Чего стоит туристу из-за границы побывать на Алтае
Федеральные власти в концепции целевой программы по развитию въездного и внутреннего туризма поставили цель увеличить количество туристов в России. В Алтайском крае, где, как известно, туризм объявлен одной из приоритетных отраслей, тоже стремятся привлечь зарубежных гостей. По данным Главэкономики, в 2010 году число посетивших край иностранцев составило около 100 тыс. человек. Однако эксперты не скрывают своего скепсиса по поводу этих цифр и считают, что и в дальнейшем ждать большого наплыва иностранных гостей не приходится.
Настоящие приключения у иностранцев в России начинаются, когда они сталкиваются с миграционным учетом. Иностранный гость должен обязательно иметь при себе паспорт, визу (если у страны, откуда он прибыл, нет соглашения с РФ о безвизовом режиме), миграционную карту и уведомление о постановке на миграционный учет. Карта выдается при въезде в страну, уведомление – по месту пребывания. Все заботы о законности пребывания иностранца на территории России ложатся на принимающую сторону, то есть на туркомпанию. А миграционное законодательство у нас таково, что иногда турфирмам приходится проявлять чудеса изворотливости. «Когда этот закон писали, об экотуризме изначально забыли. И теперь мы пожинаем плоды по полной программе», – вздыхает Александр Смирнов, директор компании «Плот», одной из немногих в крае, имеющих право принимать туристов из-за рубежа.
Иностранец обязан по закону зарегистрироваться в течение трех суток. Если он размещается в гостинице или на турбазе, его обязаны поставить на миграционный учет. Однако он может отправиться, скажем, в горы (за этим в основном на Алтай и приезжают). Палатка средством размещения не считается. Где должен вставать на учет иностранный гость? Принимающие турфирмы находят разные варианты. Обычно клиенты регистрируются на все время тура на ближайших к маршруту базах или в гостиницах – и уходят в поход. Но при этом варианте рискует средство размещения – любая проверка будет чревата гигантскими штрафами. Минимальный штраф за нарушение миграционного законодательства для отелей – 500 тыс. рублей.
Иногда руководители отдаленных турбаз отказываются регистрировать иностранцев. Причины просты. Для того чтобы оформить все должным образом, представитель базы должен как минимум съездить в ближайшее отделение миграционной службы, а это иногда до 100 км в обе стороны, чтобы отдать документы. А потом ехать туда еще раз – после «выписки» гостя. Головной боли от этого и расходов больше, чем прибыли. Случалось, что номера в гостиницах оформляли на местных проводников, селили в них гостей, а рядом для отвода глаз ставили палатки.
Впрочем, рассказывает Александр Смирнов, в Республике Алтай решить проблему учета стало проще. Там можно в Горно-Алтайске прямо в миграционной службе поставить иностранцев на учет на все время тура без оформления в гостинице – с предъявлением всех подтверждающих документов. Трудности могут возникнуть только с продолжительностью этой процедуры, так как осуществляется она в порядке живой очереди. И тут, что называется, как попадешь. Обычно на это уходит три-четыре часа. Но бывали случаи, когда из-за длительности оформления ломался график похода.
Зато в республике есть другая проблема: большинство любимых иностранцами мест – Белуха, плато Укок, Мультинские озера и другие – находятся в приграничной зоне. Чтобы получить пропуск в нее для зарубежного туриста, документы нужно подать минимум за два месяца. При этом не редки случаи, когда заказанные по правилам пропуска просто терялись – и уже на месте приходилось все оформлять по-новому.
В Алтайском крае зарегистрироваться в Барнауле на все время экотура по региону не получается. По словам участников рынка, некоторые сотрудники миграционного и пограничного ведомств не скрывают, что оформление иностранных туристов, работа с ними – это лишняя обуза для них. Именно поэтому туроператоры уверены, пока не будут внесены поправки в федеральное миграционное законодательство и не смягчится отношение к иностранным туристам со стороны контролирующих служб, говорить о масштабном росте турпотока из-за рубежа не приходится.
Конечно, есть еще проблемы плохих дорог, высокой стоимости перелета, качества сервиса и просто больших пространств, непривычных и трудных для иностранцев. Но по сравнению с бюрократическими препонами все эти препятствия кажутся несущественными.
Александр Смирнов напоминает порталу «Алтапресс», что раньше принимать иностранцев было престижно и, в общем, выгодно, поскольку стоимость туров для таких гостей всегда была выше, чем для российских туристов. Теперь стоимость туруслуг одинакова для всех и экономических стимулов у туроператоров по приему «активных» туристов почти нет. Как минимум 50 тыс. рублей в год нужно заплатить, чтобы оформить фингарантии, позволяющие принимать иностранцев. А на Алтай они приезжают в основном в два летних месяца, зимой – крайне редко.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»