Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Татьяна Каледина: «Секрет успеха калужских турпроектов – в поддержке региональных властей»

Калужская область успешно реализует региональную программу развития туризма. Как прошел 2022 год в области, «обделенной» морем или горами, и какие задачи готовит следующий год, RATA-news рассказала генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области Татьяна Каледина.


- С какими итогами в туристической сфере заканчивается этот год?

- Во-первых, по турпотоку мы смогли достичь той планки, которую поставили себе в начале года. По подсчетам специалистов регионального министерства культуры и туризма к декабрю 2022 года турпоток превысил 3 млн туристов и экскурсантов. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на несколько сотен тысяч человек.

Другой немаловажный показатель развития отрасли – появление новых объектов. Значит, бизнес охотно реализует или расширяет свои туристические проекты на нашей территории. 2022 год в этом плане стал действительно урожайным, особенно выиграли культурно-познавательный и экологический туризм – как раз те виды отдыха, которые очень важны для Калужской области.

- Что нового предлагает регион любителям отдыха на природе?

- Нам «достались» дивные ландшафты, которые действительно заслуживают внимания путешественников.


Это и Калужско-Алексинский каньон, где в сезон теперь ходит теплоход. И национальный парк «Угра», который активно обустраивает экотропы, а в этом году презентовали бесплатный аудиогид по Чертову городищу. Многочисленные речушки, притоки Угры, становятся маршрутами для сплавов – все больше людей выбирают в летний сезон активные формы отдыха.


Прекрасные природные уголки притягивают к себе туристические проекты экологической направленности. Недалеко от арт-парка «Никола-Ленивец» открылся фитоотель «Лаванда», продолжает расти число глэмпингов. Сейчас в регионе их полтора десятка. Интерес к этому формату размещения сохраняется, в следующем году глэмпингов у нас станет больше.


- А какие темы, помимо космической, развиваются в сфере культурно-познавательного туризма?

- В этом году у нас своего рода бум музейных и культурных проектов. При содействии национального туристического проекта «Императорский маршрут» под Калугой открылся музей «Сергиев скит». Он посвящен связям семьи Романовых с калужской землей в XX веке. «Сергиев скит» посещается в рамках «Императорского маршрута» по Калужской области, которым в этом году ездили школьники – участники федерального культурно-просветительского проекта «Моя Россия».


В Тарусе открылось два мемориальных центра. Один из них посвящен советскому агроному и коллекционеру Николаю Ракицкому, второй – скульптору-монументалисту Павлу Бондаренко. В Калуге появилась галерея художника Владислава Собинкова.

Очевидно, что и тема неба не оставляет калужан: недалеко от областного центра, на территории бывшего военного аэродрома Орешково, открылся музей под открытым небом, посвященный истории малой авиации. Кроме того, легендарный космический корабль «Буран» пополнил коллекцию техники комплекса «Военфильм-Медынь».


- Новых проектов действительно много. Чем вы объясняете столь явное внимание турбизнеса к Калужской области?

- У нас уже реализовано очень много туристических проектов. Глядя на них, и другие инвесторы проявляют благосклонность к региону. Этот успех заметен и на федеральном уровне – по результатам конкурсов на туристические премии. В этом году мы взяли пять серебряных наград «Russian Traveller Awards – Сокровища России», это максимальное число наград, полученных одним регионом. Горнолыжный комплекс «Квань» отметился в двух премиях: стал лучшим отелем горнолыжного курорта Центрального федерального округа в первой национальной премии «Горы России» и лучшим горнолыжным отелем страны в Ski Business Awards 2022.

Лучшим экоотелем страны по итогам Национальной гостиничной премии 2022 стал Welna Eco Spa Resort в Тарусском районе. Создатели художественного музей мусора «МУ МУ» удостоились премии правительства РФ в области туризма. Международный аэропорт Калуга признан лучшим в России в категории до 0,5 млн пассажиров по итогам национальной премии «Воздушные ворота России». Наконец, Калужская область вошла в топ-5 регионов Russian Travel Awards 2022 в номинации «Территория промышленного туризма». Это ли не атмосфера успеха для любого проекта?

- Но выбор региона – это только начало дела. А дальше? Что назовете в качестве залога эффективности?

- В Калужской области выстроена мощная поддержка бизнеса со стороны органов власти. В сфере регионального туризма большая роль в этом отведена нашему Агентству по развитию туризма. Мы сопровождаем инвестора на протяжении всего периода реализации проекта: помогаем в подборе площадок, консультируем, продвигаем – фактически для инвесторов мы работаем по принципу одного окна.

- Можете ли назвать проекты, открытие которых ожидается в будущем году?

- Многие проекты относятся к малым городам Калужской области. Вот Козельск, известный своими монастырями, – благодаря инвесторам, отдых там становится более разнообразным. Это, прежде всего, туристско-рекреационный кластер «Жиздра», в рамках которого завершается создание парка «Кириллица». Согласно концепции, объекты комплекса свяжет маршрут по реке Жиздре.

Сплавы, а также экстрим-туры на квадроциклах организуются другим инвестором, который в этом году открыл под Козельском глэмпинг «На краю земли».

Иван и Мария Казимир развивают в Козельском районе гастрономический туризм: на семейной сыроварне они делают авторскую продукцию, дав сырам названия окрестных деревень. В следующем году проект «Калужское сыроморье» планируют расширить глэмпингом.

Другой пример – Таруса. Там в следующем году будет ходить скоростной теплоход туристического проекта «Лето на Оке»: межрегиональный речной маршрут из Калуги в Поленово Тульской области ожидает первый полноценный навигационный сезон.


В этом году в Тарусе открылся дом-музей и сад-дендрарий ученого-агронома Николая Ракицкого.


В следующем, благодаря президентскому гранту, в усадьбе продолжат восстановление коллекции растений и откроется «Зеленый театр».

- В цифровую эпоху регионы бьются в том числе за интернет-аудиторию. Каковы здесь успехи у Калужской области?

- В этом мы обеспечили мощное продвижение единому туристическому порталу Калужской области, которому всего год. Рекламу visit-kaluga.ru могли видеть жители регионов ЦФО, а также областей, с которыми у Калуги регулярное авиасообщение – например, Санкт-Петербурга. Конечно, нашей основной аудиторией являются жители московской агломерации, и именно они преобладают как посетители портала.

Агентство по развитию туризма Калужской области – поддержка и сопровождение инвестиционных проектов в сфере туризма:
+7 (4842) 277 386, gau.art40@gmail.com

visit-kaluga.ru