей или уикенд», – уточнил эксперт.

Наталья Панферова, RATA-news

Лучшие показатели по итогам сезона – у качественных отелей сети «Ателика»

Самыми серьезными вызовами для российских отелей в этом сезоне стали не проблемы загрузки, а отсутствие информации, в том числе неопределенность с датами открытия курортов. Как следствие – нехватка персонала в сезон, снижение уровня обслуживания и недовольство клиентов.

Отели показали противоречивые результаты: выручка по качественному размещению выросла, а по отелям 2-3* – упала. Об этом RATA-news рассказал Алексей Высоканов, генеральный директор управляющей компании «Ателика», которая специализируется на управлении курортными отелями в России.


По его словам, сеть постаралась войти в кризисный период максимально подготовленной. «Сделать финансовую подушку в наших условиях очень трудно, еще труднее предвидеть событие такого масштаба, как пандемия. Но мы всегда тщательно считали свои доходы и расходы, – пояснил г-н Высоканов. – В этом году урезали многие статьи расходов, договорились с собственниками зданий, в которых расположены наши отели, о снижении арендной платы на 15-20%. За счет этого подавляющее большинство гостиниц сети остались в плюсе».

Тем не менее, в этом сезоне действовали факторы, на которые влиять было невозможно. Самой большой болью всех отельеров стал запрет на работу и неизвестность с открытием курортов. «Очень беспокойный получился сезон. Все в авральном режиме. Сначала отели были долго закрыты, потом нам внезапно разрешили работать, сообщив об этом за неделю, – сказал Алексей Высоканов. – У нас были планы по реновации, но мы физически не успевали подготовиться, провести все работы. Правда, бассейны в анапских отелях «Санвиль Антарес» и «Ателика Мечта» построить успели» .

Еще одна проблема, с которой столкнулись все пляжные отели, – надо было успеть за неделю набрать сотрудников. В случае с «Ателикой» речь идет о тысяче человек. Многие из-за пандемии приехать не успели, пришлось в срочном порядке набирать студентов. В итоге практически во всех отелях ощущалась нехватка горничных, официантов.

Спрос был хороший, сработали закрытые границы, в том числе, с Турцией, главным конкурентом черноморских курортов России, а также большое количество рейсов. «Почти весь освободившийся летний объем перевозки был переориентирован на юг России, что сразу сказалось на стоимости авиабилетов и стимулировало спрос. Перелет из Москвы в Симферополь подешевел вдвое – с 15 тысяч до 7 тысяч туда-обратно», – отметил глава «Ателики».

Лучшие показатели по итогам сезона – у качественных отелей сети. «Дивный Мир Вилла Карасан» 4* дал прирост выручки на 20% по сравнению с летом прошлого года, хотя в мае-июне отель был закрыт. Эксперт связывает это с притоком туристов, которые не смогли поехать на Средиземное море, прежде всего в Турцию, и выбрали российский юг. Отели 2-3*, напротив, показали падение выручки на 7-15%, что объясняется снижением платежеспособности клиентов, которые выбирают такую категорию гостиниц.

Планировать будущий сезон трудно, но «Ателика» рассчитывает начать его традиционно с майских праздников. «Когда мы в начале сентября открыли продажи на 2021 год, бронирования шли активно, но с развитием ситуации вокруг второй волны коронавируса резко упали. Скорее всего, следующий сезон будет непростым. Если откроют границы, будет меньше спрос на качественные отели, – говорит Алексей Высоканов. – Одновременно падают доходы россиян. Думаю, серьезного повышения цен на рынке можно не опасаться. Наша компания планирует его в пределах 5%».

Сейчас под управлением компании «Ателика» находятся 13 курортных и загородных отелей: в Краснодарском крае (7), Крыму (4), Тверской (1) и Тульской (1) областях. Для подавляющего большинства сезон завершен, работает лишь загородный «Дивный Мир Хижина» 3* на озере Селигер. «Рассчитываем на хорошие продажи на ноябрьские праздники и Новый год. Примерно 25% мест на зимние каникулы уже продано», – сказал г-н Высоканов.

Светлана Ставцева, RATA-news

Туристические сообщества вновь выступают против электронной путевки

Ведущие туристические сообщества страны выступили с консолидированной позицией против принятия законопроекта об электронной путевке в нынешнем виде. Совместное письмо об этом подписали руководители Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ), Российского союза туриндустрии (РСТ), «Турпомощи», комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ. Обращение направлено председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.

«Одна из основных проблем, препятствующих внедрению цивилизованных и цифровых инструментов защиты потребителей, это отсутствие открытого обсуждения предложений, в том числе касающихся электронной путевки. Считаем крайне важным организовать диалог власти и бизнеса, например, в формате специально созданной рабочей группы с участием различных федеральных органов исполнительной власти, депутатов Госдумы, а также представителей турбизнеса», – считает президент ОСИГ Грант Бабасян.

Речь идет о запланированном на осеннюю сессию втором чтении законопроекта № 831599-7, регулирующего введение электронной путевки. Представленный документ неоднократно подвергался серьезной критике со стороны объединений турбизнеса и конкретных компаний. Отмечалось, что законопроект явно направлен на передел туристического рынка, а вовсе не на защиту интересов туристов, как декларировалось на всех этапах работы над информационной системой.

«Подавляющее большинство участников рынка выступают против новых принципиальных положений законопроекта, появившихся перед вторым чтением и полностью меняющих его концепцию. Например, гарантийный фонд как альтернатива существующей системы финансового обеспечения ответственности туроператоров по договору о реализации турпродукта. Или схема финансирования за счет туристских взносов некой инвестиционной деятельности и расходов на содержание уполномоченной организации, которая будет действовать без контроля со стороны участников рынка, что, на мой взгляд, некорректно», – отметил президент РСТ Андрей Игнатьев.

Позицию общественных объединений разделяют и федеральные органы исполнительной власти. Ростуризм ранее отмечал, что предложенные поправки снижают порог доступа на рынок туроператорских услуг, «уровень защиты имущественных интересов туристов» и создают дополнительные стимулы к «недобросовестному поведению участников рынка».

Роспотребнадзор указывал на несоответствие положений, содержащихся в законопроекте, заявленным целям в отношении защиты прав потребителей и обеспечения ответственности туроператоров, а также на создание почвы для разного рода злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка. Не учтены также замечания правительства РФ, что отмечено в официальном отзыве на законопроект от 01.04.2020 г. №2753п-П44.

«Введение дополнительных финансовых расходов в виде платы за электронную путевку и туристских взносов может только усугубить тяжелейшее положение, в котором оказалась сегодня туриндустрия, первой принявшая на себя удар пандемии. А создание некоего гарантийного фонда может привести к обрушению существующей системы поддержки турбизнеса и туристов в условиях, когда аккумулированные в ней финансовые ресурсы могут быть крайне востребованы в связи с возросшими предпринимательскими и потребительскими рисками», – отметил директор «Турпомощи» Александр Осауленко.

При этом события, происходящие в последнее время в туриндустрии, подтверждают настоятельную необходимость в изменении нормативно-правового регулирования туристической отрасли и ее цифровизации.

«Реализация этих мероприятий, особенно в условиях преодоления последствий пандемии для сферы туризма, должна проходить исключительно при условии формирования законодательных инициатив, препятствующих значительному увеличению финансовой нагрузки на туроператоров и повышению стоимости турпродукта», – подытожил председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Юрий Барзыкин.

В письме отмечается, что концепцию электронной путевки необходимо рассматривать в рамках подготовки национального проекта по туризму и в плане мероприятий по цифровизации туристической сферы. Авторы обращения предложили создать в Госдуме рабочую группу для обсуждения и решения этих вопросов.

РСТ поддержал «Точку кипения»

В Российском государственном университете туризма и сервиса вчера открылось пространство коллективной работы – «Точка кипения – РГУТИС».

«Точки кипения» создаются при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) в рамках программы Национальной технологической инициативы (НТИ). Они предназначены для ученых, бизнесменов и технологических предпринимателей, госслужащих, членов общественных организаций и профессиональных сообществ, студентов. В «Точках кипения» можно делиться опытом, результатами деятельности, совместно прорабатывать новые модели развития, получать экспертную оценку своих проектов и инициатив. Такие площадки уже работают в более 90 городах страны.

«Точка кипения – РГУТИС» станет пространством для апробации и адаптации передовых технологий, методик развития туризма в России. Формат взаимодействия в рамках этой сети позволяет быстро тестировать новые практики, в том числе связанные с формированием персональных образовательных траекторий студентов и преподавателей, внедрение цифровой трансформации предпринимательства в сфере туризма, сервиса и гостеприимства и т.д.

На открытие были приглашены представители органов исполнительной власти научных и образовательных учреждений, лидеры профессиональных сообществ туриндустрии.

Президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев, выступая на церемонии открытия, отметил, что среди рекомендаций по смягчению социально-экономического воздействия пандемии и восстановлению сферы туризма, разработанных Всемирной туристической организацией, сейчас особо актуально повышение квалификации, в том числе цифровых навыков работников турбизнеса, а также учет экологической устойчивости в планах по возрождению сектора путешествий. И повестка университетской точки кипения, полностью соответствует этим мировым трендам.

«Не сомневаюсь, что сотрудничество РГУТИС и АСИ, объединяющего усилия общества, бизнеса и государства, даст плодотворные результаты по развитию индустрии туризма. Российский союз туриндустрии поддерживает эту инициативу и готов принять участие в ее реализации», – сказал г-н Игнатьев.

На пленарной сессии посте открытия новой площадки руководитель комитета по культурно-познавательному туризму РСТ Тимофей Кононенко предложил для обсуждения тему развития туризма в контексте Всемирного наследия ЮНЕСКО. По количеству объектов Всемирного культурного и природного наследия Россия занимает в общемировом рейтинге 10 и 4 места соответственно, что создает значительный потенциал роста турпотока.

Тюмень, Тобольск, Ялуторовск – три города за три дня

Познакомиться с Тюменью и другими старинными городами области поможет тур «В Сибирь по своей воле». Это комфортное и увлекательное путешествие полностью погружает в сибирскую атмосферу и историю региона. Благодаря своему компактному формату (3 дня/2 ночи) в этот тур можно отправиться на выходные. Кстати, лететь до Тюмени совсем недолго. Перелет из Москвы займет немногим более двух часов, из Санкт-Петербурга – менее 3 часов.

В одни из дней тура предстоит переезд в Тобольск. По дороге из Тюмени в Тобольск расположено село Покровское, где находится первый в Сибири частный музей Григория Распутина. Он входит в топ-10 лучших частных музеев в России. Его основатель и руководитель Марина Смирнова лично проводит экскурсии, и по ходу ее очень эмоционального рассказа у каждого будет возможность по-новому оценить стечения обстоятельств и фактов, приведших к гибели российской империи.

В экспозиции музея представлены личные вещи, документы и фотографии семьи Распутиных. Кстати, есть в музее и предмет, который интересен практически каждому экскурсанту. Это знаменитый венский стул Григория Распутина, который, как утверждает Марина Смирнова, помогает в карьерном росте. Примером того, что стул «работает», является карьера двух экс-губернаторов Тюменской области, которые сиживали на легендарном стуле. Сергей Собянин ныне является градоначальником Москвы, а Владимир Якушев возглавляет Минстрой России.


Тобольск занимает особое место в российской истории. Он первым в Сибири получил статус города в 1590 году, а с начала XVIII века долгое время был административным и духовным центром всей Сибири.

В Тобольске находится единственный в Сибири белокаменный кремль, построенный в XVII веке. На его территории расположен один из старейших сибирских храмов – Софийско-Успенский кафедральный собор. Связана с городом и история ссылок в России. На территории кремля находилась каторжно-пересыльная тюрьма, получившая название «Тюремный замок». В местных казематах побывали Федор Достоевский, Владимир Короленко, Николай Чернышевский. До 1989 года – это одна из самых строгих российских тюрем, такая называемая спецтюрьма, в наше время – Музей сибирской каторги и ссылки. Карцеры, мрачные коридоры, кандалы и прочие атрибуты тюремной жизни дают вполне аутентичное представление о том, как был устроен тяжелый быт арестантов.


Драматичные страницы российской истории связаны с еще одним объектом в Тобольске – Губернаторским домом, где в 1917-1918 годах находилась семья императора Николая II.

В Тобольске найдется место и кинематографической истории. В городе проходили съемки фильма «Тобол». О том, как это было, рассказывает экспозиция «Тобол: стоп-кадр».

В рамках экскурсионного маршрута «В Сибирь по своей воле» стоит заглянуть и в небольшой Ялуторовск – блинную столицу России. Несмотря на свои скромные размеры, это один из российских городов-рекордсменов.

Во-первых, здесь пекут самые большие в нашей стране блины. Их диаметр достигает трех метров, о чем есть запись в Книге рекордов России. Во-вторых, Ялуторовск – это родина советских конфет «Гулливер» и сгущенного молока.


Наконец, маленький город в сибирской глубинке в XIX веке был местом ссылки декабристов. Несколько домов, где проживали ссыльные, сохранились до наших дней. В одном из них, в котором жил Матвей Муравьев-Апостол, проходят театрализованные экскурсии.

Coral Sun Family Club представил новый видеопроект

На прошлой неделе стартовал новый видеопроект «Sun Family Club. Продли лето вместе с нами». По задумке авторов, в каждом выпуске бельчонок Санни, символ клуба, знакомит юных гостей с программами и деталями отдыха в отелях Антальи. В первом выпуске был представлен Seven Seas Hotel Life 5*, один из лучших отелей в Кемере для семейного отдыха. Seven Seas Hotel Life 5* входит в сеть OTI Hotels & Resorts.

«Sun Family Club. Продли лето вместе с нами» – второй за этот сезон видеопроект детского клуба. Первый – «Sun Family Club. Вместе на расстоянии», был запущен весной в помощь родителям с детьми на самоизоляции. Педагоги клуба проводили видеозанятия на самые разные темы.


Сеть детских клубов Sun Family Club началась с шестнадцати турецких гостиниц, сейчас такие клубы работают в 13 странах и 150 отелях. За 11 лет работы клубов в них провели время более миллиона детей. В штате Sun Family Club более 350 педагогов, прошедших серьезный отбор и профессиональное обучение. Концепцию, где дети и родители отдыхают вместе, но по-разному, придумали в Coral Travel.

Из моря – на тарелку

Центр Хассёку – гигантский рынок в городе Хатинохэ, где можно купить свежевыловленные морепродукты, а также мясо, фрукты, овощи, сладости, местное вино и даже фирменные сувениры префектуры Аомори, гастрономические и не только. И тут же, в барбекю-уголке, зажарить свой «улов» и отведать под стаканчик-другой местного сакэ или пива.


Поступает рыбка на прилавки рано утром прямиком из Тихого океана и Японского моря. Найдутся здесь и тунец, и креветки, и моллюски, и, конечно же, аляскинский шипощёк и четырёхугольный волосатый краб. Желающие отведать покупки прямо на месте могут арендовать традиционный угольный мангал ситирин. В противном случае стоит зайти в один из ресторанчиков, где и угоститься суши с конвейерной ленты, сашими, ланчем бэнто, фирменным рамэном Хатинохэ.

Подробности на Visitjapan.ru.

В России две проблемы – … и дороги

Летом нынешнего года 63% российских туристов путешествовали на автомобиле. В числе основных проблем, с которыми они столкнулись – плохое качество дорог, невозможность сохранять одинаковую скорость на протяжении всей поездки, отсутствие мобильной связи и интернета на многих участках пути и недостаток инфраструктуры вдоль трасс. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

Большинство тех, кто путешествовал по России на автомобиле за последние три года, отметили низкое качество дорог. Это основная проблема, с которой они столкнулись в поездке – 81% пожаловались на качество дорожного покрытия (неровности, трещины, ямы и колеи), 66% указали на плохое освещение трасс или полное его отсутствие. Примерно одинаковое число автотуристов недовольны низкой разрешенной скоростью передвижения, обеспокоены безопасностью дорог из-за отсутствия барьерных и сигнальных ограждений, дорожной разметки.

Хуже других качество дорожного полотна оценили молодые путешественники 18-34 лет (85% отметили плохое покрытие российских дорог), а также автотуристы из Дальневосточного федерального округа (97%). При этом именно жители ДФО наиболее активно путешествовали по России на автомобиле.

Другой крупный блок проблем, которые озвучивают автотуристы, связан с невозможностью ехать по трассе с постоянной скоростью («рваный» скоростной режим). Три четверти путешествовавших (75%) отметили постоянно идущие ремонтные работы, которые заметно затрудняют движение, а 58% указывают на множество меняющихся знаков ограничения скорости. Большое количество светофоров и наземных переходов отметили 31% и 23% путешественников соответственно.

Третья группа затруднений относится к инфраструктуре вдоль трасс. При этом проблема ее наличия менее актуальна для туристов, чем безопасность дорог и скоростной режим – недостаток гостиниц и автозаправок вдоль трасс отметили 37% и 28% путешественников соответственно. При этом о высокой стоимости проживания в придорожных отелях сказали более половины туристов (59%).

Отдельная проблема – низкое качество или полное отсутствие мобильной связи и интернета на многих участках пути. Об этом заявили почти три четверти туристов, путешествующих на автомобиле (72%). Наибольшие трудности из-за полного или частичного отсутствия мобильной связи и интернета испытали молодые туристы 18-24 лет (85%).

Директор направления исследований в сферах туризма и транспорта Аналитического центра НАФИ Ирина Иванкова считает, что для комфортных автопутешествий по стране в первую очередь необходимо сосредоточиться на решении проблем, связанных с качеством дорог и выравниванием скоростного режима. «Чтобы решить их, прежде всего, стоит пересмотреть стандарты строительства дорог, провести аудит дорожных знаков с последующей ликвидацией избыточных знаков ограничения скорости, а также ужесточить требования к ремонтным организациям в отношении сроков выполнения работ и установки ограничивающих знаков при фактическом отсутствии таких работ», – пояснила она. Другой важной задачей, по ее мнению, является поддержание бесперебойной мобильной связи и интернета вдоль федеральных трасс.

Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в конце августа-начале сентября 2020 года. Опрошено 1 600 человек старше 18 лет в 53 регионах России.