На гастрономический фестиваль туристов и калачом не заманишь
Событийный туризм в Ивановской области набирает обороты. В последние несколько лет обозначились основные лидеры – крупные гастрономические фестивали, которые из года в год собирают по несколько тысяч гостей. Вот только турфирмы на этом практически ничего не зарабатывают.
Развитие гастрономического туризма в Ивановской области связывают с фестивалем «Лук-лучок», который уже 12 лет проводится в поселке Лух в 94 км от областного центра. Сам фестиваль и его «визитная карточка» – тракторист Олег Опарин, – стали известны на всю страну после того, как в 2015 году один праздник посетила съемочная группа телепередачи Первого канала «Вечерний Ургант».
«В 2016 году число гостей нашего фестиваля было не больше 5 тысяч, в 2018-м уже в два раза больше, – рассказал представитель администрации Лухского района Андрей Красильников. – Люди самостоятельно приезжают из Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, со всей Ивановской области. Наладили связи мы и с турфирмами, которые привлекают туристов».
Наталья Калинина, директор туроператора «Славянка», сотрудничающего с администрацией Лухского района, рассказала, что запросы на готовые туры с посещением событийных мероприятий – большая редкость даже среди жителей Ивановской области, не говоря уже о гостях из других регионов. Большинство туристов приезжают на своих машинах, семьями или с друзьями, небольшими группами. «На гастрономические фестивали запросов крайне мало, этим заниматься невыгодно», – подытожила г-жа Калинина.
Порой турагентства слишком поздно понимают, что понесут убытки, и сильно подводят организаторов. Так случилось несколько лет назад с одной из ивановских турфирм, которая взялась обсуживать фестиваль «КухонЪ». «Мы с ними договорились, распечатали листовки, где было написано, что они наши партнеры, – рассказывает организатор фестиваля Александр Саков. – Агентство должно было организовать трансфер из Иванова к месту проведения фестиваля. Но за день до события объявило, что для него это невыгодно – туристов набралось очень мало, и отказалось везти людей. Пришлось срочно искать другой трансфер».
По словам г-на Сакова, турфирмы гостей на фестивали возят неохотно: на трансфере не заработаешь, а добавлять какие-либо экскурсии чаще всего невозможно, так как после двух-трехчасового гуляния на фестивале посещать что-то еще у туристов просто нет сил. В прошлом году на «КухонЪ» приезжали корпоративные группы, но, опять же, в обход турфирм: предприятие заказывало автобус и приглашало желающих. Вот и получается, что турагентства остаются в стороне, хотя крупнейшие фестивали, по официальным данным департамента культуры и туризма, посещают по несколько тысяч человек: Парская ярмарка и «Лук-лучок FEST» набирают до 10 000 человек, «КухонЪ» – до 6 тысяч.
Турфирмы, в свою очередь, объясняют отсутствие спроса на туры уровнем организации фестивалей. «Единственное, к чему у меня нет претензий, это к названиям фестивалей, – говорит представитель одной из ивановских турфирм. – Но вы были на этих фестивалях? Уровень – абсолютно сельский. Для жителей районов, в которых они проводятся, это хороший праздник. Но туристов из других регионов не заманишь туда и калачом».
Кроме того, и сам формат мероприятия таков, что дешевле и удобнее его посетить на личном транспорте: приехал, погулял и уехал, когда захочется, а не когда отправляется общий автобус.
Ксения Кабанова, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»