В эпоху пандемии туроператоров продолжают судить по законам «мирного времени»
В Якутии суд по иску туристов, которым из-за коронавирусных ограничений аннулировали тур, постановил взыскать с туроператора не только денежные средства по договору, но еще и моральную компенсацию, и штраф.
Как рассказала RATA-news юрист благовещенской компании «Дальневосточный Феникс» Екатерина Федорова, Олёкминский районный суд Якутии вынес такое решение 17 июля 2020 года, хотя еще в мае Госдума приняла закон № 166-ФЗ об особом порядке отмены либо переноса приобретенных у туроператоров поездок и, соответственно, расторжения договора с туристами и возврата средств.
«Суд не учел также то, что в стадии подписания находилось положение правительства, которое регулирует подобные споры, и те пункты договора, которые освобождают туроператора от ответственности в случае массовых заболеваний», – сказала юрист туроператора. – Мы считаем это решение незаконным».
Правда, само постановление правительства, определяющее особенности исполнения и расторжения договора о реализации турпродукта, было подписано 24 июля. Но документ широко анонсировался, и в суде вряд ли о нем не слышали. Более того, есть прецеденты, когда суды выносили решения по искам туристов уже с учетом этого постановления.
Как пояснил RATA-news глава Правовой комиссии РСТ, генеральный директор компании «Персона Грата» Георгий Мохов, постановление принято во исполнение федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», что наделяет его большим юридическим весом. «Суды не смогут игнорировать его положения. Они обязаны будут их применять при рассмотрении споров туроператоров и турагентов с туристами. Причем даже по искам, поступившим до принятия постановления», – уточнил эксперт.
Тем не менее, суд в Якутии вынес решение без учета этих обстоятельств. «Это первое решение по суду и, к сожалению, не в нашу пользу. В суд обратились еще около 20 туристов, сейчас их иски находятся в стадии разбирательства, - сообщила Екатерина Федорова. – Мы реализуем туры только в Китай, так что ситуация с коронавирусом коснулась нас в первую очередь. 80% туристов подали заявление на возврат, заявления от них мы начали получать с 24 января 2020 года».
История такова. Туристка 25 декабря 2019 года приобрела в агентстве «Азия Тур Якутск» тур на двоих в Китай на 13-27 февраля 2020 года стоимостью более 132 тыс. рублей. Исполнителем заказа выступал туроператор «Дальневосточный Феникс». Но тур был отменен в связи с распоряжением правительства от приостановке со 2 февраля безвизовых поездок между Россией и Китаем.
3 марта туристка обратилась к турагенту и туроператору с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств. Агентство аннулировало заявку и отправило туроператору запрос на возврат денег. Туроператор предложил в течение семи рабочих дней вернуть агентству 30% от полученной оплаты, а остаток будет числиться за турагентом и возвращен туристке не позднее двух месяцев после возобновления турпоездок в Китай. Туристка отказалась и от этого, и от предложения оператора перенести сроки путешествия на 2020-2021 годы. В агентстве ей ответили, что в таком случае могут вернуть лишь агентское вознаграждение.
Тогда представитель местного управления Роспотребнадзора от лица туристки обратился в суд с иском о взыскании с туроператора и турагента всей суммы по договору, а также неустойки за период просрочки, равной стоимости путевки. За перенесенные «нравственные переживания в связи с несвоевременным возвратом денежных средств» – еще 10 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда, а также штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Агентство «Азия Тур Якутск» вернуло туристке комиссионное вознаграждение. Оператор с иском не согласился, попросил исковые требования туристки не удовлетворять, так как вопрос о возврате денег истцу находится на стадии досудебного урегулирования. Дважды в отзывах суду компания указывала на специальную норму права по закону №166.
Суд констатировал, что туруслуги не были предоставлены агентством и оператором по независящим от них причинам, то есть в обстоятельствах непреодолимой силы, а также то, что туроператор предпринял необходимые усилия, чтобы договориться с клиентом. Тем не менее, даже в чрезвычайной ситуации его решили судить по законам «мирного времени» – за исключением неустойки суд выполнил все требовании истца.
С компании «Дальневосточный Феникс» в пользу туристки должна быть взыскана стоимость тура за вычетом комиссии агентства, а также компенсация морального вреда – 3 тыс. рублей и штраф более 61 тыс. рублей, всего – 185 824,08 рублей. Кроме того, компании придется оплатить госпошлину.
Туроператор намерен обжаловать это решение. RATA-news следит за развитием событий.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»