Ирина Крюкова: «Предпринимательские риски и мошенничество – это совсем не одно и то же»
На фоне многочисленных банкротств в турбизнесе клиенты компании «Роза ветров Мир» вышли из ситуации с наименьшими потерями. Но директору этого оператора Ирине Крюковой инкриминируют мошенничество в особо крупных размерах. В ноябре 2014 года ей была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, который затем был продлен до марта 2015 года. О том, что происходит сейчас, Ирина Крюкова (фото) рассказала в интервью RATA-news.
- Ирина, остались ли у вас какие-то долги перед туристами?
- Нет, никаких. Те туристы, которые были за рубежом в момент остановки нашего бизнеса или купили туры на более поздние даты, получили компенсации по фингарантиям, близкие к 100%. Речь идет примерно о 140 туристах. При этом ни один не был выселен из отеля. Нам не пришлось подключать «Турпомощь» для возвращения туристов в Россию, поскольку у всех были оплачены обратные авиабилеты. Мы благодарны компании «БИН-Страхованию», сотрудники которой внимательно отнеслись к нашим клиентам. В том случае, если тур приобретался через агентство, туристам «Розы ветров Мир» была возвращена агентская комиссия, которую страховые компании обычно не возмещают. Кроме того, страховщик согласился напрямую перевести деньги за туры, которые «Розой ветров Мир» были оплачены частично. Соответственно туристам не пришлось ждать возмещения и отменять свои путешествия, они поехали отдыхать в запланированные даты.
- Насколько нам известно, часть компенсаций туристам выплатили вы сами.
- Да, семи туристам не хватило средств фингарантий. Я продала свою машину и вернула им деньги. То есть «Роза ветров Мир» не нанесла финансового ущерба своим клиентам. Мы действовали исключительно в правовом поле. Но, несмотря на это, я привлечена к ответственности по тяжелейшей статье – хищение в особо крупном размере. Я уже 26 лет в туризме, всегда действовала в интересах клиентов и агентств, никогда никого не подвела и не обманула. И вдруг стала мошенницей?
- Что конкретно следствие называет хищением?
- Судя по позиции органов предварительного расследования, сам факт того, что туроператор «Роза ветров Мир» приостановил свою деятельность и граждане обратились в страховую компанию за выплатами, уже является доказательством моей вины в хищении средств туристов. Соответственно все наши клиенты считаются потерпевшими, с ними проводятся следственные действия, а это значит – повестки, допросы, протоколы. Хотя у органов предварительного расследования нет для этого оснований, так как турист, получив страховую компенсацию, не может считаться «потерпевшим», в том понимании, которое придаёт этому термину уголовно-правовая доктрина.
- Есть ли какие-то подвижки в вашем деле?
- Уже готова бухгалтерская экспертиза, сделанная по заданию Следственного комитета. Из нее видно, что никакие средства не были ни похищены, ни выведены! Но каковы будут окончательные выводы в обстановке предвзятого отношения ко мне и моей компании, сказать трудно.
- Большинство участников туристического рынка понимают абсурдность и даже опасность такого отношения к предпринимателям. Не случайно многие коллеги поднялись на вашу защиту, подписали обращение в различные инстанции.
- Большое спасибо всем моим коллегам, сотрудникам, друзьям, партнёрам, журналистам, которые оказали мне неоценимую поддержку в такой тяжёлый период. Вы не представляете, сколько теплых слов я услышала от разных людей – и хорошо знакомых, и тех, с кем пересекалась лишь пару раз. Думаю, это своего рода крик души, возмущение по поводу того, что со мной делают. Спасибо за сбор подписей в мою поддержку под обращением в городской суд по поводу изменения мне меры пресечения. Пока эти ходатайства на суд не повлияли, но то, что они есть, очень и очень важно. Адвокаты будут их использовать при обращении в другие инстанции.
- Ваши бывшие сотрудники даже объявили о сборе средств…
- Да, это была инициатива моих коллег и региональных партнеров. Мы проработали вместе много лет, они искренне хотели помочь, поддержать меня. Понятно, что есть люди гораздо более нуждающиеся, и некоторые коллеги мне на это указали. Прошу тех, у кого этот призыв вызвал неприятие, простить нас. А всем, кто волнуется за меня, сообщаю, что я, в общем, в порядке – принимаю ситуацию, смиряюсь и борюсь. Прочитав в обвинительном постановлении, какая я преступница, какие и когда(была указана дата!) составила планы выманить у людей деньги и обратить их в свою пользу «неведомым следствию путём», честно скажу, я была в отчаянии, жить не хотела. А сегодня, получив такую поддержку, считаю себя поистине счастливым человеком.
- Что стало главной причиной случившегося в вашей компании обвала?
- К кризису привел целый комплекс причин. 2014 год оказался для туриндустрии тяжелейшим. Безумный демпинг ряда операторов – «скидки» достигали 50-70% от стоимости тура, политическая и экономическая ситуация в стране, падение курса рубля, нестабильность из-за событий на Украине, запрет на зарубежные поездки определенной категории граждан. Для нас последней каплей стал отказ банка в продлении овердрафта, который уже был утвержден, но решение кредитного комитета было отменено 16 июля, в день падения «Невы».
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на туристическом рынке?
- Думаю, в наступившем году еще не один туроператор уйдет из бизнеса. На первый взгляд, картина ужасающая, но, если разобраться, это нормальная чистка рынка, его эволюция. Этот этап проходили все цивилизованные страны, не случайно там не так много туроператоров, как у нас. В 1997 году в составе группы руководителей турфирм я проходила обучение в Великобритании по линии British Council. Нас тогда убеждали, что лет через 10-20 в России произойдет укрупнение рынка и останется лишь несколько глобальных туроператоров. Тогда в это трудно было поверить, ведь в нашей стране действовали тысячи туроператоров и всем хватало туристов. Но, судя по всему, мы сейчас вошли в эпоху глобальных перемен и саморегулирования рынка. Считаю, к этому надо относиться цивилизованно, а не устраивать показательные распятия.
- Что, по-вашему, надо сделать, чтобы проблемы 2014 года не повторились?
- Необходимо пресечь демпинг и продажу туров ниже себестоимости. Это не дает никаких шансов для нормального бизнеса, приводит к падению продажи турпакетов по реальным ценам, и, следовательно, подрывает финансовую стабильность туроператоров.
Сейчас активно обсуждаются поправки в отраслевой закон, направленные на усиление ответственности туроператоров и защиту потребителей. Думаю, не менее важно не загонять в тупик сам турбизнес, напомнить государственным и правовым структурам о таких понятиях, как предпринимательская деятельность и предпринимательский риск. К сожалению, правоохранительные органы не хотят видеть разницу между бизнес-риском и мошенническими действиями. И получается, что сейчас даже цивилизованный уход турфирмы приравнивается к уголовному преступлению.
Да, моя вина в том, что я не удержала бизнес на падающем рынке, доставила неудобства своим клиентам и агентствам, которые мне доверяли. Но разве это повод заводить уголовное дело, сажать под арест, надевать на ногу браслет, позорить на весь мир, обращаться со мной, как с преступником? Прежде, чем остановить деятельность своей компании, я год жила в чудовищном стрессе, пытаясь найти варианты реструктуризации, диверсификации, сокращения и так далее. Я постаралась сделать все, чтобы не нанести ущерба клиентам. В итоге потеря квартиры, немалые долги – и уголовное дело со всеми вытекающими последствиями.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»