№5658
У туроператоров продажи практически встали
Туроператоры по выезду заняты сейчас не бронированием и продажей, а урегулированием вопросов по аннуляциям.
Спустя почти неделю после объявления о частичной мобилизации ситуация на туристическом рынке остается непростой. По-прежнему нет полной ясности, могут ли выезжать за рубеж военнообязанные. Как утверждают юристы, согласно закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ограничения на свободное перемещение у военнообязанных возникают уже с момента объявления о мобилизации. Согласно разъяснениям Ростуризма, если человек не получил повестку, то отправляться в поездку он может. Тем временем некоторые депутаты выступают за официальное ограничение выезда военнообязанных. Но в телеграм-канале Минобороны вчера было официально объявлено, что «в условиях проведения в Российской Федерации частичной мобилизации ограничений на передвижение граждан не предусматривается».
Что будет дальше, непонятно. Все это, по словам туроператоров, создает на рынке нервную атмосферу.
«Те, кто хотел бы уехать за рубеж сейчас, не могут найти авиабилеты, они раскуплены до конца сентября, причем за огромные деньги. Продажи практически встали», – говорит генеральный директор компании «Юнэкс» Андрей Зорин.
По его словам, до 21 сентября бронирований в компании было много. «Не могу сказать, что у нас сейчас вал отказов, но они есть. Снимают ближайшие брони. Те, кто должен выезжать через два-три месяца, звонят, интересуются, когда вступают в силу штрафные санкции за отмену, и пока ждут».
«Продажи остановились, – подтвердил генеральный директор компании Tour Express Андрей Крапивной. – Не знаю, насколько уместно сейчас вообще говорить о выездном туризме, но у нас две группы запланированы на ноябрь в Латинскую Америку, и туристы настроены вполне оптимистично, никто снимать поездки не собирается. Вопросы об отменах задают в основном те, кто подпадает под мобилизацию. Мы будем стараться минимизировать их потери, но большая часть стоимости приходится на перелет, это международные регулярные перевозчики, для них мобилизация – не аргумент».
Туроператор «Джет Тревел» сейчас также на паузе, говорит заместитель генерального директора Максим Приставко: «Паники у туристов нет, но нет и новых заявок на поездки. Забронированные тоже пока не отменяются. Возможно, людям просто не до этого. Возможно, их не касаются ограничения. Мы, кстати, изучили забронированные заявки на месяц вперед. Там не оказалось туристов группы риска, так что ждем развития ситуации».
За последнюю неделю, по словам г-на Приставко, была только одна заявка на поездку в Рим в начале октября. «Это наш вип-клиент, он действительно отправляется в поездку с целью туризма. Все забронировано и оплачено».
По словам генерального директора компании «Арт-Тур» Дмитрия Арутюнова, ситуация сейчас даже более нервная, чем после 24 февраля. «Сейчас перспективы непонятные, поэтому у нас много аннуляций, возвращаем деньги с учетом ФПР. Продаж очень немного, они единичного характера, так как авиабилетов уже практически нет. Они появляются случайно, если кто-то отказался и они всплыли в системе. На более поздние даты заявки есть. Есть даже бронирование Нового года. Но в основном мы занимаемся сейчас разруливанием критических ситуаций, связанных с отменами туров», – пояснил он.
Светлана Ставцева, RATA-news
У турагентов массовых отказов нет
По прошествии нескольких дней после объявления частичной мобилизации ситуация на туристическом рынке несколько изменилась – желающих вылететь за границу стало больше в разы. В то же время аннуляций туров практически нет. В агентствах сообщают о всплеске количества запросов на Турцию, Эмираты, Мальдивы и другие открытые для россиян страны.
«Готовы лететь куда угодно, не останавливает и баснословная стоимость билетов. К примеру, два дня назад оформили билет эконом-класса в Анталью за 470 тысяч рублей в одну сторону. В цене сильно выросли и пакеты, причем, за огромные деньги люди берут любое размещение, будь то 2 или 5 звезд, – сказал RATA-news генеральный директор компании «Инфотур» Роман Елагин. – Туристов среди них, по всей видимости, нет. Хотя и желающие отдохнуть есть, но они не могут сейчас что-то взять из-за отсутствия мест и запредельных цен. Гостиницы эконом-класса стоят как отели класса люкс».
Конечно, людей беспокоят такие заявления, как сделал один из членов Совета Федерации, предложивший запретить гражданам призывного возраста выезд за пределы России. Опасения людей понятны, никто не понимает, что будет завтра, не решаются бронировать даже дальние даты.
«Не думаю, что границу закроют. Мы уже тертые калачи, надо выждать, мы и туристов призываем не паниковать, принимать решение на холодную голову», – говорит директор саратовской компании «Лагуна-тур» Дмитрий Анпилогов. На днях туристы в горячке купили Турцию за 300 тысяч рублей на троих. В турфирме их отговаривали, пытались убедить, но они все равно оплатили. И на следующий день отказались, потеряв половину суммы. Другой клиент в панике взял билет за 200 тысяч и тоже день спустя отказался. Поступает огромное количество запросов – улететь хоть куда-нибудь, но большинство ограничивается разговорами. Спрашивают о перелетах в Ташкент, Бишкек, интересуются Дубаем, но туда билет накануне вылета стоит 450 тысяч в один конец.
Всего две семьи отказались от заранее купленных путевок на более дальние даты, решив, что забронируют всё заново, когда нормализуется ситуация. «Думаю, к 30 сентября все прояснится – это пятница, конец месяца, конец квартала, и референдумы в ЛДНР к тому моменту завершатся», – заключил г-н Анпилогов.
Как отметила генеральный директор компании «Лента странствий» Татьяна Лукашевич, сохраняется прежний расклад – аннуляций ранее приобретенных туров не наблюдается, туристов предупреждают, что в случае отмены деньги вернут с учетом фактически понесенных расходов. Новых бронирований тоже практических не поступает. «Да и нечего сейчас бронировать, до 3 октября ничего не найти», – говорит она.
Большинство просто хотят уехать, готовы платить бешеные деньги – по 600 тысяч за билеты. Стоимость пакетов в Турцию поражает. У одного из крупных туроператоров на конец сентября и начало октября можно найти предложение – неделя на двоих в Турции с размещением в «трешке» за 650 тысяч рублей. «Вот такое динамическое ценообразование. Хотя уже с 5 октября цены нормальные, и все равно не берут, ждут новостей», – сказала г-жа Лукашевич.
Генеральный директор компании «Гала-Тур» Галина Роговицкая подтвердила общий расклад: отказов и переносов нет, многие стараются улететь, берут любые направления, в основном Анталью и Стамбул. «Летят с целью пересидеть ситуацию. Например, мама с детьми едет на побережье, отец уже приобрел недвижимость в Стамбуле, потом семья к нему присоединится», – сказала она.
Были запросы на Новый год в Эмиратах, но покупать были готовы только со страховкой от невыезда из-за возможного закрытия границы. Но сейчас ни одна страховая компания не дает такую страховку. Также люди волнуются, могут ли их не выпустить на границе. «Советую брать с собой чеки, подтверждающие покупку задолго до всех событий. Впрочем, не знаю, выпустят ли тех, кто только что приобрел билеты», – заметила г-жа Роговицкая.
Дмитрий Анпилогов в этой связи добавил, что его туристы сообщают о спокойном пересечении КПП, но у всех мужчин спрашивают, служил ли в армии, какую имеет воинскую специальность. «И пока не было ни одного случая, чтобы кого-то из наших клиентов задержали на границе», – подчеркнул он.
Наталья Панферова, RATA-news
Новая реальность и как в ней выжить турбизнесу
Главный источник оптимизма в нынешних условиях – переход самостоятельных туристов на организованное бронирование, полагает генеральный директор холдинга «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.
Выступая перед турагентствами на конференции «ТрЭволюция» в Москве, г-н Кобищанов детально проанализировал ситуацию на рынке и дал ряд конкретных рекомендаций, как действовать в изменившихся условиях.
«ТрЭволюция» – большой образовательный проект «Русского Экспресса», включающий серию конференций для профессионалов туриндустрии. После двухлетнего перерыва из-за пандемии «ТрЭволюция» недавно прошла в пяти городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и Москве – и собрала в регионах более 1200 представителей туриндустрии. Первая серия конференций состоялась еще в 2019 году также в пяти городах страны.
После начала спецоперации ситуация на рынке резко изменилась: повысились цены на туруслуги, в России прекратили работу международные платежные системы, появились ограничения на снятие денег с банковских счетов, на вывоз валюты, произошли резкие скачки курса. По словам г-на Кобищанова, новая реальность – это исчезновение горящих туров, необходимость покупать их заранее. Потребители часто не успевают за этими изменениями.
Объявление частичной мобилизации стало очередным испытанием для индустрии. «Мы видим настоящий потребительский стресс, – сказал глава «Русского Экспресса». – Ситуация в целом непростая, есть проблемы с картами «Мир», резко возросла стоимость авиаперевозки. Но из-за пандемии мы уже и так два года работаем в сильно изменившихся условиях и даже научились зарабатывать в новых реалиях. Более того, 2022 год стал для «Русского Экспресса» самым успешным по объемам продаж и доходности за все 27 лет жизни холдинга. Насколько я знаю, многие наши розничные партнеры также или вышли на допандемийный уровень или даже превзошли его».
Лучшим этот год оказался потому, что стало гораздо меньше бюджетных туристов, которые в погоне за скидками буквально изматывали турагентов. «Многие компании сейчас этих клиентов потеряли, зато освободили ресурс, который можно направить на более эффективную работу. Скидки и горящие туры исчезли как явление в ситуации, когда все продано вперед, есть дефицит мест и билетов», – пояснил эксперт.
Кроме того, кризис подчистил рынок – выжили сильнейшие. В этом смысле многие компании встретили очередной удар уже подготовленными. «Они избавились от лишних расходов, нарастили новые компетенции, понимая, что изменения – неотъемлемая часть нашего бизнеса. Они не опускают руки и готовы учиться. Об этом говорит сам факт участия в наших конференциях более 1900 агентств по всей стране», – заметил эксперт.
По словам Тараса Кобищанова, турбулентность сохранится, надо быть к этому готовыми. Преимущество турбизнеса в том, что благодаря профессионализму он адаптируется к новой реальности быстрее, чем клиенты, так что многие минусы нынешней ситуации могут стать для турфирм большими плюсами.
Первый тренд – переход самостоятельных туристов на организованное бронирование. По статистике, до пандемии доля организованных туристов в общем турпотоке составляла 60%, а после – 84%. И эта цифра будет расти, так как с уходом международных систем бронирования таким путешественникам стало гораздо сложнее, а иногда просто невозможно самим организовать поездку. Большие проблемы с авиабилетами. Зарубежные перевозчики не просто ушли из России, но и из BSP – их невозможно забронировать. И все это работает на турагентства.
«Мы это видим по своей статистике. Объем продаж авиабилетов на нашей платформе Online Express в августе 2022 года вырос по сравнению с 2018 годом на 3316%! Хотя показатели роста и в предыдущие годы были значительными. В августе 2019 года он составил 420%, в 2020 – 147%, в августе 2021 – 218%», – рассказал г-н Кобищанов.
«Уверен, многие турагенты могут снова начать зарабатывать на авиабилетах, как это было в 90-х годах и стало тогда основной статьей их дохода. Не надо этого стесняться. Для нас как туроператора главное, чтобы агентства преуспевали, это основа нашего бизнеса», – пояснил эксперт.
Важнейший вывод: если последние несколько лет о турфирмах нередко говорили как о ненужных посредниках, «помогайках», накручивающих свой процент, то сейчас их компетенции оказались остро востребованы и оценены. Как следствие, в «Русском Экспрессе» фиксируют рост глубины бронирований. В марте-апреле было ее резкое сокращение до 5-6 дней, а в июне-августе глубина достигла 14-18 дней. Это очевидное доказательство роста доверия к турбизнесу.
После ухода Booking.com, на долю в России которого приходилось до 80% продаж размещения, освободилась огромная ниша, в вакууме оказались и отели, и туристы. Постепенно туристы перераспределились: часть (30-40%) начала бронировать отели у российских ОТА, 30-40% – на сайтах отелей, 20-30% – обращаются в турагентства, которые таким образом получили новых клиентов. Многие компании были вынуждены перестраиваться, так как до этого занимались в основном пакетными турами.
На платформе Online Express динамика продаж размещения выглядит не так впечатляюще, как авиабилетов, но тоже очень показательна: по сравнению с 2018 годом они выросли в восемь раз. Средний чек в отелях за это время увеличился вдвое – с $283 за ночь в 2018 году до $531 в августе нынешнего года.
Дополнительное преимущество турагентствам дал кэшбэк, оно заключается в динамическом пакетировании. Платформа Online Express позволяет мгновенно соединить билет, трансфер и сэкономить на этом. На эту экономию накладывается еще государственная скидка в виде кэшбэка в 20% – со всего турпакета, а не отдельной услуги. Клиент не может не оценить этого, полагает Тарас Кобищанов.
Глава «Русского Экспресса» уверен, что новая реальность создает условия для появления нового турпродукта. Оператор готовит туристам новое предложение с комиссией для агентств – шопинг-карты на $1000-10000 для покупок в торговых центрах Абу-Даби. Они будут оформляться при бронировании тура в России, причем за рубли, что важно при имеющихся ограничениях на вывоз наличной валюты.
«Нет смысла вспоминать, что было. В ближайшие годы этого не будет. Надо учиться изменяться, расти, эволюционировать», – заключает Тарас Кобищанов.
Светлана Ставцева, RATA-news
Сколько россиян приехало в Анталью по пакетным турам
Турецкая аналитическая компания Turizm Data Bank опубликовала свежую статистику по числу пакетных туристов в Анталье за 8 месяцев 2022 года. Лидером стала компания TUI Group – на ее долю приходится 15% всего рынка пакетных туров на этом курорте Турции. На FTI-MPI, Odeon и Anex Groups приходится 10%.
Больше всего пакетных туристов из России отправил оператор Anex. Его доля составила 28% всего российского рынка. У компаний Odeon и Pegas по 22%, у TUI – 15%. В 2022 году пакетные туры в Анталью приобрели почти 1,5 млн россиян. Для сравнения, на немецком рынке количество туристов за 8 месяцев достигло 1,9 млн человек.
Турция уже очень продолжительное время занимает на европейском рынке второе место после Испании по числу пакетных туристов. Подавляющую их часть традиционно составляют граждане трех стран – Германии, Великобритании и России. По подсчетам Turizm Data Bank, один немецкий турист тратит на пакет $680, британский – $700, российский – $500.
Юристы РСТ развеивают мифы об электронной путевке
Руководитель комитета РСТ по правовым вопросам, учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов и начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко на специально организованном вебинаре прояснили положение дел с электронной путевкой и реестром турагентов.
Как отметили эксперты, тема в последнее время обросла большим количеством слухов, недомолвок и искажений, поэтому появилась необходимость в очередной раз ее актуализировать.
Георгий Мохов напомнил, что идея электронной путевки появилась после веерного банкротства туроператоров в 2014 году, чтобы Ростуризм мог сопоставлять размер финансовых возможностей компании с объемом ее обязательств. На тот момент это была основная цель системы, но за время работы над ней диапазон задач все расширялся. Постепенно разработчики уже начали говорить о сборе информации о туристе, отеле, перевозчике и принимающей стороне для Ростуризма, а в дальнейшем, возможно, и для других ведомств.
«Мы были поражены объемом информации, которую в конечном итоге предлагалось включить в электронную путевку. Этот нормативный долгострой был принят в мае 2020 года новым составом комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, а в законе о туризме появилась статья 10.4. “Единая информационная система электронных путевок. Электронная путевка”», – рассказал г-н Мохов.
Николай Литаренко перечислил, какие стадии прошел документ, как он менялся от чтения к чтению в Госдуме и какую позицию занимал РСТ в процессе работы над законом. В итоге система стала государственной, то есть бесплатной для предпринимателей, кроме этого турсообщество добилось ряда других улучшений.
Несмотря на то, что механизм все еще дорабатывается, сайт, который подготовил оператор электронной путевки «Национальные туристические технологии» (НТТ), содержит инструкцию для подключения и входа сотрудников и воспользоваться ею эксперты рекомендуют уже сейчас. «Уже на первой странице я понял, что сайт предназначен для работников сферы IT. Тем не менее, сейчас как раз тот момент, когда нужно наладить интеграцию своих информационных систем с государственной. По нашим предварительным подсчетам, туроператору средний руки оборудование рабочего места, обойдется в несколько сот тысяч рублей, а крупному – до двух миллионов рублей. В эту сумму укладывается установка необходимого программного обеспечения и систем безопасности. Итак, у нас есть полгода на интеграцию, и этим временем стоит воспользоваться», – рекомендует Георгий Мохов.
Николай Литаренко поясняет, что туроператорам, особенно региональным, будет не так просто технически интегрировать свои базы под систему электронных путевок. При этом стоит учитывать, что компании в основном пользуются распространенными на рынке IT-решениями, то есть не создают свои, а приобретают лицензии на существующие. Очевидно, что до конца 2022 года обновления таких версий не будет, то есть, говоря о тестировании уже интегрированных систем, можно ориентироваться лишь на начало 2023 года.
В то же время федеральный закон о введении в действие системы электронной путевки вступил в силу 1 сентября 2022 года, а с 1 марта следующего года вступает в силу и приказ «Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок». Вероятность того, что все это отменят или перенесут, как говорят эксперты, очень мала.
По словам г-на Литаренко, формально туроператоры уже с 1 сентября должны бы направлять турагентам уведомление о заключении договора. До 15 числа месяца, следующего за отчетным, туроператор должен заполнять систему электронных путевок. Но поскольку ответственность за это пока не предусмотрена, требования не считаются обязательными. Положение об исключении туроператора из реестра за троекратное нарушение обязанности вносить данные о проданных турах в систему вступает в силу для выездного туризма с 1 марта 2023 года, а для внутреннего и въездного – с 1 сентября 2023 года. Поэтому юристы часто говорят, что фактически закон вступает в силу с 1 марта. Перечисленные обязательства и санкции вводятся и для турагентов. С той лишь разницей, что они исключаются из реестра за реализацию турпродукта без передачи данных туроператору.
Посмотреть вебинар и узнать, о чем ещё рассказали эксперты, можно послушать на YouTube-канале РСТ:
25:00 административная ответственность за нарушение заполнения системы электронных путёвок;
26:55 кто может не вносить информацию в систему электронных путевок;
28:40 какие сведения необходимо вносить в систему;
32:36 порядок доступа к информации о лица туроператора и туриста;
33:31 контролирующие органы;
35:08 изменение договоров;
40:33 реестр турагентов;
43:40 обязанности туроператора и турагента;
45:22 порядок исключения из реестров туроператоров и турагентов;
46:19 штрафы;
48:30 ответы на вопросы.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news
Состоялось первое ключевое событие кейс-чемпионата «Профессионалы гостеприимства»
В Московском гуманитарном университете (МосГУ) состоялась форсайт-сессия «Будущее российского туризма» – первое ключевое событие студенческого кейс-чемпионата «Профессионалы гостеприимства». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. По общему признанию участников и организаторов, это действительно был «взгляд вперед», позволивший в обстановке свободного креативного мышления сделать прогноз развития туризма и индустрии гостеприимства на грядущие 5-7 лет.
В первый день был сделан акцент на современные тенденции в туризме. Участники, разделившись на группы, рассмотрели возможности развития отрасли в России с позиций туристов, турагентов, туроператоров и создателей авторских туров. На второй день участникам было предложено рассмотреть ситуацию с точки зрения владельцев отелей и ресторанов, музеев и объектов показа. В рабочих группах одновременно работали студенты, эксперты отрасли и представители образования в сфере туризма.
Во многом творческую атмосферу сессии обусловил модератор – исполнительный директор событийно-туристического холдинга «Фаворит» Анисия Якушева. Всего в сессии приняли участие более 60 студентов по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» Московского гуманитарного университета, колледжа МосГУ, Краснознаменского городского колледжа, преподаватели кафедры туризма и гостиничного дела МосГУ.
Ключевыми прорывными идеями на форсайт-сессии стали:
- развитие широкого спектра видов туризма;
- новые турмаршруты, космический туризм, эко- и оздоровительный туризм;
- создание новых платформ для бронирования всех продуктов, товаров и услуг, в которых заинтересованы туристы;
- новые технологии – виртуальные путешествия, тревел стриминг;
- поиск и создание импортозамещающих продуктов.
Среди угроз участники отметили возможность кризиса и законодательных ограничений.
Вот что сказали об итогах сессии эксперты.
Владимир Симонянц, «Транс-шоу Тур»: «Жаль, что на сессию отведены только два дня. Впечатлен тем, что ребята проявили себя творцами и грамотными специалистами. Многие уже проявили интерес к стажировке, что говорит об их целеустремленности».
Татьяна Григорьева, координатор проекта: «Приятно удивлена уровнем знаний, открытостью студентов, их способностью четко излагать свои мысли. Такие их качества трудно выявить в аудиторных условиях».
Анисия Якушева: «Главной задачей форсайт-сессии было обрисовать картину, как будет выглядеть индустрия гостеприимства и ее составляющие через 5-7 лет. Заявляю со всей ответственностью – цель достигнута! Кадры для индустрии готовятся в правильном направлении в правильном, профильном вузе, это важно!».
Как и задумывалось, идеи участников форсайт-сессии нашли отражение в заданиях кейс-чемпионата. Свои предложения по разработке кейс-заданий предложили: туроператор «Транс-шоу Тур», Ассоциация малых туристских городов, фонд «Заповедное посольство», турагентство «Бутик путешествий», компания «Слетать.ру», санаторий «Подмосковье» ФНС России» и другие.
Следующие этапы проекта – тренинги по проектной деятельности, которые пройдут 3-6 октября. Для участия открыта регистрация на сайте МосГУ.
17 октября стартует кейс-чемпионат «Профессионалы гостеприимства».
Информация и новости кейс-чемпионата «Профессионалы гостеприимства»:
- страница проекта;
- Telegram-канал;
- ВКонтакте.
ClickVoyage: новогодние каникулы в ОАЭ
В Дубае постоянно появляются новые отели. Раннее бронирование на Новый год и каникулы по специальным тарифам.
W Dubai Mina Seyahi 5*, с 28 декабря на 7 ночей. Единственный в ОАЭ Adults Only. Можно с животными. Доступ ко всем услугам Mina Seyahi. От $4 774 за место в Fantastic Room BB.
Taj Exotica Resort & Spa, The Palm 5*, с 28 декабря на 7 ночей. ВВ = НВ. В питании HB+ и FB+ неограниченное количество алкогольных и безалкогольных напитков. От $3 434 за место в Luxury Room HB.
Hyatt Centric Jumeirah Dubai 5*, с 28 декабря на 7 ночей. Своя территория на пляже La Mer. Есть номера с панорамным видом на Burj Khalifa. От $1 787 за DBL BB.
ClickVoyage:
8 (495) 232-00-16
booking@clickvoyage.ru
Дом-музей Ракицкого в Тарусе: что сделано и планы на будущее
Сад-дендрарий и дом-музей Ракицкого – объект культурного наследия регионального значения и новое культурно-образовательное пространство на карте Тарусы.
В 1929 году советский учёный-агроном и коллекционер Николай Петрович Ракицкий заложил в Тарусе экспериментальный сад-дендрарий, где занимался акклиматизацией редких экзотических растений из других климатических зон, собрав на территории сада уникальную коллекцию.
При жизни хозяина усадьбы навещали Марина Цветаева, Василий Поленов, Михаил Булгаков, Константин Паустовский, Борис Пастернак. Впоследствии это место пришло в упадок.
В июне 2020 года сад и садовый дом приобрела известный российский дизайнер Евгения Жданова. В период с 2020 по 2022 годы были приведены в порядок интерьеры дома и территория сада, ландшафтным бюро МОХ был разработан проект по восстановлению коллекции растений. Принято решение о создании на базе частного объекта нового общественного культурно-образовательного пространства.
Сейчас в отреставрированном доме, где удалось сохранить аутентичные предметы быта и декора, проходят различные мероприятия для гостей разного возраста. Особое внимание уделяется образовательным занятиям с детьми. В саду продолжается воссоздание коллекции растений. Вскоре появится уличная выставка Тарусской картинной галереи, экспонаты которой отпечатаны на керамике. В планах – летний кинотеатр, концерты писателей и поэтов. Все это стало возможным благодаря мерам господдержки и сопровождению проекта Агентством по развитию туризма Калужской области.
На прошедшей неделе дом-музей Ракицкого посетил губернатор Калужской области Владислав Шапша. Дизайнер и руководитель проекта по возрождения сада Евгения Жданова рассказала ему о первых итогах работы и о том, как идёт реализация проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, а также поделилась планами по развитию.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»