Авторское вознаграждение за использование музыки в номерах можно не платить
Правовое управление Росохранкультуры не будет считать нарушениями случаи, при которых вознаграждение за использование обнародованных музыкальных произведений и их фонограмм с помощью технических средств, установленных в номере гостиницы (санатория, пансионата и т.п.), не выплачивается. Однако членам экспертного совета при Министерстве культуры РФ не удалось прийти к общему мнению по вопросу о том, является ли исполнение произведений в гостиничном номере публичным. Такой ответ СЗРО РСТ получило вчера из Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
Напомним, что в Российский союз туриндустрии поступали многочисленные обращения в связи с проверками гостиниц и круизных компаний, проводимыми сотрудниками милиции по обращениям Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной Собственности (ВОИС) на предмет соблюдения авторских и смежных прав (часть 4 Гражданского кодекса РФ). РСТ принял решение обраться в Росхранкультуру с просьбой дать разъяснения о правомерности использования теле- и радиоприемников в холлах, номерах гостиниц и аналогичных средств размещения, а также в каютах судов, без заключения договоров с некоммерческими партнерствами по защите авторских и смежных прав. В официальном ответе заместителя начальника правового управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия – начальника отдела охраны авторского и смежных прав Сытенко Г.И. сообщается (далее дословно):
«Росохранкультура придерживается позиции, что в гостиничных номерах при исполнении музыкальных произведений и их фонограмм посредством технических средств (радио, телевизоров и иных технических средств), не осуществляется публичное исполнение таких музыкальных произведений и их фонограмм, так как гостиничный номер не обладает признаками публичного места, в котором присутствует значительное число лиц, не относящихся к обычному кругу семьи.
В связи с изложенным Правовое управление Росохранкультуры при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах не будет считать нарушениями случаи, при которых вознаграждение за использование обнародованных музыкальных произведений и их фонограмм с помощью технических средств, установленных в номере гостиницы (санатория, пансионата и т.п.), не выплачивается.
Следует отметить, что вопрос о возможности отнесения исполнения произведений в номерном гостиничном фонде к категории публичного исполнения был вынесен на обсуждение Экспертного совета по авторскому и смежным правам при Министерстве культуры Российской Федерации. По итогам обсуждения, состоявшегося 27 января 2010 г., членам совета не удалось прийти к консолидированному решению, в связи с чем принято решение о создании рабочей группы для дополнительной проработки указанного вопроса.
По вопросу о размере вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав сообщаю следующее. Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденное Правительством Российской Федерации от 21 марта 1994 г. №218, устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения и подлежит применению, если иное не определено в договоре между пользователем и автором (его правопреемником) либо организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полученных от них полномочий. Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 988, устанавливают, что при расчете размера такого вознаграждения, в том числе, учитываются минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика, платность или бесплатность входа слушателей (посетителей), размер вознаграждения, взимаемый при сравнимых обстоятельствах за аналогичное использование фонограмм. Таким образом, организации по коллективному управлению правами самостоятельно устанавливают размеры вознаграждения, подлежащего уплате пользователями по заключаемым договорам».
Так как членам Экспертного совета по авторскому и смежным правам при Министерстве культуры Российской Федерации не удалось прийти к консолидированному решению в вопросе о возможности отнесения исполнения произведений в номерах гостиниц к категории публичного исполнения, Российский союз туриндустрии готов к обсуждению затронутых вопросов. При необходимости – в рамках взаимодействия с созданной рабочей группой.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»