Россия – на втором месте в мире по продажам лечебных туров за рубеж
Медицинские и оздоровительные зарубежные программы занимают все более значимое место в структуре предложений российских турфирм. Медицинский туризм не дает больших потоков, но позволяет получать высокую прибыль. К тому же, он значительно более стабилен, чем массовый туризм. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) во время финансового кризиса объем продаж медицинских туров не сократился, в отличие от всех остальных. А в России и странах СНГ кризис даже повысил спрос на заграничные медицинские и оздоровительные услуги.
В своем докладе на презентации II Московского Конгресса по медицинскому и оздоровительному туризму, организатором которого выступает швейцарская компания NeXeN, региональный директор по странам СНГ NeXeN Елена Гарвардт (фото) сообщила, что на сегодняшний день основные потребительские рынки услуг медицинского и оздоровительного туризма – это США, Великобритания, Россия и СНГ, а также некоторые Арабские страны. Причем эта ситуация меняется настолько быстро, что по мнению некоторых экспертов Россия уже вышла на второе место по потреблению таких услуг.
Эксперты NeXeN связывают интерес граждан США к зарубежным медицинским турам высокой стоимостью медицинской страховки и недостаточным покрытием расходов. Туристы обычно выезжают за теми услугами, которые не покрываются стандартными страховыми полисами. Большой поток туристов из Великобритании объясняется длинными очередями в клиники и госпитали для получения бесплатной медпомощи. За рубежом британцев интересует косметология, стоматология, ортопедия и общее курортное оздоровление. Большой поток из некоторых арабских стран эксперты связывают со слабым уровнем здравоохранения. В России и странах СНГ уровень здравоохранения тоже слабый и, кроме того, при получении некачественной врачебной услуги пациент совершенно бесправен.
По мнению Елены Гарвардт, в СССР медицина была одна из мощнейших. Но после распада Союза и связанных с этим экономических проблем многие врачи иммигрировали в Израиль и Германию. В эти страны и отправились в 90-е годы первые туристы-пациенты. Затем стала расти популярность оздоровительных туров в Европу. В плане предложений по SPA, wellness, общеоздоровительным и восстановительным программам в лидеры вышли Венгрия, Чехия, Швейцария, Франция и опять-таки Германия. Эти страны занимают лидирующие позиции на рынке оздоровительного туризма и по сей день. Ориентируясь на растущий спрос, они расширяют предложение. Например, горнолыжные курорты выходят на рынок летом как горноклиматические курорты, предлагая свои оздоровительные программы.
Г-жа Гарвардт пояснила, что медицинский туризм – это поездка на лечение, в том числе, операционное. Чаще всего оно проходит в стационаре. Оздоровительный туризм – это курортное размещение плюс дополнительные услуги и лечебные процедуры.
Сейчас за здоровьем россияне выезжают в основном в Израиль, Германию, Швейцарию, Чехию и Венгрию. 1% пациентов выбирает лечение в США, причем связано оно, в основном, с кардиологией и нейрохирургией. Также в США на лечение отправляются известные люди, чтобы сохранить инкогнито. Для остальных это направление чересчур далекое и дорогое. Последнее время активно развивается сервис лечения в странах Азии, прежде всего, в Китае и Корее. Медицинские предложения этих стран стали появляться на русском рынке примерно 2 года назад и теперь стремительно набирают популярность. По прогнозам экспертов NeXeN, азиатские клиники через несколько лет могут составить серьезную конкуренцию ведущим европейским медицинским центрам, и общая картина на рынке медицинских и оздоровительных туров существенно поменяется. Что касается российского рынка, то жители Москвы, Санкт-Петербурга и центрально-европейских областей чаще путешествуют за здоровьем в Европу и Израиль. Из Владивостока люди предпочитают ездить в Китай.
Больше всего лечебных туров покупается в Москве, второе место с большим отставанием занимает Санкт-Петербург. Россия и страны СНГ совместно входят в тройку мировых лидеров по объему потребления медицинских услуг за рубежом. При этом Россия дает 71% потока, Украина – 16%, Казахстан – 11,5%, остальные страны СНГ – 1,5%. При этом русские клиенты (т.е. те клиенты, которые говорят по-русски), как правило, предпочитают оздоровление в комплексе с пятизвездочным SPA. Это очень выгодный сегмент.
Рост российского рынка в сегменте медицинских и оздоровительных услуг, по мнению международных экспертов, гарантирован. В своем докладе на презентации Елена Гарвардт уделила внимание причинам возникновения спроса на зарубежные медицинские услуги в России. Прежде всего она отметила тот факт, что расходы российского государства на медицинскую помощь составляют 2,6–2,9% ВВП. Тогда как по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для того, чтобы граждане были удовлетворены государственной медициной, уровень медицинских расходов должен быть не ниже 6-7% от ВВП. Известно, что в странах восточной Европы он составляет 6% ВВП, в странах Западной Европы – 9%, а в США – 14%. Кроме того, Россия занимает первое место в мире по абсолютной величине убыли населения. Второе место по этому печальному показателю принадлежит Украине. Кроме того Россия занимает первое место в мировом рейтинге по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. А в мировой шкале по основным интегральным показателям здоровья населения наша страна числится на 127 месте. Доля устаревшей техники в медицинских учреждениях России и Украины оценивается экспертами в 70%.
По данным российского филиала компании NeXeN, ежегодный объем рынка коммерческой медицины в России за период с 2000 по 2008 год вырос с 85 млрд. рублей до 458 млрд. рублей. Рост с 2008 по 2010 год оценивается некоторыми экспертами, как семикратный. Объем теневого сектора медицинских услуг растет параллельно с объемом коммерческой медицины. В 2000 году он оценивался в сумме 25 млрд.рублей, в 2008 – 107 млрд., в 2010 – 129 млрд.руб. Таким образом теневой сектор по своим доходам сопоставим с официальным. При этом «теневой» пациент, пользующийся услугами врача или клиники без соответствующего оформления, юридически совершенно не защищен. Клиент теневого сектора – это потенциальный потребитель услуг медицинского туризма. Объем денежных средств, которые вывозятся из России туристами-пациентами, также постоянно растет.
Директор NeXeN Russia Николай Асатиани охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Государственная медицина сокращается – возникает дорогая частная медицина. Высокая ценовая планка частной медицины – это влияние общего инвестиционного климата в стране. Медицинский туризм заполняет этот разрыв».
Ирина Хохлова, менеджер по развитию туроператора Medical Travel, специализирующегося на организации медицинских поездок в Германию, в беседе с корреспондентом RATA-news отметила, что в России не все так плохо с медицинским обслуживанием. У нас по-прежнему есть прекрасные врачи, огромный потенциал развития медицины и положительный человеческий фактор. «Но даже после самой удачной хирургической операции плохой послеоперационный уход может свести на нет все лечение, - посетовала г-жа Хохлова. – Поэтому больные и их родственники обращаются к нам, чтобы подобрать хорошую клинику и врача в Германии». (Ольга Чижкова, RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»