Делегация РАТА посетила Израиль
Как мы уже сообщали, в Израиле по приглашению Министерства туризма страны побывала делегация РАТА, которая впервые провела за рубежом выездное заседание президиума. В составе делегации были президент Ассоциации Сергей Шпилько; вице-президенты Игорь Зворыкин - директор по маркетингу и туризму ЗАО “Главагентство”, Владимир Канторович – президент “КМП-груп” и Сергей Корнеев – руководитель Северо-Западного отделения РАТА; член президиума Андрей Уманский – президент группы компаний “РВБ-Алеан”; генеральный директор компании “Солвекс” Ирина Петрова, заместитель генерального директора фирмы “Нева” Алексей Каширский, пресс-секретарь РАТА Ирина Тюрина. Сопровождала группу представитель Министерства туризма Израиля в России Дана Островска.
В ходе поездки делегация имела возможность ознакомиться с обстановкой в стране. Побывав в Тель-Авиве, Иерусалиме, на курортах Мертвого моря и в Эйлате, члены делегации смогли убедиться, что большинство туристских маршрутов, объектов показа и размещения работают в обычном режиме. Пока не возят туристов в Иерихон, Назарет и Вифлеем, но последний, по данным Министерства туризма, будет открыт для посещения уже в ближайшие дни. Сектор Газа, где обстановка особенно сложная, никогда туристами не посещался.
Конечно, политические события в Израиле отрицательным образом сказались на турпотоке из-за рубежа. Больше всего сократился поток из Соединенных Штатов, которые официально не рекомендовали своим гражданам ездить в Израиль. МИД России таких заявлений не делал, однако число российских туристов тоже резко сократилось. По данным Министерства по туризму, в январе-октябре 1999 года страну посетили более 46 тыс. туристов-россиян, а за тот же период 2000-го – около 35,5 тыс., что меньше примерно на 31%. А в октябре нынешнего года падение турпотока из России, по сравнению с этим же месяцем 1999-го, составило 53%, что в среднем больше, чем падение потока из Европы. Эта проблема и перспективы развития туризма между нашими странами обсуждались во время встреч делегации РАТА с министром туризма и транспорта Израиля Амноном Липкин-Шахаком, генеральным директором министерства Итаем Игисом, заместителем генерального директора Пинни Мило, директором отдела Европы Хаимом Гутиным, руководителем отдела Восточной Европы Моше Мошеашвили и другими официальными лицами. На встречах неоднократно отмечалось, что, говоря о туризме в Израиль, нельзя умалчивать политические события. Однако, как сказал г-н Липкин-Шахак, совершенно очевидно, что непосредственно в стране это выглядит совсем иначе, чем по телевизору из-за границы. В связи с этим г-н Итай Игис высказал глубокое сожаление по поводу опасений россиян ехать в Израиль, но заметил, что очень верит в российский рынок.
Г-н Шпилько поблагодарил принимающую сторону за приглашение посетить Израиль и отметил, что впервые за рубеж выехала столь представительная делегация РАТА. В последнее время, по его мнению, наметились определенные сдвиги в развитии отношений на российско-израильском туристическом рынке. В частности, открыто и работает представительство Министерства по туризму Израиля в Москве. выделен бюджет и появилась реклама израильского турпродукта на российском телевидении и в прессе. Наконец, впервые, по инициативе Министерства туризма, благо г-н Липкин-Шахак курирует и вопросы развития транспорта в стране, удалось демонополизировать рынок авиаперевозок, что дало возможность почти в два раза снизить цены на авиабилеты. Тем не менее, поток туристов в страну невелик, и причина кроется, по мнению г-на Шпилько, не столько в политических событиях, сколько в том, что перечисленные выше меры не предпринимались раньше.
Как ни парадоксально, но сложившуюся ситуацию вполне можно использовать, чтобы “раскачать” турпоток из России в Израиль и стимулировать работу во встречном направлении. Для этого, по мнению г-на Каширского, важно, чтобы цены на израильский турпродукт были снижены на сравнительно длительный период, даже если конфликтная ситуация разрешится в ближайшее время. Необходимо еще больше активизировать рекламную кампанию. Достаточно вспомнить, что три года назад, после трагедии в Луксоре, именно россияне стали своеобразной спасательной командой для египетского туризма. Они же помогли сохранить турпоток в Турцию в период событий с Оджаланом. Но, как отметил Алексей Каширский, и Египет, и Турция в аналогичной ситуации начали решительно демпинговать и буквально атаковали Россию рекламой своего турпродукта. В итоге уже через 1,5 месяца, например, в Египет снова полетели чартеры, а через 8 месяцев российский турпоток в эту страну был практически восстановлен. Поэтому, при определенных усилиях, ситуация с туризмом в Израиле может быть исправлена довольно быстро.
Кроме того, на встрече с представителями Министерства туризма Израиля Владимир Канторович заметил, что увеличение турпотока неизбежно влечет за собой обострение проблемы нелегальной миграции. В связи с этим особое значение приобретает вопрос совершенствования консульского обслуживания российских туристов. Впрочем, не менее остро эта проблема стоит и в отношении выдачи виз израильтянам, желающим посетить Россию, хотя в данном случае угроза нелегальной миграции вряд ли реальна.
Надо заметить, что процесс снижения цен на проживание в отелях Израиля уже начался. Как сообщила нам представитель в Израиле Департамента туризма Минэкономразвития РФ Рита Демидова, на Мертвом море снизили цены: «Хайат» 5* - на 15%, «Холидей Инн» 5* - на 25%, «Цель Арим» 3* - на 15%. Специальные тарифы для российских туристов установила гостиница «Кейсар» 4*. В Эйлате вице-президент РАТА Владимир Канторович провел переговоры с представителем Ассоциации гостиниц курорта, директором отеля «Американа» Давидом Аппелем. Обсуждалась возможность обращения к правительству Израиля с просьбой предоставления гостиницам страны временных налоговых льгот для восстановления туристического потока.
В конечном счете, российская и израильская стороны договорились о тесном взаимодействии при продвижении турподуктов и обмене информацией. Письменные предложения РАТА по этому поводу в ближайшее время будут направлены в Министерство туризма Израиля.
Что касается заседания президиума РАТА, то на нем состоялся разговор о ключевых проблемах и перспективах работы Ассоциации. В частности, отмечалось, что среда мелкого бизнеса, к которому относится большинство турфирм, не позволяет аккумулировать ресурсы, необходимые для решения стратегических отраслевых задач. Решать их, в основном, приходится за счет энтузиазма отдельных представителей турбизнеса, региональных отделений, руководящих органов РАТА. Причем, нередко задачи решаются в интересах всей отрасли, хотя в Ассоциацию входит не более 10% зарегистрированных турфирм. Показателен и тот факт, что в последнее время в РАТА все чаще вступают средние и крупные предприятия – гостиничные, транспортные, страховые и другие, которым Ассоциация оказывает реальную помощь в решении конкретных вопросов и в продвижении их услуг. Активизируется взаимодействие с региональными органами управления туризмом. Все это не означает, что работа с мелкими турфирмами бесперспективна. Но, не забывая об отраслевых интересах, надо еще больше сосредоточиться на работе непосредственно с членами РАТА. Особенно с теми, кто соблюдает уставные требования, включая своевременную уплату членских взносов, и сами активно участвуют в работе Ассоциации. Дискуссия носила в известной степени острый и конфиденциальный характер, было принято решение продолжить обсуждение темы в Москве.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»