Если клиенту отказали в визе
Успешно завершился для туристической компании гражданский процесс по иску клиентки о взыскании денежных средств за турпутевку в связи с отказом в получении визы.
Согласно договору об оказании туристических услуг фирма обязалась организовать клиентке поездку во Францию. Свои обязательства по договору компания выполнила полностью: приобрела авиабилеты, забронировала гостиницы, заказала трансфер и оформила медицинскую страховку. Однако из-за отказа посольства Франции в выдаче визы, клиентка не смогла воспользоваться выкупленным туром.
В результате аннуляции тура за 3 дня до поездки и расторжения договора из-за невозможности его исполнения на указанных лиц были наложены штрафные санкции. Согласно п.3 ст.781 ГК РФ, ст.10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», ст. 32 «Закона о защите прав потребителей» возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. В суд были представлены полная калькуляция забронированного тура, расчет стоимости авиабилетов. Как правило, в подобных ситуациях, затраты турфирмы составляют стоимость авиабилетов на чартерные рейсы, поскольку, по правилам перевозчика, возврату они не подлежат, а также расходы на получение визы.
Посольства европейских стран, в основном, предпочитают не объяснять причину отказа в выдаче въездной визы, тем самым затрудняя позицию защиты турфирмы. Формально основанием для отказа может быть предоставления неполного комплекта документов, совершение правонарушения на территории страны выезда, личные основания и т.д. В подобных случаях турагентам необходимо заручиться поддержкой операторов, а операторам - зарубежных партнеров, которые могут подтвердить факт сотрудничества с продавцом и предоставить документы о фактически понесенных турфирмами расходов – на консульский сбор, наземное и экскурсионное обслуживание, авиабилеты.
В данном случае суд установил, что «турагенство обязательства по договору выполнило полностью. Отказ в визе является непреодолимым обстоятельством (ч.3 ст. 401 ГК РФ), так как ответчик не имеет возможности влиять на консульский орган иностранного государства… Фактические расходы ответчиком (турагенством) подтверждены… В соответствии со ст. 10 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» возмещение убытков осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон…». Таким образом, турагенство выплатило клиентке стоимость тура за вычетом консульского сбора и авиабилетов, что составило примерно 30% от цены турпакета.
На практике нередко в судах встает вопрос, обязана ли турфирма, организующая поездку, осуществлять страхование от невыезда или предупреждать об этом туриста. Законодательство РФ не накладывает на турфирму подобной обязанности, однако юристы настоятельно рекомендуют включать в договор с клиентом соответствующий раздел.
На основании судебной практики по подобным вопросам, следует заметить, что суды нередко встают на сторону потребителя как наиболее незащищенную сторону правоотношений. Поэтому также советуем туристическим компаниям серьезно отнестись к договорным отношениям с клиентом и партнерами для дальнейшей минимизации головной боли и расходов по возмещению убытков.
Защиту туристической компании в суде осуществляла директор юридической консультации «Визит» Анна Самсонова
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»