Дети отравились в вагоне-ресторане – виноват ли туроператор?
Отраслевой закон возлагает ответственность за услуги, входящие в турпродукт, на туроператора, если не установлено, что ответственность несет третье лицо. Но, оказывается, что даже при наличии третьего, реально виновного лица, туроператору очень трудно избежать исков.
21 марта 2022 года в Петрозаводском районном суде Карелии прошли два судебных заседания по искам к туристической компании «Калева-Тур», АО «Федеральная пассажирская компания», ООО «Напитки ТрансСервис».
Поводом стало массовое отравление детей в поезде, когда они в августе 2021 года ехали на отдых в Краснодарский край. Услуги питания оказывала компания «Напитки ТрансСервис», 51% доли в уставном капитале которой принадлежит АО «Федеральная пассажирская компания». Тогда же в отношении работников «Напитки ТрансСервис», обслуживавших вагон-ресторан, было возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Юридическую поддержку «Калева-Тур» оказывает Российский союз туриндустрии, поскольку компания является членом организации. Как пояснил RATA-news начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко, это уголовное дело расследуется с августа прошлого года. Пока нет уголовного процесса, потерпевшие обращаются к компании «Калева-Тур» с прямыми исками. В итоге ответственность за убытки, а также моральный вред может лечь не на перевозчика и не на предприятие общественного питания, в котором подозреваемые работали, а на туроператора, не имеющего никакого отношения к поставке, хранению и приготовлению пищи на железной дороге.
«Компания «Калева-Тур» только оплачивала услуги питания, – пояснил юрист. – Причем туроператор не может выбирать поставщика услуг питания на движущемся поезде, он вынужден заключать договоры только с тем юридическим лицом, которое арендует вагон-ресторан у перевозчика». Очевидно, что за инфраструктуру поезда, а также за компании, которые допускаются к его обслуживанию, отвечает сам перевозчик.
По словам директора компании «Калева-Тур» Ии Богоявленской, чтобы попасть в плановую поездку РЖД на август 2021 года, туроператор подал заявку еще в ноябре 2020, выполнил все требования, которые перевозчик выставляет к организованной детской перевозке. «Перед покупкой билетов мы должны были оплатить питание, которое организует «Напитки ТрансСервис». Договор на перевозку у нас с РЖД, но перевозчик не продает билеты, пока не будет заключен договор на питание и меню. А выбора, с кем заключать договор, у нас не было», – пояснила она.
У оператора была группа из 100 детей, они направлялись в оздоровительный лагерь в Туапсе, куда компании организует поездки уже несколько лет. В этом же поезде ехали еще две группы – из Мурманска и Петрозаводска. Всего 251 человек, из них 87 почувствовали себя плохо. В «калевской» группе заболели 20 человек, их с двумя сопровождающими направили в больницы. Остальные поехали в лагерь. Там также была проверка, и в итоге всего 39 детей туроператора пришлось госпитализировать. Одного ребенка забрали домой, родителям была возвращена вся стоимость путевки. Заболевшие дети в среднем провели в больнице 5-7 дней и потом вернулись в лагерь.
По словам г-жи Богоявленской, ответственность компании «Напитки ТрансСервис» по обеспечению качества и безопасности питания закреплена в договоре с туроператором. А в акте главного санитарного врача Северо-Кавказской железной дороги от 7 августа 2021 «возбудителем инфекции признан норовирус, источником (вероятным, возможным) – сотрудники вагона-ресторана». Сопутствующим фактором послужило неудовлетворительное санитарно-техническое состояние вагона-ресторана.
«Тем не менее, иски предъявлены нам. Мама, забравшая ребенка из лагеря, требует 1 млн 100 тыс. рублей за моральный ущерб, еще двое родителей – компенсацию за несостоявшийся отдых, моральный ущерб и стоимость билетов. Остальные пока ждут, но готовы последовать их примеру», – говорит Ия Богоявленская.
В РСТ было решено было поддержать позицию туроператора в судебных заседаниях. «Туроператор оказался в тяжелой ситуации не по своей вине. Дело, однако, еще и в том, что это довольно типичная история, в которую могут попасть многие туроператоры, на которых возлагают ответственность за то, что они не могут проконтролировать, например, безопасность объектов размещения, транспортных средств», – сказал Николай Литаренко.
Согласно отраслевому закону, «туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо». Однако, по словам г-на Литаренко, этот специально поименованное исключение судами никогда не используется.
«В ситуации с «Калева-Тур» есть эта третья сторона, компания «Напитки ТрансСервис», и в рамках судебных заседаний нам было важно донести до судей, что трактовка нормы как налагающей безусловную ответственность на туроператоров при любых обстоятельствах недопустима, – пояснил юрист. – Такой упрощенный подход может привести к самым негативным последствиям для туроператорской деятельности и особенно для организаций, которые занимаются отдыхом детей. Из-за чрезмерного риска за те действия, которые находятся вне зоны контроля туроператоров, они будут вынуждены уйти с рынка».
Николай Литаренко также полагает, что в условиях подготовки Ростуризмом нового отраслевого закона надо особое внимание обратить на формулировки тех статей, которые определяют ответственность туроператоров и третьих лиц.
По результатам прошедших заседаний гражданские дела в отношении компании «Калева-Тур» отложены на начало апреля 2022 года. РСТ будет следить за ходом судебного процесса.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»