Кроноцкий заповедник просит помочь в борьбе за справедливый исход «дела об очистке»
Сотрудников Кроноцкого заповедника на Камчатке бездоказательно обвиняют в хищении бюджетных средств. Им грозят реальные сроки до 10 лет.
В Петропавловск-Камчатском городском суде завершается рассмотрение уголовного дела по обвинению сотрудников Кроноцкого государственного заповедника в хищении средств, выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба в 2015-2016 годах.
В RATA-news обратился Вадим Мамонтов, руководитель комиссии РСТ по приключенческому туризму и генеральный директор компании RussiaDiscovery, которая много лет работает с этим заповедником. Он попросил рассказать про «дело об очистке», подчеркнув, что не сомневается в порядочности людей, которым грозят реальные сроки.
По его словам, Кроноцкий заповедник – один из лучших в России в плане развития экологического туризма. Таким он стал не только благодаря потрясающей природе, но и тем людям, которые сохраняют эту природу, делают путешествия по заповедным достопримечательностям максимально комфортными, безопасными и интересными. «Это огромная работа крепкой команды профессионалов, и по совершенно непонятным обвинениям лишать заповедник таких высококлассных специалистов просто чудовищно. Боюсь, это может привести к непредсказуемым последствиям для экологического туризма, природы Камчатки, всего туристического сообщества», – сказал Вадим Мамонтов
Заповедник, в свою очередь, распространил информацию о том, что судебный процесс завершается. В своей речи в прениях государственный обвинитель заявил, что вина подсудимых доказана в полном объеме. Наказание, по его словам, возможно только путем реального лишения свободы, он запросил для каждого из обвиняемых сроки от 6 до 8 лет лишения свободы плюс многомиллионные штрафы и компенсацию ущерба солидарно свыше 454,6 млн рублей.
Подсудимые – начальник научного отдела Дарья Паничева, замдиректора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин, замдиректора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова и бывший директор заповедника Тихон Шпиленок – посмертно.
Заповедные земли Кроноцкого не всегда носили охранный статус. В его границах шли работы по разведке нефти, проектировалась гидроэлектростанция, располагались поселки и военные части. Когда губительная хозяйственная деятельность прекратилась, на загрязненных участках остались тонны нефтепродуктов и ГСМ в бочках и резервуарах, брошенное оборудование, остатки сооружений. Это и есть накопленный экологический ущерб.
В декабре 2014 года ФГБУ Кроноцкий заповедник становится одним из первых природоохранных учреждений в России, на территории которого будет производиться ликвидация такого ущерба. Это пилотный проект для всей заповедной системы в стране. Эта история и стала в 2020 году поводом для «дела об очистке».
Изначально у проверяющих органов возникли вопросы к подрядной организации «Экология», которая выполняла работы по очистке на территории заповедника. Заповедник выступил потерпевшей стороной. Однако затем ситуация развернулась на 180 градусов.
Обвинение настаивает на том, что очистка не проводилась, а подсудимые присвоили средства, выделенные государством. Якобы сотни тонн металлических бочек, старой техники и обломков зданий с заповедной территории не вывезли, а закопали на берегу. При этом, как утверждают сотрудники заповедника, в ходе расследования не проводились очные ставки, не было экспертных оценок документов, экспертизы проведенных работ, расходов подрядчика. Не устанавливались также места якобы имевшихся закопок.
В качестве доказательств, что выводы следствия неверны, команда Кроноцкого заповедника собрала сотни документов, фото- и видеоматериалов, свидетельских показаний, заключения научных учреждений, Росприроднадзора, Минприроды России. Всю информацию по делу можно посмотреть на сайте. А здесь есть фотографии, которые иллюстрируют объем проделанной работы по очистке, и доказывают, что эти собранные в одном месте бочки были вывезены с территории заповедника.
Следствие также утверждает, что речь идет о якобы организованной преступной группе, которой руководил директор заповедника Тихон Шпиленок. Он умер в 2016 году. При этом в 2015 году он из-за болезни отсутствовал на рабочем месте 183 дня, а в 2016 году – 301 день. Все это время он был за пределами Камчатского края и полноценно руководить коллективом никак не мог.
Сотрудники заповедника просят коллег помочь им доказать свою невиновность, написав ходатайства в генеральную прокуратуру РФ и аппарат президента РФ. Инструкции здесь.
Кстати, после этой скандальной истории крупных проектов по очистке заповедных территорий в стране реализовано не было. В заповедном сообществе высказывают опасения, что, если приговор по «делу об очистке» будет обвинительным, другие ФГБУ просто не возьмут на себя управление такими суммами бюджетных средств. Вряд ли кто-то еще захочет вслед за коллегами из Кроноцкого заповедника без причин оказаться на скамье подсудимых.
Вадим Мамонтов просит всех, кто знает сотрудников заповедника и не сомневается в их честности, поддержать коллег в борьбе за справедливость, помочь им доказать свою невиновность, написав ходатайства в генеральную прокуратуру РФ и аппарат президента РФ. Инструкции здесь.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»