Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4941

Российский санкур способен дополнительно привлечь миллионы туристов только за счет продвижения межсезонья

Российский санаторно-курортный комплекс обслуживает в год порядка 6,4 млн человек, а может принимать как минимум 9 млн, если будет загружен в межсезонье. Емкость этого сегмента рынка – 434 тысяч мест. Такие данные привел президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, выступая на пленарном заседании IV Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов, который прошел в Сочи.

«Если нам удастся решить проблему межсезонья, в том числе в Краснодарском крае, это обернется дополнительными поступлениями в бюджет и доходы населения. Но нужна популяризация российского санкура. Большинство наших соотечественников, особенно кто помоложе, вообще ничего не знают про санаторно-курортное лечение. Только за счет продвижения наших курортов мы можем в течение двух-трех лет добавить несколько миллионов отдыхающих, – отметил г-н Шпилько. – За все прошлые годы Минздрав не выделял сколько-нибудь значимых средств на популяризацию курортного лечения. В 2016 году по итогам заседания президиума Госсовета в Белокурихе президент страны своим поручением вменил эту функцию Ростуризму, и ведомство тогда начало этим заниматься».

Глава РСТ также привел данные по средней загрузке отельной базы в регионах страны, которая составляет 35%. «Это, конечно, очень низкий показатель. Отрадно, что в Сочи достигнуты такие высокие результаты – загрузка составляет около 70% в среднем по году и более 90% в высокий сезон. Однако в большинстве регионов мы испытываем хронический недогруз во время межсезонья. Высокий сезон короткий, поэтому создание круглогодичного продукта должно стать реальным приоритетом нашей индустрии, и это нашло отражение в новой стратегии развития туризма», – сказал Сергей Шпилько.

Говоря о принятой недавно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», он отметил, что документ разрабатывался при участии РСТ и представителей бизнес-сообщества: «Не все наши предложения вошли в итоговую версию. Однако это серьезный документ, который открывает новые перспективы для рынка. С нашей точки зрения важно, что в стратегии дана объективная оценка сложившейся ситуации и перечислены необходимые направления деятельности».

Г-н Шпилько обозначил основное содержание стратегии, которая предполагает развитие конкурентоспособного современного турпродукта и усиление социальной роли туризма, то есть его доступности для широких слоев населения. «Экономические индикаторы тоже очень серьезные – многократное увеличение оборота туриндустрии, рост более чем в два раза количества внутренних турпоездок, рост экспорта услуг России c $8,9 млрд до $28,6 млрд, увеличение в три раза инвестиций в отрасль, – отметил эксперт. – Необходимо стимулировать спрос, и не только путем субсидирования пассажирских перевозок на курорты страны».

Уже разработана программы субсидирования туроператоров по въездному и внутреннему туризму. Механизм не достаточно четкий, но он запущен и финансовые ресурсы выделены. «Надеемся, Ростуризм и Минэкономразвития в этом году механизм отладят, а в следующем он заработает в полную силу», – отметил г-н Шпилько.

Президент РСТ предложил учесть в российском бюджете отдельной строкой финансирование инфраструктуры курортов федерального значения, хотя бы как это было в СССР в отношении Крыма, Сочи и Кавминвод. Впрочем, сейчас этот перечень можно было бы и расширить, включив в него, например, Белокуриху. Иначе при существующем перекосе в межбюджетных отношениях никаких региональных налогов и туристических сборов не хватит, чтобы обеспечить условия для приема многомиллионных турпотоков, считает Сергей Шпилько. Тем более, если речь идет о продвижении наших курортов на зарубежных рынках.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news

«Прежде, чем обсуждать стоимость электронной путевки, нужно понять, зачем нужен этот инструмент»

Накануне прошедшего в Госдуме круглого стола, на котором шла речь о перспективах информационной системы «Электронная путевка», эта же тема стала одной из ключевых на пленарном заседании IV Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов в Сочи. Обе площадки продемонстрировали редкое единодушие в отношении к проекту.

Напомним, что участники встречи в Госдуме – депутаты, представители органов исполнительной власти, отраслевых общественных организаций, туроператоры – пришли к выводу, что сроки введения обязательного применения электронной путевки нереальны и устанавливать их без предварительного тестирования системы нельзя. Практически в том же направлении шел разговор и на пленарном заседании в Сочи.

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в части правового регулирования функционирования единой информационной системы электронных путевок)» был направлен в Госдуму 8 ноября и, скорее всего, будет рассматриваться в первом чтении в середине декабря. Предполагается, что он должен вступить в силу 1 января 2020 года, а с 1 апреля 2020 года его исполнение становится обязательным для турбизнеса.

«Всех путает само понятие «электронная путевка». Никакой путевки в привычном понимании нет, речь идет о цифровой записи в некой информационной базе. Она не заменяет договор, не заменяет расчеты, это не документ. с которым турист может заселиться в отель. Это просто сведения о проданном туре, механизм обеления рынка, – объясняет учредитель юридического агентства «Персона Грата», омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма в Москве Георгий Мохов. – Законопроект пока носит общий характер, техническое решение и подзаконные акты не представлены, но его действие будет распространяться как на выездной, так и на внутренний туризм – никаких исключений не оговорено».

Процесс создания электронной путевки неизбежно связан с формированием реестра турагентов, продолжает г-н Мохов. Вопрос в том, как будет работать общая технологическая платформа, будет ли она интегрирована с другими ресурсами. Например, через реестр турагентов система может подтверждать полномочия на реализацию турпродукта и давать доступ для входа в информационную базу данных. Законопроект относит к решению правительства порядок определения стоимости пользования этой системой, но вопрос даже не в цене интеграции с информационной базой, а в стоимости каждой «транзакции» и обоснованности этой суммы.

По общему мнению участников пленарного заседания, и туроператоры, и турагенты заинтересованы в добросовестной конкуренции и конструктивном регулирование рынка, но при этом важно не навредить бизнесу. Были выступления в пользу проекта.

«Внесение данных в «Электронную путевку» позволит защитить потребителя, он сможет на любой стадии оформления тура проверить статус бронирования, прошла ли оплата и т.д. Когда вы покупаете билет, то точно знаете время вылета, рейс, аэропорт, терминал, стоимость. В электронной путевке будет практически то же самое. Система также будет очень помогать в сборе информации и статистики, планировании финансирования тех или иных направлений», – определили перспективы проекта генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин.

«Нам кажется, что введение системы электронной путевки очень далеко от нас, но работа активно ведется как законодателями, так и разработчиками. Не за горами тот момент, когда вся информация, в том числе продажи, будут отражаться в этой системе, рынок станет прозрачным. Кто-то скажет, что это плохо, но я считаю, что изменения позитивны, поскольку они освобождают рынок от случайных агентов, которые открываются весной и закрываются осенью. Такие люди могут просто уйти с деньгами туриста, а в итоге страдает имидж отрасли», – говорит генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов.

Другие участники заседания куда более критично оценили законодательную инициативу. «Продукта пока просто нет. Законопроект, устанавливающий ответственность за отсутствие электронной путевки, зарегистрирован в Госдуме раньше, чем введена сама эта система. Во-первых, должно быть предусмотрено время для тестирования, во-вторых, нужно определить реальные сроки начала ее работы, в-третьих, необходимо понять, как выглядит механизм вхождения в систему», – считает вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. С ним согласен заместитель генерального директора «TUI Россия» Александр Сирченко: «Необходимо исключить риски коллапса на туристическом рынке. Волнует нас и финансовая составляющая. Предполагается, что оплачивать пользование системой будет туроператор. Естественно, эти расходы будут закладываться в цену турпродукта и лягут на плечи туристов», – сказал г-н Сирченко.

Президент РСТ Сергей Шпилько обращает внимание, что существует неопределенность и по ряду других вопросов, а ответы необходимо получить до того, как будет определена стоимость. «Прежде чем обсуждать стоимость пользования электронной путевкой, нужно понять, зачем нужен этот инструмент, иначе бизнес точно проиграет», – предостерегает он.

Участники заседания неоднократно упоминали необходимость переноса срока введения проекта в действие. «Нужно перенести срок как минимум на 2021 год. Многие действующие законы, которые уже сейчас рассматривают в Госдуме, попадают под регуляторную гильотину и будут заменены. Кроме того нужно синхронизировать электронную путевку с создаваемым сейчас реестром турагентств, а на это тоже нужно время, – сказал руководитель комитета Ассоциации «Турпомощь» по инвестициям и внедрению информационных технологий в туризм Игорь Козлов. – Мы также считаем необходимым создание рабочей группы по цифровой стратегии и электронному документообороту. Отрасль не сможет работать с электронной путевкой, потому что уровень цифровизации в ней еще крайне низок, у в турбизнесе нет нормального электронного документооборота».

Г-н Козлов также считает необходимым обратиться в Минэкономразвития с просьбой провести публичную презентацию концепта, технических характеристик и расчета стоимости транзакций по электронной путевке. «В прессе мелькают данные, что цена может составлять от 100 до 300 рублей. Нам нужен нормальный расчет и понимание, как формируется эта цена», – резюмировал представитель «Турпомощи».

Выработанные в ходе конгресса предложения, касающиеся информационной системы «Электронная путевка», будут направлены в Ростуризм и Минэкономразвития.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news

ФАС выявила монополию в электронном учете туристов

Петербургское УФАС рассмотрит спор петербургских отельеров с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с использованием автоматизированных систем электронного учета туристов. Отельерам удалось убедить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в отсутствии конкуренции среди таких систем в Санкт-Петербурге. Местное управление МВД соглашалось работать лишь с системой «Элпост» Федерального гостиничного сервиса (ФГС).

О проблеме гостиничной монополизации» RATA-news писала много раз. Петербургские отельеры «отбиваются» от безальтернативного «Элпоста» с 2013 года, то есть, с того момента, когда их в добровольно-принудительном порядке перевели на эту электронную систему миграционного учета гостей. С просьбой разобраться в этой ситуации в ФАС неоднократно обращался Российский союз туриндустрии.

Поводом для нынешнего вмешательства ФАС стало отправленное в начале 2019 года обращение «Опоры России». В «Опору», в свою очередь, обратились отельеры с жалобой на завышенные тарифы для этой услуги. Кроме того, как говорилось в письме, ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказывается от информационного взаимодействия с отельерами, если для передачи данных они не используют систему «Элпост» ФГС, ссылаясь на заключенное с компанией соглашение.

Другим операторам в сотрудничестве отказывали, ссылаясь на отсутствие у тех средств по защите информации, соответствующих требованиям нормативных документов по информационной безопасности. На каких нормах и правовых актах базируется позиция, в ГУ МВД не поясняли, следует из материалов ФАС.

По результатам проверки ФАС пришло к выводу, что ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области необоснованно уклоняется от заключения соглашений с операторами систем передачи сведений для миграционного и регистрационного учета гостей отелей. Такое заявление антимонопольное ведомство направило в свое региональное отделение. Теперь управление ФАС по Санкт-Петербургу должно будет сделать территориальному органу МВД предупреждение в соответствии с законом о защите конкуренции.

По данным ЕГРЮЛ, по 45% ООО ФГС принадлежит Никите Мурову и Наталье Негодовой. «Новая газета» называла Никиту Мурова внуком Евгения Мурова, возглавлявшего ФСО в 2000–2016 годах. По данным «Делового Петербурга», Наталья Негодова – дочь генерала ФСБ в отставке Николая Негодова.

Euromonitor International оценил оборот российского рынка туристического размещения в 2019 году в 345,1 млрд рублей. Только за прошлый год отельеры Санкт-Петербурга заплатили за миграционный учет своих гостей через автоматизированную систему «Элпост» около 200 млн рублей, сообщает «Коммерсантъ».

Предоставлять властям данные о гостях от гостиниц отельеры могут самостоятельно в МВД или многофункциональных центрах либо через операторов. Стремясь сэкономить время, средства размещения обычно выбирают второй вариант. Но ограничение в Санкт-Петербурге вызывало недовольство отельеров, в том числе из-за тарифной политики ФГС.

По данным «Опоры России», установка системы «Элпост» обходится в 15,3 тыс. рублей, регистрация каждого россиянина стоит 22 рублей, иностранца – 100 рублей. Представитель СБК «Контур» (оператор аналогичной системы учета данных) Антон Беляев говорит, что компания четыре года пыталась договориться с местным МВД. Теперь он ожидает, что рынок станет конкурентным. В числе крупных игроков, помимо «Элпоста», г-н Беляев выделяет системы «Скала», «Контур. Отель» и «Отель-курьер».

Эксперты говорят, что услуги ФГС обходятся на 45-50% дороже, чем пользование аналогичными системами с фиксированной абонентской платой. По словам главы сети «Хостелы Рус» Андрея Цая, тарифы ФГС чувствительны для бюджетных средств размещения. «Если мы говорим о хостеле, то средняя стоимость размещения здесь составляет 500–600 рублей за ночь, то есть фактически миграционной учет иностранного гостя обходится в 20% от тарифа»,- рассказал он.

Если гостя не зарегистрировать вовремя, то отельерам придется заплатить штраф 30–50 тыс. рублей. Во время чемпионата мира по футболу размер штрафа был повышен до 400–800 тыс. рублей за иностранного гражданина.

Андрей Цай добавляет, что в Москве подавать данные для электронного учета можно бесплатно через систему «Мосбезопасность». «Те, кого не устраивает качество ее работы, пользуются сторонними сервисами, стоимость их услуг составляет 7–14 тыс. рублей»,- пояснил он.

Председатель комитета по туризму санкт-петербургского отделения «Опоры России» Дарья Ковалевская уверена, что повышение конкуренции приведет к снижению трат отельеров. При этом, считает она, доходы самой ФГС уже сократились из-за ухода с рынка практически всех малых средств размещения, на которые приходилось 80% номерного фонда в городе. После запрета гостиницам работать в жилых помещениях большинство из них сдаются как меблированные комнаты для краткосрочной аренды, а владелец обязан регистрировать гостей сам, объясняет г-жа Ковалевская.

В «Опоре России» уверены, что проблема с отсутствием конкуренции среди систем сбора сведений для миграционного учета существует не только в Санкт-Петербурге. Организация планирует обратиться в ФАС для обнаружения аналогичных сложностей в других субъектах. Партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт подтверждает, что конкретное решение по ситуации в Санкт-Петербурге не приведет к выявлению проблемы повсеместно.

Отельеры Парижа про Airbnb: «Нас обдурили, нас предали»

Отельеры Франции отказались от участия в любых подготовительных мероприятиях к летним Олимпийским играм в Париже которые пройдут в Париже с 26 июля по 11 августа 2024 года. Они бастуют против партнерского соглашения между МОК и крупнейшим сервисом поиска и аренды жилья Airbnb.

Соглашение ущемляет права работающих в этой сфере профессионалов, убеждены в Союзе отельеров Франции. Оно возмутительно, поскольку создает неравную конкуренцию: гостиницы обязаны соответствовать нормам безопасности, доступности, сервиса, а эти требования не предъявляются объектам недвижимости на Airbnb.

«Нас обдурили. Нас предали, и это требует ответа. Сейчас весь сектор французских отельеров говорит о том, что такие вопросы надо было обсудить с ним. Потому что мы не против каких-либо отельных платформ, которые существуют во Франции. Но в данном случае были нарушены принципы равенства. И МОК снова и снова доказывает, что эти принципы им не соблюдаются», – комментирует ситуацию президент Союза отельеров Франции Ролан Эги.

Отельеров поддерживает город, у которого с Airbnb давние счеты. В феврале этого года мэрия подала в суд после того, как на портале появились предложения об аренде более 1000 квартир, владельцы которых не декларировали это намерение. Это может стоить Airbnb крупного штрафа – до €12,5 млн евро. Но теперь в Париже не намерены ждать начала будущего года, когда ожидается вердикт Европейского суда.

«Мэрия Парижа намерена провести референдум об условиях работы сервиса. Причем опрос будет проведен в каждом районе города по-отдельности, поскольку ситуация везде разная», – говорит первый советник мэра Парижа Эммануэль Грегуар.

Партнерское соглашение между МОК и Airbnb подписано до 2028 года и распространяется на пять Олимпиад. Специалисты платформы будут помогать в размещении семей спортсменов на период соревнований. Сумма договора не разглашается, но ряд экономических изданий оценил ее в $500 млн. Эксперты считают также, что Airbnb совершил таким образом стратегический имиджевый шаг перед первым размещением своих акций на бирже, запланированным на первую половину 2020 года, сообщают Вести.ру.

Сейчас на онлайн-платформах предлагается в аренду более 2 млн квартир в Париже и его окрестностях. Из них почти 900 тысяч зарегистрированы на Airbnb. А аккредитованные в столице отели располагают всего 250 тысячами комнат.

Программа приема гостей соревнований стала одним из основных козырей парижской заявки в борьбе за право проведения Олимпиады. По существующему между Оргкомитетом и Союзом отельеров Франции соглашению 618 отелей столицы и ее окрестностей разместят журналистов и членов более 200 спортивных делегаций.


В Южно-Сахалинске пройдет Дальневосточная неделя туризма

В Южно-Сахалинске, на площадке областного центра народного творчества, со 2 по 8 декабря пройдет Дальневосточная неделя туризма. Это целая серия мероприятий, посвященных развитию индустрии гостеприимства на Дальнем Востоке и в Сахалинской области.

Структурной составляющей недели является Сахалинский туристический форум (2-3 декабря). В его рамках запланировано пленарное заседание «Туризм и рекреация: отрасль, которая движет Сахалин вперед!», главной темой разговора на котором станет концепция развития туризма на острове до 2025 года. Пройдет также несколько панельных дискуссий: «Лучшие практики развития туризма на Дальнем Востоке и в мире», «Инвестиции в туристическую отрасль: новое окно для диверсификации бизнеса», «Сертификация экскурсоводов и гидов-проводников». На мастер-классах российские и зарубежные участники обсудят условия, в которых развивается современный турбизнес – маркетинг в интернете, мировые стандарты качества, новые идеи в области туризма, принципы работы с социальными сетями.

Основная деловая программа Дальневосточной недели туризма начнется 4 декабря с пленарного заседания, главная тема которого обозначена так: «Дальний Восток – новое звучание туризма в России». Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова, заместитель министра экономического развития РФ Сергей Галкин и другие выступающие дадут оценку перспективам развития туризма на Дальнем Востоке, расскажут как региону реализовать свой географический потенциал, наметят основные точки роста.

Во время панельных мероприятий участники смогут поговорить о горнолыжных курортах и круизном потенциале Дальнего Востока, о его транспортной доступности, о том, влияют ли событийный и экологический направления в туризме на привлечение турпотока.

Международный день (5 декабря) будет включать японскую, китайскую и корейскую сессии.

Специальная программа ждет рестораторов и отельеров – панельная дискуссия «Гастрофестивали Дальнего Востока: турист голосует желудком» и мастер-классы по основам сервиса и современным тенденциям в рекламе.

Организаторы подготовили также интересную экскурсионную программу. Желающие посетят спортивные объекты Южно-Сахалинска, совершат экскурсию по городу, осмотрят музейные экспозиции. Намечены и выезды – на остров Итуруп и на фестиваль «Вьюжный» в туркомплекс «Горный воздух».

www.ertw.ru

Лучшие проекты событийного туризма по итогам 2019 года

В Самаре состоялся финал VIII национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards по итогам 2019 года. Организаторами выступили департамент экономического развития, инвестиций и торговли администрации Самары и ФРОС Region PR.

Как отметил председатель правления ФРОС Region PR и основатель премии Геннадий Шаталов, анализ представленных проектов позволяет отметить, что в довольно большом количестве регионов страны события стали эффективным инструментом, генерирующим турпоток. Премия Russian Event Awards – это больше чем конкурс, это ежегодный мощный импульс, который дает качественное развитие туристическим событиям нашей страны.


Всего на соискание премии Russian Event Awards было заявлено 683 проекта из 72 регионов страны. В финал вышло более 200 проектов из 51 региона. Их оценивал экспертный совет, состав смотрите здесь.

Список победителей Russian Event Awards 2019 здесь.

Интервью с участниками и экспертами премии здесь.

Видеозапись церемонии награждения по здесь.

«Пилигрим»: рождественские туры в Самарскую область

Центр туристических программ «Пилигрим» приглашает на рождественские каникулы в Самарскую область – в один из трех туров.

«Яркие выходные в Самаре. Поезд в Рождество», 4-7 января – из Москвы и Саратова, 5-6 января – из Пензы. Включено: железнодорожные билеты, яркие экскурсии с посещением Тольятти, Сызрани и Самары, проживание – в Самаре в отеле 7 Avenue Hotel & Spa 5*. Проект реализуется совместно с Куйбышевским филиалом ФПК и при поддержке Департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации Самары.

День прибытия в Самарскую губернию называется «С корабля на бал», начинается он в Сызрани. После завтрака с мастер-классом по приготовлению местного торта «Паутинка», туристы отправляются на бал в старинный особняк купца первой гильдии Мартиниана Чернухина.


В этот же день гости познакомятся с Тольятти и Самарой, увидят концепты и раритеты АвтоВАЗа, узнают, чем новогодняя «хреновуха» отличается от «хреновины», прогуляются по праздничным улицам Самары и посетят аквазону пятизвездного отеля, в котором разместятся на ночь.


Второй день тура называется «Новогодняя Самара, ирония судьбы и жигулевское». Он полностью посвящен знакомству с рождественской столицей волжской губернии. После завтрака с бокалом шампанского и гастрономическими сюрпризами самарской кухни, туристы отправятся в автобусную экскурсию по городу с посещением музея Эльдара Рязанова, самого новогоднего режиссера, родившегося в Самаре.


Обед будет дополнен дегустаций настоящего жигулевского пива, производимого в Самаре с 1881 года – корпуса завода действуют до сих пор. Гости их обязательно увидят и купят «настоящее пенное» в заводском магазине.

Вечером – праздничный ужин на знаменитой самарской набережной, в английском ресторане Mr. Hadson.

3-5 января, 3-дневный тур «Жигулевские выходные, новогодние» с проживанием в спа-отелях 4* в Самаре и Тольятти, включено посещение аквазоны. Путешествие состоит из насыщенной экскурсионной и интерактивной программы по Самаре, национальному парку «Самарская Лука», Тольятти и Сызрани, кулинарных мастер-классов, дегустации «Жигулевского» и театрализованной экскурсии.

3-4 января, 2-дневный тур по Самаре «Ирония судьбы или жигулевское» с проживанием в отеле Holiday Inn Samara 4* в историческом центре города.

Для турфирм предусмотрено агентское вознаграждение.

Туристы могут уже сейчас выбрать лучшие места в автобусе и оплатить поездку онлайн.

Центр туристических программ «Пилигрим»: (8482) 40-35-30, 31-20-57, info@piligrim-tlt.ru

www.piligrim-tlt.ru

Апулия – итальянская премьера TUI

Компания TUI – один из лидеров российского туристического бизнеса. Она расширяет свое присутствие на итальянском направлении. В активе туроператора собственные полетные программы в Римини, Верону, Турин и Ламеция-Терме (Калабрия). В летнем сезоне-2020 к ним прибавится чартер в Апулию. Рейсы из Москвы в аэропорт города Бриндизи будут выполняться на крыльях авиакомпании «Уральские авиалинии». Старт цепочки назначен на 30 мая 2020 года. Полеты продлятся до начала октября. Заезды еженедельно по субботам.

Планируется, что отдохнуть в предстоящем летнем сезоне на курортах Апулии смогут более 4 тыс. туристов TUI.

Напомним, ранее никто из российских туроператоров не ставил программы в аэропорт Бриндизи. Они станут эксклюзивным предложением TUI.

Почему из многочисленных регионов Италии туроператор выбрал именно Апулию? Регион расположен на юге страны, на полуострове Салентина, на самом «каблуке». Здесь любят отдыхать итальянцы и туристы из Европы. К их услугам роскошные пляжи и чистое море, а еще богатое историко-культурное наследие, в том числе знаменитый город Бари с базиликой Святого Николая, в которой хранятся мощи чудотворца.

TUI рекомендует побережье Базиликаты – одно из красивейших в Италии с практически первозданной природой. Живописные пляжи в обрамлении скал манят золотистым песком и прозрачной водой. Туристическая инфраструктура в Базиликате, по сравнению с большинством других итальянских побережий, развита меньше, но в этом и скрыта основная прелесть отдыха – уединение на лоне природы. К тому же цены в Базиликате гораздо ниже, чем в других курортных регионах страны.

Предлагаем несколько лучших пляжей Апулии.

Торре делль Орсо. По его краям начинается скалистый берег, здесь множество пещер (можно посетить одну из них – Сан Кристофоро), а обелиски Две Сестры считаются одной из аттракций пляжа.

Марина ди Песколузе называют Мальдивами Саленто. Здесь встречаются два моря – Ионическое и Адриатическое.

Полиньяно-а-Маре – кристально чистое море, живописные скалы и величественные пещеры естественного происхождения

Экскурсионные возможности Апулии:

- город Бари будет интересен как поклонникам искусства, так и верующим и просто интересующимся историей религии туристам;

- Альберобелло – городок с традиционными жилищами – труллами. Сюда едут за незабываемыми фотографиями с видами на белоснежные домики из известняка с темными крышами;

- Остуни – за свои белые стены и архитектуру он прозван белым городом;

- Отранто – самый восточный город Италии славится своим пляжем с мягким белым песком и бирюзовой водой. Кажется, что это Карибы, а не юг Италии;

- Матера – город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что здешние места были первыми поселениями людей в Италии.

На сайте туроператора уже доступны для бронирования отели Апулии. Ассортимент туров будет пополнятся.

Туры в Апулию.

Святилище мхов и эко-деревня Камикацу

Пример, достойный подражания – посёлок Камикацу, что в префектуре Токусима на острове Сикоку. Его жители сплочены идеей перейти на полностью безотходное существование. Для этого бытовые отходы сортируются по 45 категориям! Живут люди в полной гармонии с собой и окружающей их великолепной природой.

Рекомендуем приехать в эти чудесные места. В пяти километрах от посёлка – знаменитые рисовые террасы Касихара, входящие в сотню лучших в Японии.

Рядом – Ямайнудакэ, загадочное горное «святилище мхов». Нужно подняться на почти километровую высоту, чтобы полюбоваться туманными вершинами.


Можно заехать на чайные плантации Дзидэн, осмотреть храм Дзигэндзи, а заодно и водопад Кандзёгадаки. А вечером расслабиться в горячих источниках Цукигатани онсэн и навсегда запомнить эти заповедные места.

Подробнее на Visitjapan.ru.

Лучшие рестораны Эстонии по версии White Guide

Международный ресторанный гид White Guide обнародовал названия более 100 ресторанов в Эстонии, которые он рекомендует посетить в 2020 году. Из них отдельно выделены 30 лучших.

Рестораны классифицируются по пяти категориям – международный мастерский уровень, мастерский уровень, высший уровень, очень хороший уровень и хороший ресторан.

В Эстонии мастерского уровня достигли девять ресторанов.


Первая тройка престижного списка лучших эстонских ресторанов осталась неизменной – третий год подряд лидирует таллинский ресторан NOA (NOA Peakoka Pool), за ним следуют также таллинские рестораны – 180 Degrees и O.

Top-30 ресторанов Эстонии по версии White Guide – на Visittallinn.ee.

При поддержке Европейского фонда регионального развития.

Окрестности Зальцбурга – Хельбрунн, Унтерсберг, Санкт Вольфганг…

Зальцбург прекрасен в любое время года. Офис по туризму Зальцбурга пригласил российских журналистов в межсезонье, чтобы они смогли увидеть федеральную столицу без обычной туристической суеты.

Поездка в Зальцбург – отличная идея для уикэнда. Но если удалось вырваться дня на четыре, то можно еще и по окрестностям погулять. Съездить, например, во дворец Хельбрунн. Он был возведен в самом начале XVII века для правящего в те года архиепископа Маркуса Ситикуса, а сегодня считается красивейшим сооружением эпохи Ренессанса, единственным в своем роде.


Главная, говоря современным языком, «фишка» дворца – потешные фонтаны. Самое удивительное, что за прошедшие 400 лет (!) никаких изменений и перестроек, кроме мелкого ремонта и замены выработавших ресурс деталей, здесь не производилось. Все выглядит и работает точно так же, как при самом Ситикусе.

Вот стол, стоит он в красивом ухоженном до слепящего блеска парке. Гости рассаживаются и вдруг, совершенно неожиданно, прямо на их парадные одежды выстреливают струи воды с палец толщиной. Причем, как можно увидеть, источник находится прямо посередине седалища.


Удовольствие сомнительное, но туристов, в отличие от придворных архиепископа, развлечение радует, особенно в жаркие дни. И такие коварные фонтаны-шутихи разбросаны по всему саду. Здесь олени брызгают водой, корона танцует на водной струе, водяной пар окутывает мистические гроты, а гидравлика приводит в действие без малого три сотни фигурок механического театра. Чудо расчудесное этот дворец Хельбрунн.



Стоит отъехать чуть подальше от Зальцбурга, чтобы подняться в кабине канатной дороги на гору Унтерсберг. Ее вершина находится на высоте почти 2 км. Прогулки здесь очень популярны не только среди приезжих туристов, но и среди местных жителей. Может быть еще и потому, что история этого горного массива полна легендами о гоблинах и гномах, стерегущих свои сокровища, о покоящихся в его недрах великих императорах, об обитающих в ее пещерах духах? За год канатка перевозит больше 100 тыс. пассажиров. Добраться из Зальцбурга можно на обычном рейсовом автобусе.


Верхняя станция подъемника называется романтично – Гайерэк или Ястребиная вершина, если по-русски. Отсюда начинаются многочисленные туристические тропы разной степени сложности, подробно размеченные указателями. Одна из них ведет к Ледяной пещере, до нее примерно час пути, требующего осторожности и внимательности. Это для тех, кому нравится бродить по горам. Остальным и вокруг верхней станции подъемника впечатлений хватит. Со всех сторон открываются потрясающие виды – как на ладони Зальцбург, взлетная полоса аэропорта, куда приземляются самолеты из Москвы, можно и Хельбрунн разглядеть.


Думаю, не один час можно провести в созерцательном безмолвии. А потом зайти в небольшой ресторанчик, что в станционном помещении, и выпить в ожидании кабины подъемника стаканчик ароматного крепкого горячего глинтвейна.

С верхней точки Унтерсберга при благоприятной погоде можно разглядеть озера курортного региона Зальцкаммергут, куда тоже рекомендуется съездить во время короткой поездки в Зальцбург. Зальцкаммергут – это фантастически красиво!

Если в любом поисковике набрать слово «Австрия», он первым же делом выдаст вот такую картинку. Это озеро Халльштеттезее и городок Халльштатт. Ничего примечательно, кроме этого вида, растиражированного в миллионах экземплярах, в нем нет. Но люди, тысячи и тысячи, едут сюда именно за тем, чтобы увидеть его своими глазами.


А вот в старинный городок Санкт Вольфганг на берегу Вольфгангзее едут не только лишь за тем, чтобы потом рассказывать «я здесь был и видел своими глазами». Он влечет к себе по культурно-религиозно-туристическим причинам. Это известный курорт, любимый и аристократами XIX века (композитор Франц Легар, например, завещал ему свою виллу), и современными ценителями тихого отдыха с оздоровительным эффектом. В городе множество расписанных изумительными фресками домов, за что его называют «пряничным».


Главный собор Санкт Вольфганг – цель традиционного паломничества верующих. В ней, редчайший случай, соседствуют два алтаря – готический и барочный. Алтарь, выполненный в стиле поздней немецкой готики, прекрасен так, что при взгляде на него дыхание перехватывает. И при этом на потолке одного из приделов изображен… дьявол. Существует любопытная легенда о святом Вольфганге и черте, помогавшем священнику строить церковь, а также о волке, который пал жертвой их договора.


С именем Моцарта Залькаммергут тоже связан – в деревушке Санкт Гильген, что стоит на берегу того же озера Вольфгангзее, родилась его мать. Может и имя сыночку она дала в память о малой родине?

Источники, которым можно доверять, утверждают, что Вольфганг Амадей любил не только музыку и Констанц, но и пиво. В Зальцбурге с конца XV века варят типичный местный сорт – Stiegl. Моцарт наверняка был его поклонником. Пивоварня Stiegl сегодня – крупнейшее в Австрии частное производство этого освежающего ячменного напитка. При нем есть музей, рассказывающий о тонкостях искусства пивоварения. На пивоварне проводят дегустации, работает ресторан с традиционными блюдами пивоваренной кухни.


Карточка Salzburg Card – незаменимый помощник тем, кто хочет познакомиться с Зальцбургом. Ее обладатели могут бесплатно или со значительными скидками посещать достопримечательности и музеи. И за пользование общественным транспортом не нужно платить.

Любовь Булгакова, RATA-news