Европа: минус 2,9% доходности
Кризисная ситуация, сложившаяся в международной гостиничной индустрии в последние годы, отразилась на европейском сезоне-2003 небольшим снижением доходности.
В конце ноября 2003 снижение доходности европейской гостиничной индустрии составило 2,9% по всему Европейскому Союзу.
На вершине европейского «подиума» зафиксировались Австрия (+6,1%), Великобритания (-0,5%) и Италия (-1,8%).
Худшие в Европе результаты показали Нидерланды, где доходность номера упала в прошлом году на 11,9% по сравнению с 2002.
Отели так называемой бюджетной категории в очередной раз продемонстрировали жесткое сопротивление обстоятельствам.
В целом за прошлый год средняя цена продажи номера в гостиницах снизилась на 0,7%, заполняемость номеров упала на 1,4 пункта, что и привело к уменьшению доходности отелей по итогам года на 2,9%. Этот процент выглядит несколько печальным по сравнению с показателями 2002 г., когда рост доходности составил 3,7%. Специалисты парижской компании MKG-consulting перечисляют несколько причин этого снижения:
война в Ираке; эпидемия атипичной пневмонии; резкое снижение курса доллара по отношению к евро; несклонность американских и азиатских туристов совершать дальние поездки; серьезное замедление экономической деятельности в Европе; увеличение количества клиентов, предпочитающих бронирование на «последней минуте».
Наибольшие потери из-за перечисленных факторов понес верхний сегмент гостиничного рынка Европы, то есть отели 5* - минус 3,7% доходности. Некоторое снижение цены продажи номера, более гибкая политика продаж позволила отелям 3* и 4* оказаться в чуть более выгодном положении. Еще одна причина – использование ими маркетинговых ходов, в т.ч. дистрибутивных каналов для привлечения новых клиентов (скидки группам, туроператорам и т.д.).
Бюджетные категории отелей, благодаря снижению тарифов, показали самые лучшие результаты. Так, места размещения категории 0* и 1* в конце года продемонстрировали доход в 2,0% и 1,9% соответственно. А увеличение заполняемости номеров в этих гостиницах составило 6,2% для 0* категории и 5% для 1* категории. Сейчас можно говорить о том, что бюджетные отели стали своеобразным «буфером» гостиничной индустрии Европы в 2003 г, поскольку международные события и изменения в экономической ситуации оказывали на них наиболее незаметное влияние.
Совокупные результаты 2003 г. гостиничной индустрии ЕС
Категория гостиницы |
Загрузка номеров |
Изменения |
Средняя цена продажи номера |
Изменен. |
Доходность |
Изменен. |
0* |
72.0% |
-3.0 |
27.6 |
6.2% |
19.8 |
2.0% |
1* |
71.0% |
-2.1 |
36.3 |
5.0% |
25.8 |
1.9% |
2* |
68.5% |
-2.2 |
65.5 |
2.3% |
44.9 |
-0.9% |
3* |
63.4% |
-0.9 |
85.2 |
-1.2% |
54.0 |
-2.5% |
4* |
64.8% |
-1.4 |
131.3 |
-1.6% |
85.0 |
-3.7% |
Всего |
65.4% |
-1.4 |
92.4 |
-0.7% |
60.4 |
-2.9% |
Источник: MKG Consulting Database
Снижением доходности в 0,9% закрыли год гостиницы 2*. Правда, данный сегмент рынка достиг таких результатов за счет внутренних (по Европе) туристов. Загрузка бюджетных отелей была самой высокой, несмотря на существенное повышение ставок в предыдущих годах.
Наибольший подъем европейской гостиничной индустрии зафиксирован в Австрии. После сложного 2002 г. (минус 4,7% доходности) Австрия быстро изменила политику и достигла роста в 6,1%. Загрузка номерного фонда выросла на 1,7 пункта, а цена продажи номера повысились на 3,5%.По итогам года к лидерам присоединилась Франция (минус 2,5%), возглавлявшая табель о рангах доходности 2002 г. В этом году ее подвели отели 4*, доходность которых снизилась аж на 12,7%. Зато доход от номеров в гостиницах 0* и 1* категории вырос на 1,6% и 2,3% соответственно.
Прогнозы на 2004 г. довольно оптимистичны: экономисты предсказывают восстановление прежнего уровня продаж. Есть только два момента, вносящие неуверенность в радужную перспективу: продолжение прогрессии евро против доллара, которое не только тормозит европейский рост, но и увеличивает стоимость Европы как туристического направления для клиентов из долларовой зоны, и международная геополитическая ситуация, где стабилизация является абсолютной необходимостью для возрождения европейской гостиничной индустрии. («Газета для путешественников». Подготовлено специально для RATA-news по данным MKG-consulting)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»