РАТА-новости от 29.03.2004
Национальные представители против отмены лицензирования турбизнеса
В адрес президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько поступило письмо от аккредитованных в Москве представителей национальных туристических организаций - членов неформальной корпоративной ассоциации АНТОР (Association of National Tourist Offices Representation), в котором выражена озабоченность в связи с предполагаемой отменой лицензирования туристических фирм в России.
«Мы отмечаем, что за последние годы туристический рынок России стал заметно стабильнее и профессиональнее, - говорится в обращении. - В значительной степени это связано с мерами по контролю и регулированию туристической деятельности, в частности, лицензированию туристических компаний. Туристическая деятельность является высокооборотным бизнесом, и это, безусловно, не может не привлекать внимания к ней со стороны сомнительных дельцов и даже криминальных элементов. К сожалению, российский рынок в целом и туристический в частности еще не достигли необходимого уровня саморегулирования, поэтому, по нашему мнению, отмена любой формы государственного регулирования и контроля могут привести вновь к появлению недобросовестных компаний и фирм-однодневок. Это негативно скажется не только на качестве обслуживания туристов, но на их доверии к туристическому рынку, а также будет иметь серьезные негативные последствия для туристических компаний представляемых нами стран. В прошлом деятельность недобросовестных дельцов от туризма на российском рынке уже оборачивалась значительными финансовыми потерями и убытками для принимающих компаний многих стран. В результате пострадавшие фирмы либо не могли продолжать свою деятельность и были разорены, либо уходили с российского рынка, что негативно сказывалось на имидже России.
В связи с вышеизложенным национальные туристические представительства, аккредитованные в России, просят Вас и в Вашем лице Российский союз туриндустрии довести нашу озабоченность предполагаемой отменой лицензирования турфирм до соответствующих государственных организаций, от которых зависит принятие необходимого решения».
АНТОР существует в России с 1999 года, первым его руководителем был представитель Венгрии Барнабаш Лакатош. Сегодня это открытый клуб, объединяющий 18 самых активных руководителей туристических офисов разных стран. Возглавляет российский АНТОР глава представительства Мальтийского управления по туризму Энтони Каруана.
Редакцию RATA-news попросила Сергея Шпилько прокомментировать обращение членов АНТОР. Вот что он сказал:
- Российский союз туриндустрии полностью разделяет мнение наших коллег из национальных представительств. Во-первых, потому что, в большинстве своем, это профессионалы высокого класса. Достаточно посмотреть на то, как эффективно продвигают свой турпродукт на российском рынке офисы Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дубая, Египта, Мальты, Турции, Чехии, Южной Кореи, как действуют Maison de la France, ЭНИТ или недавно открывшееся представительство Польши. Люди знают, что делают, и если такое обращение возникло, то для этого, безусловно, есть основания.
РСТ и сам в свое время обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой сохранить институт лицензирования турбизнеса, обосновав это мнение и с точки зрения предпринимательских и потребительских рисков, и в плане многочисленных примеров опыта зарубежных стран, в том числе рыночно и туристически гораздо более развитых, чем Россия. Кстати, в том же письме мы просили ликвидировать лицензирование продажи авиабилетов и очень признательны, что, по крайней мере, в этой части власти нас услышали.
Конечно, мы сторонники административной реформы - в той степени, в которой она может обеспечить свободу предпринимательской деятельности, в частности, в сфере туризма, в том числе, на основе развития механизмов саморегулирования. И дело не в слове «лицензирование» применительно к государственному регулированию туристической деятельности, а в том, что нельзя разрушать действующий механизм, не создав нового.
Мы уже стали свидетелями бесконечной перетасовки организационных схем управления отрасли. Туризм на федеральном уровне то объединялся с культурой, то выделялся в отдельный орган управления, то подчинялся спорту, то переходил в Минэкономразвития, теперь опять возвращен в спортивное ведомство. А вслед за этим тасовалась и вся созданная за эти годы вертикаль региональных органов управления туризмом, вклад которых в развитие отрасли на самом деле трудно переоценить. И сейчас мы сталкиваемся с аналогичным подходом к самим методам госрегулирования. Поэтому если страна действительно хочет получать доходы от туризма, адекватные своим возможностям, потенциалу культурного и природного наследия, то пора, наконец, выработать стратегически последовательную систему регулирования предпринимательской деятельности в этой сфере и строго придерживаться этого курса.
Что же касается обращения АНТОР, то РСТ, безусловно, доведет его до органов исполнительной и представительной власти, равно как и до наших коллег из общероссийских предпринимательских союзов – ТПП, РСПП и ОПОРА. Но главное, чтобы теперь, на новом витке административной реформы, идет ли речь о лицензировании, аккредитации или других формах легитимизации турбизнеса в глазах предпринимательского сообщества и потребителей, туризм не стал бы в очередной раз щепкой, которые летят, когда рубят лес по политическим соображениям.
50 турфирм России, которые согласились войти в число крупнейших
Несмотря на то, что нестабильность в мире вынудила россиян в прошлом году снизить свою туристическую активность, отечественный туррынок в 2003 году продемонстрировал хороший рост. Об этом свидетельствуют данные второго ежегодного рейтинга крупнейших российских турфирм, который совместно подготовили газеты «Коммерсантъ» и "Туринфо". Компании, входящие в первую десятку, увеличили свои обороты на 30%. Суммарный же оборот 20 крупнейших турфирм приблизился к $1 млрд.
В этом году методика составления рейтинга претерпела заметные изменения. В прошлый раз инициаторы проекта не ставили перед собой целью получить полностью достоверную информацию о финансовых показателях работы отечественных турфирм, а просто хотели, чтобы российские турбизнесмены впервые опубликовали финансовые показатели своей работы. Поэтому компаниям было предложено заполнить анкеты, включающие вопросы о годовом финансовом обороте компании и количестве отправленных ею туристов. Что они и сделали. Теперь же было решено повысить степень достоверности данных, получаемых от турбизнесменов. Поэтому для участия в рейтинге "Крупнейшие турфирмы России`2003" было уже недостаточно просто заполнить анкету. В этом году анкеты принимались только заверенные печатью и подписью главы турфирмы. Кроме того, в графу "финансовый оборот" не включались обороты от собственного гостиничного бизнеса. Это было сделано для того, чтобы исключить из рейтинга "гостиничные" турфирмы: многие региональные отели имеют дочерние компании, которые занимаются исключительно обслуживанием постояльцев. Наконец, в анкету добавился вопрос о том, владеет ли компания какой-либо собственностью.
Значительно расширилась и выборка компаний. В прошлом году в процессе подготовки рейтинга было опрошено 198 крупнейших российских туроператорских компаний в Москве и регионах России. В этот раз анкеты были разосланы 500 туроператорам. В столице для участия в рейтинге отбирались компании, активно рекламирующиеся в профессиональной и массовой прессе. Использовались и существующие рейтинги туроператорских фирм. Выборка по региональным компаниям была подготовлена следующим образом. Из 89 регионов России было взято 18 таких, где работают 50 и более турфирм. В каждом выбранном регионе в результате опроса местной туристической администрации и руководителей турфирм были выявлены лидеры рынка, которым и разослали анкеты. В результате по сравнению с прошлым годом количество турфирм, принявших участие в составлении рейтинга, увеличилось на треть: в прошлом году заполненные анкеты прислали 53 компании, в этом - 78.
В прошлом году война в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии нанесли международному турбизнесу не меньший урон, чем международный терроризм. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), в 2003 году количество международных туристических прибытий упало на 1,2%. Столь же существенное снижение наблюдалось два года назад, после терактов 11 сентября. Туристический кризис дал знать о себе и в России. Итоги 2003 года, подведенные Госкомстатом, свидетельствуют, что число россиян, выезжающих за границу с туристическими целями, серьезно сократилось: в 2002 году рост составил 20,4%, а в 2003-м - всего 12,6%. Тем не менее, обороты российских туркомпаний, принявших участие в рейтинге, заметно выросли. В частности, совокупный оборот первой десятки туроператоров увеличился на 29,8% - с прошлогодних $600,2 млн. до $779,1 млн. Первая же двадцатка отечественных турфирм вплотную приблизилась к миллиардной отметке - $982,3 млн.
Заметно изменился и состав первой десятки. Хотя первое место по-прежнему занимает компания "Инна-тур", чей оборот увеличился с $120 млн. до $133 млн., 100-миллионный рубеж перешагнула еще одна фирма - "ТЕЗ тур". В прошлогоднем рейтинге она также занимала второе место, однако ее отрыв от "Инны" был гораздо более значительным: в 2002 году оборот компании "ТЕЗ тур" составил $67,5 млн., в 2003-м он достиг $125,7 млн.
После публикации предыдущего рейтинга многие участники туррынка заявили, что компанию "Инна-тур" нельзя называть крупнейшей российской турфирмой. Сделать это, по их мнению, не позволяет соотношение туристического и билетного бизнеса: большая часть оборота "Инны" приходится на долю продажи авиабилетов. Инициаторы проекта не отрицают, что "Инну-тур" действительно нельзя назвать турфирмой в прямом смысле этого слова: в течение ряда лет она остается крупнейшим агентом "Аэрофлота", в частности, в прошлом году на ее долю пришлось порядка 6% всех коммерческих продаж билетов авиаперевозчика. Однако ни для кого не секрет, что билетный бизнес налажен практически у каждой туркомпании. Поэтому, как и в прошлый раз, составители рейтинга не стали требовать, чтобы "Инна-тур" и другие участники туррынка, продающие авиабилеты, исключили из своего оборота этот вид доходов.
В 2003 году многие участники рейтинга продемонстрировали рост объемов на 50 и более процентов. Например, турфирма "Нева", переместившаяся с шестой строчки на третью, увеличила свой финансовый оборот с $55 млн. до $95 млн., а компания "Академсервис", поднявшаяся с десятого на девятое место, - с $30 млн. до $45 млн. На таком фоне 25-процентное увеличение объемов "Интуриста" - с $64,03 млн. до $80 млн. - смогло обеспечить ветерану отечественного туррынка лишь пятое место. Между тем в прошлом году компания занимала третью строчку.
Интересно, что по сравнению с москвичами компании из регионов России в этом году проявили гораздо большую активность при подготовке рейтинга. Заполненные анкеты прислали больше половины фирм - 54 из 100 компаний, которым они были разосланы. Столичные же бизнесмены, напротив, не стали афишировать размеры своего бизнеса. Хотя количество опрошенных по Москве компаний увеличилось в 4 раза - со 114 до 400, число ответивших фирм почти не изменилось: всего 24 заполненные анкеты вместо 21. Нельзя не отметить, что два туроператора, которые по итогам 2002 года вошли в первую десятку - "ВКО-групп" и "КМП-групп" - итоги своей деятельности за 2003 года предпочли не публиковать. В результате теперь в первую десятку крупнейших российских турфирм вошли сразу три региональные компании. Помимо питерской "Невы", которая была среди лидеров еще в прошлом году, это «Приморское агентство авиационных компаний» из Владивостока. Компания не участвовала в прошлогоднем рейтинге, однако сходу заняла шестую строчку, показав оборот в $64,87 млн. На десятом месте екатеринбургская компания "Джаз Трэвел" с $32 млн. В прошлом году она заявляла оборот в $21,28 млн., занимая 12 строчку. Всего же в топ-50 крупнейших российских турфирм вошли 29 компаний из регионов России.
Очевидно, что эта картина была бы другой, если бы участвовать в рейтинге согласились московские туроператоры средней руки. К сожалению, большая часть этих компаний пока предпочитает оставаться непрозрачными. Их руководство продолжает категорически отказываться от публикации любой информации о своей работе, ссылаясь на коммерческую тайну. Тем не менее, представление о масштабах их бизнеса вполне дают туркомпании второй и третьей десятки нашего рейтинга, чей оборот составляет около $10-20 млн.
Отдельно надо сказать о турецких операторах, которые сегодня практически полностью контролируют отправку россиян на курорты Турции. По данным турецких властей, в прошлом году количество наших туристов, отдыхавших в этой стране, превысило 1 млн. человек. Кроме того, турки в последние годы активно ведут себя и на других направлениях, например, на египетском. Масштабы бизнеса этих операторов, по оценкам участников туррынка, достаточно велики. Например, они считают, что одна из крупнейших турецких компаний - "Пегас туристик" - по количеству обслуженных туристов не отстает от "ТЕЗ тура". Объемы другого крупного турецкого оператора - "Мостравел" - оцениваются примерно в 100 тыс. туристов, компания имеет около $35 млн. годового оборота. Однако многие турки тоже пока предпочитают скрываться и не публиковать данные о своем бизнесе.
Полное юридическое название компании |
Финансовый оборот за 2003 год, исключая доходы от собственного гостиничного бизнеса (млн долл США) |
Количество обслуженных туристов (тыс. чел.) |
Прием |
Отправка |
Внутр. туризм | Продажа а//билетов | Город | Собственность |
1.ООО "Компания Инна Тур" |
133,000000 |
527 000 |
нет |
да |
да | да | Москва | не указано |
2. Группа компаний TEZ TOUR |
125,700000 |
297 300 |
нет |
да |
нет | нет | Москва | офисы |
3ЗАО "Фирма Нева" |
95,000000 |
185 653 |
да |
да |
да | нет | С-Петербург | 4 офиса, 21 автобус, 11 авт. |
ООО "Натали Турс" |
90,000000 |
120 000 |
да |
да |
нет | нет | Москва | не указано |
ОАО ВАО "Интурист" |
80,000000 |
395 525 |
да |
да |
да | да | Москва | не указано |
ОАО "Приморское Агентство Авиационных компаний" |
64,870000 |
230 700 |
да |
да |
да | да | Владивосток | 61 офис |
Холдинг Pac Group |
57,600000 |
68 000 |
да |
да |
да | да | Москва | 2 офисных здания |
ЗАО "Ланта-тур вояж" |
56,000000 |
45 000 |
да |
да |
да | да | Москва | не указано |
ООО "Академсервис" |
45,000000 |
230 000 |
да |
нет |
нет | нет | Москва | Микроавтобусы, автомобили |
ООО "Джаз Трэвел" JAZZ TRAVEL |
32,006000 |
63 385 |
нет |
да |
нет | да | Екатеринбург | Недвижимость |
Группа компаний "Ривьера" |
31,000000 |
50 000 |
да |
да |
да | да | С-Петербург | офисы, транспорт |
ОАО "Туральянс Холдинг" |
31,000000 |
54 000 |
нет |
да |
да | да | Москва | не указано |
ООО "Волга-Флот-Тур" |
27,000000 |
47 130 |
да |
нет |
да | нет | Нижний Новгород | Транспортные средства - 5 единиц |
ООО "Супер Нова" |
21,000000 |
26 500 |
нет |
да |
нет | да | Москва | не указано |
ООО "Туристическая фирма "Фонд Мира" |
20,500000 |
48 000 |
да |
да |
да | да | Екатеринбург | не указано |
ООО "Библио-Глобус Трэвэл" |
18,000000 |
27 000 |
нет |
да |
нет | нет | Москва | 2 офиса |
ООО "Самараинтур" |
16,500000 |
56 000 |
да |
да |
да | да | Самара | офис, причал, 2 автобуса, 2 машины |
ООО "Экспресс Лайн трэвел" |
14,500000 |
18 500 |
да |
да |
да | да | Москва | не указано |
ООО "СТАР Травел" |
11,900000 |
34 500 |
да |
да |
нет | да | Москва | не указано |
ЗАО "Мондо Турс" |
11,750000 |
24 400 |
нет |
да |
нет | да | Москва | офис |
Группа компаний "ДСБВ-Турс" |
11,500000 |
16 000 |
нет |
да |
нет | нет | Москва | не указано |
ОАО "Совет по туризму и экскурсиям СПб" |
10,700000 |
150 900 |
да |
да |
да | да | С-Петербург | офисы, здания, транспорт, гостиницы, турбазы, 2 спорткомплекса |
ООО "Бриз Круиз" |
8,900000 |
2 800 |
нет |
да |
нет | нет | Москва | не указано |
ООО Туристическая фирма "Дальинтурист" |
8,286666 |
16 900 |
да |
да |
да | нет | Владивосток | транспорт, офис |
ЗАО "ВСК-Тур" |
8,195000 |
7 320 |
да |
да |
да | да | Москва | транспорт |
Группа компаний "Роза ветров" |
8,000000 |
20 000 |
нет |
да |
да | нет | Москва | транспорт |
ООО "Ванд Интернешнл тур" |
6,600000 |
11 000 |
нет |
да |
да | да | Москва | офис |
ООО Авиационная транспортная компания "Фрегат-Аэро" |
6,269371 |
19 000 |
да |
да |
да | да | Владивосток | Автобус |
ООО "Тари Тур" |
6,000000 |
27 000 |
да |
нет |
нет | нет | Москва | 4 автобуса |
ЗАО "Интурист-Владивосток" |
5,790000 |
38 116 |
да |
да |
нет | да | Владивосток | авто |
Группа компаний "ИнтАэр"*(данные за 6 месяцев) |
5,495909 |
23 220 |
нет |
да |
нет | да | Москва | не указано |
ООО "РОССИНА" |
5,438835 |
3 065 |
нет |
да |
да | да | Иркутск | 2 офиса |
Группа компаний "Дюла" |
4,900000 |
8 850 |
да |
да |
да | да | Красноярск | не указано |
ООО "Спутник-Гермес" |
4,750000 |
14 900 |
нет |
да |
да | нет | Самара | автомашина |
"Форсаж плюс" |
4,740000 |
11 300 |
да |
да |
да | да | Екатеринбург | не указано |
ООО "Фирма Международного Туризма "Валида" |
4,440000 |
18 798 |
нет |
да |
да | да | Пермь | офис, автомобиль |
ООО "Балт МА" |
4,210000 |
4 800 |
да |
да |
нет | да | Калининград | офис |
ООО Бюро туризма "Спутник-РМК" |
4,000000 |
24 800 |
да |
да |
да | нет | Пермь | 3 офиса, транспорт |
ООО "Гермес-Тур" |
3,900000 |
6 000 |
нет |
да |
нет | да | Самара | офис |
ОАО "ПЕРМТУРИСТ" (Бюро туризма и экскурсий) |
3,774500 |
44 100 |
да |
да |
да | нет | Пермь | гостиница, офис, 2 автобуса, легковые автомобили |
ООО Челябинское Бюро Международного Туризма "Спутник" |
3,700000 |
20 000 |
да |
да |
да | да | Челябинск | офис, автобус, 2 легковых автомобиля |
ООО "ФрансТурс+" |
3,568758 |
24 870 |
нет |
да |
нет | да | Москва | не указано |
Группа компаний "Акрис" |
3,400000 |
7 900 |
да |
да |
да | нет | Новосибирск | не указано |
ООО "West travel" |
3,264000 |
6 600 |
нет |
да |
да | да | Челябинск | офис |
ООО Туристическая компания "Мир" |
3,223700 |
23 000 |
да |
нет |
да | нет | С-Петербург | офис, транспорт |
ЗАО "Ital Travel" |
3,000000 |
3 000 |
да |
да |
нет | да | Москва | офис |
ЗАО "Кубаньтурист" |
3,000000 |
26 000 |
да |
да |
да | да | Краснодар | 12 зданий, 20 автобусов |
РОЗАО "Ростовтурист" |
2,700000 |
64 900 |
да |
да |
да | нет | Ростов-на-Дону | 2 гостиницы, 4 турбазы, 3 офиса, 18 единиц автотранспорта |
ЗАО "Байкал-Отель" |
2,562000 |
73 500 |
да |
да |
да | да | Иркутск | 2 гостиничных комплекса, автопарк из 14 машин, корабли, 4 ресторана, 5 баров |
ООО "Гларус-Турс" |
2,515000 |
2 450 |
нет |
да |
нет | нет | Новосибирск | не указано |
Mitt-2004: впервые единым стендом
Впервые на выставке Mitt -2004 Приморский край был представлен единым стендом площадью 28 кв.м., на котором работали представители Комитета по туризму и 11 ведущих туроператоров края. Как рассказал корреспонденту RATA-news председатель Комитета по туризму Приморского края Сергей Пысин, для участия в выставке в Москву приехало свыше 40 человек, это самая большая российская делегация, которая была отмечена организаторами Mitt.
Специально к выставке Комитетом по туризму были подготовлены два новых каталога на русском и английском языках: «Экологический туризм в Приморье. Ресурсы и маршруты» и «Культурно-историческое наследие и познавательный туризм в Приморском крае». Как отметил г-н Пысин, интерес к Приморскому краю среди посетителей выставки был очевиден, гости постоянно подходили к стенду за информацией. По словам г-на Пысина, основная задача, которую ставили перед собой приморские участники, - наладить деловые отношения с российскими и региональными партнерами. В ходе выставки компании подписали ряд важных контрактов.
В Приморье более 200 различных баз отдыха, включая санатории и пансионаты. Каждый год в крае проводятся мероприятия по улучшению инфраструктуры. В декабре 2003 года с губернатором был подписан стратегический план развития Приморья, который называется «Тихоокеанская Россия». В рамках этого плана готовится программа, которая включает развитие туристической инфраструктуры края, строительство и ремонт дорог, привлечение российских и зарубежных инвесторов и т.д. В начале апреля 2004 года программа будет представлена руководству Приморского края.
По мнению туроператоров Владивостока, участие в выставке единым стендом намного эффективней разрозненных экспозиций. Благодаря помощи и поддержке краевой администрации у приморских компаний появилось больше возможностей привлечь внимание к турпродукту Приморского края.
«Дюла» не может без Енисея
Красноярская компания «Дюла-Сибирь» заключила соглашение с Енисейским речным пароходством о фрахте на 60 дней в течение летней навигации теплохода «Александр Матросов» (проект 588).
На прошедшую в Москве выставку Mitt-2004 турфирма привезла предварительные программы круизов по Енисею. Как рассказал корреспонденту RATA-news президент группы компаний «Дюла» Владимир Демидов, всего в июле и августе теплоход совершит 2 длинных рейса по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск, 2 коротких – Красноярск – Енисейск – Красноярск. Кроме того, запланированы маршруты выходного дня. Стоимость круизов пока не определена.
По комфортабельности «Матросов» уступает теплоходу «Антон Чехов», который в течение двух предыдущих навигаций возил по Енисею туристов «Дюлы». На «Матросове» только три каюты класса люкс, все остальные – без удобств. Тем не менее, на сегодняшний день это лучший из кораблей, которые ходят по Енисею, поскольку «Чехова» его владелец – комбинат «Норникель» - продал на Волгу. «Конечно, очень жаль, что Енисей остался без «Антона Чехова», - говорит Владимир Демидов. – За два года этот продукт неплохо раскрутился, и с января нынешнего года мы получаем в среднем по пять заявок на енисейский круиз – и от московских фирм, и от зарубежных, в частности, немецких операторов. Сейчас наша задача сохранить интерес к Енисею, то есть сделать путешествие пусть на другом корабле, но не менее насыщенным и ярким».
Кроме того, «Дюла» готовит к летнему сезону и арендованный фирмой корпус санатория «Шира», расположенного на одноименном соленом озере в Хакасии. Там проведен очередной косметический ремонт, переделаны номера класса «люкс», оборудован тренажерный зал, обновлена баня.
Напомним, что в прошлом году «Дюла» взяла в аренду на 5 лет жилой корпус на 100 мест на курорте Шира, провела косметический ремонт всех внутренний помещений здания, поставила новую сантехнику, полностью заменила оборудование номеров вплоть до штор и постельных принадлежностей.
«Российский маршрут» в исполнении журналистов
Московский Туристический пресс-клуб совместно с Межрегиональным фондом устойчивого развития туризма, при поддержке Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ и Приволжской Лиги журналистов проводят в течение 2004 года творческий конкурс Российский маршрут» среди журналистов региональных, специализированных и центральных СМИ.
Это конкурс на лучшую творческую работу о российский глубинке, раскрывающую красоту, своеобразие и туристическую привлекательность региона или отдельного уголка нашей страны. Принимаются как опубликованные, так и неопубликованные авторские материалы (статьи, очерки, фотографии), созданные не ранее 1 января 2003 года.
Первый этап конкурса финиширует 10 апреля 2004 года, до этого времени оргкомитет принимает работы, в первую очередь, от журналистов региональных СМИ. Финальная часть первого этапа и церемония награждения состоится 14 апреля 2004 года в московском «Президент-отеле». Победителей, которых определит авторитетное жюри, ожидают разнообразные ценные призы, в том числе туристические путевки за рубеж. Одновременно стартует второй этап конкурса, который продлится до середины ноября 2004 года.
Преимущество будут иметь материалы, соединяющие в себе описание наиболее привлекательных мест и краткое практическое руководство для российских туристов (как лучше добраться, где остановиться и т.д.) и зарубежных гостей. Главная цель конкурса «Российский маршрут» – содействие популяризации внутреннего и въездного туризма. Организаторы конкурса оставляют за собой право опубликования лучших работ в имиджевых целях.
Подробности: телефон (095) 363-09-59, e-mail: pressclub@presslab.ru
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»