Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5410

Андрей Жарков: «За хороший сервис в России мало заплатить, за него надо еще и бороться»

Привередливость Андрея Жаркова, генерального директора компании «Жарков-Тур», хорошо известна рынку. Организуя поездки для туристов, он вникает во все тонкости программы и буквально «выгрызает печень» партнерам за каждую деталь. К тому же нередко сам ездит с группами и строго контролирует выполнение всех договоренностей. Поэтому работать с ним непросто. Но уж если г-н Жарков кого-то хвалит, то можно не сомневаться – речь идет о профессионалах высочайшего уровня. Тем интереснее было расспросить нашего собеседника, чего ему стоило в период пандемии перейти на рельсы внутреннего туризма.


- Основной акцент в ассортименте туров ваша компания всегда делала на страны СНГ.

- Да, потому что я сам из Узбекистана. И с этим были связаны некоторые сложности моего мировосприятия. Когда ты родился и вырос в этой красоте, когда тебе с детства знакомы Бухара и Хива, не всегда понимаешь, насколько эти города могут быть интересны туристам. И только потом, путешествуя по миру, приходишь к выводу, что и на родине очень красиво. Долгое время я не понимал, как можно восхищаться горами. Ощутил это только в Швейцарии. А потом уже поймал себя на мысли, что в Узбекистане и Таджикистане горы ничем не хуже, причем в Таджикистане почти все – пятитысячники.

- Вы активно работали с прибалтийскими странами, но только в пандемию в числе ваших предложений появился Калининград. Потому что границы были закрыты, а там море?

- Все очень просто. Мы долго занимались поездками в Литву. Выяснилось, что туристы хотят посмотреть Куршскую косу и со стороны Калининграда тоже. Это первое. Второе – много лет в ту же Литву было дешевле попасть через Калининград. Прилетел туда, сел в трансфер и через два часа гуляешь по Вильнюсу.

В Калининграде я прежде бывал, но в августе прошлого года, как только появилась возможность после локдауна, поехал туда с группой своих туристов. Принимала нас компания «Юнона», ее директор Светлана Слепенок. Когда у человека есть вкус, стиль и профессиональное чутье, это обязательно отражается на продукте, который он создает. Это я про Светлану. Отличная была поездка – и по логистике, и по экскурсиям, прекрасно организовано питание, что в России непросто.

Но сейчас Калининград неоправданно подорожал. Давайте сравним. Я только что прилетел с Мальдивских островов. Поездка на 15 дней стоила 2,5 тысячи долларов – по системе «все включено» с неограниченным алкоголем. А на днях мои туристы вернулись из Калининграда. На двоих 10-дневный тур обошелся в 3 тысячи долларов. Из питания – только завтраки. Почему они предпочли Калининград, а не Мальдивы? Потому что жаркое солнце им противопоказано по состоянию здоровья. В общем, если хочешь что-то посмотреть в России – ты должен за это хорошо заплатить. И это обойдется намного дороже, чем в Европе. К тому же за хороший сервис в России мало заплатить, за него надо еще и бороться.

- А в каком регионе, по-вашему, соблюдается соотношение цена/качество?

- Чтобы дешево и сердито, хорошо и близко? Представьте себе, это Мордовия. Одна ночь на поезде – и ты в другом мире. Самобытная республика, национальная кухня, доброжелательный народ, который говорит и на мордовском, и русском. Тур нам организовала саранская компания «Ветер странствий». Когда директор Ольга Боксимер прислала программу, у меня не возникло ни одного вопроса. Все было расписано по минутам – и этот график тщательно соблюдался в течение всей поездки.

Еще бы я назвал наше Золотое кольцо, особенно Ярославль и Ростов Великий. Сейчас в этом маршруте раскручивается самая красивая и богатая деревня России – Вятское. Там есть музеи, живописная архитектура и баньки по-черному. Был там недавно и очень хочу вернуться.

В Ростове работает отличная компания «Плешанов тур», ею руководит Ольга Одинцова. Этот оператор принимал несколько наших групп, туристы были в Ростове, Ярославле, селе Вятском, Костроме. Помимо замечательных экскурсий компания организует еще и театрализованные шоу, причем все наши группы смотрели разные программы.

Неплох Мурманск с его северным сиянием. Обидно, что в Териберку все едут посмотреть разваленные дома по следам фильма «Левиафан», съемки которого там проходили. И мало кто осознает, что это буквально край земли. Там ведь Баренцево море, начало Северного Ледовитого океана.

- В этом году вам удалось сделать тур даже в Якутск. Чем обоснован такой выбор?

- В новогодние каникулы я ездил в Нью-Йорк. Пошел в музей Гуггенхайма и был поражен тому, что огромный зал на третьем этаже посвящен России. По мнению американцев, у нас в стране два места, обязательных к посещению: Мурманск с Териберкой и Якутск с трубкой «Мир» – огромным карьером, не имеющим аналогов в мире, где открытым способом добывали алмазы. Так у меня возникла идея поехать в Якутск. Но когда я озвучил ее коллеге, которая родом оттуда, она сказала: «Андрей, вы вряд ли доберетесь до Якутска».

Прямых рейсов нет, полет в одну сторону обходится в 63 тысячи рублей. С инфраструктурой беда. Но я решил попробовать. Получился шикарный тур. Мы организовали его с местной компанией «Манго Трэвел».

Всё было непросто, действовали ковидные ограничения, и, например, было отменено празднование якутского Нового года Ысыах. Но наша группа его отпраздновала. Вместе с директором «Манго Трэвел» Жанной Решетниковой нам удавалось находить выход из самых трудных ситуаций. В этнографической деревне мы сняли дом, позвали шамана, взяли напрокат национальные костюмы, пригласили и нарядили артистов. К нам даже пришла известная исполнительница на якутском музыкальном инструменте хомус, у которой очень плотное расписание. Вот так мы организовали собственное празднование Ысыаха. Туристы были в восторге. Когда принимающая компания искренне рада гостям, всё получается.

Нас еще не хотели пускать в музеи – мамонтов и вечной мерзлоты из-за тех же ковидных ограничений. Принимали только при наличии официального письма от какой-либо организации. И тут пригодилось членство в РСТ. Мы попросили сделать нам письма и в музеи все-таки попали.

- В соцсетях вы известны своими разоблачающими постами по следам путешествий. Например, в Плес.

- Давайте так: к самому Плесу у меня претензий нет. А к местному общепиту – есть. Там есть, точнее, уже был очень популярный ресторан. Тарелка борща – 2500 рублей. А в помещении пахнет кошками. Я там даже есть не стал. Столик бронировал за неделю, просил у окна, сказали – сейчас там все занято, ближе к делу посмотрим. Мы пришли – зал пустой, только в одном уголке сидит семья.

Другой ресторан в Плесе. Оливье – 3500 рублей. Утверждают, что «нового прочтения», потому что с раковыми шейками. Когда я спросил у официанта, где собственно раковая шейка, мне показали маленького рачка, который лежал на краю тарелки. Наверное, такие цены ставят с ориентиром на иностранцев. Но их же сейчас нет, а цены те же.

А вот где вы в Провансе увидите борщ или пожарские котлеты? Там подают только блюда национальной кухни. Это правильно. А в Плесе на завтрак кормят яйцами бенедикт. Ну какие яйца бенедикт, алло? Оладушки, блинчики – вот, что должно быть. Но, кстати, это проблема не только Плеса, этим грешит всё Золотое кольцо.

Еще в Плесе остро стоит транспортная проблема. Из Москвы нет прямого сообщения, нужно добираться на электричке до Иваново, дальше на рейсовом автобусе до Плеса. Или на такси. Но тут такое дело: из Иваново до Плеса можно вызвать такси через приложение. А обратно – нет. Потому что приложение не работает. Договариваться с частником не каждый готов.

- Тем не менее, пандемия, можно сказать, вынудила турбизнес переориентироваться на внутренний туризма. И вы не исключение...

- Да. Но это было невероятно сложно! Вот возьмем Смоленск. Считаю, что за мою 30-летнюю деятельность это был худший тур. Удивительный город, но возвращаться туда не хочу. После этой поездки у меня появилось правило: просить у партнеров фотографии автобуса, на котором будут возить моих туристов, и подтверждение того, что в нем есть кондиционер и микрофон для гида. Когда ты работаешь с Европой и СНГ, у тебя таких мыслей не возникает. Представьте мое удивление, когда партнер в Смоленске подогнала к перрону... рейсовую маршрутку. Даже объявление о стоимости проезда висело. И машина была грязная. А встречающий группу опоздал к прибытию поезда.

Дальше. Вместо того, чтобы сразу создать яркое впечатление и показать роскошный, с потрясающей историей Успенский собор – главный кафедральный собор города, нас повезли смотреть церкви домонгольского периода, их в Смоленске три. Подъезжаем к одной, гид говорит: «Не надо туда идти, это новодел». Спрашивается, зачем ехали.

Наша страна очень красивая, но, повторюсь, сервиса нет. На днях переписывался с коллегой из Карелии. Она выкладывала в соцсети фотографии с Белого моря: «Андрей, туда такие туры потрясающие есть!». Я глянул… Размещение в палатках, туалет за елкой, душа нет. «Это же романтика!», – возразила она. Но сегодняшним туристам нужен комфорт и сервис. Тем более что такая «романтика» стоит совсем недешево.

А еще была история в городе Старица Тверской области. Я был там весной, очень понравилось, захотел вернуться. И вот на днях наш корпоративный клиент заказал туда тур, я к нему присоединился. В автобусе в какой момент отвлекся, потом смотрю в окно – и понимаю, что мы покидаем Старицу, ни разу там не остановившись. Подошел к гиду – почему нет экскурсии по городу? Мы же не посмотрели церковь Илии Пророка, Борисоглебский собор, они заявлены в программе. Она: так дождь же идет. Вот так. Дождик, кстати, чуть моросил. Конечно, мы вернулись в город, всё посмотрели.

- Андрей, вы активно путешествуете и у вас свежий взгляд на российский турпродукт. Можете навскидку назвать несколько нераскрученных мест, которые вас удивили в последнее время?

- Могу. Воронеж поразил гастрономией. Вкусная мраморная говядина, много фермерских хозяйств. И регион явно недооценен, там хорошо сохранившиеся и очень красивые усадьбы XVIII-XIX века, много других достопримечательностей.

Белгород – фантастический, интересный город. Я не увидел ни одного разрушенного здания, везде чисто, аккуратно, комфортно. Много интерактивных музеев, включая «Прохоровское поле».

В Салехарде мы были на празднике День оленевода, обедали в настоящем чуме, ели приготовленную оленеводами еду, катались на оленьих упряжках.

Вообще я понял, что в каждом регионе России обязательно есть что-то интересное для туристов. Но всегда говорил и повторю: тем, кто продает туры по стране, нужно ставить памятники при жизни.

Мария Демочкина, специально для RATA-news

Организатор трагического восхождения на Эльбрус явился с повинной и арестован

Вчера в Ростуризме прошло совещание в связи с трагедией в Кабардино-Балкарии. 23 сентября, после ухудшения погодных условий группа из 19 человек, совершавшая восхождение на Эльбрус от компании Elbrus.Guide запросила помощь. Во время спуска пять человек погибли, по предварительным данным, от переохлаждения. Остальные были эвакуированы спасателями, 11 из них были госпитализированы.

Организатор этого восхождения Денис Алимов явился с повинной и арестован. Городской суд Нальчика возбудил уголовное дело по статье 238 УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц».

Денис Алимов – основатель петербургского туристического клуба «Время приключений», специализировался на речных сплавах на каяках. Как сообщает «Фонтанка», в 2015 году г-н Алимов открыл горное подразделение Elbrus.Guide в Пятигорске, нанял местных гидов и организовал туры на Эльбрус. Стоимость восхождения составляла около 40 тыс. рублей с человека.

Как рассказала RATA-news менеджер по развитию компании Russia Discovery Ирина Милинцова, на совещании в Ростуризме обсуждались причины ЧП и возможные меры по ужесточению требований к организации таких туров. В том числе и законодательные, так как с 1 июля 2022 года вступит в силу федеральный закон об обязательной аттестации инструкторов-проводников.

«Среди необходимых мер, которые буквально лежат на поверхности, это, конечно, информация, – полагает она. – Эльбрус – одна из семи самых высоких вершин мира, высочайшая точка Европы, и многие хотят ее покорить. Но далеко не все осознают масштаб сложности и опасности. И нужна более широкая кампания по информированию туристов, в том числе, на государственном уровне».

Интерес к горным турам сейчас очень высок, говорит собеседница: «Возможно, это связано с закрытием границ. У нас в этом году спрос подскочил минимум на 20%. Было много и групповых, и корпоративных, и индивидуальных туров. Начиная с майских праздников и до середины сентября, мы каждую неделю отправляли по группе».

На совещании обсуждались такие возможные меры, как создание поста МЧС или какой-либо другой службы, которая отслеживала бы погоду и могла вынести запрет на подъем. «Сейчас эта ответственность лежит на гиде, который сам принимает решение- совершать подъем или нет. Когда отправлялась та группа, прогноз был не самый благоприятный. Десять групп отказались от восхождения, а эти пошли. В конце концов, можно было отправить не всю группу, а только самых сильных участников», – пояснила г-жа Милинцова.

Одновременно, по ее словам, предстоит более детально регламентировать состав группы и работу гидов. «В нашей компании такие группы не превышают 15 человек, при этом во время восхождения у нас по одному гиду на каждые три человека. Но есть компании, у которых на гида приходится пять или восемь человек. Сейчас это никак не регулируется», – заметила эксперт.

«На мой взгляд, основанный на личном опыте, причина катастрофы – ошибки гидов, – говорит генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Думаю, они не увидели угрожающую перспективу и решили, что проскочат. Прогноз погоды с вечера показывал шторм и снегопад на вершине после 12 часов. Можно ли было идти? Да, можно, сильная группа могла спуститься до 12. Но скорость подъема 20 человек была очень низкой, в 10 часов они только подходили к вершине. Шанс мог бы дать быстрый спуск вниз, но скорость спуска тоже была катастрофически низкой».

По его словам, восхождение на Эльбрус – это не легкая прогулка, риск есть всегда. И жертвы, к сожалению, есть каждый год. «Выход только один – аттестовать всех гидов через квалификационный экзамен силами Федерации альпинизма России, делать это систематически. Простейший медосмотр участников накануне восхождения позволит хотя бы частично выявить больных и неготовых. МЧС могла бы «закрывать» гору в каких-то случаях, делая официальное заявление о причинах. Гиды должны быть на постоянной связи с МЧС. Запретить большие группы, один гид не может вести больше трех клиентов, например», – рассуждает г-н Ромашкин.

С ним согласен член правления Федерации альпинизма России, руководитель Центральной школы инструкторов Александр Одинцов: «Оптимальный состав – три клиента на одного опытного специалиста. Такой массовый набор, как в нынешнем случае, – категорическое упущение организаторов».

Он также полагает, что в кавказской трагедии виновны гиды. «Каждый год Эльбрус уносит по 10-15 человек. Но погибают обычно один-два альпиниста. А тут сразу пять жертв и одиннадцать – в реанимации. Это настоящая трагедия. И ее причина в том, что только 20% работающих в Приэльбрусье гидов имеют альпинистский опыт, остальные – “пираты”».

Напомним, согласно федеральному закону об обязательной аттестации инструкторов-проводников, раз в пять лет их должны аттестовывать профильные некоммерческие организации, внесенные Ростуризмом в соответствующий реестр. Для допуска к аттестации будущий инструктор должен иметь среднее профессиональное или дополнительное образование соответствующего профиля и опыт работы либо стажировки по профстандарту. Одновременно Ростуризм будет вести на своем сайте их открытый единый федеральный реестр инструкторов-проводников.

По словам Александра Одинцова, нормы, подзаконную документацию к новому закону в части альпинизма может составить только Федерация альпинизма России. «Но к нам пока не обращались, а наша инициатива ни к чему не приводит», – заметил он.

Светлана Ставцева, RATA-news

Почему Мальдивы надо бронировать у PAC Group

Объем продажи туров на Мальдивские острова в компании PAC Group в десять раз превышают показатели 2019 года. Об этом сообщил генеральный директор туроператора Илья Иткин, открывая встречу с турагентами под названием Brainstorm Maldives 2021.

В мероприятии приняли участие представители мальдивских отелей Soneva Resorts, Villa Hotеls & Resorts, The Standard Huruvalhi Maldives, Banyan Tree Vabbinfaru, Angsana Ihuru, Angsana Velavaru, Movenpick Resort Kuredhivaru Maldive, Furaveri Maldives, Raffles Maldives Meradhooи Intercontinental Maldives Maamunagau Resort, JA Manafaru, Velaa Private Island.


Г-н Иткин отметил, что Мальдивы очень выиграли благодаря тому, что открылись для международного туризма еще осенью 2020 и с относительно небольшими ограничениями. «За прошедший год острова набрали ход и своего не упустят даже теперь, когда возможностей выехать на отдых стало больше, – подчеркнул он. – Мы начали работать с Мальдивами в 2013 году, направление динамично развивалось в сегменте вип-поездок, но именно в 2020-м перешло в разряд стратегических».

Он добавил, что за это год очень много было сделано для обучения агентов. Оператор провел четыре рекламных тура, три больших обучающих проекта по Мальдивам и региональные роад-шоу.


Руководитель направления Мальдивы Ольга Цыганова напомнила преимущества PAC Group: прямые рейсы «Аэрофлота» и Azur Air в аэропорт Мале, прямые контракты с 80% мальдивских отелей, конкурентные цены, фактически круглосуточный режим работы и оперативные ответы на вопросы агентов. Также она рассказала об акции «Мальдивская сказка», стартовавшей 1 сентября. «Предлагаем бронировать Мальдивы именно в нашей компании, потому что по итогам продаж в каждом месяце топ-10 агентам, продавшим самые большие объемы, мы на 1% увеличим комиссию. А когда акция закончится в конце февраля, выявим десять агентов-лидеров, которые в следующем году бесплатно побывают на островах в рекламных турах», – сообщила г-жа Цыганова.

По словам главы офиса по туризму Мальдивских островов Киры Векшиной, практически целый год Россия по въезду на архипелаг была на первом месте, и только в сентябре нашу страну немного обогнала Индия. «Для Мальдив туризм – самая важная отрасль, поэтому большое внимание уделяется безопасности туристов в период пандемии. Власти архипелага выпустили большой свод правил, которым должны следовать курорты и все, кто занимается туризмом. Первой дозой вакцинированы уже 99% работников туриндустрии, 93% получили обе дозы. На многих курортах полностью вакцинирован весь персонал. Соблюдать правила безопасности очень помогает местная инфраструктура, организованная по принципу один остров – один курорт.

«На Мальдивах есть непривычные для россиян типы размещения, например, сафари-яхты, их называют плавучими отелями. Проживая на них, можно практически постоянно наблюдать за морской природой, несколько раз в день погружаться. Конечно, это особенно ценят дайверы. Российские туристы пока не распробовали такой вид отдыха, но нам хотелось бы, чтобы они о нем узнали и полюбили», – сказала г-жа Векшина.

Она также рассказала о новой программе «Пограничная миля». Мальдивы первыми в мире запустила программу лояльности для туристов, работающую по аналогии с бонусными милями авиакомпаний. Получить баллы можно за каждое пересечение границы, ночь пребывания на островах, за какое-либо тожественное событие – например, свадьбу, юбилей и т.д. Накопив необходимое количество баллов, турист достигает бронзового, серебряного или золотого уровня и получает привилегии, среди которых приоритетный проход пограничного контроля, спецпредложения от отелей – бесплатный визит в спа или ресторан и многое другое.

Наталья Панферова, RATA-news

Российский рынок без горящих туров

Спрос на туры за рубеж во второй половине сентября оказался на 25-40% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщил представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов, уточнив, что рост продаж зависит от направления.

Директор по маркетингу Travelata.ru Олег Козырев поясняет, что традиционно в сентябре на рынке отмечается спад бронирований, но в этом году его не произошло. Продажи остались на высоком уровне, превысив значение показателя сентября двухлетней давности на 50%.

Г-н Козырев связывает выраженную положительную динамику с реализацией отложенного спроса на Египет. Направление, по словам эксперта, сейчас выступает вторым по популярности, формируя 17% бронирований. Лидером продаж по-прежнему остается Турция – 57%. Похожие цифры приводят аналитики Level.Travel, по оценкам которых на долю Египта проходится 10%, а средний чек при бронировании составляет 127,4 тыс. руб. Для Турции аналогичные значения оцениваются в 60% и 112,2 тыс. руб. соответственно.

Игорь Блинов склонен связывать активную динамику бронирований с установившейся в Москве в сентябре холодной погодой и неудачным бархатным сезоном для российских курортов.

«Из-за природных катаклизмов в Краснодарском крае многие собиравшиеся отдохнуть в сентябре в Сочи самостоятельные туристы переориентировались на поездки за рубеж»,— сказал он «Коммерсанту». Г-н Блинов поясняет, что сменить направление таким путешественникам обычно не составляет труда: внутренний рынок характеризуется небольшой глубиной бронирования, многие туристы добираются до курортов на машинах.

Об этом же говорит представитель туроператора «Интурист» Дарья Домостроева. Она отмечает, что многие турпоездки сейчас продиктованы стремлением «спастись от холодной погоды». В то же время, по словам эксперта, все открытые направления демонстрируют уверенный рост продаж.

«Горящих туров на рынке нет, а на даты школьных каникул в октябре-ноябре уже сложно найти доступные места в популярных отелях», – поясняет г-жа Домостроева. Игорь Блинов добавляет, что пляжный туристический сезон в Турции традиционно длится до конца октября.

В «TUI Россия» поясняют, что общий объем продаж сравнивать с 2019 годом некорректно – тогда не было никаких ограничений на перемещения. Одновременно в компании отмечают устойчивое восстановление спроса на зарубежные поездки относительно показателей 2020 года, связывая его с расширением линейки предложения туроператоров и ростом уверенности путешественников. Туристов не останавливает необходимость проходить ПЦР-тестирование, многие уже вакцинированы, отмечают в компании.

В период действия ограничений в прошлом году привыкшие отдыхать за рубежом туристы обеспечивали российским курортам примерно 30% дополнительной загрузки, отмечает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Сейчас, по его словам, часть этого спроса переориентировалась обратно на выездные направления.

Эксперт связывает это как с летними наводнениями в Краснодарском крае, так и с действующими в регионе ограничениями на заселение в отели непривитых гостей. «Многих туристов эти меры отпугивают», – констатирует г-н Ромашкин. Эксперт добавляет, что летний сезон на российском черноморском побережье уже закончен и дальнейшие перспективы внутреннего рынка зависят от новогодних и рождественских праздников: пока бронирований на них в Сочи нет на фоне действующих ограничений. Крым же, по словам Сергея Ромашкина, традиционно не рассматривается россиянами как зимнее направление.

Всемирный день туризма в Санкт-Петербурге – миллион впечатлений

В городе на Неве в минувшие выходные состоялся фестиваль, посвящённый Всемирному дню туризма. Яркий праздник, организованный при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, стал символичным завершением летнего сезона и началом осенне-зимнего. Благодаря онлайн-трансляциям каждый горожанин мог стать его героем и участником, не выходя из дома.

«Трудно переоценить роль индустрии гостеприимства для Петербурга. Она вносит важный вклад в его экономику и создает новые рабочие места, сохраняет культурное наследие и рассказывает о Северной столице России всему миру, – прокомментировал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев. – В этом году мы подготовили для жителей и гостей города целый комплекс интересных событий».

Открыл фестиваль Sup-карнавал в исторических и оригинальных костюмах. Водный парад продолжил торжественный проход аквабайкеров, приуроченный к закрытию гидросезона-2021. По рекам и каналам Петербурга прошли более 50 гидроциклистов.


Отправились в путешествие по водным артериям города и музыкальные коллективы. По кольцевому маршруту проплыли суда, пассажиры которых наслаждались прекрасной музыкой и видами северной столицы.

Курсировали по Неве и прогулочные теплоходы с гигантскими смартфонами. На led-экранах размером три на четыре метра транслировались видео с разных площадок праздника, а также фотографии всех, кто сделал публикации в соцсетях с хэштегами #яБылвСпб2021 и #ДеньТуризма2021.


«Сухопутную» часть праздника открыли выставка необычной техники и уникальных автомобилей «Движок», а также Фестиваль цветов, в программе которого был вернисаж цветочных платформ и выступление духовых оркестров.

На территории Петропавловской крепости дети и подростки принимали участие в квесте «Остров сокровищ». А на Дворцовой площади появился vr-бинокуляр – с помощью дополненной реальности можно было оказаться в городе в его разные исторические периоды.


На «Улице Кулинарных посольств» предлагалось знакомство с кухней разных стран. Гости гастрономического фестиваля пробовали пирожные «паштейш» из Португалии, вьетнамский «фо бо», ризотто по-итальянски и другие национальные блюда.


В честь Дня туризма в Северной столице прошла также социальная акция «Гостеприимный Петербург», организованная правительством города совместно с компаниями сферы гостеприимства и институтами культуры. Подготовлено было 10 тысяч бесплатных предложений более чем от 70 организаций. Жители и гости Петербурга смогли посетить музеи, океанариум, различные квесты, концерты и мастер-классы, а также водные, автобусные и пешеходные экскурсии.

Благодаря трансляциям международного телеканал Euronews праздничный Петербург смогли увидеть зрители 160 стран.

Маршрут «Золото русской литературы» нацпроекта «Культура» очень понравился детям

По культурно-просветительскому маршруту «Золото русской литературы» нацпроекта «Культура» Министерства культуры проехала первая группа детей из Московской области.

«Золото русской литературы» – одна из 14 культурно-просветительских программ для школьников нацпроекта «Культура» 2021 года. Они охватывают более 20 регионов России. Участие в них принимают дети из всех уголков нашей страны. Программы нацпроекта направлены на повышение интереса к изучению российской культуры, истории, литературы, традиций народов России. В ближайшее время по маршруту, посвященному русской литературе, проедут школьники из Курской, Белгородской и Брянской областей. Всего же по данной программе отправятся в путешествие 440 детей из 9 регионов Российской Федерации.


Трёхдневная экскурсия включает знакомство с культурными и историческими объектами Орла, а также Орловской и Тульской областей.

Помимо знакомства с городами, изучения экспозиций тематических музеев, прогулок по паркам и музеям-заповедникам, школьники побывали в музее-усадьбе И.С. Тургенева, в родовом имении семьи Толстых в селе Николо-Вяземское, посетили усыпальницу А.А. Фета, посмотрели фильм о разведении зубров в визит-центре национального парка «Орловское Полесье», сходили к Святому источнику Казанской иконы Божией матери и погостили в мемориальной мастерской художника А.И. Курнакова.

Всё увиденное произвело на детей неизгладимое впечатление.


Юлия, 14 лет, Московская область, город Раменское: «В данной программе мне понравилось все. Орел очень красивый и довольно тихий город. Мы ходили в гости к Льву Толстому и Тургеневу. Природа этих мест восхитительна! Когда видишь те пейзажи, те красоты, которыми любовались писатели, самому хочется написать свой стих».

Алена, 13 лет, Московская область, город Раменское: «Орёл – город воинской славы, город-герой, не зря его назвали именно так. Красочный, зеленый, вдохновляющий... Все музеи были очень интересные и познавательные. Мы узнали много нового, интересного».

Егор, 14 лет, Московская область, город Раменское: «Всё было очень интересно! Больше всего понравилась пешая экскурсия по городу Орёл. Музеи все были довольно интересные, но самым интересным был музей-усадьба Л.Н. Толстого. Всё рассказывалась очень познавательно и интересно!».

Андрей, 16 лет, Московская область, город Раменское: «Самое интересное для меня в поездке было посещение краеведческого музея, поместий и разных памятников в Орле».

При формировании групп особое внимание уделяется победителям олимпиад и конкурсов, учащимся школ искусств, общеобразовательных учреждений и кадетских корпусов.

Российский фонд культуры, являющийся оператором реализации культурно-просветительских программ проекта, приглашает каждого ребенка, побывавшего в туре, поучаствовать в творческом конкурсе по итогам поездки в номинациях «Эссе», «Поэзия», «Видеоролик» и «Видеоролик для тик-тока». Победителей будет определять жюри из известных деятелей культуры. Призёров вместе с родителями пригласят в Москву в Российский фонд культуры на церемонию награждения.

«Илва»: новогодние сборные туры в Белоруссию

Группа компаний «Илва» – белорусский и российский туроператор по международному выездному туризму, приглашает к сотрудничеству по формированию сборных групп в Белоруссию на период новогодних праздников.

Правила въезда в Белоруссию для граждан России.

Хрустальный Витебск Марка Шагала, новогоднее представление с участием в зимних забавах в музее-усадьбе Репина «Здравнево», чарующие звуки органа в Софийском соборе в древнем Полоцке, потрясающие своим великолепием средневековые замки Мира и Несвижа, заповедная новогодняя сказка Беловежской пущи, где расположена резиденция главного волшебника Белоруссии – Деда Мороза.

Самая популярная программа – «Новогодний экспресс» в резиденцию Деда Мороза в Беловежской пуще.

Программы разработаны с учетом прибытия поездов из Москвы, Петербурга и регионов России.

Программы сборных групп на сайте.

«Илва»: +375-212-67-31-63

+375-336-057-057 (Viber, WhatsApp)
+7-916-354-26-16 (Viber, WhatsApp)

ilva2000@yandex.ru, ilvarb@yandex.ru

www.ilva.by

Северная романтика портового города Отару

Расцвет небольшого портового города Отару на Хоккайдо пришёлся на вторую половину XIX и начало XX века. В те времена это был один из главных торговых, финансовых и деловых хабов Японии. Сегодня былое значение для страны он утратил, но зато превратился в очаровательный уголок старого мира.

Прекрасно сохранившийся исторический канал, старинные особняки из кирпича и камня... По вечерам в центре зажигают масляные лампы, и тихие мощёные улочки смотрятся особенно романтично.


Отару ещё называют «Городом холмов». Самая высокая точка – гора Тэнгу. За лучшим видом нужно подняться по канатной дороге к святилищу Тэнгу-яма, а за целебными ваннами – на горячие источники Асаригава онсэн.

Кроме того, здесь можно поиграть в гольф и теннис, полюбоваться разноцветными осенними листьями, а зимой – покататься на горных лыжах и поучаствовать в снежном фестивале.

Подробности на Visitjapan.ru.

Остров Хийумаа – отдых круглый год

Любимый серферами, моряками, туристами и поклонниками отдыха на природе остров Хийумаа – райский уголок для тех, кто ищет тишины, покоя и уединения.

Остров готов принимать гостей круглый год. Паром до Хийумаа выходит из порта Рохукюла каждые 1,5 часа. Переправиться можно с собственным автомобилем или велосипедом. Добраться до острова можно и самолетом из аэропорта Таллина. Когда холодной зимой встает толстый лед, открываются официальные ледовые трассы. Протяженность одной из них – по морю между Хийумаа и материком, составляет около 25 км.

На острове царят спокойствие и непринужденная атмосфера сельского отдыха. Здесь нет огромных курортных комплексов и длинных мощёных променадов с ресторанами и туристическими развлечениями, зато есть маяки. В древности их строительство требовало такой же смелости, как выход в бушующее море. Поэтому у прибрежных народов маяк приобрел сакральное значение – стал символом пути к семейному очагу.


Маяк Кыпу, построенный в 1531 году, является одним из старейших действующих маяков в мире. Огонь находится на высоте более 102 метров над уровнем моря. Более внушительного маячного огня на Балтике нет.

Другой маяк – Тахкуна, расположенный в северной части острова Хийумаа, начали строить в 1873 году. На башню можно подняться, отсюда открывается великолепная морская панорама. Маяк Ристна заказали во Франции в 1873 году, заработал он уже в 1874 году. В его основании работает маленькое кафе.

На Хийумаа фантастические рестораны, многие из них отдают предпочтение полезным продуктам и традиционным рецептам с добавлением современных ноток. В порту, в здании старой таможни, находятся ресторан и гостевой дом Ungru. В его меню – особенные, но при этом простые и «душевные» блюда.


Hobekala – еще один популярный ресторан с гостевым домом. Помимо прекрасного проживания он может побаловать гостей вкусными блюдами из морепродуктов. Ресторан Lest & Lammas Grill («Барашек & камбала гриль») предлагает оригинальные блюда хийумааской кухни. Легендарное кафе Rannapaargu с великолепным видом на море, находится на пляже Кярдла. Хотя слово «paargu» означает летнюю кухню, заведение открыто круглый год. Девиз ресторана в порту Роограху – место, где еда делает тебя счастливым.Фото эстония порт


Несмотря на то, что на Хийумаа нет спа-комплексов и больших отелей, здесь найдется множество уютных домиков для отдыха на пляже и кемпингов со всеми удобствами. Например, центр отдыха Kassari расположен на берегу моря. Он способен удовлетворить потребности даже самого взыскательного гостя, а также семьей с детьми. Небольшой отель Liilia предлагает комфортные и уютные номера. Бревенчатый домик в милой деревне Хелламаа придется по вкусу любителям хуторской романтики.

При поддержке Европейского фонда регионального развития.

«Арт-Тур», партнеры и рок-н-ролл: туроператору 29 лет!

Гостями вечера стали более 100 человек, включая директоров лучших московских и региональных агентств, представителей отелей и авиакомпаний, а также дружный коллектив «Арт-Тур».

Генеральный директор компании Дмитрий Арутюнов поделился новостями. Гости узнали, что у «Арт-Тур» есть блоки мест на бортах flydubai с вылетами из Москвы и регионов (Казань, Самара, Уфа, Пермь, Махачкала, Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Новосибирск), а в Абу-Даби официально авторизовали вакцину Sputnik V.


На Маврикии с 1 октября вакцинированные туристы смогут отдыхать как раньше – бронировать отель по своему выбору и свободно путешествовать по острову без карантина.

С 1 октября планируется и открытие Аргентины. Власти Кубы к 15 ноября планируют отменить многие антикоронавирусные ограничения.

Танцевальная часть вечера открылась ярким восточным танцем и мастер-классом по сальсе. Самый лучший танцор получил ваучер на 5 ночей в отеле You&Me Cocoon Maldives. Жаркие танцы сопровождали гостей в течение всего вечера.


Самый старательный рок-н-рольщик был награжден ваучером от отеля Cocoon Maldives на 5 ночей. На этом подарки не закончились! Была устроена лотерея, в которой разыграли более 30 ваучеров от партнеров туроператора.

В ходе вечера гости с удовольствием поздравляли компанию «Арт-Тур». Все благопожелания записаны на видео и смонтированы в потрясающий ролик. Посмотрите.

Апогеем вечера стал 14-килограммовый торт в виде названия компании.


Туроператор «Арт-Тур» сердечно благодарит за поддержку своих партнеров – отели Atlantis The Palm, Jumeirah Al Qasr и Mina A Salam, Furaveri Maldives, Kempinski Hotel Soma Bay, Nikki Beach, Finolhu Maldives, Radisson Blu Resort Maldives, Niyama Maldives, отели цепочки Shangri-la, Rotana; авиакомпании Emirates, flydubai, Air Arabia, Etihad Airways; отели Ali Bey, JA Manafaru, Robinson Maldives, Coco Palm Dhuni Kolhu, Patina Maldives, Vakkaru, Soneva, The St. Regis Saadiyat Island Resort, Abu Dhabi and Al Wathba, a Luxury Collection Desert Resort & Spa, Abu Dhabi, Le Meridian Ile Mauritius, Sheraton Maldives Full Moon, JW Marriott Maldives, Anantara The Palm, Dubai, Hideaway Beach Resort Maldives, Eagles Resort Halkidiki, Waldorf Astoria The Palm и Waldorf Astoria Ras Al Khaimah, Kuramathi Maldives, Rixos The Palm, Rixos Saadiyat, Andaz Dubai The Palm, Address Fujairah и Rixos hotels .