Роспотребнадзор 5 лет пугал туроператоров документом, не имеющим юридической силы
Совместный документ Роспотребнадзора и ГИБДД, увидевший свет в сентябре 2006 года и с тех пор попортивший немало крови организаторам детского отдыха, не имеет юридической силы и, соответственно, не может считаться обязательным к исполнению. Об этом стало известно вчера во время заседания рабочей группы Общественной палаты РФ по совершенствованию нормативной базы для детского туризма. Речь идет о знаменитых «Методических рекомендациях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом».
Туроператоры по детскому отдыху и организаторы детских лагерей уже больше 5 лет пытаются руководствоваться выпущенными Роспотребнадзором рекомендациями, о нелепости которых мы говорили уже не раз. Причем сразу после выхода документа в Роспотребнадзоре пояснили, что он имеет федеральное значение и обязателен к исполнению. Напомним: «рекомендации» запрещают перевозку детей в темное время суток, а также во время дождя, снегопада и тумана. Требуют, чтобы в каждом автобусе, идущем в колонне, находился квалифицированный медицинский работник. А сами автобусы накануне поездки должны быть предъявлены для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД. И так далее.
Мало того, что документ дал сотрудникам ГИБДД дополнительную возможность поживиться. Он еще и установил требования, исполнение которых минимум в три раза повышает стоимость поездки для ребенка. Конкретные примеры и расчеты смотрите здесь, и можете не сомневаться, что с тех пор мало что изменилось.
Вскоре после выхода рекомендаций Российский союз туриндустрии направил главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко и руководителю ГИБДД РФ Виктору Кирьянову письмо с просьбой устранить (хотя бы) противоречивые и не совсем точные распоряжения, которые допускают различные трактовки рекомендаций и создают условия для злоупотреблений со стороны проверяющих органов. После этого в рекомендации были внесены некоторые изменения, не решившие, впрочем, проблему в целом. Злоупотребления проверяющих и «проверки на дорогах» никуда не делись.
Разумеется, это не единственный документ, который вызывает много вопросов у организаторов детского отдыха. И эта тема неоднократно обсуждалась на различных конференциях и круглых столах, в том числе в Общественной палате РФ. Для того чтобы от слов перейти к делу, летом 20011 года в Общественной палате была создана рабочая группа, в которую вошли представители РСТ, АТОР, Академии детско-юношеского туризма и краеведения, организаторы детских туристских и экологических лагерей. Возглавил группу главный редактор газеты «Вольный ветер» Сергей Минделевич, хорошо известный как активный борец за «туристическую справедливость».
Интересно, что об отсутствии юридической силы у документа, выпущенного Роспотребнадзором и ГИБДД, сообщили… представители ГИБДД. На вчерашнем заседании рабочей группы присутствовали специалисты Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Они и пояснили, что выпущенные в 2006 году рекомендации не были зарегистрированы Минюстом РФ, то есть документ не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Таким образом, это действительно не более чем рекомендации.
Как сообщили представители МВД, при организации перевозок детей туроператоры и другие организации должны руководствоваться «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденном приказом Минтранса от 8 января 1997 г. № 2 и зарегистрированном в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302. В отличие от многостраничных рекомендаций Роспотребнадзора, в документе Минтранса перевозкам детей посвящено всего шесть вполне выполнимых пунктов. Так что эпохе запрета на поездки детей в дождь и снег, видимо, пришел конец.
А рабочая группа продолжает свою деятельность и уже сформулировала предложения по внесению поправок еще в один документ Роспотребнадзора – «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов». Предложения размещены для обсуждения на сайте Академии детско-юношеского туризма и краеведения http://madut.narod.ru. Кому интересно – заходите, читайте, высказывайте свое мнение.
Ирина Тюрина, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»