РАТА-новости от 03.07.2003
Валентина Матвиенко – за развитие туризма
Туристический потенциал Северо-Запада в настоящее время реализуется не просто недостаточно, а слабо и плохо, заявила Валентина Матвиенко, выступая на выездном заседании рабочей группы Экспертного совета по экономическим инвестициям при полномочном представительстве президента РФ в СЗФО. Заседание было посвящено реализации программы "Развитие туристической индустрии в Северо-Западном федеральном округе".
Г-жа Матвиенко отметила, что, по оценке экспертов, только Санкт-Петербург мог бы принимать около 30 млн. туристов в год, тогда как сейчас весь СЗФО принимает только 3 млн. человек. Если посчитать потери для экономики Северо-Запада, то они оцениваются в сотни миллионов долларов, а по некоторым оценкам даже близки к одному миллиарду, заметила Валентина Матвиенко. По ее словам, Северо-Запад России обладает конкурентными преимуществами в области туризма. Округ граничит с семью государствами, и это дает дополнительные возможности в организации приграничного сотрудничества. Кроме того, именно на Северо-Западе сосредоточена значительная часть отечественных памятников истории культуры и археологии. Только в Ленинградской области их список насчитывает 3,9 тысячи объектов, в Карелии - четыре тысячи.
Слабое развитие туризма, таким образом, обусловлено не тем, что условия для него отсутствуют, а тем, что они плохо используются, подчеркнула г-жа Матвиенко. В числе основных проблем, связанных с развитием туризма, она выделила слабое развитие туристической инфраструктуры, низкое качество предоставляемых услуг, а также несовершенство законодательства, которое сдерживает поступление в эту сферу инвестиций, в том числе и зарубежных.
При этом Валентина Матвиенко призвала полнее использовать возможности, которые открывает в сфере туризма череда предстоящих юбилеев российских городов. Так, по ее словам, празднование 300-летия Петербурга показало, насколько велик интерес как к городу на Неве, так и к России в целом. "После завершения юбилейных торжеств мы видим массированный приток туристов в город, и городские отели максимально загружены", - сказала она. По словам г-жи Матвиенко, туризм играет значительную роль для развития малого и среднего бизнеса, организации рабочих мест, увеличении доходных статей бюджета и социально-экономического развития региона в целом. Она отметила, что в документах, подготовленных к выездному заседанию рабочей группы Экспертного совета, речь идет о формировании на территории Северо-Запада региональной сети туристическо-информационных центров и о необходимости участия в международных выставках. Валентина Матвиенко заявила, что поддерживает эти идеи и видит необходимость их воплощения в жизнь. (РИА Новости)
Турция и Сочи – не конкуренты
Операторам, думающим о выстраивании грамотной ценовой политики при продаже туров на отдых, опыт Турции может быть интересен не только в качестве сравнения, но и с практической стороны. При анализе ценовой составляющей турецкого продукта и сравнении его с отечественными аналогами сразу бросается в глаза стремление операторов по Турции минимизировать стоимость пакета путем сокращения количества включаемых в него услуг. Особенно явно это проявляется в среднем сегменте турпредложения, адресованном потребителю, ограниченному в средствах. Такой клиент обычно настроен на потребление продуктов и услуг непосредственно на курорте: расходы «на месте» составляют около 70% от всех затрат туриста на отдых в этой стране.
Формируя свое ценовое предложение, турки учли существующий на сегодняшний момент спрос на те или иные услуги, предлагаемые туристам, а также уровень расходов на оплату этих услуг. По данным Института статистики Турции, основные статьи расходов иностранных туристов в этой стране составляют проживание, питание и шопинг. На лечение и оздоровление приходится не более 1% туристских трат в этой стране, поэтому эти услуги в массовый пакет не включается. Только гостиничные комплексы высокого класса, имеющие возможность приобрести дорогое оборудование и привлечь состоятельную клиентуру, предлагают оздоровительные и косметические процедуры, которые также оплачиваются на месте, по мере потребления.
Большинство санаториев Сочи, как правило, продают проживание вместе с питанием и лечением, таким образом «утяжеляя» свой пакет примерно наполовину. Вместе с тем, как это уже давно было замечено, основная масса отдыхающих в летние месяцы предпочитает лежать на пляже. Лечебные цели поездки начинают превалировать в низкий сезон, когда основная курортная приманка – море - теряет свою привлекательность. В то же время, если не связывать в пакете лечение, питание и проживание, предоставив отдыхающим возможность доплачивать за эти услуги на месте, то низкий спрос на лечение и высокая конкуренция с предложением в области питания создадут значительные трудности по загрузке этих составляющих традиционного санаторного предложения.
Можно ли рассматривать Турцию в качестве основного сочинского конкурента? Вопрос о конкурентоспособности отечественного, а значит, сочинского турпродукта в сравнении с зарубежными предложениями поднимается каждый год, и Турция всегда присутствует в этом контексте. Пальма первенства априори отдается зарубежным курортам, поскольку, как показывают опросы общественного мнения, до 50% россиян, планируя летний отпуск, устремляют свои взоры за границу, а отечественные здравницы привлекают не более четверти опрошенных. Турция занимает одно из первых мест по выезду россиян за рубеж. По сообщениям Института статистики Турции в 2002 году эту страну посетили 830 тысяч граждан РФ, часть из которых вполне могла бы заполнить средства размещения сочинского курорта.
Вопрос о том, почему россияне выбирают Турцию, не требует долгих объяснений: этот турпродукт на сегодняшний день один из лучших по соотношению цена-качество и по разнообразию предложений. Например, только открывшийся в этом сезоне Kremlin Palas предлагает 874 номера, 12 предприятий питания почти на 2000 мест, 6 бассейнов, 3 бани-сауны, 6 массажных кабинетов, 8 кортов, поля для футбола, гольфа и т.д. Вообще, например, в Анталии, на долю верхнего сегмента (4-5*) приходится более 66% всей вместимости номерного фонда. В Сочи же не более 15% всех мест в средствах размещения можно было бы отнести к высшему разряду, и только одна гостиница, работающая на рынок, предлагает продукт, сравнимый с мировыми аналогами хорошего среднего уровня. И при этом турецкие цены ниже, чем стоимость услуг на нашем берегу.
Рассматривать Турцию как конкурента Сочи возможно только с рядом оговорок. Основное туристское предложение Турции сконцентрировано на средиземноморском побережье, более теплом и чистом по сравнению с черноморским. Вообще более холодное и грязное Черное море проигрывает Средиземному по привлекательности. Кроме того, высокий сезон в Турции в два раза длиннее, чем в Сочи, где за короткий срок предприятия курортной сферы стремятся выжать из туристов максимум возможного. Это дает турецкой стороне возможность плавно регулировать цены. Далее следует отметить, что турпродукт Турции ориентирован не на внутреннего потребителя, часто ограниченного в средствах, а на представителей среднего класса европейских стран, имеющих более высокие доходы. Это дает возможность развивать проекты, подобные Kremlin Palas, и в целом оказывает позитивное влияние на общее состояние туристской инфраструктуры и качество обслуживания. Сочинский же международный аэропорт «строится» уже почти 10 лет, а все проекты реконструкции базы размещения сталкиваются с высокими рисками возврата средств из-за низкой покупательской способности на внутреннем рынке.
Таким образом, не являясь прямыми конкурентами, которых характеризует сравнимый состав продукта, география и цена, Сочи и курорты Турции соперничают лишь в очень узком сегменте, представленном тонкой прослойкой все еще зарождающегося в России среднего класса.
В Китай по делу срочно
Ограничения на поездки граждан в азиатские страны, наконец-то, сняты, атипичная пневмония, похоже, отступила. Мы решили выяснить, вырос ли в связи с этим спрос, например, на китайском направлении.
Общий вывод проведенного опроса таков: бума, конечно, нет, но направление начинает потихоньку подавать признаки жизни. Вот как прокомментировала ситуация генеральный директор «Центрального агентства путешествий» Галина Редькина: «Пока клиенты еще все молча выжидают. Но, если можно так выразиться, молчание это уже более спокойное. Думаю, что спрос восстановится. Туристы уже начали активно запрашивать Бали и Таиланд, а это первый признак того, что скоро оживут и другие страны этого региона». При этом не надо забывать и о том, что июль - не самый удачный месяц для поездок в юго-восточный регион, где сейчас очень жарко.
Вместе с тем, все собеседники RATA-news говорили, что Китай еще не скоро станет безусловно туристической страной. Менеджер выездного отдела компании «Атланта Сити» Олег Зайковский выразился метафорично: «Говорить о Китае как о туристическом направлении и до известных событий было преждевременно. Туда всегда тек не турпоток, а лишь узенький ручеек, который сейчас и вовсе пересох».
А вот деловой туризм для этой страны очень перспективен. В первую очередь, после отмены санкций ВОЗ, туда поехали именно бизнесмены. Впрочем, самые отчаянные из них продолжали летать в Китай и в мае-июне. Но сейчас ощущается даже нехватка авиабилетов на этом направлении. «Аэрофлот», снизивший частоту полетов, поспособствовал созданию этого дефицита. «Мы могли бы и большее число бизнесменов отправлять, но нет билетов, - говорит генеральный директор «Интеллектуального фонда» Александр Бочаров, - У нас рост деловых поездок составил 60% по сравнению с летом прошлого года. Но спад, конечно, будет. Сейчас все, кто томился в нетерпении перед закрытой дверью в Китай, съездят туда, срочные дела переделают и успокоятся». Однако, у Галины Редькиной другое мнение. Она считает, что снижение возможно, но в августе количество деловых поездок начнет расти вновь. И связано это будет с началом работы выставок, перенесенных из-за эпидемии с апреля на сентябрь. Согласен с ней и менеджер китайского направления компании «Астравел» Сергей Седов. А вот хотя бы минимального восстановления "экскурсионки", по его мнению, придется ждать еще месяца-два. Конечно, при условии, что эпидемия SARS действительно закончилась.
Калининград: москвичи предпочитают самолет
Мы уже сообщали, что схему транзита граждан России, отправляющихся в Калининград и обратно через Литву, значительно упростили. Теперь для того, чтобы пересечь литовскую границу, россиянам, не получившим визу, будет достаточно так называемых транзитных документов.
При покупке билета в кассе вокзала пассажиру необходимо получить "квитанцию разных сборов", куда вписываются его паспортные данные, отметки о посещениях Литвы и контактный телефон. Заверенные подписью отъезжающего данные по компьютеру отправляются в литовское посольство. Ответ пассажир сможет узнать через 28 часов в любой кассе. В случае отказа в проезде ему будет возмещена полная стоимость билета. Перед пересечением литовской границы в поезде придется заполнить анкету из 11 пунктов для взрослых и из 17 - для детей. После этого представители литовской консульской службы вручат бесплатный транзитный документ. Все финансовые расходы по реализации данной схемы берет на себя ЕС, который уже выделил Литве 12 млн. евро.
Россияне, регулярно посещающие Калининград, могут получить в литовском консульстве многократный упрощенный транзитный документ сроком на три года. Он стоит 180 рублей (5 евро) и действует для проезда на любом виде наземного транспорта. С 16 июня, дня начала предварительной продажи по новым правилам, было реализовано 14 тыс. билетов и только в одном случае литовская сторона отказала пассажиру в транзите через свою территорию.
Однако, по информации турфирм, большинство москвичей, отправляющихся на отдых в Калининградскую область, выбрали для себя еще более простой и, главное, дешевый способ пересечения литовской границы: самолет. Как известно, "Аэрофлот" увеличил число рейсов и снизил цены на перелет. В результате авиабилет до Калининграда и обратно стоит 1731 руб., а в купе поезда – порядка 3 тыс. руб. Спрос на туры в российскую Прибалтику, фактически замерший до 16 июня, сейчас стремительно растет, и турбизнес возлагает на сезон большие надежды.
Напоминаем, что внутренний паспорт гражданина России будет признаваться литовской стороной до 31 декабря 2004 года. После этой даты транзитные документы будут действительны только при наличии заграничного паспорта гражданина РФ.
Пушкин - это наше все
Русский поэт Аполлон Григорьев сказал когда-то фразу, ставшую хрестоматийной: «Пушкин - это наше все». Чтобы лишний раз убедиться в справедливости этих слов и посмотреть места, где жил и работал поэтический гений России, нужно отправиться на псковскую землю.
Целую серию таких еженедельных маршрутов в течение всего лета предлагает компания «Виадук Тур». За два дня туристы посетят Псков, Изборск и Печоры. В Пскове гостям покажут Кремль, Довмонтов город, Троицкий собор и другие храмы, музей в палатах купца Поганкина, Мирожский монастырь. Отвезут в действующий Псково-Печерский мужской монастырь. Познакомят также с историей и развитием русского оборонного зодчества на примере крепостей XIV века в Изборске и XVI века в Печорах.
Есть и другой вариант этого маршрута. Он дополнительно предусматривает посещение музея-заповедника «Пушкинские горы» с осмотром Михайловского, Тригорского, могилы поэта в Святогорском монастыре. Но для того, чтобы знакомство с Пушкинскими горами было более детальным и неторопливым, лучше всего путешествовать по трехдневному маршруту.
В Пскове туристы живут в гостинице «Рижская». Это - лучший отель города. В номерах - душ, туалет, холодильник, телевизор. Расположена гостиница в жилом районе Завеличье, рядом находятся магазины, банк, универмаг, почта, рынок. В стоимость всех трех маршрутов включены проживание, питание - полупансион, экскурсионное и транспортное обслуживание, услуги гида.
Компания «Виадук Тур»: (095) 517-89-17, 917-04-20, 298-36-26, e-mail: viaduk@aha.ru, www.viaduk.ru
«Сказание о викингах» - в одном экземпляре
«Сказание о викингах» - десятидневная программа компании «ПАК-груп» на север Норвегии в удивительный период белых ночей. Единственный круиз, позволяющий пересечь Полярный круг, увидеть знаменитые Лофотенские острова, проплыть по знаменитым норвежским фьордам.
19 июля теплоход «Академик Сергей Вавилов» выйдет из порта Олесунн и отправится на север Норвегии. Что ждет туристов в этом морском путешествии? В Тронхейме они смогут посетить самый древний христианский собор – Нирадоросдом, пройтись по древним торговым улочкам одного из самых красивых городов Норвегии. В Свольвере - столице Лофотенских островов, туристы посетят самый большой музей викингов в мире. В Тромсе – «северном Париже» - их ждет встреча с уникальным Арктическим собором, комплексом Polaria, включающим в себя большой морской аквариум.
Но самое главное впечатление – удивительная природа северной Норвегии: берега, прихотливо изрезанные фьордами и узкими ущельями, фантастический хоровод диких скал, могучий хор гремящих водопадов, ледяные языки ледников, сползающих с гор. Человеку, уставшему от вечной городской суеты, за десять дней удастся получить максимум положительных эмоций.
Единственная сложность в организации путешествия - программа «Сказание о викингах» только одна, и мест на корабле осталось не так много. На определенные типы кают уже объявлен stop sale, но на каюты А и С все еще действуют специальные цены – €999 и €599 соответственно. Стоимость на ребенка до 8 лет (включительно) при размещении на одном спальном месте с родителем в каютах класса А – €250.
«ПАК-груп»: (095) 933-09-50, www.pac.group.ru
В Лидо ди Езоло скучно не бывает
Компания «Мондо Турс» приглашает всех на один из самых популярных, самых веселых и самых больших курортов итальянского побережья Адриатики – Лидо ди Езоло. Хорошо приезжать на этот курорт с компанией друзей, но можно и узким семейным кругом.
В Лидо ди Езоло практически все отели расположены на первой линии. Между ними и пляжем – только узкая пешеходная дорожка. У каждого отеля свой участок пляжа и все оборудование (зонтики и лежаки) входит в стоимость проживания. В городе есть все, чтобы превратить отпуск в бесконечный праздник: три огромных Луна-парка, площадки для любого вида спорта, вечерние дискотеки и ночные клубы. Самая длинная в Европе курортная улица, которая тянется вдоль моря на 18 км, тоже находится в Лидо. Вечерами движение автомобилей на ней прекращается, и только отдыхающие неторопливо идут навстречу друг другу, заходя в бесконечные магазинчики, сувенирные лавки, рестораны, пиццерии.
Любознательным «Мондо Турс» предлагает совершить экскурсию в Венецию, которая находится совсем рядом, всего в 30 км. Или – на острова Венецианской лагуны Мурано, Бурано и Торчелло. Каждый из них знаменит. Торчелло – остров Хемингуэя, здесь он пил вино в своем любимом ресторане «Чиприани», здесь завершил свой жизненный путь. Бурано – остров, где нет одинаковых по цвету домов. А еще здесь плетут свои необыкновенные кружева буранские кружевницы. Мурано – родина знаменитого муранского стекла. Мастеру можно заказать любое изделие по своему вкусу.
Предлагает «Мондо Турс» и поездки в прекрасную Флоренцию, романтичную Верону, парк развлечений «Гардаленд» и на самое крупное и красивое озеро Италии Гарда.
Одним словом, клиенты «Мондо Турс» могут быть спокойны – ни один день в Лидо ди Езоло не будет прожит зря. А если вдруг возникнут проблемы, представитель компании, который работает и живет на курорте все лето, всегда готов помочь.
«Мондо Турс»: (095) 258-39-39, факс 258-67-67, е-mail: italy@mondotours.ru
Кинотеатр Nescafe-IMAX – кино, ставшее реальностью
Московская компания BFC Cinemas обращается к турбизнесу с предложением, которое является новинкой на рынке внутреннего туризма и может стать заметным событием в культурной программе, предлагаемой туристам в Москве.
Мы уже сообщали в RATA-news от 24 июня 2003 г. об открытии суперкинотеатра Nescafe-IMAX на северо-западе Москвы. Как и ожидалось, это событие привлекло внимание компаний, занимающихся туристическим бизнесом. Многие фирмы уже включили в пакет предложений посещение этого уникального кинотеатра, и их клиенты охотно покупают необычную «экскурсию». Тем более что больше нигде в России и СНГ им не представится возможность воочию увидеть фильмы в формате IMAX, который превращает зрителя в непосредственного участника происходящих на экране действий.
А формат IMAX – это гигантский экран, обеспечивающий панорамное восприятие фильма и максимальное погружение в события; объемный шестиканальный звук, значительно превышающий по качеству многие известные в России системы; невероятно реальное 2D и 3D изображение.
Помимо видовых, познавательных и анимационных лент в кинотеатре демонстрируются крупнейшие мировые блокбастеры. В июне стартовал один из самых успешных фильмов последних лет - «Матрица. Перезагрузка». А с 3 июля на самом большом экране России можно будет увидеть блокбастер десятилетия - «Терминатор 3: Восстание машин».
Компания BFC Cinemas приглашает турфирмы, принимающие туристов в Москве, к взаимовыгодному сотрудничеству. Звоните: (095) 241-10-51
Налог с продаж
Туроператор передает путевки на реализацию турагенту по посредническому договору. Оплата за путевки поступает наличными от физических лиц в кассу турагента. Затем суммы полученной оплаты (за вычетом посреднического вознаграждения) турагент перечисляет по безналичному расчету туроператору. Кто в данном случае должен платить налог с продаж при реализации путевок?
Налог с продаж должен уплачивать турагент, который получает оплату за путевки наличными от физических лиц. Причем налог с продаж уплачивается со всей стоимости реализованных путевок. То есть, в этом случае турагент выступает в роли налогового агента по уплате налога с продаж за туроператора. Так установлено в пункте 3 статьи 354 Налогового кодекса РФ.
Но при этом турагент обязательно должен указать в своем отчете, что он уплатил налог с продаж при реализации путевок. Иначе налоговая инспекция при проведении проверки может потребовать от туроператора повторно уплатить этот налог. Ведь в пункте 3 статьи 354 Налогового кодекса РФ сказано, что «комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом)». А если нет доказательство такой уплаты, то налог придется заплатить туроператору. (Андрей Разумов, журнал «Учет в туристической деятельности» № 2, 2003 г.)
Информацию о подписке на журнал можно найти на сайте www.glavbukh.ru
Открылся сайт «УралТурЭкспо»
Компания RTE-Moscow сообщает об открытии сайта екатеринбургской выставки "УралТурЭкспо": www.uraltourexpo.ru. Кроме того, изменился номер телефона дирекции выставки: (095) 101-44-07.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»