№5235
Богатое озеро и крокодилы в Пскове: «Сила знаний» для детей в сложной жизненной ситуации
Российский союз туриндустрии проводит серию познавательных мероприятий для воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Акция стартовала 24 января, в Международный день образования.
Акция проводится во второй раз. Организаторы поддерживают одну из основных целей устойчивого развития, указанных в перечне ООН. Цель 4 – качественное образование для всех. Это подразумевает, в том числе, поощрение детской любознательности и мотивирование к учебе.
В 33 регионах России дети из социальных учреждений онлайн проходят туристические квизы, вопросы для которых составили члены РСТ. Задания получились довольно сложными, но очень интересными. Например, нужно было догадаться куда делись крокодилы из речки Пскова, правда ли, что Красный проспект в Новосибирске – самая длинная в мире прямая улица, как переводится слово «Байкал» и др.
По итогам квиза ребята получат от компаний-членов РСТ сертификаты на экскурсии. Их смогут посетить в общей сложности около 1000 детей, как только это станет возможно.
Несмотря на тяжелейшую ситуацию, в которой находится отечественный турбизнес, компании предложили увлекательные и познавательные форматы мероприятий для детей. В Коломне ребята смогут прокатиться на трамвае желаний «Коломчонок». Подопечные Центра содействия семейному воспитанию №15 в Вырице Ленинградской области увидят музей-макет «Петровская акватория». Для ребят из центра помощи «Рассвет» в Новосибирске туроператор «Олимпия-Райзен-Сибирь» организует обзорную экскурсию по городу с посещением Центра океанографии и морской биологии «Дельфиния». Компания «Романова Тревел» покажет Нижний Новгород воспитанникам детского дома №3 и интерната №1.
Участников акции очень много. Все они уже включили в свои планы важное мероприятие – экскурсию для особенных детей.
Подопечным интерната №31 в Москве экскурсионные программы предоставят компании «Рэдиссон Ройал», «Сити Сайтсиинг Москоу» и Государственный исторический музей.
Детей из Красногорского социально-реабилитационного центра по парку «Зарядье» и другим объектам в центре Москвы проведут сотрудники BSI Group.
А по Самаре с туроператором «Валиса вояж» прогуляются учащиеся многопрофильного колледжа им. Бартенева.
Выборгский замок смогут увидеть ребята из костно-туберкулезной областной больницы.
Дети из школы-интерната для слепых и слабовидящих в Абакане получат от компании «АРТ Сибирь» сертификат на прогулку по Енисею на катере и мастер-класс по изготовлению хакасского десерта из талгана.
Крупные промышленные предприятия – «Азот», «Кузнецкая проектная компания», Кемеровская ГРЭС – проведут ребятам из социально-реабилитационного центра экскурсии по своим заводам в Кемерово.
Туроператор «Артикул» и Костромской музей-заповедник подарят воспитанникам Волжского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, сертификат на обзорную экскурсию по Костроме с посещением Музея деревянного зодчества.
Студия нестандартных путешествий «Ветер странствий» из Саранска познакомит с городом воспитанников социального приюта для детей и подростков «Надежда».
Дети волгоградской школы-интерната №4 отправятся путешествовать на кораблике с компанией «Круиз».
Для подопечных социально-реабилитационного центра «Пеликан» ТИЦ города Выкса проведет обзорную экскурсию.
Некоторые дети уже успели пройти квиз. Теперь в Черногорске, к примеру, сотрудники музея-заповедника «Хакасский» проведут познавательное занятие для ребят из социально-реабилитационного центра. А ребятам из школы-интерната №5 благотворительный фонд «Регион» покажет Курский краеведческий музей.
«От всей души благодарю коллег, которые в эти непростые времена с готовностью откликнулись на предложение РСТ стать частью большого и важного дела – подарить новые впечатления детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Акция «Сила знаний» объединила тех, кто всегда помнит, как важно думать о будущем, которое, конечно же, связано с детьми. Сейчас все вместе мы поддерживаем одну из основных целей устойчивого развития – качественное образование для всех», – подчеркнул президент РСТ Андрей Игнатьев.
«Удачной охоты!», – говорят туристы, отправляясь за северным сиянием
Среди весьма востребованных зимних предложений– туры за северным сиянием, их еще называют охотой. Одно из лучших мест в России, где можно понаблюдать за свечением верхних слоев атмосферы, – расположенный за полярным кругом Мурманск. Случается такое природное явление также в Архангельской области и в Карелии.
По словам мурманских операторов, новогодние каникулы были хорошо загружены, но на полярное сияние приезжают и сейчас. А вообще сезон наблюдений продолжается с сентября до апреля. Как отметила в беседе с RATA-news руководитель отдела по внутреннему туризму компании «Радуга Севера» Светлана Пурлицис, россияне активнее поехали в область, поток увеличивается с лета. Турбизнесу помогла акция с кэшбэком, но самостоятельных путешественников все равно больше. «Мы делаем программу «Заполярный калейдоскоп», но набрать группу от 10 человек сложно, в основном, приезжают индивидуалы, по 3-4 человека. Раньше мы работали также с иностранцами. Кстати, у нас подобные туры обходятся дешевле, чем в Норвегии», – уточнила она.
Руководитель компании «Визит Мурманск» Олег Теребенин согласен: «Лучше, чем в Мурманске, сияние видно только в норвежском Тромсе. Но туда сейчас не попасть, да и туры в 4-5 раза дороже. А вот в Архангельской области и в Карелии явление поймать сложнее». В область едут со всей России, такими турами часто интересуются экспаты, представители крупных компаний. Сейчас авиабилет из Москвы в Мурманск можно приобрести за 3 тыс. рублей с багажом. «У нас все продукты и услуги дороже, чем в среднем по России, поскольку все завозное. Стоимость программы от 3 до 7 тысяч рублей в зависимости от продолжительности и гида. Каждые три-четыре дня возим группу, наш комплекс глэмпингов Aurora Village постоянно загружен. На Новый год гостиницы были переполнены, не всех желающих смогли разместить».
Как рассказал г-н Теребенин, в Мурманской области порядка 300 человек серьезно занимаются турами за северным сиянием, гиды постоянно информируют друг друга с разных дорог, где лучше смотреть. Туристов возят на такую охоту по 3-4 часа, иногда поездка продолжается до глубокой ночи.
Директор компании «Лаппи тур» Виктория Короткова также отметила высокую загрузку на каникулы. Несколько раз в неделю оператор отправляет группу «охотников» на минивэне. Люди приезжают на два-три дня, каждую ночь высматривают полярное сияние. «Клиенты сразу обозначают это целью поездки. И если не складывается, бывают разочарованы. До четырех утра в мороз готовы ездить, пальцы примерзают к камерам. Прямо герои», – говорит она.
Эксперт также заметила, что регион не бюджетный, один такой выезд стоит от 4 тыс. рублей, на семью выходит приличная сумма. Г-жа Короткова добавила, что с иностранцами было проще работать, чем с россиянами. Они не такие требовательные, не капризные, а наши сограждане даже в минигруппах хотят индивидуального подхода, да и в группу их тяжело объединить.
В архангельской компании «Ветер перемен» рассказали о туристах, которые в прошлом году выезжали за полярным сиянием в Мурманск. Не повезло. В этом году они решили попытать удачу в Архангельске. «Но и в этот раз не получилось, почти все праздничные дни небо было затянуто тучами. Туристы отнеслись к этому философски. У нас в области часто бывает облачность, рядом море, мы честно об этом предупреждаем. Поймать северное сияние – реальная охота», – пояснил генеральный директор компании Александр Седаков. Запросы от индивидуалов поступают каждые два дня, некоторые даже спрашивают о гарантиях.
В Карелии тоже можно наблюдать это природное явление. Но было бы неправильно приглашать людей именно за этим, говорит заместитель начальник управления по туризму Карелии Ольга Лукина. Ничего нельзя гарантировать, больше вероятность увидеть белух в Белом море, чем северное сияние, хотя и это не исключено. «Может прямо в Петрозаводске повезти, а можно и на севере республики ничего не увидеть. Это надо рассматривать как подарок, дополнительную опцию от небес. Я бы даже не стала упоминать о северном сиянии в программе тура, потому что обязательно найдутся люди, которые потребуют возврата стоимости путевки на основании того, что не увидели», – подчеркнула г-жа Лукина.
Наталья Панферова, RATA-news
Санкт-Петербург начал отыгрывать падение турпотока
После жестких ограничений в новогодние каникулы Санкт-Петербург возвращается к нормальной туристической жизни. Появился хороший спрос на экскурсионные туры на ближайшие даты и на праздники в феврале-марте. Об этом RATA-news сообщили в компании «Алеан».
«После снятия ограничений спрос моментально пошел вверх, количество заявок сразу выросло на 35%. Можно сказать, что так хорошо, как сейчас, Петербург не продавался последние полтора месяца, с 10 декабря», – рассказала RATA-news коммерческий директор оператора Оксана Булах.
Причем на новогодние даты бронировалось, в основном, проживание, а сейчас туристы вновь заинтересовались организованными экскурсионными программами. На них приходится порядка половины полученных заявок. «Наши туры составлены так, что можно заезжать в любое время. Чаще всего люди выбирают поездки на 4 дня», – уточнила собеседница.
Напомним, с 30 декабря по 10 января в Санкт-Петербурге были закрыт доступ посетителей в музеи, театры, на выставки и концерты, ограничено проведение групповых экскурсий. Из-за этого большинство туристов из регионов отказались от забронированных туров с экскурсионным обслуживанием. В итоге средняя загрузка гостиниц в новогодние каникулы, по данным комитета по туризму Санкт-Петербурга, составила около 20%. Для сравнения, год назад в это же время они были загружены более чем на 70%.
11 января музеи возобновили свою работу. Был также сняты ограничения на проведение экскурсий, в том числе автобусных.
Стимулом роста интереса к Санкт-Петербургу выступает не только отложенный спрос, но и тарифы в отелях, прежде всего, уровня 3* – именно их чаще всего выбирают любители экскурсионных поездок. По словам Оксаны Булах, цены опустились до исторического минимума, скидки достигают 40%. Так, средняя стоимость ночи проживания в отеле 3* в центре города опустилась ниже 1000 рублей и составила 949 рублей, включая завтрак.
«Скидки от 5% до 20% дают и пятизвездочные отели. Их уже запрашивают на ближайшие праздничные даты – день Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта. Целевая аудитория, выезжающая на эти даты, выбирает, как правило, отели повышенной категории. Тем более что они предлагают интересные «романтические» акции», – пояснили в компании «Алеан».
Пик отложенного спроса на поездки в Санкт-Петербург, как полагает Оксана Булах, придется март и апрель. А майские праздники, если снова не будут введены ограничения, помогут Санкт- Петербургу отыграть новогоднее падение турпотока.
Светлана Ставцева, RATA-news
Туризм в период пандемии: подавлен, но жив
Аналитики СберИндекса выяснили, что выездной турпоток из России в 2020 году сократился на 80%, а расходы россиян за рубежом – на $27 млрд. В исследовании оценены потери туристической отрасли в разрезе внутреннего и внешнего направлений. Анализ проводился отдельно для летнего (с июля по сентябрь) и зимнего периода (с 15 декабря по 15 января).
Более тяжелой, как ни странно, оказалась именно зима 2020-2021 гг. Со второй половины декабря было зафиксировано снижение числа путешествующих как за рубеж, так и по России. Причина очевидна: на это же время пришелся пик второй волны коронавируса и многие предпочли обойтись без лишних перемещений. Летом число путешествующих по России увеличилось на 10,8% год к году, так как этот период был более благоприятным с эпидемической точки зрения. Кроме того, значительная часть россиян заменила выездной туризм поездками по стране.
Сегмент выездного туризма в 2020 году понес колоссальные потери и, судя по всему, значимого восстановления в первой половине 2021 года не произойдет. По оценкам Сбера, число россиян, путешествующих за границу, в прошлом году сократилось на 79,6%. В терминах летнего и зимнего периодов падение составило 83,2% и 81,3% соответственно. Схожую динамику продемонстрировали и расходы наших граждан в других странах. Падение зарубежных трат достигает $27 млрд.
В летний период турпоток за рубеж упал на всех направлениях. Зимой же появилось три страны, которые приняли туристов из России больше, чем в этот же период год назад. В Танзанию и на Мальдивы слетало порядка 10 тыс. россиян (+358% и +26% соответственно). Теперь эти направления по популярности сопоставимы с Египтом, который в последние годы существенно сдал позиции. Кроме того, почти тысяча россиян на новогодних каникулах побывали в Кении, граничащей с Танзанией.
Турция показала результат лучше среднего. В летний период 2020 года число россиян, посетивших эту страну, было на 65% ниже, чем в 2019-м, а в зимний – на 65%. Абсолютный аутсайдер из массовых направлений – Таиланд. Если год там отдыхало порядка 150 тыс. человек в месяц, то в этом декабре-январе показатель исчисляется лишь сотнями. По остальным странам зафиксировано падение, которое в подавляющем большинстве случаев составляет от 80% до 100%.
В отсутствие возможности поехать за рубеж многие туристы переключились на внутренние направления. В период летних отпусков такая смена предпочтений привела к росту расходов россиян на поездки по регионам страны, несмотря на существенные потери во время весенней волны коронавируса: в августе и сентябре превышение трат над трендовым значением составило 9,5% и 10,9% соответственно. При этом в зимний период, из-за наступления второй волны пандемии, расходы туристов вновь продемонстрировали значимое снижение.
Аналитики отмечают, что рост доходов регионов от внутреннего туризма в летний сезон связан не только с динамикой турпотока, но и с увеличением стоимости отдыха в России: по итогам июля-сентября 2020 изменение совокупных трат путешествующих составило +20,8% год к году, турпоток вырос меньше – на 10,9%. За счет активного летнего сезона по итогам полного года отрасль внутреннего туризма потеряла «лишь» 12,9% выручки. При этом потери количества внутренних туристов оказались существеннее и составили 19,7%.
Одним из существенных факторов поддержки внутреннего туризма стали поездки тех туристов, которые ранее предпочитали отдыхать за рубежом. Летом 2019 года в пятерку самых популярных направлений зарубежного туризма вошли Турция, Италия, Испания, Греция и Финляндия. Как оказалось, среди тех, кто посетил тогда одну из этих стран, более половины в 2020 году провели летний отпуск в регионах России. Самым распространенным выбором ожидаемо оказался Краснодарский край, его выбрали 11,7% путешественников. Однако с точки зрения динамики этот регион не входит в число лидеров. Наибольший прирост турпотока заметен в соседних с Москвой областях – Владимирской (+64% год к году), Тверской (+38%), Ярославской (+32%), а также в Калининградской (+59%) и Карелии (+47%).
В зимний сезон большая часть туристов, выбиравших ранее зарубежный отдых, предпочли остаться дома (63,5%), на внутренний туризм переключилось 29,7%. Аналитики Сбера связывают это, во-первых, со второй волной коронавируса, а во-вторых, с загруженностью зимних курортов России, не обладающих достаточной инфраструктурой, чтобы вместить всех желающих. Как и в случае с летом, в рейтинге регионов с наибольшим приростом числа туристов фигурируют те, по которым проходит маршрут Золотого кольца. При этом в топ-10 появились регионы, где расположены основные горнолыжные курорты России: Краснодарский край (+21%), Кабардино-Балкария (+18%), Карачаево-Черкесия (+10%).
Лаборатория СберИндекс – инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платежных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровне. При анализе используются только агрегированные обезличенные данные.
Корпорация «Туризм.РФ» ведет переговоры с инвесторами
Недавно созданная корпорация «Туризм.РФ» ведет переговоры с инвесторами о возможности запуска проектов по комплексному развитию ряда туристически привлекательных территорий.
«Корпорация активно включилась в работу. Уже идут обсуждения с инвесторами по условиям и способам реализации комплексных проектов по самому востребованному направлению – югу России, а также Дальнему Востоку, в частности Камчатке. Рассматривается и север, это Мурманская область. Есть предложения по созданию новых туристических кластеров в центральной части страны», – сказал заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.
«Сегодня мы видим огромный дефицит качественных современных гостиниц по всей стране. Особенно остро – на загородных рекреационных территориях и в курортных зонах. К примеру, Крым на пределе своих возможностей принимает порядка 7 миллионов туристов в год, и турпоток продолжает расти. На востребованных непляжных направлениях, таких как Алтай, Байкал, Камчатка, качественной туристической инфраструктуры совсем мало, местами совсем нет. Поэтому одна из ключевых задач в рамках нацпроекта – создание условий для развития круглогодичной современной туристической инфраструктуры на наиболее востребованных среди туристов территориях», – добавила руководитель Ростуризма Зарина Догузова.
Реализация проектов предполагается по всей стране. На данный момент корпорацией прорабатываются с инвесторами варианты и условия взаимодействия. «Работы предстоит много. Это только первые проекты. И сейчас мы тщательно изучаем каждый из них. Важно на начальном этапе создать партнерские бизнес-отношения с инвесторами. Нам надо заранее понимать, где для удачной и максимально оперативной реализации проекта необходимо проложить инженерные сети или построить дорогу, а в каком случае оказать содействие в оформлении земельного участка. Все эти вопросы необходимо прорабатывать и учитывать в мастер-планах, то есть подходить к реализации проектов комплексно», – сказал генеральный директор корпорации Сергей Суханов.
Правительство продлило действие пилотного проекта по такс-фри
Эксперимент по возврату НДС иностранцам при вывозе приобретенных в России товаров за пределы Евразийского экономического союза (такс-фри) продлевается до 31 декабря 2021 года. Постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
Система такс-фри начала действовать в нашей стране в 2018 году. Вернуть НДС с покупок могут все иностранцы, кроме туристов из стран Евразийского экономического союза, куда, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Система возврата налога распространяется на товары, включая технику, продукты питания, одежду, ювелирные изделия, книги, лекарства, приобретенные в течение одного дня на сумму не меньше 10 тыс. рублей. Не действует такс-фри в отношении подакцизных товаров, например, алкоголя и табака. Также налог невозможно компенсировать при покупке любых товаров через интернет.
Осенью 2019 года в России стартовал эксперимент по переводу системы такс-фри полностью в электронный формат. Это позволит сделать процесс возврата НДС с покупок, которые совершают иностранцы в России, максимально простым и удобным.
«Ингосстрах» проанализировал обращения туристов в новогодние каникулы
«Ингосстрах» зафиксировал 251 обращение туристов за медицинской помощью в период январских каникул. Это всего 12% от общего количества обращений за аналогичный период 2020 года в связи с сокращением выездного турпотока.
Лидирующую позицию заняла Танзания – 30% от общего количества случаев, заявленных в период новогодних праздников. На втором месте Турция с 18%, на третьем Индонезия с долей обращений 12%.
Страховые случаи среди туристов, которые предпочли в новогодние каникулы путешествия по России, составили 1% от общего их числа. Оставшиеся 39%, несмотря на отсутствие прямого авиасообщения и ограниченный режим въезда, были зафиксированы в США, Египте, Индии, Марокко, Таиланде, Бразилии и многих европейских странах.
Самым популярным туристическим направлением Танзании стал остров Занзибар. Чаще всего застрахованные в «Ингосстрахе» туристы обращались в связи с происшествиями во время пляжного отдыха – ожоги медуз, укусы морских обитателей, порезы о коралловые рифы и раны, полученные от морских ежей, а также аллергические реакции и ожоги, вызванные длительным пребыванием на солнце. Кроме того, среди отдыхающих в Танзании, а также в Турции были зафиксированы обращения, связанные с различными расстройствами ЖКТ, сосудистыми и ЛОР-заболеваниями.
Туристы, отправившиеся в Индонезию, чаще всего связывались со страховой компанией из-за травм различного характера, полученных во время падения с мотобайка или катания на серфинге и тому подобных.
Пандемия коронавируса принесла примерно 20% обращений от общего числа случаев.
За прошедшие новогодние каникулы самые крупные страховые возмещения были выплачены в связи со следующими травмами:
- Индонезия, остров Бали. Падение на скользкой поверхности, как следствие оскольчатый перелом конечности. Застрахованному было проведено экстренное оперативное вмешательство. Расходы на проведенное лечение – $13 тыс.;
- Турция, Анталия. Падение на лестнице, в результате перелом поясничного позвонка. Расходы на проведенное лечение и транспортировку туриста в РФ – €9 тыс.
«По нашим наблюдениям, в последнее время туристы стали с большей ответственностью подходить к покупке полиса, до начала поездки внимательно изучают правила страхования и риски, включенные в него, рассматривают возможность приобретения дополнительных программ», – отметил начальник управления урегулирования убытков компании «Ингосстрах» Максим Максимкин. Кроме того, по его словам, пандемия коронавируса способствовала увеличению спроса на программы страхования от невыезда и страхования авиапассажиров, что вызвало рост количества обращений, рассматриваемых компанией, по данным видам страхования.
Онсэны Японских Альп
Уединенный Син-Хотака онсэн в Японских Альпах – один из самых высокогорных термальных курортов страны. Расположен он в долине реки Гамада, у подножия хребта Хотака с третьим по высоте пиком Японии – Оку-Хотакэдакэ. Березовый лес, обворожительные панорамы, традиционные реканы, богатая кухня, разнообразные купальни…
В гостинице Suimeikan Karukaya гостей ждут уютные баньки и просторная ванна с водопадом на свежем воздухе. В классическом деревянном рекане Yarimikan – открытый онсэн с выходом на реку. В Shin-Hotaka-no-yu – огромная купальня с галькой на дне для массажа ступней. Здесь же находится единственная канатная дорога в Японии с двухэтажной гондолой, на которой можно подняться на высоту 2 156 метров. Там ресторан, сувенирный магазин и смотровые площадки.
Подробности на Visitapan.ru.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»