На Алтае свободных мест нет
Нынешний летний сезон в Алтайском крае и Республике Алтай радует региональных туроператоров. Турбазы и гостиницы во всех популярных местах отдыха загружены под завязку – жаркий июль бьет все рекорды.
«Продажи идут активно, погода в этом году к турбизнесу благосклонна, – сказала RATA-news директор компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева. – Загрузка Горного Алтая близка к 100% на ближайшие полторы-две недели, найти свободные места в выходные и даже в будни почти нереально, глубина продаж достигает сентября».
Стабильно загружаются объекты в самых популярных местах в Горном Алтае – в районе озера Ая, на правом и левом берегу в нижнем течении Катуни, а также в Чемале и на Телецком озере. По словам операторов, в первую очередь раскупаются места в туркомплексах и отелях, которые находятся рядом с водоемами, пригодными для купания, или имеют на своей территории бассейны и развитую инфраструктуру. Одинаково востребовано комфортное размещение и бюджетные летние домики. По итогам июня турпоток, например, в особой экономической зоне «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае по сравнению с этим же периодом прошлого года вырос почти вдвое – с 41,4 тыс. туристов до 70 тыс., на искусственном озере отдохнули 20,6 тыс. человек – на 10 тыс. больше, чем в первом летнем месяце 2014 года.
В разгар сезона практически невозможно найти свободные места в Белокурихе, а также в курортном городке Яровом, который находится в западной части Алтайского края, недалеко от границы с Казахстаном. Первый курорт популярен благодаря развитой санаторной базе и источникам термальных радоновых вод, второй – соленому озеру и грязям с уникальными лечебными свойствами. «В Белокурихе и Яровом все продано еще в июне и вплоть до августа, – прокомментировала Наталья Гордеева. – Занято все – и гостиницы, и санатории, и даже частные квартиры, которые отдыхающим сдают местные жители».
По словам собеседницы, год от года растет число самостоятельных туристов, которые отправляются на Алтай на автомобилях, а жилье ищут на месте или заранее связываются с владельцами объектов размещения. Часть турбаз на Алтае все еще не готова встраиваться в операторские продажи – не хотят делиться доходом. «Бывают случаи, когда туристы приезжают на турбазу чуть позже оговоренного срока, а их места уже проданы другим, – рассказала Наталья Гордеева. – А найти свободный номер где-то еще в разгар сезона бывает трудно. Люди все чаще понимают, что цена размещения при покупке в турагентстве такая же, а гарантий больше – деньги за проживание перечисляются заранее, а в случае овербукинга есть кому предъявлять претензии».
По словам директора группы компаний «Туроператоры Алтая» Валерия Копытского, продажи Алтая у оператора в этом году выросли на 30%: «В минувшие выходные, например, в рекреационных зонах Завьяловского и Романовского районов, это степной Алтай, одновременно находилось по 15-20 тыс. человек. Для сравнения – номерной фонд Белокурихи рассчитан примерно на 6 тыс. человек. В Горном Алтае наши блоки на август проданы уже на 40-50%».
Турбизнес Республики Алтай солидарен в оценке сезона с коллегами из Алтайского края. «Все отлично, грех жаловаться, – прокомментировал руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай (АТОРА) Сергей Зяблицкий. – Загрузка нашего туркомплекса «Манжерок» близка к 100%, погода замечательная. Ни от одного из операторов, которые входят в ассоциацию, я в этом году не слышал негативных отзывов про сезон».
Интересную тенденцию отмечают операторы, работающие в нише активного и приключенческого туризма. Клиенты все реже интересуются продолжительными пешими походами, все меньше готовы терпеть лишения, но при этом хотят увидеть в каждой поездке как можно больше, заехать как можно дальше.
«На активные туры спрос снижается, – рассказал директор барнаульской компании «Плот» Александр Смирнов. – Если учесть, что прошлый год у нас в этом сегменте был провальным из-за наводнения, а в текущем сезоне продажи остались на том же уровне, то вывод очевиден. Зато увеличение спроса на размещение – значительное. Туристы хотят жить в комфортных условиях, и уже на месте – в гостиницах и на турбазах – покупают экскурсии, в том числе активные – водные, конные».
По словам директора операторской компании «Чемал-тур» из Республики Алтай Татьяны Зяблицкой, в их компании уже зафиксирован рост бронирований на 20-30% по сравнению с прошлым годом: «В этом году мы получаем больше индивидуальных запросов, чем заявок на наши регулярные групповые заезды. Если раньше туристы были готовы сразу по приезду идти в лес с палатками, перемещаться на конях или по воде, то сейчас больше спрашивают экскурсионные туры с проживанием на хороших базах и с большим количеством радиальных выходов».
Основные поставщики туристов в Алтайский край и Республику Алтай, по-прежнему, жители близлежащих сибирских регионов – Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей. Но многие операторы отмечают, что в последние годы, а в этом сезоне особенно, растет интерес к направлению со стороны туристов из центральной части России – Москвы, Санкт-Петербурга, а также из городов Урала. «Далекие» гости отдыхают на Алтае от 7 до 14 дней, в то время как сибиряки чаще всего приезжают на выходные, максимум – на четыре-пять дней.
Операторы, которые принимают иностранцев, говорят, что стало меньше клиентов из Европы, зато заметно больше китайских групп.
Анна Вальцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»