Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5619

Любопытные статистические параллели выездного турпотока-2022

В первом полугодии-2022 россияне совершили 2,3 млн зарубежных поездок с целью туризма. Это на 64% больше, чем за те же шесть месяцев 2021-го, но на 71% меньше, чем в тот же период 2019-го. Таковы данные Пограничной службы ФСБ РФ.

Военная спецоперация на Украине продолжается, авиаперевозки по-прежнему ограничены, и в этой ситуации говорить о полноценном выездном турпотоке не приходится. Впрочем, тройка лидеров удивления не вызывает, поскольку эти страны занимали верхние строчки рейтинга и в прежние годы: Турция, Египет, ОАЭ.

Вместе с тем, в нынешней статистике есть любопытные детали.

Разница в количестве турпоездок между первым (1,171 млн) и вторым (1,167 млн) кварталами этого года всего 0,4%, хотя из-за событий на Украине большинство авиарейсов за рубеж с марта были остановлены. Куда же полетели россияне? В страны СНГ, далеко не все через туроператоров.

Обратите внимание: в топ-20 направлений по итогам первого полугодия вошли 5 из 9 (исключая Россию) стран, входящих в Содружество независимых государств.

Выезд россиян за рубеж с целью туризма
I полугодие 2022 г.
(по данным Пограничной службы ФСБ, тыс. поездок)


Еще интересный момент. Количество турпоездок за 6 месяцев этого года такое же, как и за тот же период 2020-го – по 2,3 млн. Напомним, что в марте 2020 года, как и в марте 2022-го, были остановлены все международные рейсы. Причины разные, но суть одна – и одинаковые цифры выездных турпотоков. Но «внутри» разница все-таки есть: в условиях локдауна во втором квартале 2020-го выезды за рубеж были буквально единичными, так что эти 2,3 млн турпоездок сформировались только за счет первого квартала. А в нынешней политической ситуации у россиян все же остался некоторый выбор направлений и турпоток распределился на оба квартала.

Следующая любопытная параллель: общий полугодовой турпоток из России в страны СНГ почти достиг уровня благополучного 2019 года, разница всего 4,6%. По некоторым направлениям цифры этого года даже превысили показатели 2019-го. То есть в нынешней ситуации этим странам удалось сорвать свой куш. Выше всех взлетела Армения – плюс 50,2% по сравнению с первым полугодием 2019-го.

Выезд россиян в страны СНГ с целью туризма
I полугодие 2022 г.
(по данным Пограничной службы ФСБ, тыс. поездок)


Тройка лидеров почти прежняя: как и три года назад, на первом месте Армения, на третьем Казахстан. Вторым тогда был Азербайджан, но теперь его вытеснил Узбекистан, который поднялся с пятой строчки.

По поводу реальности именно туристического потока в эти страны – вопрос. Например, Узбекистан. С одной стороны, весна – лучшее время для экскурсионных поездок. С другой – известно, что туда в качестве «туристов» уехало немало россиян после начала спецоперации на Украине. Но нет смысла спорить с официальными данными.

Азербайджан стал четвертым, Киргизия поднялась на одну ступень и стала пятой, Таджикистан был седьмым – стал шестым. Молдавия с четвертой позиции опустилась на седьмую. Туркмения осталась на своем восьмом месте, но туда и турпотока нет – один турист за полгода.

По Белоруссии никаких данных Пограничная служба не представила – видимо, потому что между нашими странами нет границы.

Ирина Тюрина, RATA-news

Fun&Sun продлевает программы в Дагестан и на Камчатку

Компания Fun&Sun продлевает до 24 сентября чартерную программу в Дагестан. Как рассказала RATA-news руководитель по связям с общественностью туроператора Ольга Иванова, 10 оборотных рейсов были запланированы до 3 сентября. Сейчас добавятся еще 3 заезда, итого предполагается выполнить 13 оборотных рейсов.

«Направление пользуется высоким спросом, практически за неделю до вылета рейс обычно уже заполнен на 100%, причем порядка 80% – это экскурсионные туры, примерно 11% – сити-туры и оставшиеся – билеты. К тому же в регионе стоит хорошая погода и можно комфортно путешествовать», – пояснила г-жа Иванова.

Напомним, компания Fun&Sun при поддержке Ростуризма и региональных органов власти со 2 июля запустила на рейсах «Уральских авиалиний» чартерную программу в Дагестан. Чартерный Дагестан – новинка Fun&Sun, ставшая второй точкой прилета в таком формате на Северном Кавказе. С 10 июня этого года начались чартерные программы в Грозный, в рамках которых туристам также предлагались туры в Дагестан.

Экскурсионные туры в Дагестан предлагаются в форматах «лайт», «стандарт» и «макси», включающие перелет, проживание, групповой трансфер и экскурсии по программе. Самостоятельные туристы могут приобрести сити-туры, в стоимость которых включены перелет и проживание на 8 дней, а программу пребывания организовать на свое усмотрение.

В турагентствах подтверждают высокий спрос на Дагестан. «У нас он очень востребован, идет фактически наравне с Сочи», – сказала RATA-news Наталья Смирнова, директор турагентства в Кирове. В Сочи едут ради моря, но от самого курорта, по ее словам, туристы уже слегка устали. А в Дагестане туристов ждут, помимо моря, еще и новые впечатления. «Наши клиенты берут пакеты, в которые включены уже все экскурсии, смотрят все по максимуму, отдыхают, загорают и возвращаются очень довольные», – говорит собеседница. При этом основные продажи идут с хорошей глубиной, так как вариантов размещения в республике не так много, а туристам хочется иметь выбор.

Также Fun&Sun продлевает до конца сентября программу на Камчатку, начатую 10 июня. Первый рейс в Петропавловск-Камчатский выполнила авиакомпания iFly, а с 17 июня туристов отправляют на блоках «Аэрофлота». Стоимость туров – от 49 тыс. рублей на человека.

Камчатские программы туроператора также сформированы в нескольких форматах: «лайт» предусматривает проживание, перелет и одну экскурсию, в «стандарт» входит три экскурсии. Туристы могут расширить пакет дополнительными экскурсиями, которые можно приобрести на месте у гида. Таким образом, каждому путешественнику предоставлена возможность сформировать программу под себя, в зависимости от того, на какую сумму он рассчитывает, какие места хочет увидеть.

«Мы в основном предлагали и бронировали стандартный пакет с максимальным количеством организованных экскурсий, что позволяет туристу сэкономить и по максимуму заполнить дни. В свободное время они уже сами ориентировались и выбирали те экскурсии, которые хотели», – рассказала RATA-news директор екатеринбургского турагентства «Панамера» Анна Павличенко.

По ее словам, продавать туры легко, потому что программа подробно расписана и до туриста доносить информацию было удобно. «Наши туристы особо отметили работу гидов, – сказала собеседница. – Все было очень хорошо организовано, все частные пожелания учитывались. Главное, информация подавалась грамотно, профессионально, было много интересного и познавательного».

Как считает г-жа Павличенко, если бы стояли вылеты из Екатеринбурга по таким же ценам, как из Москвы, желающих полететь было бы больше. «Если на следующий год организовать хотя бы один вылет и анонсировать программу заблаговременно, чтобы агентства смогли донести до туристов, самолет заполнится легко», – уверена она.

«У нас Камчатка от Fun&Sun стала настоящей бомбой сезона, – говорит менеджер по продажам компании «Можайка. ру» Ирина Дорофеева. – Это направление, куда многие хотели бы поехать, но получалось или слишком дорого, или далеко и трудно самим все организовать. А тут всё уже готовое, за доступные деньги перелет, трансфер, размещение и экскурсии. Поэтому поехали наши традиционные клиенты, люди самых разных возрастов, семьи с детьми».

По ее словам, приобретались и стандарт, и лайт-пакеты, при этом туристы брали максимальное число экскурсий, в том числе вертолетные. «Не удивляюсь, что программу на Камчатку продлевают, мы сами продолжаем ее активно рекламировать и видим большой отклик», – сказала собеседница.

Светлана Ставцева, RATA-news

Чем поражают туристов необитаемые острова на Волге

В Самарской области летний турпоток в разы превысил показатели 2019 года. Традиционно полностью набираются группы на трехдневный национальный маршрут «Жигулевские выходные», в том числе сборные туры. Августовский тур уже продан, сейчас загружается сентябрьская поездка. Также в этом году хорошо пошли корпоративные программы.

Как рассказала RATA-news генеральный директор тольяттинской компании «Пилигрим» Анна Тукмачева, этим летом оператор сделал акцент на двух маршрутах для индивидуальных туристов – прогулки на яхтах по Жигулевскому морю и сборный тур Volga Discovery. «У нас самые красивые места на Волге – Жигулевские горы и море, так называют Куйбышевское водохранилище, крупнейшее в Европе, и уникальный природный объект Самарская Лука. А сочетание жаркой сухой погоды, солнца и моря, наличие одного из лучших европейских яхт-клубов делает наш регион популярным местом отдыха», – пояснила она.


В то же время пляжная инфраструктура в летний период загружена, найти места для групп с размещением на Волге и зоной купания довольно сложно. Именно востребованность отдыха у воды побудила оператора предложить новые варианты речных прогулок. Прежде всего, это туры на яхтах, во время которых судно делает несколько остановок для купания. Второй маршрут – «Необитаемые острова Волги, или Volga Discovery» – нельзя назвать новинкой. Несколько лет назад программа получила всероссийскую премию «Маршрут года» как лучший приключенческий маршрут. Но на практике продвигать его оказалось довольно сложно. «Туристы на военно-морских шлюпках путешествуют по необитаемым волжским островам. Места очень красивые, особенно остров Шалыга, там потрясающие песчаные отмели с чистейшей водой. Даже многие местные жители о нем не знают, – говорит Анна Тукмачева. – К сожалению, в июле доступ на остров запретили, он и раньше был включен в особо охраняемую зону Жигулевского заповедника, а теперь запретные меры ужесточили».

Впрочем, в программе есть нескольких необитаемых островов, тоже с красивыми песчаными отмелями, например, Сосновый, не относящийся к территории заповедника. С другой стороны, именно из-за закрытия Шалыги на Сосновый теперь приходится повышенная рекреационная нагрузка. «В этой связи мы очень надеемся за зиму договориться с администрацией заповедника, чтобы обустроить маршрут для организованных туристов на острове Шалыга. Ведь туристы проводят там не больше часа и обязательно под нашим контролем», – заметила г-жа Тукмачева.


Однодневная прогулка на острова проходит очень насыщенно, туристы купаются, учатся управлять парусом, участвуют в активных играх и мастер-классе по копчению рыбы. Ялы неспешно идут по Волге на моторах, перемещение между островами занимает 30-40 минут.

Также туристы принимают участие в спектакле в сельском музее «Жигулевские сказки». Они надевают сказочные костюмы и выходят на сцену. «Представления проходят очень весело, туристы снимают видео, которое расходится по соцсетям. Кто не играет на сцене, делает сувениры и обереги. Отзывы очень хорошие, люди говорят, что не заметили, как пролетел день, будто прожили маленькое лето. Маршрут комфортный и безопасный, рассчитан на аудиторию любого возраста. К примеру, в прошлом году у нас была туристка 87 лет, и она прекрасно себя чувствовала», – сказала наша собеседница.

По ее словам, туристы постоянно удивляются, поскольку практически никто не знает, что в Самарской области есть такие потрясающе места. «Так и говорят – мол, про Крым все время рассказывают, как там классно, а что же про вас ничего не слышно? Всерьез возмущаются, что регион мало себя рекламирует, настолько бывают поражены увиденным. Но туристы правы, нам действительно не хватает продвижения, а ведь наши ресурсы далеко не выработаны, мы легко можем нарастить объемы турпотока», – отметила Анна Тукмачева.

По ее оценкам, нынешний высокий сезон проходит на пике, туристов в разы больше, чем три года назад. «Мы даже столкнулись с некоторыми трудностями, непросто найти места в отелях и ресторанах. Но это приятные хлопоты, мы рады, что Самарская область востребована», – подчеркнула эксперт.

Наталья Панферова, RATA-news

Минфин отказался снижать налоговую нагрузку на отели

Министерство финансов не поддержало доводы участников рынка об освобождении объектов туристической инфраструктуры от НДС. Отельеры просили также обнулить им налоги на прибыль и предоставить льготы по налогу на имущество.

Минфин посчитал это нецелесообразным, поскольку такие меры приведут к выпадающим доходам бюджета и создадут прецедент: с аналогичными просьбами могут обратиться налогоплательщики других секторов экономики.

Отельеры восприняли это негативно. Дело в том, что кризис ударил больше всего по гостиницам в городах, не ориентированных на туризм, говорит гендиректор управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич: «Индустрия сейчас разделилась на два лагеря. Один чувствует себя хорошо – это все, что находится на Черноморском побережье, наши курортные зоны, загородные отели и даже что-то на Дальнем Востоке – там большая загрузка, там достаточно высокий средний ценник. Другая ситуация в городах, куда люди приезжали в командировки и для закупки, в общем по бизнесу. Здесь ситуация хуже, в том числе Москва первым номером стоит в этой линейке».

Как пояснил г-н Ивашкевич, есть среднерыночный показатель цены, поэтому отели не могут просто поставить ту цену, которую хотят. Они вынуждены под конкретную конъюнктуру, под конкретную ситуацию на рынке менять стоимость, снижать ее. «В этой ситуации нам, безусловно, нужна поддержка, помощь в оптимизации расходов, один из которых – налоговая нагрузка», – сказал Станислав Ивашкевич.

Ранее российские отели уже перешли на работу с нулевым НДС по основному виду деятельности, то есть размещению в номерах. Отмена этого налога с 1 июля призвана оказать поддержку как раз крупному бизнесу. Мера распространяется только на размещение, поэтому эффект от нее будет ниже, чем хотел бизнес, но на дополнительные льготы Минфин не пойдет, сказал Business FM генеральный менеджер петербургской гостиницы «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.

«Еще в пандемию было введено большое количество фискальных льгот для поддержки средств размещения, входящих в малое и среднее предпринимательство. И отсюда появились раздражение или обида крупных игроков отрасли, которые не попадают в МСП и эти льготы их не касались. Вся поддержка досталась фактически малым игрокам отрасли, хотя огромные затраты несут именно большие игроки, потому что у них большие площади, большие земельные участки, и вся фискальная нагрузка ложилась именно на них. И тут правительство учло это замечание и ввело беспрецедентную меру – обнулило НДС. Это поддержка как раз крупных игроков, потому что малое и среднее предпринимательство, как правило, использует упрощенную систему налогообложения и не платит НДС. Это такая сильная мера, поэтому просить больше уже, наверное, все-таки бессмысленно», – считает г-н Теймурханлы.

Он отметил, что его отель чувствует себя довольно хорошо: «Год для нас рекордный. Мы за время пандемии привыкли к российскому потребителю, привыкли жить без иностранцев. Но это не значит, что выигрывают все в отрасли. Большинство теряют, потому что потоки снижаются, платежеспособность россиян сильно падает. Без иностранных туристов жить очень тяжело».

Одновременно министерство не поддержало предложение туриндустрии о снижении НДФЛ для россиян, занятых в отрасли, и не увидело необходимости уменьшить размер страховых взносов для плательщиков в сфере туризма.

Каким городам выделят деньги на обустройство туристических центров

Ростуризм выбрал победителей конкурса проектов по обустройству туристических центров городов. Их 31, общая сумма – 6 млрд рублей. Об этом сообщила глава ведомства Зарина Догузова.

Она отметила, что города-победители в течение 2023 года смогут на федеральные средства внедрить в туристических центрах единый архитектурный и дизайн-код, обновить в соответствии с ним вывески, навигацию, создать инклюзивную среду и др.

Эта новая мера доступна как для небольших муниципальных образований с населением от 5 тыс., так и для городов до 2 млн человек. С правилами можно ознакомиться здесь.

В Ростуризме также уточнили, что на участие в этой программе в 2022 году поступило 85 заявок из 56 субъектов РФ. Средняя сумма поддержки одной заявки составила 194 млн рублей. Среди критериев выбора победителей была не только растущая популярность города среди туристов, но и значимость реализации проекта для муниципального образования, местных жителей и бизнеса. В концепции туристического центра города вошло создание популярных мест для посещения жителями и туристами, условий для работы малого и среднего предпринимательства, синхронизация проекта с иными государственными, муниципальными программами и национальными проектами и др.

Список городов-победителей


«Инфофлот»: как выгодно продавать круизы – все подробности на бесплатных семинарах

Этот круизный сезон продолжает демонстрировать отличные показатели продаж. Эксперты компании «Инфофлот» отмечают рекордную загрузку рейсов, ежедневный большой поток заявок и заметно возросший процент круизеров-новичков. Интерес к такому отдыху растет, и с каждым днем все больше агентов начинают работать с круизами, понимая перспективы заработка.

При больших объемах предложений круизного рынка и разнообразных запросах туристов агентам важно быть максимально погруженными во все нюансы круизных продуктов и тонкости их продаж. Стоит понимать, что туристов интересуют как российские и зарубежные круизы на 2022 год, так и уже доступные предложения на будущий сезон.


Чтобы не упустить возможную прибыль прямо сейчас, все желающие могут воспользоваться бесплатной поддержкой экспертов «Инфофлота». На следующей неделе для агентов из южных регионов специалисты круизного центра поделятся своими знаниями во время бесплатных обучающих оффлайн-семинаров в Ставрополе, Сочи и Краснодаре.

Во время семинаров можно будет узнать подробности о востребованных среди туристов и выгодных для агентов круизных предложениях на 2022-2023 гг. и погрузиться в тонкости продаж разных продуктов. Также будет дана детальная информация о круизах из Сочи в Турцию на лайнере Astoria Grande, ярком проекте этого сезона, и круизах компании «Созвездие» – одного из лидеров круизного рынка по России.

Когда и где пройдут семинары:
- Ставрополь – 9 августа, начало в 10.00;
- Сочи – 10 августа, начало в 11.00;
- Краснодар – 11 августа, начало в 10.00.

Всем агентам, заинтересованным в сотрудничестве и продажах, специалисты «Инфофлота» готовы бесплатно предоставить необходимую поддержку. Они всегда могут задать интересующие вопросы в специальном телеграм-чате для агентов, посмотреть вебинары на образовательной платформе ProCruises, запросить индивидуальный онлайн или оффлайн-семинар для всего агентства.

«Инфофлот»: 8-800-707-50-35, newagent@infoflot.com

www.infoflot.com

Новый велнесс-центр и кулинарные путешествия в отеле Daios Cove

В летнем сезоне-2022 для гостей отеля Daios Cove на Крите открылся новый велнесс-центр Kepos by Goco, который сочетает целостный подход к оздоровлению с инновационными медицинскими технологиями.

Kepos – это древнегреческое слово, которое означает «сад, оазис, святилище». В этом саду исцеления работают высококвалифицированные дерматологи, консультанты по питанию, учителя йоги и врачи традиционной китайской медицины. Обновленный оздоровительный центр площадью 2500 кв. метров с панорамным видом на бухту Дайос, предлагает индивидуальный подход к лечению на основе авторских уходов для лица и тела от европейских косметических брендов.


В велнесс-центре имеются отдельные процедурные кабинеты, сьюты для пар, бассейн Vitality, студия тайского массажа, гипербарическая кислородная камера, кабинет гидроколонотерапии, камера криотерапии, инфракрасная сауна, контрастный душ с регуляцией напора и температуры воды, тренажерный зал BXR (в помещении и под открытым небом), студия йоги и пилатеса, финская и мягкая сауны, паровая баня, а также салон красоты.

Помимо посещения велнесс пространства, гости, не выходя из отеля, совершат кулинарные путешествия, погрузившись в увлекательный мир вкусов и ароматов во время гастрономического фестиваля, который проходит в лучшем ресторане курорта Ocean. Именитые шеф-повара со всего мира, обладатели звезд Мишлен и других престижных наград в сфере кулинарии порадуют туристов своими инновационными творениями и приготовят блюда, способные удовлетворить даже самых взыскательных гурманов. Гостей ожидают поистине королевские ужины с ароматами Крита.

Скачать руководство по продажам Daios Cove.

Представительство отеля в России:
+7 (495) 775-00-25, moscow@daioshotels.com

В Сегеже открывается отель под брендом Cosmos Smart

В карельском городе Сегежа 22 августа открывается первый отель 3* под брендом Cosmos Smart, построенный с нуля. Проект был реализован Cosmos Hotel Group совместно с Segezha Group. Гостиница на 60 номеров – первый в городе объект, который предоставит сервис международного уровня.

Отель является частью республиканского инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Карельское Беломорье». Гостиница расположилась в сосновом бору на берегу озера. На первом этаже открыт конференц-зал, ресторан «Морошка» и круглосуточный лобби-бар. В отеле сочетаются современные дизайнерские тренды с особым фокусом на экологичность материалов и стремлением быть ближе к природе.

На прилегающей территории организовано комфортное пространство для прогулок, пробежек и занятий скандинавской ходьбой. Вся инфраструктура доступна не только гостям отеля, но и жителям Сегежи.

Создание гостиничного комплекса в том числе направлено на решение вопроса по размещению специалистов во время командировки в Сегежу для работы над крупнейшим инвестиционным проектом холдинга Segezha Group. 

Как стоимость авиабилетов зависит от дня недели

Аналитики сервиса по покупке авиабилетов Aviasales проанализировали более 400 млн поисковых запросов пользователей. И выяснили, какие распространенные советы действительно помогают экономить, а какие на самом деле не работают.

Оптимальное время для покупки билета меняется в зависимости от сезона. Билеты по России с вылетом летом выгоднее брать за 15-25 дней до поездки. С вылетом осенью – за 30-60 дней. Зимой и весной – чем раньше, тем лучше, оптимально за 2-3 месяца.

Если цена упала, нет смысла ждать еще. Гораздо вероятнее (71% по выборке), что при следующем скачке цена снова вырастет, нежели еще опустится.

День недели не влияет на цены. Единственное исключение – периоды, когда курс доллара резко растет. В такие недели выгоднее покупать билеты иностранных авиакомпаний до ночи со вторника на среду. В эту ночь курсы валют в международных системах бронирований (GDS) пересчитываются по курсу ЦБ РФ на вторник. Курс влияет на цену билетов на протяжении всей последующей недели.

Время суток не влияет на цены. Статистически, цена билета ночью и днем – одинаковая.

Стоимость билетов в процессе продажи меняется минимум трижды. Чаще всего сейчас меняется цена у билетов по маршруту Москва – Стамбул. А самые стабильные цены на рейсы из Санкт-Петербурга в Сыктывкар. Но в целом, стоимость полета меняется на всех направлениях – минимум три раза на каждый билет.

Багаж выгоднее сразу включать в билет. 76% билетов по России, купленных через Aviasales – без багажа. У большинства авиакомпаний можно докупить услугу провоза багажа уже после покупки билета. Но, по данным сервиса, в этом случае итоговая стоимость билета будет существенно выше. Сколько именно удастся сэкономить при покупке билета с багажом, зависит от конкретной авиакомпании. В среднем – 29%.