Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4813

Что обсуждали участники VI Регионального слета турбизнеса в Калининграде

В Калининградской области прошел VI Региональный слет турбизнеса, организованный Российским союзом туриндустрии и местным туроператором «Янтарный край». Программа, как и обещала принимающая сторона, была очень насыщенной (репортаж о слете читайте в ближайших номерах RATA-news), и все же организаторы нашли время для обмена мнениями по актуальным вопросам турбизнеса.

Одной из основных тем заключительного круглого стола стало обсуждение стратегии развития туризма до 2035 года в интересах регионов РФ, которую готовит Минэкономразвития. Вице-президент РСТ Ольга Санаева призвала турбизнес к активному участию в подготовке проекта, выработке по этому вопросу единого мнения туристического сообщества.


Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак напомнил собравшимся, что в стратегии приоритет отдается не увеличению количества туристов, а росту выручки от их приема, то есть объема платных услуг. В этой связи имеет смысл обращать внимание на турпотоки, приносящие больше денег экономике страны. «Китайский поток растет постоянно и приличными темпами, но он менее денежный, чем от прибытия туристов, к примеру, из Германии. Мы по своей области решили больше усилий уделять продвижению стран, которые попадают и в список субсидирования въездных операторов, и в список направлений, граждане которых смогут посещать Россию по электронным визам», – уточнил он.

Практика электронных виз, которая уже действует во Владивостоке, с 1 июля вводится и на территории Калининградской области. И если во Владивостоке новшество охватывает всего 18 стран, то для Калининграда этот перечень будет расширен до 54. «Сейчас идет речь о распространении механизма электронной визы на всю страну, потому что многие зарубежные операторы даже не рассматривают визовые страны. Изначально планировалось оттянуть турпоток от Москвы и Санкт-Петербурга, куда идет более 90% въезда в страну. Поэтому первыми под действие электронных виз должны попасть именно регионы, иначе все опять поедут в Москву и Питер», – считает г-н Ермак.

Председатель Приморского регионального отделения РСТ Ольга Кудрявцева тем не менее опасается, что в результате нововведения туроператоры могут потерять около 50% своего потока: «Например, к нам приезжает огромное количество китайцев, у них есть свои рестораны, автопарк, отели, и деньги уходят из региона. Законопослушные операторы не в состоянии конкурировать с «серыми» операторами, которые теперь смогут привозить туристов еще и по электронным визам».


В то же время визовое упрощение принесет и плюсы, среди которых Ольга Санаева отметила комбинированные маршруты «Москва+», «Санкт-Петербург+» и т.д., объединяющие в одной поездке наиболее популярные у иностранцев города и пока мало им известные. Калининград и Карелия, по ее мнению, отлично пошли бы в связке с Петербургом.

По словам председателя правления РСТ-Германия Гернода Лоозе, на оформление виз уходит до 80% рабочего времени менеджеров. «Несмотря на это, каждый год турпоток в Россию подрастает. Например, в саксонской компании Eberhardt Travel количество туристов ежегодно растет на 100-150%. В 2017-м они отправили всего 300 человек,  а в этом году – порядка 2 тысяч. Но было бы здорово упростить визовый режим», – заметил он.

Немецкие операторы с удовольствием повезут туристов в автобусные туры по маршруту Калининград – Санкт-Петербург. Но посещения одной области недостаточно для знакомства с Россией, интересно было бы поехать и в другие регионы, а для этого необходимо расширять действие электронных виз. Г-н Лоозе полагает, что местный турпродукт может привлечь в Калининград потомков немцев, когда-то проживавших на этой территории.

Андрей Ермак упомянул, что в стратегии практически не отражена роль туроператора, так как ее разработчики ориентировались на глобальные вещи – рост турпотока, выручки, увеличение экспорта, вхождение России в топ-10 тур направлений по отчету ЮНВТО и т.д. «Вы должны объяснить, что вместе с операторами достичь этих целей можно гораздо быстрее и эффективнее», – предложил он.

Участники слета обсудили проблемы и внутреннего туризма. Руководитель Приволжского отделения РСТ и генеральный директор тольяттинской компании «Пилигрим» Анна Тукмачева считает, что надо говорить о ключевой роли туроператора, так как количество самостоятельных туристов также прирастает не само по себе, а благодаря тому, что операторы формируют турпродукт, создают туркластеры и т.д.


Директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова полагает, что необходимо уделить внимание поддержке внутреннего туризма в части авиаперевозки. Например, в регион ставят прямые рейсы, но через какое-то время снимают. Перевозчики признают, что не могут продвинуть рейсы даже с помощью региональных властей и ТИЦ. «Думаю, надо это с ними согласовывать, ведь зачастую они не в курсе, что происходит в туризме. Загрузка рейсов в регионы должна поддерживаться на федеральном уровне, хотя бы первое время», – предложила она. Туроператоры иногда тоже не понимают, что делать с рекомендованными на их территории программами и маршрутами, а значит, не пользуются этой возможностью. В этой связи г-жа Туканова предложила РСТ создать группу для оценки потенциала подобных маршрутов.


Еще одна острая тема – страхование. По словам Ольги Санаевой, операторы, оставшиеся без страховки после банкротства очередной страховой компании, уже не могут перестраховаться – страховщики не берутся. «Тогда речь идет о пополнении фонда персональной ответственности (ФПО), а это 7% годового оборота. Но сейчас также обсуждается вопрос о минимальном барьере страхового ФПО. И если он будет порядка 3,5 млн рублей, боюсь, это окажется неподъемно для нишевых и работающих в приграничном секторе операторов», – подчеркнула она.

Напомним, о необходимости кардинальных мер в вопросе обязательного страхования ответственности туроператоров недавно заявили представители турбизнеса Северо-Западного федерального округа.

Андрей Ермак добавил, что страховым компаниям нужно выпускать турпродукты по типу ОСАГО или КАСКО: «Если это будет прописано законом, страховщик не сможет отказаться». Страхование именно туриста, а не туроператора, по мнению большинства участников встречи, решило бы многие проблемы путешественников. Ольга Санаева напомнила, что РСТ предлагал такой вариант еще в 2007 году. Она считает, что можно попробовать вернуться к этой идее.


Горячо обсуждались также проблемы «серых» операторов, активного и экотуризма. В заключении Ольга Санаева проинформировала турбизнес о договоренности с Роспотребнадзором – на 10 июня запланирована межведомственная рабочая встреча по вопросам детского туризма. Будут обсуждаться несколько важных тем – взаимодействие с Минпросвещения, легальность туроператоров по детскому туризму, добровольная сертификация и основанная на ней система аттестации туроператоров и т.д.


Наталья Панферова, RATA-news


Фото автора

Псковская область зовет в гости

В рамках дней Псковской области в Москве прошла презентация туристического потенциала региона с участием ведущих операторов по приему, а также гостиниц и производителей сувениров. Свой продукт, в том числе авторские и эксклюзивные программы, представили компании «Континент-тур», «Славянский тур», «Атмосфера путешествий», «Соцтурпроф» и «Туристическое агентство "Глобус"». Тонкости паломнического туризма раскрыл центр «Странник». Из гостиниц были представлены литературный отель «Арина Р.», Old Estate, «Раздолье», ГРК «Изборск» и «Покровский».

«Псковская область – самобытный приграничный регион, – сказала на презентации исполняющая обязанности главы Комитета по туризму области Ольга Качнова. – Население Пскова – всего 200 тыс. человека, но у нас около 40 церквей, и почти все они действующие, в том числе уникальный Троицкий собор. У нас самая длинная крепость Европы – город-крепость Изборск, где зародилась российская государственность, а также Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пушкинские горы, Талабские острова, музеи Мусоргского, Римского-Корсакова, Софьи Ковалевской. Все это Псковская область».

В области находится 10 действующих монастырей и более 5 тыс. памятников федерального и регионального значения. Особо ценными признаны 18 объектов культурного наследия федерального значения.

По словам операторов, сегодня в Пскове и области востребованы самые разнообразные маршруты. «Мы участвуем в межрегиональных и федеральных проектах «Серебряное ожерелье», «Русские усадьбы» и «Императорский маршрут», – рассказала директор компании «Континент-тур» Светлана Баранова. – По классическим маршрутам организуем сборные туры для групп и индивидуальные. Есть и короткие, и продолжительные программы, например, «У Лукоморья». Совмещаем посещение нашего региона с соседними областями, например, с Великим Новгородом».

«Один из самых популярных наших маршрутов – «Открой свой Псков», – рассказала заместитель директора по развитию компании «Славянский тур» Елена Климова. – Особое внимание уделяем работе со школьными группами, поэтому наши туры адаптированы к школьной программе и дополняют друг друга. В них есть интерактивные компоненты, мастер-классы. Ежегодно выпускаем каталог-конструктор, чтобы родители сами могли составить программу к конкретному предмету. Из новинок – тур «Хорошо в деревне летом». Туристов во время него развлекают, вкусно кормят, они посещают несколько сельских усадеб. Это путешествие особенно интересно городским жителям с детьми».

Заведующая отделом путешествий и экскурсий компании «Соцтурпроф» Наталья Федулова подчеркнула, что компания на рынке с 1963 года, и гордится своими классическими экскурсиями. Они всегда востребованы, хотя растет спрос и на микс классики с современными развлечениями.

В компании «Глобус», по словам ее руководителя Ольги Ланцевой, также стараются совмещать для школьных программ исторический материал с квестами и интерактивом. «Пользуются популярностью наши авторские программы. Мы создаем их вместе с художниками, рестораторами. Это – «Итальянец в Пскове», «Богоявленский треугольник», «Стрелка Пскова», «Старые кузнецы». Ежегодно приезжают московские искусствоведы, туры с ними также очень востребованы – это наша фишка. Хорошо идут маршруты, соединяющие Псковскую область с Прибалтикой».

Руководитель компании «Атмосфера путешествий» Егор Лебедев убежден, что классические программы – далеко не все, что может предложить Псков. «Говорят, что у нас в регионе мало возвратных туристов, но, по нашим наблюдениям, это не так, – заметил он. – Люди часто приезжают повторно, рассказывают о нас своим друзьям, родственникам, делятся фотографиями в соцсетях. Мы стараемся уходить от стандартов, каждый год дополняем свои экскурсионные программы. В этом году, например, поставили гастрономическую экскурсию – интересная поездка на целый день с дегустациями фермерских продуктов, и спрос на нее очень хороший».

По словам г-на Лебедева, много туристов приезжает в регион в праздничные и выходные дни, а в будние дни свободно. В компании хотят переломить тенденцию, поэтому предлагают туры от двух до семи дней с заездами в любой день недели. Тем более что появились новые транспортные возможности – «Ласточка» связала Псков с Санкт-Петербургом, Петрозаводском, Великим Новгородом, стало проще создавать межрегиональные туры и принимать в Пскове больше туристов из этих городов, в том числе и школьных групп.

Особое место в области уделяют паломническому туризму. Служба «Вольный странник» при Псковской метрополии получила статус туроператора, и предлагает более 50 программ. За 15 лет через службу прошло более 80 тыс. человек. «Первыми туристами на нашей земле были именно паломники, – пояснила глава службы Людмила Громова. – Да, сегодня каждый старается раскрыть по-своему потенциал нашей области. Мы покажем те же места, что и другие, но расскажем собственную историю. У нас своя аудитория, есть программы для школьников и студентов, индивидуальные туры. Кроме того, с 1993 года мы ежемесячно проводим крестный ход вокруг Пскова. В нем может принять участие любой желающий».

В 2018 год Псковская область приняла около 390 тыс. туристов, а также около миллиона экскурсантов. По словам представителей гостиничного бизнеса региона, лучшая загрузка бывает в период с апреля по ноябрь.

Ожидается, что в 2019 году росту потока будет способствовать проведение с 27 по 30 июня в Пскове 39-х международных Ганзейских дней. Решение об их проведении в Пскове было принято в 2013 году в немецком городе Герфорде. За всю историю Ганзейских дней они всего лишь во второй раз пройдут в России.

Ожидается, что за время фестиваля в Пскове побывает более 500 тыс. человек из 16 стран. Свободных мест в гостиницах на это время уже нет, однако, у туроператоров много разнообразных, в том числе однодневных программ на Ганзейские дни без ночёвок или с ночевками не в Пскове.

В Псковской области 6 и 7 июля впервые пройдет гастрономический фестиваль «Сыр и пряник» в деревне Бебешкино. Для его организации объединились местные ремесленники, в их числе руководитель мастерской «Изборский пряник» Татьяна Мусатова и фермер-сыровар Анвар Зуфаров. Они мечтают возродить эту деревню. Бебешкино уже много лет нежилая, так что пока гостям предлагают просто побывать на природе, попробовать продукцию местных фермерских хозяйств, а также эстонских и латвийских. Обещают также богатую программу с мастер-классами, ярмаркой талантливых мастеров, выставку поделок местных изобретателей (в том числе секретный сюрприз), палаточный лагерь и многое другое.


Анна Вальцева, RATA-news

Анапа – самый дорогой курорт России

Большинство российских организованных туристов этим летом полетят за границу – 94%. И только 6% отдыхающих приобрели туры на курорты России. Самым популярным местом отдыха стал Адлер – сюда куплены 54% туров. Самым дорогим – Анапа, средний чек на туры по этому направлению составил 70 тыс. рублей. Об этом свидетельствуют данные онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, собранные на основе сводного анализа результатов продаж турпакетов от ведущих российских туроператоров.


В прошлом году интерес к Адлеру у российских туристов был значительно ниже, а вот в Красную Поляну приобретали туры чаще. Предпочтения по российским курортам у организованных туристов в 2018 году: Адлер – 38%, Красная Поляна – 15%, Алушта – 8%, Сочи – 6%, Николаевка, Анапа и Евпатория – по 4%, Саки – 3%, Лазаревское, Ялта, Судак и Черноморское – по 2%, Феодосия, Севастополь, Оленевка, Лоо и Хоста по 1%.

В текущем летнем сезоне средний чек туров на российские курорты снизился по сравнению с прошлым годом – с 42 тыс. рублей до 39 тыс. рублей в среднем. В пятерку самых дорогих курортов вошли Анапа (средний чек 70 тыс. рублей), Евпатория (68 тыс.), Ялта (63 тыс.), Песчаное (53 тыс.) и Саки (48 тыс.). Самыми дешевыми курортами оказались Симеиз и Красная Поляна (по 24 тыс. рублей).

По сравнению с прошлым годом пятерка самых популярных курортов подешевела. Средний чек туров в Адлер составил 33 тыс. рублей (40 тыс. рублей прошлым летом), поездка в Красную Поляну в среднем стоит 24 тыс. рублей (26 тыс. рублей годом ранее), в Алушту – 41 тыс. рублей (50 тыс. рублей в прошлом году), в Сочи – 41 тыс. рублей (43 тыс. рублей год назад). Ялта подешевела до 63 тыс. рублей, год назад средний чек достигал 73 тыс. рублей.

Особенности туристической инфраструктуры России сказываются на вариантах размещения, которые предпочитают туристы. Почти половина туров на лето была реализована в отели 3* – 47% (год назад этот показатель составлял 32%). Почти треть туров предполагает размещение в пансионатах или гостевых домах – 30% (год назад – 34%). Апартаменты выбрали 9% отдыхающих (16% годом ранее). Отели уровня 4* предпочли 7% туристов (год назад показатель был аналогичным – 7%). Отели 2* забронировали 5% отдыхающих (9% годом ранее). В отелях 1* остановится 1% туристов (1,5% годом ранее). И также 1% забронировал отдых в отелях 5* (год назад этот показатель составлял 0,5%).

Российские туристы, вылетающие на отдых за границу, предпочитают покупать туры с системой «все включено». При этом на курортах внутри страны такой тип питания не пользуется популярностью. Значительная часть отдыхающих приобретают туры с завтраками – 39% (годом ранее этот показатель составлял 41%). Размещение без питания предпочитают 34% отдыхающих (год назад – 33%). Трехразовое питание выбрали 13% туристов (12% год назад). Завтраки и ужины предпочли 9% отдыхающих (год назад – 10%). И систему «все включено» выбрали лишь 5% туристов (прошлым летом – 4%).

Большинство туристов летят на отдых парами – 59%. На втором месте одиночные туристы – 15%. Семьи из двух родителей с ребенком забронировали 9% туров. Доля туров для одного взрослого с одним ребенком составляет 7%. Большие компании без детей купили 6% туров. Семьи из двух родителей с двумя и более детьми приобрели 3% туров. Большие компании с детьми забронировали 1% туров.

«Не исключено, что в разгар сезона средний чек еще поднимется до прошлогодних значений, но этого может и не произойти. В прошлом году на цены влиял Чемпионат мира, когда отельеры пытались выжать максимум из этого спортивного события, – прокомментировал генеральный директор Travelata.ru Алексей Зарецкий. – Сейчас мы видим тенденцию, согласно которой россияне предпочитают ехать за границу. Туристы перенасытились Россией, и, чтобы продать туры, туроператорам приходится идти на уступки и предлагать привлекательные цены. Высокий средний чек Анапы можно объяснить тем, что в этот регион едут семьи с детьми, поэтому туры приобретают сразу на несколько человек».

Больше половины путешествующих поездом россиян никогда не заходили в вагон-ресторан

Сервис путешествий Туту.ру изучил вкусовые предпочтения пассажиров поездов. Путешественники рассказали, чем они любят питаться в дороге. В опросе приняли участие 3,5 тысячи человек.

Как только поезд трогается, большинство пассажиров садится за стол. Самыми популярными продуктами оказались жареная курочка, вареные яйца, овощи по сезону, копченая колбаса. Так обедают, ужинают или завтракают в дороге 39% опрошенных.

Четверть респондентов – приверженцы здорового питания и не изменяют своим принципам даже в поезде. У них на столе только правильная пища – нет жареного, острого, соленого, копченого.

Каждый пятый (18%) берет с собой быстрорастворимую лапшу или пюре в пластиковых баночках. По 6% выбрали такие варианты ответов: «ничего не беру с собой из еды и питаюсь в вагоне-ресторане», «покупаю горячие готовые блюда у бабушек на перронах» и «покупаю снэки в киосках на перроне или в автоматах».

Кстати, февральский опрос Туту.ру показал, что больше половины путешественников (55%) никогда не заходили в вагон-ресторан. Завсегдатаями их оказались всего 6% опрошенных – они заходят в вагон-ресторан каждый раз, когда едут куда-то. Почти треть респондентов (27%) заходили в ресторан на колесах пару раз. При этом 9% идут туда, когда путешествуют без своей еды, а 3% – когда им хочется общения и компании.

В комментариях путешественники делились опытом и впечатлениями после посещения вагона-ресторана. Самые распространенные жалобы такие – не всегда вкусная еда и «заоблачные цены» как на еду, так и на выпивку. Были и защитники, которые писали, что цены вполне сравнимы с ценами в московских кафе, но «в основном там вкусненько и все-таки горячее, а не бутики с чаем и/или бичпакет». Еще из плюсов – возможность скоротать вечер («в вагоне-ресторане приятнее посидеть, чем в плацкарте/купе, где кто-то уже храпит»).

Перелеты по России доступнее, чем в остальных регионах мира

Стоимость авиаперелетов по России ниже, чем в остальных регионах мира. Средний чек на авиаперелеты c багажом туда-обратно по внутрироссийским направлениям в январе-мае 2019 года составил 8 461 рублей – это самый низкий результат по сравнению с остальными регионами мира. Данный вывод следует из аналитики продаж авиабилетов в первые пять месяцев 2019 года российского интернет-сервиса для путешественников Biletix.

Для Ближнего Востока и Средней Азии этот показатель составил 9 319 рублей, для Юго-Восточной Азии, Индии и Китая – 10 893 рублей, для стран ЕС – 11 474 рублей, в Южной Америке – 14 047 рублей, в Северной Америке – 15 144 рублей, в Африке – 17 013 рублей. Для корректного формирования рейтинга во всех регионах рассматривались багажные тарифы авиабилетов с перелетом в обе стороны.


Изменение среднего чека на авиабилеты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в разных частях света происходит не равномерно. В России, странах Северной Америки и в Африке средний чек на авиабилеты вырос в цене, а в ЕС, странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Средней Азии, напротив, снизился. Лидером рейтинга по росту стоимости авиабилетов стали страны Северной Америки (США и Канада) – средний чек в данном регионе вырос на 9%.


Лидером по снижению стоимости перелетов стали страны Ближнего Востока и Средней Азии – средний чек на багажный авиабилет туда-обратно, забронированный в Biletix в январе-мае 2019 года, снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Пассажиропоток на международных рейсах в Домодедово упал с начала года на 10,4%

Домодедово четвертый месяц подряд с начала года демонстрирует падение пассажиропотока – за январь-апрель почти на 7%, до 7,56 млн человек. Эксперты связывают тенденцию с конкуренцией со стороны соседнего Внуково, который предлагает более привлекательные ставки для авиакомпаний, а также с консервативной политикой S7, базового перевозчика Домодедово, по наращиванию пассажиропотока.

Падение произошло за счет снижения числа пассажиров на международных рейсах на 10,4%, до 858 тыс. человек. Динамику сгладил рост перевозок на внутренних линиях на 5%, до 1,26 млн пассажиров.

Домодедово остается единственным аэропортом Московского авиаузла, демонстрирующим негативную динамику на фоне роста пассажиропотока в России. По итогам 2018 года пассажиропоток Домодедово снизился на 4,1%, до 29,4 млн человек, тогда как трафик Шереметьево вырос на 14,4%, до 45,35 млн человек, а Внуково – на 18,4%, до 21,48 млн человек.

Ряд участников рынка утверждают, что особенно ухудшается привлекательность Домодедово для одной из наиболее доходной категории путешественников – отправляющихся в деловые поездки. В компании «Аэроклуб», специализирующейся на деловом туризме, отмечают сокращение за последние пять лет доли перелетов в Москву через Домодедово с 32% до 22%. При этом летающих через Шереметьево стало на 10% больше. Впрочем, в компании UTS говорят о сохранении доли Домодедово в 25% среди московских аэропортов. По их данным, число летающих через него клиентов в мае 2018 года-апреле 2019 года выросло на 14% за счет усиления корпоративных программ S7.

Домодедово, некогда крупнейший аэропорт в России, утратил позиции лидера в 2015 году. Обвал курса рубля тогда привел к общему сокращению международных рейсов, в том числе иностранными авиакомпаниями, из-за снижения выездного потока.

На фоне падения перевозок «Трансаэро» (работала с Домодедово и Внуково) и S7 количество рейсов наращивал «Аэрофлот», выводя свой базовый аэропорт Шереметьево на первое место в России. В 2017 году обанкротилась «ВИМ-Авиа», также базировавшаяся в Домодедово.

На 2018 год пришлось прекращение работы «Саратовских авиалиний», во Внуково ушли «Руслайн», Azur, Uzbekistan Airways. На рынке связывают эти переходы с более привлекательными тарифами на аэропортовые услуги.

Вскоре Домодедово лишится еще одного международного перевозчика – Vietnam Airlines. Перевод рейсов этой авиакомпании в аэропорт Шереметьево запланирован на 2 июля нынешнего года без перебоев в расписании. Vietnam Airlines будет по-прежнему предлагать три рейса в неделю по маршруту Москва – Ханой на суперсовременных Boeing 787-9 Dreamliner. Vietnam Airlines осуществляет прямые рейсы в РФ с 2004 года.

В Домодедово признают снижение пассажиропотока, но рассчитывают нивелировать отрицательные показатели по результатам мая-июня за счет упреждающего роста базовых перевозчиков.

Etihad Airways продлила до конца года программу «Бесплатная остановка в Абу-Даби»

Национальный авиаперевозчик ОАЭ Etihad Airways объявил о продлении программы «Бесплатная остановка в Абу-Даби» до конца года в связи с популярностью предложения.

Абу-Даби – идеальное направление для дополнительного двухдневного отдыха, которое понравится путешествующим в одиночку, парам или семьям с детьми. В рамках программы транзитные пассажиры Etihad Airways, которые осуществляют полет по любому из направлений маршрутной сети авиакомпании, смогут бесплатно остановиться на две ночи в одном из отелей, расположенных в разных частях города, включая как пятизвездочные Intercontinental Abu Dhabi и Dusit Thani Abu Dhabi, так и Courtyard by Marriott WTC, Crowne Plaza и Radisson Blu.

К тому же, предъявив посадочный талон Etihad Airways (Extraordinary Abu Dhabi Pass), гости Абу-Даби могут воспользоваться скидками при посещении экскурсий, ресторанов, кафе, спа-салонов, пляжей и магазинов города

Бронирование бесплатной остановки в Абу-Даби доступно на сайте etihad.com или у туристического агента до 1 декабря. Полет необходимо совершить до 31 декабря 2019 года.

«Мультитур»: санаторий «Знание» поможет отдохнуть и восстановить здоровье

Компания «Мультитур» предлагает к размещению санаторий «Знание» 3*. Он расположен в Курортном городке Адлера, на территории вечнозеленого дендропарка, в 10 км от Олимпийского парка и в 22 км от центра Сочи.

Уникальные природные факторы делают санаторий полноценной климато-грязевой бальнеологической здравницей. Высокий профессионализм, доброжелательность и забота персонала и высокий уровень сервиса помогут восстановить здоровье.

К услугам отдыхающих: медицинский центр, spa-услуги (косметология, кедровая бочка, все виды массажей, обертывания, а также различные программы, направленные на оздоровление и корректировку фигуры), бювет с минеральной водой, летний бар и лобби-бар, салон красоты, конференц-зал (до 200 человек), библиотека (до 20 человек), переговорная комната (на 6 человек), обеденный зал (до 400 человек), сауна (финская парная c бассейном на 6 и 8 человек). Круглогодичная анимация для взрослых и детей – концерты, мероприятия, пенные вечеринки, конкурсы.


«Мультитур»: 8 (499) 301-60-00, operator@multitour.ru, www.multitour.ru