Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 29.03.2004

Национальные представители против отмены лицензирования турбизнеса

В адрес президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько поступило письмо от аккредитованных в Москве представителей национальных туристических организаций - членов неформальной корпоративной ассоциации АНТОР (Association of National Tourist Offices Representation), в котором выражена озабоченность в связи с предполагаемой отменой лицензирования туристических фирм в России.

«Мы отмечаем, что за последние годы туристический рынок России стал заметно стабильнее и профессиональнее, - говорится в обращении. - В значительной степени это связано с мерами по контролю и регулированию туристической деятельности, в частности, лицензированию туристических компаний. Туристическая деятельность является высокооборотным бизнесом, и это, безусловно, не может не привлекать внимания к ней со стороны сомнительных дельцов и даже криминальных элементов. К сожалению, российский рынок в целом и туристический в частности еще не достигли необходимого уровня саморегулирования, поэтому, по нашему мнению, отмена любой формы государственного регулирования и контроля могут привести вновь к появлению недобросовестных компаний и фирм-однодневок. Это негативно скажется не только на качестве обслуживания туристов, но на их доверии к туристическому рынку, а также будет иметь серьезные негативные последствия для туристических компаний представляемых нами стран. В прошлом деятельность недобросовестных дельцов от туризма на российском рынке уже оборачивалась значительными финансовыми потерями и убытками для принимающих компаний многих стран. В результате пострадавшие фирмы либо не могли продолжать свою деятельность и были разорены, либо уходили с российского рынка, что негативно сказывалось на имидже России.

В связи с вышеизложенным национальные туристические представительства, аккредитованные в России, просят Вас и в Вашем лице Российский союз туриндустрии довести нашу озабоченность предполагаемой отменой лицензирования турфирм до соответствующих государственных организаций, от которых зависит принятие необходимого решения».

АНТОР существует в России с 1999 года, первым его руководителем был представитель Венгрии Барнабаш Лакатош. Сегодня это открытый клуб, объединяющий 18 самых активных руководителей туристических офисов разных стран. Возглавляет российский АНТОР глава представительства Мальтийского управления по туризму Энтони Каруана.

Редакцию RATA-news попросила Сергея Шпилько прокомментировать обращение членов АНТОР. Вот что он сказал:

- Российский союз туриндустрии полностью разделяет мнение наших коллег из национальных представительств. Во-первых, потому что, в большинстве своем, это профессионалы высокого класса. Достаточно посмотреть на то, как эффективно продвигают свой турпродукт на российском рынке офисы Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дубая, Египта, Мальты, Турции, Чехии, Южной Кореи, как действуют Maison de la France, ЭНИТ или недавно открывшееся представительство Польши. Люди знают, что делают, и если такое обращение возникло, то для этого, безусловно, есть основания.

РСТ и сам в свое время обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой сохранить институт лицензирования турбизнеса, обосновав это мнение и с точки зрения предпринимательских и потребительских рисков, и в плане многочисленных примеров опыта зарубежных стран, в том числе рыночно и туристически гораздо более развитых, чем Россия. Кстати, в том же письме мы просили ликвидировать лицензирование продажи авиабилетов и очень признательны, что, по крайней мере, в этой части власти нас услышали.

Конечно, мы сторонники административной реформы - в той степени, в которой она может обеспечить свободу предпринимательской деятельности, в частности, в сфере туризма, в том числе, на основе развития механизмов саморегулирования. И дело не в слове «лицензирование» применительно к государственному регулированию туристической деятельности, а в том, что нельзя разрушать действующий механизм, не создав нового.

Мы уже стали свидетелями бесконечной перетасовки организационных схем управления отрасли. Туризм на федеральном уровне то объединялся с культурой, то выделялся в отдельный орган управления, то подчинялся спорту, то переходил в Минэкономразвития, теперь опять возвращен в спортивное ведомство. А вслед за этим тасовалась и вся созданная за эти годы вертикаль региональных органов управления туризмом, вклад которых в развитие отрасли на самом деле трудно переоценить. И сейчас мы сталкиваемся с аналогичным подходом к самим методам госрегулирования. Поэтому если страна действительно хочет получать доходы от туризма, адекватные своим возможностям, потенциалу культурного и природного наследия, то пора, наконец, выработать стратегически последовательную систему регулирования предпринимательской деятельности в этой сфере и строго придерживаться этого курса.

Что же касается обращения АНТОР, то РСТ, безусловно, доведет его до органов исполнительной и представительной власти, равно как и до наших коллег из общероссийских предпринимательских союзов – ТПП, РСПП и ОПОРА. Но главное, чтобы теперь, на новом витке административной реформы, идет ли речь о лицензировании, аккредитации или других формах легитимизации турбизнеса в глазах предпринимательского сообщества и потребителей, туризм не стал бы в очередной раз щепкой, которые летят, когда рубят лес по политическим соображениям.

50 турфирм России, которые согласились войти в число крупнейших

Несмотря на то, что нестабильность в мире вынудила россиян в прошлом году снизить свою туристическую активность, отечественный туррынок в 2003 году продемонстрировал хороший рост. Об этом свидетельствуют данные второго ежегодного рейтинга крупнейших российских турфирм, который совместно подготовили газеты «Коммерсантъ» и "Туринфо". Компании, входящие в первую десятку, увеличили свои обороты на 30%. Суммарный же оборот 20 крупнейших турфирм приблизился к $1 млрд.

В этом году методика составления рейтинга претерпела заметные изменения. В прошлый раз инициаторы проекта не ставили перед собой целью получить полностью достоверную информацию о финансовых показателях работы отечественных турфирм, а просто хотели, чтобы российские турбизнесмены впервые опубликовали финансовые показатели своей работы. Поэтому компаниям было предложено заполнить анкеты, включающие вопросы о годовом финансовом обороте компании и количестве отправленных ею туристов. Что они и сделали. Теперь же было решено повысить степень достоверности данных, получаемых от турбизнесменов. Поэтому для участия в рейтинге "Крупнейшие турфирмы России`2003" было уже недостаточно просто заполнить анкету. В этом году анкеты принимались только заверенные печатью и подписью главы турфирмы. Кроме того, в графу "финансовый оборот" не включались обороты от собственного гостиничного бизнеса. Это было сделано для того, чтобы исключить из рейтинга "гостиничные" турфирмы: многие региональные отели имеют дочерние компании, которые занимаются исключительно обслуживанием постояльцев. Наконец, в анкету добавился вопрос о том, владеет ли компания какой-либо собственностью.

Значительно расширилась и выборка компаний. В прошлом году в процессе подготовки рейтинга было опрошено 198 крупнейших российских туроператорских компаний в Москве и регионах России. В этот раз анкеты были разосланы 500 туроператорам. В столице для участия в рейтинге отбирались компании, активно рекламирующиеся в профессиональной и массовой прессе. Использовались и существующие рейтинги туроператорских фирм. Выборка по региональным компаниям была подготовлена следующим образом. Из 89 регионов России было взято 18 таких, где работают 50 и более турфирм. В каждом выбранном регионе в результате опроса местной туристической администрации и руководителей турфирм были выявлены лидеры рынка, которым и разослали анкеты. В результате по сравнению с прошлым годом количество турфирм, принявших участие в составлении рейтинга, увеличилось на треть: в прошлом году заполненные анкеты прислали 53 компании, в этом - 78.

В прошлом году война в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии нанесли международному турбизнесу не меньший урон, чем международный терроризм. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), в 2003 году количество международных туристических прибытий упало на 1,2%. Столь же существенное снижение наблюдалось два года назад, после терактов 11 сентября. Туристический кризис дал знать о себе и в России. Итоги 2003 года, подведенные Госкомстатом, свидетельствуют, что число россиян, выезжающих за границу с туристическими целями, серьезно сократилось: в 2002 году рост составил 20,4%, а в 2003-м - всего 12,6%. Тем не менее, обороты российских туркомпаний, принявших участие в рейтинге, заметно выросли. В частности, совокупный оборот первой десятки туроператоров увеличился на 29,8% - с прошлогодних $600,2 млн. до $779,1 млн. Первая же двадцатка отечественных турфирм вплотную приблизилась к миллиардной отметке - $982,3 млн.

Заметно изменился и состав первой десятки. Хотя первое место по-прежнему занимает компания "Инна-тур", чей оборот увеличился с $120 млн. до $133 млн., 100-миллионный рубеж перешагнула еще одна фирма - "ТЕЗ тур". В прошлогоднем рейтинге она также занимала второе место, однако ее отрыв от "Инны" был гораздо более значительным: в 2002 году оборот компании "ТЕЗ тур" составил $67,5 млн., в 2003-м он достиг $125,7 млн.

После публикации предыдущего рейтинга многие участники туррынка заявили, что компанию "Инна-тур" нельзя называть крупнейшей российской турфирмой. Сделать это, по их мнению, не позволяет соотношение туристического и билетного бизнеса: большая часть оборота "Инны" приходится на долю продажи авиабилетов. Инициаторы проекта не отрицают, что "Инну-тур" действительно нельзя назвать турфирмой в прямом смысле этого слова: в течение ряда лет она остается крупнейшим агентом "Аэрофлота", в частности, в прошлом году на ее долю пришлось порядка 6% всех коммерческих продаж билетов авиаперевозчика. Однако ни для кого не секрет, что билетный бизнес налажен практически у каждой туркомпании. Поэтому, как и в прошлый раз, составители рейтинга не стали требовать, чтобы "Инна-тур" и другие участники туррынка, продающие авиабилеты, исключили из своего оборота этот вид доходов.

В 2003 году многие участники рейтинга продемонстрировали рост объемов на 50 и более процентов. Например, турфирма "Нева", переместившаяся с шестой строчки на третью, увеличила свой финансовый оборот с $55 млн. до $95 млн., а компания "Академсервис", поднявшаяся с десятого на девятое место, - с $30 млн. до $45 млн. На таком фоне 25-процентное увеличение объемов "Интуриста" - с $64,03 млн. до $80 млн. - смогло обеспечить ветерану отечественного туррынка лишь пятое место. Между тем в прошлом году компания занимала третью строчку.

Интересно, что по сравнению с москвичами компании из регионов России в этом году проявили гораздо большую активность при подготовке рейтинга. Заполненные анкеты прислали больше половины фирм - 54 из 100 компаний, которым они были разосланы. Столичные же бизнесмены, напротив, не стали афишировать размеры своего бизнеса. Хотя количество опрошенных по Москве компаний увеличилось в 4 раза - со 114 до 400, число ответивших фирм почти не изменилось: всего 24 заполненные анкеты вместо 21. Нельзя не отметить, что два туроператора, которые по итогам 2002 года вошли в первую десятку - "ВКО-групп" и "КМП-групп" - итоги своей деятельности за 2003 года предпочли не публиковать. В результате теперь в первую десятку крупнейших российских турфирм вошли сразу три региональные компании. Помимо питерской "Невы", которая была среди лидеров еще в прошлом году, это «Приморское агентство авиационных компаний» из Владивостока. Компания не участвовала в прошлогоднем рейтинге, однако сходу заняла шестую строчку, показав оборот в $64,87 млн. На десятом месте екатеринбургская компания "Джаз Трэвел" с $32 млн. В прошлом году она заявляла оборот в $21,28 млн., занимая 12 строчку. Всего же в топ-50 крупнейших российских турфирм вошли 29 компаний из регионов России.

Очевидно, что эта картина была бы другой, если бы участвовать в рейтинге согласились московские туроператоры средней руки. К сожалению, большая часть этих компаний пока предпочитает оставаться непрозрачными. Их руководство продолжает категорически отказываться от публикации любой информации о своей работе, ссылаясь на коммерческую тайну. Тем не менее, представление о масштабах их бизнеса вполне дают туркомпании второй и третьей десятки нашего рейтинга, чей оборот составляет около $10-20 млн.

Отдельно надо сказать о турецких операторах, которые сегодня практически полностью контролируют отправку россиян на курорты Турции. По данным турецких властей, в прошлом году количество наших туристов, отдыхавших в этой стране, превысило 1 млн. человек. Кроме того, турки в последние годы активно ведут себя и на других направлениях, например, на египетском. Масштабы бизнеса этих операторов, по оценкам участников туррынка, достаточно велики. Например, они считают, что одна из крупнейших турецких компаний - "Пегас туристик" - по количеству обслуженных туристов не отстает от "ТЕЗ тура". Объемы другого крупного турецкого оператора - "Мостравел" - оцениваются примерно в 100 тыс. туристов, компания имеет около $35 млн. годового оборота. Однако многие турки тоже пока предпочитают скрываться и не публиковать данные о своем бизнесе.

Полное юридическое название компании

Финансовый оборот за 2003 год, исключая доходы от

собственного гостиничного бизнеса (млн долл США)

Количество

обслуженных туристов

(тыс. чел.)

Прием

Отправка

Внутр. туризм Продажа а//билетов Город Собственность

1.ООО "Компания Инна Тур"

133,000000

527 000

нет

да

да да Москва не указано

2. Группа компаний TEZ TOUR

125,700000

297 300

нет

да

нет нет Москва офисы

3ЗАО "Фирма Нева"

95,000000

185 653

да

да

да нет С-Петербург 4 офиса, 21 автобус, 11 авт.

ООО "Натали Турс"

90,000000

120 000

да

да

нет нет Москва не указано

ОАО ВАО "Интурист"

80,000000

395 525

да

да

да да Москва не указано

ОАО "Приморское Агентство Авиационных компаний"

64,870000

230 700

да

да

да да Владивосток 61 офис

Холдинг Pac Group

57,600000

68 000

да

да

да да Москва 2 офисных здания

ЗАО "Ланта-тур вояж"

56,000000

45 000

да

да

да да Москва не указано

ООО "Академсервис"

45,000000

230 000

да

нет

нет нет Москва Микроавтобусы, автомобили

ООО "Джаз Трэвел" JAZZ TRAVEL

32,006000

63 385

нет

да

нет да Екатеринбург Недвижимость

Группа компаний "Ривьера"

31,000000

50 000

да

да

да да С-Петербург офисы, транспорт

ОАО "Туральянс Холдинг"

31,000000

54 000

нет

да

да да Москва не указано

ООО "Волга-Флот-Тур"

27,000000

47 130

да

нет

да нет Нижний Новгород Транспортные средства - 5 единиц

ООО "Супер Нова"

21,000000

26 500

нет

да

нет да Москва не указано

ООО "Туристическая фирма "Фонд Мира"

20,500000

48 000

да

да

да да Екатеринбург не указано

ООО "Библио-Глобус Трэвэл"

18,000000

27 000

нет

да

нет нет Москва 2 офиса

ООО "Самараинтур"

16,500000

56 000

да

да

да да Самара офис, причал, 2 автобуса, 2 машины

ООО "Экспресс Лайн трэвел"

14,500000

18 500

да

да

да да Москва не указано

ООО "СТАР Травел"

11,900000

34 500

да

да

нет да Москва не указано

ЗАО "Мондо Турс"

11,750000

24 400

нет

да

нет да Москва офис

Группа компаний "ДСБВ-Турс"

11,500000

16 000

нет

да

нет нет Москва не указано

ОАО "Совет по туризму и экскурсиям СПб"

10,700000

150 900

да

да

да да С-Петербург офисы, здания, транспорт, гостиницы, турбазы, 2 спорткомплекса

ООО "Бриз Круиз"

8,900000

2 800

нет

да

нет нет Москва не указано

ООО Туристическая фирма "Дальинтурист"

8,286666

16 900

да

да

да нет Владивосток транспорт, офис

ЗАО "ВСК-Тур"

8,195000

7 320

да

да

да да Москва транспорт

Группа компаний "Роза ветров"

8,000000

20 000

нет

да

да нет Москва транспорт

ООО "Ванд Интернешнл тур"

6,600000

11 000

нет

да

да да Москва офис

ООО Авиационная транспортная компания "Фрегат-Аэро"

6,269371

19 000

да

да

да да Владивосток Автобус

ООО "Тари Тур"

6,000000

27 000

да

нет

нет нет Москва 4 автобуса

ЗАО "Интурист-Владивосток"

5,790000

38 116

да

да

нет да Владивосток авто

Группа компаний "ИнтАэр"*(данные за 6 месяцев)

5,495909

23 220

нет

да

нет да Москва не указано

ООО "РОССИНА"

5,438835

3 065

нет

да

да да Иркутск 2 офиса

Группа компаний "Дюла"

4,900000

8 850

да

да

да да Красноярск не указано

ООО "Спутник-Гермес"

4,750000

14 900

нет

да

да нет Самара автомашина

"Форсаж плюс"

4,740000

11 300

да

да

да да Екатеринбург не указано

ООО "Фирма Международного Туризма "Валида"

4,440000

18 798

нет

да

да да Пермь офис, автомобиль

ООО "Балт МА"

4,210000

4 800

да

да

нет да Калининград офис

ООО Бюро туризма "Спутник-РМК"

4,000000

24 800

да

да

да нет Пермь 3 офиса, транспорт

ООО "Гермес-Тур"

3,900000

6 000

нет

да

нет да Самара офис

ОАО "ПЕРМТУРИСТ" (Бюро туризма и экскурсий)

3,774500

44 100

да

да

да нет Пермь гостиница, офис, 2 автобуса, легковые автомобили

ООО Челябинское Бюро Международного Туризма "Спутник"

3,700000

20 000

да

да

да да Челябинск офис, автобус, 2 легковых автомобиля

ООО "ФрансТурс+"

3,568758

24 870

нет

да

нет да Москва не указано

Группа компаний "Акрис"

3,400000

7 900

да

да

да нет Новосибирск не указано

ООО "West travel"

3,264000

6 600

нет

да

да да Челябинск офис

ООО Туристическая компания "Мир"

3,223700

23 000

да

нет

да нет С-Петербург офис, транспорт

ЗАО "Ital Travel"

3,000000

3 000

да

да

нет да Москва офис

ЗАО "Кубаньтурист"

3,000000

26 000

да

да

да да Краснодар 12 зданий, 20 автобусов

РОЗАО "Ростовтурист"

2,700000

64 900

да

да

да нет Ростов-на-Дону 2 гостиницы, 4 турбазы, 3 офиса, 18 единиц автотранспорта

ЗАО "Байкал-Отель"

2,562000

73 500

да

да

да да Иркутск 2 гостиничных комплекса, автопарк из 14 машин, корабли, 4 ресторана, 5 баров

ООО "Гларус-Турс"

2,515000

2 450

нет

да

нет нет Новосибирск не указано

Mitt-2004: впервые единым стендом

Впервые на выставке Mitt -2004 Приморский край был представлен единым стендом площадью 28 кв.м., на котором работали представители Комитета по туризму и 11 ведущих туроператоров края. Как рассказал корреспонденту RATA-news председатель Комитета по туризму Приморского края Сергей Пысин, для участия в выставке в Москву приехало свыше 40 человек, это самая большая российская делегация, которая была отмечена организаторами Mitt.

Специально к выставке Комитетом по туризму были подготовлены два новых каталога на русском и английском языках: «Экологический туризм в Приморье. Ресурсы и маршруты» и «Культурно-историческое наследие и познавательный туризм в Приморском крае». Как отметил г-н Пысин, интерес к Приморскому краю среди посетителей выставки был очевиден, гости постоянно подходили к стенду за информацией. По словам г-на Пысина, основная задача, которую ставили перед собой приморские участники, - наладить деловые отношения с российскими и региональными партнерами. В ходе выставки компании подписали ряд важных контрактов.

В Приморье более 200 различных баз отдыха, включая санатории и пансионаты. Каждый год в крае проводятся мероприятия по улучшению инфраструктуры. В декабре 2003 года с губернатором был подписан стратегический план развития Приморья, который называется «Тихоокеанская Россия». В рамках этого плана готовится программа, которая включает развитие туристической инфраструктуры края, строительство и ремонт дорог, привлечение российских и зарубежных инвесторов и т.д. В начале апреля 2004 года программа будет представлена руководству Приморского края.

По мнению туроператоров Владивостока, участие в выставке единым стендом намного эффективней разрозненных экспозиций. Благодаря помощи и поддержке краевой администрации у приморских компаний появилось больше возможностей привлечь внимание к турпродукту Приморского края.

«Дюла» не может без Енисея

Красноярская компания «Дюла-Сибирь» заключила соглашение с Енисейским речным пароходством о фрахте на 60 дней в течение летней навигации теплохода «Александр Матросов» (проект 588).

На прошедшую в Москве выставку Mitt-2004 турфирма привезла предварительные программы круизов по Енисею. Как рассказал корреспонденту RATA-news президент группы компаний «Дюла» Владимир Демидов, всего в июле и августе теплоход совершит 2 длинных рейса по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск, 2 коротких – Красноярск – Енисейск – Красноярск. Кроме того, запланированы маршруты выходного дня. Стоимость круизов пока не определена.

По комфортабельности «Матросов» уступает теплоходу «Антон Чехов», который в течение двух предыдущих навигаций возил по Енисею туристов «Дюлы». На «Матросове» только три каюты класса люкс, все остальные – без удобств. Тем не менее, на сегодняшний день это лучший из кораблей, которые ходят по Енисею, поскольку «Чехова» его владелец – комбинат «Норникель» - продал на Волгу. «Конечно, очень жаль, что Енисей остался без «Антона Чехова», - говорит Владимир Демидов. – За два года этот продукт неплохо раскрутился, и с января нынешнего года мы получаем в среднем по пять заявок на енисейский круиз – и от московских фирм, и от зарубежных, в частности, немецких операторов. Сейчас наша задача сохранить интерес к Енисею, то есть сделать путешествие пусть на другом корабле, но не менее насыщенным и ярким».

Кроме того, «Дюла» готовит к летнему сезону и арендованный фирмой корпус санатория «Шира», расположенного на одноименном соленом озере в Хакасии. Там проведен очередной косметический ремонт, переделаны номера класса «люкс», оборудован тренажерный зал, обновлена баня.

Напомним, что в прошлом году «Дюла» взяла в аренду на 5 лет жилой корпус на 100 мест на курорте Шира, провела косметический ремонт всех внутренний помещений здания, поставила новую сантехнику, полностью заменила оборудование номеров вплоть до штор и постельных принадлежностей.

«Российский маршрут» в исполнении журналистов

Московский Туристический пресс-клуб совместно с Межрегиональным фондом устойчивого развития туризма, при поддержке Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ и Приволжской Лиги журналистов проводят в течение 2004 года творческий конкурс Российский маршрут» среди журналистов региональных, специализированных и центральных СМИ.

Это конкурс на лучшую творческую работу о российский глубинке, раскрывающую красоту, своеобразие и туристическую привлекательность региона или отдельного уголка нашей страны. Принимаются как опубликованные, так и неопубликованные авторские материалы (статьи, очерки, фотографии), созданные не ранее 1 января 2003 года.

Первый этап конкурса финиширует 10 апреля 2004 года, до этого времени оргкомитет принимает работы, в первую очередь, от журналистов региональных СМИ. Финальная часть первого этапа и церемония награждения состоится 14 апреля 2004 года в московском «Президент-отеле». Победителей, которых определит авторитетное жюри, ожидают разнообразные ценные призы, в том числе туристические путевки за рубеж. Одновременно стартует второй этап конкурса, который продлится до середины ноября 2004 года.

Преимущество будут иметь материалы, соединяющие в себе описание наиболее привлекательных мест и краткое практическое руководство для российских туристов (как лучше добраться, где остановиться и т.д.) и зарубежных гостей. Главная цель конкурса «Российский маршрут» – содействие популяризации внутреннего и въездного туризма. Организаторы конкурса оставляют за собой право опубликования лучших работ в имиджевых целях.

Подробности: телефон (095) 363-09-59, e-mail: pressclub@presslab.ru