Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4774

Глава Ростуризма погружается в проблемы внутреннего туризма

Глава Ростуризма Зарина Догузова продолжает серию встреч с участниками туристического рынка. Напомним, две недели назад своими проблемами с руководителем ведомства делились операторы по въезду. Вчера состоялся разговор с представителями компаний, занимающихся внутренним туризмом.

На встрече обсудили темы от санаторно-курортного отдыха и субсидирования туроператоров до ситуации с Booking.com. Решено, в частности, что рабочая группа по субсидированию соберется в Ростуризме уже в следующий понедельник.

По словам г-жи Догузовой, сейчас Ростуризм работает над созданием команды, решает кадровые вопросы и старается перезапустить межведомственное взаимодействие, которое поможет принимать скоординированные решения. Одновременно вместе с Минэкономразвития идет работа над новой стратегией развития туризма в нашей стране. «Мы готовы обсуждать идеи и предложения, так как время для формирования стратегии еще есть», – сказала глава Ростуризма.

Участники встречи воспользовались возможностью, чтобы обозначить основные оперативные и стратегические вопросы внутреннего туризма, которые требуют решения. Генеральный директор компании «Алеан»» Илья Уманский поднял тему снятия НДС с пакетных туров. «Туроператор покупает путевки в санатории и обязан платить с них НДС, хотя тот же санаторий продает путевки прямым клиентам без НДС», – пояснил он.

Вице-президент холдинга «Центральный совет по туризму и отдыху» Николай Пальцев подробно остановился на ситуации в санаторно-курортной отрасли: если в советское время в санаториях страны отдыхало не менее 12 млн человек, то сейчас с трудом набирается половина.

Генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев в качестве главных причин торможения внутреннего туризма назвал нехватку дешевой перевозки, что делает российские морские курорты неконкурентоспособными по сравнению с турецкими, болгарскими, греческими. Особенно остро проблема стоит в регионах, поэтому, по мнению эксперта, необходимо снять НДС с внутренних перелетов к местам отдыха. Туроператоры, организующие чартеры на курорты, должны получать субсидии, так как сталкиваются с серьезными рисками. «Полностью поддерживаю эту идею, – сказала Зарина Догузова. – Но что конкретно субсидировать и в каком объеме, нам с вами надо будет еще обсудить. Для этого создается рабочая группа».

Срочного решения требует вопрос взаимодействия туроператоров со страховыми компаниями. «Очень многие региональные компании не могут получить финансовые гарантии не только на выездной туризм, но уже даже и на внутренний. Страховщики отказываются работать с турбизнесом», – сказала вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева.

Она также обратила внимание главы Ростуризма на плачевную ситуацию с туристическими автобусами – здесь нет быстрого решения, но и откладывать его больше нельзя. По словам г-жи Санаевой, все тревожнее становится, ситуация с переводом экскурсионного обслуживания в монастырях полностью в ведение РПЦ. «Турфирмы задумываются, не исключить ли вообще монастыри теперь из числа объектов показа. С другой стороны, это наше общее наследие, и никто не может иметь на него исключительные права», – сказала Ольга Санаева.

Активно обсуждался вопрос конкурентоспособности российских курортов и отелей. По словам генерального директора компании «Библио-Глобус» Ирины Костенко, главный фактор выбора российского курорта – цена: «Именно такой вывод мы сделали, проанализировав запросы клиентов. База у нас внушительная, так как компания ежегодно отправляет на отечественные курорты 1,5 млн россиян. По качеству российские курорты однозначно проигрывают большинству зарубежных, поэтому выход пока только один – субсидировать внутренний туризм, что позволит снизить цены на этот продукт».

Генеральный директор сервиса бронирования отелей «Островок.ру» Феликс Шпильман согласен, что главное для развития внутреннего туризма – цена. «Нужны субсидии, в частности, для предпринимателей, которые сейчас из-за высоких рисков не хотят открывать отели в регионах, развивать инфраструктуру. По его словам, целесообразно также ввести налоговый вычет для физических лиц, которые воспользовались отдыхом внутри страны. «Это очень простая поправка в Налоговый кодекс. Пусть 13%, которые мы сейчас можем получить в виде вычета за средства, потраченные на платные медицинские услуги, распространятся и на отдых», – сказал эксперт.

Региональный директор курортов сети отелей Amaks Hotels & Resort Сергей Пацай, напротив, уверен, что туристы, прежде всего, выбирают качество и готовы за него платить. «Продукт начинается не с цены, и не она решает, куда поедет турист, а качество. А оно у нас низкое, так как отсутствует нормальная подготовка кадров для туризма», – пояснил эксперт. Ростуризму стоит уделить кадровой политике больше внимания и предпринять некоторые конкретные шаги, например, обязать выпускников туристических вузов отрабатывать какое-то время по специальности.

Зарина Догузова призвала туроператоров подумать об эффективности разных вариантов продвижения России, в том числе на внутреннем рынке. Участие в традиционных выставках, по ее словам, далеко не всегда эффективно, и, чтобы государственные деньги не уходили «в песок», надо делать упор на более современные формы продвижения страны и работы с потенциальными туристами.

 

Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин уверен, что вложения в современное, грамотное продвижение страны, прежде всего, в интернете, обязательно дадут результат. «Условно говоря, на каждый вложенный в продвижение рубль мы в итоге получим пять рублей дохода, а вкладываясь в инфраструктуру - десять копеек на рубль, и то не менее чем через пять лет», - заметил он. И достопримечательностей, и инфраструктуры, по его мнению, для туризма в нашей стране достаточно - не хватает информации ни для иностранных туристов, ни для российских.

 

При этом ошибочно думать, что самим россиянам не нужно продвижение страны. Просто для иностранных туристов продвигается несколько основных городов-направлений, а для наших -  вся страна. «У нас создан портал Russia Travel, рассчитанный именно на внутренних туристов. Но он фактически разваливается. Ресурс академичный, страдает излишней описательностью. И совсем не соответствует запросам современного туриста, потому что не дает представления ни как добраться в конкретное место, ни как что-то купить. На нем, например, представлены 600 санаториев, но купить в них путевку на сайте нельзя. А на самом деле туроператоры в этом заинтересованы и, думаю, могли бы софинансировать проект», - сказал г-н Ромашкин.

Туроператооы подняли еще одну актуальную тему – работа Booking.com. Государство обязало этот сервис бронирования платить налоги в нашей стране, но в итоге, пользуясь правом монополиста, он просто переложил эти траты на гостиницы, добавив к комиссии 20%. Участники совещания согласны, что в отношении Booking.com, проводящего столь агрессивную политику на рынке, необходимо предпринять защитные меры, на которые уже пошли многие страны.

На встрече также присутствовали президент РСТ Сергей Шпилько, представители компаний «Вокруг света», «Курортный магазин», «Магазин путешествий», «РашаДискавери», TUI Russia.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Юлия Алчеева: «Банковские вклады защищены лишь частично – почему же туристы должны получать 100% за несостоявшиеся туры?»

Инструменты, защищающие туристов от банкротств туроператоров, работают, хотя и не идеально. Как считает исполнительный директор страховой компании ERV и руководитель рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Юлия Алчеева, улучшить ситуацию можно двумя путями: установив лимиты по выплатам компенсаций туристам, как это сделано по банковским вкладам, и ужесточив для туроператоров механизм ухода с рынка.

Как считает г-жа Алчеева, при нынешней системе стопроцентного страхования обязательств туроператора перед туристами страховой бизнес не может сотрудничать с туристическими компаниями. «Мы говорим об этом на всех площадках, в ВСС, что, пока нас вынуждают играть по таким непонятным правилам и принимать на себя огромные страховые суммы, страхового бизнеса не будет. Пожалуйста, усиливайте свои фонды: персональный, резервный, какие хотите», – заявила она, выступая в рамках образовательной программы «MITT Академия» в дни работы выставки.

По словам эксперта, начиная с 2005-2006 гг. страховой бизнес прошел чистку, которая в турбизнесе началась гораздо позже. На страховом рынке осталось всего 200 компаний, а 20 лет назад их было почти 1000. «Центробанк за нами следит очень строго, есть обязательное членство в СРО. Есть многочисленные стандарты. У Центробанка есть четкий курс на то, что должны остаться только те, кто прозрачен, финансово устойчив и кому можно доверять. Каждый страховщик обязан публиковать всю финансовую отчетность, аудиторские заключения, лицензионные документы, список страховых агентов, турфирм, с которыми работает и т.д. Отчетность ЦБ открытая. Если вы хотите посмотреть, как себя чувствует страховщик, можете все проанализировать», – рассказала эксперт.

По мнению Юлии Алчеевой, страхование как инструмент защиты интересов туристов будет работать лучше, если ужесточить возможность ухода туроператора с рынка. Вход на рынок затруднен финансовыми барьерами – компаниям надо заплатить страховщику, в фонды «Турпомощи». А вот выход в случае неудачного бизнеса – очень легкий. «Это тревожит страховщиков, не дает возможности правильно оценить вероятность наступления страхового события. Мы бы охотнее работали с туроператорами, если бы решение о том, может ли компания вести деятельность, принималось регулятором. Сейчас никто не анализирует, почему туроператор остановился», – сказала г-жа Алчеева.

Она рассказала, что в аналогичной ситуации в страховом бизнесе компания сначала получает от Центробанка предписание исправить недостатки, а значит уже не может заключать новые договоры, но должна исполнять уже взятые на себя обязательства. Если недоработки в обозначенное время не исправлены, у страховщика отзывается лицензия. «А туроператоры за лето наращивают убытки и уходят в пике, как это сделал Владимир Воробьев. Судя по всему, никто из ушедших не пытался минимизировать ущерб – все набирали по-максимуму, а потом уходили. Понятно, что они не для того создают компании, чтобы уйти с рынка, они делают бизнес и в какой-то момент понимают, что точка невозврата пройдена – но продолжают наращивать обороты. Та же «Натали Турс» в последние годы не была крупным туроператором, откуда же у нее оказался долг более миллиарда рублей? Такой долг нельзя набрать за короткое время. Я убеждена, что турбизнесу необходим реальный регулятор с контролирующими полномочиями», – подчеркнула г-жа Алчеева.

Она предложила ввести лимит выплат компенсаций по турам в случае ухода туроператора: «Если закрывается банк, максимальная сумма компенсации по вкладу – 1,4 млн рублей. Почему же вкладчик должен получать лимитированную защиту, а турист – максимальную, причем независимо от стоимости тура?»

По мнению эксперта, необходимо просчитать реальный лимит, который можно обеспечить договором страхования и/или фондом персональной ответственности туроператора. «И тогда у туристов не будет ложных ожиданий. Еще никто в мире не придумал стопроцентной защиты от банкротства. В 2018 году, по нашим подсчетам, от ухода туроператоров пострадало порядка 30 тыс. туристов. Страховщики выплатили 250 млн рублей, «Турпомощь» потратила 83 млн рублей на вывоз туристов «Жемчужной реки». Есть инструменты, они работают, но их нужно совершенствовать», – отметила Юлия Алчеева.

Отвечая на вопросы, она подчеркнула, что выступает против введения обязательного страхования туроператоров для страховщиков по типу ОСАГО, против страхования агентской деятельности, которую предлагают ввести некоторые эксперты, а также против страхования каждой путевки.

«Некоторые предлагают сделать страхование ответственности туроператоров обязательным для страховщиков. Но это бизнес, я могу иметь лицензию на ОСАГО или туристическое страхование, а могу не иметь. У каждого страховщика – свои емкости по размещению каких-либо рисков в портфеле. Это ведь не просто подписание договора. Центробанк контролирует: если кто-то из страховщиков взял на себя ответственность в определенном размере, то он должен обеспечить эту ответственность реальными резервами», – пояснила г-жа Алчеева.

А по поводу страхования каждой путевки она привела такой довод: «Если бы в 2014 году, когда пострадали более 60 тыс. туристов «Лабиринта», была застрахована каждая путевка, страховщики выплатили бы 3,2 млрд рублей. Это соответствует страховой премии по рискам при запуске ракеты-носителя "Союз"».

 

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Индийские туроператоры и байкеры едут в Россию

С 1 по 9 апреля по России проедет большая делегация из Индии. В группе будет 120 человек, среди них топ-менеджеры туроператорских компаний, которые покрывают 50% выездного туризма страны, а также лидеры байк-клубов и журналисты. Гости посетят Москву, Екатеринбург и Крым, проведут несколько деловых мероприятий, в том числе и с российским турбизнесом.

Инфотур приурочен к запуску нового рейса между Москвой и Мумбаи, который с 1 июля планируют открыть «Уральские авиалинии». Позже перевозчик планирует организовать авиасообщение между Екатеринбургом и Мумбаи. Помимо «Уральских авиалиний» тур проводится при поддержке Российского экспортного центра, Русского информационного центра в Индии, компания «Аэропорты регионов» и пр.

Управляющий партнер Русского информационного центра в Индии Екатерина Белякова рассказала RATA-news, что в группе будут, в основном, операторы с юга страны – из Махараштры, Карнатаки, Кералы, Тамил-Наду.

«Мы занимаемся продвижением регионов России в Индии уже почти пять лет: участвуем в выставках, организуем рекламные туры, презентации, инициируем публикации, – рассказала собеседница. – Туристам из Индии интересны не только Москва и Петербург, но и Казань, Крым, Сочи, Екатеринбург, Байкал. Мы видим скачок запросов на длительные путешествия по России, причем сразу по нескольким регионам за одну поездку. Индусы очень любознательные, хотят увидеть все по-максимуму. В этом году, например, было много групп в Мурманск на северное сияние».

Екатерина Белякова считает, что новый рейс может на 30% увеличить поток туристов из Индии в Россию. Она отметила, что ранее регулярное авиасообщение было только между Москвой и Дели, поэтому операторы часто сталкивались с тем, что группы индийских туристов из Карнатаки, Махараштры отказывались от поездки в Россию из-за неудобного перелета. Прямой рейс Мумбаи – Москва благодаря транзитным возможностям сделает доступными туристам из Индии многие российские регионы, куда летают «Уральские авиалинии».

Принимает делегацию из Индии в Екатеринбурге группа компаний «Виста». Ее исполнительный директор Мария Галкина считает, что и для города, и для Урала в целом быстрорастущий индийский рынок туризма интересен и может быть очень перспективным. По ее словам, в России туристов из Индии особенно интересуют темы, связанные с военной техникой и золотом. «Поэтому мы планируем показать не только стандартные достопримечательности Екатеринбурга, например, «границу» между Европой и Азией. Гости побывают в музее военной техники Уральского горно-металлургического комбината, на золотодобывающей шахте в Березовске, где они, конечно, смогут сами попробовать мыть золото», – рассказала г-жа Галкина.

Часть участников инфотура – руководители индийских байк-клубов, которые собираются совершить мотопробег по маршруту Симферополь – Сочи – Симферополь. Они планируют проехать по Крымскому мосту, провести торжественное мероприятие у памятника Афанасию Никитину в Феодосии – городе, где путешественник написал свои путевые заметки об Индии «Хождение за три моря».

Руководитель проекта по поддержке экспорта туруслуг Российского экспортного центра Дарья Шамрай считает, что Индия сегодня – один из тех рынков, откуда можно ожидать значительного притока туристов. В составленном РЭЦ рэнкинге стран, перспективных с точки зрения въездного туризма, эта страна заняла 11 место, в том числе благодаря высокой динамике международных туристических прибытий и тратам индийцев на поездки. «Прирастает индийский рынок и по объемам экспорта в Россию по статье «Поездки» ($23,5 млн, 9 место). Поэтому прогнозы по этому направлению вполне оптимистичны, – говорит г-жа Шамрай. – Так что надо наращивать авиаперевозку и учиться работать с этой довольно специфической в своих требованиях аудиторией. Но зато, например, снег их не отпугивает, а скорее считается диковинкой. И многие торговые центры в Индии зарабатывают на развлечениях с посещением специальных комнат с искусственным снегом».

Вместе с тем, индийские гости намерены не только Россию посмотреть, но и себя показать. Они планируют провести несколько презентаций туристического потенциала своей страны, в частности, привлечь внимание российского турбизнеса к штату Махараштра.

По мнению Екатерины Беляковой, новый рейс вполне может способствовать росту интереса россиян к югу Индии: «Всем известна программа «Золотой треугольник» плюс Гоа. А теперь можно будет делать Махараштра плюс Гоа. Он будет дешевле, так как цена наземки получится ниже: из Мумбаи можно объехать достопримечательности на автобусе, которые как раз лежат на пути в Гоа. Достоин внимания и сам Мумбаи с его архитектурой и Болливудом. Жемчужина Махараштры – Эллора и Аджанта , пещерные храмы, которым больше 2000 лет. Древние форты в горах и на островах в океане. В Махараштре есть и прекрасные пляжи. Правда, пока там не так много инфраструктуры. Но это же может привлечь тех, кто хочет отдохнуть на берегу Индийского океана без толп туристов вокруг».

 

Анна Вальцева, RATA-news

Россияне распробовали гастрономию как отдельный вид путешествий

Гастрономический туризм становится одним из трендов на ближайшие годы. И хотя термин появился всего семь лет назад, а вид туризма развивался, прежде всего, за рубежом, он стремительно набирает поклонников и в нашей стране.

Генеральный директор компании Travel Hunter, президент Ассоциации культурно-гастрономического туризма Маргарита Полоник считает, что именно такой вид отдыха может выступить локомотивом развития внутреннего и въездного туризма в России. На конференции в рамках выставки MITT она рассказала агентствам, как расширить свой ассортимент в сегменте нишевого турпродукта.

«Наша задача в путешествиях показать людям другой тип отдыха – поездки с целью знакомства с культурой, едой и традициями страны или региона. Мы возим людей в семьи, к фермерам, где они чувствует себя скорее гостями, чем туристами, учатся готовить традиционные блюда», – пояснила г-жа Полоник. Для этого приходится искать уникальные места, интересных людей, которые в третьем-четвертом поколении занимаются своим делом. Например, во Франции это коньячники, мастера по приготовлению фуа-гра, сыра, вина, по выращиванию устриц и т.д.

Гастрономический маршрут обычно предполагает посещение пищевых производств, дегустации, кулинарные мастер-классы, исторические обзорные экскурсии. Однако в свое время именно перенасыщенность туров притормозила продажи Travel Hunter. «В какой-то момент мы поняли, что предлагаем людям гораздо больше, чем они готовы воспринять. И разделили клиентов на четыре статуса – гедонисты, мастера, гурманы и эксперты. Это сразу увеличило конверсию продаж. Если вы занимаетесь каким-то нишевым продуктом в других областях, думаю, вам тоже подойдет такой подход», – сказала г-жа Полоник.

Например, «эксперты» готовы к активности с утра до вечера, им надо везде побывать – на фермах, мастер-классах, дегустациях, поговорить с шефами, успеть еще и на культурные мероприятия. «Мастера» в первую очередь интересовались кулинарными мастер-классами, стремились перенять у шеф-поваров интересную технику приготовления и т.д. «Гурманам» все равно, где и как производится продукт, они любят полистать меню, выбрать блюда на пробу – шаблонный дегустационный сет их не устраивает. Это клиенты с наиболее высокими бюджетами. А для «гедонистов» подойдут путешествия, в которых предусмотрено много свободного времени, без интенсивного погружения в тему, тем более что это снижает стоимость тура.

«Путешествия в новой концепции мы запустили в 2017 году, и продажи выросли вдвое, – заметила Маргарита Полоник. – Да и в целом объемы этого сегмента увеличиваются. Сегодня у нас покупает тур каждый четвертый обратившийся, а еще год назад это был каждый седьмой».

Последние несколько лет целевая аудитория гастрономического туризма стремительно молодеет. По статистике компании Travel Hunter, в 2015 году средний возраст туриста был 45 лет, в 2016 – 35 лет, в 2017 – 30 лет, а в прошлом году появились клиенты 25-27 лет.

«В этом году мы впервые запустили гастротуры с включенным билетом. Был риск, но сработало. На майские праздники уже закрываем третью группу. К примеру, сейчас билеты в Грузию стоят от 50 тысяч рублей, а у нас заложен за 20 тысяч. Полный тур с перелетом выйдет порядка $1200-1300 с человека», – сообщила г-жа Полоник.

С помощью Ассоциации культурно-гастрономического туризма компания ведет системную работу по популяризации гастрономии в России. Уже сформированы продукты в Астрахани, Сочи, Казани и в Крыму – интересные фермы и семейные предприятия. Например, в Астрахани туристы посещают ферму, где выращивают верблюдов. Там можно попробовать и блюда из верблюжатины.

«Наша задача – изучать регионы, вытаскивать интересные продукты и показывать их туристам. Мы запустили проект «Гастрономические амбассадоры», пригласив к участию иностранцев, которые бывали в России и хорошо отзываются о русской кухне. Согласился даже Эмир Кустурица», – рассказала Маргарита Полоник.

Единственной заметной проблемой в российском сегменте гастротуров для въездного туризма она назвала подготовку качественных гидов, поскольку они должны не только хорошо знать иностранный язык, но и разбираться в гастрономии. Поэтому компания принимает активное участие в подготовке гидов и разработке образовательных программ в этой сфере для российских вузов.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Растет интерес российских туристов к коротким поездкам

По данным сервис Туту.ру, в последнее время заметно растет интерес россиян к коротким поездкам – на 2-4 ночи с перелетом. Это показал опрос более полутора тысяч респондентов.

Большинство (65%) положительно относится к таким поездкам. Треть (29%) призналась, что с удовольствием летает, если «поймали» дешевые авиабилеты, еще 8% летают в короткие недорогие туры, а 15% и рады бы устроить себе такой мини отпуск и куда-нибудь слетать, но пока не получается. Тех, кто любит короткие поездки, но до места добирается не на самолете, а на машине, поезде или автобусе оказалось 14%.

Противниками поездок на 2-4 ночи с перелетом оказались 35% респондентов. Из них 12% считают, что это лишняя трата денег, а 23% ответили, что предпочитают брать полноценный отпуск и отдыхать как минимум неделю.

Анализ данных по купленным на Туту.ру турам и авиабилетам подтверждает тенденцию. «Спрос на короткие поездки есть. По пакетным турам на них приходится примерно 10% наших продаж, – рассказала руководитель проекта «Туры» сервиса путешествий Туту.ру Анастасия Штриплинг. – В 2018 году мы наблюдали небольшой спад популярности, но с начала этого года люди вновь начали спрашивать туры «на выходные». В основном, конечно, это путешествия по России, либо в страны без визы и с коротким перелетом – в Турцию, на Кипр. Также короткие путешествия популярны, например, среди желающих посетить Чехию». Что касается авторских туров, то, по словам г-жи Штриплинг, четверть предложений как раз рассчитана на выходные. «Вероятно, их популярность в этом сегменте связана с потребностью людей как-то активно и необычно провести свой короткий уикенд, а насыщенные программы авторских туров ровно на это и направлены», – пояснила она.

Ранее Туту.ру выяснили, в каких странах путешественники проводят больше всего времени, а в каких, наоборот, меньше. Почти месяц в среднем путешественники проводят в Канаде и США, три недели – в Индии, Вьетнаме и Южной Корее. Самые же короткие поездки (меньше недели) туристы совершают в Эстонию, Белоруссию, Финляндию, Латвию, Польшу, Румынию.

Россия поднялась на одну позицию в рейтинге паспортов

Консалтинговая компания Henley & Partners опубликовала обновленный Индекс паспортов, который отражает изменения в безвизовом режиме стран мира на второй квартал 2019 года.

Япония, Сингапур и Южная Корея разделили первое место – граждане этих стран могут посещать без визы или с визой по прибытии 189 государств. Германия, которая лидировала предыдущие пять лет, включая 2018-й, потеряла безвизовый доступ в Узбекистан и заняла второе место с показателем 188 стран. Третье место разделили сразу пять стран – Дания, Италия Финляндия, Франция, Швеция.

Великобритания и США все больше отдаляются от первого места, которое они занимали в 2015 году. Великобритания сейчас находится на пятом месте (185 стран без визы), США – на шестом (184 страны). Brexit пока не повлиял на позицию Великобритании в Индексе. Потеря позиций страны в рейтинге связана в первую очередь с улучшением результатов азиатских стран.

В первом квартале 2019 г. лидером Индекса паспортов была Япония со 190 безвизовыми странами. Второе место занимали Южная Корея и Сингапур с показателем по 189 стран. Германия делила третье место с Францией (188 страны с безвизовым посещением).

Россия за три месяца Россия поднялась в рейтинге с 48 на 47 место, хотя показатель безвизовых стран стал ниже. Сейчас россияне могут посещать без визы или с визой по прибытии 118 стран, а три месяца назад их было 119: Оман отменил визы по прибытии, и теперь все туристы должны заранее получать электронные визы.

Топ-5 стран по Индексу паспортов выглядит так: Япония, Сингапур, Южная Корея (по 189 стран), Германия (188), Дания, Италия Финляндия, Франция, Швеция (по 187), Испания, Люксембург (по 186), Австрия, Великобритания, Португалия, Швейцария (по 186).

«Ванд»: Монголия – новинки экскурсионного туризма

«Ванд» постоянно расширяет ассортимент стран для отдыха и активных путешествий. Новые туры в Монголию уже в продаже. Родина Чингисхана, страна величественных степей, парков, буддистских святынь. Выбирайте туры в Монголию от «Ванд» и сокращайте белые пятна на карте мира.

Промотур. «В стране бесконечного синего неба». Вылет 27 апреля на 7 ночей – 106 тыс. рублей ($1 605).

Блоки мест MIAT Mongolian Airlines. «Бескрайние просторы пустыни Гоби». Вылеты 12 и 26 июля, 13 августа на 8 ночей – от 120 тыс. рублей ($1 817).

Улан Удэ – фестиваль Наадам – пустыня Гоби – Иркутск и озеро Байкал. Вылет 8 июля на 14 ночей – от 183 тыс. рублей ($2 776).

Национальный фестиваль Наадам – пустыня Гоби. Вылет 9 июля на 10 ночей – от 199 тыс. рублей ($2 994).

Индивидуальные экскурсионные туры от двух человек:

- «Монастыри Монголии – в поисках Шамбалы». Вылеты с 1 мая на 6 ночей – от 148 тыс. рублей ($2 239);

- Монголия – Сайншанд – Кархорин. Вылеты ежедневно на 7 ночей – от 163 тыс. рублей ($2 472);

- «Знакомство с Монголией». Вылеты ежедневно на 7 ночей – от 181 тыс. рублей ($2 750);

- «Северная жемчужина Монголии – озеро Хубсугул». Вылеты ежедневно на 9 ночей – от 194 тыс. рублей ($2 943);

- «Гоби тур». Вылеты ежедневно на 10 ночей – от 207 тыс. рублей ($3 144).

Цены указаны за человека, включая перелет, проживание в отелях 3-4*.

Все туры в Монголию, 8 (495)780-36-60.