№2527
Исполнительная дирекция РСТ переезжает
Исполнительная дирекция Российского союза туриндустрии переезжает в новый офис: ул. Варварка, 14, этаж 2, офис 234.
Из-за переезда 30 апреля не будет работать ни телефон, ни интернет, в связи с чем дирекция приносит свои извинения. Но с 4 мая мы снова на связи, причем телефоны остаются прежними: (495) 961-13-70/71, электронный адрес rata@rata.ru
Консул Болгарии лукавит: правила Шенгена не запрещают электронную подачу документов на визу
Ситуация с оформлением болгарских виз для россиян и изменением порядка подачи документов стала поводом для серьезного разговора между заместителем министра иностранных дел Болгарии Миленом Люцкановым, директором Департамента консульских отношений МИД Валерием Веселиновым, заместителем министра экономики, энергетики и туризма Болгарии Иво Мариновым и представителями болгарского и российского турбизнеса. Встреча проходила в Софии.
Напомним, что согласно новым правилам, вступившим в силу 19 апреля, с каждого заявителя теперь взимается визовый сбор в размере 1,4 тыс. руб. (за обычную визу), а также сервисный сбор в размере 760 руб. По старым правилам индивидуальный заявитель вносил сервисный сбор в размере 1000 рублей, а туроператоры – 500 рублей. Теперь стоимость его стала единой, но если для отдельных заявителей он снизился, то туроператорам визовые услуги стали обходиться дороже. Также консульство больше не будет принимать документы на визы на электронных носителях и возвращается к «бумаге». По словам консула Болгарии Ангела Георгиева, электронная подача документов не регламентирована законодательством Евросоюза, а Болгария готовится к вступлению в марте 2011 года в Шенгенскую зону и должна полностью соответствовать ее требованиям.
Однако это утверждение не соответствует действительности.
В Визовом кодексе Евросоюза говорится лишь о необходимости криптирования данных о заявителях (шифрование, предотвращающее несанкционированный доступ), что не имеет никого отношения к туроператорам. Правила Шенгена не запрещают консульствам принимать документы на визы на электронных носителях. Это. например, конструктивно использует Польша, предложив туроператорам регистрировать визовые анкеты с помощью интернета. Консульство Испании, которая уже давно в Шенгене, больше 10 лет работает в Москве по программе «Виза-тур», предусматривающей электронную подачу документов на визу.
Туроператоры опасаются, что нововведения болгарского консульства не только увеличат срок оформления визы, но и могут повторить коллапс 2008 года. «У нас вызывает опасение, что требования болгар возвращают нас к той схеме работы, которая привела два года назад к неразберихе и огромным очередям, – волнуется генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова. – Предыдущий консул Николай Панайотов добился от визового центра определенных преференций для туроператоров. Он понимал, насколько велики наши финансовые риски и насколько важна наша работа для болгарской экономики».
Руководитель болгарского отдела компании «Ванд Интернешнл тур» Елена Бондаренко тоже считает, что новые требования сводят на нет всю предыдущую работу консульства Болгарии, когда были ликвидированы очереди, введены современные более технологичные формы работы с документами. «Весь кризисный 2009 год лояльность Болгарии к российским туристам была примером для всего туристического рынка, – напоминает г-жа Бондаренко. – Болгарское государство взяло на себя оплату услуг визовых центров, ввело бесплатные визы для детей. И россияне, несмотря на кризис, поехали на курорты этой страны. А сегодня у нас нет даже четкой информации о причинах, побудивших болгар принять столь неоднозначные решения». Елена Бондаренко не сомневается, что нынешняя ситуация отрицательно скажется на результатах сезона.
Как рассказал RATA-news директор болгарской компании «Алма тур» Любомир Панковский, присутствовавший на встрече в Софии, результатом переговоров стало создание экспертной группы, куда вошли представители МИД Болгарии, Министерства экономики, турбизнеса и туристических общественных организаций. Все вместе они надеются найти решение, необходимое для облегчения процедуры выдачи виз россиянам и, как следствие, увеличения турпотока из России на болгарские курорты. Г-н Панковский, также вошедший в эту экспертную группу, сообщил, что решение предполагается принять в пятницу. (Любовь Булгакова, RATA-news)
Клиенты восстанавливают ранее аннулированные туры
Начало летнего сезона, подорванное разбушевавшимся вулканом, остается одной из самых обсуждаемых тем на туристическом рынке. Туроператоры продолжают разбираться с партнерами по аннуляциям туров, одновременно наблюдая обратную тенденцию – возвращение клиентов, которые в самый пик «пепельных» дней отказывались от поездок.
«Аннуляцции у нас, конечно, были, и клиентов можно понять: никто не брался предсказать, сколько продлится авиационный коллапс, - говорит руководитель отдела Европы компании «Карлсон Туризм» Елена Кулыгина (фото). – Даже когда рейсы из Москвы возобновились, туристы опасались улетать, поскольку не были уверены, что смогут вовремя вернуться из Европы. В лучшем случае, они переносили туры, в худшем – отменяли». Г-жа Кулыгина отметила, что большинство отелей и других партнеров туроператора проявили лояльность и аннуляции проводили без штрафов.
Однако спустя некоторое время наметилась «приятная тенденция», как выразилась руководителя отдела Италии компании «Карлсон Туризм» Мария Жаромская (фото): клиенты стали восстанавливать ранее аннулированные туры, перенося их на вторую половину мая. «Возможно, повлияло и то, что никаких изменений в ценовую политику мы не вносили, не делали этого и итальянские отели», - говорит г-жа Жаромская.
Эксперты «Карлсона» признают, что глобальные нарушения в полетной сетке большинства авиакомпаний не могли не отразиться на апрельских и майских продажах.
Тем более что весной пользуются популярностью короткие 2-3-дневные поездки, для которых важна пунктуальность в передвижении. Поэтому было большое количество аннуляций и заметное торможение спроса именно по турам на выходные дни. «Такие туры практически не переносили, их либо отменяли, либо оставляли без изменений, - говорит Мария Жаромская. – Но интересно, что большие сложные туры, забронированные на период майских праздников, практически не аннулировались».
Сравнивая нынешнее состояние спроса с удачным для турбизнеса 2008 годом, г-жа Жаромская отмечает: «Объемы явно возвращаются, хотя динамика продаж кажется мне иной. Сейчас весенний продукт часто продается в режиме «последней минуты», и пока еще не так много спрашивают недельные и 10-дневные туры, которые были популярны в аналогичный период 2008 года. Правда, это не касается любимого нами термального туризма». По словам Марии Жаромской, поездки за красотой и здоровьем - один из немногих продуктов, спрос на который не снижался даже в разгар кризиса.
Что касается летних поездок, то эксперты компании «Карлсон Туризм» констатируют «очень приличную глубину продаж и хорошую продолжительность бронируемых туров». Яркий пример - Сардиния. «В этом году мы знциоонаачительно увеличили количество мест на этом направлении, и прогнозы очень позитивные, - говорит Мария Жаромская. - Традиционно популярные отели южного побережья пользуются устойчивым спросом. Качественная перевозка в Кальяри «Аэрофлотом» также способствует стабильным продажам. Появился явный интерес к нашим программам на север Сардинии». Летом 2010 года «Карлсон Туризм» возобновляет чартерную программу в аэропорт Олбии, и продажи последних недель показывают, что это своевременное решение.
Особая тема для компании - Греция, одно из главных направлений туроператора. В нынешнем сезоне на эту страну выходит сразу несколько серьезных игроков рынка, поставлено огромное количество чартерных и регулярных рейсов. Как считает Елена Кулыгина, демпинг наверняка будет. «Однако это вряд ли коснется нашего приоритетного продукта - индивидуальных туров, - говорит г-жа Кулыгина. – Кроме того, у нас много эксклюзивных предложений, например, полупансион по цене завтрака, бесплатные СПА-процедуры в новых отелях на Пелопоннесе The Romanos и Westin. Пользуется спросом наше предложение с комиссией 25% при бронировании СПА-пакета в отелях Aldemar. Мы даем повышенную комиссию на бронирование номеров Famous Class во всех отелях цепочки Grecotel. А эксклюзив – эффективное оружие в борьбе с демпингом».
СВВТ планирует продавать гостиницы и турпакеты
В Подмосковье прошла пятая конференция участников Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), на которую собрались представители авиакомпании и агентства по продаже авиабилетов. Руководство СВВТ отчиталось о проделанной работе и определило основные направления развития на ближайшие три года. Одним из них станет разработка технологий для включения в систему услуг гостиниц и продукта туроператоров.
Пример эффективности работы СВВТ – нетипично быстрое внедрение в России электронного авиабилета. «Когда необходимость введения электронных авиабилетов была признана на всех уровнях, у Транспортной клиринговой палаты (ТКП), которая является органом управления Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) и разработчиком всех технических решений, уже были необходимые технологии. Тесное взаимодействие авиакомпаний и аккредитованных агентств, помогло оперативному их внедрению, – рассказал RATA-news председатель НСАВ Сергей Ильичев. – Первый электронный билет был продан пассажиру авиакомпании «ЮТэйр» в декабре 2006 года. Сейчас 67% продаж авиабилетов в системе происходит с использованием электронного документооборота. Мы планируем еще до конца 2010 года увеличить эту долю до 80%. Учитывая, что в огромной России пока еще много населенных пунктов, где есть проблемы со связью, 15-20% продаж пока будут осуществляться на бумажных бланках».
Создание системы электронных продаж привело к необходимости разработки других проектов. Успешно внедряются технологии электронной отчетности, позволяющие сократить сроки получения выручки авиакомпаниями, проводится работа по организации пунктов электронных продаж. ТПК решает и оперативные проблемы, которые встают перед системой, в том числе и в результате изменения законодательства или экономической ситуации. Создан программный модуль, позволяющий осуществлять расчеты в трех валютах – рублях, долларах и евро. Готов модуль оптимизации системы под выплаты НДС при продаже услуг корпоративным клиентам (доступен уже с 21 апреля
Говоря о проблемах СВВТ, Сергей Ильичев отметил, что внедрение электронных технологий имеет и негативные последствия. Появились, например, новые возможности для махинаций, которые, в первую очередь, происходят на уровне взаимоотношений агент - субагент. Новые задачи поставил перед авиационной отраслью экономический кризис, а запрет на полеты в связи с извержением исландского вулкана напомнил о необходимости создания механизмов организации взаимодействия участников рынка в случае остановки рейсов. «Никто раньше об этом не думал, - подчеркнул г-н Ильичев. – Теперь, пройдя через банкротство нескольких авиакомпаний, мы можем моделировать ситуацию в случае остановки рейсов и корректировать процесс. Сейчас ведем постоянный мониторинг перевозчиков, находящихся в «группе риска», идет разработка документов, регламентирующих порядок действий в случае остановки полетов авиакомпании-участника СВВТ. Эксперты системы принимают участие в разработки правительственных нормативных актов о порядке действий в случае форс-мажора».
Среди основных направлений развития СВВТ на ближайшие годы - дальнейшее внедрение технологии электронного билетооформления, развитие технологий оплаты через платежные терминалы и электронными деньгами через интернет. Продолжится работа над расширением функциональных возможностей системы электронной интерактивной отчетности агентств, а также развитие системы продаж интермодальных перевозок, включающих передвижение автобусным и железнодорожным транспортом. (Напомним, что в СВВТ уже можно покупать электронные железнодорожные билеты). Еще одно перспективное направление, как отметил Сергей Ильичев, – создание технологической базы для продажи турпакетов. «Продажа турпродукта через единую систему взаиморасчетов будет выгодна всем игрокам туристического рынка, - заявил г-н Ильичев корреспонденту RATA-news. – Тем более что все крупнейшие туроператоры являются участниками СВВВ и используют ее для продажи авиабилетов. Операторам участие в единой системе взаиморасчетов позволит серьезно расширить возможности дистрибуции при гарантии полного и своевременного обеспечения расчетов». (Екатерина Сирина, специально для RATA-news)
СПРАВКА. Система взаиморасчетов на воздушном транспорте существует с 1991 года. Она позволяет участвующим в ней 113 авиакомпаниям, в числе которых 10 ведущих авиакомпаний России, а также ряд зарубежных, продавать свои услуги в 30 странах мира через 300 аккредитованных в системе агентств, и более чем 2 тыс. субагентов. В системе работает около 7 тыс. пунктов продажи авиабилетов и 17 тыс. тысяч терминалов. С 2004 года Система взаиморасчетов полностью соответствуют современным требованиям продажи авиаперевозок, в том числе международных. Бронирование осуществляется через отечественную систему бронирования «Сирена-трэвел» и международную Galileo. Ведутся переговоры с Amadeus и Sabre.
«На месте турфирм я бы не играл с консульством»
В прошлом году французские визы получили почти 13 тыс. жителей Уральского региона. О том, чем привлекательна Франция, чем рискуют фирмы, предлагающие ускоренное оформление виз, и когда можно ждать отмены шенгенских виз для россиян уральскому туристическому порталу
— В кризисном 2009 году существенно снизился туристический поток в Европу, как отразился кризис на количестве французских виз, выданных в Екатеринбурге?
— Действительно, количество выданных виз в 2009 году уменьшилось на всей территории России. Это уменьшение колеблется в зависимости от региона и ситуации в каждом консульстве. В Санкт-Петербурге и Москве снижение составило примерно 25%. У нас же число выданных виз сократилось на 7,5%. Но дело в том, что в 2009 году наш консульский округ расширился — теперь мы принимаем документы не только из Уральского федерального округа, но и из Пермского края, Башкортостана, Омской области. Поэтому в нашем случае снижение количества виз, вызванное кризисом, оценить очень сложно.
Существенную роль играет и географическое положение региона. К примеру, в Санкт-Петербурге при отсутствии средств на французские курорты туристы могут отправиться на берег Прибалтики или Финляндии — это ближе и дешевле. Мы же принимаем документы из регионов Урала и Западной Сибири, откуда в Сочи зачастую поехать дороже, чем в Европу, возможно, поэтому у нас падение меньше. Общее сокращение числа виз может быть связано с тем, что мы выдаем все больше виз на длительный срок. Когда человек едет впервые, мы даем ему визу на запрашиваемый срок. Позже, если турист ездит во Францию часто, мы можем дать визу на более долгий срок. Наконец, в 2009 году, осенняя и зимняя эпидемии гриппа затормозили выезд граждан и, большое число групп школьников отменили поездки. Это явление не было связано с кризисом.
- С развитием интернета и онлайн бронирования у туроператоров появляются опасения, что все больше туристов будут организовывать свой отдых сами. Много ли туристов сегодня предпочитают оформлять визы самостоятельно?
— Чаще оформляют все-таки через турфирмы. Хотя сегодня нетрудно сделать визу и самостоятельно. Самый простой вариант – в Екатеринбурге представлены французская и американская гостиничные сети Novotel и Hyatt — можно обратиться к ним, чтобы забронировать номер в любом другом отеле сети во Франции. С авиаперелетом тоже нет проблем. Поэтому, возможно, со временем число самостоятельных туристов увеличится. Эта тенденция заставит турфирмы предоставлять более качественные и менее дорогие услуги.
— Как часто туристы получают отказ в визе? И по каким причинам наиболее часто отказывают?
— Отказов у нас немного — около 1%. И часто по техническим причинам. Одна из самых распространенных проблем — справка с места работы. В России многие люди получают зарплату в конвертах, и не могут доказать уровень своих реальных доходов. Когда по справке турист получает сумму, на наш взгляд, не позволяющую частые поездки в Европу, это вызывает подозрение. А как я могу требовать справку о реальных доходах, которую туристу все равно никто не даст?
— Сколько турфирм аккредитовано в консульстве?
— Из нашего большого региона, куда теперь входят УрФО, Башкортостан, Пермский край, Омск, аккредитовано больше ста компаний: и маленькие фирмы, и крупные. Есть десяток туроператоров, на которых приходится порядка 80% всех оформленных виз. Получить аккредитацию довольно просто: предоставить все документы на фирму и на курьера, который будет взаимодействовать с консульством от фирмы. Процедура не должна быть сложной, чем она прозрачнее, тем меньше возможностей для махинаций. Мы говорим об этом постоянно: нужно упрощать и упрощать. Все фирмы, которые зарабатывают деньги неправильным путем, действуют на страхе. До сих пор существует стереотип, что оформить визу очень сложно. Турфирмы нередко злоупотребляют этим страхом и неосведомленностью людей. Недавно мы были вынуждены расторгнуть отношения с двумя турфирмами, распространяющими недостоверную информацию.
— В чем была проблема этих компаний?
— Нужно отметить, что это компании аккредитованы давно, все документы у них были в порядке. Одна из них на своем сайте разместила прайс-лист, в котором виза на месяц оценивалась в 150 евро, а на год в 650 евро. Тогда как оформление туристической визы через французский визовый центр, независимо от ее длительности, стоит 60 евро. И у нас тут нет никаких секретов. Мы понимаем, что турфирма стремится зарабатывать деньги, и понятно, что они берут какой-то процент за обработку документов, доставку — это работа, которая должна оплачиваться. Но когда фирма использует явно ложную информацию, представляет дело так, будто это мы берем такие суммы за оформление виз, эта информация вредит нам. И я считаю делом чести прекратить это. Поэтому мы просто закрыли им доступ к оформлению виз.
У туристов существует заблуждение: краткосрочную визу, которая выдается на 90 дней в полугодие или на 180 дней в год, многие считают долгосрочной. Турфирмы этим пользуются. Когда мы выдаем краткосрочную визу на длительный срок, превышающий рамки одной поездки, турфирма может приписывать эту заслугу себе. Или даже дает понять, что добилась этого с помощью взятки, а это преступление, и это дискредитирует нас. Ни одна турфирма никак не может повлиять на решение консульства о сроке визы, все зависит от шенгенской истории конкретного человека.
— Однако объявления об ускоренном оформлении виз, в том числе французских, нередко появляются и в интернете, и в журналах. На чем в таком случае может быть основана деятельность этих фирм?
— Эти фирмы действуют нечестно, провоцируя у людей страхи. Правила игры довольно простые, но очень много проблем появляется просто от отсутствия у туристов информации о сроках и стоимости оформления визы. Что касается сроков, то здесь все строго определено. Турфирма приносит папки в визовый центр и через один рабочий день получает паспорта. Кто-то может отдать документы в понедельник вечером и, получив визы в среду утром, скажет, что оформил за один день, а кто-то отдает в понедельник утром и получает в среду вечером, для него проходит, можно сказать, три дня. Но для нас не имеет значения, когда приходит представитель турфирмы — утром или вечером: визовый центр каждое утро отдает все документы, мы обрабатываем их в течение дня и возвращаем на другое утро.
До сих пор не было никаких отклонений, каким бы ни было количество заявок. Что 10 виз, что 150 виз — мы делаем их в течение дня. Это наше обязательство. Когда запросов на визу очень много, визовый центр договаривается с турфирмами о ежедневной квоте. И до сих пор с этим не было никаких проблем.
— Встречаются объявления, в которых турфирмы не только обещают ускоренное оформление визы, но и заявляют, что туристу не понадобится бронировать отель или предоставлять приглашение. Когда под видом клиента мы позвонили в эту компанию, нам пояснили, что фирма сама сделает бронь или приглашение от подставной фирмы. Проверяются ли эти данные консульством?
— Мы проверяем брони выборочно. И на месте турфирм, я бы не играл с этим. Если хоть какая-то часть информации недостоверна, я могу заключить, что она вся ложная. Значит, это не турфирма, а однодневка. И мы можем разорвать отношения с ней, а турист в следующий раз получит отказ в визе. Более того, отказ он может получить и в других консульствах, выдающих шенгенские визы.
Я советую всем прямо сообщить в консульство о своей ситуации, а не искать обходные пути. Если человеку нужно ехать, но он не знает когда — он может написать письмо и объяснить, что, к примеру, в течение следующего месяца его могут пригласить. Также он может купить страховку от невыезда. Когда люди объясняют, мы идем навстречу. Вопрос можно и нужно решать, вместо того, чтобы предоставлять ложные сведения.
— В одном из интервью вы говорили, что отмена краткосрочных шенгенских виз для россиян — вопрос полутора-двух лет.
— На этот счет есть разные мнения. Есть политики, которые думают, что визы можно будет отменить через год-два-три. А есть те, кто считают, что нужно еще лет десять. Не так давно Россия сделала важный шаг к этому, заявив о готовности подписать обязательства принимать обратно своих граждан, которые, например, поехали по краткосрочной визе и «засиделись» в Европе, и которых европейские власти выдворяют обратно. Для этого нужны особые договоренности между странами. В скором времени они будут существовать между Россией и Евросоюзом.
Но ключевым вопросом остается то, как Россия будет справляться с собственными вопросами: с отменой виз со своей стороны, отменой регистрации, потому, что эта процедура просто невыносима для иностранцев в России. Если европеец приезжает и живет в гостинице — проблем нет, но если он хочет жить у друзей, ему приходится терять много времени в миграционной службе. Конечно, туристу в Европе было бы проще без визы, но, должен сказать, что с ее оформлением туристы сегодня больших трудностей и не испытывают.
— Однако идут разговоры, что визы могут отменить уже в этом году.
— Несмотря на то, что отмена виз выгодна Европе, не думаю, что это случится так скоро.
— Еще одна тема, которая неоднократно поднималась — запуск прямого авиарейса Екатеринбург — Париж. На Ваш взгляд, возможен ли такой рейс в ближайшем будущем?
— Действительно, до кризиса были такие порывы. Но, думаю, их сейчас нет. Когда на полную мощность заработает Шереметьево-3, будет удобная стыковка Екатеринбург — Москва — Париж. Конечно, прямой рейс был бы намного удобнее, но, скорее всего, и намного дороже. Сейчас в Европу летают «Чешские аэролинии», «Люфтганза», «Финэйр», «Турецкие авиалинии» — на этом сегменте рынка уже много игроков. Можно было бы подумать о чартерах в Париж, на Новый год, Рождество, сольды (традиционные январские распродажи). Насколько мне известно, такие идеи уже есть.
— На наступающий летний сезон, туроператоры заявляют большое количество рейсов в Европу, рассчитывая на увеличение туристического потока. На Ваш взгляд, вырастет ли в 2010 году количество туристов, отправляющихся с Урала во Францию?
— Да, на мой взгляд, их число будет расти. Когда начался кризис, я подумал, что люди не поедут за границу и отдадут предпочтение внутреннему туризму. Но местный туризм в кризис стал еще дороже, а Европа становится все доступнее: сейчас беспрепятственно можно получить визы, если люди нормально оформляют свои документы, объясняют цель своего визита. Мы не будем чинить препятствия. Если завтра к нам придет человек и скажет, что любит, к примеру, по выходным с женой гулять по Парижу, почему мы должны ему отказать? Мы ведь заинтересованы в туристах.
Доходы кипрского туризма выросли на 14.3%
Статистическая служба Республики Кипр сообщила, что доходы от туризма за год (с марта по март) выросли на 14,3%, при этом в феврале этот показатель снизился на 6,4%. В марте объем продаж туристических услуг составил 65,6 млн евро. Для сравнения, в феврале этот показатель остановился на уровне 33,9 млн евро. С января по март доходы в туризме выросли на 3,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает Еturbonews.
С марта 2009 по март 2010 количество туристических прибытий увеличилось на 14,8%, а в феврале снизилось на 2,4%. (Перевод Дарья Александрова, специально для RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»