Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 27.03.2007

65 лидеров туристического рынка России

Хотя средние темпы роста бизнеса 50 лидеров туристического рынка России несколько замедлились, их выручка впервые превысила отметку $3 млрд. Об этом свидетельствуют данные пятого ежегодного рейтинга "Крупнейшие туроператоры России", который «Коммерсантъ» подготовил совместно с газетой «Туринфо». Заметные изменения произошли в первой пятерке: прежних лидеров – компании «Инна-тур», «Тэз тур» и «Натали турс» потеснил «Интурист», которому впервые досталось первое место.

В 2006 году суммарная выручка 50 крупнейших туроператорских компаний России увеличилась на 26% – с $2,416 млрд. до $3,046 млрд. В 2005 году этот показатель превышал 27%. Не так быстро, как в 2005-м, росла и средняя выручка участников рейтинга – 34,7% против 41%.

Доля вошедших в рейтинг туроператоров в общем обороте отрасли, тем не менее, уже сегодня достаточно велика, хотя отечественный туррынок только начинает консолидироваться. По оценке главы руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимира Стржалковского, общий оборот туристической отрасли в России в 2006 году составил около $29,5 млрд. В эту цифру глава агентства включает деньги, которые принесли три основных сектора туристического бизнеса – выездной, въездной и внутренний туризм. Около половины оборота приходится, по его мнению, на долю внутреннего рынка, оценить который особенно сложно: лишь 20% "внутренних" туристов пользуются услугами турфирм. Оставшиеся $14,75 млрд. делят между собой въездной и выездной рынки. Объем последнего агентство "Туринфо", в частности, оценивает примерно в $6 млрд. Таким образом, исходя из данных рейтинга, в котором по-прежнему пока участвуют в основном туроператоры, занимающиеся выездным и въездным туризмом, получается, что крупнейшие компании контролируют около 10% всего туррынка России и более 20% в сегменте въезда-выезда.

Пятерка лидеров в 2006 году заметно изменилась. На первое место вышел "Интурист", который раньше не поднимался выше шестой строчки рейтинга. В прошлом году компания купила авиаброкерскую фирму "Мегаполюс-Авиачартер", туроператора "Скайвэй" и контрольный пакет компании "Ривьера", которая в 2005 году заняла 12-ю строчку рейтинга с годовым оборотом $74 млн. Участники рынка считают, что именно эти поглощения помогли "Интуристу" увеличить выручку на 216,5%, со $106,88 млн. до $338,31 млн. В самой компании, правда, говорят, что это результат масштабной работы по реструктуризации и развитию бизнеса группы.

Информация о том, что АФК "Система", которой принадлежит компания, намерена в кратчайшие сроки вывести "Интурист" в лидеры туррынка, появилась полтора года назад. Незадолго до этого в компанию пришел новый президент – Александр Арутюнов, до этого бывший председателем правления Московского банка реконструкции и развития. В феврале 2006 года Владимир Евтушенков, президент АФК "Система", которой принадлежит компания, заявил «Коммерсанту»: "'Интурист' работает на очень тяжелом рынке с очень трудным законодательством, и мы много раз хотели избавиться от этой структуры". Он рассказал, что в 2006 году начнется подготовка к выводу туроператора на IPO, отметив, что "Интурист" – "абсолютно непрофильный актив" и в том случае, если провести IPO не удастся, он "будет продан тому, кто занимается туристическим бизнесом".

Компании "Инна-тур" и "Тэз тур", занявшие в 2005 году в рейтинге первую-вторую строки, переместились на второе-третье место, несмотря на значительное увеличение выручки – 18,89% и 25,46% соответственно. "Натали турс", хотя и показала рост выручки более высокий, чем у остальных фирм – 55,9%, также опустилась на одну позицию – с третьей на четвертую. Пятерку замыкает турфирма "Нева", увеличившая выручку на 44,56% и сохранившая за собой пятое место.

Выделить из числа туроператоров компании, которые свой основной бизнес делают на продаже авиабилетов, позволяет Топ-20 продавцов авиабилетов. В этом году мы впервые публикуем такую таблицу, а также Топ-20 туроператоров, лидирующих по средней стоимости заказа. Лидерами билетного бизнеса стали компании "Инна-тур" и "Капитал-тур". Последняя была создана в 2005 году основателями "Инны-тур" Игорем и Инной Бельтюковыми и в основном рейтинге заняла шестое место с оборотом $175,9 млн. Основная сфера деятельности "Капитал-тура" – консолидаторский бизнес: компания берет на себя функции заказчика чартерных рейсов на популярные курорты и затем продает места на них другим туроператорам. Первое место по средней стоимости тура получила компания "Бриз Лайн", специализирующаяся на продаже морских круизов. В основном рейтинге она на 31-м месте с выручкой $15,59 млн.

65 лидеров туристического рынка России

Полное название компании

Город (главный офис)

Выручка, млн. долл. США, в 2006 году*

Выручка, млн. долл. США, в 2005 году

В % к 2005 году

Кол-во обслуженных туристов, чел., в 2006 году

Продажи авиабилетов, млн.руб.

Численность персонала (чел.)

Общее кол-во офисов

1

Группа компаний "Интурист"

Москва

338,31

106,88

216,53

602600

1144,95

8000

133

2

ООО "Инна тур"

Москва

321,01

270,00

18,89

544500

4789,41

620

8

3

Группа компаний TEZ Tour**

Москва

294,82

235,00

25,46

650000

500

300

15

4

Группа компаний "Натали Турс"

Москва

290,00

186,00

55,91

280000

0

250

5

5

ГруппакомпанийNEVA INTERNATIONAL HOLDING

С.-Петербург

225,02

138,40

62,59

446000

970

500

119

6

Coral Travel / Odeon Tours (Group of Companies OTI)

Москва

197,00

138,60

42,14

317000

н/д

190

3

7

ООО "Капитал Тур"

Москва

175,90

88,00

99,89

658000

1550

400

17

8

Компания PAC Group

Москва

128,71

97,20

32,42

124000

30

205

3

9

ООО "Академсервис"

Москва

92,13

68,00

35,49

365000

0

175

4

10

ЗАО "Ланта-тур вояж"

Москва

91,58

63,00

45,37

88750

249,65

230

10

11

ООО "КМП групп"

Москва

87,56

н/д

н/д

160000

540

460

10

12

UTE Megapolus group

Москва

79,00

56,57

39,65

137326

803,38

271

13

13

ООО "ИнтАэр"

Москва

64,75

32,50

99,23

74300

347,6536

100

6

14

Группа компаний "Альтаир"

Москва

59,85

н/д

н/д

110000

1615,43

70

6

15

ЗАО "Туристическая компания ТУРЭНЕРГОСЕРВИС"

Москва

59,39

н/д

н/д

126623

402,43

88

5

16

ООО "ТУРИНФО группа РФР"

Москва

58,71

45,00

30,47

143000

1369,98

180

21

17

ООО "Библио Трэвел" (Торговая марка "Библио Глобус"

Москва

57,89

32,18

79,89

73500

0

57

4

18

Группа компаний "Русский Экспресс"

Москва

51,59

н/д

н/д

57000

200

130

7

19

ООО "Ависта"

Москва

41,95

20,80

101,68

104788

566,37

29

4

20

ООО "ВодоходЪ"

Москва

38,78

32,39

19,73

65517

0

1513

2

21

Группа компаний "Фонд Мира"

Екатеринбург

38,33

36,80

4,16

61694

185,12

128

5

22

Группа компаний "Роза ветров"

Москва

37,56

27,48

36,68

69000

170,6

156

6

23

Группа компаний "Самараинтур"

Самара

34,47

23,00

49,87

105339

317,27

150

6

24

ЗАО "Дейт"

Москва

28,85

22,40

28,79

59400

492,18

89

6

25

ООО "СТАР Травел"

Москва

28,56

23,10

23,64

62000

555

180

22

26

Группа компаний "ДСБВ-турс"

Москва

26,78

22,39

19,61

26524

32,72

116

3

27

ООО"МОНДОТУРС. MONDOTOURS"

Москва

25,80

30,00

-14,00

18133

30

65

2

28

Группа компаний "Пегас-Тур"

Челябинск

23,74

12,70

86,93

37630

294,5

50

3

29

Группа компаний "Экспресс Лайн"

Москва

23,27

15,20

53,09

68537

200,52

77

4

30

ООО "ЮТС"

Москва

22,11

н/д

н/д

25000

200

100

2

31

ООО "Ванд Интернэшнл"

Москва

17,58

14,70

19,59

28000

0

62

2

32

Группа компаний "ДЮЛА"

Красноярск

16,90

5,90

186,44

36510

105,26

63

9

33

ООО "Круизная компания "Бриз Лайн"

Москва

15,59

14,80

5,34

6100

0

48

1

34

ООО "Пантеон"

Москва

15,00

н/д

н/д

21604

н/д

26

3

35

ЗАО "ВСК-ТУР"

Москва

14,78

14,50

1,93

23100

28,3

36

2

36

ООО "Компания речного туризма Волжского пароходства "Волга-Флот-Тур"

Нижний Новгород

14,51

12,70

14,25

89257

0

500

2

37

ЗАО "СКАТТ"

Новосибирск

12,79

8,17

56,55

12358

63,4

43

5

38

Группа компаний "СИАТТ"

Новосибирск

11,42

9,21

24,00

11268

92,5

35

4

39

ООО "Гранд Байкал"

Иркутск

11,30

8,65

30,64

151600

1,46

628

2

40

ООО "Спутник-Гермес"

Самара

10,54

10,00

5,40

60000

н/д

100

3

41

ООО "Балтма турс"

Калининград

8,14

5,94

37,04

17200

н/д

22

2

42

ООО "Сеть туристических агентств ЯРОБЛТУР"

Ярославль

8,02

6,00

33,67

23000

н/д

70

23

43

ООО "Валтекс"

Москва

7,55

6,00

25,83

14200

76

24

1

44

ООО "ГАМА"

Нижний Новгород

7,24

4,15

74,46

93860

0

510

5

45

ООО "Лавли Тур-С"

Братск

7,06

6,40

10,31

13370

11,29

16

3

46

ООО "Компания "АРС"

Тюмень

6,53

н/д

н/д

7852

0

16

3

47

ООО "Городское бюро путешествий"

Москва

6,49

4,50

44,22

18000

0

30

2

48

ООО "ДАН"

Челябинск

6,24

4,85

28,66

5842

0

19

3

49

ООО "Бюро путешествий "Гран-Тур"

Новосибирск

5,86

4,50

30,22

5021

0

11

1

50

ООО "Туристическая компания "Мир"

С.-Петербург

5,53

н/д

н/д

35000

0

53

4

51

ЗАО "Итал тревел" (Ital Travel)

Москва

5,47

4,25

28,71

5200

29,7

19

5

52

ООО "Интерюнион"

Москва

3,95

н/д

н/д

8720

н/д

25

1

53

ООО "Аэро Клуб Тур"

Москва

3,69

н/д

н/д

50000

4

150

2

54

ООО "Петротур Сервис"

С.-Петербург

3,50

н/д

н/д

16690

0

18

3

55

ООО "Интерлайн"

Волгоград

3,35

2,71

23,62

6116

4,49

17

2

56

ООО "Л-КИМ"

Краснодар

3,27

2,80

16,79

6650

0

15

3

57

ЗАО "Волжские путешествия+"

Казань

2,08

1,87

11,23

9152

0

22

4

58

ЗАО "Апекс ДГ Холдинг"

Иркутск

1,36

1,60

-15,00

4921

10,65

15

5

59

ООО "Деревня Александровка"

Петрозаводск

1,11

0,88

26,14

6000

0

65

2

60

ООО "Олимпия-Райзен-Сибирь"

Новосибирск

1,03

н/д

н/д

15064

1,86

50

1

61

ООО "Гавань-турцентр"

Владивосток

0,45

н/д

н/д

57526

0

10

2

62

ООО "Уездный город"

Серпухов Московской обл.

0,21

н/д

5949

0,01

9

2

63

ООО "Золотая орхидея"

Балтийск

0,06

н/д

5829

н/д

11

2

64

ООО "Агентство "ТУРандот"

Москва

0,05

0,28

-82,14

2445

0

5

1

65

ООО "Туристическая компания "Анкор"

Москва

н/д

3,00

н/д

15000

0

40

2

3282,07

1978,95

6549565

17662

* при среднегодовом курсе 27,135 руб. за 1 долл. США

** по экспертным оценкам


Лидеры туристического рынка России по продажам авиабилетов

Полное название компании

Город (главный офис)

Продажи авиабилетов, млн.руб.

Кол-во проданных авиабилетов

Средняя стоимость авиабилета, долл.США

Выручка, млн. долл. США, в 2006 году*

Продажа авиабилетов

1

ООО "Инна тур"

Москва

4789,41

335000

526,9

321,01

да

2

ООО "Капитал Тур"

Москва

1550,00

314000

181,9

175,90

да

3

Группа компаний "Интурист"

Москва

1144,95

142000

297,1

338,31

да

4

ООО "ТУРИНФО группа РФР"

Москва

1369,98

114000

442,9

58,71

да

5

ГруппакомпанийNEVA INTERNATIONAL HOLDING

С.-Петербург

970,00

104000

343,7

225,02

да

6

Группа компаний "Альтаир"

Москва

1615,43

100000

595,3

59,85

да

7

UTE Megapolus group

Москва

803,38

91516

323,5

79,00

да

8

ООО "СТАР Травел"

Москва

555,00

55000

371,9

28,56

да

9

ЗАО "Туристическая компания ТУРЭНЕРГОСЕРВИС"

Москва

402,43

54084

274,2

59,39

да

10

ООО "Ависта"

Москва

566,37

52394

398,4

41,95

да

11

Группа компаний TEZ Tour**

Москва

500,00

50000

368,5

294,82

да

12

ЗАО "Дейт"

Москва

492,18

42852

423,3

28,85

да

13

ООО "КМП групп"

Москва

540,00

34000

585,3

87,56

да

14

Группа компаний "Пегас-Тур"

Челябинск

294,50

22890

474,1

23,74

да

15

Группа компаний "Самараинтур"

Самара

317,27

22412

521,7

34,47

да

16

ООО "ИнтАэр"

Москва

347,65

19600

653,7

64,75

да

17

Группа компаний "Экспресс Лайн"

Москва

200,52

14062

525,5

23,27

да

18

Группа компаний "Фонд Мира"

Екатеринбург

185,12

12342

552,8

38,33

да

19

Группа компаний "Русский Экспресс"

Москва

200,00

12000

614,2

51,59

да

20

Группа компаний "Роза ветров"

Москва

170,60

11520

545,8

37,56

да

21

ООО "Валтекс"

Москва

76,00

10200

нет данных

7,55

да

22

ООО "ЮТС"

Москва

200,00

10000

737,1

22,11

да

23

ООО"МОНДОТУРС. MONDOTOURS"

Москва

30,00

8400

131,6

25,80

да

24

Группа компаний "ДЮЛА"

Красноярск

105,26

8100

478,9

16,90

да

25

ЗАО "Ланта-тур вояж"

Москва

249,65

7800

1179,5

91,58

да

26

ООО "Спутник-Гермес"

Самара

нет данных

6000

нет данных

10,54

да

27

ООО "Олимпия-Райзен-Сибирь"

Новосибирск

1,86

5862

11,7

1,03

да

28

ООО "Аэро Клуб Тур"

Москва

4,00

5000

29,5

3,69

да

29

ООО "Балтма турс"

Калининград

нет данных

4800

нет данных

8,14

дв

30

Группа компаний "СИАТТ"

Новосибирск

92,50

4000

852,2

11,42

да

31

ООО "Золотая орхидея"

Балтийск

нет данных

3951

нет данных

0,06

да

32

ЗАО "Апекс ДГ Холдинг"

Иркутск

10,65

3570

109,9

1,36

да

33

ООО "Гранд Байкал"

Иркутск

1,46

3500

15,4

11,30

да

34

Компания PAC Group

Москва

30,00

2800

394,9

128,71

да

35

ЗАО "СКАТТ"

Новосибирск

63,40

2648

882,4

12,79

да

36

Группа компаний "ДСБВ-турс"

Москва

32,72

2180

553,1

26,78

да

37

ЗАО "ВСК-ТУР"

Москва

28,30

2100

496,6

14,78

да

38

ЗАО "Итал тревел" (Ital Travel)

Москва

29,70

1750

0,0

5,47

да

39

ООО "Лавли Тур-С"

Братск

11,29

1325

314,0

7,06

да

40

ООО "Интерлайн"

Волгоград

4,49

1044

158,5

3,35

да

41

ООО "Сеть туристических агентств ЯРОБЛТУР"

Ярославль

нет данных

500

нет данных

8,02

да

42

ООО "Уездный город"

Серпухов Московской обл.

0,01

27

13,6

0,21

да

43

Coral Travel / Odeon Tours (Group of Companies OTI)

Москва

нет данных

н/д

нет данных

197,00

да

44

ООО "Пантеон"

Москва

нет данных

н/д

нет данных

15,00

да

45

ООО "Интерюнион"

Москва

нет данных

н/д

нет данных

3,95

да

46

Группа компаний "Натали Турс"

Москва

0,00

0

0,0

290,00

нет

47

ООО "Академсервис"

Москва

0,00

0

0,0

92,13

нет

48

ООО "Библио Трэвел" (Торговая марка "Библио Глобус"

Москва

0,00

0

0,0

57,89

нет

49

ООО "ВодоходЪ"

Москва

0,00

0

0,0

38,78

нет

50

ООО "Ванд Интернэшнл"

Москва

0,00

0

0,0

17,58

нет

51

ООО "Круизная компания "Бриз Лайн"

Москва

0,00

0

0,0

15,59

нет

52

ООО "Компания речного туризма Волжского пароходства "Волга-Флот-Тур"

Нижний Новгород

0,00

0

0,0

14,51

нет

53

ООО "ГАМА"

Нижний Новгород

0,00

0

0,0

7,24

нет

54

ООО "Компания "АРС"

Тюмень

0,00

0

0,0

6,53

нет

55

ООО "Городское бюро путешествий"

Москва

0,00

0

0,0

6,49

нет

56

ООО "ДАН"

Челябинск

0,00

0

0,0

6,24

нет

57

ООО "Бюро путешествий "Гран-Тур"

Новосибирск

0,00

0

0,0

5,86

нет

58

ООО "Туристическая компания "Мир"

С.-Петербург

0,00

0

0,0

5,53

нет

59

ООО "Петротур Сервис"

С.-Петербург

0,00

0

0,0

3,50

нет

60

ООО "Л-КИМ"

Краснодар

0,00

0

0,0

3,27

нет

61

ЗАО "Волжские путешествия+"

Казань

0,00

0

0,0

2,08

нет

62

ООО "Деревня Александровка"

Петрозаводск

0,00

0

0,0

1,11

нет

63

ООО "Гавань-турцентр"

Владивосток

0,00

0

0,0

0,45

нет

64

ООО "Агентство "ТУРандот"

Москва

0,00

0

0,0

0,05

нет

65

ООО "Туристическая компания "Анкор"

Москва

0,00

0

0,0

нет данных

нет

17986,08

1699229,00

390,1

3282,07

* при среднегодовом курсе 27,135 руб. за 1 долл. США

** по экспертным оценкам

Лидеры туристического рынка России по средней стоимости заказа

Место Название компании Выручка в 2006
году (млн руб.)
Количество обслуженных
туристов в 2006 году (чел.)
Средняя стоимость
заказа (руб./чел.)
1 ООО "Круизная компания 'Бриз
Лайн'"
423 6100 69344
2 ООО"Мондо турс. Mondo Tours" 700 18133 38604
3 ООО "Бюро путешествий
'Гран-тур'"
158,92 5021 31651
4 ООО ДАН 169,36 5842 28990
5 ЗАО "Итал тревел" 148,5 5200 28558
6 Компания PAC Group 3492,6 124000 28166
7 Группа компаний "Натали турс" 7869,15 280000 28104
8 ЗАО СКАТТ 347 12358 28079
9 ЗАО "Ланта-тур вояж" 2485 88750 28000
10 Группа компаний СИАТТ 310 11268 27512
11 Группа компаний "ДСБВ-турс" 726,69 26524 27397
12 Группа компаний "Русский
экспресс"
1400 57000 24561
13 ООО ЮТС 600 25000 24000
14 ООО "Компания АРС" 177,17 7852 22564
15 ООО "Библио Трэвел" (торговая
марка "Библио Глобус")
1570,88 73500 21373
16 ООО "Пантеон" 407,03 21604 18840
17 ЗАО "ВСК-тур" 401 23100 17359
18 Группа компаний "Пегас-тур" 644,19 37630 17119
19 ООО "Ванд Интернэшнл" 477 28000 17036
20 Группа компаний "Фонд мира" 1040,12 61694 16859

Как составлялся рейтинг

Составители рейтинга – «Коммерсантъ» и «Туринфо» - ставили задачу ранжировать наиболее крупные компании, заставив туроператоров, среди которых до сих пор нет ни одной публичной компании, обнародовать финансовые показатели работы за минувший год. Фирмам было предложено заполнить анкеты с вопросами об их выручке за 2006 год, количестве туристов, обслуженных ими за этот период, и рядом дополнительных вопросов. Для повышения степени достоверности данных, получаемых от желающих участвовать в рейтинге, принимались анкеты, заверенные печатью и подписью главы турфирмы либо главного бухгалтера. Продажа одного авиабилета приравнивалась к обслуживанию одного туриста. Выручка в рублях – информацию в российской валюте предоставило большинство компаний – пересчитывалась по среднегодовому курсу 27,135 руб. за доллар.

Нововведения коснулись лишь выборки компаний. На конец декабря 2006 года Ростуризм выдал 33,994 тыс. лицензий. Из них около 20 тыс. турагентских, остальные туроператорские. По оценке "Туринфо", реально работающих туркомпаний – и операторов, и агентов – в России насчитывается порядка 7 тыс. Из них операторов, у которых объем продаж составляет $1 млн. и более, примерно 800-1000. Еще меньше турфирм (операторов и агентств) с разветвленной и многочисленной сетью продаж либо имеющих объемы реализации выше среднего – более $2-3 млн. Таких компаний около 300.

В прошлом году при подготовке рейтинга туроператорам было разослано 600 анкет. В этом году решено было ограничиться опросом 453 компаний с предположительным годовым оборотом более $1 млн. Решение сократить выборку эксперты "Туринфо" мотивировали тем, что обороты значительной части опрошенных в прошлом году операторов невелики. Кроме того, ряд фирм, которым посылали анкеты, последние два года игнорировал эти запросы. В Москве для участия в рейтинге отбирались туроператоры, которые активно рекламируются в профессиональной и массовой прессе. Также использовались существующие рейтинги туроператорских фирм.

Для региональной выборки из 89 регионов России было отобрано 20 таких, где работает 50 и более туркомпаний. В каждом из них по итогам опроса местной турадминистрации и руководителей турфирм выявлялись лидеры рынка, которым и разослали анкеты.

В результате анкетирования полностью заполненные и заверенные анкеты прислали 63 компании – на 10 меньше, чем в прошлом году. Больше половины этих фирм принимало участие в рейтингах и в прошлые годы. На основе заполненных анкет были составлены три таблицы. В первой, основной, туроператоры рейтинговались в зависимости от объема выручки в 2006 году. Во вторую попало 20 компаний, лидирующих по количеству проданных авиабилетов, эту информацию мы запрашивали в анкете отдельным вопросом. Наконец, в третьей туроператоры ранжированы по средней стоимости заказа – соотношения выручки к общему числу обслуженных туристов.

«Покупка тура - это вам не каждодневный поход за хлебом и молоком»

В связи с выходом очередного рейтинга «50 лидеров туристического рынка России», в котором верхнюю строчку занял «Интурист», президент этой компании Александр Арутюнов (фото) дал интервью газете «Коммерсантъ».

– Как вы оцениваете достоверность данных в рейтинге?

– Что касается количества клиентов, то мне кажется, что туроператоры назвали цифры, соответствующие действительности,– их всегда можно проверить, если есть желание. С точки зрения выручки, которую все поняли как товарооборот или объем оказываемых услуг, то здесь опять же большинство цифр, на мой взгляд, достаточно точно характеризуют деятельность этих компаний. Более того, именно эти параметры являются ключевыми при оценке туроператоров за рубежом. Большинство европейских туркомпаний, раскрывая информацию о себе, оперируют понятиями товарооборота, количества обслуженных клиентов, EBITDA и прибыли. Так что в дальнейшем детализацию рейтинга надо расширять: помимо товарооборота компании, брать число клиентов на въезде, выезде, количество направлений в портфеле, прибыль компании. Но это – на будущее, сейчас большинство компаний не готовы раскрывать такие показатели.

– С 1 июня в силу вступят поправки в туристический закон, вводящие обязательное финансовое обеспечение туроператорской деятельности. В Ростуризме рассчитывают, что необходимость обращаться за обеспечением в банки и страховые компании вынудит туроператоров стать более прозрачными, очистит рынок. Насколько серьезной будет эта чистка?

– Введение гарантий туррынок, так скажем, несколько кристаллизует. Сегодня отрасль представляет собой достаточно аморфную массу, процессы структуризации находятся в зачаточном состоянии. Отсев мелких игроков, консолидация и укрупнение ведущих игроков будут происходить точно. Часть небольших фирм уйдет с рынка, остальные, которые захотят остаться, но по своим параметрам не смогут оформить финобеспечение, будут искать выход. Вариантов здесь немного: альянс или продажа бизнеса крупным игрокам. Формы поглощения могут быть самыми разными. Например, переход менеджерских команд. "Интурист" готов вести в этом направлении работу: если к нам придут нишевые игроки, которые умеют делать хорошо новые для нас направления и продукты, мы готовы их принять и ассимилировать в группу компаний.

– Не получится ли так, что уйти придется многим небольшим, но надежным операторам, которые давно работают?

– Как человек с финансового рынка (два года назад господин Арутюнов пришел в "Интурист" из Московского банка реконструкции и развития, где был председателем правления.–Ъ) могу сказать следующее: надежная компания, которая не может получить финансовую гарантию, не является надежной компанией. Банку по большому счету все равно, большая компания или маленькая. Главное, чтобы заемщик, который эту гарантию получал, был платежеспособен. Со страховыми полисами ситуация сложнее, это более гибкая система, хотя и здесь, очевидно, застраховаться смогут лишь фирмы с хорошим балансом компании, находящиеся в хорошем финансовом состоянии.

– Туроператоры взамен отмененного с 1 января лицензирования получат систему финансовых гарантий. Кроме того, им придется в обязательном порядке подавать документы на включение в Государственный реестр туроператоров. Для турагентов, лицензирование которых также отменено, никаких форм контроля со стороны государства пока не предусмотрено. Не опасна ли ситуация, когда деятельность многих тысяч агентств никто не будет контролировать?

– Отмена лицензий для агентств – наверное, преждевременный шаг. Их надо было оставить, потому что это была какая-никакая, но гарантия того, что в офисе будут работать профессиональные люди с профильным образованием, которые понимают, как делают бизнес в туризме. Турагентства несут ровно такую же ответственность за качество оказанных услуг, как и туроператоры. Она меньше лишь в той степени, в которой агентский бизнес меньше. При этом покупка тура – это вам не каждодневный поход за хлебом и молоком. Большинство граждан копит свои деньги полгода, год, чтобы поехать в отпуск. Так что туротрасль – социально значимый сектор потребительского рынка, и оставлять его без контроля нельзя. В случае форс-мажора, возникшего во время пребывания в другой стране, каких-то потрясений возможен существенный социальный стресс для тысяч людей. Мы считаем, что фингарантии нужно дополнить механизмом лицензирования в отрасли.

– "Система" действительно отказалась от IPO "Интуриста"?

– Много по этому вопросу было рассуждений, но окончательно определить, делать или не делать IPO "Интуриста" – прерогатива наших акционеров. Если они поставят задачу вывести "Интурист" на IPO, будем этим заниматься. Пока мы в своей работе используем для привлечения инвестиций долговые инструменты, активно работаем с банками с точки зрения кредитования. На прошлой неделе мы зарегистрировали дебютный отраслевой заем "Интуриста" с Райффайзенбанком – рублевые облигации на миллиард рублей. Таким образом, после размещения займа "Интурист" станет пионером открытых заимствований на туррынке. Дальше мы также будем стараться нашу кредитную историю публичную только улучшать и, возможно, обратимся на международные рынки за новыми заимствованиями – CLN, евробонды и другие традиционные финансовые инструменты.

– На что потратите заем?

– Наша компания – это вертикально интегрированный туристический холдинг с четырьмя бизнес-дивизионами: туроперирование, гостиницы, розничные сети и транспорт. Инвестирование будет пропорционально доле каждого дивизиона.

– Планируете ли вы продолжить скупку туроператорских компаний?

– Мы всегда внимательно наблюдаем за рынком, отмечая удачные компании. Но пока новые слияния и поглощения не планируются.

– Какие компании в рейтинге вы считаете самыми инвестиционно привлекательными, интересными для иностранных инвесторов?

– Все, кто попал в первую десятку, теоретически привлекательны. А дальше надо брать баланс или отчетность компании и детально анализировать ее.

– Лидер мирового туррынка немецкий концерн TUI продолжит экспансию на российский рынок?

– Вероятно, что TUI будет наращивать свое присутствие в России. Крупнейшие европейские туроператоры еще проявят себя на российском рынке, но – позже. Сегодня непрозрачность туррынка, его слабая регламентация, частые демпинговые войны затрудняют управление рисками и грозят существенными денежными потерями. Поэтому, пока рынок не будет сконцентрирован вокруг пяти-семи крупнейших российских игроков, я думаю, крупных европейцев по-настоящему здесь не будет. Но, возможно, через два-три года это произойдет, и тогда будут громкие альянсы и громкие приобретения.

– Как "Интурист" планирует развивать транспортное направление, прежде всего авиационный бизнес?

– Российский оператор, который сумеет правильным образом построить подконтрольный ему воздушный флот, станет лидером рынка. В нашем понимании следующий этап развития рынка туроперирования в России очень плотно связан с наличием у компаний подконтрольной авиаперевозки. Однако строить такой флот можно разными путями. Необязательно покупать авиакомпанию, можно строить компанию с нуля, имея сбалансированный портфель выезда, позволяющий обеспечить равномерную и полноценную загрузку бортов в течение всего года. Но для операторов, которые сконцентрированы на обслуживании турпотоков в одну-две страны, такой вариант невозможен. То же касается небольших туроператоров, поскольку говорить о собственной перевозке с меньше чем 300-350 тыс. проданных кресел в год, думаю, бессмысленно.

Литва ужесточила процедуру получения визы

На сайте посольства Литвы в Москве появилось сообщение об изменении правил получения литовской визы. С 1 апреля 2007 г. вступает в силу изменения приказа министра внутренних дел и министра иностранных дел Литовской Республики № 1v-280/v-109 «Об утверждении Правил подачи документов на получение визы, выдачи визы, в том числе и выдачи визы на пограничных контрольных пунктах, продления срока пребывания в Литовской Республике при наличии визы, отмены визы, аккредитации организаторов поездок и агентств путешествий» от 2 сентября 2004 г.

Как пояснила RATA-news директор Информационного центра по туризму Литвы в России Бируте Ненартавичюте, согласно новым правилам, лица, следующие в Литву на срок до 10 дней, помимо страхового полиса должны предъявить доказательства наличия денежных средств (в размере 40 евро на каждый день пребывания). Краткосрочные (до 30 дней) визы в Литву теперь можно получить при наличии приглашения либо достаточной (из расчета 40 евро в день) суммы финансовых средств, представив дорожные чеки или выписки с банковского счета. Обязательным остается наличие страхового полиса. Также отменены групповые дешевые визы в Литву.

Отныне заявления на выдачу литовской визы принимаются не ранее 3 месяцев до планируемой поездки. За предоставление посольству полного пакета документов, требуемых для выдачи визы, ответственность несет заявитель. По неполным пакетам документов визы не выдаются. При этом консульский отдел литовского посольства в РФ не принимает документы на визы по почте, оформление виз производится при личном обращении или по нотариальной доверенности при наличии приглашения из Литвы.

Если несовершеннолетние дети (до 18 лет) едут не со своими родителями, надо предоставить оригинал и копию нотариально заверенного согласия одного из родителей на выезд ребенка.

«ПУТЕШЕСТВУЙ!» меняет порядок начисления комиссии

Группа компаний «ПУТЕШЕСТВУЙ!» сообщает партнерам об изменении порядка начисления комиссионного вознаграждения.

С 24 марта с.г. туроператор начисляет комиссию с полной стоимости пакета туруслуг, включая авиаперелет. Будем рады сотрудничеству с вами!

Подробная информация - на сайте www.ptsgroup.ru или у консультантов фирмы.

«ПУТЕШЕСТВУЙ!»: (495) 741-21-00 (многоканальный), факс 371-01-45, saledep@ptsgroup.ru

«Атлантис Лайн» с морскими круизами - на главной выставке страны!

Своим мнением о прошедшей туристической выставке «Интурмаркет 2007» делится руководитель туристической компании «Атлантис Лайн» Наталья Андронова (фото).

- «Атлантис Лайн» второй год выступает на «Интурмаркете» с большим стендом, посвященным морским круизам. Чем обусловлено такое масштабное участие вашей компанией в выставке?

- Теперь уже традиционное участие «Атлантис Лайн» в «Интурмаркете», в первую очередь, связано с представлением крупнейших мировых круизных брендов Carnival и NCL, а также с возрастающей популярностью морских круизов в нашей стране. Выставка – это одна из составляющих продвижения нашей компанией круизов на рынок России и СНГ, это имидж и показатель места и доли оператора на рынке. И, конечно, возможность представить новые программы, пообщаться с коллегами и журналистами.

- Какие же новинки Вы представили?

- Самая «громкая» новинка сезона-2007 - круизы на новейшем мегалайнере Carnival Freedom. Это маршруты «Карнавал Средиземноморья» и «Карнавал Средиземноморья + греческие острова». Отличительная особенность этих туров - полноценный «русский сервис» на борту лайнера. Пассажиров из России и СНГ встречают русскоговорящие ассистенты на ресепшен, меню в ресторанах переведено на русский язык, часть персонала говорит по-русски, телевизионные программы идут с переводом. А русский язык официально введен как международный на борту лайнера, также как и, например, немецкий, итальянский, французский и т.д. Рады, что нам удалось внести свой вклад в реализацию этого сервиса. Также мы традиционно представляем все новые и самые интересные круизы на лучших лайнерах мировых круизных линий: NCL, Princess, Cunard, Seabourn, Silversea, Regent Seven Seas Cruises и т.д.

- Каковы результаты работы компании на «Интурмаркете»?

- Мы подготовили к выставке три вида каталогов - по Carnival Freedom, по NCL Jewel и по Gem, по топ-круизам где собранны самые интересные маршруты 2007-2008 годов на лайнерах 5-6*. Общий тираж составил 18 тысяч экземпляров. И почти все они были распространены на выставке в обмен на визитки! Потом посчитали, осталось не более 1100 штук. Мы рады, что нас посетило так много партнеров, друзей и, возможно, новых клиентов. И вообще отмечаем очень высокий интерес к морским круизам. Важно, что российские операторы и туристы стали заметным явлением в мировой туриндустрии. Будем и дальше популяризировать морские круизы как очень комфортный вид отдыха, особенно семейного.

- Остались ли Вы довольны организацией «Интурмаркета» в этом году?

- Да, организаторы максимально постарались сделать все для комфортной работы.

Например, многие посетители отмечали, что быстро добрались до выставки. С точки зрения внутренней организации – все работало, как часы. Услуги, которые мы заказывали дополнительно, от ВИП-парковки до объявлений, исполнялись четко. Пользуясь случаем,

хочу поблагодарить директора выставки Виолетту Тулич и ее команду за отличную работу. И до встречи осенью на «Отдыхе/Luxury» - настоящем «Отдыхе», который пройдет в «Крокусе Экспо», где «Атлантис Лайн» будет не менее широко представлять круизы.

Онлайн-конференция по вопросам отдыха в Беларуси

В преддверии летнего сезона туристический портал Беларуси Holiday.by, портал OPEN.BY и государственное учреждение «ЦентрКурорт» проводят онлайн-конференцию по вопросам летнего отдыха в Беларуси. 28 марта 2007 года на вопросы посетителей ответит начальник «ЦентрКурорта» Олег Михайлов (фото).

По данным Holiday.by запросы на отдых в Беларуси в два раза опережают традиционные туристические запросы уже на протяжении года. В общем объеме заявок не менее 20% - на отдых в Беларуси. Туры по этой стране популярны не только среди белорусов, но и граждан СНГ. Около 15% электронных заявок на Holiday.by – запросы от граждан России на отдых в Беларуси.

Заметно расширяется список туристических возможностей этой страны. Помимо традиционного санаторно-курортного лечения вновь обретают популярность активные, этнографические туры, походы, отдых в сельских усадьбах, многодневные экскурсионные поездки по стране, корпоративные мероприятия и т.п. Только в 2006 году «ЦентрКурорт» продал около 10 тыс. путевок.

Самое главное достоинство отдыха в Беларуси - возможность сочетания его с качественным лечением. Беларуси удалось сохранить традиции санаторно-курортного лечения и приемлемые цены на эти услуги.

28 марта в рамках онлайн-конференции каждый имеет возможность задать интересующий вопрос и получить компетентный ответ о летнем отдыхе в Беларуси, совет или консультацию профессионала в этой области.

Свадьба в Италии

Когда пришло время создавать Италию, Бог решил сделать шедевр. Сначала Он нарисовал сапог со шпорами. После взял кисти, краски и палитру. Тщательно смешав все цвета, нарисовал озера для севера, острова для Венеции, холмы вокруг Флоренции, реку Тибр для Рима, апельсиновые и лимонные рощи для Сорренто, гроты для Капри, маслиновые рощи и сосновые боры для Калабрии и вулкан Этну для Сицилии. Смесь цветов, оставленных на палитре, была шедевром сам по себе. Но Господь преобразовал цвета: поля окрасил в зеленый, красный и желтый оставил для цветов, а коричневый – для гор. Наконец, Он окружил все искрящимся синим морем, ясным небом и осветил теплым солнцем. Когда люди открыли этот рай, они смешали свои языки, традиции, фольклор, музыку и искусство…

А компания «Континенталь АГ» предлагает следующие свадебные программы в Италии.

Свадьба в муниципалитете Венеции Palazzo Cavalli, стоимость на пару от 4770 евро.

Свадьба в муниципалитете Флоренции Palazzo Vecchio - от 3700 евро.

Венчание в Венеции:

в Греческой церкви;

в православном приходе.

Церемония венчания на вилле Сан Марко в Тоскане.

«Континенталь АГ»: (495)780-05-88, www.wedding-travel.ru

«Ванд» любит запад Италии

Тирренское море, теплое и приветливое, омывает западное побережье Италии. Среди множества его островов выделяются два с романтическими названиями Искья и Капри.

Искья - самый большой и один из красивейших островов Средиземноморья. На острове около 300 термальных источников, а около 300 отелей имеют термальные бассейны. Древние римляне первыми открыли целебные свойства здешних горячих источников вулканического происхождения. Мягкий климат круглый год, прекрасные песчаные пляжи, сосновые и цитрусовые рощи, великолепные цветущие пейзажи… Искья – это мир грез.

Капри в древности называли Островом русалок. Самое прекрасное на Капри – кристально-прозрачное, невероятного пронзительно голубого цвета море. Это самый респектабельный итальянский остров-курорт, жемчужина Неаполитанского залива.

Вылеты по программе «Жемчужины Юга» и «Майские праздники на острове Искья» 28 апреля и 5 мая. Кроме этого здесь представлены программы к майским праздникам по всей Италии.

«Ванд Интернешнл Тур»: (495) 780-36-60/61, www.vand.ru

Апулию раскрутят быстро и хорошо

В рамках выставки MITT-2007 на стенде Италии состоялась презентация региона Апулия. Для этого в Москву специально прилетел региональный министр по туризму Массимо Остилио.

Апулия вышла на российский рынок одной из последних среди итальянских провинций. Толчком для начала широкомасштабной экспансии послужили сначала открытие в декабре прошлого года прямого рейса в столичный город Бари авиакомпании Alpi Eagles (кстати, 25 июля этого года туда начинает летать из Москвы еще один итальянский бюджетный перевозчик - Wind Jet) и последовавший за этим ознакомительный тур для крупных российских туроператоров направления.

Как рассказал присутствовавший на встрече в «Экспоцентре» генеральный директор аэропорта Марко Франкини, если сейчас в Бари выполняются два рейса в неделю, то летом их будет три. И не на самолетах Fokker-100, которые вмещают меньше 100 пассажиров, а уже на Боингах. Правда, заполняемость первых рейсов, по свидетельству г-на директора, была небольшой, и пользовались им, в основном, сами итальянцы. Помешали большей раскрутке рейса, по мнению г-на Франкини, визовые проблемы, да и не сезон все-таки был.

Нельзя сказать, что Апулия никогда не видела российских туристов. По словам г-на Остилио, в 2005 году отели региона приняли около 10 тыс. гостей из России. Данных за прошлый год еще нет, но по ощущениям г-на министра, наших было уже на 40% больше.

Безусловно, немалую роль в продвижении региона сыграли усилия отечественных туркомпаний. Основные надежды в деле дальнейшей популяризации отдыха на пляжах Апулии итальянский министр связывает опять же с ними. В частности, Массимо Остилио говорил о встрече с заинтересованными российскими туроператорами, которая должна состояться в ближайшее время. Будут обсуждаться все аспекты сотрудничества, в том числе и финансовые. В данном случае, скорее всего, имелась в виду материальная поддержка итальянской стороной рекламной кампании Апулии. Из слов министра следовало, что в ней будут задействованы, в том числе, и госсредства Италии, но только после утверждения в Евросоюзе.

Завершилась презентация на весьма мажорной ноте словами Массимо Остилио: «Не сомневайтесь, коль скоро мы решили сюда прийти, то все будем делать быстро и хорошо». (Любовь Булгакова, RATA-news)

«Вольный ветер» зовет в дорогу уже 17 лет

Вышел из печати новый (уже 80-й) номер старейшей газеты для любителей путешествий «Вольный ветер». Читайте в газете:

- Главный редактор «ВВ» летом побывал в Домбае, после чего направил в Правительство РФ предложения о строительстве травмпунктов в Домбае и Приэльбрусье. Иначе развитие активного отдыха в этих местах невозможно.

- Сотрудники ГАИ в Приэльбрусье не раз вымогали деньги у туристов. Невозможно было представить такую реакцию МВД Кабардино-Балкарии на публикацию об этом – не стало ни вымогателей, ни самого поста ГАИ.

- Готовится законопроект о дорожном движении, напрямую касающийся вело- и автотуристов.

- Неприятная новость: у некоторых директоров природоохранных территорий теперь есть возможность увеличить штрафы с туристов.

- Большой материал о велопутешествии по Индонезии: Ява, Бали, Ломбок, Гили, Боробудур и Прамбанан.

- Сплав по Рынде: эксклюзивный материал для туристов–водников.

- Пять сибиряков переплыли на катамаране Индийский океан. За 2 месяца путешественники преодолели около 7000 км.

И многое другое!

Редакция «Вольного ветра»: 8-499-199-05-63, v_veter@mail.ru