№3897
Кризис почти не снизил интереса к экотуризму
Туроператоры, предлагающие экологические туры, провели нынешний сезон довольно спокойно. «В сложившихся экономических и политических обстоятельствах можно было бы ожидать резкого роста продаж, но мы трезво смотрим на жизнь. Тем не менее, сезоном в целом довольны – продажи шли в ровном стабильном ритме», – рассказала генеральный директор Центра экологических путешествий Татьяна Калишевская.
Она добавила, что заказов к сегодняшнему дню реализовано даже больше, чем за 9 месяцев 2014 года, однако снизилось число крупных договоров. Средний чек не превышал 10-15 тыс. на человека, а длительность поездки – семи дней. В основном, люди выбирали маршруты, пролегающие ближе к центру России – от окрестностей Москвы до Урала. Среди дальних направлений особым спросом пользовались Алтай и Байкал. Президент Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала» Елена Ледовских добавила, что набирает темпы и Крым. На полуострове сохранилось немало интересных мест, куда с удовольствием едут любители экологических путешествий.
Экологический туризм объединяет тех, кто любит природу и нетривиальные путешествия с элементами приключений. Приверженцы такого, прямо скажем, не массового вида отдыха, презрев возможные бытовые неудобства, выбирают маршруты по национальным паркам и буферным зонам заповедников, едут в труднодоступные уголки нашей планеты, чтобы увидеть редкую птицу, осторожного зверя и нетронутые еще человеком места. Главное идейное содержание таких туров – познание и сбережение природы. В них часто присутствует познавательная составляющая – ученые читают лекции по географии и биологии, психологи проводят разнообразные тренинги. В продуктовой линейке есть и весьма доступные однодневные туры, и эксклюзивный, буквально штучный, а потому довольно дорогой товар.
Нынешний сезон привел в экотурфирмы новичков, в том числе довольно много небедных. Как предположила г-жа Калишевская, привыкнув не экономить на отдыхе, они, видимо, посчитали, что смогут эффективнее потратить деньги в родной стране. По мнению Елены Ледовских, переориентироваться им помогли не только скачки валют и политическая нестабильность, но и некоторая пресыщенность пляжами и дорогими виллами. Они уже везде побывали, многое видели, захотели необычных впечатлений – и отправились открывать для себя Россию. Оба эксперта подтвердили, что разочарованных среди них не было. Наиболее популярными в дорогом сегменте были путешествия на Камчатку и в Красноярский край на плато Путорана. Нашли своих почитателей и Сахалин, и остров Врангеля, и Чукотка, и Новая Земля.
Стоимость любой из таких поездок может достигать полумиллиона рублей на компанию из двух-трех человек. «У нас «выстрелила» Камчатка. Из-за огромного количества желающих посетить полуостров и ограниченности сезона мы даже были вынуждены уже в мае прекратить продажи. Особенно много клиентов было августе, буквально под завязку», – поделилась Татьяна Калишевская.
По нашей просьбе Елена Ледовских нарисовала усредненный портрет почитателя серьезных экопоездок. Это, как правило, мужчина от 35 до 55 лет, включенный в бизнес или работающий в госструктуре, руководитель или топ-менеджер, хорошо образованный, с живым любознательным умом, много путешествующий и не утративший желание удивляться. Часто ездят сплоченными дружескими компаниями.
Наши собеседницы отметили еще одну особенность сезона-2015 – рост среднебюджетного сегмента за счет перехода в него тех клиентов, кто прежде неплохо чувствовал себя в дорогом. Не всегда это связано со снижением доходов, просто люди стали считать деньги. Среди постоянных клиентов, а таких в компаниях не менее 80%, были, конечно, и те, кто решил вообще пропустить сезон. К сожалению, с началом кризиса участились случаи отмены корпоративных заездов.
Одно из направлений деятельности Центра экологических путешествий (ЦЭП) и Фонда развития экотуризма – работа со школьными группами. Как правило, это одно-двухдневные экскурсии, но есть и каникулярные предложения, и экологические лагеря. «Дерсу Узала», например, привозит группы на биостанцию «Чистый лес» в Тверской области, где ребята занимаются с опытными педагогами геоботаникой, орнитологией и прочими занимательными науками. Интерес к таким поездкам настолько высок, что у руководителя детских программ Елены Губаревой, по ее словам, порой не хватает сил и людей, чтобы обслужить все заявки. «Мы легко набираем детей. Им очень нравится, потому что мы занимаемся с ними постоянно. Они начинают понимать, что учиться и узнавать новое – это так здорово, – говорит г-жа Губарева. – В этом году у нас было десять эколагерей, только в Теберду съездило 60 человек».
ЦЭП отправляет группы по «Зеленому кольцу Москвы». Это собственный проект компании, включающий в себя семь охраняемых природных территорий – Окский, Приокско-террасный и Центрально-Лесной заповедники, национальные парки Угра, Мещера, Плещеево озеро и Смоленское Поозерье. «В прошлом году у нас был очень большой спад по детям, мы даже испугались немного, – рассказала Татьяна Калишевская. – Скорее всего, это было связано со всякими реформами-объединениями в московских школах, а также с попытками ужесточить правила перевозок детских групп. В этом году все попривыкли и продажи вернулись к среднегодовым значениям».
Что касается зарубежных покупателей российского экологического турпродукта, то отказники нашлись и среди них, хотя падение рубля уменьшило стоимость поездки в нашу страну почти вдвое. Основное занятие иностранных групп – наблюдение за птицами, или бердвочинг (birdwatching). На западе это очень распространенное увлечение, бердвочеры ездят по всему миру с чек-листами и списком птиц, в котором они проставляют галочки – мол, видели.
Наши эксперты полагают, что иностранцы не поехали, главным образом, из-за политической ситуации, нагнетания негатива по поводу России. Хотя были энтузиасты, которые несмотря ни на что, не отказались от поездки.
Любовь Булгакова, RATA-news
Ненецкий край предложит туристам арктические туры выходного дня
Управление культуры и туризма департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа показало туроператорам уникальный маршрут «Уикенд в Арктике».
Как рассказала RATA-news начальник отдела туризма Юлия Ляпина, тур сформировали на основе базовых предложений местных компаний, объединив их в единый маршрут. «Программа получилась очень насыщенной. Конечно, потом мы адаптируем маршрут уже под туристов, но операторам постарались показать максимум», – пояснила она. Необходимость в организации коротких поездок, по ее словам, назрела давно. До сих пор в регионе предлагались только активные экспедиционные туры продолжительностью 5-10 дней и, как правило, для подготовленного туриста – сплавы, длительные походы и т.д. Для привлечения регулярного турпотока решили предложить интересные программы, доступные гостям с любым уровнем физической подготовки.
Помимо осмотра инфраструктуры гостеприимства, За три дня гости осмотрели туристическую инфраструктуру Нарьян-Мара, посетили стойбища оленеводов, где ознакомились с традициями и бытом кочевников, слетали на вертолете в Пустозерск – первый русский город в Арктике, основанный еще в 1499 году. А также сплавились на лодках, порыбачили и попробовали блюда местной кухни – оленину, строганину и прочие разносолы. Всех поразила тундра, в это время года играющая яркими красками: осенние пейзажи переливаются зелеными, желтыми, красными, синими цветами. «Синий цвет тундре придает голубика, а белый ягель выглядит с воздуха, как недавно выпавший снег», – рассказала Юлия Ляпина. Гостям выдали спецодежду: теплые куртки и брюки, утепленные резиновые сапоги. «Но нам с погодой повезло, было 7-8 градусов тепла, довольно солнечно – отличное время для фотосъемки, – говорит г-жа Ляпина. – Да еще и повезло – увидели северное сияние!».
По единодушному признанию москвичей, регион имеет серьезный потенциал, способный привлечь туристов со всей страны, особенно из южных и центральных областей. «Наши гости не только восторгались природной красотой Ненецкого края, но и дали нам ценные советы – на что обратить внимание для создания качественного турпродукта. К примеру, во время экскурсии к оленеводам сразу возникла идея организовать катание на оленьих упряжках. А основным зимним предложением сделать новогодние туры, причем придумать что-то свое, с учетом ненецкого колорита, без традиционных Деда Мороза и Снегурочки», – заметила Юлия Ляпина.
Предложения и замечания операторов обсудили на круглом столе «Развитие арктического туризма в Ненецком автономном округе: вызовы и перспективы». Участники поделились впечатлениями, подчеркнув, что в первую очередь необходимо развивать этнографический, экологический, активный и гастрономический туризм. Но прежде надо довести до определенного уровня сервис, проработать и обкатать новый продукт. «Мы очень хотим запустить туры выходного дня уже с этого года, возможно и новогодние программы. Сейчас все зависит от взаимодействия наших и московских операторов», – сказала г-жа Ляпина. Среди ключевых советов от профессионалов она выделила предложение приурочить отработку маршрутов к событийным мероприятиям. К примеру, в марте проходят гонки на снегоходах на кубок Артура Чилингарова «Буран-дэй», в августе по всему Ненецкому округу отмечают День оленя и т.д. Другое важное замечание – усилить работу по подготовке гидов-экскурсоводов, а программу тура начинать с посещения краеведческого музея в Нарьян-Маре, уж очень он всем понравился. Впечатлила и поездка в этнокультурный окружной центр, где проходят ремесленные мастер-классы.
Сейчас московские компании уже проговаривают формирование турпакетов с местным оператором «Красный город». Юлия Ляпина уверена, что речь вполне может идти о ближайшем старте осенних туров с четверга по воскресенье.
По словам участников тура, Ненецкий автономный округ сам по себе – уже почти готовый турпродукт, настолько там необычная природа, культура и традиции кочевников. Все это, несомненно, привлечет туристов.
Светлана Гончарова, «Мостурфлот»: «У направления невероятный потенциал, уникальная для жителей средней полосы России природа, охота и рыбалка, гастрономия, северное сияние. На Новый год можно сделать ледяные дома, отели и бары изо льда, как в Скандинавии. Из Москвы всего два часа лету, стоимость билета от 9 до 15 тыс. рублей. Хорошие отели 3*, качественные рестораны со средним чеком.
Интересно посмотреть на традиционный уклад жизни кочевников – как и века назад, они живут в чумах. Если в той же Америке индейцы, как правило, показывают бутафорские вигвамы, то у ненцев все настоящее, включая шаманов. Это и есть главное преимущество направления.
Еще бы организовать ночевку туристов прямо на стойбище. В чуме нас угощали национальной ненецкой кухней – бульоном, кровяными оладьями с мукой, рыбой и чаем. Мы сидели на оленьих шкурах, хозяйка чума рассказывала местные легенды. Потом собирали голубику, видели много грибов. Можно даже делать туры по грибы-ягоды, уверена, это будет востребовано.
Собираемся предложить уикенды и туры для рыбаков, обсуждали стоимость 23-25 тыс., это с авиабилетом и минимальным экскурсионным пакетом. Главное – чтобы люди поехали, а дальше сработает сарафанное радио».
Виктория Еременко, «Дельфин»: «В Ненецком округе есть основа для турпродукта – это национальный колорит, оленьи и собачьи упряжки, встречи с оленеводами, чумы и тундра. В Нарьян-Маре гостиницы приличного уровня. Мы жили за городом в турцентре, считаю, туда и надо селить туристов. Номеров, правда, там пока мало, но много помещений, которые стоит переделать под гостиничные номера. Рядом поставить чумы и тоже предлагать для ночевки.
Из замечаний: на оленьем стойбище нет ни туалета, ни рукомойника, надо продумать, как все организовать с точки зрения гигиены. Без этого регулярные группы туда возить нельзя. Хорошо бы показывать туристам настоящее большое стадо оленей в 1000-2000 голов, это стало бы незабываемым зрелищем.
Мы уже связались с оператором «Красный город», готовы проработать такие варианты. Но в этом году вряд ли успеем».
Вадим Мамонтов, RussiaDiscovery: «В регионе много интересных мест, которые в будущем станут туристическими брендами на нашем Севере. Это остров Вайгач, поселок Амдерма, город Пустозерск – опорная точка освоения Арктики, среди прочего, связанная с протопопом Аввакумом. Надо развивать и тему северных оленей. В стойбище олени очень красивые, ухоженные, увидеть этих животных – большое удовольствие для туристов.
Мы были поражены, что отели на Новый год закрываются. Предложили сделать начальный продукт уже в этом году, а к следующему Новому году подготовиться уже серьезнее. Выдержать стоимость в 24-25 тысяч рублей на новогодние праздники не получится. Думаю, можно сделать тур на 4-5 дней по цене около 35-40 тысяч, и это без билетов. Главное – придумать какую-то «фишку». Вместо Деда Мороза могут быть легенды или сказки, связанные с северными оленями, это очень понравилось бы детям.
Много возможностей округ предлагает для корпоративных клиентов, включая индустриальный туризм с посещением нефтяных вышек. Ведь мало кто видел, как добывают нефть. И очень интересна тема северного сияния и полярной ночи. Вот на этих моментах надо сосредоточиться при разработке турпакетов».
Екатерина Маяцкая, Well: «От поездки сталось самое благоприятное впечатление. Большинство наших граждан ничего подобного не видели. Заполярье, тундра, северное сияние, оленеводы, фантастический Пустозерск – уникальное место. Потрясла девственность, незамыленность пейзажей.
В Нарьян-Маре есть достойные отели уровня 3-4*, но явно с завышенной стоимостью. Да дело даже не в расценках. Чтобы человек прочувствовал местный колорит, природу, его надо размещать на загородных объектах. А таких баз там нет. Если же селить людей в городе, то впечатление от поездки будет смазано. В таких чудесных местах туризм нужно преподносить в виде «бегства от цивилизации», там все к этому располагает. Необходимо построить на маршруте модульные домики, небольшие базы – прямо в тундре, рядом с озерами. А в городе, хотя он приятный, молодой, туристу делать нечего.
Возможно, надо продвигать направление как уникальный, эксклюзивный продукт стоимостью от 50-60 тыс. рублей. Не хочется его разменивать на массовый туризм».
Лариса Федорова, «Виадук Тур»: «Когда самолет заходил на посадку, мы обратили внимание на необычные ландшафты, белый ягель. Даже подумали, что уже выпал снег. Нарьян-Мар – интересный город, малоэтажная застройка, разноцветные яркие здания. Запомнилась поездка к стойбищу оленеводов, беседы с местными жителями. Их жизнь очень отличается от нашей – там практически нет преступности, зимой у домов припаркованы снегоходы, летом везде у машин прицепы с лодками. Хорошая соцподдержка, в магазинах своя семга, мясо оленей, молочные продукты – все свое, со сроком хранения не более 3 дней.
Нас катали на лодках, потом мы варили уху на костре, побывали у шамана. Очень приятна глазу осенняя тундра, там много грибов и ягод. Попробовали арктическую кухню. Оказалось, что из строганины и мяса оленей можно приготовить весьма вкусные блюда. Видели северное сияние, хотя даже не мечтали об этом.
Городская отельная база замечательная, гостиницы уровня 3-4*, но довольно дорогие. Работают они, в основном, на командированных, поэтому и не видят смысла снижать цены. Но в выходные и праздничные дни объекты пустуют. Попробуем на эти дни договориться о снижении цен. Также требуется улучшить качество подготовки экскурсоводов. Не продумана пока и ситуация с туалетами на выездных экскурсиях. Но зато нам выдали теплую одежду и обувь, вот бы и туристов также экипировать».
Наталья Панферова, RATA-news
Россияне тратят на поездки в среднем на 20% больше туристов из других стран
Компания Visa вчера обнародовала результаты очередного исследования предпочтений путешественников из разных стран – Visa Global Travel Intentions Study. Оно проводится раз в два года. Согласно полученным данным, россиянин тратит на зарубежные поездки на 20% больше, чем средний турист из других стран, чаще выбирает дорогие гостиницы, а также значительно больше любит путешествовать в компании, чем в одиночку.
В опросе, который проводился в январе-феврале 2015 года, участвовали в общей сложности 13600 человек из 25 стран. Российские туристы, как выяснилось, совершают в среднем четыре поездки за рубеж за два года. 68% россиян сообщили, что ездят за рубеж с целью отдыха и лишь 17% – в командировки.
Средняя сумма, которую российский путешественник тратит на поездку, составляет $2730. За два года, прошедших с прошлого опроса, она выросла на 6%. Расходы россиян на 20% больше, чем у среднего зарубежного туриста. Но зато вдвое меньше, чем тратят самые расточительные путешественники из Саудовской Аравии ($5860). Больше, чем россияне, на отдых выделяют денег граждане Новой Зеландии, ЮАР, ОАЭ, Великобритании и Мальдив. При этом 72% россиян готовы потратить в поездке больше запланированного.
Географические предпочтения российских туристов расходятся с выбором их зарубежных «коллег». Так, в России в пятерку самых популярных стран для отдыха вошли Турция, Египет, Таиланд, Греция и Испания. В мире наиболее привлекательны для путешественников США, Япония, Сингапур, Таиланд и Австралия. По сравнению с исследованиями прошлых лет европейские страны ухудшили свои позиции в рейтинге россиян, а Турция и Египет, наоборот, улучшили. При этом россияне заявили, что мечтают посетить Каир, Абу-Даби и Белград.
52% россиян выбирают гостиницы уровня 4* и выше. В среднем по миру этот показатель составляет 42%. Популярность дальних перелетов за два года заметно снизилась в пользу рейсов длительностью 4 часа и меньше. 76% туристов покупают билеты эконом-класса. Выбирая место для отдыха, россияне, в первую очередь, обращают внимание на цену, возможности для досуга, транспортную доступность и раскрученность курорта.
Средняя продолжительность поездки достигает 11 дней – на два дня больше, чем в среднем по миру. При этом только 5% опрошенных российских путешественников позволяют себе зарубежные поездки на выходные.
Россияне почти всегда берут на отдых платежные карты ( 88%), но предпочитают расплачиваться на месте наличными (58%). Популярность карт с 2013 года выросла на 20%. Средняя сумма наличными, которую российские путешественники берут с собой, составляет 733 доллара. 58% туристов предпочитают использовать банковские карты для снятия наличных и лишь 41% – для оплаты в магазинах и ресторанах. Если у россиян, путешествующих за рубеж, 50% платежных карт дебетовые и лишь 33% – кредитные, то в мире это соотношение составляет 76% и 17% соответственно.
Россияне не любят отдыхать в одиночку. 66% участников опроса в России заявили, что ездят за рубеж всегда в компании супругов или партнеров. 33% берут с собой детей и лишь 10% ездят по одному. Для сравнения, в зарубежных странах последний показатель достигает 25%. Правда, среди молодых россиян до 25 лет число любителей уединения выше – 20%.
Интересные данные привела Visa по бронированию туров. 55% российских туристов отправляются за рубеж самостоятельно, 45% россиян предпочитают пользоваться услугами турагентств. Каждый четвертый участник исследования покупает пакетные туры. При этом за два года доля самостоятельных туристов выросла как минимум на 15%.
Вопреки распространенному мнению, что россияне любят покупать туры в последний момент, исследование Visa показало, что средний турист в нашей стране определяется с местом отдыха и отелем за три месяца до вылета и тогда же начинает бронировать билет и проживание. Почти каждый второй при этом расплачивается за услуги с помощью банковской карты.
Цель исследования – получить представление о предпочтениях туристов, чтобы потом предлагать банкам различные программы лояльности в этой сфере. В частности, как показал опрос, 58% россиян при покупке туруслуг обращают внимание на возможность накопления миль.
Со времени прошлого исследования количество туристов в мире сократилось на 3%. Наиболее заметное снижение произошло в странах Африки и Ближнего Востока – с 76% до 54%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, наоборот, наблюдается прирост с 77% до 84%. В России выезжающих за рубеж за два года стало меньше на 5%.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news
«Трансаэро» начала сокращение авиапарка
Авиакомпания «Трансаэро» приступила к сокращению своего авиапарка – за последнюю неделю из него выбыли 10 из 106 лайнеров. В ближайшее время самолеты будут формально переданы лизингодателю, нидерландской компании AerCap: четыре Boeing 767, пять Boeing 737-700 и один Boeing 737-500. Эту информацию подтвердил источник, знакомый с ходом переговоров, отметив, что Boeing-737-700 возвращены на основании истечения контракта, остальные – по соглашению сторон. В начале сентября замминистра экономического развития Евгений Елин анонсировал планы по сокращению флота «Трансаэро» на 70%.
Взятые в лизинг у AerCap самолеты относительно возрастные – от 11 до 18 лет. На один из Boeing 767 уже претендует исландская авиакомпания Icelandair. По данным Росавиации, изменения по флоту «Трансаэро» пока не вносились в ее сертификат эксплуатанта, где перечислены все самолеты, которые использует авиакомпания.
Авиапарк «Трансаэро» до недавних пор включал 107 самолетов: узкофюзеляжные – 48 Boeing 737, три Ту-214 и два Airbus A321, широкофюзеляжные – 18 Boeing 767, 14 Boeing 777, и 20 двухпалубных Boeing 747. Кроме того, в парке авиакомпании два грузовых Ту-204. В собственности «Трансаэро» находится 10 самолетов: шесть Boeing 737, три Boeing 767, один Boeing 777 – остальные в лизинге, следует из отчетности авиакомпании по МСФО за 2014 год.
«У лизингодателей мало шансов получить с «Трансаэро» штрафы за досрочный возврат самолетов, и они это понимают. Авиакомпания оказалась не в состоянии обслуживать накопившуюся огромную задолженность и сейчас фактически находится в состоянии тихого банкротства, – сказал «Известиям» независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко. – В первые месяцы экономического кризиса российские перевозчики вернули порядка сотни воздушных судов, и практически во всех случаях лизингодатели шли навстречу, понимая, что взять с находящихся в сложной ситуации авиакомпаний практически нечего. Решение «Трансаэро» избавиться от всех 737-700 было принято еще летом и, скорее всего, продиктовано экономическими причинами».
Большинство «семисоток» взяты в середине 2012 года после венгерской Malev, на тот момент лизинговые платежи могли составлять $230-240 тыс. в месяц. Вывод 767-300 тоже скорее плановый: у возрастных самолетов расходы на поддержание летной годности весьма значительные, а спрос на дальнемагистральные перевозки падает вслед за рублем. Лизинговая ставка по 767-300 может колебаться от $300 тыс. до $450 тыс. в месяц.
По словам г-на Крамаренко, сейчас «Трансаэро» целесообразно оставить в парке более вместительные Boeing 737-800, и вскоре можно ожидать вывода всех Boeing 747-400 в связи с падением спроса на международные направления и невозможностью «пристроить» самолеты такой вместимости на внутренних перевозках. Также прогнозируется дальнейший вывод из флота Boeing 737-500 – после закрытия программы «Дисконт» из Домодедово.
1 сентября 2015 года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение о покупки «Аэрофлотом» 75% плюс одна акция «Трансаэро» всего за 1 рубль. Компания была передана в операционное управление «Аэрофлота» из-за огромных долгов. Как указывал в начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев, основная причина проблем компании – избыточный парк самолетов.
По словам президента Сбербанка Германа Грефа, общий долг компании на 1 июня 2015 года оценивался в 250 млрд. рублей. Большая его часть – 150 млрд. рублей – это долги по лизинговых платежам. Как в начале сентября заявил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, реструктуризация задолженности «Трансаэро» подразумевает ее частичное списание. Крупнейшие кредиторы «Трансаэро» – ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Сбербанк.
Бренд «Трансаэро» сохранен не будет, заявлял замминистра экономического развития Евгений Елин. Министр транспорта Максим Соколов говорил, что «Трансаэро» продолжит операционную деятельность примерно до зимы. Пока что компания ищет способы сокращения издержек, в том числе, отмечает собеседник «Известий», рассматривает возможность переезда штаб-квартиры из центра Москвы, у станции метро «Парк культуры», в офисное здание почтово-грузового комплекса аэропорта «Внуково».
Ранее на сайте Росавиации появилась информация о самостоятельном отзыве «Трансаэро» допусков к полетам из Москвы в Денпасар, Краби, Мадрид и Монтего-Бей (Ямайка) из Москвы, из Санкт-Петербурга в Лондон, Милан, Ригу, Рим и Тель-Авив.
Кадровые агентства отмечают восстановление спроса на персонал в сфере туризма
По данным рекрутингового портала Superjob.ru, число вакансий в бухгалтерии, финансах, юриспруденции и страховании сократилось на треть. Меньше поводов волноваться у представителей рабочих профессий, где число предложений выросло на 22% по сравнению с июлем прошлого года. По-прежнему одними из самых востребованных остаются программисты. В то же время сокращаются позиции и зарплата в области логистики и управления персоналом.
«В первую очередь это касается рекрутеров и менеджеров по обучению. Сейчас им предлагают на 11% меньше, чем полгода назад – 40 и 50 тысяч соответственно, – говорит старший аналитик Superjob.ru Ольга Чекалдина. – Не изменились предложения в банковском сегменте в целом, но при этом отдельным специалистам предлагают даже больше: на 7% – финансовым аналитикам, на 4% – специалистам по оценке рыночных рисков».
В IT-сегменте, по словам г-жи Чекалдиной, отмечается двухпроцентный прирост за счет увеличения зарплатных предложений для веб-дизайнеров, специалистов по информационной безопасности и менеджеров интернет-проектов. По уровню зарплат IT-сегмент лидирует. Это обусловлено тем, что очень многие позиции являются дефицитными, например, php- или java-программисты. На их позициях сохраняется высокий уровень дохода, и скорее всего он будет расти. «Сейчас мы наблюдаем абсолютное восстановление спроса на рабочий персонал. Также спрос на персонал восстановился в промышленности, в безопасности, в сельском хозяйстве, туризме, транспорте и медицине. Но остаются сферы, в которых даже прошлогодний уровень спроса не достигнут. Это в первую очередь юриспруденция, страхование и банки», – отметила Ольга Чекалдина.
Больше всего от кризиса пострадали сотрудники, от чьих позиций можно отказаться, поскольку компании переносят ранее запланированное развитие некоторых направлений на лучшие времена. Нужны айтишники и не нужны банкиры, соглашается руководитель отдела по подбору персонала ManpowerGroup Ольга Гуляева. Однако она обнадеживает, что основной этап оптимизации кадров уже позади.
«Единственным исключением, наверно, можно назвать крупные проекты, особенно в IT-технологиях, в инженерии. Здесь компаниям удалось сохранить на них бюджет, и они набирают персонал под эти проекты. Но на рынке труда оказалось очень много рабочих, квалифицированных специалистов, менеджеров, особенно из банковской сферы, – рассказала радио «Бизнес ФМ» г-жа Гуляева. – Ранее высокооплачиваемые менеджеры готовы переквалифицироваться и значительно снизить свои зарплатные ожидания. Остались востребованными позиции в области IT-технологий, проектного и sales-менеджмента. Такой тренд достиг своего пика в июле-августе, в период отпусков, и сейчас, в сентябре, наблюдается небольшое оживление, поскольку компании уже понимают перспективы по продажам, производству и могут себе позволить некоторые кадровые решения. В основном оптимизация, сокращения прошли в начале года. На данный момент эти процессы завершены, и компании остались с теми людьми, на которых они возлагают свои надежды, надеясь, что с этой командой они будут дальше работать».
Кроме того, по данным рекрутинговой компании Antal Russia, неплохо себя чувствуют работники, занятые в фармацевтической отрасли. Зарплата директора по продажам здесь составляет порядка 200 тысяч рублей. Также сильная нехватка кадров ощущается в сфере интернет-торговли, и переход сотрудников часто сопровождается повышением зарплаты на 30-50%. В электронной торговле коммерческий директор получает 250 тысяч рублей. Рост зарплат в обеих сферах в ближайшее время продолжится, считают в Antal Russia.
«Веди Тургрупп»: туры на лечебные курорты Чехии
Как всегда внезапно наступившая осень мотивирует нас задуматься о грядущей зиме и активно запасаться здоровьем и энергией. В нашем бешеном ритме жизни важно дать себе отдых, погрузиться в атмосферу релакса, используя все современные оздоровительные услуги, которые основаны на использовании природных лечебных ресурсов и многолетних традициях чешских курортов.
Специально для тех, кто привык заботиться о себе и здоровье своих близких, «Веди Тургрупп» предлагает оздоровительные туры в Чехию. Минеральные источники Карловых Вар и Марианских Лазне, подарят вашим туристам отличное настроение и зарядят силами на весь год.
Карловы Вары – SPO Top Hotels, аэропорт Карловы Вары, ЧСА, 8, 11, 12 и 15 дней, от 85 969 руб. на человека (€1 134).
Марианские Лазни – SPO Marienbad, аэропорт Карловы Вары, ЧСА, 15, 18, 19 и 22 дня, 14 ночей по цене 12, от 113 336 руб. на человека (€1 495).
1 ноября, Карловы Вары, отель Wolker (dep. Astoria) 3*, место в DBT HBT, аэропорт Карловы Вары, 14 ночей, от 75 356 руб. на человека (€994).
Карловы Вары, Рождество и Новый год, аэропорт Карловы Вары, ЧСА, 12, 13 и 15 дней, от 113 336 руб. на человека (€1 495).
«Веди Тургрупп»:
Москва (495) 725-43-65;
Санкт-Петербург (812) 677-91-65;
8-800-700-43-65 – бесплатный звонок по России.
«Ванд»: Бенилюкс – новые туры на ноябрьские праздники
«Ванд» предлагает новые экскурсионные туры в страны Бенилюкса. Выгодные цены на ноябрьские праздники, удобные даты, отличное качество. Выбирая качество – выбирайте «Ванд».
Вылет 1 ноября на 6 ночей, KLM:
- Амстердам, отель Artemis 4*, от 45 тыс. рублей (€600);
- Амстердам, отель Tulip Inn Centre 3*, от 50 тыс. рублей (€663);
- «Загадочный Амстердам, венецианский Брюгге и деловой Брюссель», отель Tulip Inn Centre 3*, от 58 тыс. рублей (€756);
- Амстердам с прогулкой в Брюгге и Гент, отель Robert Ramon 3*, от 59 тыс. рублей (€774);
- «Путешествие по Бенилюксу: Амстердам – Брюгге – Брюссель – Люксембург», отель Estherea 4*, от 75 тыс. рублей (€989).
Цены даны за человека с авиаперелетом.
Моментальное подтверждение заявок.
Все туры в Нидерланды на www.vand.ru, тел. (495) 780-36-61.
Более 183 тысяч пассажиров воспользовались субсидированными перелетами в Калининград
Программа субсидирования воздушных перевозок из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград действует с 15 апреля по 15 октября. Перевозки осуществляют авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», S7 Airlines и Red Wings. За 6 месяцев было перевезено более 183 тысяч пассажиров на сумму субсидий 392,3 млн. рублей, что составляет 93,3% от выделенного бюджета в 420,27 млн.
Основной пассажиропоток формирует направление Москва – Калининград – Москва, на этой линии перевезено более 124 тысяч пассажиров. По маршруту Санкт-Петербург – Калининград – Санкт-Петербург льготными билетами воспользовались немногим более 58 тысяч пассажиров.
За месяц до завершения программы субсидирования авиакомпании продали по специальному тарифу более 186 тысяч билетов. Ожидается, что к 15 октября количество перевезенных пассажиров составит 192 тысячи человек.
Впервые субсидирование воздушных перевозок из Калининграда в европейскую часть России и обратно было осуществлено в 2011 году. Правом на приобретение льготных авиабилетов могли воспользоваться жители Калининградской области в возрасте до 23 лет и старше 60 лет, всего было перевезено 3,1 тысячи пассажиров.
В 2012 году из программы субсидирования были исключены возрастные ограничения, число перевезенных пассажиров достигло 44,5 тысячи человек.
В 2013 году возможностью совершить авиаперелет из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург и в обратном направлении по льготным билетам воспользовались более 194 тысяч человек.
В 2014 году по программе субсидирования полетов из Калининграда в европейскую часть России и обратно было перевезено почти 220 тысяч пассажиров.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»