РАТА-новости от 24.02.2004
Госдума не дала право на забастовку авиационному персоналу
В пятницу, 20 февраля, на вечернем заседании, Госдума отклонила в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации".
Как сообщает пресс-служба Госдумы, депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации", представленный Олегом Шеиным. Предложенные поправки предусматривают снятие запрета на забастовки авиационного персонала, обслуживающего воздушное движение. От комитета по энергетике, транспорту и связи Петр Рубежанский предложил отклонить законопроект, так как его принятие может отрицательно сказаться на уровне обороноспособности страны и безопасности полетов. Проект закона отклонен ("за" - 89).
Петербург: семинар по эффективности работы российских отелей
19 и 20 февраля в Санкт-Петербурге прошел семинар для руководителей гостиничных и оздоровительных предприятий, организованный Минэкономразвития РФ, Управлением делами Президента РФ, ГУП «Сеть Президент-отелей и здравниц Руси», ФГУП «Гостиница «Золотое кольцо» УД Президента РФ, МОЦ «Элит-Сервис» при гостинице «Золотое кольцо». Семинар прошел в гостинице «Балтийская звезда», расположенной на территории Государственного комплекса «Дворец Конгрессов» в Стрельне. Участников приветствовали заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владимир Стржалковский и заместитель управляющего делами Президента РФ Валерий Солуянов.
Семинар проводился по двум направлениям – «Государственная система классификации гостиниц и других средств размещения» и «Пути повышения эффективности деятельности гостиничных и оздоровительных предприятий».
Программа включала доклад первого проректора Международного института гостиничного менеджмента и туризма С. Скобкина «Система управления качеством в индустрии гостеприимства как способ повышения доходности предприятия». По мнению докладчика, в ближайшем будущем определять дальнейшее развитие предприятий индустрии гостеприимства будет эффективный менеджмент на основе маркетинга, обеспечивающий необходимые условия для производства и реализации продукции и услуг, и внедрение системы качества, позволяющей обеспечить конкурентоспособность и доходность.
Управление процессами предоставления услуг в гостиничном предприятии имеет ряд особенностей. Во-первых, потребитель обычно присутствует в процессе предоставления услуги, то есть имеет более тесный контакт или взаимодействие с производителем, чем в сфере материального производства. Во-вторых, в сфере услуг требуется более высокая степень индивидуализации труда в соответствии с требованиями потребителя. В-третьих, при предоставлении услуг затраты труда можно сравнить только с квалифицированным ручным трудом в материальном производстве.
В рамках семинара руководителям отелей были представлены восемь принципов менеджмента качества, которые включают: ориентацию на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, подход к системе как к процессу, системный подход к управлению, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах, и взаимовыгодные отношения с поставщиками. Особая роль отдается человеческому фактору – в конечном итоге поцарапанный стол или протертый ковер могут быть компенсированы внимательным и доброжелательным отношением персонала. Доброжелательность же – это профессионализм, умноженный на мотивацию.
Вопросы слушателей касались, в основном, стоимости внедрения подобной системы – особенно в условиях сегодняшней нестабильности. Докладчик подчеркнул, что представляемая система не предусматривает никаких дополнительных вложений, она базируется на уже имеющемся административном ресурсе.
Второй день семинара открывала руководитель Департамента туризма Минэкономразвития РФ Натэла Шенгелия. Она вручила сертификаты категории и знаки соответствия категории в государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения четырем отелям. «Балтийская звезда» стала первой пятизвездной гостиницей Санкт-Петербурга, прошедшей классификацию; «Пулковская» - первой четырехзвездной. Первыми региональными четырехзвездными гостиницами стали уфимские «Башкортостан» и «Президент-отель Уфа».
Натэла Шенгелия подчеркнула, что новая система классификации только начала свою работу, а инициатива ее создания исходила от самих гостиничных предприятий. Первыми проходить классификацию стали отели, принадлежащие к международным цепям – по мнению руководителя Департамента туризма, это свидетельствует о понимании важности государственной оценки и государственной гарантии, подтвержденной национальной туристской администрацией.
На второй день работа семинара была организована по секциям. Участники обсуждали деятельность оздоровительных предприятий и учреждений; развитие гостиничных предприятий
Новосибирск: массовый поиск инвесторов
Откликнувшись на интерес крупных российских и зарубежных компаний к строительству гостиниц в регионах, новосибирские предприниматели начали столбить перспективные земельные участки. Они не скрывают, что реализация проектов, под которые получена земля, возможна лишь на средства крупных иногородних компаний. Потенциальные инвесторы заявляют, что выбирают место для строительства.
В Новосибирске, по данным мэрии, 64 гостиницы на 4431 место. Примерно треть из них - ведомственные. Крупнейшие отели - "Новосибирск" (448 мест), "Обь" (416 мест), "Сибирь" (357 мест), "Центральная" (300 мест), "Северная" (289 мест), "Золотая долина" (190 мест). Стоимость номеров по городу - от 550 руб. до $228 в сутки.
Новосибирские предприниматели начали активно подавать в мэрию заявки на получение земельных участков под строительство гостиниц. По данным главного архитектора города Валерия Арбатского, заявки подали уже около 10 местных компаний. Инвестору отводится два года, чтобы начать строительство на выделенном участке земли.
ЗАО "СЭЛФ-Мастер" получило участок площадью около 4 га под строительство, в том числе, и 12-этажной гостиницы общей площадью 9-10 тыс. кв. м на ул. Лермонтова. Генеральный директор компании Олег Дмитриев говорит, что будет построен трехзвездочный отель на 180-200 номеров со стоимостью номера $40-60 в сутки. Гостиница будет частью общественно-торгового центра общей площадью 120 тыс. кв. м, который компания собирается вводить очередями. По словам г-на Дмитриева, в городе большой дефицит гостиничных мест, особенно уровня три звезды. "Деловая активность в Новосибирске растет. В город то и дело приезжают иногородние партнеры местных предпринимателей. Дефицит мест особенно остро ощущается во время крупных совещаний и встреч", - сказал он.
ОАО "Строительный трест N30", по словам его директора Николая Ярова, получило участок в районе будущей станции метро "Березовая роща" и совместно с компанией "Новосибирск СтройМастер", которая будет привлекать инвесторов, намерена строить комплекс, где будут офисы, жилье и гостиница. Начальник отдела "Новосибирск СтройМастера" Анатолий Тимушкин говорит, что гостиница площадью примерно 12 тыс. кв. м разместится в 23-этажном здании. Главный инженер "Новосибирск СтройМастера" Алексей Воробьев сообщил, что строить объект планируется на средства инвесторов, в качестве которых могут выступить российские и зарубежные гостиничные сети.
"СЭЛФ-Мастер" также рассчитывает осуществить свой проект на средства инвесторов. По мнению Олега Дмитриева, у местных предпринимателей недостаточно ресурсов, чтобы вкладывать их в строительство отелей, поэтому "СЭЛФ-Мастер" ищет партнеров среди московских и зарубежных компаний. Он говорит, что предложение о сотрудничестве было направлено, в частности, АФК "Система".
В то же время, иностранные и российские гостиничные сети, проявлявшие интерес к созданию отелей в Новосибирске, до сих пор не могут определиться, где им начать строительство. По заказу компании Rezidor SAS управляющая компания Delta Capital Management планировала строить трехзвездочную гостиницу сети Country Inn. на 150 номеров. В брюссельском офисе Rezidor газете "Ведомости" сообщили, что контракт о строительстве еще не подписан, но компания не отказывается от планов по строительству отеля в Сибири. То же самое заявляют и представители "Корстона", планировавшего построить трехзвездочную гостиницу на 300 номеров в составе торгово-развлекательного комплекса. Вице-президент компании Лисандро Платцер утверждает, что "Корстон" не отказывается от своих планов: «Новосибирск для нас приоритетен. Приобрести участок там планируем до середины 2004 г.»
Сейчас в Новосибирске строится лишь одна крупная гостиница - "Турист". Ее возводит на площади Маркса компания "Турсиб". Генеральный директор "Турсиба" Петр Разгоняев говорит, что в целом создание гостиничного комплекса потребует $23 млн. На май 2004 г. планируется ввод в эксплуатацию трехэтажного блока площадью 13 тыс. кв. м. В том, что крупные российские и зарубежные компании до сих пор не определились с местом строительства, г-н Разгоняев не видит ничего удивительного: "Такие проекты готовятся долго и тщательно".
Заместитель директора строительной компании "Ново-Николаевскъ" Виктор Бобров считает, что в Новосибирске нет компаний, которые могли бы самостоятельно профинансировать строительство гостиницы хотя бы на 100 номеров: "Потребуются инвестиции примерно в 100 млн. руб. ". Он считает, что строить отели в городе возможно, лишь используя капитал крупных российских и зарубежных гостиничных сетей. "Но, на мой взгляд, Новосибирск для них менее интересен, чем крупные города в европейской части страны, так как там деловая активность выше", - сказал г-н Бобров.
Генеральной директор туристической фирмы "Полярная звезда" Людмила Романова считает, что Новосибирску необходимо еще около 2000-4000 гостиничных мест. По ее мнению, наиболее востребованы номера в трехзвездочных гостиницах стоимостью от $50 до $70 в сутки. (Ведомости)
Европа: минус 2,9% доходности
Кризисная ситуация, сложившаяся в международной гостиничной индустрии в последние годы, отразилась на европейском сезоне-2003 небольшим снижением доходности.
В конце ноября 2003 снижение доходности европейской гостиничной индустрии составило 2,9% по всему Европейскому Союзу.
На вершине европейского «подиума» зафиксировались Австрия (+6,1%), Великобритания (-0,5%) и Италия (-1,8%).
Худшие в Европе результаты показали Нидерланды, где доходность номера упала в прошлом году на 11,9% по сравнению с 2002.
Отели так называемой бюджетной категории в очередной раз продемонстрировали жесткое сопротивление обстоятельствам.
В целом за прошлый год средняя цена продажи номера в гостиницах снизилась на 0,7%, заполняемость номеров упала на 1,4 пункта, что и привело к уменьшению доходности отелей по итогам года на 2,9%. Этот процент выглядит несколько печальным по сравнению с показателями 2002 г., когда рост доходности составил 3,7%. Специалисты парижской компании MKG-consulting перечисляют несколько причин этого снижения:
война в Ираке; эпидемия атипичной пневмонии; резкое снижение курса доллара по отношению к евро; несклонность американских и азиатских туристов совершать дальние поездки; серьезное замедление экономической деятельности в Европе; увеличение количества клиентов, предпочитающих бронирование на «последней минуте».
Наибольшие потери из-за перечисленных факторов понес верхний сегмент гостиничного рынка Европы, то есть отели 5* - минус 3,7% доходности. Некоторое снижение цены продажи номера, более гибкая политика продаж позволила отелям 3* и 4* оказаться в чуть более выгодном положении. Еще одна причина – использование ими маркетинговых ходов, в т.ч. дистрибутивных каналов для привлечения новых клиентов (скидки группам, туроператорам и т.д.).
Бюджетные категории отелей, благодаря снижению тарифов, показали самые лучшие результаты. Так, места размещения категории 0* и 1* в конце года продемонстрировали доход в 2,0% и 1,9% соответственно. А увеличение заполняемости номеров в этих гостиницах составило 6,2% для 0* категории и 5% для 1* категории. Сейчас можно говорить о том, что бюджетные отели стали своеобразным «буфером» гостиничной индустрии Европы в 2003 г, поскольку международные события и изменения в экономической ситуации оказывали на них наиболее незаметное влияние.
Совокупные результаты 2003 г. гостиничной индустрии ЕС
Категория гостиницы |
Загрузка номеров |
Изменения |
Средняя цена продажи номера |
Изменен. |
Доходность |
Изменен. |
0* |
72.0% |
-3.0 |
27.6 |
6.2% |
19.8 |
2.0% |
1* |
71.0% |
-2.1 |
36.3 |
5.0% |
25.8 |
1.9% |
2* |
68.5% |
-2.2 |
65.5 |
2.3% |
44.9 |
-0.9% |
3* |
63.4% |
-0.9 |
85.2 |
-1.2% |
54.0 |
-2.5% |
4* |
64.8% |
-1.4 |
131.3 |
-1.6% |
85.0 |
-3.7% |
Всего |
65.4% |
-1.4 |
92.4 |
-0.7% |
60.4 |
-2.9% |
Источник: MKG Consulting Database
Снижением доходности в 0,9% закрыли год гостиницы 2*. Правда, данный сегмент рынка достиг таких результатов за счет внутренних (по Европе) туристов. Загрузка бюджетных отелей была самой высокой, несмотря на существенное повышение ставок в предыдущих годах.
Наибольший подъем европейской гостиничной индустрии зафиксирован в Австрии. После сложного 2002 г. (минус 4,7% доходности) Австрия быстро изменила политику и достигла роста в 6,1%. Загрузка номерного фонда выросла на 1,7 пункта, а цена продажи номера повысились на 3,5%.По итогам года к лидерам присоединилась Франция (минус 2,5%), возглавлявшая табель о рангах доходности 2002 г. В этом году ее подвели отели 4*, доходность которых снизилась аж на 12,7%. Зато доход от номеров в гостиницах 0* и 1* категории вырос на 1,6% и 2,3% соответственно.
Прогнозы на 2004 г. довольно оптимистичны: экономисты предсказывают восстановление прежнего уровня продаж. Есть только два момента, вносящие неуверенность в радужную перспективу: продолжение прогрессии евро против доллара, которое не только тормозит европейский рост, но и увеличивает стоимость Европы как туристического направления для клиентов из долларовой зоны, и международная геополитическая ситуация, где стабилизация является абсолютной необходимостью для возрождения европейской гостиничной индустрии. («Газета для путешественников». Подготовлено специально для RATA-news по данным MKG-consulting)
«Нева» защитила свою репутацию.
Компания «Нева» лишний раз доказала, что дотошный поиск журналистами «жареных» фактов – не лучший способ освещения отечественными СМИ проблем туристической индустрии.
Напомним, что осенью 2002 года в газете «Версия» была опубликована статья, где автор высказал нелицеприятное мнение о методах и средствах зарабатывания денег фирмой «Нева». По мнению специалистов, публикация носила не только заказной характер, но и фактически стала основанием для развертывания целой кампании в СМИ, направленной против туроператора.
Руководство «Невы» обратилось в суд с целью защиты деловой репутации. Состоялось несколько заседаний, во время которых газета продолжала выдвигать «версию» за «версией». Тем не менее, туроператор выиграл суд против еженедельника. 16 января 2004 года Арбитражный суд Москвы принял постановление об удовлетворении требований, изложенных в апелляционной жалобе ЗАО «Фирма Нева» о защите деловой репутации к ЗАО «МАПТ–медиа» - учредителю и издателю газеты «Версия». Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию «Невы» должно быть опубликовано в газете «Версия» в течение 10 дней с момента принятия постановления апелляционной инстанцией.
В гости к новорожденным тюленям
Экспедиционная компания «Полярный мир» предлагает уникальный тур «В гости к новорожденным тюленям» - в Архангельскую область, на льды Белого моря. Уникален он, прежде всего, потому, что совершить его можно только один раз в год, в начале марта. А во-вторых, участники поездки получают удивительную возможность близко пообщаться с настоящими тюленями в естественной среде их обитания.
«Каждый год в узкий пролив, соединяющий Белое море с морем Баренца, приходят гренландские тюлени, чтобы произвести на свет потомство, - рассказывает генеральный директор «Полярного мира» Олег Продан. - Во всем мире таких мест только три и, к счастью, одно из них – в России. Веками в одно и то же время там появляются на свет белые пушистые комочки с огромными темными глазами, взгляд которых не оставляет равнодушным никого. Именно тюлений «родильный дом» мы и предлагаем посетить».
На тюленьих детенышей интереснее всего смотреть, пока им не исполнилось двух недель. Позже зверьки начинают линять и перестают считаться бельками. Идея не нова: уже много лет подобный маршрут существует на Магдаленовых островах в Канаде. Программа работает столь успешно, что местные жители получают от индустрии туризма куда большие деньги, чем от традиционного промысла тюленей. В России же смотреть белька пока едут единицы.
В прошлом году по приглашению «Полярного мира» во льдах Белого моря побывали президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько и пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. По мнению Сергея Шпилько, у этого тура есть безусловные особенности. С одной стороны, речь идет о продукте совершенно эксклюзивном, поскольку, как уже упоминалось, реализовать его возможно только в течение нескольких дней в году. С другой стороны, для экзотических путешествий подобного рода обычно требуется довольно много времени – заблаговременный заказ, серьезные сборы, дальний перелет, особые условия проживания и т.д. «Но поездка в гости к белькам практически укладывается в уик-энд, причем решение о путешествии можно принять достаточно оперативно, - говорит г-н Шпилько. – Ночуют туристы в комфортабельной гостинице в Архангельске, до которого от Москвы всего 2 часа лету. По сути, это совершенно новый и очень удобный продукт для любителей первозданной природы, которых сейчас становится все больше и больше. Думаю, у него есть серьезные перспективы – при условии соблюдения всех необходимых мер безопасности и, разумеется, серьезного экологического обеспечения»
В этом году «Полярный мир» предлагает программу на 6-8 марта. На беломорские льды туристы вылетают из Архангельска на вертолете. Лед есть лед, и организаторы каждого клиента экипирует куртками со спасательными жилетами и специальной непромокаемой обувью. В состав группы обязательно входит опытный полярник, врач, радист. Подобрав подходящую льдину, вертолет высаживает «десант» и улетает в сторону берега, чтобы через 2-3 часа по сигналу радиста вернуться и забрать туристов. «Время, которое мы провели на ледяном поле, пролетело совершенно незаметно, - рассказывает Ирина Тюрина. – Прежде я и представить себе не могла, насколько увлекательно и трогательно общение с тюленями. Эти дикие животные подпускают людей так близко, что можно не только взять на руки белька, но и сфотографироваться буквально нос к носу с взрослой тюленихой. Сейчас, по прошествии года, это кажется невероятным».
Программа поездки разработана в нескольких вариантах. Она может быть полностью посвящена бельку и уложиться в три дня. Но, по желанию клиентов, можно включить в тур и знаменитые Малые Карелы - музей деревянного зодчества под открытым небом, и легендарные Соловецкие острова, которые мало кто из туристов видел зимой.
«Полярный мир»: (8182) 26-76-36, 8-903-561-87-09
Mitt-2004 – и выставка, и повышение квалификации
Центр подготовки кадров «Туриндустрия» провел в Самаре по заказу туристической компании «Спутник-Гермес» курс повышения квалификации «Психология и технология эффективных продаж».
«Общение с клиентами для нас – одно из важнейших составляющих профессиональной работы, - сказала в беседе с корреспондентом RATA-news генеральный директор турфирмы Наталья Денисова. – Я уверена, что эффективное общение, понимание потребностей заказчика позволяет выйти на качественно новый уровень сервиса. Курс по психологии и технологии продаж открыл перед персоналом нашей компании новые возможности, о которых многие даже не подозревали».
За три дня практических и лекционных занятий сотрудники фирмы «Спутник-Гермес» получили полную информацию о технике продажи турпродукта, ведения переговоров, были рассмотрены варианты решения конфликтных ситуаций, систематизированы накопленные знания и опыт. Проведенные тренинги научили психологической коррекции различных ситуаций. «Мне кажется, у менеджеров появилась уверенность в своих силах, желание работать с большей отдачей, - говорит Наталья Денисова. - Во многом этому способствовала атмосфера доброжелательности и доверия, царившая на семинаре».
Напомним, что Центр подготовки кадров «Туриндустрия» проводит курсы повышения квалификации сотрудников турбизнеса с 2002 года. Более 50 туроператорских и турагентских компаний стали слушателями образовательных программ, все больше фирм становятся постоянными заказчиками Центра.
Ближайший курс повышения квалификации «Психология и технология эффективных продаж турпродукта» ЦПК "Туриндустрия" планирует провести в рамках выставки Mitt-2004 – с 26 по 28 марта 2004 г. Занятия будут проходить с 10.00 до 19.30, численность группы 10-14 человек. Это может быть очень удобным вариантом для представителей региональных турфирм. Отработав два первых и, как правило, самых продуктивных дня на выставке, менеджеры смогут конец недели посвятить учебе, а в воскресенье уехать домой.
Следующий курс организуется для руководителей и бухгалтеров турфирм. Его тема - «Налогообложение и бухгалтерский учет туристических предприятий», занятия с 29 марта по 7 апреля 2004 г., с 17.00 до 21.00.
По окончании курсов слушателям выдается государственное удостоверение о повышении квалификации.
Курсы читают специально приглашенные квалифицированные психологи бизнес-тренеры с большим опытом работы в туризме и самые авторитетные аудиторы и юристы отечественного турбизнеса. С содержанием программ можно ознакомиться на сайте РСТ: http://www.rata.ru/razdel/razdel57.asp#s5
Заявки принимаются по электронной почте touredu@mail.ru (укажите ф.и.о. участника, должность, название компании, является ли фирма членом РСТ, телефоны).
Вопросы можно задавать по телефону (095) 506-88-86.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»