Электронная очередь на границе – удачен ли эксперимент?
С 14 июля по 30 ноября Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации совместно с администрациями Псковской и Ленинградской областей проводит эксперимент, призванный упорядочить пересечение российско-эстонской границы. Наряду с традиционной «живой» очередью в этот период на МАПП «Куничина гора», «Шумилкино» (оба – Псковская область) и «Ивангород» (Ленобласть) должна функционировать очередь электронная. Правда, пока механизм работает в полную силу лишь в «Куничиной горе» – систему регистрации для двух остальных пунктов Росграница обещает запустить со дня на день.
Встать в виртуальную очередь можно, посетив сайт партнерской организации проекта GoSwift.ru. При входе в систему предлагается выбрать не только время планируемого приезда на границу и соответствующий пункт пропуска, но и указать категорию транспортного средства (их три – легковой и грузовой автомобили, автобус), а главное – данные водителя и информацию об автомобиле.
Вносить изменения в свою бронь можно, но не позднее, чем за три часа до указанного времени прибытия на МАПП. Кстати, имя водителя или номер транспортного средства корректировке не подлежат – для этого резервацию нужно полностью снять.
По словам представителя Северо-Западного таможенного управления Росграницы в Пскове Владимира Ткачева, за две недели реализации проекта услугой воспользовались 285 водителей легковых автомобилей. Г-н Ткачев подчеркнул, что конфликтных ситуаций на границе не возникает, паритет двух очередей – «живой» и электронной – соблюдается.
Тем не менее, турбизнесу Северо-Запада пока неясно, станет ли этот инструмент действительно удобным для тех, кто организует автобусные туры. По просьбе Исполнительной дирекции Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии ГБУ «Информационный туристский центр» Пскова провел опрос городских и областных турфирм на тему введения электронной очереди. Выяснилось, что меньше половины всех опрошенных занимаются отправкой автобусных туров через «Куничину гору», таковых компаний оказалось 19 (41%). При этом о нововведении знали сотрудники 15 из них, а возможности электронной очереди пока используют только в пяти компаниях – остальные либо не успели еще этого сделать, либо просто не видят необходимости.
Некоторые турфирмы отметили несвоевременность введения электронной очереди именно на МАПП «Куничина гора» – после исчезновения так называемых «бензинщиков» (автомобилистов, зарабатывавших на разнице в цене бензина на территории РФ и ЕС) очередь на границах, по их мнению, и так практически отсутствует.
В рамках эксперимента место в электронной очереди резервируется бесплатно. Так должно быть и впредь, уверено большинство представителей турфирм Пскова и Псковской области, иначе «лишний побор денег» будет вызывать недовольство туристов, на которых переложат расходы. Еще одно нарекание – турфирмы вплоть до дня поездки не могут забронировать место в очереди, поскольку не могут точно указать личные данные водителя – такова специфика бизнеса. Потеря времени в пути и опоздание к назначенному времени из-за воздействия человеческого фактора или непредвиденных обстоятельств на дороге приводит еще к большей потере времени на границе.
«Все фирмы, воспользовавшиеся этой услугой, отметили отсутствие соответствующей инфраструктуры. Если при выезде из Эстонии оборудована стоянка для ожидания, табло с высвечивающимися номерами машин, то на российской границе это отсутствует», – заключила директор ИТЦ Пскова Юлия Андреева.
Как отметила директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова, у турбизнеса региона остается к системе большое количество вопросов. «Например, в отдельную категорию для бронирования туристские автобусы так и не выделены. Пока нет ответа, когда электронная очередь станет доступна на МАПП «Ивангород», через который идет огромный поток туристов в Эстонию из Санкт-Петербурга», – уточнила она.
Но, пожалуй, главной проблемой остается недостаточная инфраструктурная развитость российских пунктов пропуска, отсутствие на них элементарных вещей (например, тех же мест накопления автобусов). Вопрос развития инфраструктуры МАПП – ключевой для повышения качества обслуживания туристов, уверена Татьяна Гаврилова. В Росгранице, в свою очередь, полагают, что успех эксперимента с электронной очередью должен постепенно улучшить ситуацию.
Северо-Западное отделение РСТ направило в СЗТУ Росграницы предложение организовать совместный семинар для турфирм региона, на котором представители агентства смогли бы подробно рассказать о принципах работы и перспективах электронной очереди и ответить на все вопросы.
Павел Румянцев, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»